Главная > Методические указания


Оформление иллюстративного материала

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу научной работы. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо; они должны строго соответствовать тексту. Обязательна сквозная нумерация иллюстративного материала. Ссылки в текстена номер иллюстрации пишут сокращенно и без знака №, например: рис. 4, табл. 3. Если иллюстрация не сопровождается порядковым номером, то его следует писать в тексте полностью, без сокращений; например: «из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т.д.

Кроме номера, каждая иллюстрация должна иметь заголовок, и экспликацию (объяснение), если это необходимо. В этом случае детали рисунка обозначают цифрами, и соответствующие пояснения выносятся в подпись; например: 1 – лица, получающие материальную помощь; 2 – лица, получающие психолого-педагогические услуги.

Таблицы, рисунки, чертежи, графики как в тексте, так и в приложении работы должны быть выполнены на стандартных листах (формат А4) или наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Выделяют следующие виды иллюстративного материала, используемого в научно-исследовательских работах: схема, рисунок, таблица, диаграмма, график.

Схема – это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или социального процесса. На схемах используют стандартные обозначения. Назначение схемы – способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

Рисунки обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей.

Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные.

Линейную диаграмму строят на поле координат, где на оси абсцисс откладывают один показатель, а на оси ординат – другой показатель на определенный момент времени, затем вершины ординат соединяют прямыми, образуя единую ломаную линию. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам. Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемонстрировать взаимозависимость математических величин, а также результаты обработки статистических и других количественных показателей. Над графиком помещают его заголовок. В подрисуночной подписи следует дать масштаб графика, пояснения условных знаков и необходимые уточнения. Оси абсцисс и ординат графика вычерчивают сплошными линиями. На концах координатных осей стрелки не ставят. Графики снабжают либо координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат, либо по осям наносится масштаб короткими рисками.

Таблица – это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами.

Требования, предъявляемые к табличной информации:

  1. в правом верхнем углу таблицы пишут слово «Таблица» и порядковый номер арабскими цифрами. Например: «Таблица 4» без знака № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте работы только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут;

  2. заголовок таблицы пишут строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце и размещают симметрично;

  3. заголовки граф начинают с прописной буквы, а подзаголовки целиком выполняют строчными буквами без точки в конце;

  4. заголовки в единственном числе именительном падеже в самой таблице пишут с прописной буквы;

  5. надписи в таблице должны читаться по горизонтали без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке;

  6. таблицу размещают сразу после текста, в котором она упоминается или на следующей странице.

При оформлении таблиц нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова. Заголовки должны быть максимально точными и простыми. Образец оформления таблицы см. Приложение 10.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 4»; заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.

При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.

Оформление библиографического списка литературы

В конце научно-исследовательской работы обычно помещается список, использованных при ее написании литературных источников. Этот раздел работы называется библиографическим списком литературы или списком литературы.

Выделяют следующие виды списков литературы:

- алфавитный, когда записи располагаются по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений;

- систематический, когда литературные источники располагаются по заранее выделенным рубрикам;

- хронологический, когда литературные источники располагаются в зависимости от года издания.

В студенческой научно-исследовательской работе используется алфавитный вид библиографического списка литературы.

Если литературный источник имеет одного – двух авторов, то сначала пишутся их фамилии с инициалами, название работы, место издания, название редакции, год издания, количество страниц в работе. Например:

Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 192 с.

Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:

Сигида Е.А. и др. Содержание и методика социальной работы: Учеб. пособие для для студ. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 346 с.

Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения. Например:

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.

Профессионализация социальной работы: Сборник научных статей / Отв. ред. Л.С. Малик. – Архангельск: Поморский университет, 2001. – 208 с.

В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая черта (/) и с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Основы социальной работа: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

Социальное планирование: Сб. текстов : пер. с англ. и нем. / Под ред. Л.Т. Волчковой, В.Н. Мининой. – СПб.: ООО «Нева», 2001. – 176 с.

Социальному работнику о проблеме домашнего насилия: Метод. мат-лы / Сост. Е.Потапова, А.Синельников. – М: ГП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2001. – 104 с.

В случае если ссылка дается на какую-либо статью, изданную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

Фрейд З. Деятельность сновидения // Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. – М.: Медицина, 1991. – С. 91 – 227.

Никитин В. А. Некоторые проблемы взаимосвязи социального образования и социальной политики на пороге XXI века // Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003. - С. 48 – 53.

Если ссылка дается на какую-либо статью среди произведений (статей), изданных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

Дуновски И. Воспитание приемных детей // Воспитание детей в неполной семье / Общ. ред. Н.М. Ершовой. – М.: «Прогресс», 1980. - С. 123 – 138.

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора или названия работы пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т., например:

Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. / Гл.ред. Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М.: Наука, 1980.

Внимание: год издания источника указывается без буквы «г», при отсутствии года издания пишут «б.г.» (без года); место издания указывается обязательно в именительном падеже. Если в книге имеется указание на два места издания, то в библиографическом описании приводим их оба и отделяем точкой с запятой, например:

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студ. – Изд. 4-е, доп. и перераб. / Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: Изд.центр «МарТ», 2004. – 400 с.

