Главная > Документ


Эмоциональная окраска фраз в ЕЯ, передающая знания, может быть уточнена с помощью вопросно-ответной системы. Не все знания, передаваемые эмоционально, могут помещаться в данном тексте. Вопросы, формируемые ВМ (а точнее Интеллсист), требуют от пользователя простого ответа типа «да» и «нет». Интеллсист может проявить настойчивость и сформулировать несколько вопросов. Ответы на вопросы Интеллсист или инструментария Интеллсист произведут уточнение исходного текста, учтут знания, передаваемые эмоциями.

Избыточные слова ЕЯ, если они не передают знания, игнорируются при вводе фраз в память ВМ, они отсутствуют в лексиконе и, следовательно, не входят в ЯПП. Избыточные слова в ЯПП не изменяют знания и игнорируются. Избыточные слова передают знания, но они (знания) не относятся к данному предмету исследования. Именно поэтому игнорирование таких терминов допустимо, несмотря на то, что в другом ЯПП они будут играть существенную роль.

Определение понятия должно находиться в памяти ВМ (или в доступном для Интеллсист месте), а совокупность определений (вместе с терминами) должна составлять лексикон предметной и проблемной областей знаний в данной профессии. Это требование предполагает разделы лексикона: стандартная, профессиональная, меняющаяся и пополняемая части. Каждое понятие определяется в лексиконе. Определение понятия должно находиться в БЗ, что несколько уменьшает контекст данного понятия. Термин, обозначающий понятие, может характеризоваться базами слов без учета грамматических категорий изменяемости этих слов. База слова понимается в обобщенном смысле: зафиксированная часть слова или все слово, обозначающие понятия и не учитывающие категории их изменчивости. База и конец слова - новые грамматические категории, относящиеся к грамматике ЯПП.

Кратко определим ЯПП так: ЯПП - это часть ЕЯ, используемая в данной профессии и использующая фиксированный (но расширяемый) лексикон, содержащий определения терминов, и формализованные языки или ФЯ как часть определения языка. Более точное определение дано выше в форме объяснения и сопоставления с ЕЯ. К преимуществам ЯПП следует отнести такие факторы, которые сформулированы более четко и полнее (чем ранее) в перечислении, данном ниже.

1.Поскольку лексикон ЯПП задается заведомо, легко реализовать синтаксический контроль над правильностью синтаксического представления знаний в этом лексиконе. Так реализуется автоматическая отладка текстов. Лексикон задается при первичном формировании знаний в памяти ВМ.

2. ЯПП поддержан ФЯ (языком Лейбниц), что также обеспечивает автоматизацию синтаксической и семантической отладки текстов знаний. Поддержка подкрепляется тем обстоятельством, что для текстов знаний подключается транслятор ЯПП на ФЯ, который контролирует тексты автоматическими средствами.

3. Для специалиста, работающего в данных предметной и проблемной областях, ЯПП является естественным профессиональным языком с возможными включениями формализованных или ФЯ его специальности. Это обеспечивает упрощение специалисту в общении его с ВМ по элементам знания при наполнении базы знаниями.

4. При выполнении условий предыдущих пунктов создается ситуация общения специалиста с ВМ без участия знаниеведа. Это обстоятельство обеспечивает отторжение разработок знаниеведа для пользователя Интеллсист. Роль отторжения велика. Интересна, например, проблема секретности знаний или их индивидуализация.

5. Освоение любой Интеллсист должно обходиться без емких руководств. Для использования Интеллсист должно быть достаточно самой системы, которая общается с пользователем на его ЯПП. Обучение должно предусматривать исключение из практики применения Интеллсист пособий и руководств, особенно в тот момент, когда идет производственная работа (как с играми на ВМ).

6.Система составления и использования лексикона предусматривает возможность пополнения его новыми терминами в процессе эксплуатации самой Интеллсист для решения данного задания. Развитие ЯПП является естественной основой для любой науки.

