Главная > Документ


Современная концепция обучения предметам в школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Переход на новые образовательные стандарты предполагает обновление учебных изданий, используемых в школе. На сегодняшний день все согласны с тем, что и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, отвечающий современным требованиям и позволяющий обеспечивать качественное преподавание предмета. Однако, несмотря на это всеобщее согласие, именно проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.

Учебно-методические комплекты

образовательных учреждений Ядринского района

Начальные классы.

В начальных классах школы района обучаются по традиционной системе «Школа России». Только учителя СОШ №3 г.Ядрина преподают по развивающим системам «Гармония», «Школа 2000… - Школа 2100», система Л.В.Занкова, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. В Стрелецкой и Полянковской математика ведется по системе «Школа 2000…- Школа 2100». В Николаевской СОШ математику с 1 класса начали преподавать по системе «Школа 2000…- Школа 2100».

История.

Ювановская СОШ, Верхнеачакская СОШ, Николаевская СОШ, Малокарачкинская СОШ, Стрелецкая ООШ, Персирланская ООШ, Кудашская ООШ перешли для изучения предмета «История России» в основной школе (6-9 классы) на УМК, созданный А.А. Даниловым и Л.Г.Косулиной. Ряд школ, такие как СОШ №2 г.Ядрина, Большечурашевская СОШ, ЯНГИ, Балдаевская СОШ, одной этой линии не придерживаются, используют учебники в отдельных классах. Данный комплект представляет собой сквозную завершенную линию учебников по отечественной истории с древнейших времен по ХХI век. Все они включены в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ; реализуют Обязательный минимум содержания основного общего образования; в большей степени, чем учебники других авторов, соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Методической  основой учебников А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной является система развивающего обучения, соответствующая современным дидактическим требованиям. Большинство школ придерживаются комплекта учебников по всеобщей истории А.А. Вигасина, О.С. Сорока-Цюпа (это – Большесундырская СОШ, СОШ №2 г.Ядрина, Большечурашевская СОШ, Ювановская СОШ, Верхнеачакская СОШ, Засурская ООШ, Чебаковская ООШ, Балдаевская СОШ, СОШ №3 г.Ядрина). Цивилизованный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. Новые издания доработаны с учетом замечаний учителей и учащихся, а также требований Обязательного минимума содержания исторического образования, обновлены текст и иллюстрации.

Кафедра истории рекомендует использовать для изучения предмета «История России» во втором концентре (10-11 классы)  линию учебников «Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ века». 10 кл. и «Россия и мир ХХ век». 11 кл.. (авторы О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; издательство «Дрофа»). В дополнение к ним в 11 кл. целесообразно использовать учебник «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»), который является победителем конкурса по созданию учебников по новейшей отечественной истории, проведенного по заказу Министерства образования РФ. Указанные учебники включены в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ; реализуют Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования; в большей степени, чем учебники других авторов, соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. В данных учебниках последовательно реализован дидактический принцип развивающего обучения; они сопровождены хорошо составленной программой, позволяющей организовать учебный процесс с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Учебники содержат большое количество удачно подобранных фрагментов исторических источников, а к ним тщательно продуманные задания аналитического и творческого характера. Тем самым эффективно стимулируется реализация технологий педагогики сотрудничества, самообразование и саморазвитие учащихся; повышается уровень субъективной мотивации процесса обучения. Изложение исторического материала ведется в диалогическом и проблемном стиле. Этому очень помогают систематические историко-сравнительные (диахронные и синхронные) сопоставления, богато представленные на страницах рекламируемых учебников. Следует отметить и их четкую воспитательную ориентацию на формирование демократических взглядов и установок, толерантности и гражданственности. Указанные учебники имеют очень хорошее полиграфическое исполнение, содержат весьма богатый картографический и иллюстративный материал. Эта линия используется учителями Большесундырской СОШ, СОШ №2 г.Ядрина, Верхнеачакская СОШ, Балдаевская СОШ, СОШ №3 г.Ядрина.

Иностранный язык.

Изменился статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Практическое владение иностранным языком стало личностно – значимым. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: лучшее трудоустройство, дальнейшая учеба, отдых, туризм.

Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала. Стало ясным значение практического владения иностранным языком для обще -речевого развития школьников, для развития культуры общения.

Иностранный язык вошел в базисном учебном плане в цикл языковых учебных предметов. УМК «Еnjoy Еnglish 1» (авторы М.З.Биболетова, Н.В.Добрынина, Е.А.Ленская) и «Еnjoy Еnglish(авторы М.З.Биболетова, Н.В.Добрынина, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанёва) предназначены для обучения английскому языку учеников 1-4-х, 2-4-х классов в общеобразовательной школе. Данный УМК рекомендуется использовать при учебном плане, предусматривающем не менее 2 часов иностранного языка в неделю.

Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят в выработке элементарных коммуникативных умений у детей, исходя из их речевых потребностей и возможностей.

Отбор содержания осуществлялся на основе его коммуникативной ценности, значения, соответствия жизненному опыту и интересам учеников этого возраста. Этот УМК используется учителями Николаевской СОШ, Персирланской ООШ, Лапракасинской ООШ, Ювановской СОШ, Верхнеачакской СОШ, Балдаевской СОШ, Хочашевской СОШ, Кукшумской ООШ.

З.Н.Никитенко и Е.И.Негневицкая, авторы учебно-методического комплекта по английскому языку для начальных классов,базируют курс на следующих принципах: обучение языку как средству общения; осознанное овладение средствами общения (лексическими и грамматическими); использование игры как основного способа обучения. По этому учебнику английский язык преподается в Советской СОШ, Малокарачкинской СОШ.

Этот УМК отличают две особенности:

1.  Устный вводный курс рассчитан на изучение в течение одной четверти, построенный по оригинальной методике, обеспечивает как высокую мотивацию в изучении языка, так и высокую результативность в формировании умений аудировать и строить собственные высказывания.

2.  При обучении детей технике чтения, обучении чтению вслух и про себя используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что значительно облегчает овладение умением читать на английском языке.

УМК «Английский язык» И.Н.Верещагиной и др. для начальных классов используется учителями Стрелецкой ООШ, СОШ №2 г.Ядрина, Яровойкасинской ООШ, Засурской ООШ. Серию учебно-методических комплектов для 1-4 классов характеризуют поэтапное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, произношению, аудированию, письму) и опора на родной язык. Особенностью данного учебного курса является коммуникативно-речевое развитие детей на основе устного опережения.

«HappyEnglish.ru». Авторы: К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.

УМК  по английскому языку для общеобразовательных учреждений обеспечивает необходимый уровень языковой подготовки школьников и соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам .

В УМК большое внимание уделяется сохранению высокой мотивации учащихся. Этому способствует: нестандартный и привлекательный сюжет, посильность усвоения учебного материала учащимися разного уровня подготовки, наличие необходимой справочной информации, обеспечивающей возможность самостоятельного обучения, авторские игры и песни, способствующие непроизвольному запоминанию лексического и грамматического материала. Контроль усвоения знаний, умений и навыков обеспечен системой тестовых заданий. Этот УМК используется учителями Николаевской СОШ, Стрелецкой ООШ, СОШ №2 г.Ядрина, Лапракасинская ООШ, Верхнеачакская СОШ.

Учебно-методический комплект В.П.Кузовлева и др. для 5-9 классов.

Отличительной особенностью этой серии является выдвижение на первый план воспитательного, познавательного и развивающего аспектов обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения, реализует комплексный и социокультурный подходы к обучению с самых первых уроков, развивает навыки самоконтроля и самооценки, готовит к сдаче Единого государственного экзамена. Этот УМК используется учителями Большесундырской СОШ, Яровойкасинской ООШ, Ювановской СОШ, Советской СОШ.

Учебники Т.Б.Клементьевой «Счастливый английский» для основного общего образования используются в большинстве школ района: СОШ №3 г.Ядрина, Николаевская СОШ, Малокарачкинская СОШ, Стрелецкая ООШ, СОШ №2 г.Ядрина, Большечурашевская СОШ, Верхнеачакская СОШ, Засурская ООШ, Кильдишевская ООШ, ЯНГИ, Советская СОШ.

Новый учебно-методический комплект О.Л. Гроза и др. «NewMilleniumEnglish» 10-11 классы используется в СОШ №2 г.Ядрина, ЯНГИ.

Учебно-методический комплект «Английский язык. Интенсивный курс» Л.Г.Денисовой и др. Система построения учебников основана на интенсивном подходе к обучению иностранному языку. Разнообразие содержащихся в учебниках материалов, использование оригинальной методики обеспечивают достижение основных целей – научить общаться на иностранном языке в рамках повседневной тематики; читать научно-популярную и художественную литературу и вести дискуссию о прочитанном; излагать свои мысли письменно. Этот УМК в своей работе используют учителя ЯНГИ, Хочашевской СОШ.

