Главная > Автореферат диссертации


В КБГУ установлен в качестве базовой модели календарный график с показателями: 1 з.е. равна 36 академическим часам, трудоёмкость недели составляет 1,5 з.е. или 54 академических часа, трудоёмкость практик, итоговой государственной аттестации определяется по количеству выделенных на них недель в графике учебного процесса; трудоёмкость аттестационных мероприятий (текущая и промежуточная) также определяется по числу выделенных недель для их реализации.

Утвержден в установленном порядке перечень профилей подготовки, предложенных специалистами кафедр, факультетов и учебных институтов КБГУ с учётом рекомендаций соответствующих примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в университете.

Службой проректора по учебно-воспитательной работе рекомендованы для включения в рабочие учебные планы по всем ООП, реализуемым в КБГУ, следующие объёмы трудозатрат в зачётных единицах и академических часах для дисциплин, установленных в качестве обязательных в базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки:

  • История, 4 з.е., всего 144 академических часов, 72 (или 68) аудиторных часов, 4 ч в неделю, в том числе 2 ч лекций и 2 ч семинарских занятий, форма промежуточной аттестации – экзамен.

  • Философия 4 з.е., всего 144 академических часов, 72 (или 68) аудиторных часов, 4 ч в неделю, в том числе 2 ч лекций и 2 ч семинарских занятий, форма промежуточной аттестации – экзамен.

В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008–2010 годы (п. 7.4) и решением Министерства образования и науки Российской Федерации (от 22.12.2010, № 12-1360) дисциплина «Основы социального государства»:

  • включена в базовую часть федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров «Социальная работа» (приказ Минобрнауки России № 627 от 18.11.2009) и «Туризм» (приказ Минобрнауки России № 489 от 28.10.2009);

  • рекомендована к включению в качестве дисциплин вариативной части федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки бакалавров «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция».

В рабочие учебные планы по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, реализуемым в КБГУ, включена учебная дисциплина «История народов КБР» трудоёмкостью 3 з.е. и объёмом 54 часа за счёт часов вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (форма аттестации – экзамен). Учебная дисциплина «Культура и этнология народов КБР» включена в перечень дисциплин по выбору в вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

В рабочих учебных планах, составленных в соответствии с ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки, предусмотрено:

  • выставление оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») по всем дисциплинам, трудоёмкость которых составляет более трёх (или трёх и более – в зависимости от требования, сформулированного в пункте 7.4 соответствующего ФГОС) зачётных единиц;

  • проведение лекционных занятий в объёме, не превышающем указанного в пункте 7.3 ФГОС ВПО предела от общего объёма аудиторных занятий;

  • реализация по ООП ВПО дисциплины «Физическая культура», как правило, трудоёмкостью 2 з.е. и объёмом 400 часов, в течение первых трёх лет (шести семестров) обучения по программам подготовки бакалавров с выставлением зачётов в каждом семестре (первая и вторая зачётные единицы засчитываются студенту соответственно после успешного завершения первых трёх семестров и 4, 5, 6 семестров);

  • реализация по ОПОП СПО дисциплины «Физическая культура» еженедельно в объёме 2 ч обязательных аудиторных занятий и 2 ч. самостоятельной учебной нагрузки (за счёт различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях);

  • проведение факультативных занятий, устанавливаемых учеными советами факультетов и учебных институтов (до 10 з.е. по программам подготовки бакалавров; по программам подготовки магистров ФГОС не вводит ограничений по количеству факультативных дисциплин) дополнительно к основной образовательной программе и являющихся необязательными для изучения студентами.

Оценка качества освоения основных образовательных программ в КБГУ в соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС СПО (пункт 8.2) включает, наряду с промежуточной и итоговой государственной аттестацией, в обязательном порядке, текущую аттестацию по каждой учебной дисциплине (практике) в рамках балльно-рейтинговой системы. При этом для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП (ВПО) и ОПОП (СПО) разработаны и используются фонды оценочных средств (тесты, методы контроля и др.).

