Главная > Документ
Анализируя качество знаний учащихся 2-4 классов по разным УМК, отмечаем небольшое снижение по сравнению с прошлым годом (на 6%). Однако контрольные срезы (административные, областные) свидетельствует о качественном усвоении программного материала.
Качество знаний учащихся первой ступени составило 62 %, уровень обученности – 100%.
На второй ступени обучения наблюдается снижение качества знаний на 4% по сравнению с прошлым годом (42% - 38%). Это объясняется тем, что в 5 «Б» качество знаний 36%, в 6 «Б» - 16%, 7 «Б» - 28%, 7 «В» - 28%, 8 «Г» - 13 %, 9 «А»- 25%, 9 «Б» - 20%. Ученики этих классов, по данным диагностического исследования, имеют ниже среднего и низкий уровень развития интеллекта. Хотя по сравнению с прошлым годом наблюдается заметное улучшение общего развития.
Для учащихся, мотивированных на учёбу, было введено углублённое изучение английского языка (7 «А» класс), продолжено изучение второго иностранного языка (немецкого) в 9 «В» классе, в 8-х классах изучался предмет «Право» с целью гражданского воспитания и расширения правовых знаний учащихся. Для сохранения преемственности между начальным и средним звеном добавлен один час «Информатики и ИКТ» в 5 – 7 классах.
В течение учебного года осуществлялась планомерная работа по повышению успеваемости учащихся. Так как в первой четверти было 11 неуспевающих, во второй – 2, то был проведён ряд мероприятий по стабилизации успеваемости.
С учениками проводились индивидуальные консультации, занятия психолога и социального педагога, родители учащихся были поставлены в известность о результатах учёбы их детей, был составлен план работы с каждым неуспевающим учеником на одну четверть. Учителя-предметники отчитались за проделанную работу, в результате её проведения в III и IV четвертях неуспевающих не было.
Кроме того, проводилась предпрофильная подготовка в 9-х классах: организована профориентационная работа с целью практического применения знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве и информационная работа, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструирование собственного образовательного маршрута; организованы элективные курсы по выбору (объём 17 часов каждый) по предметам: математика, биология, информатика, русский язык.
С 2003 г. МОУ «Волоконовская СОШ №1» является экспериментальной площадкой по внедрению технологии обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной, целями которой являются
повышение качества знаний, уровня обученности учащихся;
формирование функциональной грамотности;
развитие интеллектуальных способностей;
развитие устной и письменной речи.
Для этого образовательное учреждение ставит перед собой следующие задачи: формировать у учащихся умения и навыки грамотного письма; развивать устную и письменную речь; обучать нормам литературного языка; обогащать словарный запас и грамотный строй речи учащихся.
В 2007-2008 учебном году в МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1» был продолжен этап внедрения технологии преподавания русского языка Ю.А. Поташкиной. В эксперименте принимали участие 4 учителя, 151 учащихся.
Основным направлением опытно-экспериментальной работы в 2007 – 2008 учебном году по данной теме являлось обеспечение условий для успешного внедрения технологии в процесс обучения, расширение эксперимента.
Работа с кадрами заключалась в создании условий для выполнения программы по русскому языку на основе ученических возможностей. Учителям - экспериментаторам постоянно оказывалась методическая помощь Белгородским региональным институтом ИПКППС, методическим кабинетом РОО.
Деятельность учителей-экспериментаторов находится под контролем администрации образовательного учреждения. Анализ посещенных уроков свидетельствует о высоком уровне теоретической и методической подготовки учителей.
В течение года осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение эксперимента: изучалось отношение учащихся к урокам русского языка по данной технологии. Выяснено, что уроки нравятся 61,5% учащихся, 32,5% нравятся иногда, в зависимости от материала, 5,5% не нравятся. При выполнении сложных заданий 88,4% учащихся помогают схемы и опорные таблицы. Больше всего на уроках русского языка учащимся нравятся разминки (38%), лёгкие задания (27,6%), решение орфографических задач и проверка домашнего задания (20,6%). Меньше всего нравится писать диктанты и расставлять знаки препинания в сложном предложении (9,5%). У 15% учащихся на уроках возникают трудности, связанные с написанием диктантов, изложений и сочинений, а также при изучении новых тем. У 20,4% почти не возникает трудностей, у 7% не возникает вообще и у 0,8 % учащихся они возникают во всём.