7.Настройка Интеллсист проходит стадии: набор текстов знания, прогон текстов для выборки и формирования лексикона, прогон знаний при вводе его в БЗ, контрольный ввод знаний в базу. ЯПП обеспечивает параллельную работу с лексиконом и знаниями, что продуктивно может использоваться для формирования самого знания.

Перечисленные выше преимущества по существу не оправдывают процедуру выделения ЯПП из ЕЯ лингвистом или знаниеведом. Они лишь показывают на удовлетворение запросов пользователя, который желает вести общение с ВМ в его профессиональном лексиконе, и заинтересован в быстром решении своих задач.

Написание сценария предшествует разработке программ.

1.6. Языки сценариев

Особое место в информатике занимает проблема организации общения в системе человек-ВМ. Это объясняется высокой динамичностью самого общения, непрерывным поворотом событий и естественным распределением по времени и месту. Так можно перечислить главные отличительные черты технического общения от литературного, в котором только эмоциональная окраска и перемещения действующих лиц варьируются динамически, а сценарий зафиксирован или частично модифицирован режиссером. Далее везде будем иметь в виду технический сценарий, в состав которого могут входить и литературные сценарии.

Основными компонентами диалога являются:

- состав «действующих лиц» (пользователи, системы, машины),

- содержание диалога (ввод-вывод, помощь пользователю, автоматическоеуправление диалогом, красота общения, возможность расширения),

- режимы работы (среднее время ожидания, повторяемость и способы подачи реплик),

- средства выполнения (окна, клавиатура, мышь),

- средства подсказок (раздел справки, плавающий вопрос, динамика показа),

- сервис диалоговой работы, который минимизирует время диалога,

- схема диалога (последовательность основных пунктов).

Эти компоненты являются одновременно структурой диалога и общими требованиями к способам построения диалоговой подсистемы или сценария работ в системе.

Требования к диалоговой системе следует выделить особо. К ним относятся:

- гибкость: учет разнообразных запросов и потребностей пользователя,

- ясность: возможность построения модели системы, предсказуемость,

- простота: терпимость к ошибкам пользователя, доброжелательность,

- обучаемость: подсказка и предложения по решению вопросов,

- надежность: ошибки пользователя не влияют на качество работы системы,

- естественность: приближенность к естественному общению человека с человеком,

- системность и ограничения должны быть минимальными.

Каждый диалог реализуется по сценарию. Театральный сценарий отличается от технического сценария, который можно определить так: технический сценарий - это род технической литературы, композиционный строй которой подчинен закономерностям взаимодействия в системе человек-ВМ. Относительно простое определение дополним сведениями о сценариях, которые доопределят понятие. Сценарий - это набросок формы взаимодействия человека и ВМ, определяющий цель, тему, предмет и объект, средства изображения и выражения перечисленного. Сценарий - это основа коллективного труда следующих специализаций:

технического режиссера,

оператора за клавиатурой,

художника,

искусствоведа,

литературоведа,

комментатора,

программиста,

системного программиста,

знаниеведа,

алгоритмиста,

организатора,

менеджера,

руководителя коллектива действующих лиц.

Сценарий - это словесно-логический портрет событий в системе человек-ВМ или эквивалент будущего взаимодействия в системе, непосредственно протекающий процесс в реальном времени человека. Совокупность таких определений достаточен для понимания понятия сценарий.

Каждый сценарий разрабатывается программистом и представляется на формализованном языке для автоматического построения программы работы пользователя. Язык сценариев должен обеспечить зрелищность взаимодействия пользователя с ВМ. Все должно способствовать продуктивному решению проблем пользователя. К языку сценариев также предъявляются требования. Язык сценариев должен обеспечить:

1. Подвижность «действующих лиц», в качестве которых выступают образы запросов, процессов обработки знания или логических выводов ответа, самих ответов на запросы и коллизии, которые появляются в процессе ввода знаний или запросов, реакций Интеллсист на ошибки пользователя.

