Главная > Методические указания


Структура выпускной квалификационной работы

В выпускной квалификационной работе, как и в курсовой, выделяются следующие структурные элементы(примерную структуру ВКР см. Приложение 4):

1. Титульный лист (образец см. Приложение 5).

2. Содержание (оглавление) (образец оформления см. Приложение 6).

3. Введение (вводная часть).

4. Основное содержание работы, состоящее обычно из 2-х или 3-х глав.

5. Заключение.

6. Библиографический список литературы.

7. Приложения.

Содержание (оглавление) приводится вначале работы и включает в себя наименования структурных частей выпускной квалификационной работы. Включает в себя введение, наименование всех разделов основной части, заключение, библиографический список и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы текстового документа.

Введение является вступительной частью выпускной квалификационной работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 5-6 страниц. В общем объеме работы введение должно составлять до 10 %.

Введение должно содержать следующие элементы:

  1. четкое и краткое обоснование актуальности выбранной темы, т.е. доказывается необходимость проведения исследования для решения какого-либо вопроса;

  2. формулировку цели и нескольких задач исследования. Не рекомендуется при формулировании цели использовать слова «изучение», «исследование», т.к. они отражают процесс получения знания, а не результат. Более корректно использовать «изучить», «описать», «выявить» и т.д.;

  3. указание на объект и предмет исследования,

  4. формулировку гипотезы, т.е. предположения, используемого для объяснения социальных явлений или процессов. В результате проверки гипотеза может быть подтверждена или опровергнута;

  5. указание на методологию и методы исследования. Приводятся названия и особенности использованных автором методик и методов, раскрывается и обосновывается логика исследования;

  6. отражение уровня изученности проблемы, т.е. характеристику состояния проблемы, степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов;

  7. научную новизну (необязательно) и практическую значимость темы, т.е. сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию;

  8. если существует необходимость, то можно привести определения основных понятий и терминов, используемых в работе;

  9. примеры апробации результатов работы студента (выступления на конференциях, семинарах и пр.);

  10. опубликованность результатов (необязательно). Указывается количество статей в научных журналах, сборниках, тезисах докладов и выступлений на конференциях, в которых опубликованы результаты выпускной квалификационной работы. Приводится общее количество страниц опубликованных материалов;

  11. структура и объем работы.

Основная часть выпускной квалификационной работы обычно представлена 2 - 3 главами, которые целесообразно разделить на более мелкие по своему объему структурные части – параграфы – четко обозначив, тем самым, вопросы, исследуемые в рамках каждой главы. Все главы дипломной работы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему (15-20 страниц).

Основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы – это своеобразный костяк исследования. Здесь излагаются теоретические основы, краткая история поставленной проблемы, рассматриваются и анализируются различные точки зрения, описываются проведенные наблюдения и эксперименты, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения, в конце каждой главы подводятся итоги, делаются выводы.

Условно основную часть можно разделить на теоретическую и практическую часть, причем на теорию может отводиться до 2/3 объема работы, а на практику – 1/3.

В теоретической части работы могут быть отражены следующие вопросы:

- история возникновения рассматриваемой проблемы, ее современное состояние, тенденции развития, типичные трудности, возникающие при изучении проблемы и путей ее решения;

- социально-демографическая, социально-психологическая, социально-педагогическая характеристика группы клиентов, которым посвящена выпускная квалификационная работа, специфика развития, современное состояние;

- научное обоснование организационного и правового функционирования социальной службы, исторические сведения, основные направления работы;

- характеристика и анализ основных теоретических концепций и подходов к решению той или иной проблемы;

- анализ основных и частных технологий, используемых в работе учреждений определенного типа или с конкретной группой клиентов;

- анализ основных направлений работы учреждения, специфика его функционирования, теоретическое обоснование деятельности социальной службы и пр.

