Главная > Рабочая программа


Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.

Пояснительная записка

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

  • дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

  • чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо со­временному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитив­ный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Умения:

  • пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллю­страции;

  • сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умение оперировать историческими датами;

  • умение читать карту;

  • умение анализировать исторические источники.

Данное тематическое планирование рассчитано на 60 учебных часов. 10 часов на изуче­ние пропедевтического модуля «Что изучает история», если в начальных классах данный мо­дуль не изучен. На историю Древнего мира предполагается не менее 50 часов и 8-10 часов в резерве, на усмотрение учителя. Можно резерв (8 часов) отдать на изучение модуля «Народы и государства на территории нашей страны в древности», которым положено на­чало изучения курса «История России с древности до XV в.» в 6 классе.

Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.

Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира»

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный

минимум содержания

образования

Элементы дополни­тельного содержания

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата прове­дения, план/ факт

Раздел 1. Введение

(пропедевтический модуль 10 часов)

1

Что и как изучает

1

Исторические ис-

История, раскопки,

Объяснить смысл тер-

Составить рассказ

Написать

история

точники и факты.

Древний мир, исто-

минов урока.

об источниках древ-

рассказ об

Историческая па-

рия России, этно-

Почему изучают исто-

ности на территории

известных

мять.

графия, древнейшие

рию.

нашего края.

источниках

Источники знаний

люди исторические

Рассказать об истории

Объяснить значение

древности на

о прошлом.

источники, хазары,

родного края.

терминов

территории

Свидетельства

сарматы

Работать с картой

нашего края.

Древней истории на

Рисунки

территории нашей

о родном

страны, нашего

крае

родного края

2

Лента времени

1

Историческое вре-

Лента времени, сто-

Объяснить смысл тер-

Решение задач на

Составить

мя.

летие, век, тысяче-

минов.

счет исторического

исторические

Наша эра,

летие, история н.э.,

Объяснить, как велся

времени.

задачи на

до нашей эры.

до. н.э., Рождество

счет лет в истории.

Составление исто-

счет истори-

Летоисчисление

Христово, историче­ский факт

Определять век и вести подсчет исторического времени.

Устанавливать после­довательность счета на ленте времени

рических задач, ис­пользуя ленту вре­мени

ческого вре­мени. Сочинить рассказ с ис­пользовани­ем терминов урока

3

Моя родословная.

1

Родословная -

Родословная,генеа-

Объяснить смысл тер-

Задание на состав-

Составить

Я и моё имя

история семьи.

логическое древо,

минов урока.

ление родословной

генеалогиче-

Имена, отчества,

род, поколения,

Составлять родослов-

семьи.

скую таблицу

фамилии, прозви-

предки, семья, име-

ную семьи.

Исследовать как

своей семьи.

ща

нины, отчество, прозвище, фамилия

Объяснять возникнове­ния имен, отчеств и фамилий

появились прозви­ща некоторых ис­торических лично­стей

Узнать, что означает ваше имя

4

История на карте

1

Историческая кар-

Историческая карта,

Ориентироваться на

Задание на разли-

Составить

та и ее значение

стороны света,

карте.

чие исторической

таблицу:

при изучении исто-

условные знаки

Показывать необходи-

карты от географи-

Общее и

рии

мые объекты на карте. Объяснять карту, ис­пользуя условные зна­ки. Объяснять значение

ческой.

Задание на опре­деление первона­чальных сведений о стране, рассматри-

различие ис­торической и географиче­ской карт

5

условных знаков

вая ее карту

История в архитек-

2

Архитектурные

Архитектурный па-

Объяснить предназна-

Задание на опреде-

Нарисовать и

турных памятниках

памятники.

мятник, сфинкс, фа-

чение:

ление общего в раз-

описать ваш

История возникно-

раон, саркофаг,

а) пирамиды;

личных видах жи-

дом или село,

вения различных

бальзамирование,

б) саркофага;

лища.

город.

архитектурных

барельеф, портал,

в)акрополя;

Задание на объяс-

Перечислить

памятников:

фреска, изба, арка,

г) амфитеатра.

нение смысла тер-

архитектур-

а) Пирамида;

купол, акведук, пор-

Доказать, что город -

минов урока.

ные памятни-

б) Афинский

тик

архитектурный памятник.

Задание на описание

ки вашего го-

Акрополь;

Описать жилище: его

жилища или города.

