Главная > Программа дисциплины


Раздел 5. Кадровые технологии в государственном секторе

Тема 5.1. Карьера чиновника и оплата труда

Основы управления персоналом на государственной службе (public personnel management). Модели профессионального развития государственных служащих. Индивидуальные планы профессионального развития: международный опыт и российская практика. Профессиональные качества государственных служащих, модели компетентностей. Метод HAY. Концепции лидерства и организационного поведения. Кадровые технологии и кадровая работа. Системы карьерного роста и ротации государственных служащих.

Расходы на государственную службу, системы оплаты государственных служащих. Тарифные и нетарифные принципы оплаты труда. Особенности вознаграждения в spoil и merit systems. Международный опыт оплаты государственных служащих. Оплата труда на государственной службе Российской Федерации: виды и основные принципы. Структура и основные компоненты оплаты труда государственных служащих. Формы оплаты труда государственных служащих: денежное содержание и денежное вознаграждение. Фонд оплаты труда государственных служащих. Методы премирования и депремирования государственных служащих.

Оплата труда государственных служащих по результатам: методологические принципы и международный опыт. Коллективные и индивидуальные соглашения об оплате. Использование показателей результативности в системах оплаты государственных служащих. Особый порядок оплаты труда государственных гражданских служащих Российской Федерации. Нематериальные формы стимулирования государственных служащих по результатам служебной деятельности.

Основная литература:
  • Клименко А.В., Клищ Н.Н. Глава 3. Финансовое обеспечение и оплата труда на государственной службе. В учебнике: Государственная служба: комплексный подход. М.: Из-во «Дело» АНХ, 2009.

  • Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. Гимпельсона В.Е. и Капелюшникова Р.И. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

  • Смирнов С.Н. Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих // Ваш бюджетный учет, 2006, №7.

Дополнительная литература:

  • Барабашев А.Г., Кабышев С.В., Клименко А.В., Клищ Н.Н., Конов А.В., Оболонский А.В. и др. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность. / Отв. ред. А.Г. Барабашев и С.В. Кабышев – М.: «Формула права», 2006;

  • Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы.// СОЦИС, №2, 1999, с. 34-40;

  • Волгин Н.А. Оплата труда государственных служащих: анализ, зарубежный опыт, новые подходы / Волгин Н.А., Дудников С.В. - М.: Триада, 2000;

  • Иванова В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом.// М.: - Известия, 2003;

  • Armstrong, M., Brown, D. (2006) Strategic Reward: Making It Happen. Kogan Page, Limited, 2006;

  • Edenborough, R. (2005) Assessment Methods in Recruitment, Selection and Performance: A Manager's Guide to Psychometric Testing, Interviews and Assessment Centres. Kogan Page, Limited, 2005;

  • Human Resource Guidance. EEO Data in the Public Service / State Service Commission, 2001/ http://www.ssc.govt.nz;

  • OECD Report. Individual country reports on performance-related pay, HRM Survey, OECD Headquarters, Paris, 7-8 October, 2004.

Семинар 8. Разработка должностного регламента

Получив материалы по административному регламенту, студенты на его основе разрабатывают макет должностного регламента государственного служащего (по одной выбранной преподавателем должности), участвующего в исполнении административного регламента. Основное внимание должно быть обращено на показатели результативности служебной деятельности, знания и навыки, необходимые для исполнения функции (услуги) отраженной в административном регламенте.

Раздел 6. Взаимодействие государства с гражданским обществом

Тема 6.1. Технологии противодействия коррупции

Правовая основа противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции в рамках мероприятий по административной реформе. Типовые программы противодействия коррупции для федеральных и региональных органов исполнительной власти. Региональный опыт проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»: методологические подходы к их реализации.

Основная литература:
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  • Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008). /text/docs/2008/07/204857.shtml

  • Противодействие коррупции (п.3.3. раздел 3), в кн.: Административная реформа и проблемы государственного управления. М. ГУ-ВШЭ, 2008.

  • Южаков В. Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: методика, опыт и перспективы. Вопросы государственного и муниципального управления, № 2, 2008.

Дополнительная литература:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.)

  • Меры по борьбе с коррупцией. Меры по борьбе с отмыванием денег. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 апреля 2002 г.)

  • Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.)

  • Парижская декларация против отмывания денег (Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.)

  • Модельный закон ";Об основах законодательства об антикоррупционной политике"; (Принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.)

  • Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов // Под ред. Г.А.Сатарова. = М.: РА «СПАС», 2004.

Тема 6.2. Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Основные положения теории партнерства государства и бизнеса в современной экономике. Определения ГЧП и базовые принципы. ГЧП как инновационный способ привлечения частных инвестиций и менеджмента для финансирования, организации производства и предоставления населению общественных благ и услуг. Классификация государственно-частных партнерств. Концессии.

Нормативная правовая база. Структура и функции органов исполнительной власти по регулированию государственно-частных партнерств. Мировой опыт организации органов по регулированию ГЧП. Выгоды государства, бизнеса и гражданского общества от применения механизмов ГЧП в общественно значимых проектах.

