Главная > Документ


Корпорация

Корпорация, юридич., общее название для многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза в одно целое, являющихся субъектом прав и обязанностей, юридическим лицом. Выразителем воли К. служит общее собрание ее членов, исполнительным органом - правление. Различают: публичноправовые и частноправовые К. К первым принадлежат территориальные союзы, например, община городская, сельская, местные сословные союзы; ко вторым - профессиональные союзы, торгово-промышленные общества и пр., действующие на основании особых уставов49.

Примеры старших школ как сети в рамках корпорации («всё в одном месте»).

Laurel Springs Online High School ()

Laurel Spring – пример сетевых решений для старшей школы. Особенность этого примера состоит в том, что эта школа позиционируется как корпорация с очными (text-based) и виртуальными (web-based) курсами для детей. Интересно, что виртуальные курсы для детей предлагаются уже с довольно раннего возраста (примерно с 10 лет). Пока непонятно насколько это оправдано педагогически, хотя решения очевидны.

Организационные и технологические решения в Laurel Spring:

  • разделение виртуальных и очных курсов, но в рамках одной школы, при этом, учебный статус курсов одинаков;

  • предоставление услуг сопровождения индивидуальной образовательной программы.

Консорциум

Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество), временное соглашение между несколькими капиталистическими банками или промышленными компаниями для совместного размещения займа либо осуществления единого промышленного проекта большого масштаба с целью извлечения монопольных прибылей. Одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала. Наиболее широкое распространение К. получили после 2-й мировой войны 1939-45. Участниками К. могут быть частные и государственные организации. В 60-х гг. возникли К. нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства. В условиях научно-технической революции К. возникают в новых отраслях или на стыке различных отраслей. В этом случае предусматривается не только объединение капиталов, но и проведение совместных научных исследований. При образовании К. входящие в него компании полностью сохраняют свою самостоятельность, но в той части деятельности, которая касается целей К., они подчиняются совместно выбранному руководству. Характерная черта К. - неравенство в отношениях между участниками50.

Консорциум (consortia) обычно состоит из двух или более учебных заведений (или подразделений внутри одной организации), которые объединяются для совместной разработки и распространения программ обучения. Консорциум возникает, когда объединяются несколько вузов для разработки и распространения курса или серии курсов, обычно в масштабе, слишком широком для какой-либо одной организации. Каждый член консорциума, участвуя в проведении совместной политики, имеет собственную структуру управления и распространяет курсы своим студентам.

Консорциумы часто возникают также в тех случаях, когда организации образования создаются на базе не только обычных университетов, а на базе телевизионных, радио, других необразовательных организаций. Так, в Австралии структура образования на телевидении (Open learning Initiative) представляет собой консорциум, объединяющий технические, педагогические и финансовые ресурсы телевидения, Университета Новой Англии, Министерства образования и некоторых других организаций.

National Technologial University в США объединяет около 40 американских инженерных школ (в их число входят и инженерные школы таких известных университетов, как Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет). Это позволяет NTU предлагать такой широкий набор курсов который не в состоянии создать ни один вуз в отдельности. Все участники NTU объединены в сеть, использующую в том числе и спутниковую связь, что определяет достаточно высокую стоимость обучения. Клиенты NTU - крупные фирмы, сотрудники которых нуждаются в этих курсах и фирмы способны их оплатить.

Каждый из партнеров консорциума извлекает свою выгоду: университеты расширяют количество студентов; NTU получает комиссионные; фирмам не нужно освобождать работников от работы, оплачивать их учебные командировки и т.п. Фактически в этом случае имеет место удачная кооперация правительственных, университетских и коммерческих структур. При этом NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями учащимся.

В 1970 году в Канаде, провинция Онтарио, был создан Департамент для обеспечения образовательных технологий обучения, включая электронные и интерактивные средства обучения. Количество штатных сотрудников Департамента составляло более 400 человек, которые заняты разработкой образовательных и дидактических материалов. Ежедневная трансляция образовательных программ в 1980 году была дополнена спутниковым телевизионным вещанием, позволившими отдаленным провинциям получить доступ к образовательным программам.

