Главная > Документ


Анализируя качество знаний учащихся 2-4 классов по разным УМК, отмечаем небольшое снижение по сравнению с прошлым годом (на 6%). Однако контрольные срезы (административные, областные) свидетельствует о качественном усвоении программного материала.

Качество знаний учащихся первой ступени составило 62 %, уровень обученности – 100%.

На второй ступени обучения наблюдается снижение качества знаний на 4% по сравнению с прошлым годом (42% - 38%). Это объясняется тем, что в 5 «Б» качество знаний 36%, в 6 «Б» - 16%, 7 «Б» - 28%, 7 «В» - 28%, 8 «Г» - 13 %, 9 «А»- 25%, 9 «Б» - 20%. Ученики этих классов, по данным диагностического исследования, имеют ниже среднего и низкий уровень развития интеллекта. Хотя по сравнению с прошлым годом наблюдается заметное улучшение общего развития.

Для учащихся, мотивированных на учёбу, было введено углублённое изучение английского языка (7 «А» класс), продолжено изучение второго иностранного языка (немецкого) в 9 «В» классе, в 8-х классах изучался предмет «Право» с целью гражданского воспитания и расширения правовых знаний учащихся. Для сохранения преемственности между начальным и средним звеном добавлен один час «Информатики и ИКТ» в 5 – 7 классах.

В течение учебного года осуществлялась планомерная работа по повышению успеваемости учащихся. Так как в первой четверти было 11 неуспевающих, во второй – 2, то был проведён ряд мероприятий по стабилизации успеваемости.

С учениками проводились индивидуальные консультации, занятия психолога и социального педагога, родители учащихся были поставлены в известность о результатах учёбы их детей, был составлен план работы с каждым неуспевающим учеником на одну четверть. Учителя-предметники отчитались за проделанную работу, в результате её проведения в III и IV четвертях неуспевающих не было.

Кроме того, проводилась предпрофильная подготовка в 9-х классах: организована профориентационная работа с целью практического применения знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве и информационная работа, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструирование собственного образовательного маршрута; организованы элективные курсы по выбору (объём 17 часов каждый) по предметам: математика, биология, информатика, русский язык.

С 2003 г. МОУ «Волоконовская СОШ №1» является экспериментальной площадкой по внедрению технологии обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной, целями которой являются

  • повышение качества знаний, уровня обученности учащихся;

  • формирование функциональной грамотности;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • развитие устной и письменной речи.

Для этого образовательное учреждение ставит перед собой следующие задачи: формировать у учащихся умения и навыки грамотного письма; развивать устную и письменную речь; обучать нормам литературного языка; обогащать словарный запас и грамотный строй речи учащихся.

В 2007-2008 учебном году в МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1» был продолжен этап внедрения технологии преподавания русского языка Ю.А. Поташкиной. В эксперименте принимали участие 4 учителя, 151 учащихся.

Основным направлением опытно-экспериментальной работы в 2007 – 2008 учебном году по данной теме являлось обеспечение условий для успешного внедрения технологии в процесс обучения, расширение эксперимента.

Работа с кадрами заключалась в создании условий для выполнения программы по русскому языку на основе ученических возможностей. Учителям - экспериментаторам постоянно оказывалась методическая помощь Белгородским региональным институтом ИПКППС, методическим кабинетом РОО.

Деятельность учителей-экспериментаторов находится под контролем администрации образовательного учреждения. Анализ посещенных уроков свидетельствует о высоком уровне теоретической и методической подготовки учителей.

В течение года осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение эксперимента: изучалось отношение учащихся к урокам русского языка по данной технологии. Выяснено, что уроки нравятся 61,5% учащихся, 32,5% нравятся иногда, в зависимости от материала, 5,5% не нравятся. При выполнении сложных заданий 88,4% учащихся помогают схемы и опорные таблицы. Больше всего на уроках русского языка учащимся нравятся разминки (38%), лёгкие задания (27,6%), решение орфографических задач и проверка домашнего задания (20,6%). Меньше всего нравится писать диктанты и расставлять знаки препинания в сложном предложении (9,5%). У 15% учащихся на уроках возникают трудности, связанные с написанием диктантов, изложений и сочинений, а также при изучении новых тем. У 20,4% почти не возникает трудностей, у 7% не возникает вообще и у 0,8 % учащихся они возникают во всём.



