Главная > Документ


«Состояние и перспективы развития муниципальной системы образования в условиях современной модели образования»

Прошедший учебный год был весьма насыщенным и плодотворным. Идеи модернизации образования нашли свое конкретное применение в деятельности образовательных учреждений района, а в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), как в любом масштабном деле, возникали определенные трудности. Коллективный опыт, накопленный в нашей муниципальной системе образования, и то влияние, которое оказал национальный проект на педагогическое сообщество и общественность района, дают возможность подвести итоги пройденного пути и наметить новые задачи повышения качества образовательных услуг.

1.Нормативно-правовое обеспечение

Создание нормативно-правовой базы в области образования обеспечило функционирование и развитие районной системы образования в интересах личности, общества и государства. Чтобы поддержать педагогические кадры и повысить престиж учительской профессии администрацией района подготовлены и приняты главой района Положения о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и детских садов, лучших учителей и воспитателей.

Кроме того, в целях обеспечения общедоступности образования всех уровней, выполнения государственных образовательных стандартов, обеспечения условий для развития отрасли главой администрации принято постановление «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования в Благодарненском муниципальном районе Ставропольского края на 2008-2010 годы». Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования района в интересах личности, общества и государства.

2.Экономика образования

Не может не волновать и проблема совершенствования существующей материально-технической базы образовательных учреждений. В 2007 году на капитальный и текущий ремонты объектов образования района было выделено за счет всех источников финансирования 13980,885 тыс. рублей, приобретено мебели, оборудования, оргтехники на сумму 12000,00 тыс. рублей.

В бюджете также предусмотрено выделение 5498,496 тыс. рублей на предоставление льгот педагогам, проживающим в сельской местности. Ежемесячно 382 классных руководителя получают вознаграждение из средств краевого бюджета.

3.Капитальное строительство и ремонт

В 2008 году на капитальный ремонт объектов образования запланирована сумма в 9 млн.797 тыс.905 рублей. За первое полугодие 2008 года освоено 4167,988 тыс. рублей. Сумма, освоенная на текущий ремонт, составляет 227,977 тыс. рублей (запланировано 323,932тыс. руб).

Проделан большой объем работ: отремонтированы кровли в СОШ №5 (Спасское) и СОШ №16 (Шишкино), в детском саду-начальная школа №1 (Благодарный). Ведутся сантехнические работы в СОШ №1, №6 (Благодарный), СОШ №2, СОШ №5 (Спасское), №8 (Елизаветинское),11(Алексеевское).

Выполнены работы по ремонту отопления в средней школе № 15 и детском саду №9 (Благодарный), электромонтажные работы в детском саду № 4(Александрия), отремонтирован спортивный зал в СОШ № 4(Сотниковское).

Установлена противопожарная сигнализация в СОШ № 14(Эдельбай), в СОШ № 15(Благодарный) и №8(Елизаветинское), в детских садах №28 и № 1 (Благодарный), в д/с №16(Сотниковское), №19(Бурлацкое), №13 ( Большевик). Идет установка сигнализации в д/с № 29 г. Благодарного.

Ведутся работы по ремонту кровли д/с №17 (Спасское), №29 (Благодарный); канализации в д/с №21 (Шишкино), канализации пищеблока в СОШ №5 (Спасское).

Несмотря на освоенный объем работ, задача совершенствования материально-технической базы образовательного комплекса района и впредь будет оставаться одной из самых значимых.

4.Реализация приоритетного национального проекта «Образование»

Приоритетный национальный проект ";Образование";(ПНПО) придал стимул развитию образования в районе по многим направлениям. Одним из них является информатизация образовательного процесса. Уровень оснащенности компьютерной, мультимедийной и оргтехникой возрос у нас в 2 раза: количество педагогов на 1 персональный компьютер (ПК) – 2 человека (против 5 в 2006 году), количество учащихся на 1 ПК – 20 человек (против 40 в 2006 году). В школах имеются аудио,- видеосистемы, в 12 образовательных учреждениях есть хотя бы одна мультимедийная установка; 5 школ имеют 7 интерактивных досок. Получено лицензионное программное обеспечение.

Большую роль во внедрении информационных технологий сыграл межшкольный методический центр (ММЦ), действующий на базе СОШ №1. В 2008 г. в ММЦ обучены 50 % педагогов и 24 школьных библиотекаря, организованы дистанционные курсы обучения для 10 педагогов и 32 учащихся профильных классов, проведено 57 учебных семинаров для учителей. Более 480 цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и учебно-методических комплектов (УМК) по различным предметным областям ММЦ отправил в школы района.

Все школы, отдел образования, ММЦ подключены к Интернету, создали и разместили там свои сайты. На базе школьной библиотеки действует информационный центр, предлагающий свободный доступ работникам образования к персональным компьютерам, медиатеке и Интернет-ресурсам. Творческие группы средней школы №9 и ММЦ победили в конкурсе педагогических инициатив. Н.Г.Сергеева (директор СОШ №1) стала участником международной конференции по вопросам информатизации в г. Белек, Турция.

