Главная > Методические указания


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа»

Мурманск 2008

УДК 36(07)

ББК 60.9р

М54

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Рецензенты: О.В. Грашевская, к.и.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.

В.А. Милиев, к.ф.н., доцент, директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

Шовина Е.Н. Методические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа». – Мурманск, 2008. – 70 с.

В методических указаниях рассматривается методика подготовки, написания и оформления научно-исследовательских работ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 «Социальная работа». Даны рекомендации по работе с литературой, приведены примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 040101 «Социальная работа». Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по указанной специальности.

Печатается в авторской редакции

ISBN

© Мурманский государственный

педагогический университет (МГПУ), 2008

Введение

Современное высшее образование ориентируется на модель выпускника, который должен в современных условиях быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей специальных умений, знаний, навыков. Поэтому особое внимание уделяется организации самостоятельной творческой работы студентов, развитию навыков критического мышления с опорой на существующие научные подходы, теоретические школы, концепции.

Социальная работа, получившая широкое распространение во всем мире, активно развивается в настоящее время в нашей стране. Подготовка специалистов по социальной работе — сложный, многогранный и многопрофильный процесс, включающий в себя как теоретическую и практическую подготовку, так и приобретение опыта научного исследования. Одним из способов формирования навыков самостоятельной работы является выполнение студентом исследовательских работ: подготовка научных докладов, написание рефератов, курсовых, выпускной квалификационной работы.

Еще одной причиной, обуславливающей внимание к самостоятельной работе студента, являются изменения, происходящие в системе высшего образования, включение России в Болонский процесс. Это приводит не только к необходимости повышения качества и конкурентоспособности в сфере образования, но и к сокращению аудиторной нагрузки студентов, увеличению объема часов, отводимых на самостоятельную работу. Это повышает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних заданий.

Подготовка и выступление с докладом, выполнение и защита рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ — важные и сложные виды учебно-исследовательской работы, которые способствуют углублению и расширению знаний в области теории и технологии социальной работы, формированию умения творчески применять полученные теоретические знания на практике, развитию у студентов интереса к научному исследованию. Полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без осуществления научной работы. Кроме того, такие виды работ дают возможность преподавателю оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Данные рекомендации позволяют студентам получить представление о требованиях, которые предъявляются к написанию и оформлению научно-исследовательских работ.

Основные виды научно-исследовательской работы студента

К основным видам и организационным формам научной работы студентов относятся доклад, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, различающиеся целью написания и уровнем сложности.

Доклад

Доклад – развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, в присутствии слушателей.

Темами доклада обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами. Обычно студенты выступают с докладами на семинарских занятиях или конференциях, по результатам которых публикуется сборник тезисов докладов.

Тезисы докладов являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения докладов. Тезисы доклада обычно имеют объем до 3 страниц, содержат в себе самые существенные идеи, сохраняют логику доклада и его основное содержание.

Подготовка доклада включает в себя следующие этапы:

- изучение наиболее важных работ по данной теме, перечень которых обычно устанавливается преподавателем;

- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений различных ученых и научных положений;

- обобщение и логическое построение материала доклада, написание развернутого плана;

- написание текста доклада в научном стиле.

Структура доклада традиционная для научной работы и включает в себя три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т.п. Основная часть включает в себя четкое последовательное связное логическое изложение материала. Необходимо избегать ненужных повторений и отступлений. В заключении должны быть сформулированы выводы.

Реферат

Реферат (от лат. reffere - сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и пр.

Цель реферата – расширить представления студентов по определенной теме и добиться освоения не разрозненных научных идей, автономных по своему исполнению и представлению, а охватить по возможности широкий круг научных мнений и подходов к одной и той же проблеме, вскрыть противоречия, основанные на несовпадении оценок и точек зрения различных авторов.

Реферат является итогом самостоятельного изучения студентов одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен уметь выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящены работы, пути и способы их решения, предлагаемые автором или авторами.

Этапы выполнения научного труда (реферата, курсовой, дипломной работ) во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Написание реферата требует использование следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:

  1. подбор и изучение основных источников по теме, составление библиографии;

  2. составление плана реферата – прием, широко используемый в школе, но в условиях вузовского обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух - трех и более ступенчатых сложных планов;

  3. цитирование мыслей, положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщений и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;

  4. составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря;

  5. написание реферата;

  6. публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую содержание проблемы; заключение, в котором студент кратко формулирует выводы; список использованной литературы.