Контракты по проектам ГЧП. Организация тендерного процесса в ГЧП. Подготовка тендерных предложений и проведение конкурсных процедур. Справедливость конкуренции и прозрачность тендерного процесса. Содержание, схемы, участники, источники финансирования. Риски в ГЧП. Дефиниции. Категории рисков. Трансфер рисков. Интересы сторон.

Государственные институты развития в России: задачи, функции, виды. Банк развития. Формы и методы работы государственного института развития. Практика формирования проектов Инвестиционного фонда. Фонд поддержки реформы ЖКХ. Программы ГЧП. Организация диалога с частными партнерами.

Управление подготовкой и реализацией проекта ГЧП. Административная компетенция государственных и муниципальных органов и функции проектной команды. Организация работы государственных органов с консультантами.

Организация государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровне. Рекомендации по организации ГЧП в регионах и муниципальных образованиях.

Потенциал развития ГЧП. Зарубежная практика и выводы для Российской Федерации.

Основная литература:
  • Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ (СЗ РФ. 2005. №30 (ч.2). Ст.3126.

  • Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.

  • Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. Фонд «Институт экономики города». М., 2006.

  • Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России.- М.: Современная экономика и право, 2002.

  • Право на этапе перехода 2007. Государственно-частные партнерства. Правовая реформа в России. Европейский банк реконструкции и развития. /law

  • Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. Европейская Экономическая Комиссия ООН. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2008

  • Шохин А.Н. Принципы диалога государства и бизнеса. Стенограмма выступления в сб. «Модернизация экономики и государство».М., Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Дополнительная литература:

  • Банк развития. Выпуск №1, 2008. Внешэкономбанк

  • Государственно-частное партнерство. Журнал ";Закон";, 08.02.2007. /: Статьи:

    • Ю.Е. Туктаров. Гарантии муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

    • С.В. Гомцян. Сохранение стабильности и устойчивости банковской системы России.

    • В.В. Мазурок. Некоторые аспекты участия публичных образований в концессионных соглашениях.

    • В. Н. Лисица. Категория «инвестор» в международном и национальном праве.

    • П.Н. Бобин. Проблемы гражданско-правового регулирования недропользования.

    • С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе, В.В. Галлов. Концессионное соглашение – правовая форма взаимодействия бизнеса и государства.

  • Государственно-частное партнерство в инновационных системах. Под ред. С.Н. Сильвестрова. РАН, Институт экономики, М., 2008.

  • Институализация процесса социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Доклад Министерства регионального развития. .

  • Кабашкин В.А. Партнерство в государстве – залог успеха. Научное издание. «Новости» - М., 2007.

  • Королев В.А. Повышение квалификации государственных служащих: потенциал развития государственно-частного партнерства. Ст. в журнале «Вопросы государственного и муниципального управления», №2, 2008.-М., ГУ-ВШЭ

  • Мартусевич Р.А. Мировой опыт государственно-частных партнерств в коммунальном хозяйстве: факторы успеха и неудач с позиций частного сектора. Ст.в сб. «Модернизация экономики и государство».М., Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Семинар 9. Основные модели ГЧП в общественном секторе

Семинар посвящен рассмотрению и анализу моделей ГЧП в современных экономиках, институциональной базы ГЧП, принципов эффективного формирования и управления программами и проектами ГЧП, проблем развития ГЧП и успешной зарубежной и отечественной практики ГЧП в общественном секторе.

Раздел 7. Электронное правительство

Тема 7.1. Понятие и основные элементы электронного правительства

Определение электронного государство и электронного правительства. Определения электронного правительства. Тенденции развития электронного общества. Электронная демократия, правосудие, коммерция. Цели и риски электронного правительства. Индексы готовности к электронному обществу и правительству.

Функциональные элементы электронного правительства – электронный документ и документооборот, учет и нотариат, деловые процессы, базы данных. Условия внедрения электронного правительства.

Последовательность оптимизации и автоматизации административно-управленческих процессов. Стадии «зрелости» электронных услуг. Порталы государственных и муниципальных услуг.

Нормативно правовые основы электронного правительства и концепции его развития. ФЦП «Электронная Россия», региональные программы информатизации.

Примеры и лучшие практики формирования электронного правительства и оказания е-услуг в различных странах.

Основная литература:
  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы»

  • Концепция электронного правительства в современной России. Вопросы государственного и муниципального управления. № 1, 2008

Дополнительная литература:

  • Клименко А.В. Электронные административные регламенты. В кн.: Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004 г.

  • Жулин А. Б., Костырко А. А., Смирнова Ж. И., Перспективы развития порталов государственных услуг в контексте административной реформы в РФ. Вопросы государственного и муниципального управления. № 3, 2008.

  • Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах, Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р.

  • Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. М., ИНФРА-М, 2004 г.

Семинар 10. Анализ готовности к электронному правительству

Семинар проводится в компьютерном классе. Обучающиеся обсуждают требования, предъявляемые к электронному правительству со стороны граждан и организаций, формируют компоненты и механизм расчёта индекса качества электронного правительства.