Таким образом, в теоретической части раскрывается значимость решения поставленных задач в исследуемом поле, затрагиваются дискуссионные вопросы, при этом студенту важно показать свою позицию, а не ограничиваться только описанием существующих точек зрения в научно литературе.

В практической части работы могут быть отражены:

- экспериментальный или практический материал по общей структуре, функциям, материальной базе, кадровом обеспечении учреждения, контингенте, нуждающихся в защите и поддержке людей;

- анализ статистических данных по исследуемой ситуации,

- описание модели, методов и методик исследования, обоснование их выбора, указание источников, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в приложении;

- описание плана эксперимента, целей и задач каждого этапа эксперимента;

- описание базы исследования и выборки испытуемых с указанием их социально-психологических характеристик (пола, возраста, социального положения и т.п.);

- характеристика условий (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапов и процедур, обстоятельств, которые могли повлиять на результат;

- способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обоснование выбора этих способов;

- изложение полученных экспериментальных фактов; сводных таблиц первичных результатов, графиков, диаграмм, схем с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в приложение.

- в случае отсутствия констатирующего эксперимента приводятся источники эмпирических данных, основные эмпирические показатели, подлежащие изучению;

- описание и анализ результатов практического исследования, проблемы, возникающие в процессе их осмысления;

- детальное описание формирующего эксперимента или его программы, используемых принципов, методов и форм деятельности и пр.;

- выводы по результатам экспериментальной работы;

- рекомендации и меры по совершенствованию организации и осуществлению социальной работы с определенной социальной группой, по решению определенной социальной проблемы и пр.

Таким образом, практическая частьсодержит самостоятельный анализ материалов эмпирического исследования, способствует детальному раскрытию сущности изучаемых проблем и способам их решения.

В каждой главе необходимо приводить краткие выводы, что позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Выводы по главе состоял обычно из 3 – 4 обобщающих пунктов.

Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения и дальнейшие перспективы работы над темой, даются практические рекомендации по использованию результатов исследования. Выводы и реко­мендации должны непосредственно вытекать из тех задач, которые были поставлены в дипломной работе. Основные выводы формулируются сжато, лаконично, и аргументировано, избегая обилия общих слов и бездоказательных утверждений. Заключение не должно превышать 3-4 страниц текста.

Библиографический список используемой литературы должен включать перечень литературных и нормативно-правовых источников, используемых студентом при написании выпускной квалификационной работы. Объем - от 25 литературных источников.

Приложение следует после библиографии и включает в себя дополнительные или вспомогательные материалы, на которые ссылается автор работы и которые во избежание загромождения текста основной части научно-исследовательской работы выносятся за ее пределы. К таким материалам относятся таблицы, схемы, графики, заполненные анкеты, конспекты занятий, планы работы, нормативно-правовые документы и пр.

Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

Выполнение квалификационной работы можно условно разделить на несколько этапов, схожих с этапами выполнения курсовой работы, но осуществляемых на более высоком научном уровне. Следует помнить, что некоторые из них могут выполняться параллельно. Так, выбор темы и составление плана можно и нужно сочетать с изучением литературы, а в процессе проведения эксперимента — дополнительно изучать и отрабатывать теоретический материал.

В сжатом виде этапы выполнения квалификационной работыможно представить следующим образом:

  • Выбор темы.

  • Подготовка к написанию работы, накопление научной информации, работа с научной литературой.

  • Планирование, подготовка и проведение эксперимента.

  • Написание работы.

  • Защита выпускной квалификационной работы

1. Выбор темы

Студентам предоставляется возможность свободного выбора темы курсовой и выпускной квалификационной работы из списка тем, предложенного научным руководителем. Тему студент выбирает самостоятельно, руководствуясь своими интересами и склонностями и учитывая собственный опыт и материалы, которыми он располагает, в частности полученными в период учебных практик. Можно избрать тему и с целью углубленного изучения наиболее актуальных вопросов теории и технологий социальной работы. Как правило, лучшие курсовые, а впоследствии выпускные квалификационные работы выполняются на экспериментальном материале, полученном во время практик. Поэтому студенту уже в период прохождения первой практики желательно определиться если не с конкретной темой, то хотя бы с направлением, по которому он собирается писать работу, с категорией клиентов, которые будут изучаться.