рода.

в) Римский амфи-

предназначение

Задание на сравне-

Составить

театр.

и отличие от другого

ние различных ви-

рассказ

Город - архитек-

жилища.

дов жилищ или ар-

об истории

турный памятник.

Объяснить смысл тер-

хитектурных памят-

построения

История дома

минов

ников

вашего села, города или

дома

6

История вещей

1

Трапеза в разные

Трапеза, керамика,

Описывать, что стояло

Задание на нахож-

Нарисовать

и одежда в разные

времена.

сундук, буфет, гар-

на столе:

дение общего и раз-

одежду раз-

времена

Дом для одежды.

дероб, хитон,туника,

а) в замке;

личного в предметах,

ных народов,

Одежда в разные

тога, порты, кафтан

б) в греческом доме;

используемых во

используя

времена

в) в королевском двор­
це;

г) в русской избе иобъ­
яснить различия.

Описать иобъяснить предназначение, изме­нение шкафа, стула. Определить назначение различных видов одежды, кому принадлежала, почему?

время трапезы. Рассмотреть изме­нения, происходя­щие в одежде из ве­ка в век

дополни­тельную ли­тературу

7

История письмен­ности

1

Загадочные пись­мена:

а) иероглифы;

б) клинопись.
Рождение алфави­
та.

Материал для

письма.

Палеография

Иероглифы, клино­пись, папирус, глиня­ные дощечки, перга­мент, берестяные грамоты, палеогра­фия

Определять различие и общее между разны­ми видами письменно­сти.

Рассказывать о появ­лении алфавита. Объяснять значение терминов.

Объяснять назначение науки палеографии

Задание на опре­деление различных видов письменно­сти и материала для письма у раз­ных народов. Рассказывать о значении палео­графии

Составить сравнитель­ную таблицу различных видов пись­менности. Сочинить рассказ с использо­ванием тер­минов урока

88

Гербы, флаги, гимны, государств

1

Гербы, флаги, гим­ны государств. Российская госу­дарственная сим­волика

Герб, флаг, гимн, штандарт

Давать определения государственным символам. Знать составляющие элементы государст­венных символов

Задание на объяс­нение терминов и составление мини-рассказов. Рассказывать о значении государ­ственной символики

Составить герб своей семьи

9

Россия

mногонациональное госудаоство

1

Россия -многонациональ­ное государство

Государство, страна, народ, конституция, закон

Знать отличие государ­ства и страны. Уметь использовать данные понятия на практике

Работа с картой

Раздел 2. Жизнь первобытных людей (4 часа)

1,2

Первобытные собиратели и охотники

:

Предки человека. Расселение древ­нейшего человече-< iit. 1

Впииние природ­ных условий на жил к. порпобьпных людей.

Занятия и орудия труда.

Возникновение ис­кусства и религи­озных верований

Стоянки первобыт­ных людей на террито­рии нашей страны, края

Собирательство, стадо, родовая, лю­ди разумные, соро­дичи, колдовской об­ряд, верования ду­ша, религия, первобытные люди

Рассказать о расселении древнейшего человека. Описать портрет древ­нейшего человека. Объяснить, чем зани­мается, какими орудия­ми труда пользовался. Объяснить причину появления верований, религий.

Рассказать о возникно­вении первобытного ис­кусства

Задание на объяс­нение смысла тер­минов.

Задание на описание жизни первобытного человека. Задание на описа­ние орудия труда. Объяснение причин возникновения первобытного ис­кусства

Учебник §1-3, с. 8-17; рабочая тет­радь с. 3-14

3

Первобытные зем­ледельцы, скотово­ды

1

Соседская община. Переход от соби­рательства на зем­леделие и ското­водство.

Развитие ремесла. Обмен произве­денными продук­тами.

Зарождение нера­венства и знаний

Представ­ление пер­вобытных людей об окружаю­щем мире

Западная Азия, ста­рейшина, совет ста­рейшин, дух, жерт­ва, знать, племя, молитва, раб, ре­месленники, мотыга, гончарный круг

Описывать условия и образ земледельцев и скотоводов. Объяснить смысл исто­рических понятий урока. Устанавливать после­довательность разви­тия орудий труда и за­нятий древнего челове­ка.

Сравнить родовую об­щину и соседскую общи­ну.