2. Разнообразие при работе пользователя и Интеллсист состоит в вариациях работы программ Интеллсист, в которые заложены по возможности все подразумеваемые действия пользователя.

3. Привлекательность работы с Интеллсист и теплоту общения с пользователем, который называется обычно дружественным интерфейсом.

4. Незаметное обучение пользователя (стиль подсказок вне руководств) таким образом, чтобы помощь приходила по первому требованию пользователя или вынуждено в случаях коллизий.

5. Необходимость жизненности идеи, темы, сюжета. Идея велика: как без помощи программиста решить сложную задачу, а может быть разрешить новую проблему. Тема подсказывается самим пользователем, она продиктована запросами. Сюжет в большинстве случаев диктуется от Интеллсист по схеме пользователя, а он определяется темой.

6. Достоверность материала, содержимого стандартной части БЗ и БЗ, ориентированной на специалиста, которым является сам пользователь, имеющий только полученное им образование и изучивший научиться работу за клавиатурой или мышью.

Основными элементами сценария являются следующие атрибуты:

  1. Эпизод - это отрывок или фрагмент с известной самостоятельностью идеи, темы и сюжета (например набор данных).

  2. Фабула - это сочетание фактов, основа-душа, выражение сюжета, который представляется как система событий, составляющая содержание пьесы в рамках данного сценария.

  3. Пролог - это вступление в работу с Интеллсист или другой системой.

  4. Завязка - это начало конфликта, исходный эпизод, момент (если хотите - проблема или запрос пользователя).

  5. Развязка - это исход события, разрешение «противоречия», заложенного в проблему или запрос пользователя.

  6. Кульминация - это высшая точка напряжения взаимодействия человека с ВМ (ожидание ошибки или ответа на запрос).

  7. Эпилог - это заключительное обращение к пользователю, получившему ответ на запрос (написание итогового документа).

Как видно аналогия с литературным сценарием имеется почти полная. Особенностью технического сценария является наличие в нем альтернативных реплик системы в зависимости от получающейся реакции на действия пользователя.

Разработка сценария является упорной и изобретательной работой автора. Она связана с выбором характерных сторон, черт, реплик будущего сценария и с учетом всех возможных поворотов событий. Остальные компоненты достраиваются обычно пользователем в процессе реализации сценария. Причем необходимо иметь в виду, что если что-то непонятно, то формируется вопрос системой для пользователя. Работа над сценарием должна предусматривать многие стороны взаимодействия человека и ВМ. Нужно иметь в виду, что участниками сцен являются пользователи, Интеллсист и терминал. Необходимо учитывать также:

  • обстановку в БЗ и запросах,

  • постановку цели и иерархию подцелей,

  • сюжетную заявку,

  • либретто пьесы,

  • фабулу,

  • идею,

  • тему,

  • доступные выразительные средства,

  • план по эпизодам,

  • монтаж,

  • план по объектам,

  • точку зрения пользователя,

  • ракурсы всех событий во взаимодействии,

  • авторский текст,

  • разбивку на акты и сцены,

  • ведение сущности пьесы: пролога, завязки, кульминации, развязки и эпилога.

Язык сценариев в форме наброска формально определен в [Красилов86а] как средства записи сценария. Там определены имена (пользователей и терминалов) и логические и арифметические выражения для выполнения ветвления диалога, организация полиэкранного общения и определение параметров общения, для тех же целей определены стандартные (часы, дата, пауза, остановка) и нестандартные функции и действия. Формально определен диалог как последовательность реакций пользователя или системы (реплики или операторы) на реплики друг друга. В языке определены также структуры актов и всего сценария. Язык сценариев назван языком Пьеса, определяющим множество сценариев розыгрыша взаимодействий пользователей и ВМ.

