Главная > Методические рекомендации


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов

И.Н. Денисов

17 апреля 2001 г.

14 марта 2001 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040103 «Анестезиология и реаниматология»

Москва - 2001

Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «анестезиология-реаниматология», разработан коллективом кафедры анестезиологии-реаниматологии факультета послевузовского професси­онального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова:

  • академик РАМН, профессор А.А. Бунятян

  • профессор, д.м.н. М.А. Выжигина

  • профессор, д.м.н. А.В. Мещеряков

Неоценимую помощь в создании современной концепции специалиста анестезиолога-реаниматолога оказал коллективу авторов главный анестезиолог МЗ РФ, член-корр. РАМН профессор В.А.Гологорский.

Рецензенты:

  • О.А. Долина – профессор кафедры анестезиологии-реаниматологии лечебного факультета ММА им. И.М.Сеченова;

  • В.Д. Малышев – профессор кафедры анестезиологии-реаниматологии РГМУ, д.м.н.

Оглавление

  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Квалификационные категории

(вторая, первая, высшая)

  1. Методические рекомендации по преподаванию специальности

  2. Учебные программы

    1. клинической ординатуры

    2. модульная программа циклов подготовки

  1. Учебные и учебно-тематические планы

  2. Тестовые задания к проведению итоговой аттестации

  3. Ситуационные задачи

  4. Список рекомендуемой литературы

  5. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Стандарты становятся важной проблемой современной медицины. Их разработка и внедрение в повседневную лечебную практику является процессом сложным и не слишком быстрым, который должен проходить планомерно, с учетом всех социальных и материальных факторов. Только при таком подходе стандарты станут стимулом совершенствования и развития практики здравоохранения, от которого выигрывают все и больные, и медицинские работники, и руководители здравоохранения, и следовательно, государство.

Стандартизация является попыткой приведения процессов, предметов и навыков к единому образу. При этом она, как и всякий процесс, имеет ряд достоинств и недостатков. К главным достоинствам стандартов и стандартизации следует отнести возможность сравнить какие-то действия и их результат с образом, на который следует ориентироваться. Главным недостатком стандартизации является связывание инициативы, ограничение творчества, универсализация работы. Впрочем, при определенных обстоятельствах последний недостаток стандартизации нередко является ее серьезным достоинством. Врач ставится в рамки стандарта, отчего безопасность больного повышается.

Главной целью создания и применения стандартов в анестезиологии и реаниматологии является совершенствование действий специалиста и безопасность больного в период воздействия факторов хирургической травмы, в условиях критического состояния пациента. Алгоритм, каковым является по своей сути стандарт, делает поведение врача в условиях критического состояния пациента более рациональным и последовательным. Стандарт требует, чтобы врач заранее продумал техническое оснащение, необходимое для определенных ситуаций. Причем под оснащением подразумевается не только необходимые приборы, но и инструменты, медикаменты, трансфузионные препараты и системы и т.п.

Наконец, стандарт предусматривает умение специалиста выполнить то или иное действие и, следовательно, требует от него знаний и предварительной тренировки. В конечном счете, стандарты повышают безопасность больного, расширяют терапевтические возможности врача и улучшают результаты его работы.

