Главная > Доклад


Лицеисты, занимающиеся в Лицейской Академии наук, приняли активное участие в конкурсах различных уровней.

В 2010 г. Мартюхина Елена стала лауреатом заочного тура IV Всероссийского открытого конкурса достижений молодежи «Национальное достояние России» (учитель – Черноусова Л.А.), Колесова Алена была награждена диплом I степени очного этапа «Национальное достояние России», проводившегося в г. Москва (учитель – Плясова Е.В.), Семенов Алексей стал призером Всероссийской научно-практической конференции (учитель – Цюцюра Л.С.), 5 лицеистов - Подколзина Александра, Лапина Екатерина, Митюрева Яна, Мартюхина Елена, Кобзева Надежда приняли участие в научно-практической конференции ОГТУ (учителя – Цюцюра Л.С., Черноусова Л.А., Котвицкая Е.В.) Среди лицеистов - 2 победителя Международного форума «Одаренные дети» (учитель - Плясова Е.В.): Колесова Алена заняла 2 место в номинации «Лингвист. Английский язык», Шилова Маргарита – 1 место в номинации «Будущий президент».

В течение года давались следующие открытые мероприятия «Лицейской Академии наук»:

  • Заседание научно-исследовательского общества лицеистов «Увлекательный мир химии» (Зюзина В.Н.).

  • Биологический чемпионат (Псарева Л.Н., Зеленская И.А..

  • Заседание научно-исследовательского общества «Эйлер» (Смагина Е.Н.)

  • Математическая олимпиада для 5-6 классов (Дорофеева А.В.)

  • Выставка рисунков «Занимательная математика» 5 классы (Тарасова Л.А.)

  • Дни науки и искусства:

  • Конкурс сочинений, стихотворений «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света. (В.А.Сухомлинский)» (для учащихся 2-11 классов)

  • Фотовыставка «Страницы школьной жизни» (для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей учащихся)

  • Панорама детского творчества «Моя любимая книга о школе» (для уч-ся 1-11 кл.)

  • Конкурс рисунков, плакатов «Школа будущего начинается сегодня» (для учащихся 1-11 кл.)

  • Заседание научно-исследовательского общества«Не кто-либо, а учителя вводят нас в высшее общество, ибо именно они знакомят нас с величайшими умами всех времен»

  • Дискуссионный клуб старшеклассников «В шаге от выбора: современные профессии»

  • Педагогические чтения «В каждом человеке – солнце, дайте ему возможность светить. (Сократ)»

В рамках занятий «Юного интеллектуала» проводились занятия следующими учителями:

Мазина О.В., Белых Т.В., Акимова Е.В., Селина Н.А., Иванилова Л.А., Быкова Е.Г.

Варнавская О.Н., Букаева Л.А., Агибалова Л.А..

Учителя начальной школы результативно подготовили учащихся к участию в конкурсе «Начальное техническое моделирование», к научно-практической конференции.

Были проведены открытые мероприятия:

  • Юный интеллектуал «В мире загадок» (Варнавская О.Н)

  • Познавательный час «Структура книги» (Гуднина М.В., Белых Т.В.)

  • Заседание клуба «Интеллектуал» « Великие реликвии России» (Гуднина М.В., Иванилова Л.А.)

  • Заседание клуба «Юный интеллектуал» по теме «Поэтическое время года» (Мартюхина Н.А.)

Функционирует и развивается система психологического сопровождения интеллектуального развития детей и система рейтинговой оценки активности интеллектуальной жизни лицеистов. Рейтинговая оценка интеллектуальной жизни (папка достижений) лицеистов включает в себя активность участия в занятиях во всех подразделениях Лицейской Академии наук, в олимпиадах, конференциях, интеллектуальных конкурсах, качество освоения профильных, углубленных курсов, результаты зимней и летней сессии.

Сложилась система работы по подготовке кадров для работы с детьми по развитию умственных, интеллектуальных способностей. Проводится методическая учеба, обмен опытом в рамках методических уроков, семинаров, творческих отчетов. Накоплен большой опыт организации научно-исследовательской деятельности лицеистов, активно участвующих в лицейских, городских, областных, Всероссийских конференциях, конкурсе по словесности «Русский медвежонок», «Золотое руно». Лицей является региональным представителем Всероссийского конкурса «Кенгуру»

Участие учащихся в интеллектуальной жизни лицея и города отмечается дипломами, премиями им. С.Н. Булгакова, Н.Н. Поликарпова, братьев О.М. и С.М. Белоцерковских.

Важную роль в организации деятельности Лицейской Академии наук играет нравственно-патриотическое направление: участие учащихся в краеведческой исследовательской деятельности, поисковой работе для пополнения экспозиций лицейского музея, участие в патриотических клубах лицея. В рамках работы с одаренными учащимися на средней и старшей ступени велась большая профориентационная работа.