В ИП и Интеллсист сценарий реализован внутри программ, а внешне проявляется через меню работ и подработ и реакций Интеллсист на запросы пользователя. Определены сценарий работы с инструментарием для ускорения выполнения только необходимых работ и сценарий работы Интеллсист для ускорения создания или запуска запросов, в частности анкет и шаблонов. Сценарий и его реализация полезны для организации работы «от одной кнопки». Использование клавиатуры должно осуществляться в рамках уже принятых традиций набора исходных параметров или данных, поскольку многие пользователя имеют некоторый или широкий опыт работы с программными системами. Например, использование функциональных клавиш клавиатуры в сценарии не должен содержательно отличаться от принятого сценария в практике работы на ВМ. Использование F1 связывается с вызовом подсказки, любой сценарий должен предусматривать этот факт. То же можно сказать об использовании стандартных клавиш и изображений (пиктограмм или рисунков). Кроме этого в инструментарии Интеллсист определены сценарии работы пользователя, если она имеет достаточно стандартную рутинную форму, и сценарии работы ассоциации Интеллсист, если при решении задачи необходимо обращение к нескольким Интеллсист, связанным ответами одних Интеллсист и запросами других.

1.7. Языки представления знаний о языках, метаязык Марков

Если окунуться в языки кодирования, то можно указать некоторые общие принципы кодирования. Проще всего кодируется отображение типа терминальный алфавит на целые числа. Обычно используетсяначальный непрерывный отрезок натурального ряда с конечным числом(максимальным значением) 2**К-1. Кодирование составных имен осуществляется вдве-три стадии. К примеру, слово произвольной длины (оно состоит из символов букв и цифр) помещается в таблицу, а ссылка на эту таблицу становится некоторым абстрактным символом, который вновь может быть закодирован целым числом. Совокупность слов и знаков вновь представляет собой «слово» произвольнойдлины (термин), которое (который) вносится в свою таблицу и тем самым приобретает ссылку - абстрактный символ некоторого свойства. Такая процедура может продолжаться далее. В языке кодирования предусматривается рекурсия определений - это важное обстоятельство в представлениях знаний. Рекурсивными являются определения значений и фраз (утверждений).

Кодирование должно удовлетворять некоторым требованиям, они учитываются в языках представления знаний. К числу требований относится следующее: использование синонимов в ЯПП означает, что несколько терминов могут ссылаться на одну и ту же характеристику. Обратные ссылкиотвергаются, оно лишь характерно дляЕЯ. В Интеллсист обратные ссылки определяются динамически для печати результатов по запросу пользователей, желающих увидеть результаты в синонимах. Конец слова должен храниться в словаре слов, поскольку он привязан к данному слову и не может тиражироваться в результатенекоторого отображения. Это требование также относится к значениям и фразам. Для печати результатов в соответствии с СиГ необходимо вложить правила СиГ в программу печати.

Конечно, в процессе построения алгоритмов программных систем может возникнуть необходимость формирования массивов другой природы, что также относится к проблеме кодирования. К примеру, хранение слов в словаре может использовать алгоритмы графового представления словаря [Красилов75а], каждое слово должно ссылаться на текст, предназначенный для пояснения понятия. Следовательно, каждое слово или термин должен иметь ссылку на этот текст, а сами тексты образуют массив-таблицу характеристик слова, термина, значения или фразы.

Основной формой фиксации знаний любого сорта для человека являются фразы ЕЯ, если помнить, что фразы специалиста являются также фразами ЕЯ. Однако необходимо помнить, что фразы ЕЯ сложны для понимания машиной в силу сложности синтаксической грамматики ЕЯ. Поэтому принята следующая гипотеза: необходимо используется подмножество ЕЯ, которое обычно именуется ЯПП. Понятие ЯПП будет означать использование той части ЕЯ, которая будет представлена в памяти ВМ. Это не значит, что в памяти машины представлены отдельные фразы. Это значит, что в памяти машины будет представлен СеГ ЯПП.

