Главная > Документ


Во-первых, только таким образом у предприятий появятся шансы своевременно оказаться на уровне растущей сложности хозяйственной деятельности, так как обычные иерархически-бюрократические организации на давление конкурентов реагируют прежде всего дополнительной специализацией и разделением труда, а на растущую сложность операций – еще более «плотным» набором правил и инструкций. Это ведет к дополнительным затяжкам в принятии решений, а в худшем случае – к организационной безответственности. В такой ситуации систему можно удержать под контролем с помощью дополнительных штабов и усилением контроля посредством управления сверху, при этом официальная коммуникация направляется по строго вертикальным служебным каналам. Из-за этого, в процессе конкурентной борьбы, где главными козырями являются скорость и компетенция, теряются время, гибкость, мотивация.

Во-вторых, сложившиеся иерархически - бюрократические формы порождают в современной конкурентной обстановке своего рода «организационную шизофрению», которая становится заметной прежде всего для людей, непосредственно соприкасающихся с рынком. Внутри фирмы правит в основном логика приказа и послушания, а для контакта с внешними группами интересов требуется сильная ориентация на клиента и партнерские отношения, особенно в сфере предоставления услуг. Любая попытка асимметричного использования власти наносит вред долгосрочным и эффективным связям с клиентом, что для предприятий сферы обслуживания может стать фатальным. Люди, работающие в близких к рынку областях, вынуждены строить свое поведение по двум практически несовместимым логическим принципам, а это может привести к невыносимым конфликтам ролей.

В этой связи, многие известные фирмы уже давно предпринимают большие усилия по развитию и динамизации сложившихся организационно-управленческих форм. Расширение спектра форм, применяемых предприятиями, уже стало тенденцией. Если до недавних пор иерархически-бюрократическая организация воспринималась почти везде как образец организационной модели, то теперь ее можно рассматривать как специальный случай для областей деятельности (отраслей), которые по-прежнему требуют высокой степени регулирования и рутинизации хозяйственной активности.

Для более гибкого выполнения производственных программ предприятия разбиваются на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). На смену централизованным приходят федеративные структуры. Выделенные из предприятий сегменты часто соединяются со ставшими самостоятельными сегментами фирм субпоставщиков, конкурентов или партнеров (стратегические альянсы).

Вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения переносятся на обладателей долей капитала, владельцев оборудования и отдельных сотрудников. Подобное «развязывание» ресурсов выражается прежде всего в заключении лизинговых договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере занятости рабочей силы.

Последние преобразуются в трудовые отношения с высокой долей компенсаций, зависящей от успеха выполняемых работ, и могут устанавливаться на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении персонала предприятиями, договоров со специалистами свободных профессий и субпредпринимателями. Кроме того, благодаря возможности работы на дому с использованием телетехники и телекооперации (виртуальные предприятия) отпадает необходимость пространственного сосредоточения персонала.

Обострение конкуренции требует, чтобы предприятия были способны быстро, заблаговременно и продуктивно использовать импульсы хозяйственной обстановки, как в позитивном смысле (творческие идеи, инициативы), так и в негативном (трения, помехи, рекламации). Условием этого являются организационно-управленческие формы, которые должны содействовать принципиальному повышению качества организационной коммуникации32.

Ограниченность сетевых организационных принципов

В рамках сетевого подхода разработан ряд таких субститутов, главными из которых являются принципы сетевой культуры, взаимности и прежде всего климат доверия. Разумеется, по уровню разработки они пока не могут полноценно заменить уже испытанные организационные методы. Но уже в настоящее время имеются убедительные свидетельства того, что новый организационный фундамент не обладает достаточной прочностью.

Сетевая культура

В рамках сетевого подхода подчеркивается высокий статус принятых правил игры как идентификационного и интеграционного индикатора. Постоянно действующим фактором сдерживания роста трансакционных издержек является прежде всего культура.

Однако по разным причинам культурная работа в сетевых организациях затруднена. Сети, созданные в форме проекта, не имеют, например, даже времени на развитие собственной культуры. По своей сути культурная работа- это дорогостоящее и долгосрочное мероприятие. Длительность его проведения может свести на нет преимущества сетевой организации в плане ее эффективности.

В этих условиях предпочтение следовало бы отдать культурным заимствованиям («импорту культуры»). Под этим, однако, не подразумевается восприятие сетевой организацией одной из доминирующих фирменных культур или культуры какой-либо страны. Путь к сетевой культуре лежит через глобальные связи единого хозяйственного пространства, глобальные нормативные сообщества (типа Международной организации стандартов, «Интернет» и т.п.)

