Главная > Учебно-методический комплекс


Русский язык
и
культура речи

Учебно-методический комплекс дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Русский язык
и
культура речи

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 81.2Рус

Р 88

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. филол. наук, доцент Н.П. Савельева (г. Бийск).

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент Т.А. Брагина (г. Бийск).

Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск БПГУ им. В.М.Шукшина, 2009. – 127 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031200 / 050708.65 – педагогика и методика начального образования, 050720.65 – физическая культура.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Автор-сост.: Т.А. Ашихмина, 2009.

Учебно-методическое издание

Русский язык и культура речи

Составитель
Татьяна Аркадьевна Ашихмина

Учебно-методический комплекс дисциплины

Сдано в набор 25.01.2009. Подписано в печать 17.03.2009.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 15, 9 . Тираж 100 экз.
Заказ 2128, с. (сп.) 2148.

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура и содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с ГОC ВПО специальности 031200 / 050708.65 – педагогика и методика начального образования, примерной программой по русскому языку и культуре речи, рабочим учебным планом, положением об учебно-методическом комплексе дисциплины ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М.Шукшина».

Актуальность издания обусловлена тем, что, во-первых, содержательное наполнение программы определяется ее антропоцентрической ориентацией, практической направленностью, непосредственной связью с другими гуманитарными дисциплинами, и прежде всего с современным русским языком и его разделами – фонетикой и фонологией, лексикой, синтаксисом, стилистикой. Во-вторых, структура и содержание разделов дисциплины соответствуют современной концепции культуры речи: предусмотрено изучение языковых норм, коммуникативных качеств речи, речевого этикета, функциональных стилей.

Содержание курса распределяется между лекционной, практической и лабораторной частями на основе принципа дополнительности и с учетом специальности студентов. Практические и лабораторные занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится темам общего характера, связанным с проблемами нормализации речи, с различными подходами к речевой культуре, с характеристикой языковой личности, особенностями риторических стратегий в процессе коммуникации и др. Практические занятия в основном посвящены выбору языковых средств, практическим вопросам, связанным с правилами эффективной коммуникации; они предполагают активную работу студентов по совершенствованию языковых норм.

Содержание программы, ее объем и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса в плане не только отбора учебного материала, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус внеаудиторной (самостоятельной) работы, которая, наряду с лекционными, практическими и лабораторными занятиями, становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.

Специфика авторской концепции прослеживается в логической последовательности изложения материала, в отборе тематики и содержания практических занятий, обусловленном учетом особенностей набора на данную специальность.

Учебно-методический комплекс, регламентирующий работу по освоению дисциплины «Русский язык и культура речи», состоит из пяти разделов.

В раздел I «Организационно-нормативная документация» входят: выписка из ГОС ВПО по русскому языку и культуре речи как документ, определяющий обязательный минимум содержания дисциплины; примерная программа дисциплины, рекомендованная Федеральным агентством по образованию РФ и утвержденная в 2004 г.; рабочая программа по русскому языку и культуре речи.

Раздел II «Дидактические материалы» (средства обучения) содержит практикум, лабораторные работы, терминологический минимум.

Задача содержания практикума – обеспечение самостоятельной работы студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях тематической системой заданий, направленных на изучение речевой культуры в разных в аспектах – нормативном, коммуникативном, этическом. Структура и содержание практикума соответствуют структуре и содержанию рабочей программы и тематического плана. Практическая направленность этого раздела УМКД проявляется в соотношении теоретического и дидактического материала. Практикум содержит 16 тем. В каждую входят список литературы, план занятий, упражнения, соответствующие теоретической части, перечень номеров заданий по изучаемой теме, содержащихся в базовом учебном пособии.

Лабораторные работы представлены двумя темами. Задания, которые должны быть выполнены в аудитории, предваряются заданиями для домашней самостоятельной работы.

Терминологический минимум содержит определения базовых для дисциплины понятий и категорий речеведения.

В раздел III «Средства контроля» входит содержание контрольных мероприятий текущих (примерные задания учебных тестов) и итоговых (вопросы к зачету).

Раздел IV «Методические рекомендации» адресован студентам и преподавателям. Студентам предлагаются учебно-методические рекомендации по различным формам самостоятельной работы: по организации работы с учебной и научной книгой, по подготовке к лекционным и практическим занятиям, по подготовке и выполнению лабораторных работ; требования к оформлению реферата, подготовке к зачету, предложена рейтинговая шкала. Виды самостоятельной работы представлены в карте самостоятельной работы (См. Приложение 6, с. 130). Методические материалы для преподавателей содержат предложения об организации проведения аудиторных занятий.

Отдельно, V разделом, выделены материалы, адресованные студентам-заочникам. В раздел включены выдержки из рабочей программы, отражающие отличие в отводимых на изучение дисциплины аудиторных часах, перераспределение тематики лекционных, лабораторных занятий и тем, отведенных на самостоятельное изучение.

В приложениях представлены карты ресурсов, регулирующие организацию учебного процесса и самостоятельной работы студентов: карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой (см. Приложение 2, с.122), карта обеспечения дисциплины учебными материалами (см. Приложение 3, с. 124), карта обеспечения дисциплины оборудованием (см. Приложение 4, с. 125), учебно-методическая карту дисциплины (см. Приложение 5, с. 125), карта самостоятельной работы студента (см. Приложение 6, с. 126).

Раздел I.

ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Утверждаю

Декан факультета

__________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра методики начального образования

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины ГСЭ Ф.07. – русский язык и культура речи

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус обязательная

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления) 031200 / 050708.65 – педагогика и методика начального образования

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения дневная

(дневная, заочная)

Объем дисциплины 100 часов

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самост. работа

Всего

Из них

ЛК

ЛБ

ПР

2

100

54

18

4

32

46

зачет

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ГСЭ. Ф.07. Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Разработчик канд. филол. наук, доцент Т.А. Ашихмина

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

методики начального образования

Заведующий кафедрой _____________________ Л.Я. Кульбякина

Одобрена Ученым советом педагогического факультета

«_______»____________ Председатель _____________________

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование речевой культуры основывается на непрерывной языковой подготовке, осуществляемой на всех ступенях образования. Совершенствование языковой подготовки студентов факультета начальных классов связано с необходимостью научить будущих учителей начальной ступени образования свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и прежде всего в их профессиональной деятельности. При этом языковая подготовка студентов призвана решать не только обучающие, но и воспитательные задачи.

Цель дисциплины: обобщить и расширить полученные при освоении школьной программы знания по русскому языку, сформировать навыки сознательного и ответственного отношения к речи, сознание того, что речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе», что полноценное (образованное) владение речью – необходимое условие становления специалиста, его будущей профессиональной деятельности в различных сферах сформировать навыки пользования словарями и справочниками. Сформировать навыки выбора языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи. Сформировать навыки критического отношения к своей речи и к речи окружающих, умение оценивать качества речи в обиходной и профессиональной сфере.

Задачи: формирование у студентов языковой и коммуникативной компетенции, предполагающей:

- осознанное соблюдение основных норм русского языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических);

- активное владение «словарем культурного человека»;

- умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;

- умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;

- умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;

- умение прогнозировать последствия своей речи с учетом особенностей жанра речи, ситуации и адресата;

- умение использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач;

- владение специальной лексикой соответствующей предметной области, умение осуществлять метаязыковые операции в соответствии с коммуникативными задачами;

- умение строить монологическое высказывание, владение основными правилами построения выступления, лекции, доклада;

- умение практически реализовать правила диалогического общения, использовать их в процессе ведения бесед , спора, дискуссии;

- умение соблюдать нормы письменной речи, строить письменные тексты разных жанров и редактировать их;

- умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые ошибки.

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой.

Работа по программе «Русский язык и культура речи» предполагает выполнение письменных и устных заданий, систему лабораторных занятий, а также постоянные целенаправленные наблюдения за звучащей речью.

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- теоретическое основы культуры речи;

- функциональные стили и их лексико-грамматические характеристики;

- основные типы языковых норм;

- коммуникативные характеристики речи;

- коммуникативные функции речевого этикета;

уметь:

- объяснять выбор нормативных вариантов;

- отбирать языковые средства в разных ситуациях общения;

- составлять разные типы обиходно-деловых документов;

- реализовать коммуникативные качества речи в процессе создания высказывания;

владеть:

- навыком грамотной устной и письменной речи;

- навыком стилистического анализа языковых единиц в разных коммуникативных ситуациях;

- навыком применения этикетных формул в процессе речевого взаимодействия.

1.3. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

№ п / п

Разделы

Количество часов

ЛК

ЛБ

ПР

САМ

I.

Введение в дисциплину

4

-

4

6

II.

Аспекты речевой культуры

6

2

16

18

III.

Функциональные стили

2

2

4

8

IV.

Речевая деятельность и речевая коммуникация

6

-

8

14

Итого: 100

18

4

32

46

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

ЛК

ЛБ

ПР

САМ

1

2

3

4

5

6

I. Введение в дисциплину

1.

Культура речи и другие науки

2

-

2

2

2.

Речь: формы, их взаимодействие.

2

-

2

4

II. Аспекты речевой культуры

3.

Аспекты речевой культуры:

1

-

-

0,5

4.

Нормативный аспект речевой культуры.

2

10

10

5.

Коммуникативный аспект речевой культуры.

2

6

6

6.

Этический аспект речевой культуры

1

2

1,5

Iii. Функциональные стили

7.

Функциональные стили СРЯ, их взаимодействие.

2

2

2

6

8.

Разговорная речь в системе функциональных стилей русского литературного языка.

-

-

2

2

IV. Речевая деятельность и речевая коммуникация

9.

Речевая деятельность и речевая коммуникация

4

-

2

6

10.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

2

-

2

4

11.

Устная публичная речь.

-

-

2

2

12.

Культура дискутивно-полемической речи

-

-

2

2

Итого: 100 часов

18

4

32

46



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский язык и культура речи (7)

    Государственный образовательный стандарт
    ... изучении не только обязательного курса «Русский язык и культура речи», но и элективных курсов, студентами ... Казаринова Наталья Ростиславовна Барабанова и др. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебник Корректор Н.Е. Павлова Художественный редактор ...
  2. Русский язык и культура речи (12)

    Государственный образовательный стандарт
    ... изучении не только обязательного курса «Русский язык и культура речи», но и элективных курсов, студентами ... Казаринова Наталья Ростиславовна Барабанова и др. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебник Корректор Н.Е. Павлова Художественный редактор ...
  3. Русский язык и культура речи (6)

    Документ
    Русский язык и культура речи Составители: Л. А. Вольская, Н. А. Буре, В. В. Химик I. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 1. Что такое язык. Язык и его функции. Язык как ...
  4. Русский язык и культура речи (11)

    Литература
    РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Литература: «Русский язык и культура речи» Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. «Русский язык и культура речи» Голуб И.Б. «Основы культуры речи» Головин Б.Н. «Стилистика русского языка» Кожина М.М. Доп. Литература ...
  5. Русский язык и культура речи (13)

    Литература
    Русский язык и культура речи Буканова Тамара Ивановна Условные обозначения:  ... , щавЕль  Введенская, Кашаева «Готовимся к экзамену», «Русский язык и культура речи»  к зачету: Знать о стилях: Основная функция ...

Другие похожие документы..