Кроме того, исследовалось отношение родителей учащихся к обучению русскому языку по технологии Ю.А.Поташкиной. В анкетировании приняло участие 99 родителей. По результатам сделаны следующие выводы: 59,65 родителей довольны обучением по данной технологии, 38,4% не довольны, 2% не ответили на данный вопрос, 45,4% родителей оказывают помощь ребёнку в выполнении домашнего задания; 60,6 % считают, что было бы легче, если бы ребёнок обучался по традиционной технологии, 38% не вникают в суть работы; 57,6 % довольны результатами учёбы ребёнка в школе; 41,4 % считают, что результаты были бы выше, если бы обучение было по другой технологии; 61,6 % хотели бы, чтобы и дальше ребёнок продолжал обучение по данной технологии, 30,3 % ответили «нет» и для 9% родителей это не имеет значения; 32,3% родителей посоветовали бы своим знакомым отдать ребёнка в экспериментальный класс.
Был разработан план работы творческой группы учителей, работающих по технологии Ю.А.Поташкиной, утвержденный методическим советом школы. В рамках методической недели учителями Токаревой И.И., Леонтьевой И.В., Середой Л.В., Курганской Ж.А. были даны открытые уроки в классах в присутствии автора технологии Ю.А. Поташкиной, которая положительно отозвалась о деятельности учителей-экспериментаторов, провела беседу с детьми об особенностях изучения русского языка по технологии, консультацию с учителями.
К положительным сторонам деятельности учителей-экспериментаторов относится участие в фестивале-конкурсе «Язык мой – друг мой». Выступление учителя Середы Л.В. в номинации «Педагогическая кухня» с лекцией по новым технологиям (учебная дискуссия) получило первое место в районном конкурсе. Учитель принял участие в областном фестивале.
Учителя, использующие в своей педагогической деятельности технологию Ю.А. Поташкиной, принимали участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях. В сборнике Белгородского регионального ИПКППС «Учитель - учителю» опубликованы урок Середы Л.В. по теме «Местоимение» и Леонтьевой И.В. по теме «Прямая и косвенная речь».
Учитель Курганская Ж.А. дала урок в 7 классе Белгородской гимназии №2 по технологии Фроловой Т.Я. «Не с разными частями речи» с использованием технологии развития критического мышления и здоровьесберегающей технологии в присутствии автора технологии, методиста БРИПКППС Беловой И.В. и учителей области. Урок размещен на сайте института. Это говорит об отличной подготовке учителей-экспериментаторов, способных дать урок по любой новаторской технологии.
Учителем Леонтьевой И.В. был проведён мастер-класс с родителями будущих первоклассников с целью создания экспериментального класса и снятия тревожности родителей по поводу кажущейся сложности программы.
Учителем Середой Л.В. был проведён мастер-класс с родителями учащихся 4-х классов посёлка с целью вовлечения в эксперимент и снятия тревожности в связи с обучением по новой для них технологии.
Учащиеся 6 «А» класса (учитель Середа Л.В.) провели мастер-класс с детьми 2 «Б» класса (учитель Токарева И.И.) по проверке домашнего задания с целью повышения качества ответов малышей.
Для проведения опытно — экспериментальной работы администрацией школы были созданы необходимые материальные условия.
Учащиеся экспериментальных классов полностью обеспечены учебниками «Русский язык» и «Домашние задания».
Приобретены учебники для учащихся 2-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов.
У каждого учителя-экспериментатора имеются методические пособия «Обучение русскому языку в школе», «Концепция. Авторская программа для начальной и средней школы (теория, правописание)», «Методические рекомендации» Ю.А. Поташкиной.
В течение года заместителем директора по НМР Леонтьевой И.В. совместно с учителями Курганской Ж.А., Середой Л.В., Токаревой И.И. проводилась диагностика качества знаний учащихся экспериментальных классов по результатам контрольных работ, итогам четверти, года.