Выводы: внеурочная работа в лицее в 2009-2010 уч.г. способствовала включению учащихся в различные виды деятельности, что обеспечило создание ситуации успеха для каждого ребенка. Результативность работы коллектива по развитию детской одаренности нашло свое отражение в активном участии лицеистов в конкурсах различных уровней.

2.6. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции и др.

В лицее более 15 лет действует научно-исследовательское общество лицеистов (НИОЛ.)

Цель создания НИОЛ: способствовать развитию аналитическо-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

Пропаганда знаний и подъем престижа интеллектуальных видов деятельности.

Привлечение учащихся к ведению исследовательской деятельности.

Актуализация мотивированного выбора профессии учащимися.

Развитие сотрудничества учителей и учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность как фактор, интегрирующий учеб­но-воспитательный процесс в единую систему, объединяющий ученых, учителей, учащихся, позволила решить в 2009-2010 уч.г следующие задачи:

  • достижение учащихся уровня образованности, который создает осно­ву для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятель­ному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности;

  • самореализация учащихся в индивидуально ориентированной учебной деятельности исследовательского характера;

  • овладение навыками научно-исследовательской деятельности, основными интеллектуальными и практическими умениями и навыками, развитие способностей учащихся к творческому решению поставленных перед ними задач учебного характера;

  • обеспечение единства учебной и внеучебнойдеятельности как фактор обогащения образовательной среды;

  • интеграция исследовательской деятельности ученых, учителей, уча­щихся в созданииединого ценностного пространства;

  • создание условий управления качеством образования, способствующих формированию модели личности вы­пускника лицея.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся лицея включала три составляющих:

I. Базисная - ученик знает;

П. Адаптивная - ученик умеет, оценивает, выбирает;

III. Ценностная - ученик проецирует.

Принципы активности, мотивированности, целостности реализуются через единство обучения и воспитания, где деятельность является актом свободного выбора и создает позитивно - ценностное личностное приобретение.

Воспитание социально-компетентной и свободной личности реализовалось через обучающий и воспитательный модули.

Обучающий модульрасширил знаниевое поле, развивал мышление, интеллектуальный потенциал, готовность к осознанному выбору профессиональных предпочтений.

Воспитательный модульпредставляет собой воспитательное пространство, включающее педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообраз­ную деятельность и общение в учебном пространстве лицея и за его пределами.

Локальная нормативно-правовая база:

    Комплексно-целевая программа «Интеллект.Одаренные дети»,

    Положение о научно-исследовательском обществе лицеистов.

Содержание работы в 2009-2010 уч.г.:

  • Разработка проектов и тем исследований;

  • Участие в экспедициях, турнирах, олимпиадах;

  • Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;

  • Выступление с лекциями, творческими отчетами;

  • Встречи с учеными, сотрудниками музеев, лабораторий, архивов;

  • Подготовка творческих отчетов, публикаций.

Эффективность деятельности научно-исследовательского общества лицеистов в 2009-2010 уч.г. подтверждается результативность их участия в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях

Исследовательская деятельность лицеистов развивается в сотворчестве с педагогами.

В 2009-2010 уч.г. в лицее прошли: научно-практические конференции интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, Дни науки и искусства. В программе Дней науки и искусства - научно-практические конференции лицея, предметные конференции, заседания клубов «Интеллектуал», «KLIOLL», предметные и межпредметные КВН, вечера, литературные чтения, творческие отчеты студий.

Результативность организации исследовательской деятельности подтверждена на региональных и Всероссийских уровнях.

Среди лицеистов - 2 победителя Международного форума «Одаренные дети», лауреат заочного тура IV Всероссийского открытого конкурса достижений молодежи «Национальное достояние России», обладатель диплома I степени очного этапа «Национальное достояние России», призер Всероссийской научно-практической конференции «Молодые исследователи», пять учащихся награждены дипломами научно-практической конференции ОГТУ.

Выводы: организация работы НИОЛ строится на следующих принципах:

  • принципе индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);

  • принципе свободного выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

  • принципе возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принципе особого внимания к организации межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • принципе создания условий для творческого сотрудничества учащихся и учителей в урочной и внеурочной деятельности,

что способствует развитию научно-исследовательских навыков обучающихся, их одаренности.

2.7. Характеристика системы  медико–логопедо-психолого-социального сопровождения (логопеды, психологи, социальные педагоги и др.).

В лицее создан Психолого-логопедо-медико-социальный центр, который способствует профессиональной деятельности педагогов и создает условия успешного обучения и развития каждого ребенка, его адаптации в образовательной среде.