В качестве ориентира студентам на кафедре предлагается примерный перечень тем (см. Приложение 13). Обычно в основу написания выпускной квалификационной работы ложатся курсовые работы прошлых лет, поэтому к выбору темы курсовой следует подходить серьезно.

Рекомендуется выбирать не общие, а более узкие темы, так как работы, посвященные широким темам, бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. По мере ознакомления с материалом студенту открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше не подозревал.

Тема выпускной квалификационной работы должна иметь значение для профессиональной подготовки студента, характеризоваться теоретической и практической значимостью, отражать реальные проблемы современной социальной работы, носить интегративный характер, отражающий содержание специальных и общепрофессиональных дисциплин. Формулировка темы выпускной квалификационной работы должна ориентировать не только на теоретическую разработку определенной научной проблемы, но и на решение насущных вопросов социальной практики.

После выбора темы студент пишет заявление заведующему выпускающей кафедры с просьбой разрешить выполнять выпускную квалификационную работу на выбранную тему под руководством определенного преподавателя (образец заявления см. Приложение 7). Впоследствии с разрешения научного руководителя можно несколько видоизменить избранную тему (сразу же или в процессе изучения литературы и постановки эксперимента), а также предложить свою. В этом случае нужно обосновать необходимость такого изменения и получить разрешение кафедры работать над выбранной темой.

Завершается первый этап выполнения выпускной квалификационной работы тем, что ведущая кафедра закрепляет за студентом избранную тему и назначает научного руководителя, который активно участвует во всех дальнейших этапах выполнения работы: утверждает календарный план выполнения ВКР (см. Приложение 8) и план, помогает в подборе литературы, методик и методов исследования. Каждый преподаватель проводит групповые или индивидуальные консультации по руководимым темам, проверяет соблюдение календарного плана выполнения работ студентами.

2. Подготовка к написанию работы, накопление научной информации

Работа над курсовой и выпускной квалификационной работами начинается с первых дней учебы студента в университете, с изучения основных профессиональных дисциплин: «Введение в специальность», «История социальной работы», «Теория социальной работы» и др. Кроме учебных занятий значительную роль играют самостоятельная работа с учебной и научной литературой, написание рефератов по различным дисциплинам, прохождение различного вида практик (ознакомительной, учебной, производственной, стажерской), написание курсовых работ по теории и технологии социальной работы.

Студент также должен ознакомиться со степенью разработанности проблемы в литературе. Этот процесс предполагает следующие виды деятельности:

- углубленное изучение учебников и учебных пособий по разделам, посвященным теме исследования;

- ознакомление с научной литературой по избранной теме: работами крупных ученых, наиболее серьезными монографиями, журнальными (за последние 2-3 года) и газетными статьями, а так же Internet-источниками;

- изучение законодательных актов Российской Федерации и Мурманской области, относящихся к теме выпускной работы;

- подборка статистического материала по теме работы (по Российской Федерации, Мурманской области, городу) на основе данных статистических организаций, публикуемых в статистических изданиях, научной литературе, периодической печати, в Интернете.

Необходимо помнить, что статистические материалы следует обработать и проанализировать: абсолютные величины перевести в относительные, показать динамику явления, изменения в структуре процесса или явления. Цифровые данные отразить в таблицах, построить диаграммы и графики. Затем, проанализировав материал в тексте работы, сделать выводы. Обязательно указать источники статистических данных;

- составление библиографии. Каждый источник, который используется при написании работы, следует сразу занести в библиографический список;

- ведение записей при изучении литературы (в т.ч. и с использованием компьютера).