При оформлении библиографического списка литературы допустимы следующие сокращения:

Том 3 – Т. 3.

Книга 1 – Кн. 1.

Раздел 6 – Разд. 6.

Выпуск 3 – Вып. 3.

Глава 8 – Гл. 8.

Страница 200 – С. 200.

При библиографическом описании статей из журналов и газет указываются фамилия и инициалы авторов, полное название статьи, затем ставятся две косые линии (//), приводится название журнала (газеты), далее идет точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если из газеты, то указывается дата выпуска номер), точка, тире, страницы, точка. Например:

Карелова Г. Уполномоченный по правам ребенка: первые итоги деятельности // Социальная педагогика. – 2003. - № 2. – С. 3 – 6.

Иванов Н.П. Генезис благотворительности в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. - № 2. – С. 75 – 83.

Оформление приложений

По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в реферате более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 2», «Приложение 3» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; например: см. Приложение 2.

Об особенностях языкового стиля научной работы студента

Для написания научно-исследовательской работы используется научный стиль речи, который не допускает использования:

- оборотов разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;

- различных научных терминов, близких по смыслу, для одного и того же понятия;

- иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- употребление понятий и терминов, непонятных автору по смыслу;

- буквенных обозначений, сокращений, не соответствующих принятым в действующем законодательстве или государственных стандартах;

- слов с ярко выраженной экспрессивной эмоциональной оценкой;

- глаголов и местоимений единственного числа первого лица.

В тексте не должно быть многословия, тавтологии, смыслового дублирования.

В научном стиле интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:1

Предметом дальнейшего рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе последней….

Эта деятельность может быть определена как…

С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

При этом … должно (может) рассматриваться как …

Рассматриваемая форма…

Ясно, что…

Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

Логика рассуждения приводит к следующему…

Как хорошо известно…

Следует отметить…

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать

Следует писать

Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1 …

Приведем варианты конструкций, связывающих композиционные части схемы-модели научно-исследовательской работы.

- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи:

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных….) вопросов (проблем….)

- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов:

Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу:

В заключение можно сказать, что...

На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

Группы глаголов, употребляемые при реферировании:

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье: автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).

2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...

3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:

Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.

Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...

8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:

- передающие позитивное отношение автора:

Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.

- передающие негативное отношение автора:

Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

Заключение

Данное методическое пособие было инициировано к созданию растущей необходимостью в расширении круга литературы, посвященной подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по специальности 040101 социальная работа, а также ростом времени, отводимого на самостоятельную научно-исследовательскую работу, и необходимостью повышения эффективности его использования.

Невозможно осветить все вопросы, встающие перед студентом в процессе его научного творчества, поэтому в работе уделено внимание только ключевым аспектам написания курсовых и выпускных квалификационных работ. Автор надеется, что данные методические указания помогут студентам правильно организовывать свою научную деятельность, плодотворно работать с литературными источниками, рационально использовать внешние и внутренние ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Желаем успеха в научно-исследовательской работе!

Библиографический список литературы

Баловсяк Н.В. Реферат. Курсовая, диплом на компьютере. Популярный самоучитель. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 128 с.

Волкова О.А., Дурасанова Т.П. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. — Балашов: Изд-во ";Николаев";, 2003. – 72 с.

Воронин А.С. Как написать реферат по дисциплинам специальности «социальная работа». - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005. – 26 с.

Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 80 с.

Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 44 с.

Кожекина Т.В. Клименко И.Ф. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях. – М.: Вербум-М, 2002. – 112 с.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика напи­сания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов. — М.: «Ось— 89», 1997. – 208 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года Протокол №6 Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Отчет
    ... ( 5.5 п.л) Виноградова Т.В., Волохова В.В., Кожанов А.А. Дипломная работа. Методическиеуказанияпонаписанию, оформлению и защите дипломных работпоспециальности «Историко-архивоведение. Петрозаводск: Издательство ...
  2. Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 - социальная работа» (учебно-методические материалы)

    Программа
    ... (МГПУ), 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихсяпоспециальности «040101 - Социальнаяработа», подготовлены в соответствии ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... научно-исследовательскойработыстудентов, обучающихсяпоспециальности «социальнаяработа», важное значение имеет участие преподавателей кафедры социологии и социальнойработы в Российско-финляндском проекте «Социальнаяработа ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (24)

    Отчет
    ... обучения; «Социальнаяработа»040101, очная форма ... работупонаписанию учебников, учебно-методических пособий; активизировать работупо ... работы. Студенты, обучающиесяпоспециальности экология, принимают активное участие в научноисследовательской ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (19)

    Отчет
    ... ВСО, студентысоциальнойработы принимают активное участие в научно-исследовательскойработе. На кафедре ... студенты, обучающиеся на кафедре, обеспечены методическимиуказаниями для подготовки к СЗ и дневниками по практике. Ведется постоянная работа ...

Другие похожие документы..