Во второй части семинара, пользуясь применяемой на практике методологией, студенты проводят обследование порталов (федеральных органов власти и/или органов власти субъектов РФ), заполняя анкету готовности к электронному правительству.

Раздел 8. Качество государственного управления

Тема 8.1. Лучшая практика и оценки качества государственного управления

Лучшие практики и инновации в государственном управлении. Сравнительные оценки качества государственного управления. Цели сравнительных оценок качества государственного управления (глобализация и процесс унификации государственных институтов, изучение и поиск лучшей практики). Ограничения на передачу лучшего опыта (государственное устройство, социальные и культурные особенности стран).

Значение международного опыта (преодоление разрыва в уровне развития, прозрачные условия для международного бизнеса, распространение влияния, проч.). Стимулы к инновациям в сфере государственного управления. Основные тенденции развития государственного управления.

Организации, участвующие в оценке и распространении лучшей практики государственного управления (международные, национальные, правительственные и неправительственные, частные организации).

Индексы качества государственного управления.Международные прямые оценки и рейтинги качества государственного управления. Индекс Всемирного банка GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot). Индекс конкурентоспособности роста (Всемирный экономический форум).Исследование условий ведения бизнеса (BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey). Индекс восприятия коррупции. Индекс экономической свободы. Национальные оценки.

Российская практика сравнительных оценок качества государственного управления и их использования в практике управления.

Основная литература:
  • Кауфманн Даниэль, Краай Аарт, Лобатон Пабло. Значение государственного управления. Всемирный банк, Группа изучения проблем развития, Институт Всемирного банка, Октябрь, 1999.

  • Алескеров Ф. Т., Головщинский К. И., Клименко А. В. Оценки качества государственного управления, ГУ-ВШЭ, 2006, Препринт, серия WP8, Государственное и муниципальное управление.

  • Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Комитет экспертов по государственному управлению ООН, 2006

Дополнительная литература:

  • Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

  • Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

  • Головщинский К. И., Елисеенко В. Ф. Внедрение целостных систем бенчмаркинга в деятельность органов исполнительной власти. Вопросы государственного и муниципального управления, № 2, 2008.

Семинар 11. Разработка индексов качества государственного управления

Работа проводится в малых группах. Студенты должны разработать систему индексов качества государственного управления в Российской Федерации с учетом направлений и мероприятий реформы государственной службы и административной реформы. Студенты выделяют наиболее важные направления совершенствования государственного управления и предлагают процедуры, методы сравнения и расчета индексов, характеризующих динамику развития по этим направлениям.

По итогам работы в группах проводится обсуждение адекватности предложений и возможностей их практического использования.

Раздел 9. Анализ и оценивание программ и отраслевых (секторальных политик)

Тема 9.1. Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении

Политический анализ как анализ решений государственных органов (Public Policy Analysis). Генезис Policy Analysis и Program Evaluation в США, просачивание дисциплин в европейскую академическую дискуссию и практическое консультирование.

Использование экспертного знания в управлении и политике. «Просачивание» информации, концепций и аргументов в политический процесс принятия решений. Экспертное знание «as data», «as ideas», «as argumentation». Основные модели взаимодействия эксперта и политика (чиновника): технократическая, меритократическая, взаимное обучение.

Основная литература:
  • Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие. - М.: Гардарика, 2006. Главы 1-3. С. 7-101.

  • Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки // Полис, 2004, № 1. С. 154-168.

Дополнительная литература:

  • Weiss, Carol H. Policy research: data, ideas or arguments?, in: Social Sciences and Modern States / ed. by Wagner et al, Cambridge: Cambridge University Press, 1991, pp. 307 ff.

  • Wollmann, Hellmut: Policy-knowledge and contractual research, in International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences, vol. 5, 2003 (Elsevier), pp. 11 574-11578.

Тема 9.2. Триада понятий «политическое». Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики

Понятия «polity» (политические рамки действия), «politics» (политика как процесс) и «policy» (содержательный аспект политики).

Цикл Policy making в работах Ласуэлла. Аналитическая дифференциация стадий политико-управленческого цикла (Policy cycle): восприятие проблемы (problem perception), формирование повести (agenda setting), формулирование политики/принятие решения (policy formulation/decision making), реализация (implementation), оценивание (evaluation), переформулирование политики / ее завершение (policy reformulation / termination).

Модели, альтернативные стадиально-циклическому подходу к принятию политических и государственных решений: политико-управленческие потоки (policy streams), коалиции поддержки (advocacy coalitions), раунды (rounds model).

Основная литература:
  • Дегтярев А.А. Принятие политических решений: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2004. Глава 5. С. 217-308.

  • Policy Issue Networks and the Public Policy Cycle: A Structural-Functional Framework for Public Administration. James E. Skok // Public Administration Review, Vol. 55, No. 4. (Jul. - Aug., 1995), pp. 325-332.

  • Teisman, Geert R.: Models for research into decision-making processes: on phases, streams and decision-making rounds, in Public Administration, Vol. 78, No. 4, 2000, p. 937-956.

Дополнительная литература:

  • Туронок С.Г. Политический анализ: курс лекций. – М.: Дело, 2005. Раздел 2. С. 92-164.