В настоящее время преподавателями, кафедрами, деканатами факультетов и дирекциями учебных институтов размещаются в сети Интернет или локальной сети КБГУ содержание учебных курсов реализуемых основных образовательных программ. Разрабатываются также в учебных подразделениях рабочие программы учебных дисциплин, рабочие программы практик, основные образовательные программы по направлениям подготовки, учебно-методические пособия и рекомендации для обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся, лабораторные практикумы по всем дисциплинам (модулям) базовой и вариативной частей ФГОС, формирующим у обучающихся умения и навыки, указанные в ФГОС.

В соответствии с введенными перечнями направлений подготовки ВПО и специальностей СПО в КБГУ составлены перечни направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов КБГУ в 2011–2012 учебном году (Приложения 5, 6, 7).

В Рособрнадзор подано заявление КБГУ о переоформлении приложения к лицензии в связи с переходом на ФГОС ВПО и СПО. В новом приложении будут указаны наименования и коды основных образовательных программ ВПО и СПО в соответствии с ФГОС ВПО и СПО.

Проведена большая методическая работа по разработке новой нормативно-распорядительской документации, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ по ФГОС ВПО и СПО.

На сайте учебно-методического управления в разделе «Учебная работа» размещены следующие документы, регламентирующие учебную и научную работу обучающихся в КБГУ:

  • Положение о рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования;

  • Положение об основной образовательной программе, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования;

  • Положение о порядке организации и реализации в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова совместных образовательных программ;

  • Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова;

  • Положение о магистратуре в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова;

  • Положение о порядке предоставления академических отпусков студентам Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова;

  • Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова;

  • Положение о порядке проведения практики студентов высшего профессионального образования КБГУ;

  • Положение о научно-исследовательской работе (НИР) КБГУ;

  • Положение о научно-исследовательской работе студентов (НИРС) КБГУ;

  • Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ;

  • Положение об организации учебного процесса в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова с использованием системы зачетных единиц;

  • Положение о порядке перевода, отчисления, восстановления в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова;

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников КБГУ;

  • Рабочая инструкция академического консультанта (тьютора) в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ);

  • Выполнение требований ФГОС, типового положения о вузе и целесообразных рекомендаций при разработке рабочего учебного плана (на примере направления подготовки бакалавров «Химия»).

1.3. Первые выпуски по новым образовательным программам

В 2011 году аккредитованы и состоялись первые выпуски по новым основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования:

020200.68 Биология;

250203.51 Садово-парковое и ландшафтное строительство;

260903.51 Моделирование и конструирование швейных изделий.

1.4. Уровневая подготовка

В настоящее время в Российской Федерации действует уровневая система образования (рис. 1.2).

Международная стандартная классификация образования (МСКО), International Standard Classification of Education (ISCED) – система стандартных концепций, определений и квалификаций, предназначенная для получения сопоставимых данных о ключевых параметрах систем образования разных стран. МСКО охватывает все возможности обучения детей, молодежи и взрослых, носящие организованный и устойчивый характер, независимо от типа учебного заведения либо учреждения, которые обеспечивают такое обучение, или формы, в которой образование осуществляется. Действующая в настоящее время классификация, известная как МСКО-97, была утверждена на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1997 г.

В табл. 1.1 представлено соотношение ступеней образования в Международной стандартной классификации образования и российской системе образования.

Рис. 1.2. Система образования в Российской Федерации

Таблица 1.1

Ступень по МСКО-97

Эквивалент в российской системе образования

1

2

МСКО 0 (ISCED 0 – Pre-primary education)

Доначальное образование Начальный этап организованного обучения, предназначенный для включения детей младшего возраста в школьную среду. Программы доначального образования должны осуществляться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию, на базе центра или шко­лы и отвечать потребностям обучения и развития детей не младше трех лет.

Дошкольное образование

В российской системе образования эта ступень не является собственно образовательной, т.е. ее успешное завершение не выступает параметром, достаточным для получения какого-либо уровня образования. В то же время она вполне соответствует основным характеристикам данной ступени: организована на базе образовательного учреждения и предназначена для подготовки маленьких детей к школе. Данная ступень не является обязательной для продолжения обуче­ния на следующем уровне.