Активно внедряются компьютерные технологии и в учебный процесс. Более 100 педагогов научились создавать свои сайты, около 10% активно участвуют в проведении Интернет-конкурсов, педсоветов, форумов, сетевых сообществ. Приняли участие во Всероссийском конкурсе с использованием информационных технологий по Менделееву Шейкина Г.М., Левина Н.В. СОШ № 9; Саранцев Никита, 9класс СОШ № 11, занял 3 место во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма – 2007», Маликова Мария из этой же школы 3 место во Всероссийском литературном конкурсе в номинации «Проба пера».

Большинство учителей используют в работе электронные учебники, программы, интернет-информацию, что в значительной мере придает урокам новизну и современность. 8 школ стали участниками педагогических инициатив в рамках проекта информатизации системы образования (ИСО).

Но существуют и немалые проблемы. Отсутствие общешкольных сетей, низкие характеристики Интернет-каналов, недостаток опыта по использованию цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников значительно снижают темпы перехода к комплексной информатизации образования в целом. Соответственно одной из приоритетных задач мы считаем создание комплексной информатизации, единого информационного пространства.

Стержневой целью проекта обозначено стимулирование профессионального мастерства педагогов, творческого поиска, активности и успешной реализации образовательных проектов. Районное педагогическое сообщество уверенно идет к этой цели. В 2008 году в числе победителей названы 3 образовательных учреждения –СОШ № 2 (дир.Лисова Е.А.), СОШ № 4 (дир. Лапина Г.А.), СОШ № 14 (дир. Эреджепова Р.А.). Таким образом, на сегодняшний день в районе семь «школ-миллионеров». В списке победителей конкурса лучших учителей 2008 года 6 педагогов - Орлова В.И., учитель русского языка и литературы СОШ №1, Рахманова Н.М., учитель русского языка и литературы СОШ №7, Гребенченко Н.П., учитель русского языка и литературы СОШ №11, Затонская Т.В., учитель начальных классов СОШ №16, Гаранжа В.В, учитель начальных классов СОШ № 4, Иванова А. Н., учитель биологии СОШ №5. Всего же теперь у 22 педагогов президентский грант.

Районный конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, наградил еще три школы премией в размере 50 тыс. рублей: СОШ №1(дир. Сергеева Н.Г.), СОШ №7 (дир. Татаренко В.И.), СОШ№12 (дир. Мищенко В.Ф.) и 5 педагогов - Нижевязова В.А., учитель начальных классов СОШ №1; Морозова А.В., учитель истории СОШ №7, Дубинина И.В., учитель химии СОШ №2; Луценко А.И., учитель начальных классов СОШ №9; Сапожникова Л.В., учитель истории СОШ №6.

В 2008г. впервые проводился в районе конкурс лучших дошкольных образовательных учреждений и педагогов детских садов. Победителями признаны городские ДОУ №3,5,7,28,29 (премия по 50 тыс. рублей). Грант в 10 тысяч рублей получили лучшие воспитатели: Толстихина Н.И.(д/с №7), Косягина Н.Р. (д/с №9), Бочарова Л.В.(д/с №29), Высоцкая Т.А.(д/с №28), Бородина С.Д. (д/с №3).

Творческая активность педагогов, инновационное движение как фактор развития образования культивируются, стимулируются и постоянно поддерживаются методическим кабинетом отдела образования. В районе создан банк данных инновационных образовательных программ, внедряется опыт работы «школ-миллионеров», лучших учителей- участников приоритетного национального проекта «Образование».

Достижение современного качества образования невозможно без выстраивания системы работы с одаренными детьми. Одной из форм работы с данной категорией детей является проведение олимпиад. В прошедшем учебном году подготовлено 16 победителей зонального тура Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, праву, основам предпринимательской деятельности, географии, истории, астрономии, биологии, русскому языку, физической культуре и экологии. В краевом этапе олимпиады победили Кулев А. (уч.Спиридонова Н.Н., СОШ №1) и Сибирева Е. (уч.Рузаева Т.А., СОШ №9), Павлюк А. (уч. Козлова Е.Г., СОШ №15). Они представляли наш район на Всероссийском туре олимпиады. Мы гордимся успехом Малахова Вячеслава (уч.Приходько В.И., СОШ №1), занявшего 3место на общероссийском этапе олимпиады школьников. Победы в олимпиадах – это показатель качества знаний наших ребят, возросшей уверенности в своих силах.

Дети, ориентированные на учебу, привлекались к участию в научных обществах, научно-практических конференциях различных уровней, к проведению предметных недель. Впервые в районе прошел конкурс ораторского мастерства. В нем приняло участие 36 ораторов из 16 школ района. Грамотами за призовые места отмечены: Карлова Ксения-1 место, СОШ № 9; Бородай Юлия -2 место, СОШ № 4 и Артюхова Ксения -3 место, СОШ № 9. Во 2 возрастной группе - Тюкова Мария - 1 место, СОШ № 6; Божко Александр -2 место, СОШ № 4; Щербакова Дарья -3 место, СОШ № 7. Среди старшеклассников стали призерами: Иванченко Юлия -1 место, СОШ № 9, Богданова Мария –2 место, СОШ №1; Семихова Мария -3место, СОШ №9. Прошел в школах района и заочный фестиваль школьных театров по номинациям: «Русские сказки», «Юбилеи знаменитых писателей», «Русская классика на сцене».

Для поддержки способной и талантливой молодежи в 2007-2008г. выплачивались главой администрации именные стипендии Попову А., СОШ №1(Благодарный) и Казакову В., СОШ №2(Александрия).

