Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки

российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный

технологический университет им. В. Г. Шухова»

(«БГТУ им. В. Г. Шухова»)

Утверждаю:

Ректор БГТУ им. В.Г. Шухова

д-р экон. наук, профессор

___________ С.Н. Глаголев

«____ » _________ 2011 г.

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин

и комплексов

Профиль подготовки

Сервис транспортных и транспортно-технологических машин

и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)

Квалификация (степень)

Бакалавр

Формы обучения

Очная

Белгород 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и профилю подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

1.2. Нормативные документы для разработки ООП (бакалавриата) по направлению подготовки 190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриата).

1.4 Требования к абитуриенту

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП (БАКАЛАВРИАТА) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО (БАКАЛАВРИАТА) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

4.1. Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

4.1.1. Календарный учебный график и учебный план подготовки бакалавра

4.1.2. Компетентностно-ориентированный учебный план

4.1.3. Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в БГТУ им. В. Г. Шухова на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО

4.2. Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО

4.2.1. Аннотации и рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.2.2 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ВПО (БАКАЛАВРИАТА) ПО НАПРАВЛЕНИЮ по направлению подготовки 190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексовв гоу впо «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова»

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО

5.2. Кадровой обеспечение реализации ООП ВПО

5.3. Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО

6. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (социально-личностных компетенций) КОМПЕТЕНЦИЙ выпускников

7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ обучающимися ООП впо

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников ООП ВПО

8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ обучающиХся

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1 а. Компетенции выпускника вуза как совокупный результат образования по завершении освоение ООП ВПО

Приложение 1 б. Карты паспортов и программ формирования у студентов обязательных компетенций

Приложение 2. Состав, основное содержание и содержательно-логические связи учебных дисциплин, модулей, практик, входящих в ООП ВПО

Приложение 3. Календарный учебный график

Приложение 4. Учебный план

Приложение 5. Сквозная практика промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки ожидаемых результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО

Приложение 6. Аннотации дисциплин

Приложение 7. Аннотации практик

Приложение 8. Программа итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП

Приложение 9. Ресурсное обеспечение

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования бакалавриата, реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова» по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и профилю подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)» (далее – ООП ВПО).

ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную БГТУ им. В. Г. Шухова с учетом потребностей регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 190600 –Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и профилю «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)».

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и профилю «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО бакалавриата составляют:

• Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

• Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).

• Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

• Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» декабря2009 г. №706;

• Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

• Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная _______ (носит рекомендательный характер);

• Устав Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова»;

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Миссия, цели и задачи ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и профилю подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

Миссия ООП ВПО по направлению 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов состоит в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, имеющего главной целью подготовку специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в сфере технической эксплуатации и сервиса транспортно-технологических машин и комплексов профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)», и отвечающего требованиям ВПО уровня бакалавриата, а также развитие личностных качеств (целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, общей культуры), позволяющих реализовать сформированные компетенции в профессиональной деятельности.

ООП ориентирована на реализацию следующих принципов:

  • приоритет ориентированных на практическую деятельность знаний специалиста;

  • ориентацию на развитие местного регионального сообщества;

  • формирование готовности принимать инженерные и управленческие решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях;

  • формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере.

Основными задачами ООП является следующие:

- систематизация гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных и профессиональных знаний в сфере технической эксплуатации и сервиса транспортно-технологических машин и комплексов в рамках компетентностной модели подготовки;

- обеспечение кадрового состава, материально-технических условий, нормативных, методических и других средств для реализации образовательного процесса по направлению «Управление качеством».

Основными задачами ООП является следующие:

- систематизация гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных и профессиональных знаний в области обеспечения качества продукции, работ и услуг, создания и функционирования систем менеджмента качества в рамках компетентностной модели подготовки;

- обеспечение кадрового состава, материально-технических условий, нормативных, методических и других средств для реализации образовательного процесса по направлению 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Особенности образовательной программы

  • При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда, состояние и перспективы развития сферы технической эксплуатации и сервиса транспортно-технологических машин и комплексов в Российской Федерации и Центрального федерального округа в том числе.

  • Интеграция НИР студентов и образовательного процесса в рамках научно-исследовательских направлений кафедры «Сервис транспортных и технологических машин» осуществляющей реализацию ООП.

  • Организация учебно-производственной практики на базе производственных мастерских БГТУ им. В, Г. Шухова, научно-исследовательской практики в лабораториях кафедры «Сервис транспортных и технологических машин» и производственных практик на отраслевых предприятиях г. Белгорода.

  • Сотрудничество с предприятиями эксплуатирующими транспортно-технологические машины и комплексы, сервисами г. Белгорода и региона с целью привлечения специалистов-практиков к учебному процессу.

  • Мобильность студентов в рамках Консорциума вузов сервиса, обеспечение возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий и дополнительных (факультативных) курсов, углубленная теоретическая и языковая подготовка.

  • Использование инновационных образовательных технологий [сквозные и междисциплинарные проекты, выполнение курсовых и дипломных работ (проектов) по реальной тематике, представление в специальных дисциплинах последних достижений в сфере технической эксплуатации и сервиса транспортно-технологических машин и комплексов, применение информационных технологий в учебном процессе (организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств, и др.), тренинги, кейсы и пр.].