Основная часть монографического реферата может быть различной:

- конспективной, т.е. ее содержание полностью соответствует структуре монографии, анализируемой студентом, и отражает основные ее разделы, главы или параграфы;

- фрагментарной, т.е. содержание реферата включает в себя рассмотрение только определенных частей изучаемой монографии;

- аналитической, т.е. содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой и определяется планом реферата.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структур. Разница заключается в том, что при его написании студент осуществляет более сложную аналитическую работу, связанную с необходимостью серьезного обобщения, сопоставления и осмысления материала, изложенного в разных научных источниках. Необходимо показать сходство и различия в изложении одних и тех же аспектов проблемы разными авторами.

Композиционно обзорные рефераты могут строиться различно: последовательно, т.е. когда каждый из источников рассматривается по отдельности, или аналитически, т.е. когда рассматриваются аспекты проблемы, нашедшие отражение в различных источниках.

Курсовая работа

Курсовая работа – это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя – научного руководителя.

Цель курсовой работы– проверка и закрепление полученных студентами теоретических и практических знаний по циклам специальных, методических и педагогических дисциплин, умения использовать их в учебно-педагогическом процессе и расширения навыков самостоятельной исследовательской работы.

Курсовая работа — особый вид учебно-научного исследования, важнейшими задачами которого являются:

- закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;

- овладение методами научных исследований;

- формирование навыков решения творческих задач в ходе учебно-научного исследования по определенной теме.

Студенты выполняют курсовые работы, начиная со второго курса, по таким предметам как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы».

Этапы выполнения курсовой работы:

  1. Выбор темы курсовой работы и определение ее примерного содержания совместно с научным руководителем. Конкретизация формулировки темы курсовой работы. (Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплинам «Теория социальной работы» и «Технология социальной работы» см. Приложения 11, 12).

  2. Знакомство и отбор литературы по теме исследования.

  3. Теоретический анализ отобранной литературы.

  4. Составление плана курсовой работы с учетом всех методических указаний по теме исследования.

  5. Планирование исследовательской (экспериментально-практической) работы, ее проведение, анализ результатов.

  6. Написание курсовой работы, ее оформление.

В каждой курсовой и квалификационной работе выделяются следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (образец см. Приложение 1).

2. Содержание (оглавление) (образец оформления см. Приложение 2).

3. Введение (вводная часть), включающее в себя описание актуальности темы исследования, формулирование цели и задач, объекта и предмета, гипотезы, теоретической и методической базы курсовой работы. Объем 3 – 4 страницы.

4. Основное содержание работы, состоящее обычно из 2-х или 3-х глав. В теоретической главе раскрывается история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы, позиция автора курсовой. В практической главе дается описание методов, ход самостоятельно проведенного эксперимента, полученные результаты.

5. Заключение отражает итоги работы, выводы к которым пришел автор, его рекомендации.

6. Список литературы, включающий не мене 20 литературных источников.

7. Приложения.

Более подробно этапы выполнения и элементы содержание научно-исследовательской работы студента мы рассмотрим далее при характеристике содержания выпускной квалификационной работы. Типичные ошибки в структуре и оформлении курсовой работы см. Приложение 3.

Обычно выбранная студентом на 2-ом курсе тема научного исследования обучения получает дальнейшее развитие и углубление в курсовых работах последующих лет, постепенно усложняясь. Однако это положение не является правилом.

Объем курсовой работы – 25 – 30 страниц печатного текста без приложений. Курсовая работа оформляется по определенным правилам (см. гл. Оформление письменной научной работы), затем сдается на проверку научному руководителю, а потом публично защищается студентом.

Защита курсовой работы проходит в определенном порядке и включает в себя ряд обязательных процедурных моментов. Защита проходит в присутствии комиссии, состоящей не менее чем из трех человек. Обычно это научные руководители других студентов, заведующий кафедрой. На защите кроме защищающихся студентов могут присутствовать все желающие.

Каждый студент, защищающий свою курсовую работу, делает небольшой доклад (10 – 15 мин.) по своей теме, в котором он должен отразить наиболее существенные положения работы: обосновать выбор темы (ее актуальность), сформулировать цель и задачи курсового исследования, указать теоретическую и экспериментальную базу исследования, сделать выводы. Затем зачитывается отзыв, который пишет научный руководитель на каждую курсовую работу своего студента. После этого студенту задаются вопросы по содержанию его курсовой работы, выслушиваются его ответы. При этом студент должен продемонстрировать умения формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, логично ее аргументировать, публично выступать. После выступления студента и ответа на вопросы комиссия на закрытом заседании путем открытого обсуждении и голосования выставляет оценки, которые объявляются студентам и проставляются в ведомость.

