Главная > Пояснительная записка


Министерство образования Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Часть I

Начальное общее образование

Основное общее образование

Москва

2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные задачи модернизации российского образования — повыше­ние его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не толь­ко масштабные структурные, институциональные, организационно-экономи­ческие изменения, но в первую очередь — значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведе­ние его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является Введение государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт — это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребен­ка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выра­жение возрастающей ответственности государства за повышение качестве образования нации.

1. Государственный стандарт общего образования

Государственный стандарт общего образования — нормы и тре­бования, определяющие обязательный минимум содержания основных обра­зовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательны) учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательногс процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лаборатор­ному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)1.

1Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Назначением государственного стандарта общего образования явля­ется обеспечение:

— равных возможностей для всех граждан в получении качественно­го образования;

— единства образовательного пространства в Российской Федерации;

— защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

— преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального обра­зования;

— социальной защищенности обучающихся;

— социальной и профессиональной защищенности педагогических ра­ботников;

— прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образова­ния и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

— основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, фи­нансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализую­щим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность об­щего образования в образовательных учреждениях в пределах, опреде­ляемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

— разработки федерального базисного учебного плана, образова­тельных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Рос­сийской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, при­мерных программ по учебным предметам;

— объективной оценки уровня подготовки выпускников образователь­ных учреждений;

— объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

— определения объема бюджетного финансирования образователь­ных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гаран­тируется государством на всей территории Российской Федерации;

— установления эквивалентности (нострификации) документов об об­щем образовании на территории Российской Федерации;

— установления федеральных требований к образовательным уч­реждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учеб­ных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три ком­понента:

федеральный компонент — устанавливается Российской Фе­дерацией;

региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации; \ -

компонент образовательного учреждения — самостоятель­но устанавливается образовательным учреждением.

В настоящем документе представлен федеральный компонент госу­дарственного стандарта общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное ,Л общее образование является обязательным, и оно должно иметь от­носительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) общее образование.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования

Федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования (далее федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образо­вания разработан с учетом основных направлений модернизации об­щего образования. В том числе:

— переход к 4-летнему начальному образованию;

— введение профильного обучения на старшей ступени школы;

— нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

— соответствие содержания образования возрастным закономерно­стям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

— личностная ориентация содержания образования;

— деятельностный характер образования, направленность содержа­ния образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практи­ческой, творческой деятельности на получение учащимися опыта этой де­ятельности;

— усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического госу­дарства, становлению личности ученика;

— формирование ключевых компетенций — готовности учащихся ис­пользовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

— обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педаго­гов и образовательных учреждений);

— усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию уча­щихся, — экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностран­ного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;

— обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

— повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д. В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации

образования внесены следующие основные изменения в содержание от­дельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразова­ния России в 1998/1999 гг.):

Русский и иностранный языки существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникатив­ной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение русского языка в старшей школе и иностранного языка со 2-го класса начальной школы.

Литература значительно усилена духовно-нравственная и эсте­тическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.

Математика — впервые введены элементы теории вероятности и статистики.

Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные техно­логии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3-го класса как учебный модуль, с 8-го класса — как само­стоятельный учебный предмет.

Естествознание усилена прикладная, практическая направлен­ность всех учебных предметов данной образовательной области (Фи­зика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в каче­стве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.

Биология — значительно расширено содержание раздела «Чело­век» (проблемы физического и психического здоровья, здорового об­раза жизни, экологической грамотности).

География — реализована новая концепция содержания географи­ческого образования с переходом от раздельного изучения физичес­кой и социально-экономической географии к интегрированному курсу.

История — полнее раскрываются историко-культурные аспекты, при­чинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.

Обществознание — направлено на утверждение ценностей граж­данского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право. Искусство — увеличен удельный вес данной образовательной об­ласти, предусматривается ее обязательное изучение в 9-м классе, и по выбору — в старшей школе.

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные уме­ния, навыки и способы деятельности, что содействует как целост­ному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

3. Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования

Федеральный компонент — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государствен­ных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений

Российской Федерации, реализующих основные образовательные про­граммы общего образования и имеющих государственную аккредита­цию.

Федеральный компонент устанавливает:

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

— требования к уровню подготовки выпускников:

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся1, а также нор­мативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего об­разования (начальное общее, основное общее, среднее [полное] общее образование); внутри ступеней — по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

цели изучения учебного предмета;

обязательный минимум содержания основных образователь­ных программ по данному учебному предмету;

требования к уровню подготовки выпускников по данному учеб­ному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (пол­ного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

3.1. Цели

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она под­черкивает необходимость «ориентации образования не только на усвое­ние обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Обще­образовательная школа должна формировать целостную систему уни­версальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной дея­тельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

1 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997.

