Главная > Доклад


5. Совершенствование методики применения мультимедийных технологий.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Вопрос о востребованности лицейских форм образования важен для изучения эффективности функционирования лицея.

В целях достижения современного качества образования, удовлетворяющего потребности всех участников образовательного процесса, педагогический коллектив лицея создает условия для обеспечения прав ребенка на качественное образование:

- реализует преемственность и открытость в сфере образовательных подсистем (дошкольной, лицейской, дополнительного, довузовской подготовки), предоставляющему каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для его развития,

- выбирает оптимальное и достаточное количество профилей обучения в лицее,

- осуществляет отбор и внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень лицеистов,

- предоставляет обучающимся оптимальные возможности для получения качественного лицейского образования.

На основании Учебного плана в лицее ведется изучение предметов на базовом и профильном уровнях. Кроме этого, существует вариативность выбора образовательных программ внутри одного предмета. Соблюдается преемственность в выборе образовательных программ по предметам между ступенями обучения и наличия необходимого учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Выбор профильного, углубленного обучения основан на результатах исследований социального заказа, востребованности данного направления учащимися и родителями (законными представителями).

Образовательная стратегия лицея ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей:

- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу духовно-нравственного и гражданского самосознания молодежи;

- учащихся и их родителей (законных представителей) - в гарантированном уровне общего образования и повышенном уровне гуманитарной подготовки, а также ряда предметов по выбору учащихся.

- ВУЗов Орловской области и РФ - в подготовке выпускников, способных к самообразованию и профессиональному обучению.

Лицей, являясь муниципальным учреждением, ориентирован на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания гибких вариативных образовательных маршрутов и создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

Реализация образовательных программ по ступеням обучения.

В соответствии с образовательными потребностями учащихся в лицее в 2009-2010 учебного года использовались учебные программы базового, профильного и углубленного уровней, все они соответствуют обязательному минимуму содержанияначального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Соблюдалась вариативность и преемственность учебных программ.

Содержание начального общего образования направлено на создание целостной системы развивающего обучения. Оно вариативно. Представлено на двух уровнях: первый уровень – программа «Школы развития будущего первоклассника», второй уровень - вариативность программ целостных систем начального образования: традиционная (1 - 4) и система развивающего обучения Л. В. Занкова.

Анализ использования вариативных программ начального образования на 1 ступени обучения в 2009 - 2010 учебном году:

Программы начального образования

Классы

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

1 «Б», 2 «Б», 3 «А», 4 «В»

Программа «Гармония»

2 «А», 2 «В», 3 «В»,

4 «Б»,

Программа «Начальная школа 21 века»

1 «А», 1 «В», 3 «Б», 4 «А»

Сравнительный анализ использования вариативных программ начального образования на 1 ступени обучения с 2007-2008 учебного года по 2009-2010 учебный год:

Программы начального образования

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

2

4

4

Программа «Гармония»

7

6

4

Программа «Начальная школа 21 века»

2

2

4

Программа «Школа 2000...Школа 2100»

1

-

-

Реализация образовательных программ на 1 ступени обучения осуществлялась на основе преемственности с программами дошкольных образовательных учреждений, с программами, реализуемыми на 2 ступени обучения, что обеспечивает каждому ребёнку «ситуацию успеха» при переходе с одной ступени обучения на другую. Сотрудничество педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов МОУ лицей им. С. Н. Булгакова и учителей - предметников, принимающих детей в 5 классы, осуществляется по всем аспектам образовательной деятельности: изучается личность ребёнка на каждой ступени образования, выбирается для каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут (образовательные программы, технологии, формы, методы, приёмы работы с детьми данного возраста). В рамках сотрудничества проводятся открытые занятия, уроки. Такая форма сотрудничества позволяет предупредить многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации, повышать качество образовательного процесса.