Стандартизация никогда не имеет недостатков, если соблюдается весьма важное условие: стандарты должны применяться осмысленно. Невозможно никакой самой подробной стандартизацией предусмотреть огромное количество факторов и сочетаний, встречающихся в анестезиологии и реаниматологии и рационально отразить их в стандарте. Если это и будет сделано, то полученное произведение будет уже не стандартом, а руководством, которое полезно, но преследует другие цели. Следовательно, стандарт должен восприниматься и создаваться не как полное и подробное руководство к действию при конкретной ситуации, а лишь как норматив, как своего рода шпаргалка. Это означает, что стандарт требует обязательного глубокого осмысления, и попытка использовать его как инструкцию, за которую отвечает тот, кто ее создавал, и тот, кто ее нарушил, заведомо обречена на неуспех. Таким образом, принципиальное отличие стандарта от инструкции заключается в том, что стандарт требует адекватной квалификации специалиста и стимулирует его к постоянному осмысливанию своей работы. Абсолютизация стандарта вместо его творческого использования пойдет не на благо больных и здравоохранения, а окажется еще одним способом коллективной защиты от индивидуальной ответственности. Все это акцентирует первостепенное внимание на стандарт специалиста анестезиолога-реаниматолога, усовершенствование которого происходит на специализированных кафедрах учебных медицинских учреждений. Такой стандарт преследует целью не только повышение уровня подготовки специалиста, но и, в определенной степени, унификацию объема и уровня знаний, которые он должен получить, проходя учебный процесс или циклы усовершенствования на кафедре.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Профессиональный уровень теоретической и практической подготовки специалистов в области анестезиологии и реаниматологии в нашей стране не в полной мере соответствует современным требованиям. В России существует несколько вариантов подготовки. Для выпускников медицинских ВУЗов возможна первичная специализация в клинческой интернатуре (1 год), либо в клинической ординатуре (2 года). Такая подготовка проводится как на базе кафедр ВУЗов, так и на базе городских больниц. При этом обучение на базе городских больниц ориентировано в первую очередь на приобретение практических навыков и не подразумевает, как правило, базисной теоретической подготовки, знаний по клинической патофизиологии и клинической фармакологии. Однако, в нашей стране практикуется и специализации анестезиологов-реаниматологов за более короткий срок

(4--5 месяцев?!). Такой практики в настоящее время нет ни в одной стране мира. Продолжительность обучения в разных странах сегодня составляет: 6 лет - в Германии, 5 лет - в Англии, 4 года в - США и Швейцарии. Даже в Непале анестезиологов-реаниматологов обучают не менее одного года. Помимо 5-месячной первичной специализации, достаточно распространена практика подготовки на рабочем месте, которая может составлять всего лишь 1-2 месяца. Такое положение обусловило поиск новых путей преподавания анестезиологии-реаниматологии, являющейся мультидисциплинарной специальностью. Среди медицинских работников в России анестезиологи-реаниматологи по количеству занимают 5-е место (после педиаторов, терапевтов, акушеров-гинекологов и хирургов).

Наиболее современной и оригинальной, является программа непрерывной трехлетней подготовки, разработанная сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии ФППО ММА им И.М. Сеченова (академик РАМН А.А.Бунятян, профессор А.В.Мещеряков, профессор М.А.Выжигина).

В основу создания стандарта приняты рекомендации Европейской Академии анестезиологии и Американской Ассоциации анестезиологов, Институтов анестезиологии городов Бонна (ФРГ; директор Института профессор Штоекель) и Берна (Швейцария; директор Института профессор Томсон), рекомендации кафедры анестезиологии и реаниматологии Академии последипломного профессионального образования Москвы (зав. кафедрой профессор И.В. Молчанов), а также личный опыт авторов.

