Главная > Основная образовательная программа

1

Смотреть полностью

УТВЕРЖДАЮ

Ректор МАИ

_________________А.Н. Геращенко

«____» ___________ 2010 г.

Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

160700 - «Двигатели летательных аппаратов»

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Нормативный срок освоения программы - 2 года

  1. Требования к результатам освоения основной

образовательной программы

Выпускник по направлению подготовки 160700 «Двигатели летательных аппаратов» с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями.

а)общекультурными (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);

- использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);

- способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК- 5);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6);

- способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК- 7).

б) профессиональными (ПК)

производственно-технологической деятельности:

    - способностью осуществлять проектирование технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПК-1);

- способностью разрабатывать нормы выработки, технологические нормативы на расход рабочих материалов, топлива, электроэнергии, а также осуществлять выбор оборудования и технологической оснастки (ПК-2);

- способностью разрабатывать технические задания на проектирование и изготовление нестандартного оборудования и технологической оснастки (ПК-3);

- способностью обеспечивать технологичность изделий и процессов изготовления изделий машиностроения (ПК-4);

- способностью оценивать экономическую эффективность технологических процессов (ПК-5);

- способностью исследовать и анализировать причины брака в производстве и разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению (ПК-6);

- способностью разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства (ПК-7);

- способностью выбирать системы обеспечения экологической безопасности при проведении работ (ПК-8).

организационно-управленческая деятельность:

- способностью организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях различных мнений, определять порядок выполнения работ (ПК-9);

- способностью осуществлять поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-10);

- способностью осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений (ПК-11);

- способностью подготавливать заявки на изобретения и промышленные образцы (ПК-12);

- способностью проводить оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности (ПК-13);

- способностью организовывать работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий и их элементов с разработкой проектов стандартов и сертификатов (ПК-14);

- способностью организовывать повышение квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности (ПК-15);

-способностью к организации работ по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов (ПК-16);

- способностью к проведению маркетинга и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентноспособных изделий (ПК-17);

- способностью разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-18);

- способностью управлять программами освоения новой продукции и технологии (ПК-10);

- способностью координировать работу персонала для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийного производства (ПК-20).

научно-исследовательской деятельности:

- способностью разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, подготавливать отдельные задания для исполнителей (ПК-21);

- способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований, выбирать средства и методы решения задач (ПК-22);

- способностью разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить обработку и анализ результатов (ПК-23);

способностью разрабатывать физические и математические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности (ПК-24);

способностью осуществлять подготовку научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований и разработок (ПК-25);

проектная деятельность:

  • способностью осуществлять подготовку заданий на разработку проектных решений (ПК-26);

  • способностью проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты и патентноспособности новых проектных решений и определения показателей технического уровня проектируемых изделий (ПК-27);

  • способностью составлять описания принципов действия и устройства проектируемых деталей и узлов машиностроительных конструкций с обоснованием принятых технических решений (ПК-28);

- способностью разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты сложных изделий с использованием средств автоматизированного проектирования и передового опыта разработки конкурентноспособных изделий (ПК-29);

  • способностью проводить технические расчеты по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых изделий и конструкций (ПК-30);

  • способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения по реализации разрабатываемых проектов и программ (ПК-31);

  • способностью проводить оценку инновационных потенциалов проектов (ПК-32);

  • способнеостью проводить оценку инновационных рисков коммерциализации проектов (ПК-33).

Социально-личностные, экономические, организационно-управленческие и общенаучные компетенции служат фундаментом, обеспечивающим специалисту мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению в дальнейшем послевузовского образования.

2. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Направление подготовки: 160700 Двигатели летательных аппаратов.

Профиль подготовки: 1.Авиационные ВРД

2. Наземное применение авиационных технологий

3. Авиационные ДВС

4. Технология производства авиационных ГТД

5. Силовые установки летательных аппаратов

6. Ракетные двигатели на жидком топливе

7. Ракетные двигатели на твёрдом топливе

8. Двигатели двухсредных аппаратов

9. Авиационная и ракетно-космическая теплотехника

10. Криогенные технологии в авиационной и ракетно- космической технике

11. Нанотехнологии в авиационной и ракетно-

космической технике

12. Электроракетные двигатели

13.Энергетические установки

Квалификация (степень) выпускника – магистр.

Нормативный срок обучения – 2 года.

Форма обучения – очная.

Обеспечивающие кафедры

п/п

Наименование циклов, разделов ООП, модулей, дисциплин, практик

Трудоемкость

Распределение по семестрам

Виды учебной работы

Формы промежуточной аттестации

Общая

в зачет. ед.