Мониторинговые исследования шести экспериментальных классов за 2007-2008 учебный год по результатам областных контрольных работ показали: в 8 «А», 5 «А» классах (учитель Курганская Ж.А.) налицо позитивная динамика качества знаний и уровня обученности учащихся по сравнению с первым полугодием текущего учебного года: В 5 «А» на 35 % качество, на 10 % успеваемость, в 8 «А» на 17 % качество, на 1,7 % успеваемость. Во 2 «Б» классе (учитель Токарева И.И.) на 3 % выросло качество знаний, но снизилась успеваемость на 2 %. В 6 «А» классе (учитель Середа Л.В.) качество знаний повысилось на 9 %, успеваемость снизилась на 12 %. В 9 «В» классе (учитель Середа Л.В.) снизилось качество знаний на 13%, а успеваемость повысилась на 10 %. В 5 «В» классе наблюдается значительное снижение показателей, что вполне допустимо на первом году эксперимента: на 22 % качество, на 20 % успеваемость. Снижение показателей в начале эксперимента может быть объяснено повышением уровня тревожности учащихся экспериментальных классов в связи с переходом в основную школу, а также сменой учителя по русскому языку.
Класс | Учитель | Качество знаний | Уровень обученности | ||
ноябрь | май | ноябрь | май | ||
8 «А» | Курганская Ж.А. | 64 | 81 | 92 | 93,7 |
9 «В» | Середа Л.В. | 75 | 62 | 82 | 92 |
5 «В» | Леонтьева И.В. | 60 | 28 | 84 | 70 |
5 «А» | Курганская Ж.А. | 42,8 | 77 | 80,9 | 100 |
2 «Б» | Токарева И.И. | 40 | 43 | 80 | 78 |
6 «А» | Середа Л.В. | 59 | 68 | 96 | 84 |
Качество знаний
Успеваемость
Результативность деятельности учителей экспериментаторов в 2007-2008 учебном году по технологии Ю.А. Поташкиной заключается также и в развитии речи, интеллектуальных способностей учащихся, высших психических функций: произвольного внимания, воображения, разных видов памяти, памяти, без которых невозможно полноценное формирование грамотной устной и письменной речи.
С целью подтверждения рабочей гипотезы об уровне развития словесно-логического мышления у школьников, обучающихся по технологии Ю.А. Поташкиной, проводилось психодиагностическое исследование по стандартизированным методикам.
В параллели 2-х классов для исследования словесно-логического мышления использовалась методика Э.Ф. Замбацявичене. (2 «Б» - экспериментальный)
В параллели 5-х классов для диагностики уровня словесно-логического мышления использовалась методика Г-И-Т. (Экспериментальные – 5 «А» и 5 «В»)
В параллели 6-х классов использовалась методика Г-И-Т. (6 «А» - экспериментальный)
В параллели 8-х классов для диагностики уровня словесно-логического мышления использовался тест Амтхауэра. (8 «А» - экспериментальный)
В параллели 9-х классов для диагностики уровня словесно-логического мышления использовался тест Амтхауэра. Экспериментальный – 9 «В».
На основании исследования можно сделать вывод о том, что учащиеся экспериментальных классов имеют более высокий уровень развития словесно-логического мышления.
Результатом работы Середы Л.В. в 9 «В» классе является создание филологического профиля на базе этого класса в 2008-2009 учебном году, где профильными предметами будут русский язык и литература.
Ведение опытно-экспериментальной работы в 2008-2009 учебном году предполагается в следующих классах:
9 «А» класс – 20 человек, учитель: Курганская Ж.А.;
7 «А» класс – 30 человек, учитель: Середа Л.В.;
6 «А» класс – 25 человек, учитель: Курганская Ж.А.;
6 «В» класс – 25 человек, учитель: Леонтьева И.В.;
3«Б» класс – 24 человека, учитель: Токарева И.В.