Учителя Персирланской ООШ, Кукшумской ООШ, Балдаевской СОШ, Советской СОШ (8, 9, 10, 11 классы), СОШ №3 г.Ядрина (9в, 11г классы), Лапракасинской ООШ (9 кл.) в своей работе используют учебник А.Г.Старкова, который не включен в Федеральный перечень учебников.

Учебно-методический комплект «Немецкий язык» для начальных классов авторов Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез. Этот УМК используется учителями Чебаковской ООШ. Основная цель УМК — развитие у детей основ иноязычной коммуникативной компетенции, их интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей, а также расширение картины мира младшего школьника за счёт приобщения к базовым фоновым знаниям о Германии и его немецких сверстниках.

Содержание обучения немецкому языку, представленное в УМК, определяется с учётом коммуникативно-познавательных интересов и потребностей младших школьников. Оно не только отражает потребности российских школьников, но и знакомит с жизнью их сверстников за рубежом: это мощный стимул повышения мотивации к изучению неродного языка.

Отличие УМК от существующих учебников и учебных пособий для начальной школы состоит в следующем. Во-первых, задания в нём нацелены большей частью на организацию обучения языку как процессу заинтересованного общения учителя с учениками, а также учеников друг с другом. Во-вторых, тексты, упражнения и дополнительный учебный материал направлены на знакомство детей не только с ещё одним способом речевого общения, но и с новой национальной культурой. В-третьих, содержание УМК ориентировано на развитие способности ребёнка младшего школьного возраста к социальному взаимодействию с партнёром по общению. В целом содержание обучения максимально приближено к условиям и целям реального использования языка его носителями — младшими немецкоговорящими школьниками.

УМК по немецкому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов И.Л. Бим и др.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

В основе курса – учебная программа, которая обеспечивает достижение государственного стандарта по немецкому языку. Познавательные тексты немецких авторов, разнообразные сведения о стране изучаемого языка, занимательные проекты, сказки, песни делают изучение языка интересным, а усвоение умений и навыков более легким. По этим учебникам занимаются учащиеся всех школ, изучающие немецкий язык: ЯНГИ, Полянковской ООШ, Старотиньгешской СОШ, Селоядринской СОШ, Янымовской ООШ, Кудашской ООШ, Чебаковской ООШ.

Физика.

А.В.Перышкин и др. «Физика» .

Учебно-методический комплект для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

Учебники восновном удовлетворяют общим требованиям к учебной литературе по физик исоответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по физике. Все учителя нашего района работают по этому учебно-методическому комплекту. УМК содержит достаточный объем материала для учащихся и учителей, необходимый для организации учебного процесса в основной школе. Учебники удовлетворяют специальные требования к учебной литературе по физике. Каждая глава и раздел учебников, посвященные той или иной фундаментальной теме, завершаются перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики могут закрепить в памяти пройденный теоретический материал.

Учебно-методический комплект В.А.Касьянова для базового и профильного уровней.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

Данный комплект является логическим продолжением УМК А.В.Перышкина, Е.М. Гутник. Основой для учебников является авторские программы среднего (полного) общего образования по физике для X-XI классов - базовый и профильный уровни.

Материал учебников полностью удовлетворяет общим требованиям к учебной литературе по физике и соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике.

Учебник 10 класса содержит методологическое введение, механику, молекулярную физику, электростатику.

Учебник 11 класса содержит электродинамику, электромагнитное излучение, физика высоких энергий, элементы астрофизики. С 2000 года учебники выдержали 7 изданий издательства «Дрофа». По этому УМК преподают учителя ЯНГИ (10 класс), СОШ №2 г.Ядрина, Советской СОШ, Верхнеачакской СОШ, Ювановской СОШ, Большечурашевской СОШ, Большесундырской СОШ.

Учебно-методический комплект Г.Я. Мякишева и др. для базового и профильного уровней.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

Учебники в основном удовлетворяют общим требованиям к учебной литературе по физике. В учебниках отсутствуют некоторые темы, требующие Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего(полного) общего образования по физике. ( эффект Допплера, последовательное и параллельное соединение конденсаторов, элементы астрофизики). Авторы УМК и кафедра ФМД ЧРИО рекомендует учителю в целях реализации Госстандарта общего образования по физике (профильный уровень) использовать дополнительную литературу. По этим учебникам работают учителя ЯНГИ (11 класс), СОШ №3 г.Ядрина, Хочашевской СОШ, Балдаевской СОШ, Старотиньгешской СОШ, Малокарачкинской СОШ, Николаевской СОШ.

Химия.