В часх

общая/аудиторная

1

2

3

4

М.1. Общенаучный цикл

16

1368/

Базовая часть

10

720/

201

1

Методология научных исследований

4

144

+

Л, С

Э

005

2

Деловой иностранный язык

6

180

+

+

+

+

Л, С

Зч.

Вариативная часть,

6

216/

003

6

Политология

3

108

Л, С

Э

003

8

Правоведение

3

108

Л, С

Зч.

в т.ч. дисциплины по выбору студента

М.2. Профессиональный цикл

50

1800/

Базовая (общепрофессиональная) часть

10

360/

501

1

Экономика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

5

180

+

201

2

Современные проблемы создания двигателей ЛА

5

180

+

Вариативная часть

40

1440/

204

1

Авиационная и ракетно-космическая теплотехника

4

144

201

2

Компьютерные технологии проектирования двигателей ЛА

4

144

в т.ч. дисциплины по выбору студента

Профиль 1: Авиационные ВРД

32

1152/

201

1

Прикладная гидрогазодинамика авиационных ВРД

4

144

201

2

Системное проектирование авиационных ВРД

4

144

201

3

Газодинамическое проектирование проточной части авиационных ВРД

5

180

203

4

Анализ и оптимизация конструкции авиационных ВРД

4

144

205

5

Современные технологии производства авиационных ВРД

4

144

203

6

Системный анализ и методология оптимального проектирования ВРД

4

144

201

7

Современные методы экспериментальных исследований ВРД

3

108

201

8

Современные методы автоматического управления ВРД

4

144

Профиль 2: Наземное применение авиационных технологий

32

1152/

Профиль 3: Авиационные ДВС

32

1152/

Профиль 4: Технология производства авиационных ГТД

32

1152/

Профиль 5: Силовые установки летательных аппаратов

32

1152/

Профиль 6. Ракетные двигатели на жидком топливе

32

1152/

Профиль 7. Ракетные двигатели на твёрдом топливе

32

1152/

Профиль 8. Двигатели двухсредных аппаратов

32

1152/

Профиль 9. Авиационная и ракетно-космическая теплотехника

32

1152/

Профиль 10. Криогенные технологии в авиационной и ракетно-космической технике

32

1152/

Профиль 11. Нанотехнологии в авиационной и ракетно-космической технике

32

1152/

Профиль 12.

Электроракетные двигатели

32

1152/

Профиль 13.

Энергетические установки

32

1152/

М.3. Практики и научно-исследовательская

работа

30

1080

Производственные практики

15

540

Научно-исследовательская работа

15

540

М.4. Итоговая государственная аттестация

24

864

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

4320

Бюджет времени, в неделях

Курсы

Теоретическое обучение

Экзамена-ционная сессия

Практики

Научно-исследовательская практика (работа)

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

Всего

I

34

7

4

7

52

II

17

6

6

14

9

52

Итого

51

13

4

6

14

16

104

Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах):

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 66

Практики и научно-исследовательская работа 30

Итоговая государственная аттестация 24

Итого: 120 зачетных единиц

3. Примерные программы дисциплин

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

М.1

Общенаучный цикл

Базовая часть

Деловой иностранный язык

Вариативная часть

Дисциплины по выбору студента

М.2

Профессиональный цикл

Базовая часть

Вариативная часть

Дисциплины по выбору студента

М.3

Практика и научно-исследовательская работа

УТВЕРЖДАЮ

Ректор института

_______________ А.Н. Геращенко

«___» __________ 2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Системное проектирование авиационных ВРД»

Направление подготовки: Двигатели летательных аппаратов

Профиль подготовки: Авиационные ВРД

Квалификация выпускника: - магистр

Форма обучения: очная

г. Москва 2010г.

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины - дать студенту знания в области теоретических основ системного проектирования воздушно-реактивных двигателей (ВРД).

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Теория и расчет авиационных двигателей» входит в состав «Профессионального цикла»

Дисциплине должны предшествовать:

- Механика жидкости и газа;

- Термодинамика;

- Теория и расчет лопаточных машин ВРД.

- Теория и расчет ВРД.

Обучаемые должны знать теорию перечисленных предметов, уметь использовать полученные знания для изучения данной дисциплины и понимания функций, силового назначения, существующих вариантов элементов конструкции двигателя и его систем.

Дисциплина необходима для изучения:

- выполнения итоговой работы;

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • основные связи параметров и характеристик воздушно-реактивных двигателей и самолетов;

  • методы анализа воздушно-реактивных двигателей в системе самолета;

  • принципы оптимизации параметров и характеристик воздушно-реактивных двигателей в системе самолета;

  • принципы формирования газодинамического облика проточной части авиационных ГТД;

  • методы оценки массо-габаритных характеристик двигателя и силовой установки;

уметь:

  • проводить проектные работы по выбору параметров и формированию газодинамического облика проточной части авиационных двигателей для летательных аппаратов заданных классов и назначений;

  • использовать системы автоматизированного проектирования воздушно-реактивных двигателей:

владеть:

- авиационной терминологией;

- методами проектирования ВРД различного назначения.