Анализ предыдущего опыта преподавания анестезиологии-реаниматологии в нашей стране и за рубежом позволяет сформулировать основные позиции этого процесса. Непрерывное последипломное профессиональное образование предусматривает две ступени учебного процесса (рис.1). На сегодняшний день первичная специализация как первая ступень профессиональной подготовки имеет форму двухлетней клинической ординатуры. Исключение составляет возможность увеличения срока подготовки в клинической ординатуре отдельным учащимся на основе решения Учёного Совета ВУЗа (приказ МЗ РФ). Однако, анестезиология-реаниматология на пороге следующего столетия является столь проставата информационно - и наукоёмкой специальностью, что длительность первичной специализации не может быть ограничена двумя годами. Согласно рекомендациям Совета по анестезиологии при Союзе врачей-специалистов при Правительстве стран Европейского Содружества, Европейской Академии анестезиологии, Королевского Колледжа Анестезиологов Великобритании продолжительность первичной последипломной профессиональной подготовки должна составлять не менее 5 лет. Личный опыт авторов предлагаемой программы, сотрудников кафедры анестезиологии-реаниматологии ФППО ММА им. И.М.Сеченова, подтверждённый мнением Президиума Федерации анестезиологов-реаниматологов России, отражённым в решениях VII Всероссийского Съезда анестезиологов-реаниматологов (г. Санкт-Петербург, 2000 г.) свидетельствуют о том, что формирование квалифицированного специалиста анестезиолога-реаниматолога требует в совершенно необходимом порядке постепенного увеличения сроков подготовки в нашей стране до среднего европейского стандарта. Как завершающий этап подготовки молодого специалиста следует иметь в виду возможности последующей 3-х (4-х) – летней аспирантуры. Качество подготовки специалистов зависит также от профессионального уровня учреждения, которому эта подготовка поручена. В настоящее время существуют 2 формы подготовки в клинической ординатуре: на базе клинических больниц и на базе кафедр высших учебных заведений. Анализ опыта свидетельствует о том, что уровень подготовки анестезиологов-реаниматологов на кафедрах ВУЗов существенно выше, чем при обучении на базе клинических больниц. Это совершенно закономерное явление объясняется тем, что на кафедрах обучением занимаются профессиональные преподаватели, имеющие подготовку как педагогическую, так и строго профессиональную – как клиническую, так и теоретическую. С этой точки зрения представляется важным в перспективе обучение по специальности «анестезиология и реаниматология» передать полностью в ведение специальных факультетов и кафедр ВУЗов, работающих на базах научно-исследовательских институтов и крупных клинических стационаров, отказавшись от неоправдывающей себя практики подготовки силами отделений анестезиологии-реаниматологии городских больниц.

Вторая ступень подготовки анестезиологов-реаниматологов представляет собой систему постоянного повышения профессионального уровня на фоне бурно развивающейся специальности. На сегодняшний день эта система предусматривает обязательное посещение курсов повышения квалификации 1 раз в течение 5 лет. В зависимости от стажа и уровня подготовки врача ему предоставлена возможность использования обучения на курсах общего усовершенствования (4 - 5 месяцев), тематического усовершенствования (1-2 месяца), аттестационных и аттестационно-сертификационных циклах (1-2 месяца). Во всех зарубежных клиниках и университетах является обязательным прохождение переподготовки (повышения квалификации) ежегодно. В этом качестве учитывается не только посещение специальных курсов, но и заседаний симпозиумов, съездов и конгрессов по специальности, прослушивание серии освежающих лекций, а также чтение лекций самим специалистом. Мы полагаем этот опыт очень полезным и считаем целесообразным рекомендовать его к утверждению в составе требований к профессиональному реноме специалиста анестезиолога-реаниматолога.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ»

1 СТУПЕНЬ - ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Клиническая ординатура - (2-5) лет

3-х (4-х) - летняя аспирантура

2 СТУПЕНЬ - ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

УРОВНЯ

1-2-х месячные курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет.

Участие в работе научных съездов, симпозиумов, конгрессов

Участие в работе регионального общества и Федерации анестезиологов-реаниматологов РФ.


ВРАЧ АНЕСТЕЗИОЛОГ-РЕАНИМАТОЛОГ

Высшая квалификационная категория

Врач анестезиолог-реаниматолог, претендующий на присвоение ему высшей квалификационной категории, должен владеть знаниями и. умениями по следующим разделам:

Организация здравоохранения и социальная гигиена

- законодательство о здравоохранении; директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; правовые вопросы;

- организация анестезиолого-реанимационной службы в стране на районном, областном (краевом) и республиканском уровне; организация службы реанимации и интенсивной терапии в специализированных областях хирургии, в кардиологии, терапии, педиатрии, акушерстве, при инфекционных заболеваниях (в инфекционных больницах, в детских инфекционных больницах), в токсикологии, в психиатрии;

- организация скорой и неотложной помощи (включая организацию специализированных реанимационных бригад);

- организация службы донорства и переливания крови;

- организация анестезиолого-реанимационной помощи в военно-полевых. условиях, при массовом поражении;

