Главная > Методические рекомендации


Профильное обучение

Методические рекомендации

по использованию учебников

«Русская литература XIX века. 10 класс». Под редакцией Н.Н. Ионина, М., Мнемозина, 2003;

«Русская литература XIX века. 10 класс». Под редакцией Ю.И. Лыссого, М., Мнемозина, 2001

при изучении литературы на базовом и профильном уровне.

МНЕМОЗИНА

2004 г.

Данные учебные книги составляют единый комплект по литературе для учащихся 10 классов.

Учебник под редакцией Г.Н. Ионина содержит необходимую литературоведческую базу для изучения входящих в курс 10 класса художественных произведений. Он включает изложение историко-литературных сведений, основных фактов жизни и творчества писателей, особенности их творческой индивидуальности и общих характеристик их произведений.

Учебник-практикум под редакцией Ю.И. Лыссого нацелен непосредственно на изучение произведений, на работу над художественным текстом. Он включает сообщения о замысле, композиции и жанре изучаемых произведений, вопросы и задания к их тексту, а также критические и литературоведческие материалы, способствующие выполнению учащимися этих заданий.

Данный комплект учебников можно использовать для эксперимента в изучении литературы в старших классах как на базовом, так и на профильном уровнях.

В своей совокупности и соотнесенности представленные в этих двух учебных книгах материалы обеспечивают на 95% (на базовом уровне) и на 90% (на профильном уровне) изучение курса литературы в 10 классе в соответствии с государственным образовательным стандартом по литературе (2003 г.).

В практике школы имеется опыт разноуровневого обучения учащихся. Речь идет о филологических и гуманитарных классах и гуманитарных гимназиях, число которых выросло за последнее десятилетие. Высказываются разные точки зрения на задачи и содержание изучения литературы в них. Приходится слышать, что обучение в них должно быть приближено к вузовскому, что одним из главных объектов изучения литературы в гуманитарных классах должна быть история литературы (историко-литературный процесс). Поэтому необходимо подчеркнуть, казалось бы, общеизвестное: изучение литературы и на том, и на другом уровнях — это изучение литературы в общеобразовательной школе. У них общая главная цель: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям (имея в виду под приобщением самостоятельное чтение школьниками изучаемых произведений и их духовное освоение под руководством учителя). Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теориилитературы в основном необходимы как инструмент более глубокого постижения произведения.

При общности главной цели у профильного изучения литературы есть и свои, специальные задачи: развитие интереса и способностей учащихся к занятиям литературой (и шире гуманитарными дисциплинами), а также профессиональная ориентация учащихся в гуманитарной области.

В чем же различие двух уровней изучения литературы? Если сравнить стандарт по литературе для базового и профильного уровней, то различие между ними, казалось бы, невелико. В стандарте на профильном уровне указано несколько больше произведений, подлежащих обязательному изучению, несколько шире объем историко-литературных сведений и немного больше перечень теоретико-литературных понятий. И различие в изучении литературы на базовом и профильном уровнях не столько количественное, сколько качественное. Оно состоит не в расширении круга изучаемых произведений на профильном уровне (хотя небольшое расширение этого круга произведений здесь необходимо), а в более глубоком изучении произведений учащимися (отсюда и определение профильного уровня как углубленного изучения литературы). Назвав это различие, нужно сразу пояснить, что определения, что такое глубокое изучение нет и в общем-то быть не может. Известно, что всякое подлинно художественное произведение неисчерпаемо в своем содержании. Поэтому любое его истолкование — это всегда только одна из версий, которая относительно истинна и правильна, даже если представляется убедительно аргументированной. При всех нюансах истолкования произведения в его понимании в науке о литературе есть общее, устоявшееся. Именно на это и ориентируется школьное изучение литературы, одновременно помня, что данное прочтение произведения не является чем-то абсолютным. Однако, если нельзя утверждать, что именно данная версия истолкования произведения является более глубокой, то можно указать на то, что способствует такому более глубокому его прочтению.

