Главная > Методические указания


5. Написание выпускной квалификационной работы, рецензирование

Заключительный этап выполнения работы — ее написание. Это самый сложный этап, так как требуется обобщить все, что было наработано в теоретическом и практическом плане, и правильно оформить работу. Нередки случаи, когда интересные по содержанию работы были неверно или небрежно оформлены, что сказывалось на ее качестве и на оценке. Поэтому необходимо обращать внимание на сочетание теоретической верности работы, ее практической направленности с грамотным и точным оформлением.

Работа не должна носить абстрактный, декларированный характер. Большое значение для выпускной квалификационной работы имеет аргументация. Рассуждения, обобщения и выводы должны строиться на конкретном анализе фактического материала, должны быть рационально обоснованы, что является условием убедительности и доказательности выводов.

После написания выпускная квалификационная работа в сброшюрованном виде сдается на кафедру методисту, регистрируется в специальном журнале, представляется научному руководителю для составления на нее отзыва и рецензенту для написания рецензии. Все выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении образовательных программ подготовки специалистов, подлежат обязательному рецензированию.

Рецензент назначается ведущей кафедрой, обычно из числа своих преподавателей. Рецензия – это критический отзыв, содержащий оценку работу, раскрывающий ее достоинства и недостатки. В рецензии излагается характеристика выпускной работы в целом и отдельных ее разделов; актуальность темы, соответствие темы тексту ВКР, новизна предложенных методов решения поставленных задач. Особо отмечаются те работы, которые отличаются самостоятельностью решений, а также указываются разделы, где имеются недостатки и требуются доработки. В рецензии отмечается соответствие содержания ВКР поставленным целям и задачам; уровень теоретической подготовленности выпускника, наличие умения самостоятельно использовать полученные знания при решении конкретных задач. Отмечаются те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности выпускника. Кроме этого, отмечается последовательность и ясность изложения материала, использование новейших достижений в области науки, возможность использовать результаты выпускной квалификационной работы в практике. В конце рецензии должен быть сформулирован четкий вывод о том, можно ли рекомендовать данную выпускную квалификационную работу к защите.

Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР. Студент использует рецензию для подготовки ответов на замечания, если таковые имеются. Внесение изменений в выпускную работу после получения рецензии не допускается.

Параллельно научный руководитель пишет отзыв на выпускную квалификационную работу студента, который включает в себя следующие моменты:

1. Характеристика личности студента:

- длительность руководства научной деятельностью студента;

- характеристика исследовательских качеств студента;

- отношение к написанию выпускной квалификационной работы;

- умение студента работать с источниками, справочниками, способность ясно и четко излагать материал;

- оценка теоретической подготовленности студента, инициативности и самостоятельности при решении исследовательских задач;

- умение студента на практике разработать, подготовить и осуществить экспериментальную часть работы.

2. Качество выполнения работы:

- соответствие результатов выпускной квалификационной работы поставленным цели и задачам;

- соблюдение правил и качества оформления работы.

3. Рекомендация к защите выпускной квалификационной работы студента.

Для определения степени готовности выпускника к защите выпускной квалификационной работы проводится предзащита. В ходе предварительной защиты выявляются достоинства и недостатки выполненной работы, осуществляется подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Предзащита может проходить в рамках научно-практической конференции студентов МГПУ и других вузов, на заседании выпускающей кафедры.

6. Защита выпускной квалификационной работы

Итоговая государственная аттестация обязательно включает защиту выпускной квалификационной работы, которая также требует значительных усилий, внимания и времени выпускника.

Защита выпускной квалификационной работы проходит на открытом, в присутствии всех желающих, заседании государственной аттестационной комиссии, в которую входят представители выпускающей кафедры, а также приглашенные специалисты из учреждений социальной сферы и других университетов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе.

Дата, время и место заседаний государственной экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ устанавливается деканами факультетов и доводятся до сведения защищающихся обычно не менее, чем за месяц до защиты.