Надо, чтобы конфигурация ориентированной на цель сети вписывалась во внешние сети, которые должны функционировать как своеобразный пул для вербовки членов сетей и как источник «импорта культуры». Создание такого пула может опираться, с одной стороны, на фактические деловые взаимозависимости, включая те, которые вытекают из принадлежности к одному концерну. С другой стороны, пулы должны отличаться определенным сходством, единством интересов. Здесь спектр интересов может быть обусловлен вхождением в одни и те же союзы, общества, клубы, наблюдательные органы вплоть до личных связей и совместного времяпрепровождения вне предприятия.

В пользу восприятия действующих правил игры (например, системы платежей) несомненно говорит возможность вывести за пределы организации определенные виды трансакционных издержек и тем самым повысить эффективность сетевой структуры.

Взаимность

Под взаимностью в данном контексте понимается испытанный и надежный принцип кооперации, служащий инструментом достижения равновесия между стимулами и вкладами партнеров в рамках двусторонних кооперационных связей. Вопрос в том, применим ли он и в сложных сетевых конструкциях.

Против такой возможности на практике говорит обилие связей, взаимность которых еще требуется доказать. Ввиду открытости сетей и неясности с членством (кто еще член, а кто уже не член организации) отнюдь не всегда видно, с кем из партнеров установлены отношения взаимности. Наконец, взаимность в рамках трех- или многосторонних связей подчиняется своим законам.

Так, партнер А, который в связях с партнером Б терпит убытки, может при определенных обстоятельствах компенсировать свои потери (и даже с избытком) за счет корректировки своего баланса связей с партнером В. Такое поведение приводит, однако, к систематической дестабилизации сети.

Доверие

Особое внимание уделяется анализу доверия между отдельными людьми, системами, институтами (анализируются, в частности, вопросы сохранения банковских секретов, проверки платежеспособности, процессы установления аутентичности).

Однако на многие вопросы относительно формирования доверительных отношений, или «культуры доверия», еще нет ответа. Известно, что именно в гибких сетях (например, в сфере долевого участия в капитале) не могут и не должны применяться испытанные меры по созданию обстановки доверия.

Остается неясным и вопрос о том, выступает ли фактор доверия дополнительным механизмом управления, который четко контрастирует с прочими, включая контроль, системы стимулирования, рыночные отношения и т.п., или же доверие определяется комбинацией известных механизмов управления. Многое говорит в пользу того, что психологическая устойчивость в поведении членов сетей является результатом действия известных управленческих механизмов.

Член сети, который выступает в сетевой организации в качестве предпринимателя, часто должен учитывать совокупность традиционных механизмов управления.

Рассмотрим, например, положение начальника цеха по производству узлов для автомобильной промышленности. Его цех в ходе реструктуризации выделился из концерна и должен теперь утверждаться как самостоятельное подразделение по отношению к внешней и внутренней клиентуре концерна в составе сетевой структуры. Новый предприниматель будет определять свое поведение следующим образом: как член концерна, которым он еще остается, на основе оценок прежней работы; как руководитель собственного предприятия - под воздействием наблюдательных органов; как член сетевой организации- под влиянием культурных правил игры; как поставщик- в соответствии с условиями торговых договоров.

Эта сложная модель иллюстрирует высокую степень трудности достижения психологической устойчивости в составе сетевых организаций.

Необходимость новых принципов организации и управления диктуется двумя обстоятельствами. Во-первых, повсеместным распространением на предприятиях компьютеров, компьютерных сетей и различных прикладных систем (САПР, АСУ, базы данных (БД), программы учета и контроля и т.д.), которые, как, оказалось, работают рассогласованно, а часто и просто «на себя» (а не на предприятие).

Во-вторых - необходимостью в современных условиях чрезвычайно оперативно и гибко реагировать на требования рынка, учитывать новые требования покупателей, новые правительственные ограничения, действия конкурентов, технические новшества, открытия и т.д.

Решение этих двух проблем видится в отказе от иерархического принципа организации. Строгая иерархичность, относится к менеджменту второго поколения (до этого менеджер еще не отделился от собственника - первое поколение); уже пройденными являются матричные организации и встроенные в организации компьютерные сети (третье и четвертое поколения); на очереди - организация сетей из людей.

Теоретической основой формирования сетей служит представление о работе, или, точнее, о действующем человеке.

Человек, осуществляя некий процесс для получения определенного продукта, имеет представления об этом процессе, об этом продукте, реализует при этом свои замыслы и использует свои знания и опыт. Результатом этого акта служит не только сам продукт, но и изменения во всех остальных компонентах схемы, в том числе и замыслов, и знаний всякого другого человека - кооперанта или пользователя продукта. Это представление противопоставляется «работе как выполнению распоряжений». Этим подчеркивается частичность такого представления, восходящего к индустриальной эре и принципам разделения труда Тейлора и Файоля.