32

В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «форми­рование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоя­тельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В федеральном компоненте цели общего образования конкретизи­руются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего [полного] общего образования) и по отдельным учебным предметам.

Структура целей изучения отдельных учебных предметов постро­ена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучаю­щегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.

3.2. Обязательный минимум содержания

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее обязательный минимум) — обобщенное содер­жание образования, которое каждое образовательное учреждение обя­зано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в ос­новные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и обще­культурного развития обучающихся, формирования их социальной и фун­кциональной грамотности.

Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступе­нях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последователь­ность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, от­водимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курси­вом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.

3.3. Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников (далее тре­бования) — установленные стандартом результаты освоения выпускни­ками обязательного минимума федерального компонента государствен­ного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образова­ния.

Требования разработаны в соответствии с обязательным мини­мумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным пред­метам.

Требования задаются в деятельностной форме (что в резуль­тате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измеритель­ных материалов для государственной аттестации выпускников обра­зовательных учреждений, реализующих программы основного обще­го и среднего (полного) общего образования.

4. Порядок реализации федерального компонента

Федеральный орган управления образованием, органы управления об­разованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы уп­равления образованием, администрация аккредитованных образователь­ных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного ми­нимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню под­готовки выпускников.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и ут­верждает на основе федерального компонента государственного стан­дарта общего образования сопутствующие нормативные акты и доку­менты, обеспечивающие его реализацию:

федеральный базисный учебный план, устанавливающий нор­мативы учебного времени на освоение учебных предметов федерально­го компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государствен­ного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;

примерные программы по учебным предметам федерально­го компонента;

контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и сред­него (полного) общего образования по учебным предметам федерально­го компонента государственного стандарта общего образования;

критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускаю­щих и(или) рекомендующих их использование в образовательных уч­реждениях Российской Федерации.

Содержание образовательной программы образовательного уч­реждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методи­ческих материалов на основе федерального компонента допускается:

— расширение перечня дидактических единице пределах, регламен­тированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами со­предельных ступеней образования;

— конкретизация и детализация дидактических единиц;

— определение логически связанного и педагогически обоснован­ного порядка изучения материала.

Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта об­щего образования.

При неисполнении образовательным учреждением федерального ком­понента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претен­зии соответствующему образовательному учреждению на основании дей­ствующего законодательства Российской Федерации.

Государственный контроль за исполнением федерального ком­понента государственного стандарта общего образования является обя­зательным и осуществляется в форме:

государственной (итоговой) аттестации выпускников об­разовательных учреждений, реализующих программы основного обще­го и среднего (полного) общего образования;

аттестации и аккредитации образовательных учрежде­ний, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Образовательные учреждения начального, среднего и высшего про­фессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стан­дарта общего образования.

Настоящий стандарт — стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») — возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завт­рашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

Изучение истории в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к исто­рии и традициям нашей Родины, к правам и свобо­дам человека, демократическим принципам обще­ственной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исто­рического познания, умениями работать с различ­ными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об ис­торически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, | толерантного отношения к представителям других | народов и стран.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летосчисление. Историческая карта. История Отечества - часть всемирной исто­рии1.

Всеобщая история

История Древнего мира

Первобытность. Расселение древнейшего че­ловечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобыт­ные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение госу­дарств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.

Древняя Греция. Легенды о людях и богах. По­лис - город-государство. Свободные и рабы. Афи­ны. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Элли­нистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Воз­никновение и распространение христианства. Раз­дел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

История Средних веков

Великое переселение народов. Христианиза­ция Европы и образование двух ветвей христиан­ства.

Империя Карла Великого. Политическая раз­дробленность. Феодализм. Сословный строй в За­падной Европе. Власть духовная и светская. Като­лическая церковь. Вассалитет. Крестьянская об­щина. Средневековый город. Экономическое раз­витие Западной Европы, Образование централизо­ванных государств. Сословно-представительные монархии.

Кризис европейского средневекового обще­ства в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.

Византийская империя.

Племена Аравийского полуострова. Возникно­вение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху кресто­вых походов. Османская империя.

Средневековое общество в Индии, Китае, Япо­нии.

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Часть I

    Пояснительная записка
    Министерство образования Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТАОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Часть IНачальное общее образованиеОсновное общее образование
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть ii среднее (полное) общее образование

    Документ
    утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть ii среднее (полное) общее образование (1)

    Документ
    утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть ii среднее (полное) общее образование (2)

    Документ
    утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть ii среднее (полное) общее образование (3)

    Документ
    утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (1)

    Пояснительная записка
    Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую

Другие похожие документы..