Условно ориентиры изучения произведений намечены в аннотациях к программе. В них названы те стороны содержания произведения (проблематика, герои, события) и те стороны его содержательной формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при разборе произведений.

При этом важно, рассматриваются ли названные в аннотации стороны произведения только в своих связях внутри данного произведения или мы выходим за его пределы и наше осмысление содержания подкрепляется рассмотрением внешних связей произведения. Речь идет о соотнесенности произведения в процессе его разбора с различного рода знаниями: особенностями эпохи, в которую жил и творил писатель, фактами биографии писателя, определяющими чертами его мировоззрения, творческой историей произведения и т.д. Например, сопоставление содержания произведения с его замыслом (когда этот замысел зафиксирован самим писателем) является эффективным приемом проникновения в идейный смысл произведения. Такими же эффективными являются сопоставления данного произведения с произведениями других авторов, предшественников и современников, в которых воплощены сходные темы, изображены сходные герои и сюжетные ситуации.

Еще мало используются в изучении произведения сопоставления его различных трактовок. Имеется в виду бытование произведения в историческом времени; зафиксированные письменно особенности его восприятия и осмысления разными поколениями читателей. Эти разные точки зрения прежде всего на героев произведения и их поведение в неоднозначных сюжетных ситуациях при умелом их включении в разбор стимулируют мышление учащихся, их потребность высказаться и тем самым способствуют лучшему пониманию произведения. Чем в большее количество связей мы включаем произведение при разборе, тем глубже будет его постижение учащимися.

В чем-то даже более важное значение имеет то, каким способом изучается произведение, в какой мере знания о проблематике, героях и т.д. усваиваются «в готовом виде»: из объяснения учителя и из учебника, а в какой — «как бы добываются» в ходе разнообразной учебной деятельности под руководством учителя. Во многом именно этим и различаются обычное и углубленное изучение литературы. В стандарте по литературе указаны основные виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, такие, как анализ и интерпретация текста произведения; применение для этого историко- и теоретико-литературных знаний; участие в диалоге и дискуссиях, составление собственных устных и письменных текстов, выражающих понимание произведения, литературные знания, собственные размышления о литературе и общественной жизни. Для профильного обучения существенно, как соотносится такая деятельность учащихся под руководством учителя и их самостоятельная работа. Напомним, что не существует некоего алгоритма, используя который учащиеся могли бы успешно самостоятельно анализировать и интерпретировать любые произведения. Ведь каждое из изучаемых произведений русской классики оригинально в своем идейно-художественном своеобразии. К тому же явление «переноса» знаний и умений на новый учебный материал почему-то плохо «срабатывает» на уроках литературы. Поэтому, подчеркивая значение самостоятельной работы учащихся для профильного обучения, одновременно следует заметить, что объектами самостоятельного рассмотрения произведения учащимися должен, как правило, быть относительно небольшой фрагмент текста.

Задача учителя, особенно при профильном обучении, не сводится к тому, что привести учащихся к некоторому общему уровню усвоения произведения. Методика работы учителя здесь должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от возможностей конкретных учащихся. Немаловажное значение для этого имеет учебно-исследовательская работа учащихся, как индивидуальная, так и групповая, в частности участие их в учебно-исследовательских проектах на межпредметной основе.

Ниже указаны те разделы и параграфы учебников (для каждого уровня отдельно), которые не соответствуют новому стандарту по литературе, а также дополнительные источники, для изучения тех тем, которые раньше не входили в курс литературы 10 класса.

Базовый уровень

В соответствии с государственным образовательным стандартом по литературе (2003) исключить из «Русской литературы XIX века. 10 класс» (Под ред. Г.Н. Ионина) следующие материалы:

раздел «Русская культура первых десятилетий XIX века»;

раздел «Гаврила Романович Державин»;

раздел «Василий Андреевич Жуковский»;

в разделе «Михаил Юрьевич Лермонтов» параграф «Преграда разрушения между добром и злом…» (Маскарад»);

в разделе «Николай Васильевич Гоголь»1 параграф «Драматургия Гоголя;

раздел «Русская культура середины XIX века», кроме параграфа «Расцвет реализма в литературе»;