Кроме того, исследовалось отношение родителей учащихся к обучению русскому языку по технологии Ю.А.Поташкиной. В анкетировании приняло участие 99 родителей. По результатам сделаны следующие выводы: 59,65 родителей довольны обучением по данной технологии, 38,4% не довольны, 2% не ответили на данный вопрос, 45,4% родителей оказывают помощь ребёнку в выполнении домашнего задания; 60,6 % считают, что было бы легче, если бы ребёнок обучался по традиционной технологии, 38% не вникают в суть работы; 57,6 % довольны результатами учёбы ребёнка в школе; 41,4 % считают, что результаты были бы выше, если бы обучение было по другой технологии; 61,6 % хотели бы, чтобы и дальше ребёнок продолжал обучение по данной технологии, 30,3 % ответили «нет» и для 9% родителей это не имеет значения; 32,3% родителей посоветовали бы своим знакомым отдать ребёнка в экспериментальный класс.

Был разработан план работы творческой группы учителей, работающих по технологии Ю.А.Поташкиной, утвержденный методическим советом школы. В рамках методической недели учителями Токаревой И.И., Леонтьевой И.В., Середой Л.В., Курганской Ж.А. были даны открытые уроки в классах в присутствии автора технологии Ю.А. Поташкиной, которая положительно отозвалась о деятельности учителей-экспериментаторов, провела беседу с детьми об особенностях изучения русского языка по технологии, консультацию с учителями.

К положительным сторонам деятельности учителей-экспериментаторов относится участие в фестивале-конкурсе «Язык мой – друг мой». Выступление учителя Середы Л.В. в номинации «Педагогическая кухня» с лекцией по новым технологиям (учебная дискуссия) получило первое место в районном конкурсе. Учитель принял участие в областном фестивале.

Учителя, использующие в своей педагогической деятельности технологию Ю.А. Поташкиной, принимали участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях. В сборнике Белгородского регионального ИПКППС «Учитель - учителю» опубликованы урок Середы Л.В. по теме «Местоимение» и Леонтьевой И.В. по теме «Прямая и косвенная речь».

Учитель Курганская Ж.А. дала урок в 7 классе Белгородской гимназии №2 по технологии Фроловой Т.Я. «Не с разными частями речи» с использованием технологии развития критического мышления и здоровьесберегающей технологии в присутствии автора технологии, методиста БРИПКППС Беловой И.В. и учителей области. Урок размещен на сайте института. Это говорит об отличной подготовке учителей-экспериментаторов, способных дать урок по любой новаторской технологии.

Учителем Леонтьевой И.В. был проведён мастер-класс с родителями будущих первоклассников с целью создания экспериментального класса и снятия тревожности родителей по поводу кажущейся сложности программы.

Учителем Середой Л.В. был проведён мастер-класс с родителями учащихся 4-х классов посёлка с целью вовлечения в эксперимент и снятия тревожности в связи с обучением по новой для них технологии.

Учащиеся 6 «А» класса (учитель Середа Л.В.) провели мастер-класс с детьми 2 «Б» класса (учитель Токарева И.И.) по проверке домашнего задания с целью повышения качества ответов малышей.

Для проведения опытно — экспериментальной работы администрацией школы были созданы необходимые материальные условия.

  • Учащиеся экспериментальных классов полностью обеспечены учебниками «Русский язык» и «Домашние задания».

  • Приобретены учебники для учащихся 2-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов.

  • У каждого учителя-экспериментатора имеются методические пособия «Обучение русскому языку в школе», «Концепция. Авторская программа для начальной и средней школы (теория, правописание)», «Методические рекомендации» Ю.А. Поташкиной.

В течение года заместителем директора по НМР Леонтьевой И.В. совместно с учителями Курганской Ж.А., Середой Л.В., Токаревой И.И. проводилась диагностика качества знаний учащихся экспериментальных классов по результатам контрольных работ, итогам четверти, года.