  • Heclo, Hugh, Issue networks and the Executive Establishment, in: The new American political system, American Enterprise Institute, Washington D.C., 1978.

Тема 9.3. Общий обзор оценивания программ и политик

Понятие ";оценивание программ"; и его определения. Место оценивание в системе управления. Оценивание и управлении качеством (Total Quality Management). Эволюция и виды оценивания.

Оценивание и оценочные исследования программ и политик. Реформистские программы (actions programs) в жилищной сфере, здравоохранении, в сфере борьбы с бедностью, регионального выравнивания как условие интеграции policy evaluation в систему государственного управления.

Три волны в развитии оценивания политики: первая волна – 1960-70-е гг. (акцент на планировании государственных программ), вторая – середина 1970-80-е гг. (контроль за расходами), третья – конец 1980-90-е гг. (новая модель управления, бюджетирование, ориентированное на результат).

Точки роста оценивания в России: оценка программ, финансируемых западными донорами; ДРОНДы, ФЦП и ВЦП; финансово-экономическое обоснование технических стандартов в реформе электроэнергетики; оценка эффективности деятельности научных организаций; «аудит качества» Счетной Палаты, ассессмент воздействия (ОВОС, оценка регулирующего воздействия, оценка воздействия на конкуренцию).

Основная литература:
  • Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследований. - СПб., Социально-психологический центр, 1996 г.

  • Rossi, P.H., Lipsey, M.W., Freeman, H.E., Evaluation: A Systematic Approach, 7th ed., Thousand Oaks: Sage Publications , 2004.

  • Wollmann, Hellmut, Evaluation in public-sector reform: Towards a ‘third wave’ of evaluation?, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1-11.

Дополнительная литература:

  • Pawson, Ray & Tilley, Nick, Realistic Evaluation, London : Sage Publications , 2006.

  • Wollmann, Hellmut, Evaluation in public-sector reform. Trends, potentials and limits in international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, 2003, pp. 231-258.

Тема 9.4. Формирование «индустрии» оценки за рубежом. Национальные и международные ассоциации, стандарты оценивания

Современное оценивание на фоне развития административных реформ в странах Запада, вариативный характер интеграции оценивания в зависимости от национальных традиций изучаемых стран. Стадии интеграции оценивания.

Стандарты и базовые принципы оценки программ как правила принятия решений в сложных и значимых ситуациях. Прецедентный подход к формированию стандартов и принципов. Формирование стандартов и базовых принципов как достижение консенсуса в профессиональном сообществе.

Международные профессиональные объединения в области оценки программ. Тренд к «Стандартизации» в национальных ассоциациях с 1970-х гг. Разница между подходом Joint Committee on Standards for Educational Evaluation (США), с одной стороны, и французского и британского обществ по оцениванию – с другой стороны.

Основная литература:
  • Морс К., Страйк Р., Пузанов А.С. Эффективные решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики. М.: Айрис-пресс, 2007. Часть 3. Мониторинг и оценка программ. С. 190-351.

  • Patton, Michael, Utilization Focused Evaluation. 4th Edition. - Thousand Oaks: Sage Publications, 2008. Part III. pp. 381 – 520.

  • Power, Michael, The Audit Society. Rituals of Verification. - Oxford, Oxford University Press, 1997.

Дополнительная литература:

  • James R. Sanders, The Program Evaluation Standards, 2nd Edition. How to Asses Evaluations of Educational Programs. 2000.

  • Mathison, Sandra, Encyclopedia of Evaluation. – Thousand Oaks:: Sage Publications, 2005.

Тема 9.5. Основные теоретические подходы и модели оценивания

Позитивизм и пост-позитивизм в оценивании. Прогнозирующее (ex-ante), текущее и итоговое (еx-post) оценивание, их разновидности и связь с политическим циклом. Внешнее и внутреннее оценивание, само-оценка.

Оценивание, ориентированное на практическое использование (utilization-focused evaluation). Оценивание, «свободное» от цели (goal-free evaluation) и целенаправленное оценивание (goal-based evaluation). Экономические методы оценивания программ.

Основные теоретические понятия (теории жизненного цикла, эффективность, инновации, пространственные модели оценки и устойчивого развития, воздействие, непосредственные результаты, долгосрочные воздействия). Этика и культура оценивания.

Основные стратегии оценивания: научно-экспериментальные модели, антропологические модели, модели, ориентированные на систему управления и на участников программ.

Основная литература:
  • Цыганков Д.Б. Российский политико-управленческий цикл: дефициты подходов к оцениванию // Оценка политик и новая политическая экономия: инструменты анализа экономических реформ, М.: ЦЭМИ РАН, 2006. с. 30-137.

  • Trochim, William M. The Research Methods Knowledge Base. – Cornell University, 2001.

  • Wollmann, Hellmut: Evaluation and Evaluation Research, in: Fischer, Frank/ Miller, Gerald/ Sidney, Mara (eds.) 2007, Handbook of Public Policy Analysis. Theory, Politics and Methods, Boca Raton etc.: CRC Press, pp. 393-405.

