Главная > Программа


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРВЫЙ ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплин»

ПРОГРАММА

вступительного испытания по обществознанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа является программой вступительного испытания по обществознанию в Орловскую региональную академию государственной службы на базе среднего (полного) общего образования. Она охватывает фактический и теоретический материал, изучаемый в общеобразовательных учебных заведениях в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла. В качестве вступительного экзамена по обществознанию абитуриентом предусматривается выполнение письменной работы в форме бланкового тестирования.

Программа вступительного испытания по обществознанию призвана сориентировать абитуриентов по основным вопросам и проблемам обществоведческого курса, помочь им систематизировать свои знания и облегчить подготовку к вступительным испытаниям.

Целью вступительного экзамена по обществознанию является выявление умений абитуриента логически мыслить, работать с понятийным аппаратом, владеть фактологическим материалом в объеме школьной программы по учебной дисциплине «Обществознание» и общей эрудицией.

В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе, и обнаружить способность:

  • определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;

  • правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины;

  • называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

  • сравнивать изученные социальные объекты;

  • объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении;

  • приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;

  • давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне или значении.

Письменная работа по обществознанию предполагает следующие виды деятельности абитуриента:

- знание терминологии;

- определение понятий;

- умение объяснять, сравнивать, выявлять, перечислять, называть и явления.

На выполнение экзаменационной работы дается 3,5 часа (210 мин).

Для оформления письменной работы абитуриент должен иметь при себе ручку (синяя или черная), карандаш.

Пользоваться сотовыми телефонами категорически запрещается.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. ОБЩЕСТВО

Понятие “общество”. Взаимосвязь природы и общества. Общество как система. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Деятельность людей — реальная движущая сила общественного развития. Свобода и деятельность человека. Границы свободы. Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей. Цивилизация и культура. Исторический процесс и его участники. Многообразие путей и форм общественного развития. Развитие взглядов об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость прогресса.

Человек, индивид, личность. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способности человека, их развитие.

Духовная жизнь человека. Вера. Совесть. Свобода и ответственность. Смысл жизни. Духовность и бездуховность. Нравственный выбор. Личность. Межличностные отношения.

Деятельность как способ человеческого бытия. Мотивы деятельности. Потребности и интересы. Структура деятельности. Цель, средства ее достижения, результат. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Деятельность и общение. Роль игровой, познавательной, трудовой деятельности в формировании личности.

Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Истина и ее критерии. Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Многообразие путей познания. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.

Духовная жизнь общества. Духовная культура. Духовные ценности. Мировоззрение, его типы. Мировоззрение, убеждение, менталитет.

Наука в современном обществе, ее функции.

Искусство, его виды и место в жизни человека. Религия, ее роль в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Многообразие религий в современном мире. Мировые религии. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Мораль, ее сущность. Роль морали в жизни человека и общества. Моральные ценности и идеалы. Нормы морали. Моральная оценка деятельности.

Культура. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур.

II. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России. Большие и малые группы.

Социальные институты. Понятие социального института, функции и виды социальных институтов. Важнейшие институты общества.

Социальные организации. Понятие социальной организации. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Основные функции и цели организации в обществе. Цели организации, формальная и неформальная структура. Современные представления о принципах строения эффективной организации. Основные этапы изучения организаций. Современная теория бюрократии.

Социальная дифференциация. Социальные общности. Страны. Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы.

Семья как социальный институт. Основные исторические типы семьи. Экзогамия и эндогамия, полигамия и моногамия. Социальные функции семьи. Семья в современном обществе. Тенденции развития семьи. Брак. Правовые основы семьи и брака.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальное законодательство. Социальная политика.

III. ЭКОНОМИКА.

Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки. Инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Право потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

IV. ПОЛИТИКА.

Виды общественной власти. Политическая власть. Государственная власть. Политические отношения. Политическая система общества. Государство, политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Принцип разделения властей.

Политические права и свободы граждан. Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Понятие демократии. Прямая и представительная демократия. Референдум и выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Местное самоуправление.

V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО.

Государство как особая организация. Признаки государства. Механизм государства. Государственный аппарат. Виды органов государства. Функции государства.

Форма государства. Республика. Монархия. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Политический (государственный) режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

Социальное назначение государства. Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Основы конституционного (государственного) строя Российской Федерации. Суверенитет. Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Система государственных органов в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Правоохранительная деятельность и органы ее осуществляющие. Прокуратура Российской Федерации.

