Главная > Методические указания


Работа с литературой

Разновидности используемой литературы

В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности в вузе студент неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельной работы с литературными источниками. Литература, используемая при обучении в вузе, многообразна по типам, видам и жанрам изданий. Рассмотрим наиболее важные и распространенные виды: учебную, научную, информационно-справочную литературу.

К учебной литературе относятся:

Учебник – основной вид учебной литературы – это книга, содержащая систематическое изложение знаний, которые обязательны для усвоения студентами в рамках определенной учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с учебной программой. Учебник обязательно утверждается высшим органом образования страны, о чем обязательно указывается на обороте титула (второй странице). В учебнике материал подается в определенной методической обработке и последовательности, т.е. в соответствии с возрастом, уровнем знаний, когнитивными особенностями обучающихся.

Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине. Здесь материал излагается в соответствии с научной позицией того или иного ученого.

Учебное пособие - разновидность учебного издания, в котором представлен материал, отражающий позицию его автора (авторов) только по части учебного курса, имеющий больший акцент на практическую сторону усвоения материала и применения теоретического знания.

К учебным пособиям относятся также учебные словари, справочники, таблицы и т.п.

Методическое пособие - разновидность учебного издания, в котором содержатся практические рекомендации по какому-либо вопросу учебного курса, содержатся конкретные советы по выполнению определенных учебных заданий, проведения лабораторно-практических занятий.

К научной литературе относятся:

Монография (от греч. monos один, единственный + grafo пишу) – научное или научно-популярное книжное издание, в котором подробно и всесторонне исследуется и освещается одна проблема, тема или вопрос. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам (коллективная монография).

Сборник научных трудов (статей) – книжное издание, в котором собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной научной проблеме, которая может рассматриваться с различных точек зрения.

Научная статья – научное сообщение, публикуемое в журнале или сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы по тому или иному направлению, проблеме, теме.

Материалы конференции, семинаров, симпозиумов – научный сборник, издаваемый по итогам конференции, семинаров, симпозиумов. Обычно в такие сборники включаются наиболее интересные доклады, тезисы докладов, стенограммы и материалы круглых столов и обсуждений, состоявшихся на рабочих группах или секциях, принятые участниками решения и рекомендации. Такие материалы дают возможность познакомиться с работой конференции тем, кто на них не был.

Научный журнал – периодическое издание, содержащее статьи и другие материалы научного характера и имеющее постоянную рубрикацию. Каждая сравнительно крупная научная отрасль имеет свои центральные журналы, которые распространяются по подписке и доступны для большого числа специалистов данной области. Данный факт делает его важным источником научной информации, позволяющим оперативно делать достоянием широкой общественности материалы, содержащие новые идеи, обсуждать актуальные вопросы, предполагаемые пути решения проблем, сообщать о наиболее значительных событиях научной жизни (научных открытиях, конференциях, новых изданиях). В сфере социальной работы и социальной педагогики такими журналами являются журналы «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Работник социальной службы», «Журнал социальной работы», а также «СОЦИС», «Журнал социальной антропологии и социологии», «Журнал исследований социальной политики», «Социальная политика и социология» и пр.

Помимо центральных научных журналов распространены журнальные издания ведущих вузов страны, научных обществ и ассоциаций. Например, «Научные записки Российского государственного социального университет», «Научные записки МГУ», «Вестник МГТУ» и пр.

К научным изданиям также относится диссертация. Диссертация (от лат. рассуждение, исследование) – специальная форма научного исследования, которая подготовлена диссертантом (соискателем) для публичной защиты на заседании специализированного Совета определенного высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения и получения ученой степени. Диссертация дает право на получение ученой степени кандидата или доктора наук. Каждая диссертация имеет автореферат диссертации, т.е. ее краткое изложение, оформленное в виде брошюры. Эти виды работ существуют на правах рукописи. С ними можно ознакомиться в библиотеках тех вузов, где есть диссертационные советы по защите кандидатских или докторских диссертаций, а также в крупных научных библиотеках.

К справочно-информационной литературе относятся:

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два вида энциклопедий: универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности, и отраслевые, отражающие сведения из одной определенной области знания.

К первым, например, может быть отнесена Большая советская энциклопедия, ко вторым – Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.). В 3-х т. / Глав. науч. ред. Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных статей, каждая из которых содержит основную информацию по существу вопроса: изложение научной теории, исторического события, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи располагаются в алфавитном порядке их заглавий или по определенному систематическому принципу.