В Канаде действует так же некоммерческое Общество интерактивного дистанционного образования (Société de téléformation interactive: STEFI) - консорциум, объединяющий 12 образовательных учреждений всех уровней образования, включая дополнительное. Кроме того, правительство Канады осуществляет уникальный эксперимент по программе School Net в целях развития компьютерной сети и ее услуг для всех канадских школ. Кроме целей обучения ставится задача упростить связь и обмен информацией между преподавателями, разбросанными по десяти провинциям страны и двум ее северным территориям. Кроме того, School Net рассматривается как средство повышения квалификации преподавателей.

Во Франции Восточная Межуниверситетская Ассоциация ТВ-образования (Inter-University Eastern Association on TV-education) объединяет семь сотрудничающих университетов. Центры дистанционного обучения этих университетов разрабатывают собственные программы для каждой образовательной области. Студенты имеют возможность использовать образовательные ресурсы всех университетов, входящих в ассоциацию и их консультационных центров.

В 1987 году для создания сети европейских университетов и организации Европейского Открытого Университета создана Европейская Ассоциация Университетов Дистанционного Обучения (European Association of Distance Teaching Universities (EAD TU) – http://www.eadtu.nl/ ). Основателями стали 18 организаций из 14 стран, в которых либо существовали в то время отрытые университеты, либо работали департаменты для подготовки специалистов по дистанционной форме обучения и проведения научных исследований. Сегодня более 3000 преподавателей обучают около 900 000 студентов в 875 образовательных центрах EAD TU. Все члены ассоциации - некоммерческие организации. Штаб-квартира находится в Открытом университете Нидерландов – г. Heerlen.

Основная цель EAD TU - помощь в создании и развитии системы Европейской сети высшего дистанционного образования, которая привела бы к созданию Европейского Открытого Университета. Среди других целей можно выделить поддержку двусторонних и многосторонних контактов среди преподавателей, вовлеченных в систему дистанционного обучения, сотрудничество в подготовке лекционных курсов, разработка и создание новых методов и средств в высшем образовании, включая средства коммуникации, обеспечение открытого доступа к высшему образованию в Европе.

Руководящий комитет EAD TU разработал единую образовательную программу, и ряд курсов лекций по тематике Европейского Сообщества. Несмотря на определенные трудности, связанные с лингвистическими проблемами и различиями в организационных структурах, комитет определил три основных пути развития образовательных программ: коммерция и администрирование, европейское законодательство, гуманитарные науки.

EAD TU предоставляет студентам возможность пройти тестирование и сдать экзамены в любом из университетов ассоциации, соглашение о взаимном признании аттестационных оценок создает основу для создания европейской сети открытого университетского образования, гарантирует качество образования в Европе. В учебном процессе непосредственно занято более 4 тыс. сотрудников 150 университетов традиционного и дистанционного типов.

Основой функционирования Европейского Открытого Университета(The European Open University - EOU) признаны три основных структурных подразделения:

  • департамент учета - для проверки документов, различной информации, объявлений об отрытом и дистанционном обучении;

  • европейский центр обучения - разработчик различных курсов лекций и образовательных программ, которые должны обеспечивать высокое качество подготовки студентов;

  • квалификационная система – призвана гарантировать высокое качество дистанционного образования, высокий уровень аттестации в образовательных учреждениях ассоциации.

Целью и задачей Глобальной системы по Анализу и Испытаниям (Global System Analysis and Simulation (GLOSAS/USA – /) является улучшение качества и доступности международной образовательной обменной системы с использованием телекоммуникаций и информационных технологий. Она стремится к организации международного глобального образования в области электроники, развитию инфраструктуры и активному использованию телекоммуникационных возможностей обычного населения, а так же - привлечь граждан развивающихся стран к использованию образовательных возможностей.