в разделе «Александр Николаевич Островский» параграфы «Свои люди — сочтемся», и «Бедность не порок», «Творчество А.Н. Островского в предреформенные годы». «Новый расцвет творчества» и «Последний период творчества А.Н. Островского»;

в разделе «Иван Александрович Гончаров» параграфы «Обыкновенная история», «Фрегат Паллада» и «Обрыв»;

в разделе «Иван Сергеевич Тургенев» параграфы «Роман о “гениальной натуре”», «Лирико-философские повести», «Дворянское гнездо», «Роман о новом герое», параграф «Поздние романы и повести»;

в разделе «Николай Алексеевич Некрасов» параграф «Поэзия Некрасова 60-х годов» («Коробейники», «Мороз, Красный нос»), параграф «Творчество Некрасова в 70-е годы»;

в разделе «Алексей Константинович Толстой» параграфы «А.К. Толстой-сатирик», «Исторические драмы и романы А.К. Толстого», «особый путь Толстого в искусстве»;

радел «Николай Гаврилович Чернышевский»;

в разделе «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» параграфы «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы», «Сказки Щедрина»;

в разделе «Николай Семенович Лесков» параграфы «Осмысление народной жизни. Раздумья о «Грешниках», «Романы о путях русской интеллигенции», «Повесть “Очарованный странник”», параграф «Раздумья о ________________

1 В разделах «А.С. Пушкин», М.Ю. Лермонтов», «Н.В. Гоголь» общие характеристики романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и поэмы «Мертвые души» оставлены для использования с целью повторения на вступительных уроках к разделам.

загубленных талантах», параграф «Поздние произведения сатирического звучания»;

раздел «Русская культура последних десятилетий XIX века»;

в разделе «Федор Михайлович Достоевский» параграфы «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»;

в разделе «Лев Николаевич Толстой» параграфы «Автобиографическая трилогия», «На подступах к “Войне и миру”», параграф «Анна Каренина», «После “Анны Карениной”», «Поздние повести Толстого», «Роман “Воскресенье”», «Художественное завещание Толстого».

Исключить из «Русской литературы XIX века. 10 класс». (Под редакцией Ю.И. Лыссого) следующие материалы:

разделы «XVIII век», «Гаврила Романович Державин», «Василий Андреевич Жуковский»;

в разделе «Александр Сергеевич Пушкин» параграфы «Пророк», «Я помню чудное мгновенье…», «Осень», параграфы о романе «Евгений Онегин»;

в разделе «Михаил Юрьевич Лермонтов» параграфы «Дума», «Пророк», «Я не унижусь пред тобою…», параграф «Когда волнуется желтеющая нива…», параграфы о романе «Герой нашего времени»;

в разделе «Николай Васильевич Гоголь» параграфы о поэме «Мертвые души»;

в разделе «Иван Сергеевич Тургенев» параграфы «Базаров: разноречивость оценок», «О возможных прототипах Базарова», «Размышления Тургенева о проблеме положительного героя», в параграфе «Перечитаем роман» задания и материалы к ним: 16, 17, 18, 22, 23, 24;

в разделе «Федор Михайлович Достоевский» в параграфе «Авторский замысел и художественное своеобразие романа» задания и материалы к ним: 2, в параграфе «Перечитаем роман» задания и материалы к ним: 5, 13, 14, 15, 20;

в разделе «Алексей Константинович Толстой» параграфы «Поэт» и «Василий Шибанов», в разделе «Лев Николаевич Толстой» в параграфе «Перечитаем роман» задания и материалы к ним: 13, 14, 15, 18, 22;

в разделе «Николай Семенович Лесков» параграф «Очарованный странник».