Повышению качества образования способствует переход на профильное обучение, реализуемое в школах района. Открыты и функционируют 24 профильных класса для учащихся старшей ступени в школах № 1, 6, 9, 15 (Благодарный), №4 (Сотниковское), №5(Спасское), №8(Елизаветинское), №10(Бурлацкое), №2 (Александрия). Вместе с тем не в полную меру работает ресурсный центр профильного обучения (СОШ №6). Понятно, что для профильного обучения учащихся школа должна быть готова. Готовность же зависит от ряда составляющих: администрации, педагогов, родителей, материально-технической базы. Но образовательные учреждения проводят недостаточную работу среди учащихся и родителей по разъяснению преимуществ обучения ребенка в профильном классе, отсутствует сетевая система взаимодействия и это не позволяет расширить перечень профилей, слабо оснащено учебно-методическое обеспечение профильного обучения. Поэтому задача в новом учебном году для всех образовательных учреждений и ресурсного центра – искать, анализировать, изучать спрос, работать над повышением качества профильного обучения, социализацией учащихся, преемственностью между общим и профессиональным образованием.

Операция «Автобус - сельской школе» - еще одно направление реализации национального проекта. В 2006 году по этой программе получено 2 автобуса сельскими школами №7(Каменная Балка) и №12(Красные Ключи). В 2007 году пришли 4 автобуса в СОШ №2, №8, №14, №3. В 2008 году в связи с увеличением количества подвозимых детей второй автобус получила СОШ №7.

5. Дошкольное образование

Время постоянно вносит новые требования в систему образования, в методы и формы работы с детьми. Но есть одна закономерность – во все времена школьная успешность детей во многом определялась их развитием. Педагоги дошкольных учреждений создавали условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировали привычки к здоровому образу жизни, создавали условия для развития творческого потенциала.С этой целью в детских садах № 9 и 29 г. Благодарного, №4 с. Александрия, 19 с. Бурлацкого работали экспериментальные площадки. Четвертая часть детских садов (24% от общего их количества) работала в инновационном режиме. Именно эти учреждения были опорными в отработке различных моделей дошкольных учреждений будущего.

Значительно увеличился контингент дошкольников. Если в прошлом году охват детей составлял 70%, в этом году – 72%. Наметилась положительная динамика в ликвидации очередности за счет открытия дополнительных групп (5 групп в д/с № 2, № 9, № 29, № 30 г.Благодарного и № 17 с.Спасское) и доукомплектации уже имеющихся. Количество групп возросло до 125 (в 2007г – 120). Впервые созданы 3 специальные группы кратковременного пребывания детей с предоставлением полноценных образовательных услуг (д/с № 13 х. Большевик, №15 п.Ставропольский и № 25 с. Красные Ключи).

Родительская плата в садах города составляет 350 руб., в сельских – 280 руб. Стоимость детодня - в районе 26,19 руб. Выполнение суточных норм питания равна 65%. Анализ заболеваемости и посещаемости показывает, что среднегодовая заболеваемость детей увеличилась по сравнению с прошлым учебным годом и составила 3,6 дня, пропущенных одним ребенком по болезни. В структуре детской заболеваемости велика доля острых респираторных заболеваний (68%), что требует расширения профилактической работы в детских садах.

На новый учебный год необходимо совершенствовать программно-методическое обеспечение, развивать творческие способности детей, в полном объеме удовлетворять специальные образовательные потребности детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

6.Общее образование

Говоря о системе и перспективах развития образования, следует отметить, что идеи модернизации нашли свое применение в деятельности всех общеобразовательных учреждений. На сегодняшний день функционируют 16 средних общеобразовательных школ (с контингентом  6618 детей). В их числе 6 малокомплектных школ (численность менее 200 человек) в Алексеевском, Красных Ключах, Мирном, Эдельбае, Шишкино и п. Ставропольском, что составляют 38 % от общей численности школ сельской местности. Учебно – методическое обеспечение преподавания в школах осуществлялось в соответствии с рекомендациями МО РФ и Ставропольского края. Обеспеченность учебниками составила 98,5% (прошлый год 97,5%). По сравнению с прошлым годом увеличилась обеспеченность учебниками в городских школах № 1,9, 15, сельских № 2,3,7,8,10,13. Ниже районного процент обеспеченности в СОШ №12,14,16, выше в СОШ №1, 6,8,9(город); 2,3,10,11(село). Дети из социально незащищенных семей получали учебники бесплатно. За счет родителей куплено более 50% учебников.

Внедрены и успешно работали учебники нового поколения в начальной школе: комплект «Гармония» (44 класса, это 35% от общего количества начальных классов), учебники развивающей системы Занкова в СОШ №1, СОШ №14.

Обучение русскому языку в большинстве школ шло по наиболее приближенным к идеям современного образования учебникам: С.Львова в СОШ № 1, 14 и 15, Бунеев в СОШ № 6; В. Бабайцева в СОШ№ 2,8,9,12,16, М.Разумовская в СОШ№3, 10, 13.

В профильных гуманитарных классах (СОШ № 1,9,4,8) введен английский язык нового поколения (автор О.Гроза).

Новыми являются учебники по алгебре и началам анализа под редакцией Мордковича для профильных классов, по математике в 5 классе под редакцией Мордковича, Истоминой. Продолжена работа по учебникам Громова, Перышкина, Мякишева, Касьянова по физике, по учебникам Угриновича, Макаровой по информатике.