Рассказать о жизни семей земледельца или скотовода

Задание на описа­ние предметов быта и орудий труда пер­вобытных земле­дельца и скотовода. Описать жизнь зем­ледельцев и ското­водов.

Объяснить причины возникновения ре­месла.

Задание на объяс­нение исторических терминов. Задание на сравне­ние родовой и со­седской общины. Подготовить рассказ о жизни древних земледельцев и ско­товодов

Учебник §4,5 с. 20-27; рабочая тетрадь с. 14-16 Подготовить сравнитель­ную таблицу «Родовая и соседская община». Составление кроссвордов

4

Повторительно-обобщающий урок: «Первобытный мир»

1

Значение перво­бытной эпохи в ис­тории человечест­ва.

Представление о переходе перво­бытности к цивили­зации.

Рассказывать о жизни и занятиях первобытного мира

Все понятия и зна­чения темы 1, вклю­чая понятия темы 3

Определить необходи­мый ответ из ряда предложенных. Объяснить историче­ские термины. Решать кроссворды

Тестирование, ре­шение кроссвордов, диктант (терминов)

Раздел 3. Древний Восток (14 часов)

5

Древний Египет

6

Древний Египет: географическое местоположение и природные усло­вия, население.• Труд, быт и жили­ще ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Мифы о богах

Государство, фараон, оазис, шадуф, вель­можа, налог, каномы, амулет, корабле­строители, колесни­цы, храмы, миф, му­мия, саркофаги, пи­рамида, статуя, рельеф, астрономия

Объяснить смысл тер­минов.

Показывать на карте положение Древнего Египта.

Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян.

Задание на работу с картой.

Составить рассказ-описание: «Жизнь и быт Фараона, жреца, земледельца, раба». Рассказ о мифах и религии египтян. Задание на изло­жение выводов и фактов.

Учебник § 6-12, с. 33-62; рабочая тет­радь с. 19-39. Составить кроссворд. Сделать ма­кет египет­ской пира­миды.

Возникновение и управление госу­дарством в Древ­нем Египте:

а) фараон -
повелитель Егип­
та;

б) жизнь египет­
ского царского
вельможи;

в)военные похо­ды фараонов.

Религия древних

египтян.

Культура Древнего

Египта:

а) храмы и пира­
миды;

б) письменность
и научные позна­
ния;

в) искусства;

г) древнеегипет­
ская школа.

Урок повторения по теме «Древний Египет»

Нарисовать характерные черты политического строя.

Выделить основные черты, присущие груп­пам населения. Объяснить назначение пирамид, гробниц, ста­туй, храмов

Работа с докумен­тами.

Определение дли­тельности сущест­вования Древнего Египта

Нарисовать схему управ­ления Древ­него Египта

6

Западная Азия в древности

5

Древнее Двуречье: а) местоположе­ние, природные условия, климат; б)население и его занятия; в) мифы и боги.

Древний Вавилон:

а) Хаммурапи и
его законы;

б) научные зна­
ния и литература.

Сказания о героях и богах

Двуречье, клино­пись, Вавилония, за­коны, оливки, коло­нии, алфавит, буква, Библия, Ветхий За­вет, библиотека, за­кон, ростовщик

Называть и показывать расположение Древне­восточных государств на карте.

Показывать передви­жения войск на карте. Уметь работать с исто­рическими документа­ми.

Называть хронологиче­ские рамки существо­вания Древневосточных

Установление хро­нологической по­следовательности развития стран. Ориентирование на географической карте.

Составление таб­лиц на сравнение: а) жизни и занятий людей стран За­падной Азии;

Учебник §13-19 с. 63-90; рабочая тет­радь с. 39-68. Подготовить сравнитель­ные таблицы

Восточное Среди­земноморье:

а) Финикия и Па­
лестина. Населе­
ние и его заня­
тия;

б) ремесла, тор­
говля;

в) религия.
Ассирийская дер­
жава:

а) местоположе­
ние;

б) военное искус­
ство;

в) ассирийское
искусство, биб­
лиотеки.

Персидская дер­жава «Царя Ца­рей».