МСКО 1 (ISCED 1 – Primaryeducation)

Образование первой ступени

Предназначено для того, чтобы научить чтению, письму и математике с элементарным пониманием других предметов: истории, географии, естественных и общественных наук, искусства и музыки. В некоторых случаях включается религиозное обучение.

Начальное общее образование

В российской системе образования эта ступень (1–4 классы) является первым этапом собственно образования и совпадает с началом этапа обязательного образования в общеобразовательных учреждениях. Данная ступень также охватывает учащихся подготовительных классов, которые в МСКО учитываются в составе доначального уровня (МСКО 0). Успешного завершения этой ступени достаточно для достижения уровня начального общего образования. Из показателей данной ступени ис­ключены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможно­стями здоровья, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

1

2

МСКО 2 (ISCED 2 – Lower secondary education)

Образование второй ступени, первый этап среднего образования. Содержание образования нацелено на завершение базового образования, которое начинается на первой ступени, формирование фундамента для обучения в течение всей жизни человека; программы характеризуются большей предметной ориентацией при специализации преподавателей. Окончание этой ступени часто совпадает с завершением обязательного школьного образования

Основное общее образование

В российской системе образования эта ступень (5–9 классы общеоб­разовательных учреждений) – второй этап обязательного образования, успешное завершение которого совпадает с завершением обязательного образования в общеобразовательных учреждениях и является достаточным для достижения основного общего образования. Из показателей данной ступени исключены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

МСКО 3 (ISCED 3 – Upper secondary education)

Образование третьей ступени, второй этап среднего образования Как правило, начинается на поздних этапах обязательного образования в тех странах, где действует система обязательного образования; характеризуется большей специализацией, чем на нижнем уровне. Программы образования этой ступени обычно требуют завершения обучения примерно в течение 9 лет в эквиваленте полного учебного дня (начиная с первой ступени) либо сочетания образования и профессионального обучения

Среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование

Среднее (полное) общее образование – третий, завершающий этап обязательного общего образования – может быть освоено либо в общеобразовательном учреждении, либо, наряду с профессиональным, в учреждениях начального или среднего профессионального образования. В показатели данной ступени включены 9–11 (12-й) классы дневных средних (полных) общеобразовательных учреждений.

Начальное профессиональное образование включено в данную ступень вне зависимости от наличия или отсутствия у учащихся аттестата о среднем (полном) общем образовании.

1

2

МСКО 4 (ISCED 4 – Post-secondary non-tertiary education)

Образование четвертой ступени, послесреднее невысшее образование. Программы этой ступени находятся на границе между вторым этапом среднего образования и первым этапом высшего образования, зачас­тую чуть превосходя программы второго этапа среднего образования, и служат цели расширения полученных ранее знаний; они более спе­циализированы и детализированы и предполагают более сложные практические занятия.

К этой ступени может быть отнесена профессиональная подготовка, которая не сопровождается повышением образовательного уровня (курсы профессионального обучения: компьютерные, бухгалтерские, секретарские и т.п.). К данной ступени также могут быть отнесены подготовительные курсы, организованные с целью поступления в высшие учебные заведения. Статистика не располагает такими данными в полном объеме. Сюда же может быть включено и обучение в учреждениях начального профессионального образования лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, – в этом случае целесообразно причислять такие программы ко второму этапу среднего образования.

МСКО 5В (ISCED 5В – Tertiary-type В education)

Образование пятой ступени, первый этап высшего образования, программы 5В. Программы этой ступени не ведут непосредственно к присуждению продвинутой научной квалификации и предусматривают практическую (техническую) профессиональную направленность.

Среднее профессиональное образование

Обеспечивает получение среднего профессионального образования в учреждениях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования.

МСКО 5А (ISCED 5А – Tertiary-type A education)

Образование пятой ступени, первый этап высшего образования, программы 5А. Программы этой ступени не ведут непосредственно к присуждению продвинутой научной квалификации и предполагают теоретическую (научно-исследова-
т­ель­скую) подготовку, обеспечивающую высокий уровень про­фессиональной специализации.

Высшее профессиональное образование

Обеспечивает получение высшего профессионального образования в высших учебных заведениях.