В начальном образовании района наметилось немало положительных тенденций для решения непрерывного образования развивающейся личности. Более продуманно используются часы вариативной части учебных планов: включены спецкурсы «Детская риторика», «Ритмика», «Информатика в играх и задачах», «Основы православной культуры», «Азбука рынка». Больше внимания уделялось введению спецкурсов по формированию у детей основ здорового образа жизни (61% школ), увеличению двигательной активности детей (22%). На 24% больше стало школ, где осуществляется экологическое образование младших школьников.

Однако в вариативную часть учебных планов не включаются региональный и школьный компоненты. Во всех образовательных учреждениях введён предмет «Информатика», но учащиеся первой ступени не систематически работают в компьютерных классах. Проблемой остаётся использование учителями начальных классов компьютерных и информационных технологиях в учебном процессе.

Повысилась активность педагогов, появились новые инновационные проекты, образовательные учреждения с передовой педагогической практикой. В течение года для учителей начальных классов действовали районные школы передового педагогического опыта (рук. Шишкова Н.А.,СОШ №15), молодого учителя (рук. Рязанцева Т.А., СОШ №6), проблемные группы (рук. Милосердова Л.И., СОШ №15), (рук. Янголь О.Н.,СОШ №9), (рук. Панфёровой Е.И., филиал СОШ №8), творческая лаборатория (рук. Рыбалко С.В., СОШ №1), «Предшкольная подготовка» (рук. Михайлова И.В.,СОШ №1). На базе СОШ №9, № 8, №10 и детский сад № 19 проведен семинар по преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Работала также проблемная группа учителей технологии по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс под руководством Козлова П.В. (СОШ №15). Была подготовлена и проведена ярмарка- выставка изделий, выполненных учащимися на уроках технологии (отв. Козлова Е.Г., СОШ№15, Гашин С.Я., СОШ№1). Проведены семинары по темам: «Изучение образовательной области «Технология» в условиях организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников» (Василенко И.Н., СОШ№9) и «Использование возможностей учебных кабинетов и мастерских в современных условиях» (Козлов П.В., Шитикова Л.А., СОШ№15).

Хорошо организовали методическую работу, проявили творческий подход и высокую ответственность в выполнении обязанностей руководителей школьных МО учителя русского языка Орлова В.И. (СОШ № 1), Леликова Т.И. (СОШ № 6), Этбаева Л.И. (СОШ № 10), Гребенченко Н.П. (СОШ № 11), Шейкина Г.М. (СОШ № 9), Луценко Т.В. (СОШ № 15), что, несомненно, сказалось на внедрении инновационных технологий в учебный процесс педагогами указанных школ.

Совершенствовались формы и методы работы по повышению педагогического мастерства учителей истории и географии. В соответствии с планами МО на базе СОШ №11 (учитель Белкина Е.Н.), СОШ №8 (учителя Попова Е.И.,Темерева И.Н.), СОШ №15» (рук. МО Паринова В.В.) прошли семинары.

Результативно сработали проблемные группы в СОШ №9 (рук. Вдовенко М.Н.), СОШ № 15 (рук. Паринова В.В.), СОШ № 5 (рук.Юрченко О.А). Провела мастер-класс на краевом семинаре «Использование информационных технологий обучения» С.В. Буклова (СОШ № 1).

Много внимания уделялось организации и проведению практической подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ учителями русского языка, математики, физики и информатики. В рамках проблемной группы словесники района (Гвоздикова Л.П., СОШ №6, Шейкина Г.М., СОШ № 9, Кубенева М.Н., СОШ №15) обменялись опытом по организации индивидуальной подготовки обучающихся к выполнению тестов. На базе СОШ № 1, 6, 9, 7 прошли семинары по теме «Формы, методы и содержание заданий по информатике при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ».

Проблемные группы учителей физики, математики, информатики занимались темой «Методы обучения решению задач в условиях перехода к ЕГЭ». Руководили работой групп учителя первой и высшей квалификационной категории: Сердюкова Н.В. (СОШ №8), Герасимова В.А. (СОШ №6), Якимчук Г.В. (СОШ №6), Коваленко Г.И. и Безродная А.А. (СОШ №1).

В течение года даны открытые уроки лучшими учителями района Головиной Л.В., Орловой В.И. (СОШ № 1), Яицкой Л.К., Шведовой Е.В., Кубеневой М.Н. (СОШ № 15), Шейкиной Г.М. (СОШ №9), мастер - классы Герасимовой В.А. (СОШ №6), Скибун И.Я. (СОШ №15), Безродной А.А.(СОШ №1).

В рамках районной научно-практической конференции «Влияние ЕГЭ – новой формы итоговой аттестации - насовершенствование учебного процесса и содержания общего образования» дали мастер-классы М.Н. Вдовенко (СОШ №9), Рахманова Н.М (СОШ №7), Марченко И.В., (СОШ № 6) и Изюмина Н.Н., (СОШ№6).

Вопросы здоровьесбережения обсуждались на совещаниях, заседаниях районных МО, районной проблемной группы здоровьесберегающей тематики на базе СОШ № 5. Уделено также внимание методам стимулирования и формирования мотивации в системе гуманистической направленности образования предметов физико-математического цикла. По данной теме проведены открытые уроки на базе СОШ № 2, 6, 7, 10.