В настоящее время в связи с растущей тягой людей к университетскому  и медицинскому образованию наблюдается расцвет учебной литературы по химии. Разными издательствами опубликовано довольно много учебников, пособий, задачников и справочников. В большинстве своем эта литература довольно далека от Федерального стандарта школьного образования.

Учебно-методический комплект по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

Учебно–методический комплект для изучения курса химии в 8-11 классах общеобразовательных учреждений создан авторским коллективом под руководством О.С.Габриеляна. Учебники отвечают минимум содержания основного (8-9 классы) и среднего (10-11 классы) образования, построены по концентрическому принципу и содержат весь необходимый  теоретический и практический материал, предусмотренный школьной программой.

В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами).

Ведущая идея курса – знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома: ядра и электронной оболочки. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Д. И. Менделеева.

Просто, доступно и занимательно ведет автор изложение материала, переходя от простого к сложному.

Недостаток учебно-методического комплекта: механизм протекания химических реакций при изучении органической химии вынесен в начало года (а ведь изначально мы изучаем вещество!)

По этому УМК работают учителя Советской СОШ, Верхнеачакской СОШ, Ювановской СОШ, Большечурашевской СОШ, ЯНГИ, СОШ №2 г.Ядрина, Малокарачкинской СОШ, Чебаковской ООШ, Кильдишевской ООШ, Кудашской ООШ, Засурской ООШ, Полянковской ООШ, Янымовской ООШ, Балдаевской СОШ (кроме 10 класса), Большесундырской СОШ (10-11 классы), СОШ №3 г.Ядрина (8, 9, 11 классы).

Учебно–методический комплект по химии авторского коллектива Л.С. Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений.

Учебники рекомендованы Министерством образования РФ и включены в Федеральный перечень.

Учебно-методический комплект по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (авторский коллектив под руководством Л.С.Гузея) включает три учебных блока: общая, неорганическая и органическая химия, преподавание которых распределено на четыре года обучения. Учебники соответствуют действующим программам. реализуют концентрический принцип построения и отвечают минимумам содержания образования.

Изложение материала основано на последних научных достижениях. Реализована концепция минимизации числа вводимых специфических понятий – используются только те, без которых нельзя обойтись при описании картины мира, при постижении законов природы.

Методический аппарат учебников призван максимально облегчить восприятие и усвоение учеником нового материала. Объяснительный текст параграфов в учебниках предваряется ключевыми словами и словосочетаниями. Тест параграфа часто прерывается вопросами и заданиями.

В конце каждого параграфа приведены вопросы, основная цель которых не контроль, а помощь учащемуся в осмыслении материала.

Значительная часть учебников отведена экспериментальным работам, практически не требующим оборудования и обходящимся минимальным количеством реактивов, причем химический эксперимент рассматривается не только как средство закрепления теоретического материала, но и как источник получения новых знаний.

Учебники 8-9 классов представляют собой законченный курс (включая и органическую химию), рассчитанный на 2-3 часа в неделю. Учебник 8 класса знакомит школьников с химическими веществами и реакциями, их ролью в природе и способами их описания и изучения. Учебник 9 класса посвящен строению вещества, принципиальным характеристикам химической реакции, основным классам химических соединений  (неорганических и органических), знакомству с химическими свойствами важнейших веществ, способам их получения и применения. Содержание учебников включает в себя два уровня: первый (базовый) – основы химических знаний, которые должен освоить каждый; и второй (углубленный) – для тех, кто хочет изучать химию, с тем,  чтобы получить широкое естественнонаучное образование.

Учебники 10-11 классов, образующие второй концентр школьного химического образования, посвящены неорганической химии, количественным характеристикам химических реакций (10 класс) и органической химии (11класс). Содержание учебников также включает в себя два уровня. Дополнительно представлена информация для тех, кто связывает свое будущее с профессиями, требующими хорошего знания химии. Представленный здесь учебный материал отобран по вузовской программе для абитуриентов.

Недостаток учебно-методического комплекта: использование метода молекулярных орбиталей при изучении теории химического строения, этот подход не используется при сдаче ЕГЭ. По этим учебникам учатся учащиеся Хочашевской СОШ, Николаевской СОШ (8, 9, 10 классы).

Учебно–методический комплект по химии 8 - 9 классов авторского коллектива В.В  Еремин, А.А. Дроздов, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин.

Учебники допущены МО РФ 28.07.03. Издательства: «Оникс 21 век», «Мир и образование».

Методические принципы и стиль учебников:

  1. Последовательность изложения материала ориентирована на изучение химических свойств окружающего мира с постепенным и деликатным, т.е. ненавязчивым знакомством с теоретическими основами современной химии. Описательные разделы чередуются с теоретическими. Материал равномерно распределен по всему периоду обучения.

