Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Совет школы

Протокол №1

«15» сентября 2011 года

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 2

«12» сентября 2011 года

«Утверждена»

Директор школы

_______ Богомолова О.И.

«12» сентября 2011 года


,

Основная образовательная программа

начального общего образования

с. Нижняя Санарка, 2011 год.

Данная программа разработана администрацией, коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ «Нижнесанарской СОШ», рассмотрена и принята педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 11 от 30.08.2011 года).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года) (далее ФГОС), а также социального заказа родителей младших школьников.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

I Целевой

  1. 1.1 Пояснительная записка;

  2. 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. 1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

II Содержательный

  1. 2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  2. 2.2 Рабочие программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности ;

  3. 2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  4. 2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  5. 2.5 Программа коррекционной работы

  6. III Организационный раздел

  7. 3.1 Учебный план образовательного учреждения;

  8. 3.2 План внеурочной деятельности;

  9. 3.3 Система условий реализации ООП НОО

  10. 3.4 Сетевой график по формированию необходимой системы условий

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечат её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного общего и среднего общего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Актуальность определяется следующими основными требованиями общества к образовательной системе:

- формирование культурной идентичности обучающихся как граждан России;

- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Целью реализации Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения (далее – Основная образовательная программа), является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачами реализации Основной образовательной программы являются:

1. становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

2. формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

3. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

4. укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами учебно-методического комплекта «Школа России», реализуемого в школе, осуществляется решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;

5. учёт социально-культурных особенностей и потребностей муниципального общеобразовательного учреждения, который предусматривает формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения как к экологии, так и к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава Российского общества;

  • Переход к стратегии социального проективания и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • Ориентацию на результаты образования, как системнообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • Гарантированности достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основная образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:

- обучающихся – в программах обучения, духовно-нравственного развития и воспитания, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

- родителей обучающихся (законных представителей), общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений;

– в сохранении и развитии традиций села.

Основная образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации “Об образовании”, опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста, являются:

- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

- изменения при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – переход к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познание, социальное признание и самовыражение;

- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

- эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) психологические факторы.

  1. Центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени

образования:

- словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане;

- знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование

существенных связей и отношений объектов;

  1. Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,

направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, с учётом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М. : Просвещение, 2010), концептуальных положений учебно-методического комплекта «Школа России», а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа школы состоит из следующих разделов: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; рабочие программы учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; условия реализации основной образовательной программы начального общего образования; основные термины, используемые в основной образовательной программе начального общего образования; приложения.

Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности учреждения. Единство этих программ образует завершённую систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития нашей школы

Участниками образовательного процесса в учреждении являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители), Совет образовательного учреждения.

Все основные элементы Основной образовательной программы – система целей, технология организации образовательного процесса, пакет надпредметных программ, система оценивания – носят динамический характер. Перспективные изменения образовательной программы определяются Программой развития школы.

Разработанная Основная образовательная программа школы предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития обучающихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

Образовательное учреждение, реализующее Основную образовательную программу, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в учреждении; с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения, осуществляются через правовые уроки и классные часы в первую неделю сентября (для обучающихся) и на первом родительском собрании в конце августа (для родителей).

Образовательные потребности родителей заключаются в доступном качественном здоровьесберегающем образовании детей.

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа» обучается 186 человек в 11 классах, из них 4 класса начального звена.

В классах начального звена 56 учащихся, учащихся 7 вида С(к), 1 учащийся находится под опекой..

В школе работает 2 группы продленного дня. 1 группа – начальной школы, 2 группа – основной школы.Образовательное учреждение работает в одну смену (с 8.30 ч до 14.20 ч), продолжительность урока – 40 минут (в 1-х классах – 35 минут).

Ежегодно обучающиеся образовательного учреждения участвуют в очных и дистанционных интеллектуальных олимпиадах, конкурсах и предметных чемпионатах районного, областного: Всероссийская олимпиада школьников, Международная олимпиада по основам наук УрФО, конкурсы-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Экологическая тропинка». В 2009-2010 учебном году среди обучающихся есть победители и призёры муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников.

В школе есть традиции, которые проводятся в различных формах «Посвящение в первоклассники», «Легкоатлетическая спартакиада школьников», «Праздник встречи школьных друзей», «Традиционные праздники (концерты), посвящённые Дню Знаний», « Дню Учителя», «Дню Пожилого человека», «День матери», «День здоровья», здоровьесберегающие акции турслёты. Праздник Последнего Звонка и классные праздники, посвящённые окончанию учебного года, Бал выпускников, Осенний бал, День Матери, Новогодние огоньки, Вечер влюбленных, месячник военно – патриотической работы.

МОУ «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

1.2 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выявим связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы, сопоставляя содержание, заложенное в УМК «Школа России», с требованиями Стандарта по каждой группе планируемых результатов (личностные (Табл. 1), метапредметные (Табл. 2), предметные результаты (Табл. 3).

На ступени начального общего образования установлены планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных (сквозных) программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом», представленные:

  • Личностными результатами — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • Метапредметными результатами — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• программ по всем учебным предметам («Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», «Физическая культура»), представленные предметными результатами — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Таблица 1

Планируемые личностные результаты

Виды УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность для формирования

Личностные

(сформированность внутренней позиция обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации)

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность для формирования»)

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реестр на 2012 год раздел i действующие организации отдыха и оздоровления детей

    Документ
    ... 2011 год – 500 руб. Лагерь дневного пребывания детей «Творчество» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования ... общего ... Образовательная программа ... Начальная основная школа № 95 Управление по делам образования ... с.Нижняя Санарка, ул ...
  2. Куда отправить ребенка на лето

    Документ
    ... 2011 год – 500 руб. Лагерь дневного пребывания детей «Творчество» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования ... общего ... Образовательная программа ... Начальная основная школа № 95 Управление по делам образования ... с.Нижняя Санарка, ул ...
  3. Постановление от 25 октября 2007 г n 890 о принятии стратегии социально-экономического

    Закон
    ... среднее начальное общее профессиональное ... Программа первоочередных мер по │ │строительству и реконструкции электроэнергетических мощностей на 2006 - │ │2011 годы ... селе Нижняя Санарка ... образования, внедрение новых форм финансирования образовательных ...
  4. Постановление от 25 октября 2007 г n 890 о принятии стратегии социально-экономического

    Закон
    ... среднее начальное общее профессиональное ... Программа первоочередных мер по │ │строительству и реконструкции электроэнергетических мощностей на 2006 - │ │2011 годы ... селе Нижняя Санарка ... образования, внедрение новых форм финансирования образовательных ...
  5. 1 руководство мчс позитивные и нейтральные материалы 20 (2)

    Документ
    ... программ Независимого института социальной политики. - Скорее всего, вы с удивлением обнаружите, что в основном ... образования. Всего в этом году будут проверены 296 образовательных учреждений ... огонь самостоятельно на начальной стадии горения: ...

Другие похожие документы..