Процедура защиты строго регламентируется и выглядит следующим образом: вначале защищающийся делает краткое сообщение по теме работы, в котором излагаются мотивы выбора темы, т.е. ее актуальность, цель и задачи исследования, использованные методы, полученные результаты, их обоснование и выводы. На выступление дипломника отводится около 10 - 15 минут.

Помимо традиционных схем, итоговых таблиц, графиков, во время защиты дипломного проекта желательно использовать современные технические средства – проекторы, аудио- и  видеозаписи,   компьютерные средства презентации. Например, очень профессионально и выигрышно выглядит иллюстративный материал (например, слайд-фильм), представленный с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint.

Выступление автора исследования является очень важной частью защиты. От того, насколько интересно, аргументировано и лаконично будет изложен материал, во многом зависит оценка вашего труда. Поскольку на выступление отводится не более 15 минут, целесообразно написать и прорепетировать его заранее. Примерная схема доклада на защите выглядит следующим образом:

- обращение к членам комиссии («Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа по теме …, выполненная …»),

- название работы, ее цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования;

- изложение методологических основ работы, обоснование применяемых методов и методик;

- данные о структуре и объеме дипломной работы;

- краткая характеристика теоретической части исследования;

- описание базы исследования и выборки испытуемых;

- краткое описание процедуры исследования и обработки данных;

- основные результаты;

- выводы.

 Выступление не должно содержать общие теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, так как они не являются предметом защиты. Актуальность, новизну и некоторую другую дополнительную информацию члены комиссии при желании могут прочитать в студенческой работе. Следует помнить, что защита дипломной работы — это демонстрация умения студента кратко, четко и емко изложить свои достижения в той или иной сфере научного знания, а также возможность поделиться с коллегами интересной информацией о новых результатах, полученных в собственном исследовании.

В процессе написания текста выступления следует помнить, что корректным считается формулирование безличных предложений: «Был проведен анализ …», «После проведенного исследования обнаружилось (выявилось)…», «Обобщение результатов исследования следующих авторов … позволило сделать вывод …. », «К тем результатам, которые использовались в исследовании, можно отнести …», «Эксперимент позволил сделать вывод о том, что …» и пр. В ряде случаев можно использовать фразы, выражающие мнение во множественном числе первого лица: «Мы считаем, что …», «По нашему мнению, ….», «На наш взгляд, …» и т.д.

После выступления студента предоставляется слово научному руководителю с отзывом о научно-исследовательских качествах студента и его отношении к работе, а затем рецензенту, который характеризует выпускную квалификационную работу, выделяет ее достоинства и недостатки. Если кто-то из них не может присутствовать на защите, то отзыв или рецензию зачитывает председатель государственной аттестационной комиссии. Далее защищающийся отвечает на замечания, содержащиеся в рецензии, и на вопросы по работе, которые могут задать любой из присутствующих на защите. После этого возможен обмен мнениями по поводу работы в форме отдельных выступлений желающих. В заключении студенту предоставляется возможность в краткой форме ответить на критические замечания, высказанные в ходе обсуждения, поблагодарить присутствующих за внимание.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы оцениваются дифференцированно по 5-балльной системе. Решение об оценке принимается государственной аттестационной комиссией на закрытом заседании по завершении всех назначенных на этот день защит. Оценка определяется путем обсуждения и открытого голосования членов комиссии по большинству голосов.

Процедура защиты выпускных квалификационных работ оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии, и результаты объявляются студентам в тот же день. Оценка, полученная студентом на защите, фиксируется в зачетной книжке и выносится в приложении к диплому с указанием темы выпускной квалификационной работы.

После защиты выпускные квалификационные работы студентов сдаются в архив университета для хранения, чтобы впоследствии все желающие преподаватели и студенты могли с ними ознакомиться.