Дополнительная литература:

  • Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2002.

  • Симонов К.В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. Главы 2 и 3.

  • Ex-Ante Evaluation. A Practical Guide for Preparing Proposals for Expenditures Programmes. European Comission, 2001. Эл. документ: http://ec.europa.eu/budget/library/documents/evaluation/guides/ex_ante_guide_2001_en.pdf

Тема 9.6. Методология оценивания

Дескриптивный, коррелятивный и каузальный типы исследования. Логика программы как рамка оценивания: формулирование ключевых вопросов оценочного исследования, определение методов оценивания, выявление показателей реализации программы. Методологические подходы к оцениванию: экспериментальный, квази-экспериментальный, не экспериментальный. Понятие валидности и надежности. Оптимизация методологии проведения оценки.

Выборка: понятие, подходы к формированию, факторы, влияющие на формирование.

Типы данных. Количественные и качественные методы в оценивании. Смешанные методы: формирование инструментария оценки в соответствии с целями, задачами, особенностями программы и существующими ограничениями. Классификация и обзор методов сбора информации, используемых при проведении оценки программ: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документации и др. Методы анализа данных, полученных в ходе оценивания (статистические и нестатистические методы).

Основная литература:
  • Мельникова О. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. - М., Аспект-пресс, 2007.

  • Ядов В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., ";Добросвет";, 1998.

  • Program Evaluation Methods: Measurement and Attribution of Program Results. 3d Edition. 2000.

Дополнительная литература:

  • Patton, M.Q., Qualitative research and evaluation methods (3rd. ed.). Thousand Oaks: Sage, 2001.

  • Weiss, Carol H., Evaluation: Methods for Studying Programs & Policies 2nd edition. Prentice Hall. 1988.

Тема 9.7. Планирование и этапы оценочного исследования

Этапы проведения оценивания: восприятие необходимости проведения оценки, постановка задачи, определение ключевых вопросов исследования, разработка методов исследования (качественные, количественные, комбинирование), определение методов сбора информации, дизайн оценивания, сбор данных, анализ данных, документирование результатов оценки - подготовка отчета, «обратная связь» по результатам оценки, принятие решения - практическое использование результатов оценки.

Диспозиции участников оценки: «заказчик», «консультант-оценщик», «объект оценки», «сопричастные лица», «основные и потенциальные пользователи результатов оценки». Выстраивание взаимоотношений между участниками процесса оценки на этапе постановки задачи. Ответственность консультанта-оценщика. Структура технического задания на проведение оценки.

Выбор методов и разработка инструментария оценки. Определение объема работ и формирование плана-графика проведения оценки.

Аналитический цикл: факты-интерпретации-выводы-рекомендации. Формирование и проверка гипотез. Определение объема данных, достаточного для проведения анализа. Сложные ситуации при анализе данных. Построение моделей при недостаточности информации.

Написание отчета, ориентированного на пользователя. Общая структура отчета. Язык отчета. Логика изложения. Разделение текста на блоки. Графическое оформление отчета. Типичные ошибки при написании отчетов. Презентация отчета.

Закономерности восприятия результатов оценки. Принципы построения и осуществления «обратной связи», ориентированной на поддержку и развитие. Сопротивление заказчика и среды, работа над преодолением сопротивления. Типичные ошибки взаимодействия.

Основная литература:
  • Баханькова Е.Р., Бодунген А.Ю., Боровых А.Э., Грешнова Е.В., Гриднева П.В., Казаков О.Б., Кузьмин А.И. Оценка проектов и программ: курс лекций. Школа управления НКО. М.: ЦПНКО, 2003.

  • Кузьмин А.И. Оценка проектов и программ. М., ПРЕСТО-РК, 2005 г.

Дополнительная литература:

  • Shapiro J. Evaluation: Judgement Day or Management Tool? - Olive, 1996.

  • Bewyl W. Schritt für Schritt: Planung von Evaluationen. - Münster, 2007.

Тема 9.8. Профессионализация оценивания как трансграничной дисциплины

Оценивание между рационализацией и легитимацией. Концепция audit society Майкла Пауэра.

Состояние и перспективы развития оценки программ и профессиональной деятельности в мире и в России. Доноры и заказчики на международном уровне. Интернет-ресурсы по оценке. Наднациональные ассоциации по оценке (IOCE, IDEAS).

Развитие рынка оценки в России и СНГ. Оценка в некоммерческом и корпоративном секторе. Оценивание в контексте административной и бюджетной реформы. Возможности для профессионального роста.

Основная литература:
  • Handbook of public policy evaluation. – - Thousand Oaks: Sage Publications, 2002.

  • Power, Michael The Audit Society. Rituals of Verification. - Oxford, Oxford University Press, 1997.

Дополнительная литература:

  • Беляев А.Н., Цыганков Д.Б. и др. Англо-франко-немецко-русский глоссарий по оцениванию / препринт ГУ-ВШЭ, серия WP8 ";Государственное и муниципальное управление";, Москва, ИД ГУ-ВШЭ, 2005. С. 42-48.