1.3.2. Срок освоения ООП ВПО бакалавриат по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и профилю подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

Для лиц, имеющих общее образование и непрофильное среднее техническое образование, нормативный срок освоения ООП (по ФГОС) – 4 года

1.3.3. Трудоемкость ООП ВПО бакалавриат по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и профилю подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

Трудоемкость ООП ВПО бакалавриат по направлению 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ооп БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 190600Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов и профилю подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности выпускника БГТУ им. В. Г. Шухова, освоившего ООП ВПО по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, включает в себя области науки и техники, связанные с эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием транспортных машин различного назначения (транспортных, строительных, дорожно-строительных, специальных и иных машин и их комплексов), их агрегатов, систем и элементов.

Для профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)» область профессиональной деятельности выпускника БГТУ им. В. Г. Шухова, освоившего ООП ВПО, включает в себя области науки и техники, связанные с организацией и обеспечением технической эксплуатации и сервиса строительных, дорожных и коммунальных машин на предприятиях и организациях различных организационно-правовых форм собственности.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов являются: транспортные и технологические машины, предприятия и организации, проводящие их эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис, а также материально-техническое обеспечение эксплуатационных предприятий и владельцев транспортных средств всех форм собственности.

Для профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)» объектами профессиональной деятельности являются: строительные, дорожные и коммунальные машины (СДКМ); конструкционная и технологическая документация для выполнения сервисных работ СДКМ и оборудования, их сборочных единиц; технологическое оборудование, приспособления, оснастка, используемые при выполнении сервисных работ СДКМ и оборудования, их сборочных единиц; средства контроля технического состояния СДКМ и их сборочных единиц.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника в соответствии с ФГОС ВПО:

Бакалавр по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов готовится к следующим видам профессиональной деятельности видам профессиональной деятельности:

расчётно-проектная;

производственно-технологическая;

экспериментально-исследовательская;

организационно-управленческая;

монтажно-наладочная;

сервисно-эксплуатационная.

В БГТУ им. В.Г. Шухова, базируясь на потребностях региона, основным видом профессиональной деятельности, к которому готовится бакалавр является сервисно-эксплуатационная, но обучающиеся имеют возможность самостоятельного выбора вида профессиональной деятельности, в частности: производственно-технологической или организационно-управленческую. Подобный выбор осуществляется обучающимися совместно с ведущими специалистами данного направления выпускающей кафедры и объединениями работодателей.

В зависимости от объема, глубины проработки и конкретизации отдельных (или всех) аспектов учебных дисциплин различают три уровня освоения конкретного вида профессиональной деятельности:

Допороговый

1 уровень – пороговый (вид профессиональной деятельности: расчётно-проектная; монтажно-наладочная; экспериментально-исследовательская).

Освоение этого уровня дает общее представление о виде деятельности, круге задач и обязанностей, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методах и алгоритмах решения практических задач. Этот уровень по всем видам деятельности, предусмотренным в ФГОС должны освоить все студенты независимо от выбранного профиля.

Пороговый

2 уровень – базовый (вид профессиональной деятельности: расчётно-проектная; производственно-технологическая; экспериментально-исследовательская; организационно-управленческая; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная).

Освоение этого уровня позволяет решать типовые задачи, принимать инженерные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам.

Сверхпороговый

3 уровень – повышенный (вид профессиональной деятельности: расчётно-проектная; производственно-технологическая; экспериментально-исследовательская; организационно-управленческая; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная).

Освоение этого уровня предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать инженерные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника в соответствии с ФГОС ВПО:

Настоящая ООП предусматривает подготовку бакалавра по направлению подготовки 190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексовна базовом и повышенном уровнях готовит к решению следующих профессиональных задач:

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности;

– участие в составе коллектива исполнителей в формировании целей проекта (программы), решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке проектов объектов профессиональной деятельности с учетом механико-технологических, эстетических, экологических и экономических требований;

– участие в составе коллектива исполнителей в проектировании деталей, механизмов, машин, их оборудования и агрегатов;

– использование информационных технологий при проектировании и разработке в составе коллектива исполнителей новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий;

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного оборудования.

А также решения задач конкретного вида профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр:

Производственно-технологическая деятельность:

– определение в составе коллектива исполнителей производственной программы по техническому обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации транспорта или изготовлении оборудования;

– участие в составе коллектива исполнителей в разработке и совершенствовании технологических процессов и документации;

– эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;

– организация и эффективное осуществление контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля технологических процессов, качества продукции и услуг;

– обеспечение безопасности эксплуатации (в том числе экологической), хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспорта и транспортного оборудования, безопасных условий труда персонала;

– внедрение эффективных инженерных решений в практику;

– организация и осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;

– проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий и услуг;

– осуществление метрологической поверки основных средств измерений и диагностики;

– разработка и реализация предложений по ресурсосбережению;

– эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

– участие в составе коллектива исполнителей в фундаментальных и прикладных исследованиях в области профессиональной деятельности;

– анализ в составе коллектива исполнителей состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..