Дополнительные источники, которые могут компенсировать недостающий в этих учебных книгах материалы:

к теме «Александр Сергеевич Пушкин»:

В.С. Баевский. История русской поэзии. Смоленск, Ручич, 1994;

Глава «Медный всадник» в учебнике-практикуме «Литература. Русская классика. 9 класс». Под редакцией Г.И. Беленького. М., Мнемозина, 2003;

В.С. Непомнящий. Лирика Пушкина как духовная биография. Издательство МГУ, 2001, Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам»;

Н. Скатов. Пушкин. Л. Детская литература, 1991;

к теме «Михаил Юрьевич Лермонтов»:

С.И. Кормилов. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам»;

к теме «Николай Васильевич Гоголь»:

глава «Невский проспект» в учебнике-практикуме «Литература. Русская классика. 9 класс». Под редакцией Г.И. Беленького. М., Мнемозина, 2003;

В. Маркович. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., Художественная литература, 1989. Серия «Массовая историко-литературная библиотека»;

к теме «Николай Алексеевич Некрасов»:

А.А. Илюшин. Поэзия Некрасова. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам»;

к теме «Алексей Николаевич Толстой»:

А.А. Илюшин. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам».

Профильный уровень

В соответствии с государственным образовательным стандартом по литературе (2003) исключить из «Русской литературы XIX века. 10 класс». (Под редакцией Г.Н. Ионина) следующие материалы:

раздел «Гаврила Романович Державин»;

раздел «Василий Андреевич Жуковский»;

в разделе «Михаил Юрьевич Лермонтов» параграф «Преграда рушена между добром излом…» (Маскарад»);

в разделе «Николай Васильевич Гоголь» параграф «Драматургия гоголя»;

в разделе «Александр Николаевич Островский» параграфы «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «Творчество Островского в предреформенные годы», «Новый расцвет творчества», («Последний период творчества А.Н. Островского»;

в разделе «Иван Александрович Гончаров» параграфы «Обыкновенная история», «Обрыв»;

в разделе «Иван Сергеевич Тургенев» параграфы «Роман о “гениальной натуре”», «Лирико-философские повести», «Дворянское гнездо», «Роман о новом герое», параграф «Поздние романы и повести»;

в разделе «Николай Алексеевич Некрасов» параграф «Поэзия Некрасова 60-х годов» «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);

в разделе «Алексей Константинович Толстой» параграфы «Исторические драмы и романы Толстого»;

в разделе «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» параграфы «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы», «Сказки Щедрина»;

в разделе «Николай Семенович Лесков» параграфы «Осмысление народной жизни. Раздумья о «Грешниках», «Романы о путях русской интеллигенции», параграфы «Раздумья о загубленных талантах» и «Поздние произведения сатирического звучания»;

в разделе «Федор Михайлович Достоевский» параграфы «Идиот», «Бесы», «Братья Карамозовы»;

в разделе «Лев Николаевич Толстой» параграфы «Автобиографическая трилогия», «На подступах к “Войне и миру”», параграфы «Анна Каренина», «После “Анны Карениной”», «Поздние повести Толстого», «Роман “Воскресенье”», «Художественное завещание Толстого».

Исключить из «Русской литературы XIX века. 10 класс». Под редакцией Ю.И. Лыссого следующие материалы:

разделы «XVIII век», «Гаврила Романович Державин», «Василий Андреевич Жуковский»;

в разделе «Александр Сергеевич Пушкин» параграфы «Пророк», «Я помню чудное мгновенье…», параграфы о романе «Евгений Онегин»;

в разделе «Михаил Юрьевич Лермонтов» параграфы «Дума», «Пророк», «Я не унижусь перед тобою…», параграф «Когда волнуется желтеющая нива…», параграфы о романе «Герой нашего времени»;

в разделе «Николай Васильевич Гоголь» параграфы о поэме «Мертвые души»;

в разделе «Алексей Константинович Толстой» параграфы «Поэт» и «Василий Шибанов».

Дополнительные источники, которые могут компенсирвоать недостающий в этих учебных книгах материалы:

к теме «Александр Сергеевич Пушкин»:

В.С. Баевский. История русской поэзии. Смоленск, Ручич, 1994;

Н. Скатов. Пушкин. Л. Детская литература, 1991;

В.С. Непомнящий. Лирика Пушкина как духовная биография. Издательство МГУ, 2001, Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам»;

глава «Медный всадник» в учебнике-практикуме «Литература. Русская классика. 10 класс». Под редакцией Г.И. Беленького. М., Мнемозина, 2003;

А. Репин. «Борис Годунов. Трагедия Пушкина» Литература (Приложение к газете «1 сентября»). 200ёёёёёёёёёёёёёёёёёё2, № 23.