Психология является необходимой частью общей культуры. Понять культуру, сделать ее достоянием собственной личности без психологии человека невозможно. Все формы культуры проникнуты сведениями о психике, душе, внутреннем мире человека.

Психологическое сопровождение детей и взрослых лицея в 2009-2010 уч.г. позволило сформировать позитивные взаимоотношения между школьниками, их учителями и родителями. Дети приобрели опыт отношений, получили возможность сознательно выбрать стиль общения, скорректировать его, имея постоянную обратную связь. Развитие умений и навыков в сфере общения установило гармоничные взаимоотношения между учителями, учениками и родителями (законными представителями); администрацией и учителями.

Диагностика психологического сопровождения позволила через ее содержание осуществлять динамическое наблюдение, исследование развития сфер познания, чувств, эмоций и переживаний детей, которые проявляются в межличностном общении, в учебной деятельности, отношении к ней. Причем речь идет не о тотальной диагностике всевозможных психических функций, свойств и состояний у всех детей, а о выявлении проблем отдельного класса и решении их посредством содержания психологических занятий.

Психологическое сопровождение раскрыло способности детей и родителей (законных представителей) к взаимопониманию, взаимопомощи, раскрыло ценности жизни в семье.

Сопровождение осуществлялось в контексте школьной ситуации развития детей и взрослых и предоставило возможность учителям решать свои профессиональные проблемы, а детям – преодолевать учебные трудности.

Психологическое сопровождение в лицее важно для укрепления психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию внутреннего мира, духовного содержания их личности.

Педагоги и администрация работали вместе над целями, планами, методиками, проблемами. Характерно постоянное взаимопонимание, сплоченность между директором и заместителями, и членами коллектива. Решения принимаются всеми членами коллектива.

Сопровождение учащихся.

Результаты психологических диагностических исследований были направлены не только на установление индивидуального психологического статуса учащихся, но и для выработки психолого-педагогических рекомендаций, имеющих своей целью исправление, коррекцию выявленных в исследованиях недостатков психического развития, найти причины этих недостатков, построить и осуществить план по их устранению. В этом и состоит принцип коррекционности.

Применяемые методики:

  1. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест школьной тревожности Филипса.

  2. Личностная шкала самооценки С. Спилберга.

  3. Определение уровня притязаний. Мониторинговая проба Шварцландера.

Исследование главных индивидуально-психологических особенностей личности: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие. Личностный опросник «ОТКЛЭ». Н. И. Рейнвальд.

В 2009-2010 уч.г. лицее действовал психологический всеобуч для педагогов. В рамках всеобуча проводились: психологический урок «Защити себя от стресса», психологический практикум на тему: «Методика изучения личности с целью побуждения ее к самовоспитанию», деловая игра «Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочный ситуаций в учебном процессе», конференция «Права ребенка как развивающегося человека в современном образовании», также проводились тренинги и мини -тренинги, групповое и индивидуальное консультирование.

Работа психологической службы с родителями начинается в «Школе развития будущего первоклассника». Темы занятий разнообразны: «Морфо – функциональная развитие ребенка», «Чему учить и как учить ребенка до школы», «Внимание: внимание», и др. Формы проведения разнообразны: лекции, тренинги, практические уроки, тестирование родителей.

Работа школы «Психолого – педагогические основы домашнего воспитания» продолжается для родителей лицеистов. Тематика занятий, соответственно изменяется:

  • Мотивы «плохого поведения» детей.

  • Помощь родителей – какой она должна быть.

  • Формирование у детей ответственности. Уровни и составляющие ответственности.

  • Половое воспитание детей и подростков.

  • Я выбираю жизнь. Помоги себе сам.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми, педагогами, родителями, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи участников образовательного процесса.

Мониторинг ОП ориентирован в лицее на постоянное отслеживание успеваемости учащегося, на выявление качества знаний, сформированности умений по отдельным предметам. Постоянный анализ результатов мониторинга позволял своевременно определить трудные для учеников вопросы, выявить причины недостаточно глубокого усвоения материала.

Мониторинг образовательного процесса охватывал различные сферы педагогической деятельности учителя: проверку работы с классными журналами, с дневниками учащихся, контроль за выполнением учебных программ, изучение особенностей работы со слабыми учащимися, проверку работы учителя с детьми, находящимися на надомном обучении и т.п.

Мониторинг образовательного процесса включал анализ методической работы, выявление ее роли в совершенствовании профессионального мастерства педагогов.

Особые направления мониторинга – определение удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образовательного процесса в лицее, психологической комфортности обучения, отношение учащихся к различным предметам, учителям, их преподающим.