Мониторинговые исследования шести экспериментальных классов за 2007-2008 учебный год по результатам областных контрольных работ показали: в 8 «А», 5 «А» классах (учитель Курганская Ж.А.) налицо позитивная динамика качества знаний и уровня обученности учащихся по сравнению с первым полугодием текущего учебного года: В 5 «А» на 35 % качество, на 10 % успеваемость, в 8 «А» на 17 % качество, на 1,7 % успеваемость. Во 2 «Б» классе (учитель Токарева И.И.) на 3 % выросло качество знаний, но снизилась успеваемость на 2 %. В 6 «А» классе (учитель Середа Л.В.) качество знаний повысилось на 9 %, успеваемость снизилась на 12 %. В 9 «В» классе (учитель Середа Л.В.) снизилось качество знаний на 13%, а успеваемость повысилась на 10 %. В 5 «В» классе наблюдается значительное снижение показателей, что вполне допустимо на первом году эксперимента: на 22 % качество, на 20 % успеваемость. Снижение показателей в начале эксперимента может быть объяснено повышением уровня тревожности учащихся экспериментальных классов в связи с переходом в основную школу, а также сменой учителя по русскому языку.

Класс

Учитель

Качество знаний

Уровень обученности

ноябрь

май

ноябрь

май

8 «А»

Курганская Ж.А.

64

81

92

93,7

9 «В»

Середа Л.В.

75

62

82

92

5 «В»

Леонтьева И.В.

60

28

84

70

5 «А»

Курганская Ж.А.

42,8

77

80,9

100

2 «Б»

Токарева И.И.

40

43

80

78

6 «А»

Середа Л.В.

59

68

96

84

Качество знаний

Успеваемость

Результативность деятельности учителей экспериментаторов в 2007-2008 учебном году по технологии Ю.А. Поташкиной заключается также и в развитии речи, интеллектуальных способностей учащихся, высших психических функций: произвольного внимания, воображения, разных видов памяти, памяти, без которых невозможно полноценное формирование грамотной устной и письменной речи.

С целью подтверждения рабочей гипотезы об уровне развития словесно-логического мышления у школьников, обучающихся по технологии Ю.А. Поташкиной, проводилось психодиагностическое исследование по стандартизированным методикам.

В параллели 2-х классов для исследования словесно-логического мышления использовалась методика Э.Ф. Замбацявичене. (2 «Б» - экспериментальный)

В параллели 5-х классов для диагностики уровня словесно-логического мышления использовалась методика Г-И-Т. (Экспериментальные – 5 «А» и 5 «В»)

В параллели 6-х классов использовалась методика Г-И-Т. (6 «А» - экспериментальный)

В параллели 8-х классов для диагностики уровня словесно-логического мышления использовался тест Амтхауэра. (8 «А» - экспериментальный)

В параллели 9-х классов для диагностики уровня словесно-логического мышления использовался тест Амтхауэра. Экспериментальный – 9 «В».

На основании исследования можно сделать вывод о том, что учащиеся экспериментальных классов имеют более высокий уровень развития словесно-логического мышления.

Результатом работы Середы Л.В. в 9 «В» классе является создание филологического профиля на базе этого класса в 2008-2009 учебном году, где профильными предметами будут русский язык и литература.

Ведение опытно-экспериментальной работы в 2008-2009 учебном году предполагается в следующих классах:

  • 9 «А» класс – 20 человек, учитель: Курганская Ж.А.;

  • 7 «А» класс – 30 человек, учитель: Середа Л.В.;

  • 6 «А» класс – 25 человек, учитель: Курганская Ж.А.;

  • 6 «В» класс – 25 человек, учитель: Леонтьева И.В.;

  • 3«Б» класс – 24 человека, учитель: Токарева И.В.

В новом учебном году необходимо

  • усовершенствовать систему работы по предупреждению ошибок;

  • составить календарно – тематическое планирование по классам;

  • осуществлять дальнейший мониторинг качества знаний и уровня обученности по итогам контрольных работ;

  • проводить открытые уроки с целью пропагандирования положительного опыта учителей-экспериментаторов;

  • проводить родительские собрания для родителей учащихся, изучающих русский язык по авторской технологии Ю.А. Поташкиной.