Критерии оценивания научно-исследовательской работы студента

Критерии оценивания реферата

Оценка реферата осуществляется на основе следующих критериевпо четырехбальной системе:

• на «отлично» оценивается работа, выполненная самостоятельно в соответствии с планом, логичная по изложению, полная по содержанию, правильно оформленная, в которой раскрыты все вопросы темы, выявлены характерные тенденции в развитии исследуемой проблемы, сделаны правильные обобщающие выводы. На все вопросы по теме реферата студентом даны исчерпывающие ответы.

• на «хорошо» оценивается работа, в которой некоторые вопросы темы освещены неполно, не все выводы сформулированы четко, но в целом работа оформлена в соответствие с требованиями. При ответах на вопросы по теме реферата допущены незначительные ошибки.

• на «удовлетворительно» оценивается работа, в которой в целом освещены все основные проблемы темы, но тема раскрыта не полностью, нарушена логика изложения, имеются недостатки в оформлении работы. При ответах на вопросы по теме реферата допущены существенные ошибки, указывающие на пробелы в знаниях по программному материалу.

• на «неудовлетворительно» оценивается работа, не отвечающая всем установленным требованиям или выполненная несамостоятельно.

Критерии оценивания курсовой работы

Решение об оценке курсовой работы принимается научным руководителем по результатам выполнения работы, доклада студента на защите и его ответов на вопросы. Оценка курсовой работы осуществляется на основе следующих критериев:

оценка ";отлично"; ставится, если:

  1. дано теоретическое обоснование актуальности темы, правильно сформулированы предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования;

  2. содержание работы раскрывает заявленную тему, в заключении имеется решение поставленных во введении задач;

  3. в работе использован широкий спектр разнообразных литературных источников по проблеме;

  4. в работе дается самостоятельный анализ теоретического и фактического материалов, анализ передового опыта работы;

  5. выполнена программа эмпирического исследования, получен научный результат в соответствие с поставленной целью;

  6. в работе показано применение научных методик, обобщен собственный опыт, сделаны выводы и даны практические рекомендации

  7. работа оформлена в полном соответствии с требованиями, выполнена и сдана на кафедру в установленный срок;

  8. на защите студент демонстрирует свободное владение материалом, знание теоретических подходов к проблеме, уверенно отвечает на основную часть вопросов.

Оценка ";хорошо"; ставится в случае:

  1. дано теоретическое обоснование актуальности темы, правильно сформулированы предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования

  2. в работе использована основная литература по рассматриваемой проблеме;

  3. отмечается недостаточность самостоятельного анализа, недостаточно описан передовой и личный опыт работы в указанной сфере или с определенной группой лиц;

  4. в неполной мере использована возможность применения научных исследований, программа эмпирического исследования выполнена в основном;

  5. работа оформлена в полном соответствии с требованиями, выполнена и сдана на кафедру в установленный срок;

  6. в целом на защите студент демонстрирует знание материала, основных подходов к проблеме.

Оценка ";удовлетворительно"; ставится в случае:

  1. в работе обоснована актуальность темы, правильно сформулированы цель и задачи исследования;

  2. наличие слабой источниковой базы, слабое знакомство с источниками;

  3. отсутствие самостоятельного анализа литературы и фактического материала;

  4. слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области;

  5. программа экспериментального исследования выполнена частично;

  6. незначительные нарушения в структуре и оформлении, сроках сдачи работы,

  7. неуверенная защита работы, отсутствие ответов на значительную часть вопросов.

Оценка ";неудовлетворительно"; ставится:

  1. отсутствует аргументация актуальности темы, цель, задачи, предмет и объект, гипотеза сформулированы ошибочно;

  2. отсутствует собственный анализ теоретического материала;

  3. отсутствует описание и анализ собственного практического опыта;

  4. работа оформлена неправильно и выполнена с нарушением (задержкой) установленных сроков, без объективных причин;

  5. на защите студент не может аргументировать выводы, не отвечает на вопросы, т.е. не владеет материалом темы.