Г. Красухин. «Удачливый соперник Бориса? Литература (Приложение к газете «1 сентября») 2003, № 27—28.

к теме «Михаил Юрьевич Лермонтов»:

С.И. Кормилов. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам»;

Е. Пульхрибудова. «Демон» как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова. М.-л., 1964;

к теме «Николай Васильевич Гоголь»:

глава «Невский проспект» в учебнике-практикуме «Литература. Русская классика. 9 класс». Под редакцией Г.И. Беленького. М., Мнемозина, 2003;

В. Маркович. Петербургские повести Н.В, Гоголя. Л., Художественная литература, 1989. Серия «Массовая историко-литературная библиотека»;

к теме «Александр Николаевич Островский»:

А.. Журавлева, М.С. Макеев. Александр Николаевич Островский. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам» (о пьесе «Лес»);

к теме «Николай Алексеевич Некрасов»:

А.А. Илюшин. Поэзия Некрасова. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам»;

Н.Н. Скатов. Я лиру посвятил народу своему. О творчестве Некрасова, м, Просвещение, 1985.

к теме «Алексей Константинович Толстой»:

А.А. Илюшин. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого. Издательство МГУ, 1999. Серия «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам».

Тематическое планирование курса литературы в 10 классе

(базовый и профильный уровни)

Предлагаемое тематическое планирование составлено в соответствии со стандартом среднего (полного) образования по литературе (2003 г.). Планирование рассчитано на использование учебных книг «Русская литература XIX века. 10 класс» (под ред. Г. Н. Ионина), М., Мнемозина, 200 , и «Русская литература XIX века. 10 класс» (под ред. Ю. И. Лыссого), М., Мнемозина, 2001, рекомендованных Министерством образования для общеобразовательных учреждений.

Ниже рядом с обозначенными в планировании темами уроков, посвященных изучению произведений, указаны (для каждого уровня) номера заданий из соответствующих разделов учебника-практикума.

Задания в учебнике-практикуме состоят из собственно задания (вопроса или нескольких вопросов), обращенного чаще всего к тексту произведения, и материалов из литературоведческих и критических работ, помогающих учащимся выполнить эти задания. Вопросы и соответственно материалы к ним различаются уровнем сложности: одни из них обращены к непосредственному содержанию произведения, направлены на осмысление того, что принято обозначать как «мир произведения», другие носят проблемный характер, ставят учащихся в ситуацию выбора, стимулируют их собственные размышления.

Указания на номера заданий не только разграничивают материал учебника-практикума для разных уровней, но и своими вопросами в соединении с относящимися к ним материалами в определенной степени задают глубину изучения произведения, ориентируют учителя в различении двух уровней в изучении одного и того же произведения.

Базовый уровень



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профильное обучение методические рекомендации (2)

    Методические рекомендации
    ПрофильноеобучениеМетодическиерекомендации по использованию учебников ... и общественной жизни. Для профильногообучения существенно, как соотносится такая ... самостоятельной работы учащихся для профильногообучения, одновременно следует заметить, ...
  2. Профильное обучение методические рекомендации по использованию учебника «геометрия»

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ по использованию учебника «ГЕОМЕТРИЯ» автор И.М. ... к основному, так и дополнительному материалу. Представленные методическиерекомендации полностью соответствует новым стандартам по ...
  3. Профильное обучение методические рекомендации

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методическиерекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. ... пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильноеобучение. В основу содержания курса ...
  4. Профильное обучение методические рекомендации (1)

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методическиерекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильноеобучение. Во втором концентре ...
  5. Профильное обучение методические рекомендации (3)

    Методические рекомендации
    ПРОФИЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методическиерекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильноеобучение. Во втором концентре ...

Другие похожие документы..