Инновации не возникают на пустом месте, они всегда опираются на определенный педагогический опыт и традиции. Высокий рейтинг школ № 1, 9, 15 г. Благодарного, № 10 с. Бурлацкого по различным направлениям учебно-воспитательного процесса закономерно способствовал тому, что они стали опорными образовательными учреждениями, способствующими повышению квалификации педагогов по использованию инноваций в учреждениях образования.

Систематическая и целенаправленная постановка методической деятельности стала косвенным обоснованием полученных результатов. Итоговую аттестацию в форме ЕГЭ в нашем районе уже второй год проходили выпускники 11 классов. В 2008 г. участвовали в ЕГЭ 459 человек, из них сдали экзамен 416, удельный вес сдавших составил 0,91 (в 2007г из 577человек сдало 443, удельный вес – 0,76).

ЕГЭ по русскому языку стал обязательным для 425 выпускников. Обученность составила 89 %, качество знаний – 34%. Это значительно выше, чем в прошлом учебном году (75% - 24%). Высокие результаты получены учащимися СОШ №6, №1 г.Благодарного, а в СОШ №7 и №11 ЕГЭ сдали без двоек (учителя Рахманова Н.М. и Гребенченко Н.П.).

Однако средние показатели ниже среднекраевых: средний балл в стобалльной системе по району – 52,9, по краю – 54,5; средний балл по пятибалльной шкале в районе – 3,3, в крае – 3,4.

По-прежнему незначительное количество учащихся выбирают ЕГЭ по другим предметам. По итогам аттестации, химию выбрало 6 выпускников (обученность – 100 %, качество – 50 %), физику- 2 (обученность-100 %, качество знаний -0 %), биологию – 20 (в 2007 году - 73), обученность – 90 %, качество знаний 50 %, историю России 6 (обученность – 100 %, качество – 33 %).

Впервые по новой форме проводили единый муниципальный экзамен по алгебре в 9 классе (обученность -100 %, качество знаний в среднем по району – 43 %). Выше средних показателей качество знаний в СОШ №1,3,5, 7,11,16. Введение новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников заставляет перестраивать работу педагогов и учащихся, активнее внедрять тестовые задания в ходе проверки знаний. Несмотря на значительное число публикаций по тестологии, единой методики применения тестов в учебном процессе еще нет, существуют лишь отдельные фрагменты, рекомендации. Необходимо найти эффективные подходы к организации подготовки учащихся. При этом акцентировать внимание на наиболее трудных вопросах содержания курсов, на технологии работы с тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Поэтому, безусловно, подготовка учащихся к новым формам итоговой аттестации становится в ряд актуальнейших задач.

2007/2008 учебный год закончили на отлично 509 учащихся, что составляет 7,7% от общего кол-ва учеников (в 2007 г - 6,9 %). На четыре и пять - 1559 человек (в прошлом году - 1776 учащихся). Видна положительная динамика качества знаний: 2007/2008 учебный год – 45% (2005/ 2006– 41%; 2006/ 2007– 43%).

Показателем работы педагогических коллективов является и количество подготовленных медалистов. В прошедшем году золотые медали у 19 выпускников, серебряные у 22. Ежегодно получают «золото» и «серебро» учащиеся городских школ. Впервые за последние 5 лет золотые и серебряные медалисты подготовлены в СОШ № 13 (дир. Костюкова Л.В.), СОШ № 16 (дир. Волкова Н.П.).

В районе стабильно число учащихся 9 классов, получающих аттестаты об основном общем образовании с отличием. В этом году таких выпускников 47, что составляет 6,1 % от общего числа учащихся. На 4 и 5 закончили учебный год 45 % учеников общеобразовательных учреждений района (это на 2 % больше, чем в 2007 году). Успехи учащихся - это результат слаженной работы учителей и учеников, использование в образовательном процессе современного оборудования, средств обучения, новых инновационных технологий.

8.Воспитательная работа

Еще один важный блок системы образования – это воспитательная работа. В реализации этого направления есть немало проблем. Сегодня все больше времени родители уделяют своей профессиональной деятельности. А значит, улица с её совсем иной, чем в школе, жизнью становится более привлекательной, незаметно втягивая подростков в противоправную деятельность. Поэтому трудно переоценить на данном этапе роль классного руководителя, который работает с каждым конкретным ребенком и родителем. Опыт талантливой деятельности классных руководителей в районе есть в СОШ № 1 Коноваленко Л.В., Ковязина Н.Н., СОШ № 6 Найденова Н.И., Марченко И.В., СОШ № 5 Фенина А.В.,СОШ № 15 Сажнева А.В., СОШ № 10 Гриценко Е.В., СОШ № 4 Егоренко Т.П. Хорошо работают по профилактике правонарушений в СОШ №1(дир. Сергеева Н.Г.), №3 (Архипенко Т.Н.), №5 (Иванова А.Н.), № 7 (Татаренко В.И.), №13 (Костюкова Л.В.), №14 (Эреджепова Р.А.).