  • Беляев А.Н., Цыганков Д.Б. Оценивая эффективность реформы: новые технологии оптимизации государственного управления // Вестник актуальных прогнозов, Москва, ноябрь 2004, № 11, С. 26-29.

Тема 9.9. Оценивание государственных программ

Программно-целевой метод реализации государственной политики. Программы: понятие и виды, нормативно-правовая база, вопросы формирования и реализации программ. Методология оценки программ: подходы, типы оценки, критерии, показатели, организационные механизмы.

Использование программно-целевого подхода к реализации политики в России: федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, национальные проекты и пр. Федеральные целевые программы: приоритеты, структура, опыт реализации и оценки. Государственные программы: особенности, опыт реализации и оценки. Аудит эффективности.

Инструментарий оценки и ранжирования федеральных программ в США (Program Assessment Rating Tool (PART): методология, опыт использования и перспективы.

Основная литература:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 №594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 №239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

  • Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 259 ";Об утверждении Положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 - 2008 годы";

  • Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 779 ";Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти";

  • Тексты федеральных целевых программ, методические рекомендации по оценке результативности и эффективности мероприятий федеральных целевых программ ()

  • Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств. Принята решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 23 апреля 2004 года, протокол № 13 (383). Эл. документ: /Information/Bibliography/art14/art2

  • Program Assessment Rating Tool. – OMB, 2004. (http://www.omb.gov/part/)

Дополнительная литература:

  • Polivka L, Stryker L.T. Program Evaluation and the Policy Process in State Government: An Effective Linkage. Public Administration Review, Vol. 43, No. 3 (May - Jun., 1983).

  • Pollitt, Christopher/ Bouckaert, Geert, Evaluating public management reforms: An international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1 ff.

Раздел 10. Оценки воздействия

Тема 10.1. Оценка регулирующего воздействия

Оценивание между рационализацией и легитимацией. Концепция audit society Майкла Пауэра.

Состояние и перспективы развития оценки программ и профессиональной деятельности в мире и в России. Доноры и заказчики на международном уровне. Интернет-ресурсы по оценке. Наднациональные ассоциации по оценке (IOCE, IDEAS).

Развитие рынка оценки в России и СНГ. Оценка в некоммерческом и корпоративном секторе. Оценивание в контексте административной и бюджетной реформы. Возможности для профессионального роста.

Основная литература:
  • Кашанин А.В., Глава 7. Практические методики оценки эффективности правовых предписаний // Эффективность закона в экономической сфере: научно-практическое исследование / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – с. 158-268.

  • Мадер Л. Европейский опыт оценки законов – от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на эмпирические доказательства / Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства // под редакцией С.В. Кабышева, Г.В. Минха, О.В. Афанасьевой. – М., 2007. – С. 132-151.

  • Система оценки воздействия актов законодательства: мировой опыт и предпосылки внедрения в Узбекистане. Ташкент, 2008. Эл. документ: /ifcext/uzbeksme.nsf/AttachmentsByTitle/RIA_digest/$FILE/RIA_digest.pdf

  • Kirkpatrick, Colin: Regulatory Impact Assessment: Towards Better Regulation? (Competition, Regulation and Development), 2007.

Дополнительная литература:

  • Архипов В.М., Емельянов А.М. Оценка социальной ставки дисконтирования // Финансы и кредит, № 17 (221), 2006.

  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 336 ";О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» / Бюллетень «Собрание законодательства Российской Федерации» . N 21. 24 мая 2010 г. - Ст. 2602.

  • Порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года N 398) / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 43. 25 октября 2010 г.

Тема 10.2. Оценки воздействия в области экологии и развития конкуренции

Оценка регулирующего воздействия как часть куста «оценок влияния» (impact assessment).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, англ. - environmental impact assessment). Цели проведения ОВОС: характер, интенсивность и степень опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. Деятельность Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (International Association for Impact Assessment).

Оценка воздействия на конкуренцию (англ. - competition assessment). Процесс оценки государственных норм регулирования, нормативных и/или законодательных актов, направленный на выявление тех норм, которые без необходимости препятствуют конкуренции. Помощь в пересмотре норм, создающих препятствия конкуренции без особой необходимости. Регулярность анализа воздействия решений, принимаемых государственными органами с точки зрения их влияния на конкуренцию.

Другие виды оценок влияния (оценка воздействия на бедность, оценка воздействия последствий внедрения техники).

Основная литература:
  • Бейкер Дж., Оценка воздействия проектов на бедность: практическое руководство / Перевод с англ. яз. Всемирный Банк, 2000. /WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTISPMA/0,,contentMDK:20194235~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK:384329,00.html

  • Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

  • Competition Assessment Toolkit OECD (2007), Русская версия. /dataoecd/15/44/39680133.pdf

  • European Commission Impact Assessment Guidelines (2009), Brussel. http://ec.europa.eu/governance/impact/commission_guidelines/commission_guidelines_en.htm

Дополнительная литература:

  • Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Практика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.