Обычно ЕЯ выражается в форме речи, текста (и картинок или рисунков). Эти формы общения людей устраивают всех и почти не зависят от специальности человека. Все виды знаний могут быть представлены средствами ЕЯ и символами клавиатуры. Не вызывает сомнения представление знаний гуманитарных наук описаниями. Также нет сомнения относительно представления знаний о смысле некоторого понятия или его определения. Сложнее всего представлять текстами некоторые математические тексты с формулами, например использующими специальные знаки. Даже можно представить себе использование ЕЯ для изображения алгоритмов и систем произвольного назначения. Данный перечень видов знаний дан для того, чтобы можно было задуматься над проблемами представления знаний и понять основную идею представления: один и тот же вид знаний может использоваться для представления всех других видов знаний (закон информатики). Заметим, что формулы из математики являются также текстами, если многоэтажность формул устранена путем представления в линию (строчку), а специальные математические знаки заменены словами или их наименованиями.

Представление знаний всех видов необходимо для разрешения проблемэффективного функционирования системы человек-ВМ. Пока примем гипотезу отом, что ЕЯ является хорошим (подходящим) средством для фиксации знаний впамяти ВМ. Если фразы ЕЯ «разбавлены» словами профессионального лексикона (мыимеем дело с ЯПП), то такая часть ЕЯ будет приемлема для специалиста в качестве рабочего языка общения с Интеллсист. Все приведенные доводы в пользу применения ЕЯ подкрепляются следующим фундаментальным положением:

УРОВЕНЬ ИЛИ СТЕПЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВМ

ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ УРОВНЮ ИЛИ СТЕПЕНИ

ОТТОРГАЕМОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ОТ

РАЗРАБОТЧИКА ИЛИ ОТ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАЗРАБОТКАМ.

Это положение в равной степени относится и к СВТ и калгоритмам. Чем выше уровень общения человека с ВМ, тем скорее система будет использована специалистом, специальность которого существенноотличается от специальности программиста.

Имеется важная особенность в деле использования ЕЯ для представления знаний. Знания связаны с предметами, явлениями и процессами. Эти понятия будем связывать с понятием операнда. Операнд выделяет во фразе сущность понятия, относительно которой делается высказывание, содержащее что-либо до сих пор неизвестное. С этими сущностями связаны признаки, свойства, симптомы, операции, отношения или соотношения, которые уточняют знания о сущностях путем установления связи различных понятий (и их сущностей). Перечисленные понятия ассоциируются с операциями над сущностями. Таким образом, любую фразу можно рассматривать как «формулу», состоящую из операндов и операций. Знания по своему существу являются утверждениями логического типа. Можно считать, что знания изображаются логическими выражениями.

Имеется еще одна особенность ЕЯ, которая отражается в профессиональной прозе. Она состоит в том, что предметы (их сущности) одной части ЕЯ может стать признаком в другой части. Естественно, что можно предположить и обратный эффект: признак может стать сущностью. В таких случаях используется контекст. Понятие контекста важно и будет использоваться в дальнейшем. Конечно, контекст должен быть известен заранее и учтен при программировании на ЕЯ или ФЯ.

Математик или информатик, исследующий ИЛ, должен владеть ФЯ математики и информатики. ФЯ математики аналогичен языку, используемому в математической логике правильно построенных формул. Информатический ФЯ является частью языка Лейбниц. Фрагменты этого языка рассматриваются позже.

Для описания грамматик формальных языков используется язык, который является метаязыком по отношению к описываемому языку. Метаязык - это совокупность правил, по которым строится грамматика некоторого языка. Рассмотрим правила метаязыка Марков, он же именуется языком Марков, если рассматривается самостоятельно. В качестве примера определения метаязыка рассмотрим весь язык Марков, с помощью которого определяется ЯПП. Язык Марков является средством и примером описания языковых знаний. Исходным средством описания языка является порождающая или распознающая грамматики. В дополнении к этому вводится форма предложения, которая задает формальный внешний вид поименованной в заглавии раздела грамматической конструкции. Внешний вид порождающих грамматик представляется по правилам Бэкуса-Наура. Обычно используются методы сокращения форм записи грамматики методом Бэкуса-Наура. К примеру, использование символа «|» для указания альтернативных выражений правил сократит приведенную грамматику языка Марков до 24 правил. Вот как можно представить правила для определения нетерминального символа или метапонятия ";слово";:

слово::= буква | слово буква | слово цифра.