Свыше двух десятилетий GLOSAS/USA играет важную роль в расширении образовательных сетей США на другие страны, особенно в отношении Японии. GLOSAS разработала несколько Глобальных Лекционных Залов (GLH), виртуальных видеоконференций, использующих недорогой эфир. Интернациональные ассоциации GLOSAS сегодня работают над основанием Global Pacific University (GPU), Global American University (GLAU) и Global European University.

GLOSAS в настоящее время работает над международной программой для основания электронной дистанционной системы образования (EDES) для России, совместно с Ассоциацией Международного образования (AIE), основанной, в свое время, Министерством науки, высшего образования и технологии Российской Федерации.

GLOSAS стремится к повышению качества и скоординированности в области международного образования за счет широкого использования телекоммуникационных и информационных технологий. Используя методику дистанционного обучения GLOSAS обеспечивает распространение лучшего мирового опыта преподавания различных учебных предметов, передовых образовательных идей, актуальной научной и учебной информации, а также обеспечивает двухстороннюю коммуникацию между преподавателями и студентами, используя для этого возможности современной спутниковой связи и компьютерных телекоммуникаций. Слушатели GLOSAS периодически собираются в так называемые глобальные лекционные залы (global lecture halls), оснащенные всем необходимым оборудованием, а именно: средствами для осуществления видеосвязи между двумя точками, настенными электронными досками (на которых преподаватель создает вручную цветные изображения в ходе лекции, средства для демонстрации графических образов с аннотацией, динамических графиков, компьютерных симуляций и моделей. Причем все эти средства обучения и способы представления учебной информации могут вводиться одновременно, за счет использования многооконных мультимедийных программ. Подобные лекции отличаются от традиционных высокой интерактивностью за счет использования электронной почты, факса и других средств связи для общения между студентами и преподавателями, ведущими лекцию.

«Образовательный консорциум» в Балезинском районе Удмуртской республики.

Осенью 2002 года, после проведения в поселке Балезино семинара «Технологии проектной деятельности», проект «Балезинский образовательный консорциум» был подан в Экспертный совет по федеральным экспериментальным площадкам (г.Москва). В результате в апреле 2003 года Балезинский ОНО получил статус ФЭП по теме этого проекта.

Создание «Образовательный консорциума» (ОК) вызвано тем, что учащиеся сельских школ, обладая способностями и желанием получить образование, ограничены «сельским» закрытым образовательным пространством. Потенциал обучающихся в каждой отдельно взятой школе не реализуется ввиду отсутствия нужных специалистов и современных технических возможностей.

Единственно возможным и реальным шагом является объединение усилий и возможностей ведущих преподавателей школ, представителей социума, ВУЗов и т.п., для построения открытого образовательного пространства. Таким образом, проект «Образовательный консорциум» – это попытка сетевого взаимодействия, в котором заинтересованы и учащиеся сельской школы, и их родители, и преподаватели школ, и даже администрация района.

В О.К. обучаются все желающие учащиеся школ Балезинского района в очной, очно-заочной, заочной форме, а также в форме экстерната. Образовательный процесс осуществляется без отрыва от основного места обучения на договорной основе. Для каждого учащегося создается индивидуальная образовательная программа (ИОП).

Дальнейшее развитие ситуации предполагает реструктуризацию ОУ поселка, заключающуюся в создании школ трех ступеней – отдельно начальной, основной и старшей, что не нарушает принципа деятельности О.К.

Франчайзинг

Существует вариант организации обучения, при котором курсы, подготовленные одним учебным заведением, использует другое на основе франчайзинга. Иногда такие курсы могут быть адаптированы в соответствии с новыми требованиями. Как правило, регистрация и аккредитация студентов осуществляются учреждениями-партнерами совместно.

Франчайзинг означает успешное дело с отработанной технологией, брендом, рекламой, фирменным стилем, ноу-хау. А франчайзи - человек, который имеет средства, но не пробовал или не может создать бренд (";раскрученная";, известная марка товара) или дело с самого начала. Он арендует бренд, получает в дополнение технологии успешности и платит за это определенную плату. Это и есть классический франчайзинг, который обычно распространен в торговле, гостиничном бизнесе, сфере услуг.