Преподавание в 5–9–х классах осуществляется по общеобразовательным программам и строится с целью развития базовых знаний, заложенных в начальной школе. Здесь происходит формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовки к осознанному выбору профессии, воспитание личностных качеств будущего гражданина, формирование целостного представления о мире и месте человека в нем, реализуется предпрофильная подготовка.

Структура лицейского образования на 2 ступени обучения – включает в себя 3 этапа:

5-6 классы - общее знакомство учащихся с различными вариантами профильного обучения. В 5-6-х классах ведется постоянное наблюдение за учащимися с целью выявить их склонности, способности к занятиям определенными учебными дисциплинами, проводится психологическая диагностика интересов, образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей и педагогов с помощью анкетирования, тестирования, собеседований, организации профориентационных игр. Особенностью учебного плана лицея является ранняя профилизация учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и социального заказа (начиная с 5 класса вводятся за счет лицейского компонента предметы по выбору учащихся). Создаются условия для подготовки лицеистов к выбору профиля дальнейшего обучения, профильного, углубленного изучения предметов, социального самоопределения и самообразования.

В 5-6 классах введены дополнительные курсы по выбору: пропедевтические курсы химии, интегрированный курс «Вокруг тебя – мир», занятия в школе «Индивидуальных образовательных траекторий», в которой проводятся индивидуальные и дифференцированные занятия с учащимися.

7-8 классы - происходит «проба профиля» и реализуются программы, которые дают возможность выхода на углубленное изучение предметов.

9 классы – совершенствование условий, способствующих осознанному выбору профессии. 7-9 классы являются предпрофильными. Вводятся дополнительные часы на изучение математики и физики в физико-математических профилях, химии и биологии в химико-биологических профилях, русского языка и право и ли истории в гуманитарных профилях. На средней ступени обучения в рамках школы «Индивидуальных образовательных траекторий» появляется возможность создания разновозрастных групп, активно используются возможности интеллектуальных клубов лицея «KLIOLL», «Интеллектуал», музейной педагогики. «Интеллектуал», музейной педагогики.

Третья ступень обучения – профильные классы с углубленным изучение отдельных предметов. Востребованными являются физико-математические, химико-биологические и профили гуманитарной направленности (апробировались филологический, гуманитарный, социально-гуманитарный профили).

На старшей ступени обучения в лицее в 2009-2010 уч.г. велось углубленное изучение химии и физики, изучение которых целенаправленно усиливалось на средней ступени обучения.

Углубление содержания учебных предметов, помимо введения дополнительных часов на изучение дисциплин, осуществляется в следующих направлениях:

  1. Усиление теоретичности излагаемого материала. Это связано с устойчивой мотивацией учащихся лицейских классов к изучению профилирующих предметов, сформированностью логического мышления, способностью к абстрагированию, анализу, синтезу, обобщению (в физико-математическом, естественно-научном профилях).

Усиление теоретичности предполагает обогащение и уточнение понятийного аппарата, увеличение количества рассматриваемых законов и закономерностей, повышение системности излагаемого материала за счет показа состава, структуры, характера изучаемых научных теорий, взаимосвязей между их элементами.

  1. Раскрытие методологических, науковедческих знаний: рассмотрение научных методов, не решенных в науке проблем, влияния научной парадигмы на развитие науки, ценностных аспектов научного знания.

Необходимость включения такого материала определяется интересом учеников к истокам возникновения проблемы, способам ее решения, задачей формирования ценностного отношения к науке.

  1. Включение в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательской деятельности учащихся (постановки экспериментов, объяснения и прогнозирования явлений, выдвижения гипотез и их проверки, проведения целостных микроисследований, конструкторских работ и т.д.); заданий, направленных на развитие специальных способностей учащихся.

Это направление связано с задачей развития творческого мышления учеников профильных классов, их специальных способностей, формирования ценностного отношения к процессу познания.

В физико-математических классах на профильном уровне изучаются математика, информатика и ИКТ, осуществляется углубленное изучение физики, в химико-биологических классах на профильном уровне изучаются математика и биология, углубленном уровне – химия.