Но, к сожалению, не всегда в школе вовремя замечают слабого ученика, трудную семью. Не все родители выполняют свои родительские обязанности, не приносит ощутимых результатов совместная работа образовательных учреждений, органов ОВД, социальной защиты, поэтому ежегодно отмечаются случаи преступлений и правонарушений с участием несовершеннолетних в СОШ №9 (дир. Шерстобитов В.В.), №6 (дир. Доценко А.Н.), в вечерней школе (дир. Мещеряков П.М.).

Поле деятельности по профилактике социально опасных явлений достаточно велико для всех. Работа с неблагополучными семьями, усилия психологов, социальных педагогов, классных руководителей, школы требует новых, более эффективных форм.

Одной из попыток усилить воспитательный потенциал стали творческие, проектные команды педагогов и детей школ района. Эффективно и наиболее динамично разрабатываются развивающие проекты, связывающие урочную и внеурочную деятельность (СОШ №5). Развиваются патриотическое и духовно-нравственное направления в воспитании школьников (СОШ №7, СОШ№10, №12) . Результатом этой работы являются программы, включающие в себя систему урочных и внеклассных мероприятий. В СОШ №14 второй год реализуется программа «Толерантность-дорога к миру». Чаще стало практиковаться посещение «Школьного абонемента», организуются турпоходы, поездки и экскурсии в СОШ №1 (дир. Сергеева Н. Г.), СОШ №2 (дир. Лисова Е. А.), СОШ №4 (дир. Лапина Г. А.), СОШ №8 (дир. Есаулов А. И.), СОШ №9 (дир. Шерстобитов В. В.), СОШ №10 (дир. Журавлева И. А.), СОШ №15»(дир. Коваленко С. В.). Организована внеурочная деятельность школьников при взаимодействии с учреждениями культуры в средних школах № 1, 4, 5. Результат - занятость дополнительным образованием до 90 процентов учащихся, призовые места в районном фестивале художественной самодеятельности детей и подростков образовательных учреждений.

Эффективная работа музеев в сельских школах также дала результаты: Дипломом краевого конкурса школьных музеев отмечена работа СОШ №13 (Костюкова Л. В.), школьный музей Елизаветинской СОШ №8 (Есаулов А. И.) занял 1-е место в краевом конкурсе, организованном краевым Советом ветеранов Великой Отечественной войны.

В числе приоритетных - трудовое воспитание школьников. Сегодня в каждой школе действуют ученическая производственная бригада или трудовое объединение. Итог систематической работы школ по трудовому обучению - общекомандное первое место на 40-м краевом слете ученических производственных бригад (июнь 2008г). Кроме того, за плодотворную работу по трудовому воспитанию школьников СОШ №8 (дир. Есаулов А. И.) вручен мини-трактор, СОШ № 5(дир. Иванова А. Н.) – компьютер и кабинет технологии.

В период кампании «Лето-2008» учреждениями образования для отдыха использовались малозатратные формы оздоровления. Организованным отдыхом, оздоровлением и трудовой занятостью было охвачено около 4-х тыс. детей и подростков (до 90%), выделено через Центр занятости населения 215 рабочих мест, израсходовано из муниципального бюджета 341 тыс.800 руб. (2007 год-220 тыс. рублей).

Невозможно переоценить в воспитательной работе роль учреждений дополнительного образования, охвативших всеми формами дополнительного образования более 3500 детей и подростков (51% от общего количества обучающихся, что превышает краевой показатель на 4%). В районе есть учреждения, в которых создана система работы с детьми через разные формы: уличный балет «Торнадо» (Шейкина Т. В.,педагог центра «Факел»), вокальный ансамбль народной песни «Родничок» (Хлопотова Т. И., педагог ДДТ), вокальная студия эстрадной песни «Волшебный микрофон» (Малиновская Е.С.,педагог ДДТ), объединения технического творчества (Неткачев С. В, Дорофеев А. А., педагоги ЦДО). В доме детского творчества активно развиваются клубные формы работы: клубы по интересам, литературная гостиная «Лира» (педагог Шуленина Е. В.); клуб «Лик» (педагог Лазоренко Г. В.).

Радуют победы учащихся во Всероссийских и краевых конкурсах, слетах: Всероссийская олимпиада туристско-краеведческого движения, номинация «Этнография» (а. Эдельбай, СОШ №14»); Всероссийский и краевой конкурсы по радиоспорту (ЦДО); 3-й международный конкурс детского творчества, краевой этап 5 Московского международного фестиваля экранного творчества детей и подростков в номинациях «Видеоклип», «Видеофильм», 4-й международный конкурс детского рисунка «Арт- город» (ДДТ); краевой этап Всероссийской акции «Я- гражданин России» (СОШ№13, СОШ №7). Одержали победы футбольная команда Сотниковской ДЮСШ в финале краевых спортивных школ по футболу в г. Невинномысске (2 место), в турнире Южного Федерального округа в Курском районе (2 место), в кубке памяти Сенькина (1 место), в кубке памяти героя Советского Союза Духина (3 место).

Но компьютерная насыщенность учреждений дополнительного образования на низком уровне. В учреждениях по 1-2 компьютера, что не позволяет реализовать ИКТ-технологии в процесс обучения, развивать новые формы дополнительного образования.

Не хватает педагогов технической направленности, изобразительной деятельности, музыкальных руководителей, хореографов. Поэтому объединения и секции больше ориентированы на учащихся младшего и среднего школьного звена.