Критерии оценивания выпускной квалификационной работы

К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:

- аргументация актуальности темы, теоретическая и практическая ее значимость, новизна исследования;

- самостоятельность и системность подхода студента в исследовании проблемы;

- отражение знаний монографической литературы по теме, нормативно-правовых и законодательных актов РФ и Мурманской области, локальных нормативных актов, положений, инструкций и т.д.;

- рассмотрение различных точек зрения и обязательная формулировка аргументированной позиции выпускника по затронутым в работе дискуссионным вопросам;

- полнота раскрытия темы,

- аргументированное, конструктивное и грамотное научное обоснование выводов и предложений, представляющих теоретическую и практическую ценность (с использованием практического материала);

- применение различных методов исследования проблемы;

- логическое изложение результатов исследования;

- орфографическая и стилистическая грамотность, правильное оформление дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа оценивается на «отлично», если:

- структура работы логична, план отражает последовательное изложение узловых вопросов темы,

- раскрыты актуальность, научная и практическая значимость темы исследования, видно понимание современного состояния освещаемой проблемы;

- тема исследования малоизученна;

- четко сформулированы цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

- указаны теоретические основы, обоснованы методология и методы исследования, выбор практической базы, на которой осуществлялось исследование;

- в теоретической части работы рассмотрен исторический аспект изучаемого вопроса, произведен аналитический обзор научной и методической литературе по изучаемой проблеме, указан уровень разработанности вопроса в теории и на практике, доказана необходимость дальнейшего исследования проблемы;

- практическая часть, как правило, включает констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент (или план формирующего эксперимента, рекомендации по улучшению исследуемой ситуации, решению проблемы);

- экспериментальное исследование грамотно построено, произведен системный анализ его результатов,

- указаны и охарактеризованы методики, которые используются в экспериментальной части;

- сделаны краткие и достоверные выводы по результатам теоретической и практической частей работы;

- предложены адресные практические рекомендации или проекты;

- в заключении даны обобщающие выводы, указано, реализованы ли поставленные задачи, достигнута ли цель, подтверждена ли гипотеза исследования;

- работа демонстрирует подготовленность автора к профессиональной деятельности по специальности социальная работа, владение теорией и методикой социальной работы;

- знание научной литературы и нормативных документов по изучаемой теме;

- присутствует владение навыком работы с научным документом, умение аргументировано излагать свою точку зрения, обосновывать выводы;

- видна самостоятельность исследования и анализа материала;

- оформление работы (текста, библиографии, ссылок) в соответствии с общими требованиями к текстовым документам;

- присутствует научный стиль речи;

- объем работы не менее 60 страниц печатного текста;

- на защите студент демонстрирует свободное владение материалом, знание теоретических и практических подходов к проблеме, уверенно отвечает на основную часть вопросов.

Выпускная квалификационная работа оценивается на «хорошо», если:

- структура работы логична, план отражает последовательное изложение узловых вопросов темы,

- раскрыты актуальность, научная и практическая значимость темы исследования, видно понимание современного состояния освещаемой проблемы;

- тема исследования посвящена хорошо изученной в социальных науках проблеме, но в новом ракурсе;

- четко сформулированы цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

- указаны теоретические основы, методология и методы исследования, практическая база, на которой осуществлялось исследование;

- в теоретической части работы произведен аналитический обзор научной и методической литературе по изучаемой проблеме, указан уровень разработанности вопроса в теории и на практике, доказана необходимость дальнейшего исследования проблемы; основные вопросы темы раскрыты полно;

- практическая часть включает констатирующий, формирующий, (или план формирующего эксперимента, рекомендации по улучшению исследуемой ситуации, решению проблемы);

- указаны и охарактеризованы методики, которые используются в экспериментальной части;

- сделаны краткие и достоверные выводы по результатам теоретической и практической частей работы, часть из них отличается самостоятельностью;

- предложены адресные практические рекомендации или проекты;

- в заключении даны обобщающие выводы, указано, реализованы ли поставленные задачи, достигнута ли цель, подтверждена ли гипотеза исследования;

- работа демонстрирует подготовленность автора к профессиональной деятельности по специальности социальная работа, владение теорией и методикой социальной работы;

- присутствует владение навыком работы с научным документом, умение аргументировано излагать свою точку зрения, обосновывать выводы;

- оформление работы (текста, библиографии, ссылок) в соответствии с общими требованиями к текстовым документам;

- объем работы не менее 60 страниц печатного текста;

- в целом на защите студент демонстрирует знание материала, основных подходов к проблеме.