В языке Марков изменены некоторые правила по сравнению с формализмом Бэкуса-Наура. Это сделано для обеспечения большей наглядности и читаемости. Улучшения осуществляются средствами, которые описаны в самом ФЯ Марков. Метапеременные записываются без угловых скобок и подчеркивания, но с запятой для разделения метапеременных. Использованы термины «список», «перечень» и «последовательность» (аналог перечислений через символ запятой, через символ точки с запятой и фигурных скобок в некотором формализме Бэкуса-Наура). При формальном описании грамматик используются сокращения следующего рода. Метапонятия (понятия, отдельные символы или грамматические категории) представляются словом или последовательностью слов. Если перед метапонятием помещено слово «список», то понятие повторяется от одного до некоторого числа раз с разделением объектных понятий запятыми. Если перед понятием помещено слово «перечень», то объектное понятие повторяется от одного до некоторого числа раз с разделением понятий точкой с запятой. Если перед понятием помещено слово «последовательность», то объектное понятие повторяется от одного до некоторого числа раз без разделения понятий каким-либо символом. В языке Марков использован термин «возможно» (аналог квадратных скобок в некотором формализме Бэкуса-Наура). Если перед понятием помещено слово «возможно», то понятие либо не употребляется, либо употребляется только один раз. При использовании указанных слов метапонятие может иметь измененные окончания в словах. Терминальный символ указывается своим наименованием, которому предшествует слово «символ», если они уже используются в записи правил, или графическим знаком. К метасимволам относятся следующие обозначения. Вместо ограничителя ::= (по определению есть) используется символ двоеточия (для отделения определяемого метапонятия и его определения), символ точки (для указания конца правила), символ запятой (для указания операции соединения или катенации) и альтернативные определения (правила) разделяются символом точки с запятой. Все эти символы используются в записях грамматических правил. Если в формуле необходимо использовать двоеточие, то оно заменяется выделенным словом «двоеточие». Кроме этого, используется три начертания шрифта:

обычный шрифт - для записи метапеременных,

жирный шрифт - для автоматически набираемого средствами меню текстов,

курсив - для набираемых пользователем текстов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатика в семи томах том 3 концептуальная информатика

    Документ
    Информатика как наука имеет свой лексикон, который еще не устоялся и находится в развитии. В томе продолжается раскрытие понятие смысла текстов, используемых в информатике, через изучение смысла понятия.
  2. Информатика в семи томах том 6 методы информатики

    Документ
    Каждая наука является коллекцией своих методов. Информатика также включает в состав своих инструментов методы изобретания, проектирования, разработки и сопровождения любого объекта с помощью средств вычислительной техники, способствующие
  3. А а красилов информатика в семи томах том 4 представление знаний

    Документ
    Излагается неформальное описание представления знаний различных видов на языке профессиональной прозы. Описание дано в полном соответствии с формальным изложением языка в томе 2.
  4. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

    Книга
    Книга дает начальные сведения о новом определении информатики. Они необходимы для получения представлений о возможностях СВТ и человека, использующего или желающего использовать свой компьютер для принятия интеллектуальных решений
  5. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

    Книга
    Книга дает начальные сведения о новом определении информатики. Они необходимы для получения представлений о возможностях СВТ и человека, использующего или желающего использовать свой компьютер для принятия интеллектуальных решений
  6. Том 7 интеллектуальные системы (системы решения проблем) москва 1997 -2003

    Документ
    Последний том посвящается проблемам интеллектуализации в деятельности человека на основе информатики. Инструментом повышения уровня интеллектуальной деятельности является Интеллсист.

Другие похожие документы..