В 2008 г. оздоровительно-образовательный центр «Факел» (дир. В.С.Кузнецова)- победитель Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования 2005г. - получил творческие аппаратно-программные комплексы для обучения видеомонтажу, графическому дизайну, фотоделу, звукомонтажу и музицированию, издательскому делу, организации презентаций, которые, надеемся, помогут вовлечь в досуговую деятельность большое количество старшеклассников.

9.Работа по защите прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Решение проблем жизнеобеспечения, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социальной адаптации – главное направление деятельности органа опеки и попечительства отдела образования.

На учете в органе опеки и попечительства нашего района состоят – 296человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитываются в семьях граждан: под опекой (попечительством) – 251 ребенок, проживают в детском доме - 45 воспитанников. Важным моментом в решении проблем сиротства является материальное обеспечение детей данной категории. Получают выплаты - 192 человека, что составляет 76,5 % от общего числа опекаемых.

Активно проводится работа по вопросам семейного устройства детей-сирот. В газете ";Благодарненские вести"; действует постоянная рубрика ";Нам хочется жить в семье";. Из детского дома было устроены в семью 27 воспитанников за четыре года работы данного учреждения. В настоящее время идет подготовка и работа с кандидатами в приемные родители. Намечено создание двух приемных семей в г. Благодарном и в с. Мирное.

Вместе с тем необходимо усилить работу по нескольким проблемам: обеспечение жильем детей-сирот, развитие новых семейных форм (семейный детский дом, патронатные семьи), восстановление родителей в родительских правах.

10.Специальное (коррекционное) образование

В системе образования района отлажена работа по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями. Всего на дому организовано индивидуальное обучение для 93 учащихся, что соответствует уровню прошлого года.

В образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад №1 г. Благодарного» созданы условия для обучения 27 детей (3 класса) с нарушением зрения. В школах обучаются 74 инвалида. Для 49 человек из их числа организовано индивидуальное обучение на дому.

Кроме того, функционируют 29 классов для детей с задержкой психического развития, 152 ученика обучается в специальном коррекционном учреждении. Разумная организация занятости детей, систематическая лечебная и спортивно-оздоровительная работа в СКОУ (дир. Калашникова Л.М.) дала свои результаты – на краевой спартакиаде детей с ограниченными возможностями команда школы-интерната заняла 2 место и награждена переходящим кубком, ценными подарками. К сожалению, пока отсутствует опыт дистанционного обучения детей-инвалидов, не освоены возможности организации интеграционной проектной деятельности учащихся, более широкого их участия в районных образовательных событиях.

11.Здоровьесбережение

Организация образовательного процесса – это еще и сохранение и укрепление здоровья учащихся. Родители едва ли не на первое место ставят безопасность пребывания детей в общеобразовательном учреждении. Не только уроки, но и само окружение должно быть здоровьесберегающим. Приобретается современная мебель, меняется освещение, открыты во всех школах медицинские кабинеты. В СОШ № 1 и СОШ №5 внедряется программа «Бос-здоровье». В учебный процесс введены 19 спецкурсов и элективных курсов здоровьесберегающей тематики. Во внеурочное время предусмотрены обязательные Дни и часы здоровья, подвижные перемены, доурочная гимнастика, третий урок физкультуры. Просветительская работа ведется как с учащимися, так и с их родителями.

Показателем результативности по здоровьесбережению можно считать снижение числа пропусков занятий практически в два раза (3,7 дня на одного ученика, в прошлом году – 6,4). Наиболее благоприятная обстановка выявлена в МОУ «СОШ» № 5, 6, 13, где на одного учащегося приходится менее 1 дня пропусков занятий по болезни; МОУ «СОШ» № 3, 7, 14 – до 2-х дней. По данным медицинских осмотров, за последние 4 года показатель хронических заболеваний стабилизировался и составляет 30%. В разрезе школ позитивные результаты зарегистрированы в школах № 1, 5, 6, 7, 8. Стабильные результаты в СОШ № 2, 3, 4, 9, 10, 11. Сопоставление наличия у детей хронических и острых заболеваний по школам на фоне районных показателей свидетельствует о наиболее благоприятной обстановке в СОШ № 5, 7, 13. В этих образовательных учреждениях оба показателя ниже районных.

12.Кадры

Педагогическую деятельность в школах района осуществляли 711 педагогов, из них молодых специалистов (стаж работы до 3-х лет) 31 человек (4%), пенсионеров - 111человек (14%). В учреждениях дополнительного образования трудится 82 педагога, в дошкольных учреждениях – 253. Удельный вес молодых специалистов мал: лишь в четырех школах района (№4, №6, №7, №12) наблюдается «омоложение» кадров. Заметна тенденция старения педколлективов в СОШ №1, №6 (г.Благодарный), в СОШ №10 (с.Бурлацкое), СОШ №16 (Шишкино), процент работников пенсионного возраста достиг 20 и более процентов. Свыше 15% педработников пенсионного возраста в СОШ №9, №12, №13, что превышает районные показатели. Причем, доля работающих учителей пенсионного возраста выросла в СОШ №1,4,6,8,9,12,13,15.

Педагогический ценз преподавателей и воспитателей высок: высшее образование имеют 74 %. Доля педагогов с высшим образованием неизменно растет в СОШ №1, 2,3,5, 6,7,10,12,14,15,16.Стабильны показатели в СОШ №11, 9. Снижение доли учителей, имеющих высшее образование, наблюдается в СОШ №4, №8.