  • Рекомендации Совета ОЭСР по оценке воздействия на конкуренцию. Париж. 2009. /horizontal/oecdacts.nsf/linkto/C%282009%29130

  • Lizaso, F. and Reger, G. (2004), Scenario-based roadmapping – a conceptual view / EU-US Scientific Seminar on New Technology Foresight, Forecasting & Assessment Methods, 13-14 May 2004, Seville, Spain.

  • A User’s Guide to Poverty and Social Impact Analysis (2003), Washington: World Bank. /WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTPSIA/0,,contentMDK:20454976~menuPK:1107972~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK:490130,00.html

Формы контроля

Текущий контроль заключается в обеспечении участия магистра в выполнении заданий на семинаре. Задания сформулированы таким образом, что предполагают знание студентом соответствующих тематических разделов программы. Для обеспечения участия студента в выполнении заданий на семинаре обсуждаемый материал включается в задания итоговой письменной работы.

Промежуточный контроль осуществляется в виде оценки качества реферата и проверки контрольной работы (по разделу «Оценка программ и политик») . При оценке реферата учитывается способность студента к пониманию поставленного вопроса и качество изложения мыслей.

Итоговый контроль состоит в оценке качества итоговой письменной работы. Задание итоговой письменной работы содержит два открытых вопроса. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

Вес каждого открытого вопроса при оценке итоговой работы – 50%.

Время написания итоговой работы – 50 минут.

Итоговая оценка студента складывается из:

  • Посещение семинарских занятий (10% итоговой оценки);

  • Написание реферата (20% итоговой оценки);

  • Выполнение контрольной работы (30% итоговой оценки);

  • Итоговая письменная работа – экзамен (40% итоговой оценки)

Реферирование статьи

Реферат пишется на семинарском занятии. Студент предварительно изучает (и может принести с собой) все предлагаемые для реферирования статьи. Время написания реферата – 60 минут.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Теория общественного договора как основа формирования государства. Ее значение для функционирования современной бюрократии.

  2. Функции государственного управления. Концепция Л. Гулика и Л. Урвика.

  3. Виды государственного управления и управленческие последствия их реализации.

  4. Типологии методов государственного управления.

  5. Государственное управление и менеджмент: общее и различия.

  6. «Классическая дихотомия» В.Вильсона и Ф.Гуднау. Современные подходы к решению вопроса.

  7. «Идеальная бюрократия» М.Вебера. Концепция и основные направления критики. Оценка актуальности.

  8. Школа человеческих отношений (Мак-Грегор, Фоллет, Мэйо, Маслоу) и ее вклад в развитие теории государственного управления.

  9. Концепция «максимизирующего бюрократа» В.Нисканена и ее влияние на понимание проблем государственного управления. Способы противодействия.

  10. «Новое государственное управление»: проблемы и перспективы использования подхода в госуправлении.

  11. Раскройте экономическое содержание и сущность государственно-частного партнерства.

  12. Что такое ГЧП? Дайте определение ГЧП.

  13. Охарактеризуйте роль и место ГЧП в системе современных механизмов управления государственной и муниципальной собственностью.

  14. Чем отличаются приватизация от ГЧП? В какой диалектической связи находятся эти два процесса разгосударствления?

  15. В каких формах проявляется ГЧП? В чем их общие черты и различия?

  16. Какие модели ГЧП реализуются в мировой и отечественной практике?

  17. Охарактеризуйте общие масштабы и отраслевую структуру ГЧП в мире на современном этапе.

  18. Объясните влияние мирового финансового кризиса на развитие проектов ГЧП.

  19. Каковы основные тенденции развития ГЧП в мировой экономике?

  20. Что дает ГЧП государству, бизнесу, обществу?

  21. Охарактеризуйте основные проблемы развития ГЧП и пути их преодоления.

  22. Что такое концессия, каковы ее основные черты, позволяющие ее считать одной из основных форм ГЧП?

  23. В чем заключается сущность и механизм проектного финансирования государственно-частных партнерств.

  24. Приведите классификацию рисков при реализации проектов ГЧП.

  25. Каковы механизмы снижения рисков в проектах ГЧП?

  26. Охарактеризуйте современное состояние и перспективы развития ГЧП в России.

  27. В чем состоит роль и значение ГЧП при проведении государственной инвестиционной политики Правительством Российской Федерации?

  28. Какие специфические инструменты ГЧП разработаны в России?

  29. В чем содержание понятий polity, politics и policy?

  30. Какая перспектива доминировала в момент зарождения policy analysis в США - “ex-post” или “ex-ante”? Почему?

  31. Возникли ли evaluation research на этапе ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую политику? Обоснуйте Ваш ответ.

  32. Как развивалось понимание методов evaluation research с 60-х гг.?

  33. Перечислите, кратко раскрыв, основные методы evaluation research.

  34. Какая разница между internal и external evaluation? Приведите развернутые примеры.

  35. Каковы особенности on-going evaluation, monitoring и controlling?

  36. Причины возникновения imlementation research. Развернутые примеры (минимум два).

  37. Какие проблемы возникли на Западе в связи с переносом заказных исследований из университетов в коммерчески-ориентированные консультационные центры?

  38. Дайте краткую характеристику трех волн в evaluation.