Освоение процесса сбора материала, изучения и обработки источников является важной составляющей высшего образования и формирования профессиональных умений и навыков. Поэтому студенту следует стремиться к наибольшей самостоятельности в этой области. Более подробно особенности работы с научной и учебной литературой при написании научно-исследовательской работы будут рассмотрены далее.

3. Составление плана научной работы

После выбора темы студент определяет со своим научным руководителем направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения. Следует помнить, что некоторые этапы могут выполняться параллельно. Так, подбирая и изучая литературу, можно составить план, а в процессе проведения эксперимента дополнительно изучать и отрабатывать теоретический материал.

План — это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть предельно ясным, четким, продуманным, а формулировки его пунктов — емкими, лаконичными, отражающими основные положения работы. Нельзя, как это зачастую делают студенты, давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.

Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления плана курсовой или выпускной квалификационной работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, библиографического списка и приложений, с указанием страниц озаглавливается ";Содержание"; и помещается после титульного листа (образец оформления содержания ВКРсм. Приложение 6). Структура плана выпускной квалификационной работы включает две-три главы. Каждая глава включает два-три параграфа. Первая глава обычно носит теоретический характер, а вторая - практический (прикладной). При составлении плана ВКР необ­ходимо определить содержание глав и параграфов, дать им название.

После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе эксперимента появятся новые данные и т.д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться, но все это должно быть согласовано с научным руководителем.

Изучение теоретического материала и составление плана позволяют перейти к очередному этапу работы — планированию и проведению экспериментальной части.

4. Планирование и проведение экспериментальной части

Экспериментальная часть исследования направлена на проверку рабочей гипотезы исследования, которая должна быть сформулирована на основе теоретического исследования проблемы.

Гипотеза исследования - это предположение о структуре социальных объектов, явлений или процессов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направле­ниях (перспективах) развития.

Рабочая гипотеза, цели и задачи исследования определяют стратегию проведения исследования и выбор инструментария исследования (частных методов и методик). Главным в определении направлений и методов исследования является правильный выбор наиболее эконо­мичных способов накопления эмпирических данных, достаточных для после­дующих выводов, разработки и обоснования практических рекомендаций.

Метод исследования - система правил теоретической и практиче­ской деятельности, направленной на изучение существенных харак­теристик изучаемого объекта.

Методика - система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия изучения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значи­мые элементы исследуемого объекта) информации.

Основные методы исследования, применяемые в социальной работе, — наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ продуктов и процесса деятельности, анализ документов и др.

Работа по выбору необходимых методик идет в двух направлениях:

- определение основных целей диагностики, разработка инструментария;

- подбор методов преобразования; разработка программ социальной профилактики, коррекции и реабилитации.

Все эти методы исследования применяются как на первом этапе, с целью выяснения начального состояния изучаемого процесса, так и на последующих его этапах.

Для написания теоретической и особенно экспериментальной части курсовой и выпускной квалификационной работы студенту нужно иметь представление о содержании проблемы, о которой идёт речь, владеть категориальным аппаратом социальной работы, уметь применять знания из разных предметных областей, пользоваться понятийно-категориальным аппаратом социальной работы.

Планирование и проведение экспериментальной части предполагает определение:

1. основных этапов проведе­ния исследования,

2. содержания действий студента на каждом из выделенных этапов,

3. предполагаемых результатов действий на каждом из этих этапов,

Рекомендуется в экспериментальную работу включать констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Студенту необходимо определить цель и задачи каждого из этих этапов в выпускной квалификационной работе. В случае невозможности проведения формирующего и констатирующего экспериментов разрабатываются рекомендации по преодолению существующей ситуации или проблемы на основе данных констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента - выяснить особенности изучаемого процесса или явления в данный момент без какого-либо воздействия. Полученные с помощью констатирующего эксперимента данные помогут определить задачи и разработать содержание и методы формирующего этапа исследования.