Современному менеджеру необходимо обеспечить целостность видения процесса изготовления продукта в контексте последствий его производства, возможных улучшений, требований потребителя и т.д. (она обеспечивается знаниями и замыслами). Другие принципы менеджмента 5-го поколения таковы:

  • связывание не начальника с подчиненным, а равноправных людей (людям должны обеспечиваться прямые контакты друг с другом);

  • каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии; должен быть обеспечен доступ к знаниям любого сотрудника предприятия; работой должны заниматься «команды», работающие либо над определенным проектом либо с определенным заказчиком или классом клиентов; команды собираются из сотрудников разных отделов, или, более точно, из людей, компетентных в разных областях: в производстве, конструировании, финансах, рынках и т.д.)

  • поддержание целостности предприятия за счет создания сети команд. Эти команды, эти подразделения могут и даже должны быть в основном «потенциальными», чтобы предприятие всегда могло отреагировать на изменяющиеся внешние условия, новые замыслы или знания. «В организации должна быть институциализирована готовность к изменениям»).

Во-первых, что этим командам не обязательно работать в одной комнате и даже в одном городе; Во-вторых, это должны быть не команды, концентрированные на задаче, а команды, концентрирующие задачи - т.е. выделяющие задачи из проблемного поля (а оно у них есть - внутри блоков «замыслы» и «знания») самостоятельно).

  • работа со временем. Теоретическое основание возможности управлять временем - что в современном бизнесе имеет, оказывается, первоочередное значение - работа Гуссерля «Феноменология осознания времени». В «человеческом времени» - в отличие от физического - прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в виде структуры: прошлое в форме знаний и опыта, а будущее - в виде замыслов, рамок действия, проспективного видения (см. выше - схему «человека действующего»). В менеджменте 5-го поколения эти два структурных элемента любого лица (человека, команды, предприятия) должны использоваться как ресурс. Работа со временем включает в себя также запараллеливание работ и итеративно-коммуникационную их организацию (вместо последовательной и кооперативной).

1.2. Понятие сети. Типы сетей в образовании.

Говорить о сетевой организации образования можно лишь обозначив его (образования) и её (сетевой организации) функции. Другими словами, ответив на вопрос, зачем это нужно?

Это нужно для конкурентоспособности России на мировых рынках, прежде всего – перспективных новых рынках. Участвовать в этих рынках могут только игроки – люди знания.

Приведём некоторые характеристики ситуации, в которой находится образование в России, как и во всём мире.

«…· во-первых, знания стали «производиться» большими коллективами людей, нуждающихся в средствах соорганизации как между собой, так и с контекстом предполагаемого употребления результатов их труда – знаний, что выдвигает новые требования, как к квалификации людей, так и к характеру самих знаний;

· во-вторых, производство «всего остального» теперь тоже требует от людей новых компетенций, связанных с пониманием необходимого интеллектуального обеспечения собственной деятельности, отбором и использованием нужных для этого знаний и иных интеллектуальных средств;

· набор компетенций теперь нужно обновлять несколько раз в течение жизни: динамизация общества приобрела такой характер, что утверждение о том, что цикл жизни культурной нормы превышает срок жизни поколения, больше неверно – это относится и к нормам профессиональной деятельности …»33.

Основным содержанием понятия сети является синхронизация процессов для получения запланированных результатов, итогов, состояний. Причем такая синхронизация, которая повышает скорость и связность целого, называемого сетью. Это же является основным содержанием работ с сетями.

Что людей привлекает в сетях, что принуждает их создавать сети? Скорость и связность.

Сеть – это коммуникация, коммутируемое и связное целое. Именно связь сокращает расстояния и время. Связь нового типа дает и такое сокращение, и новые возможности сокращения (переход от телефона к компьютеру, например).

Именно связность повышает адаптационный потенциал целого и делает экономию времени и сокращение расстояний. Связность образует развернутый, явный атрибут сети. Связь без связности еще не образует признака сети. Можно и двум людям (группам) иметь связь, но сеть образуется во-первых, там, где групп (узлов) МНОГО, а во-вторых, там, где группы плотно и постоянно связаны, как для достижения результатов, так и для оценки (мониторинга) ситуации. Таким образом, связность можно трактовать как максимально возможное число деловых горизонтальных контактов «узлов» сети. Чем больше таких контактов, тем выше связность, тем больше выраженность сети как сети.

Сеть - это прежде всего процессуальный сервис. Синхронизация процессов является основным содержанием работ в сети. При этом, решение задачи в одном узле предполагает организационную, содержательную и финансовую синхронизацию со многими другими узлами. Ведь при решении задачи будут возникать вопросы, которые нужно решать до сборки общего результата. Поэтому, если корпорация - это тело, исполнительский инструмент, то сеть это - мозг, идеирующий инструмент. Корпорация - это движение, а сеть - это мысль. Для движения нужна координация мыслью, а для мысли нужна синхронизация коммуникацией (языком). Отсюда, для сети принципиальным являются стандарты коммуникации (по аналогии с Инетом – протоколы передачи данных).