Любая энциклопедия снабжена системой ссылок и указателей, помогающих найти необходимую информацию.

Энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее собой краткий вариант энциклопедии, материал в котором расположен в алфавитном порядке. Энциклопедические словари также могут быть универсальные и отраслевые. Например, среди словарей по социальной работе можно упомянуть следующие:

- Словарь по социальной педагогике / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

- Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой и др. Минск, 2003.

- Социальная работа: Словарь – справочник / Под ред. В.И. Филоненко; Сост.: Е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович, А.О. Бухановский и др. – М.: «Контур», 1998 и пр.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно отыскать. Структура справочника определяется его назначением, характером содержащейся в ней информации. Обычно в справочнике есть вступительная статья, которая разъясняет, как им надо пользоваться. Также справочник обычно снабжен указателями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. Среди справочников по социальной педагогике и социальной работы следует назвать:

- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

- Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрист, 2000.

Терминологический словарь (глоссарий) – справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов – терминов, используемых в какой-либо области знания. Например,

- Лексикон социальной работы / Ред. С.М. Кибардина, С.И. Михайлова, О.М. Чернышева.- Изд. 2-е., испр. и доп. – Вологда: «Русь», 2001.

- Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. - М.: «Дашков и К», 2007.

Толковый словарь – справочное издание, содержащее перечень расположенных в алфавитном порядке слов с указанием их толкования (значения), особенностей употребления и звучания, грамматических характеристик. Например, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Методы работы с литературой

При написании реферата, теоретической части курсовой и выпускной квалификационной работы можно использовать такие методы работы с литературой, как:

  • чтение учебной и научной литературы. Его разновидности: сплошное (прочитывание всего текста полностью) и выборочное (прочитывание отдельных фрагментов, частей текста); активное (предусматривающее критическое осмысление прочитанного) и пассивное (предполагающее нейтральное восприятие информации); углубленное (предполагающее осмысление прочитанного) и поверхностное (беглое знакомство с содержанием). В ряде случае чтение сопровождается ведением записей. Существуют следующие виды записей:

  • выписки — приведение в письменном виде наиболее интересных, важных или спорных мыслей из прочитанной работы. Осуществляются с дословным приведением текста, библиографическим описанием источника, страницы. Выписки удобны в том случае, если необходимо собрать материал из разных источников. Лучше делать выписки после того, как текст прочитан и понят в целом;

  • конспектирование — ведение детальных записей, основу которых составляет краткое изложение содержания научной работы, выделение главных идей, возможно дословное выписывание основных положений. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта), текстуальные (состоящие из цитат), свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы), тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам). Выделяют также конспект - схему – это схематическая запись прочитанного. Она может осуществляться в виде «генеалогического древа» или «солнышка». В первом случае информация размещается последовательно «сверху вниз» - от общего понятия к частным; а во втором – частные понятия располагаются по кругу, а в центре – общее;

  • тезирование — обобщенное и сжатое изложение основных положений работы или доклады, называемых тезисами. В некоторых случаев тезисы напоминают собой развернутый план работы;

  • составление плана — перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы. План может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, когда формулируются суждения разного уровня, где одно суждение раскрывается через несколько других. Обычно план описывает только то, о чем говорится в источнике, но не дает сведений о том, что и как говорится;

  • аннотирование — очень краткая запись общего содержания книги или статьи, отраженная в нескольких предложениях, включающая в себя перечисление основных мыслей и проблем, затронутых автором, его выводов и предложений. Речевые стандарты для составления аннотаций см. Приложение 9;

  • цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;

  • рецензирование — это критический отзыв о конкретном произведении (статье), вид реферирования, основанный на личностной оценке студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу изложенного в источнике материала.

Работа с каталогом

Поиск литературы по теме курсовой или выпускной квалификационной работы предполагает посещение и работу в библиотеке. Для наиболее эффективного использования ресурсов библиотеки необходимо знать некоторые особенности поиска материала в ней.

В каждой библиотеке есть библиографический отдел, в котором располагаются библиографические указатели – специальные издания, содержащие сведения о вышедшей литературе. Библиографические указатели могут быть универсальными (отражающими всю литературу), отраслевыми (литература определенной области знаний), тематическими. В зависимости от принятого порядка расположения материала – алфавитными, систематическими, предметными, хронологическими и т.д.