В социально-гуманитарных классах ведутся профильные курсы русского языка, литературы, истории, обществознания, право.

Таким образом, реализация образовательных программ по ступеням обучения обеспечивает:

  • соответствие общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;

  • овладение обучающимися содержанием образования на повышенном уровне по профилям физико-математического, естественно-научного, гуманитарного циклов;

  • максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности;

  • формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку выпускников к осознанному выбору профессии;

  • разработку и внедрение образовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучение, в том числе с использованием компьютерных и информационных технологий;

  • организацию воспитательной, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной деятельности обучающихся.

2.2. Дополнительные образовательные  услуги.

Предметом особого внимания в лицее стало формирование системы дополнительного образования учащихся. Основным принципом этого процесса стала инициатива, идущая снизу, от самих учащихся.

Создать эффективную технологию воспитания личности через систему дополнительного образования с учетом личностно-ориентационного подхода к ребенку – одна из основных целей воспитательной деятельности лицея.

Результаты анкетирования учащихся и родителей о системе дополнительного образования лицея доказывают ее эффективность. Предлагается больше создавать кружков технического творчества.

Дополнительное образование рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках общего среднего образования и является практически бесплатным для обучающихся.

Большую часть составляют кружки Дома творчества, секции ДЮСШ, кружки Центра молодёжи «Лидер» и районного Дома культуры, Школы искусств и художественной школы, реализующих разнонаправленные дополнительные образовательные программы. За ними следуют учреждения дополнительного образования туристско-краеведческой, технической, эколого-биологической направленности.

В целом система дополнительного образования продолжает оставаться притягательной как для детей самого разного возраста, так и для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.

Положительные результаты работы системы дополнительного образования видны в итогах областных, городских и лицейских конкурсов, олимпиад, фестивалей, спортивных соревнований, где воспитанники этих учреждений демонстрируют высокий уровень достижений, защищая честь лицея.

Таким образом, дополнительное образование лицеистов правомерно рассматривалось в 2009-2010 уч.г. как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в лицее. Этот вид образования социально востребован и требует постоянного внимания и совершенства.

Наличие условий для организации внеурочной деятельности

и дополнительного образования.

п/п

Содержание

2009-2010уч. год

1.

Количество кружков, секций и факультативов для проведения внеурочной деятельности и осуществления дополнительного образования в ОУ, в том числе:

Общее количество

38

На бесплатной основе

38

Для первой ступени обучения

5

Для второй ступени обучения

12

Для третьей ступени обучения

21

2.

Количество квалифицированных преподавателей ОУ, осуществляющих внеурочную деятельность и дополнительное образование

12

3.

Доля (%) квалифицированных преподавателей ОУ, осуществляющих внеурочную деятельность и занимающихся дополнительным образованием (от общего количества преподавателей ОУ, занимающихся внеурочной деятельностью и дополнительным образованием)

2,1%

4.

Перечень программ дополнительного образования (с указанием ступени обучения или возрастной группы школьников)

  • Программа «Быть достойными» (1-11 классы)

  • Программа «Не оступись» (1-11 классы)

  • Программа «Юный гражданин» » (1-11 классы)

  • Программа «Я выбираю жизнь» (7-11 классы)

  • Программа « Мы все – одна семья» 1-11

  • Программа» Защита детства» (1-11 классы)

  • «Шахматная педагогика» (2-4 классы)

  • Программа «Наше Отечество» (8-10 классы)

  • Программа «Светлячки» (1-4 классы)

  • Программа «Здоровье» (1-11 классы)

  • Программа «Гармония» (7-11 классы)

  • Программа «Лето» (1-10 классы)

  • Программа «В мире прекрасного» (1-9 классы)

№ п/п

Наименование направлений

Ступень обучения

Научно-техническое

Кружок «Юные Кулибины»

Кружок «Пропильная резьба по дереву»

I-III

2

Естественно-научное

  1. Кружок «Увлекательный мир химии»

  2. Школа «Юный интеллектуал»

  3. Клуб «Интеллектуал»

  4. Факультет «Абитуриент»

II

I

II-III

III

Эколого-биологическое

  1. Эколого-биологическое научно-исследовательское общество лицеистов

  2. Кружок «Исследование тайн природы»

II-III

II

Военно-патриотическое

  1. Военно-спортивный клуб «Орленок»

  2. Школа «Юный зарничник»

  3. «Школа юного гражданина»

  4. «Быть достойными!» (программа музея).