Сеть - это конструкция, которая такую синхронизацию обеспечивает.

Основу сети, как конструкции, составляют:

  1. Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

  2. Распределённость работ по участникам сети;

  3. Узлы сети;

  4. Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Например, дилерские сети, синхронизируют процессы производства, сбыта, потребления. В первую очередь, эта синхронизация задаётся и выстраивается в маршрутах организуемых финансовых потоков. Это, вместе с заданными позициями внутри сети, задаёт хронотоп (время - событие) сети и её участников.

Университетские сети выстраиваются как синхронизация организованных потоков студентов и слушателей, преподавателей, профессоров и визит профессоров на конкурсной основе. Всё это замыкается на исследовательские институты, лаборатории, а также фондовские, контрактные и спонсорские механизмы финансирования. В самих университетах эти процессы задаются базовым учебным планом, расписанием, зачётно-кредитной схемой обучения, имеющими общие организационные стандарты.

Проводя некоторую аналогию, следует сказать, что сети в школьном образовании мало вероятны в отсутствие прослойки свободных профессионалов в этой области. А она не сформируется, пока не решены два вопроса - формирование бюджетов, позволяющих оплачивать труд таких специалистов и наличие социального института, «вынуждающего» выбирать те или иные образовательные услуги. В случае с Высшей школой такими институтами являются рынок труда и наука. В случае со школьным образованием, таких социальных институтов в мире не создано. Квази-институтом является Высшая школа, своего рода «анти-институтом» - армия.

Именно потому, что такие вопросы, в общем, нигде не решены, как таковых сетей в школьном образовании, сопоставимых по масштабам финансирования и силе притяжения людей, с университетскими, в мире не сложилось. Даже централизованные усилия государства принципиально не решают эту задачу.

Конечно, есть исключения. Например, коммерческие школы, организованные по маркетинговому типу и обучающие одному навыку-предмету, дорогие пансионаты, дистантные системы и программы обучения, «настроенные» под определённый стандарт

Вывод - основные типы сетей, в том числе, в образовании, выстроены по отношению к базовому процессу и продукту/результату их деятельности.

Описываемые в последнее время сети в школьном образовании, в особенности, в сельской местности, только подтверждают этот вывод. Базовый процесс - укрупнение ресурсов (а не синхронизация) в условиях хронического дефицита основных ресурсов, носит временный характер и является, во многом, переживаемым рудиментом дефицитарной, в целом, экономики советского и начала постсоветского периода. Исторический аналог в период коллективизации – это машинно-тракторные станции, обслуживающие несколько колхозов одним парком машин. Решение об объединении ресурсов является для сельских школ вполне логичным.

Второе основание объединения школ в сети – это пока неявно заданный, но уже вполне реальный национальный образовательный стандарт. Как только появляются национальные (или корпоративные) стандарты, так появляются сети. Его некоторой разновидностью может стать ЕГЭ. Те, кто успеет занять серьёзные позиции в обучении этому пока относительно свободному от административного воздействия, стандарту, имеет шанс создать реальную образовательную сеть национального масштаба.

Третье основание – это образовательные сети профессиональных сообществ, диаспор. На сегодня их нет в силу молодости самих сообществ. Видимо, появление таких сетей - это вопрос 15-20 лет.

Четвёртое основание – интеграция (или адаптация к стандартам). Интеграция в глобальные процессы – это реальное управленческое действие и оно вполне ресурсно. Вступление России в ВТО (интересно, что ВТО «навязывает определенные стандарты качества») даёт ещё один шанс создания вполне дееспособных сетей в образовании. При условии, что удастся точно определить пару «ведущий процесс – продукт (стандарт качества)» и установить рабочие отношения с соответствующими институтами.

Другим случаем является постепенное оформление зоны влияния России на постсоветском пространстве.

По мнению авторов, наиболее перспективными являются как раз второй и четвёртый тип кооперации, особенно учитывая большую территорию России, наличие контактных зон с различными мировыми регионами. Правда, эти типы образовательных коммуникаций (пока еще не сетей), по всей видимости, являются и наиболее капиталоёмкими, в инвестиционном плане.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (25)

    Основная образовательная программа
    3.1. Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
  3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации
  5. Управление образования и молодёжной политики (1)

    Документ
    Сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности; идеалы равенства,
  6. МУ «Управление образования Протокол от «___» 2011 г

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива МОУ «Косяковская СОШ» в соответствии с требованиями:

Другие похожие документы..