Описание констатирующего эксперимента должно обязательно включать в себя:

- цель;

- задачи;

- методики исследования;

- описание выборки;

- описание хода исследования;

- анализ результатов исследования;

- выводы.

Формирующий эксперимент — это практическая социальная работа, которую проводит студент в соответствии с направлениями, намеченными в гипотезе и отраженными в цели и задачах, разрешая заявленную в исследовании проблему. В ходе описания формирующего эксперимента студент показывает, как он применял разработанные ранее способы воздействия на клиента или социальный процесс (например, способы социальной помощи, комплекс занятий, тренинг и пр.) и какие при этом получил результаты.

Описание формирующего эксперимента должно включать в себя:

- цель и задачи формирующего эксперимента;

- описание методов и методик формирующего эксперимента,

- конкретный план действий (этапы), разработанную студентом программу социальной помощи по конкретному случаю, комплекс занятий, тренинг и пр.

Формирующий эксперимент должен отражать содержание коррекционной, реабилитационной и профилактической помощи и давать наглядное представление о том, что же конкретно делал автор выпускной квалификационной работы, в чем был его личный практический вклад в решение проблемы исследования.

В выпускной квалификационной работе студента, обучающегося по специальности социальная работа, допустимо проведение формирующего эксперимента на минимальной группе (3 человека) в силу специфики проблем, которыми занимается специалист. Например, если проводится коррекционная работа или социальная поддержка лиц, пострадавших от насилия в семье, невозможно требовать расширение выборочной совокупности в силу этических причин.

Цель контрольного эксперимента (если таковой присутствует в эмпирическом исследовании) - выяснить, какие изменения произошли в ходе исследования. На основе анализа полученных данных студент должен сделать выводы об эффективности использованных методов и приемов.

Описание контрольного эксперимента должно обязательно включать в себя:

- цель и задачи;

- методики исследования;

- описание выборки;

- описание хода исследования;

- сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования;

- выводы и рекомендации.

В случае отсутствия контрольного эксперимента автор выпускной квалификационной работы разрабатывает примерную модель социальной работы по решению проблемной ситуации, программу профилактической (коррекционной, реабилитационной, адаптационной) деятельности или рекомендации для специалистов социальных служб, направленные на совершенствование социальной работы или на решение конкретной проблемы. Все это должно найти отражение в выпускной квалификационной работе в виде параграфа или отдельной главы.

В целом научно-исследовательская работа студентов (НИРС), проводимая в процессе подготовки ВКР должна максимально соответствовать специфики предстоящей практической деятельности специалиста по социальной работе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года Протокол №6 Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ

    Отчет
    ... ( 5.5 п.л) Виноградова Т.В., Волохова В.В., Кожанов А.А. Дипломная работа. Методическиеуказанияпонаписанию, оформлению и защите дипломных работпоспециальности «Историко-архивоведение. Петрозаводск: Издательство ...
  2. Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 - социальная работа» (учебно-методические материалы)

    Программа
    ... (МГПУ), 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихсяпоспециальности «040101 - Социальнаяработа», подготовлены в соответствии ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... научно-исследовательскойработыстудентов, обучающихсяпоспециальности «социальнаяработа», важное значение имеет участие преподавателей кафедры социологии и социальнойработы в Российско-финляндском проекте «Социальнаяработа ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (24)

    Отчет
    ... обучения; «Социальнаяработа»040101, очная форма ... работупонаписанию учебников, учебно-методических пособий; активизировать работупо ... работы. Студенты, обучающиесяпоспециальности экология, принимают активное участие в научноисследовательской ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (19)

    Отчет
    ... ВСО, студентысоциальнойработы принимают активное участие в научно-исследовательскойработе. На кафедре ... студенты, обучающиеся на кафедре, обеспечены методическимиуказаниями для подготовки к СЗ и дневниками по практике. Ведется постоянная работа ...

Другие похожие документы..