Так как процедура защиты одного студента в целом занимает 30 минут, за один раз (один день) может защищаться около 6-7 человек. Поэтому иногда, при большом количестве студентов процедура защиты курсовой работы опускается. В этом случае оформленные работы сдаются научным руководителям, которые пишут отзыв на курсовую работу и выставляют оценку студенту.

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это итоговая аттестационная научная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Различия между курсовой и выпускной квалификационной работами заключаются в объеме научно-практического материала, уровне его осмысления и подачи. Выпускная квалификационная работа может и должна представлять собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненных курсовых работ, в которых обычно рассматриваются более узкие вопросы и решение которых носит преимущественно учебно-познавательный характер с элементами научного исследования. Сравнительный анализ требований к содержанию и оформлению курсовой и выпускной квалификационной работ можно увидеть в таблице 1.

Сравнительная характеристика курсовых и выпускных квалификационных работ

Таблица 1

,

п/п

Параметры оценки

Курсовая работа

Выпускная квалификационная работа

1

2

3

Срок написания

1 год

2 года, обычно продолжение темы курсовой работы

Объем работы

25 – 30 страниц печатного текста

60 страниц печатного текста

Структура

2 главы – обычно теоретическая и практическая части

2 – 3 главы, обязательно практическая (экспериментальная) часть работы

План

Возможен простой план

Сложный развернутый план работы

Гипотеза

Описательная

Описательная или объяснительная

Теоретическая часть работы

Определение основных подходов к решению изучаемой социальной проблемы

Характеристика общих подходов к разрешению проблемы, определение конкретного способа решения проблемы. Анализ научных трудов по теории и технологии социальной работы, методической, психолого-педагогической литературы, имеющегося опыта разрешения проблемы.

Экспериментальная часть

Констатирующий эксперимент или констатирующий эксперимент и небольшая часть формирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент (желательно)

Продолжение табл. 1

,

п/п

Параметры оценки

Курсовая работа

Выпускная квалификационная работа

1

2

3

Заключение

Обобщенные выводы по всей работе. Рекомендации по использованию результатов исследования (не обязательно)

Выводы по теоретической и экспериментальной частям исследования. Рекомендации по использованию результатов исследования.

Библиография

Около 20 источников

Не менее 25 источников

Оформление

Печатный вариант

Печатный вариант

Выпускная квалификационная работа является определенным итогом всей учебной и научно-исследовательской работы выпускника вуза и выполняет следующие основные задачи:

  • систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практиче­ские знания по специальности, позволяет применить эти знания при ре­шении конкретных профессиональных задач;

  • формирует и развивает умение логично и грамотно излагать литера­турный материал и данные собственного исследования;

  • демонстрирует комплексный, междисциплинарный характер соци­альной работы как профессии, научной и учебной дисциплины;

  • позволяет студенту-выпускнику принять активное участие в станов­лении и развитии теории и практики социальной работы в России;

  • позволяет судить об уровне знаний, умений и навыков, приобретенных студентом за годы учебы, т.е. о теоретической и практической подготовленности студента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года Протокол №6 Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Отчет
    ... ( 5.5 п.л) Виноградова Т.В., Волохова В.В., Кожанов А.А. Дипломная работа. Методическиеуказанияпонаписанию, оформлению и защите дипломных работпоспециальности «Историко-архивоведение. Петрозаводск: Издательство ...
  2. Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 - социальная работа» (учебно-методические материалы)

    Программа
    ... (МГПУ), 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихсяпоспециальности «040101 - Социальнаяработа», подготовлены в соответствии ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... научно-исследовательскойработыстудентов, обучающихсяпоспециальности «социальнаяработа», важное значение имеет участие преподавателей кафедры социологии и социальнойработы в Российско-финляндском проекте «Социальнаяработа ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (24)

    Отчет
    ... обучения; «Социальнаяработа»040101, очная форма ... работупонаписанию учебников, учебно-методических пособий; активизировать работупо ... работы. Студенты, обучающиесяпоспециальности экология, принимают активное участие в научноисследовательской ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (19)

    Отчет
    ... ВСО, студентысоциальнойработы принимают активное участие в научно-исследовательскойработе. На кафедре ... студенты, обучающиеся на кафедре, обеспечены методическимиуказаниями для подготовки к СЗ и дневниками по практике. Ведется постоянная работа ...

Другие похожие документы..