  5. Правовой клуб

  6. Клуб «Родина»

3

II

II

I-III

2-3

1-3

Культурологическое

1. Клуб «Регионоведение в контексте овладения межкультурной коммуникацией» для учащихся 10-11 классов.

III

Художественно-эстетическое

  1. Эстетический центр «Жизненное пространство – искусство»

  2. «Английский язык и музыка»

  3. Танцевальная студия «Гармония»

  4. Драматический театр «Этюд» для учащихся

  5. Кукольный театр «Колокольчик»

  6. Вокальная группа «Радуга»

II-III

I

I-III

II-III

II

I-II

Туристско-краеведческое

  1. Исследовательская экспедиция «История родного края»

  2. Клуб «Народные промыслы»

  3. Лекторий «Истоки»

  4. Кружок экскурсоводов

  5. Поисковые группы

II

I

I

II

II-III

Физкультурно-спортивное

Секции:

  1. «Волейбол» для учащихся 9-11 классов.

  2. «Спортивная гимнастика» для учащихся 2-8 классов.

  3. «Легкая атлетика» для учащихся 6-7.

  4. «Легкая атлетика» для учащихся 8-11 классов.

  5. «Баскетбол» для учащихся 4-11 классов.

  6. Футбол

  7. Лечебно-оздоровительная физическая культура для учащихся с ослабленным здоровьем.

  8. Кружок «Шахматная педагогика» для учащихся 2-9 классов.

II-III

I-II

II

II-III

I-III

II-III

I-III

I-II

Социально-педагогическое

1. Кружок «Практическая психология»

2. Дискуссионный клуб «Практическое право»

II-III

II-III

«Школа развития будущего первоклассника»

Наличие условий для развития дополнительного образования и внеурочной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2009 – 2010 учебный год

    Статья
    20092010учебныйгод. № Автор должность Уровень представления Публикация ... МОУ «Поротниковская сош» за 2008-2009учебныйгод. Публикация на сайте «Завуч-инфо» ... результатов деятельности ОУ за 2008-2009учебныйгод. 12. Клепикова Надежда Павловна, ...
  2. 2009-2010 учебный год рекомендации для учителей русского языка по подготовке выпускников к егэ

    Документ
    2009-2010учебныйгод. Рекомендации для учителей ... на сайте ФИПИ с начала учебногогода и утверждённых в октябре 2009 г. Кодификатор элементов содержания ... государственного экзамена 2010года по русскому языку. Изменения 2010года: определяющий документ ...
  3. 2009-2010 учебный год «актуальные проблемы математики и механики» секция «математика»

    Документ
    2009-2010учебныйгод. Традиционная ежегодная научная конференция сотрудников, ... обучения математике «Особенности педагогического дизайна учебно-методического комплекса» 13. Тарханова ... информатике» Дата проведения: 06.04.2010, (14.00), корпус IX, ...
  4. 2009-2010 учебный год неделя русского языка и литературы викторина по русскому языку (1-5 классы)

    Викторина
    2009-2010учебныйгод Неделя русского языка и литературы Викторина ...
  5. 2009-2010 учебный год календарно-тематическое планирование по литературе 7 «б» класс

    Календарно-тематическое планирование
    2009-2010учебныйгод Календарно-тематическое планирование по ... адвокат. Дон-Аминадо. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля ... М. Шукшин. Критики. А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка). Е. А. Евтушенко. « ...

Другие похожие документы..