В образовании он выглядит так. Вуз придумал какую-то обучающую технологию, и его название стало известным. Кто-то в другом регионе может организовать вуз, но использует раскрученный бренд и получает определенные технологии, учебные планы, учебные материалы, наработанные принципы преподавания.

В нашей стране, как правило, так не делается. У нас приходят люди, которые говорят: хорошо, мы откроем филиал, дайте ваш бренд, а мы вам деньги будем качать, то есть без всего, что требуется для франчайзинга, - передачи технологий, содержания успеха. Идет чистая эксплуатация того, что этот вуз московский или санкт-петербургский.

Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Примером организации обучения по данной модели является деятельность Школы бизнеса Открытого университета (Open University Business School) в Центральной и Восточной Европе.

OUBS (Великобритания) сотрудничает со странами Центральной и Восточной Европы более десяти лет. Разработанные учебные курсы были переведены и адаптированы для использования в Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии и России. Финансирование проекта осуществляла правительственная организация Великобритании Фонд Технологий (Know How Fund). В каждой из названных стран были заключены договоры о сотрудничестве с организациями-партнерами, которые сделали перевод курсов сертификационного и дипломного уровней на родной язык учащихся, внеся в них до 30% изменений с учетом местных условий и потребностей. На местах учебная сеть была организована учреждениями-партнерами, а штат преподавателей составили студенты первого выпуска, обучавшиеся у представителей Открытого университета. В качестве партнеров выступают новые учебные заведения, возникшие после 1989 года, в период, когда в странах Центральной и Восточной Европы произошли кардинальные политические изменения. В основном, это — частные учебные заведения, созданные профессиональными работниками старых образовательных структур, у которых отсутствовал опыт современного менеджмента.

Первый партнерский договор был подписан в Венгрии с консорциумом Евро-Контакт (Euro-Contact) в 1989 году. Курсы сертификационного и дипломного уровней были адаптированы и переведены, в то время как курс для получения степени Магистра экономики управления (MBA) остался неадаптированным и ведется на английском языке. В настоящее время набор студентов составляет около 900 человек в год. ЛИНК, партнер OUBS в России имеет около ста учебных центров в восьми часовых поясах, где обучаются свыше шести тысяч студентов. Новый университет Болгарии (New Bulgarian University) предлагает полную программу OUBS сертификационного и дипломного уровней пятистам студентам в год. В Румынии учрежденный в 1993 году CODECS обучает по адаптированным программам около трех тысяч человек в год. В Словакии независимый частный университет под названием Городской университет Братиславы (City University Bratislava) вместе с дочерним учебным заведением в Чехии предлагают весь спектр курсов OUBS, обучая две тысячи студентов.

Исследование, проведенное UKOU, показало, что предлагаемые курсы расцениваются в странах-партнерах как существенная помощь при переходе к рыночной экономике и демократии.

Специальные проекты51

Перспективной формой сотрудничества являются образовательные проекты. Это объединения, направленные на осуществление определенных целевых образовательных программ. Одним из примеров реализации такого рода проектов (projects)могут служить телевизионные курсы Балтийского университета (The Baltic University) в Швеции, и объединяющего усилия более 50 университетов балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения, студенты и научные работники 10 стран осуществляют научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес.

Использование компьютерной сети и спутниковой связи позволяет ставить и решать задачи развития нетрадиционного образования в масштабах целых континентов. Такую задачу, в частности, будет решать создаваемая Европейская Обучающая сеть (European Training Network) на принципах интерактивного обучения. Концепция этой сети предполагает развитие пяти внутренне взаимосвязанных учебных сред, а именно: среды обучения, среды преподавания, среды производства учебных материалов, информационного ресурса, центра компьютерных услуг. Этот проект может стать основой создания в будущем единой Европейской обучающей среды.