Выпускная квалификационная работа оценивается на «удовлетворительно», если:

- структура работы недостаточно логична, формулировки названий глав слабо отражают ключевые вопросы заявленной темы;

- не в полной мере освещена актуальность темы исследования, слабое понимание современного состояния рассматриваемой проблемы;

- тема исследования не отличается новизной постановки вопроса;

- расплывчато сформулированы цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

- теоретические основы, методология и методы исследования не указаны;

- в теоретической части работы отсутствует аналитический обзор научной и методической литературе по изучаемой проблеме, не указан уровень разработанности вопроса в теории и практике, основные вопросы темы изложены компилятивно;

- слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области;

- отсутствие самостоятельного анализа литературы и фактического материала, недостаточное знание литературных источников;

- практическая часть включает констатирующий эксперимент, программа экспериментального исследования выполнена частично;

- рекомендации по улучшению исследуемой ситуации, решению проблемы сформулированы расплывчато, в основном повторяют материал учебных пособий;

- отсутствует самостоятельность при формулировании выводов по результатам теоретической и практической частей работы;

- в заключении сделаны поверхностные выводы;

- незначительные нарушения в структуре и оформлении, сроках сдачи работы,

- неуверенная защита работы, отсутствие ответов на значительную часть вопросов.

Выпускная квалификационная работа оценивается на «неудовлетворительно», если:

- отсутствует аргументация актуальности темы, цель, задачи, предмет и объект, гипотеза сформулированы ошибочно;

- отсутствует логичность изложения материала, план не отражает ключевых вопросов темы;

- в теоретической части работы отсутствует обзор научной и методической литературе по изучаемой проблеме, студент пересказывает содержание учебников;

- отсутствует описание и анализ собственного практического опыта;

- заключение не отражает выводов по теме исследования;

- используется ограниченное количество литературных источников;

- работа оформлена неправильно и выполнена с нарушением (задержкой) установленных сроков, без объективных причин;

- на защите студент не может аргументировать выводы, не отвечает на вопросы, т.е. не владеет материалом темы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года Протокол №6 Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Отчет
    ... ( 5.5 п.л) Виноградова Т.В., Волохова В.В., Кожанов А.А. Дипломная работа. Методическиеуказанияпонаписанию, оформлению и защите дипломных работпоспециальности «Историко-архивоведение. Петрозаводск: Издательство ...
  2. Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 - социальная работа» (учебно-методические материалы)

    Программа
    ... (МГПУ), 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихсяпоспециальности «040101 - Социальнаяработа», подготовлены в соответствии ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... научно-исследовательскойработыстудентов, обучающихсяпоспециальности «социальнаяработа», важное значение имеет участие преподавателей кафедры социологии и социальнойработы в Российско-финляндском проекте «Социальнаяработа ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (24)

    Отчет
    ... обучения; «Социальнаяработа»040101, очная форма ... работупонаписанию учебников, учебно-методических пособий; активизировать работупо ... работы. Студенты, обучающиесяпоспециальности экология, принимают активное участие в научноисследовательской ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (19)

    Отчет
    ... ВСО, студентысоциальнойработы принимают активное участие в научно-исследовательскойработе. На кафедре ... студенты, обучающиеся на кафедре, обеспечены методическимиуказаниями для подготовки к СЗ и дневниками по практике. Ведется постоянная работа ...

Другие похожие документы..