Собственный книжный фонд библиотеки отражен в различных каталогах. Современные каталоги часто расположены в электронном виде на компьютере. Обычные каталоги представляют собой определенным образом расставленные библиографические карточки. Размеры стандартной библиографической карточки - 125/75 мм. На каждой библиографической карточке даны необходимые сведения о произведении, основу которых составляет библиографическое описание, включающее следующие обязательные элементы: сведения об авторах (фамилия, имя, отечество), название книги, научное учреждение, подготовившее издание (если таковое имеется), название издательства, год выхода книги, количество страниц. Пример библиографического описания смотри рис. 1.

Новикова С.С., Соловьев А.В.

Н 73 Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.

Рис. 1. Образец библиографического описания литературного источника

В зависимости от принципа расположения библиографических карточек в каталоге выделяют: 1) алфавитный каталог, в котором расположение карточек определяется алфавитным порядком фамилий авторов и заглавий произведений; 2) систематический каталог, в котором библиографические описания расположены по отраслям знания с дальнейшим логическим подразделением на научные дисциплины, отделы, подотделы и т.д.; 3) предметный каталог, в котором отражено разделение всего фонда литературы на определенные предметно-тематические рубрики, которые располагаются в каталоге по алфавиту их наименований. Также существует каталог газетных и журнальных статей.

Подбор литературы по теме научной работы

Поиск литературы по теме научной работы включает в себя несколько этапов:

I этап – составление первоначального списка источников. Первоначальный список литературы может включать литературу, указанную преподавателем при чтении учебных дисциплин, в учебниках, учебно-методических пособиях, где указываются наиболее значительные источники по каждой теме. Составление собственной картотеки по разрабатываемой проблеме, с указанием данных научной работы, аннотации произведения, заметок по содержанию.

II этап – работа с библиографическими источниками. Предполагает посещение библиотеки, работу в библиотечном каталоге, внесение в личную «картотека» имеющихся в библиотеке библиографических описаний литературных источников. Внимание году издания книги или статьи, частоте упоминания фамилии ученого, занимающегося данной проблеме. Заинтересовавшие работы необходимо сразу выписать на отдельные карточки со всеми необходимыми сведениями.

III этап – поиск самих источников. Наиболее удобные места поиска литературных источников для студента: библиотека вуза, в котором он обучается, библиотека, находящаяся около дома, методические кабинеты вуза, центральные и научные библиотеки города. Журнальные и газетные статьи можно найти в зале периодики. Те книги, которые отсутствуют в центральной научной библиотеке можно заказать по Межбиблиотечному абонементу (МБА) из других библиотек, в которых они есть.

Оформление письменной научной работы

Курсовая (выпускная квалификационная) работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (21,0 х 29,7 см.)

Текст работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (13-14 пунктов) через 1,5 интервала. На странице должно размещаться 28 – 30 строк. Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, студент может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.

Первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц курсовой (дипломной) работы. Текст работы печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.

Исправления в тексте допускаются, но не более 3-х на странице. Для этого лучше использовать специальную белую корректирующую жидкость.

При этом объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 30 страниц, дипломной работы – 75 страниц. Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы арабскими цифрам в середине верхнего поля страницы.

Такие структурные части работы как введение, главы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения следует начинать с новой страницы. Образец оформления титульного листа (титула) находится в приложении (см. Приложения 1, 5).

Содержание (оглавление) работы располагается следующей за титулом странице 2, номер которой проставляется. Пример оформления оглавления студенческой работы см. Приложения 2, 6.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Оформление заголовков должно быть однообразным на протяжении всего текста. Вынесенные в оглавление заголовки должны по формулировке полостью совпадать с соответствующими заголовками в тексте работы.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 8-12 мм.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем – 12-м).

Оформление цитат

Цитаты – дословные выдержки из текста какого-либо произведения. Используются для обоснования и подкрепления собственных мыслей автора ссылкой на чье-то авторитетное мнение. Не стоит избегать в тексте или злоупотреблять цитатами, а также использовать их для подкрепления очевидных и банальных фактов.

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста (прямая цитата), она начинается с прописной (большой буквы). Например:

В своей работе Г.Ф. Нестерова пишет: «По сути, этическая проблема – это конфликт между фактическими знаниями и этическими ценностями сообщества».

Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Например:

Описывая социетальное общества, Т. Парсонс подчеркивал, что «… основная функция этой интегративной подсистемы состоит в том, чтобы определить обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу…»

Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие, и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. При прямом цитировании допускается пропуск слов, предложение и даже целых абзацев, которые несут в себе второстепенную информацию. Например:

Рассматривая коллектив как групповую систему, Т. Парсонс выделял следующие неотъемлемые его характеристики: «Во-первых, … определенный статус членства. … Во-вторых, внутри коллектива должна наличествовать дифференциация его членов по статусам и функциям…»

Непрямое цитирование предполагает пересказ мысли автора своими словами, предельно точно без искажений. Например:

Безусловно, необходимо согласиться с В.А. Сухомлинским, убеждавшим педагогов в необходимости давать детям опыт переживания различных жизненных отношений: нравственных, познавательных, эстетических, горестных и радостных.

Оформление библиографических ссылок

В тексте научно-исследовательской работы студент часто сталкивается с необходимостью цитирования или пересказа чужих мыслей и идей, что неизбежно требует ссылки на определенный источник. Такое указание называется библиографической ссылкой. Библиографические ссылки разделяются на несколько видов:

- внутритекстовые ссылки, когда источник указывается сразу после цитаты в скобках. Например:

Г.И. Осадчая считает, что социальное государство «… связано с осознанием социального как общественного способа удовлетворения потребностей личности и выделением социальной функции государства». (Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. – М.: Академический Проект, 2003. – С.64)

- подстрочные ссылки (сноски), когда источник приводится в нижней части текста.

Сноски оформляются следующим образом: когда цитата заканчивается, в тексте после кавычек на верхней линии шрифта ставится цифра – порядковый номер цитаты. В нижней части страницы, которая отделяется от текста чертой, под этой же цифрой помещается ссылка, т.е. библиографическое описание источника с указанием страницы цитирования. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой, используется шрифт Times New Roman (12 пунктов). Например:

С.М. Халин высоко ценит роль трудового коллектива, поскольку «… образование трудовых коллективов знаменует собой проникновение в производственную сферу социального начала в полном объеме, ибо каждый трудовой коллектив, каждая трудовая общность представляет собой, фактически, микромодель современного общества со всеми его резко возросшими требованиями ко всем аспектам жизни человека, и прежде всего в сфере труда — базовой для общества»1.

Рассматривая систему стимулирования работников на производствах в США Ф.А. Мустаева выделяет следующие предпосылки, необходимые для ее эффективного функционирования: « …работники должны быть способны к высококачественному выполнению работ и уверены в получении за это материального вознаграждения; денежная форма поощрения обладает определенной ценностью и воспринимается работником в качестве стимула; работа допускает возможность варьировать уровень ее исполнения, что позволяет увязать вознаграждение и произошедшее в работе изменение; результат работы поддается измерению, что обусловливает объективность его оценки; процесс оценки прост для восприятия и справедлив; система стимулирования совместима с характером работы»2.

- затекстовые ссылки, которые выносятся в конец работы.

В выпускной квалификационной работе оформляются только подстрочные ссылки!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года Протокол №6 Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Отчет
    ... ( 5.5 п.л) Виноградова Т.В., Волохова В.В., Кожанов А.А. Дипломная работа. Методическиеуказанияпонаписанию, оформлению и защите дипломных работпоспециальности «Историко-архивоведение. Петрозаводск: Издательство ...
  2. Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 - социальная работа» (учебно-методические материалы)

    Программа
    ... (МГПУ), 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихсяпоспециальности «040101 - Социальнаяработа», подготовлены в соответствии ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... научно-исследовательскойработыстудентов, обучающихсяпоспециальности «социальнаяработа», важное значение имеет участие преподавателей кафедры социологии и социальнойработы в Российско-финляндском проекте «Социальнаяработа ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (24)

    Отчет
    ... обучения; «Социальнаяработа»040101, очная форма ... работупонаписанию учебников, учебно-методических пособий; активизировать работупо ... работы. Студенты, обучающиесяпоспециальности экология, принимают активное участие в научноисследовательской ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (19)

    Отчет
    ... ВСО, студентысоциальнойработы принимают активное участие в научно-исследовательскойработе. На кафедре ... студенты, обучающиеся на кафедре, обеспечены методическимиуказаниями для подготовки к СЗ и дневниками по практике. Ведется постоянная работа ...

Другие похожие документы..