В рамках Программы UNITWIN и Программы ";Образование без границ” была создана и поддерживается Сеть для инноваций в дистанционном высшем образовании (RIESAD). Работа Сети координируется Национальным открытым университетом Венесуэлы в сотрудничестве с ведущими университетами ОДО и высшими учебными заведениями Бразилии, Боливии, Коста-Рики, Эквадора, Мексики и Перу.

Помимо непосредственно образовательных, проекты должны способствовать решению и ряда социально-экономических задач, в частности, предотвращение утечки умов из региона, ослабление научно-технической зависимости и др. Программа КОМЕТТ (Программа действий Сообщества в области педагогических технологий) призвана обеспечить координацию европейских государств с целью совершенствования обучения на основе использования новейших технологий, в том числе в тех странах и регионах, где по-прежнему слаба соответствующая база.

В Индии и Марокко были предприняты исследования возможностей реализации Объединенного экспериментального проекта ЮНЕСКО/ITU по обучению учителей с использованием телевидения, телекоммуникаций и компьютеров. В ходе проекта разрабатывалась модель обучения учителей без отрыва от работы с использованием новейших возможностей интерактивного телевидения. Предполагается, что такая модель приведет к созданию гибкой и устойчивой системы, отвечающей потребностям, характерным для развивающихся стран.

Широкое распространение получили образовательные проекты, ориентированные на определенные группы учащихся или даже целые общины (например, жителей одного поселка, фермеров определенного региона). Подобные проекты зачастую финансируются правительством, специальными организациями и фондами, могут преследовать экологические, связанные с занятостью, планированием семьи или иные цели. Для этого специально избранный научно-исследовательский или образовательный центр готовит материал, который должен стать предметом изучения и обсуждения для конкретной социальной группы или общины, а также готовит тьюторов, организующих обсуждение и помогающих группе или сообществу начать действовать. Подобные проекты основаны на теории социального действия и взаимодействия, где главной целью образования считается осуществление прогрессивных изменений в обществе, социальной структуре и институтах.

Специальные образовательные проекты часто финансируются правительством или разного рода международными организациями и могут быть связаны с экологией, занятостью населения, планированием семьи и тому подобными социально-экономическими проблемами. Примерами могут служить канадские фермерские форумы 1940-х годов, санитарные кампании в аграрных районах Танзании, Народная культурная акция (Action Cultural Popular) в Колумбии. В основе проектов часто лежит теория социального действия и взаимодействия, согласно которой главной целью образования должно стать достижение позитивных изменений в обществе, его социальной структуре и институтах. Примером успешно действующей системы такого типа может служить деятельность центра INADES-Formation в Африке, под руководством которого функционируют специальные проекты в ряде стран.

Специальный проект — INADES-Formation, Африка

Проект INADES-Formation (Африканский институт экономического и социального развития — Африканский учебный центр, African Institute for Economic and Social Development — African Training Centre) был создан в 1962 году. В настоящее время это международная неправительственная организация, штаб-квартира которой расположена в Кот-д’Ивуаре. Благодаря содействию национальных властей, эта организация имеет филиалы в восьми странах франкоговорящей Африки. Также ее деятельность распространяется на Кению, Танзанию и Эфиопию.

Первоначально приоритетными областями являлись основы сельского хозяйства и животноводства. Теперь сфера внимания INADES-Formation включает женские проблемы, бедность в сельскохозяйственных районах, защиту окружающей среды, овладение управленческими и организационными навыками. INADES придает особое значение дистанционным образовательным программам, связанным с сельскохозяйственными проектами, поскольку они развивают чувство коллективизма, взаимовыручки среди грамотных и неграмотных крестьян и обеспечивают прямой контакт с сельскохозяйственными рабочими.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (25)

    Основная образовательная программа
    3.1. Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
  3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
  5. Управление образования и молодёжной политики (1)

    Документ
    Сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности; идеалы равенства,
  6. МУ «Управление образования Протокол от «___» 2011 г

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива МОУ «Косяковская СОШ» в соответствии с требованиями:

Другие похожие документы..