Культура народов Западной Азии в древности:

а) письменность;

б) мифы;

в) Библия, храмы

государств. Сравнивать религии египтян и жителей За­падной Азии. Объяснять: цепи, моти­вы, результаты законов Хаммурапи. Выделять общее и осо­бенное в образе жизни и занятий жителей Древнего Египта и Западной Азии. Сравнивать культуру Передней Азии и Древ­него Египта. Определять хронологи­ческие рамки

б) религиозных
учений;

в) политического
управления;

г) письменности

в Древнем Египте, Междуречье и Финикии. Описание памятников культу­ры

7

Древняя Индия и Китай

2

Древняя Индия:

а) природные ус­
ловия;

б) занятия насе­
ления;

в) религиозные
верования, ле­
генды, сказания;

г) касты.
Древний Китай:

а) природные ус­
ловия;

б) занятия насе­
ления;

в) империя Цинь.
Император и
подданные.

Джунгли, хлопчат­ник, тростник, каста, бамбук, конфуциан­ство, гунны, буд­дизм, индуизм, ком­пас, бумага, шелк, император

Называть хронологиче­ские рамки существова­ния Древней Индии и Древнего Китая. Соотносить периоды существования Древней Индии и Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особен­ностях природных усло­вий Индии и Китая. Описывать условия и образ жизни, занятия людей Древнего Китая и Индии.

Задание на опреде­ление деятельности существования Древней Индии и Китая.

Задание на работу с картой.

Задание на подго­товку рассказа об особенностях при­родных условий Ин­дии и Китая. Задание на выявле­ние общего в образе жизни и занятия лю­дей в Индии и Китая.

Учебник §20-23 с. 91-110. Подготоёить таблицу по сравнитель­ным линиям «Древний Восток»: а) природные условия; б)основные слои населег ния;

в)управле­ние государ­ством;

Религиозно фило­софские учения, Конфуций

Составлять описание индийский и китайских храмов, выявлять общее и особенное. По единичным истори­ческим фактам опреде­лять общее значение. Называть существенные черты политического устройства Индии и Ки­тая.

Выделять характерные черты положения основ­ных групп населения. Сравнивать религиозные верования Индии и Китая. Называть имена наибо­лее известных правите­лей Древнего Востока

Задание на анализ фактов, явлений. Задание на выбор из предложенных имен правителей Индии и Китая.

Задание на сравне­ние политического устройства Индии и Китая.

Задание на раскры­тие основных черт в занятиях людей Индии и Китая. Задание на выявле­ние общего и осо­бенного в религиоз­ных верованиях Ин­дии и Китая

г) занятие на­
селения;

д) религиоз­
ные верова­
ния;

е)знания об

окружающем

мире;

ж) письмен­
ность;

з) архитек­
турные па­
мятники.
Подготовка к
итоговому
уроку.

Рабочая тет­радь

с. 69-75

8

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку». Культурное насле­дие Древнего Вос­тока

1

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру

Все понятия разде­ла 3

Читать карту с опорой на легенду. Поиск информации в учебнике и помещенных там документах. Описывать историче­ские объекты и куль­турные памятники. Рассказать о жизни и занятии людей

Раскрыть

основные понятия. Выбрать необходи­мую информацию. Выявить общее и разное в культуре стран Древнего Востока.

Работа с докумен­тами. Работа с картой

Учебник, повторить §6-23 с. 33-110; рабочая тет­радь с. 75-79


/низм (17 часов)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    ... планирование курса Всеобщая историяДревнегомира учебник под ред. Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Е.В.Сизова, А.А.Николаева Рабочаяпрограммапоистории, 6 классПояснительнаязапискаПрограммакурса «История России с древнейших ...
  2. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    ... планирование курса Всеобщая историяДревнегомира учебник под ред. Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Е.В.Сизова, А.А.Николаева Рабочаяпрограммапоистории, 6 классПояснительнаязапискаПрограммакурса «История России с древнейших ...
  3. Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)

    Пояснительная записка
    ... Пояснительнаязаписка к рабочейпрограммепоисториидревнегомира (5 класс) Данная рабочаяпрограмма ... ИсторияДревнегомира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009 г. 2. Атлас и контурные карты поисторииДревнегомира. 5 класс. Основные цели курса ... задачи, ...
  4. Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка к рабочейпрограммепоисториидревнегомира (5 класс) Рабочаяпрограмма учебного курса «История» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента ...
  5. Рабочая учебная программа по истории древнего мира в 5 классе

    Программа
    ... Татарстан Рабочая учебная программапоисторииДревнегомира в 5 классе Год разработки 2011 г. Срок реализации программы 2011-2012 г.г. Рабочаяпрограмма составлена ...

Другие похожие документы..