МСКО 6 (ISCED 6 – Advanced research programmes)

Образование шестой ступени, второй этап высшего образования. Программы, ведущие к присуждению продвинутой научной квалификации.

Послевузовское профессиональное образование

Подготовка в аспирантуре и докторантуре.

В настоящее время в Кабардино-Балкарском государственном университете обучение ведется по 95 направлениям подготовки ВПО 2730 студентов, в том числе 2245 студентов в бакалавриате и 458 студентов в магистратуре.

За последние 8 лет чётко обозначилась тенденция роста числа обучающихся по образовательным программам подготовки бакалавров и магистров (рис. 1.3), и их количество к настоящему времени практически удвоилось. Это явилось следствием целенаправленной работы, проводимой в университете, по переходу на подготовку кадров по уровневой системе.

Рис. 1.3. Динамика изменения контингента бакалавров

и магистров за последние восемь лет в КБГУ

Соотношение образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки (бакалавр, магистр) представлено на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Соотношение образовательных программ ВПО КБГУ

по специальностям и направлениям подготовки

В период с 1997 по 2011 годы выпуск бакалавров составил 2313 чел., магистров – 1476 чел. На рис. 1.5 показан выпуск бакалавров и магистров за весь период реализации образовательных программ по уровневой подготовке.

Рис. 1.5. Выпуск бакалавров и магистров в КБГУ по годам

1.5. Выдача приложений к диплому

общеевропейского образца (Diploma Supplement)

С 2006 года в КБГУ подготовлено и выдано 15637 приложений общеевропейского образца (Diploma Supplement) выпускникам бакалавриата, магистратуры и специалистам: в 2006 году – 2485, в 2007 году –2512, в 2008 году – 2778, в 2009 году – 2719, в 2010 году – 2794 и в 2011 году – 2349. КБГУ по-прежнему является единственным высшим учебным заведением в России, выдающим приложения европейского образца всем выпускникам очной и заочной форм обучения на безвозмездной основе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ежеквартальный отчет (86)

    Отчет
    ... .2012 г. Финансовый год (годы) ... с задачами проектирования ... 31.08.2011 3. ... году за большой вклад в развитие отечественной электротехнической промышленности коллективу ... итогах их выпуска): 0 количество объявленных акций: 0 количество акций, находящихся на ...
  2. Устав муниципального образования городского округа город кострома

    Статья
    ... 2011года № 199, от 29 сентября 2011года № 200, от 12 апреля 2012года ... одного года. 9. Итоги голосования и принятое на референдуме ... коллективов и исполнителей и прочее), культурных программ на ... 1) определяет основные задачи и направления развития ...
  3. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество " новолипецкий металлургический комбинат" код эмитента 00102-a за i квартал 2005 года

    Отчет
    ... до 1.01.2011 Орган, выдавший ... 01.11.2012 г. Лицензия выдана на основании ... 2005 году по итогам работы за 2004 год (на 1 ... - заключение с трудовым коллективом Общества (уполномоченным органом ... соответствии с возложенными на него задачами: 1. Представляет ...
  4. Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество «волгателеком» (3)

    Отчет
    ... 04.10.2012); Лицензия Министерства ... итогам 2003 года до 11,1% по итогам 2004 года. За 2004 годна ... на погашение, но не позднее 31.12.2011 ... учитывать интересы трудового коллектива, партнеров, кредиторов ... В 2005 году приоритетными задачами Общества в области ...
  5. Ежеквартальный отчет открытого акционерного общества энергетики и электрификации кубани

    Отчет
    ... была решить задачи: - разделение отрасли на естественно-монопольные ... 31.10.2011 Управление ФСБ ... 20.08.2012 Министерство регионального ... , на котором были подведены итоги работы прошлого года и ... Гаврилова к ветеранам и коллективу ОАО «Кубаньэнерго» по случаю ...
  6. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2007г открытое акционерное общество " аэрофлот - российские авиалинии"

    Документ
    ... 25.06.2012 Полное наименование ... итогам завершенного финансового года) / (Чистая прибыль по итогам завершенного финансового года ... администрацией и трудовым коллективом. Экологические: Риски ... 27.12.2011 Орган, ... следующие задачина 2007 год: интенсивное ...

Другие похожие документы..