В новом учебном году необходимо
усовершенствовать систему работы по предупреждению ошибок;
составить календарно – тематическое планирование по классам;
осуществлять дальнейший мониторинг качества знаний и уровня обученности по итогам контрольных работ;
проводить открытые уроки с целью пропагандирования положительного опыта учителей-экспериментаторов;
проводить родительские собрания для родителей учащихся, изучающих русский язык по авторской технологии Ю.А. Поташкиной.
Перспективы работыпо технологии Ю.А. Поташкиной преследуют следующие цели:
развитие
·интеллектуальных способностей учащихся;
·осознанной, произвольной письменной речи у школьников;
·словесно – логического, речевого мышления;
достижение учащимися
·повышения качества знаний;
·функциональной грамотности.
Использование технологии обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной способно, на наш взгляд, решить проблему формирования функциональной грамотности учащихся, повысить качество знаний и уровень обученности учащихся при условии точного следования технологии обучения (поиск компактных форм проверки домашнего задания, соблюдение структуры и рекомендованного объёма домашнего задания, регулярное проведение «разминки» и «урока решения задач», «работа на высоком уровне трудности» и др.).
Одна из главнейших задач технологии – сохранение в рабочем состоянии приобретённых знаний и превращение в навыки умений.
Оценить подготовку выпускников 9-ых классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы позволила новая форма организации экзамена. Работа состояла из трёх частей, которые последовательно выполнялись учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех учащихся.
С частью I (сжатым изложением), проверяющей умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, справились 97% учащихся.
Часть II (задания с выбором ответа), проверяющая умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства её языкового выражения, а также принадлежность текста к определённому стилю и типу речи, выполнена учащимися на 90%. Из 21 тестового задания типичные ошибки выявлены в задании 7 (неумение определять способ образования слов).
С частью III (сочинением на лингвистическую тему), проверяющей умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов, справились 79% учащихся.
Класс | Кол-во чел. | Пробный экзамен | Экзамен | Итоговая оценка | |||
Уров. обуч. | Кач. знаний | Уров. обуч. | Кач. знаний | Уров. обуч. | Кач. знаний | ||
9 «А» | 28 | 100% | 70% | 100% | 64% | 100% | 54% |
9 «Б» | 25 | 100% | 62% | 100% | 36% | 100% | 28% |
9 «В» | 18 | 100% | 93% | 100% | 72% | 100% | 61% |
Всего | 71 | 100% | 72% | 100% | 56% | 100% | 45% |
Похожие документы:
Публичное пространство гражданское общество и власть
Документ... , - М.:, 2002; Ю.А.Красин. Российские проблемы публичного. //Публичная политика. Приложения. Университет Калгари - Горбачев ... С. 86-134; Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении. // Публичная политика в России. М.: Альпина ...Публичные слушания типичные проблемы муниципально-правового регулирования
Документ... наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в муниципальных образованиях и сформулированы предложения ... инициативной группой в поддержку проведения публичных слушаний. В Положении о публичных слушаниях от 30 октября ...Публичные слушания типичные проблемы муниципально-правового регулирования
Документ... наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в муниципальных образованиях и сформулированы предложения ... инициативной группой в поддержку проведения публичных слушаний. В Положении о публичных слушаниях от 30 октября ...Публичная сфера и социальные коммуникации Лекция 1 Публика Основные понятия Вебсайт и email курса / Категории
Лекция... получила развитие в виде понятий «публичного пространства» (Арендт) и «публичной сферы», «публичности» и «общественного мнения» (die ... людей от участия в публичной сфере Деформация публичности и приватности Публичная сфера деформируется, т.к. утратила ...«публично-правовое регулирование навигационной деятельности в российской федерации»
Автореферат диссертации... навигационной деятельности; - определить основные методы публично-правового регулирования навигационной деятельности; - ... навигационной деятельности 2.1.содержание и особенности публичного характера навигационной деятельности Результатом навигационной ...Публичное / приватное в гендерном анализе Часть 1 Публичное/приватное как мужское/женское
Документ... . Постколониальные исследования Публичное/приватное в гендерном анализе Часть 1 Публичность/приватность: переосмысление ... переосмысление Граница между интимностью и публичностью стерта "Публичность приватного" – новая общественная ценность ...