Около 140 учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования награждены отраслевыми государственными наградами «Заслуженный учитель РФ», нагрудными знаками «Отличник народного просвещения» и «Почётный работник общего образования РФ», Почётными грамотами МО РФ. В прошедшем учебном году удостоена звания ";Заслуженный учитель РФ"; Сергеева Н.Г. (дир. СОШ №1), 7 педагогов получили знак «Почётный работник общего образования РФ», 4 награждены Почётной грамотой МО РФ, более 30- Почётной грамотой губернатора СК.

Аттестацию прошли 187 педагогов. По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось число учителей, имеющих высшую квалификационную категорию на 4 %. Видна динамика роста количества аттестованных учителей: 79% в 2008г.(78% в 2007 г., 74% в 2006 г). Опережают районный показатель СОШ №1 (88%), СОШ №2 (89%), СОШ №7(86%), СОШ №9 (88%), СОШ №15 (92%). Выше районного показателя количество аттестованных учителей в СОШ №6, №8, №12. Однако в школах № 3,4,5,10,11,14,16 доля учителей, имеющих квалификационную категорию, ниже районного, особенно в СОШ №13 (35%), что свидетельствует о слабом использовании такой формы повышения квалификации учителей, как аттестация, о недостаточной работе школьных методических служб и администрации школ.

Приоритетный национальный проект «Образование» придал мощный стимул развитию педагогического творчества. Но даже такой масштабный проект – не единственное средство мотивировать педагогов на личностный профессиональный рост Особое место в решении задач формирования профессиональной успешности учителя занимает профессиональное конкурсное движение педагогов.

Районный этап конкурса «Учитель года России 2008» проводился по четырем номинациям: «Учитель - мастер», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования», «Педагогический дебют» и охватил 36 педагогов различных специальностей. В номинации «Педагогический дебют» лучшей признана Пузикова А.В., учитель иностранного языка МОУ «СОШ №9». Лауреатом районного этапа конкурса «Учитель года России -2008» в номинации «Учитель-мастер» стала Квасникова Е.И., учитель начальных классов государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школа-интернат, в номинации «Воспитатель года» - Остапенко С.А., воспитатель детского сада №16 с.Сотниковское, в номинации «Педагог дополнительного образования» - Хлопотова Т.И., педагог дома детского творчества г.Благодарный.

Традиционно большое внимание уделяется работе по повышению теоретического и методического уровня учителей через курсовую переподготовку, которую в текущем учебном годупрошли руководители и заместители руководителей в количестве 28 человек (62%), учителя физической культуры–29чел.(100%), русского языка –25чел.(34%), иностранного языка-6чел., тренеры–преподаватели – 10 чел., математики - 9 чел, воспитатели детских садов - 33 чел. Организовано обучение 30 педагогов в Академии повышения квалификации педкадров в г. Москве. Второе высшее образование по специальности «Менеджер образования» получили директор СОШ № 4 Лапина Г. А., заместитель директора по ВР СОШ №15 Логачева В. В.

Новую специальность на факультете дополнительного образования педагогов в Ставропольском пединституте получают 4 учителя русского языка и литературы, 9-информатики, 5-изобразительного искусства.

Но руководителям СОШ № 3,8,12 (нет учителей истории) следует продумать вопрос о переподготовке уже работающих педагогов на новые специальности.

Уважаемые коллеги!

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что решать многие проблемы возможно только при совместных усилиях, при согласованности общественных интересов и наших педагогических возможностей. А в образовательной системе нашего района есть все: и богатые традиции, и потенциал, способный вобрать в себя современные знания и технологии. Так давайте будем сотрудничать и совместными усилиями строить общее представление о новом качестве образования!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Об обеспечении кадрами экономики чувашской республики

    Доклад
    ... и развитие сложившейся в Чувашской Республике системы художественного образования в сфере культуры и искусства; обеспечениеусловий для эффективного развития и модернизации системыобразования ...
  2. Публичный доклад о состоянии и результатах развития муниципальной системы образования 2010-2011 г г

    Доклад
    ... образования администрации муниципальногообразования город Реутов Московской области. Публичный доклад О состоянии и результатах развитиямуниципальнойсистемыобразования ... с нормативно-правовыми документами. Министерством образования Московской ...
  3. Программа развития муниципальной системы образования на период 2008-2010 г г

    Решение
    ... муниципальнойсистемыобразования в желаемое состояние 5. Бюджет программы 6. Мониторинг реализации программы Приложение. Нормативно-правовоеобеспечение создания и реализации муниципальной программы развитияобразования ...
  4. Публичный доклад о состоянии и развитии муниципальной системы образования 2010- 2 0 1 1 учебный год

    Доклад
    ... района с целью выявления состояния и тенденций развитиямуниципальнойсистемыобразования, обеспечения ее информационной открытости ... образования); - Современные педагогические технологии в образовательном процессе учреждения; - Нормативноправовая ...
  5. Нормативно – правовое обеспечение профильного обучения

    Информационный бюллетень
    ... Нормативноправовоеобеспечение профильного обучения Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования ... тьютора: муниципальнаямодель тьюторского сопровождения учащихся в региональной системе предпрофильной ...

Другие похожие документы..