- организация работы лечебно-профилактического. учреждения, в котором работает; взаимодействие в работе отдельных служб (отделений, кабинетов, лабораторий), принципы НОТ в работе;

- учетно-отчетная документация в деятельности анестезиолого-реанимационного отделения; экономические аспекты деятельности. учреждений здравоохранения и отделений анестезиологии-реаниматологии;

- использование ЭВМ и АСУ в учреждениях здравоохранения и анестезиолого-реанимационной службы;

- при наличии ЭВЦ в больнице внедрение вычислительной техники в работу анестезиолого-реанимационной службы;

- .устройство и оснащение отделений (палат) интенсивной терапии и реанимации, операционных блоков аппаратурой для анестезии, интенсивной терапии и мониторинга; устройство и оснащение экспресс - лабораторий отделений интенсивной терапии и реанимации; обеспечение гигиенического режима работы операционного блока, отделения ИТР; система обеззараживания и стерилизации наркозно-дыхательной аппаратуры и инструментария;

- права и функциональные обязанности врача анестезиолога-реаниматолога (зав. отделением);

- оценка показателей работы отделения анестезиологии-реаниматологии, анализ осложнений, их причин; статистическая обработка полученных данных, в том числе и с использованием современной вычислительной техники, разработка мер профилактики; составление отчета о работе отделения;

- составление текущего и перспективного плана работы отделения; структура и график личной работы и подчиненного персонала;

- организация диспансеризации населения;

- организация, формы и методы пропаганды медицинских и гигиенических знаний.

По специальности

Методы анестезиологии и реаниматологии в хирургии, терапии, кардиологии, пульмонологии, педиатрии, акушерстве и гинекологии, токсикологии, неврологии, нефрологии, урологии и др. Обеспечение лечебного процесса в предоперационном периоде, во время анестезии и операции, в послеоперационном периоде, при проведении интенсивной терапии (реанимации) тяжелых и критических состояний различного генеза;

- функциональные и лабораторные методы исследования больных, мониторирование жизненно важных функций;

- применение всех видов общего и местного обезболивания во всех возрастных группах;

- проведение анестезии в особо сложных условиях:

при операциях на сердце с искусственным кровообращением, с гипотермической защитой, при пересадке органов, при микрохирургических операциях большой длительности, при реконструктивных операциях на гортани трахее и бронхах, пр. нарушениях проходимости дыхательных путей, извращенной анатомии челюстно-лицевой области и органов грудной клетки; обеспечение максимальной безопасности анестезии, при операции и в послеоперационном периоде у больных с тяжелыми хирургическими и сопутствующими заболеваниями (патологическими состояниями), в том числе при редко встречающихся врожденных уродствах, нарушениях развития, наследственных заболеваниях и патологических состояниях;

- дифференциальная диагностика и лечение больных, страдавших хроническими болевыми синдромами: медикаментозное (местное, регионарное и общее) обезболивание, методы рефлексотерапии, электронейростимуляции, центральной эдектроанальгезии, психотерапии;

- обезболивание у страдавших болевым синдромом при инкурабельных (иноперабельных) формах онкологических процессов;

методы анестезии, интенсивной терапии и реанимации, применяемые в военно-полевых условиях и при массовом поступлении пострадавших; прогноз и сортировка пострадавших;

особенности анестезии, операции и интенсивной терапии у больных с инфекционными заболеваниями, в т.ч. особо опасными инфекциями; обеззараживание аппаратуры, помещений;

- диагностика нарушений жизненно важных функций с применением современных методов клинического, функционального и лабораторного исследования; мониторирование жизненно важных функций;

- патогенетическое и посиндромное лечение, интенсивная терапия, реанимация больных с тяжелыми заболеваниями и критическими состояниями во всех возрастных группах: острая дыхательная недостаточность, острая сердечно-сосудистая недостаточность, нарушения ритма сердца, коагулопатии, дисгидрии, нарушения ЩС, ВСБ, обмена веществ, энергетические потери, коматозные состояния, внутричерепная гипертензия, острая почечная и печеночная недостаточность, эндокринные расстройства, аллергический и анафилактический шок, эндо- и экзотоксикозы;