Вопросы адаптации учащихся при поступлении в 1 класс, в последующие классы, при переходе из начальной школы в среднюю, в предпрофильном и профильном обучении также являясь предметом мониторинга.

Основными направлениями совершенствования мониторинга образовательного процесса является усиление его действенности, аналитической составляющей, позволяющей дать четкие ориентиры работы по повышению качества образовательного процесса. Кроме того, важным является усиление системности мониторинга, охват более широкого круга явлений лицейской жизни.

Результаты психолого-педагогического мониторинга или медико-психолого-педагогического мониторинга.

Начало систематического обследования в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а так же изменением ведущей деятельности требует от ребенка максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по - разному. У части детей социально-психическая адаптация связанна со значительными трудностями. Причинами школьной дезадаптации являются соматическая ослабленность, неправильное воспитание в семье, неспособность произвольно управлять поведением, низкий уровень готовности к школе.

Мониторинг адаптации учащихся 1-х классов проводился в конце Ι четверти – начало ΙΙ четверти.

Изучение процесса адаптации первоклассников осуществлялось различными методами:

- опрос учителей;

- рисуночные методики;

- анкетирование первоклассников с помощью анкеты для оценки уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.);

- изучение результатов продуктивной деятельности детей, а также рабочих тетрадей.

В таблице №1 представлены результаты исследования адаптации в 2009-2010 учебном году. Всего были опрошены 63 первоклассника. Для оценки уровня школьной мотивации использовалась анкета Н.Г. Лускановой

Таблица №1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего учащихся на диагностике

1 «А»

10

9

1

20

1 «Б»

5

15

1

21

1 «В»

5

17

-

22

20

41

2

63

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили выделить группы детей.

- с высоким уровнем школьной адаптации – 20 учащихся (31,8%);

- со средним уровнем школьной адаптации – 41 учащихся (65%);

- с возможной дезадаптацией – 2 (3,2%).

Анализ полученных результатов распределения учащихся по уровням мотивации представлен на гистограмме №1.

Выводы:

Большинство учащихся 1-х классов в 2009-2010 учебном году успешно адаптировались в лицее. Этому способствовали следующие мероприятия: занятия для детей и родителей в «Школе развития будущего первоклассника» на этапе подготовки к обучению в лицее, консультирование родителей и педагогов в течение учебного года (родительские собрания «Хорошо ли вашему ребенку в школе?», «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?», «Психологическая готовность детей к обучению в лицее»).

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-х классах – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Для диагностики процесса адаптации пятиклассникам был предложен тест школьной тревожности Филлипса. Цель теста – изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

По результатам диагностики выделены группы детей с высоким уровнем тревожности, с повышенным уровнем тревожности, с нормальным и низким уровнем тревожности. Обобщенные данные за 2009-2010 год по классам представлены в таблице №1.

Табл.№1

Уровень тревожности

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

сумма

%

Высокая

4

3

2

9

15,5

Повышенная

2

2

9

13

22,4

Нормальная

7

5

6

18

31,0

Низкая

6

11

1

17

31,0

Всего учащихся на диагностике

19

21

18

58

100%



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2009 – 2010 учебный год

    Статья
    20092010учебныйгод. № Автор должность Уровень представления Публикация ... МОУ «Поротниковская сош» за 2008-2009учебныйгод. Публикация на сайте «Завуч-инфо» ... результатов деятельности ОУ за 2008-2009учебныйгод. 12. Клепикова Надежда Павловна, ...
  2. 2009-2010 учебный год рекомендации для учителей русского языка по подготовке выпускников к егэ

    Документ
    2009-2010учебныйгод. Рекомендации для учителей ... на сайте ФИПИ с начала учебногогода и утверждённых в октябре 2009 г. Кодификатор элементов содержания ... государственного экзамена 2010года по русскому языку. Изменения 2010года: определяющий документ ...
  3. 2009-2010 учебный год «актуальные проблемы математики и механики» секция «математика»

    Документ
    2009-2010учебныйгод. Традиционная ежегодная научная конференция сотрудников, ... обучения математике «Особенности педагогического дизайна учебно-методического комплекса» 13. Тарханова ... информатике» Дата проведения: 06.04.2010, (14.00), корпус IX, ...
  4. 2009-2010 учебный год неделя русского языка и литературы викторина по русскому языку (1-5 классы)

    Викторина
    2009-2010учебныйгод Неделя русского языка и литературы Викторина ...
  5. 2009-2010 учебный год календарно-тематическое планирование по литературе 7 «б» класс

    Календарно-тематическое планирование
    2009-2010учебныйгод Календарно-тематическое планирование по ... адвокат. Дон-Аминадо. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля ... М. Шукшин. Критики. А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка). Е. А. Евтушенко. « ...

Другие похожие документы..