Перспективы работыпо технологии Ю.А. Поташкиной преследуют следующие цели:

  • развитие

·интеллектуальных способностей учащихся;

·осознанной, произвольной письменной речи у школьников;

·словесно – логического, речевого мышления;

  • достижение учащимися

·повышения качества знаний;

·функциональной грамотности.

Использование технологии обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной способно, на наш взгляд, решить проблему формирования функциональной грамотности учащихся, повысить качество знаний и уровень обученности учащихся при условии точного следования технологии обучения (поиск компактных форм проверки домашнего задания, соблюдение структуры и рекомендованного объёма домашнего задания, регулярное проведение «разминки» и «урока решения задач», «работа на высоком уровне трудности» и др.).

Одна из главнейших задач технологии – сохранение в рабочем состоянии приобретённых знаний и превращение в навыки умений.

Оценить подготовку выпускников 9-ых классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы позволила новая форма организации экзамена. Работа состояла из трёх частей, которые последовательно выполнялись учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех учащихся.

С частью I (сжатым изложением), проверяющей умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, справились 97% учащихся.

Часть II (задания с выбором ответа), проверяющая умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства её языкового выражения, а также принадлежность текста к определённому стилю и типу речи, выполнена учащимися на 90%. Из 21 тестового задания типичные ошибки выявлены в задании 7 (неумение определять способ образования слов).

С частью III (сочинением на лингвистическую тему), проверяющей умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов, справились 79% учащихся.

Класс

Кол-во чел.

Пробный экзамен

Экзамен

Итоговая оценка

Уров. обуч.

Кач. знаний

Уров.

обуч.

Кач.

знаний

Уров.

обуч.

Кач.

знаний

9 «А»

28

100%

70%

100%

64%

100%

54%

9 «Б»

25

100%

62%

100%

36%

100%

28%

9 «В»

18

100%

93%

100%

72%

100%

61%

Всего

71

100%

72%

100%

56%

100%

45%



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичное пространство гражданское общество и власть

    Документ
    ... , - М.:, 2002; Ю.А.Красин. Российские проблемы публичного. //Публичная политика. Приложения. Университет Калгари - Горбачев ... С. 86-134; Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении. // Публичная политика в России. М.: Альпина ...
  2. Публичные слушания типичные проблемы муниципально-правового регулирования

    Документ
    ... наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в муниципальных образованиях и сформулированы предложения ... инициативной группой в поддержку проведения публичных слушаний. В Положении о публичных слушаниях от 30 октября ...
  3. Публичные слушания типичные проблемы муниципально-правового регулирования

    Документ
    ... наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в муниципальных образованиях и сформулированы предложения ... инициативной группой в поддержку проведения публичных слушаний. В Положении о публичных слушаниях от 30 октября ...
  4. Публичная сфера и социальные коммуникации Лекция 1 Публика Основные понятия Вебсайт и email курса / Категории

    Лекция
    ... получила развитие в виде понятий «публичного пространства» (Арендт) и «публичной сферы», «публичности» и «общественного мнения» (die ... людей от участия в публичной сфере Деформация публичности и приватности Публичная сфера деформируется, т.к. утратила ...
  5. «публично-правовое регулирование навигационной деятельности в российской федерации»

    Автореферат диссертации
    ... навигационной деятельности; - определить основные методы публично-правового регулирования навигационной деятельности; - ... навигационной деятельности 2.1.содержание и особенности публичного характера навигационной деятельности Результатом навигационной ...
  6. Публичное / приватное в гендерном анализе Часть 1 Публичное/приватное как мужское/женское

    Документ
    ... . Постколониальные исследования Публичное/приватное в гендерном анализе Часть 1 Публичность/приватность: переосмысление ... переосмысление Граница между интимностью и публичностью стерта "Публичность приватного" – новая общественная ценность ...

Другие похожие документы..