  39. Что общего и чем отличается «третья волна» evaluation в англосаксонских странах, с одной стороны, и Германией – с другой?

  40. Развитие evaluation в России – роль научного сообщества, возможные заказчики, глобальные и местные факторы, влияющие на становление направления.

  41. Каковы каналы «просачивания» научного знания в политику?

  42. Опишите взаимодействие политика (администратора) и социального ученого в процессе policy consulting.

  43. В чем отличие оценки программ от экспертизы?

  44. Поясните на примерах сходство и отличия оценки программ и научного исследования.

  45. Каковы условие интеграции policy evaluation в систему государственного управления?

  46. В чем основные пункты критики стадиального подхода к анализу принятия государственно-политических решений?

  47. Что такое policy agenda? Объясните, как нелегальная иммиграция стала важным пунктом policy agenda в США.

  48. В чем точки роста для оценивания в современной России?

  49. В чем различие между фундаментальным, эмпирическим и прикладным типами политического анализа?

  50. Дайте характеристику основным исследовательским направлениям в области оценивания политик.

  51. В чем сильные и слабые стороны основных конкурирующих подходов в оценки эффективности научных исследований?

  52. В чем состоят профессиональная этика и принципы работы оценщиков?

  53. Какие профессиональные специализации существует в сфере оценивания?

  54. Что такое политические риски?

  55. В чем заключается взаимосвязь между разработкой содержательной и формальной моделей при конструировании исследовательского дизайна оценивания?

  56. Какие основные методы сбора и обработки данных традиционно используются в прикладном политическом анализе и оценивании?

Методические рекомендации для преподавателя

Данный курс может быть использован не только для факультета «Государственное и муниципальное управление», но также может быть рекомендован и для иных специальностей, где предполагается взаимодействие с государственными структурами, знание методов и процедур их деятельности.

Для проведения семинарских занятий необходимо активно использовать методы работы в малых группах, вовлечение в индивидуальную работу. Задача преподавателя состоит в максимальном отказе от роли лектора, его функции состоят главным образом в модерации дискуссий.

Материалы для занятий необходимо обновлять ежегодно, учитываю изменяющиеся условия.

Семинар по теме Электронного правительства проводится в компьютерном классе. Студенты самостоятельно изучают сайты органов власти в соответствии с предложенным им гайдом.

Методические рекомендации для студента

Программа курса ориентирована на изучение современных технологий государственного управления, что обуславливает ограниченный перечень литературы на русском языке. Для успешного освоения материалов курса рекомендуется не ограничиваться русскоязычными источниками.

Семинарские занятия предполагают активное использование навыков презентации, работы в группах, подготовки групповых работ.

Рекомендации по использованию информационных технологий

Рекомендуется работа с материалами информационных сайтов и веб-ресурсов:

1) Сайты госорганов и т.п.:

  • Администрация Президента РФ (/mainpage.shtml)

  • Правительство РФ (/government/)

  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ (/)

  • Центр мониторинга права при Совете Федерации (/wps/wcm/connect/parliament/ru/monitoring_centre/.html/)

  • Центр стратегических разработок (/)

  • Счетная палата РФ (/)

  • Счетные палаты России (/)

  • Департамент ОРВ Минэкономразвития РФ (/minec/about/structure/depRegulatingInfluence/)

2) Ассоциации по оцениванию:

  • Международная организация по кооперации в оценивании (/)

  • Ассоциация оценщиков в области международного развития ()

  • Международная сеть «Оценка программ» (/)

  • Европейское общество по оцениванию (/)

  • Degeval e.V. – Германское общество по оцениванию (http://www.degeval.de)

  • Американское общество по оцениванию (/)

3) Ресурсы по оцениванию (методики, гайды и т.п.):

  • Проект «Оценка программ и политик» на Википедии (/wiki/Категория:Оценка_программ_и_политик)

  • Раздел по оцениванию политик и программ сайта Политанализ.Ру, /art_list_108.html

  • Раздел «Библиотека» компании «Процесс-консалтинг», /main.php?chapter=26

  • Раздел «Материалы» Института оценки программ и политик, /a/matherials/

  • Материалы сайта «Административная реформа в Российской Федерации» /ru/about/assistance/donors/mission/

Авторы Н.Е. Дмитриева

В.Ф. Елисеенко

А.В. Клименко

Н.Н. Клищ

Д.Н. Платыгин

О.В. Сизова

И.К. Суворова

Д.Б. Цыганков



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины (208)

    Программа дисциплины
    ... . Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистровнаправленияподготовки081100.68 «Государственное и муниципальное образование» магистерская программа «Управление образованием» ...
  2. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «управление организационными изменениями»

    Программа дисциплины
    ... государственного и муниципальногоуправления Программа дисциплины «Управление организационными изменениями» длянаправления081100.68 «Государственное и муниципальноеуправление»подготовкимагистрадля ... Теория экологического комплекса /Современная ...
  3. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... ), профиль подготовки Прикладная информатика в социологии; 040700 Организация работы с молодежью (бакалавриат); 081100Государственное и муниципальноеуправление (бакалавриат ...

Другие похожие документы..