  2. Внутренняя замкнутость, самодостаточность и логическая обоснованность изложения. Любой материал преподносится в контексте общих проблем развития науки и общества.

  3. Постоянная демонстрация связи химии с жизнью, частое напоминание о прикладном значении химии, научно-популярный анализ веществ и материалов, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.

  4. Высокий научный уровень и строгость изложения. Химические свойства веществ и химические реакции описываются так, как они идут на самом деле. Химия в учебниках – реальная, а не «бумажная».

  5. Дружелюбный, легкий и беспристрастный стиль изложения. Простой, доступный и грамотный русский язык. Использование «сюжетов» - коротких, занимательных рассказов, связывающих химические знания с повседневной жизнью – для облегчения восприятия. Широкое использование иллюстраций, которые составляют около 15% объема учебников.

  6. Двухуровневая структура представления материала. Материал, написанный крупным шрифтом - для изучения на базовом уровне; мелким шрифтом - предназначен для более глубокого изучения.

  7. Широкое использование простых и наглядных демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ для изучения экспериментальных аспектов химии и развития практических навыков учащихся.

  8. Использование вопросов и задач двух уровней сложности для более глубокого усвоения и закрепления материала.

Комплект только поступил на рынок учебников.

Недостаток учебно-методического комплекта:понятие  ";количество вещества"; вводится только в 9 классе. На этот учебник переходит Персирланская ООШ (8 класс), Кукшумская ООШ (8 класс).

Учебно-методический комплект Ивановой. По этому учебнику занимаются в Стрелецкой ООШ.

Вот уже двадцать лет (примерно с 1986 г.) основным учебником для учащихся по химии является книга Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман «Химия, 8, 9, 10, 11» За прошедшие с тех пор годы и в химии, и в химическом образовании очень многое изменилось: сделаны новые открытия, появились новые классы веществ, разработаны новые программы и стандарты образования, накоплен большой опыт преподавания химии в условиях хемофобии – отрицательного отношения общества к этому предмету.

Учебник Рудзитиса неоднократно переиздавался, но ключевых изменений в содержании не было осуществлено, кроме попытки перехода от линейного построения содержания к концентрической схеме изложения учебного материала. Все это вместе взятое вызывает необходимость перехода учителей и учащихся к работе с новыми учебниками .

Учителя Яровойкасинской ООШ, Старотиньгешской СОШ, Большесундырской СОШ (8, 9 классы), Персирланской ООШ (9 класс), Кукшумской ООШ (9 класс), СОШ №3 г.Ядрина (10, 11 классы), Николаевской СОШ (11 класс) в своей работе используют учебник Рудзитиса, который не включен в Федеральный перечень учебников.

Кафедра естественно-научных дисциплин рекомендует использовать в работе УМК Габриеляна (как наиболее полный комплект), Гузея  (наиболее сложный по содержанию, для ";продвинутых"; классов), Еремина (классический учебник) и решительно настаивает изъять из школьной практики учебник Рудзитиса, хотя он и является наиболее распространенным в школах республики. Содержание учебника Рудзитиса не изменялось на протяжении почти двадцати лет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплект начальное образование

    Программа
    ... Учебно-методическийкомплектНачальное образование класс Кол-во уч-ся Образов. область Учебная программа учебник Учебные пособия Методические ... г. 6 7 история В.А.Ведюшкин, Данилов, Косулина «История средних веков», «История Отечества» Москва, ...
  2. Учебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами представленными в таблице

    Учебники
    ... обеспечивается учебнометодическимикомплектами, представленными в таблице: Учебные предметы, ступень обучения Учебники Учебнометодическое обеспечение Русский язык 1 – 4 классы ...
  3. Учебно-методический комплект ii – iii ступени

    Документ
    Учебно-методическийкомплект II – III ... история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс Издательство: Просвещение, 2009 г -Данилов А.А, 8 класс "История ... Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя ...
  4. Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации
    ... Учебно-методическийкомплект (УМК) – это совокупность учебно-методических ... учебного назначения. К классу компьютерных программ учебного ... учреждениях, учреждениях начального и среднего ... затеи, сюжеты, конкурсы, истории, викторины, шифровки. / ...
  5. Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации
    ... Учебно-методическийкомплект (УМК) – это совокупность учебно-методических ... учебного назначения К классу компьютерных программ учебного ... учреждениях, учреждениях начального и среднего ... затеи, сюжеты, конкурсы, истории, викторины, шифровки. / ...

Другие похожие документы..