Понятие права. Место и роль права в жизни общества. Правосознание. Правовая культура. Правовые нормы. Правоотношение.

Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Граждане как субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.

Правотворчество. Источники (формы) права. Виды источников права. Нормативные правовые акты и их виды. Система законодательства. Обратная сила закона. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

Система права: основные отрасли, институты и нормы. Понятие и признаки нормы права. Виды норм права. Структура нормы права. Публичное и частное право. Основные отрасли российского права.

Реализация права. Законность и правопорядок.

Правомерное поведение и правонарушение. Понятие и признаки правонарушений. Виды правонарушений. Проступок и преступление. Состав правонарушения и характеристика его элементов.

Понятие, признаки и значение юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основание освобождения от юридической ответственности. Понятие преступления и его признаки. Категории преступлений. Наказание по уголовному праву Российской Федерации (понятие, виды). Участники уголовного судопроизводства.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

Основная литература

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

  2. Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Лозовский Л.Ш. Обществознание. Интенсивный курс. - М. Айрис-Пресс, 2010. - 496 c.

  3. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание. Весь курс. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

  4. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 478 с.

  5. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2010. - 496 с.

  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2010. - 512 с.

  7. Логунова Л.Б., Панов М.И., Петрунин Ю.Ю. Словарь по обществознанию. – М.: КДУ, 2009. - 512 с.

  8. Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. - 4-е издание. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 448 с.

  9. Михалкина Е.В., Воронина Т.В., Кашникова Т.В. Обществознание. - М.: Феникс, 2009. - 384 с.

  10. Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. - М.: Интеллект-Центр, 2011. - 288 с.

Дополнительная литература

  1. Важенин А.Г. Обществознание. - М.: Академия, 2009.

  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Академия, 2009.

  3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник. – M.: Логос, 2000.

  4. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. - М.: Форум, Инфра-М, 2008.

  5. Гусев Д.А. Введение в философию. – М.: Просвещение, 2000.

  6. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. Словарь. – M., 2000.

  7. ЕГЭ 2010. Обществознание. Сборник экзаменационных заданий. - М.: Эксмо, 2009.

  8. Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. пособие для вузов. Сер. Среднее профессиональное образование. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  9. Клименко С.В., Чисерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юрид. вузы. – М.: 2000.

  10. Ницевич В.Ф., Огнева В.В. Политология: Краткий курс лекций. Учебно-методическое пособие. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2000.

  11. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2004.

  12. Обществознание: Учебник / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова. Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007.

  13. Обществознание: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М., 2007.

  14. Павлов С.Б. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. - М.: Айрис Пресс, 2007.

  15. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. - М: АСТ, Астрель, 2010.

  16. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. - М: КДУ, 2009.

  17. Социология. Учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. – М., 2000.

  18. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 2000.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО 100-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

Всего в работе 45 заданий.

40 вопросов более простые. Эти задания оцениваются по принципу два балла за правильный ответ.

Вопросы 1, 2, 43, 44, 45 отличаются повышенной сложностью. Эти задания оцениваются по принципу четыре балла за правильный ответ. Максимальная оценка всего блока заданий - 100 баллов.

100 - 80 баллов выставляется поступающему, если он продемонстрировал полноту и системность знаний, ответы, отражающие знакомство с дополнительной, справочной и научной литературой.

79 - 60 баллов выставляется, если поступающий показывает владение терминологией и системным представлением о курсе, дает полный ответ.

59 – 40 баллов выставляется, если ответы содержат неполные знания, недостаточный уровень владения анализом взаимосвязей явлений и процессов, знание информации на основе учебников.

Ниже 40 баллов выставляется за работу абитуриента, если в ней содержатся ошибки, составляющие 70% и более неправильных ответов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И государственной службы при президенте российской федерации (1)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  2. И государственной службы при президенте российской федерации (3)

    Программа
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  3. И государственной службы при президенте российской федерации

    Программа
    ... Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Дальневосточный институт- филиал Программа комплексного государственного ... органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от ...
  4. И государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Документ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лицензия ...
  5. И государственной службы при президенте российской федерации»

    Автореферат диссертации
    ... Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ... в российском социал- ...

Другие похожие документы..