- методы экстракорпоральной детоксикации; гемосорбция, лимфосорбция. плазмоферез, гемодиализ, ультрагемофильтрация;

- гипербарическая оксигенация;

- методы вспомогательного и искусственного кровообращения;

- диагностика и интенсивная терапия при иммунодефицитных состояниях (включая СГВД), применение иммунокорректоров, специальные методы повышения иммунитета (УФО-крови, гамма-, квант-терапия);

- интенсивная терапия при психических заболеваниях, наркомании, алкоголизме, токсикоманиями;

- организация и проведение длительной искусственной вентиляции легких при респираторных параличах центрального происхождения (у ";дыхательных инвалидов";);

- интенсивная терапия в восстановительном периоде после оживления; профилактика ";постреанимационной болезни"; с применением по показаниям методов церебропротекции, гипотермии, гипербарооксигенации, детоксикации, управления гемодинамикой, внелегочной оксигенации;

- прогнозирование исхода и установление границы реанима­ции, диагностика необратимости изменений мозга (";смерти мозга";);

- инструктивные материалы - медицинские и юридические пра­вила заготовки жизнеспособных органов для трансплантации.

В смежных областях:

- клиника, диагностика и лечение терапевтических заболеваний, являющихся причиной острых тяжелых и критических состояний, требующих интенсивной терапии (реанимации)

- клиника, диагностика и лечение хирургических заболеваний, являющихся причиной острых тяжелых и критических состояний, требующих интенсивной терапии (реанимации);

- диагностика и лечение острых инфекционных болезней;

- клиника, диагностика и лечение неврологических заболеваний, являющихся причиной острых тяжелых и критических состояний, требующих интенсивной терапии (реанимации);

- клиника, диагностика к лечение эндокринных заболеваний, являющихся причиной острых тяжелых и критических состояний требующих интенсивной терапии (реанимации);

- клиника, диагностика и лечение акушерской патологии, являющейся причиной острых тяжелых и критических состояний, требующих интенсивной терапии (реанимации).

- клиника и диагностика острых психических заболеваний.

Консультирование

- осуществление консультаций по вопросам организации анестезиологической и реанимационной помощи в стационарах, выбора оптимальных методов анестезии, интенсивной терапии и реанимации, экспертной оценки применяемых методов анестезии, интенсивной терапии и реанимации;

- участие в консилиумах, консультативных выездах по скорой помощи и санавиации.

Повышение_квалификации и_подготовка кадров

- знание основных монографий по специальности, вышедших за последние 5 лет, умение дать оценку их основных положений;

- систематическое изучение публикаций по специальности в периодической печати;

- активное участие в работе научного общества анестезиологов-реаниматологов; проведение научной работы клинического или экспериментального характера;

- систематическое самообразование;

- регулярное (не реже I раза в 5 лет) повышение квалифи­кации с отрывом от работы той или иной продолжительности на циклах и курсах, проводимых базами повышения квалификации;

- проведение занятий с врачами, проходящими интернатуру, клиническую ординатуру и стажировку, подготовка их к сдаче аттестационного экзамена; проведение занятий с медицинскими сестрами и другим медицинским персоналом;

- .участие и организация подготовки врачебного, среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам неотложной помощи при критических состояниях и первичной реанимации;

- проведение идейно-воспитательной работы с подчиненным коллективом.

По своему опыту и знаниям он может заведовать отделением анестезиологии и реанимации многопрофильной городской, областной, краевой, республиканской больницы, а также быть использован в качестве главного специалиста анестезиолога-реаниматолога городского, областного (краевого) отдела здравоохранения союзной (автономной) республики.

ВРАЧ АНЕСТЕЗИОЛОГ-РЕАНИМАТОЛОГ

Первая квалификационная категория

Врач анестезиолог-реаниматолог, претендующий на присвоение ему первой квалификационной категории, должен владеть знаниями и. умениями по следующим разделам:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  2. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (2)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  3. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (3)

    Документ
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  4. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...
  5. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...

Другие похожие документы..