- перспективными методами проектирования ГТД для самолетов различных классов и назначений.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 144 часа (4 зачётных единиц).

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы

аудит/СРС в час

Контроль

ЛК

ЛР

ПЗ

Экс.

1

Цели и задачи системного проектирования воздушно-реактивных двигателей

2

1

2/

-

-

-

-

2

Двигатель как элемент системы “летательный аппарат”. задачи согласования  двигателя и самолета

2

2

2/

-

-

-

Опрос

3

Основные связи параметров, показателей и характеристик двигателя и самолета. Параметры согласования

2

3

2/2

-

-

-

Опрос

4

Математическое моделирование характеристик планера самолета в задачах согласования двигателя и ЛА

2

3-4

4/2

4/2

-

-

Опрос

5

Силовая установка, ее состав и массо-геометрические характеристики 

2

4-5

4/4

-

-

-

Опрос

6

Характеристики входных и выходных устройств при различных их компоновках на самолете

2

5-7

6/4

4/2

4/2

-

Опрос

7

Эффективные характеристики силовых установок

2

7-8

4/2

-

4/2

-

Опрос

8

Баланс масс и условия существования самолета. Влияние на него параметров силовой установки

2

8

2/2

-

-

-

Опрос

9

Согласование двигателя с самолетом на взлетных режимах

2

9

2/2

-

-

-

Опрос

10

Согласование двигателя с самолетом на крейсерских участках полета

2

9-10

4/2

-

-

-

Опрос

11

Согласование двигателя с самолетом на участках разгона-набора высоты и снижения-торможения

2

10

2/2

-

-

-

Опрос

12

Оптимизация управления силовой установкой и самолетом (4 ч., СРС 1ч.)

2

10-13

4/2

-

-

-

Опрос

13

Оптимизация параметров двигателя в системе самолета

2

14-15

4/2

-

-

-

Опрос

14

Основные принципы формирования газодинамического облика проточной части авиационных ГТД

2

15-16

2/2

-

-

-

Опрос

15

Влияние параметров рабочего процесса на облик проточной части авиационных ГТД

2

16

2/2

-

-

-

Опрос

16

Выбор формы проточной части лопаточных машин авиационных ГТД

2

15-16

2/2

Опрос

17

Согласование проточных частей газогенераторов и турбовентиляторов в системе двигателя

2

16-17

2/2

Опрос

18

Основные направления в проектировании перспективных авиационных ГТД

2

17

2/2

Опрос

5. Образовательные технологии

1. Лекции.

2. Лабораторные работы и практические занятия, проводимые в интерактивной форме при изучении натурных образцов авиационных двигателей в учебной лаборатории кафедры.

3. Проведение экскурсии в музей авиационных ГТД.

4. Проведение встреч студентов с представителями авиадвигательной промышленности.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента.

1. Оценка текущей успеваемости студентов проводится дважды в семестре преподавателем на основе оценки знаний и навыков студента при проверке его готовности к её выполнению и при сдаче выполненной работы. В процессе выполнения лабораторной работы студент по заданию преподавателя делает эскизы двигателей и анализирует их. Проверка эскизов и анализа студентом начерченной конструкции позволяет преподавателю оценить знания и навыки студента.

2. Оценка итогового усвоения материалов дисциплины проводится по экзаменационным билетам во время экзаменационной сессии.

3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента состоит из следующих пособий:

А). Агульник А.Б., Бакулев В.И., Голубев В.А., Кравченко И.В., Термогазодинамические расчеты и расчет характеристик авиационных ГТД. Учебное пособие.: М., МАИ, 2002г.

Б). Бакулев В.И., Голубев В.А., Козленко Б.А. и др. Исследование характеристик ВРД / лабораторные работы по курсу ";Теория и расчет ВРД";. М.: МАИ, 1991.

В учебных пособиях даётся описание содержания формы выполнения и перечень вопросов для проверки студентом своих знаний, необходимых для выполнения задания по каждой лабораторной работе.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник/ В.И.бакулев, В.А.Голубев, Б.А.Крылов и др.: Под редакцией В.А.Сосунова, В.М.Чепкина – М.: Изд-во МАИ, 2003. – 688с.

  1. Румянцев С.В., Сгилевский В.А. Системное проектирование авиационного двигателя. М.: МАИ, 1991. - 80с.

  2. Румянцев С.В., Сгилевский В.А. и др. Определение наивыгоднейших параметров двигателя при системном проектировании с помощью САПР: Учебное пособие. - М.: МАИ, 1987. - 64с., ил.

  3. Быков Н.Н. Газодинамические расчеты компрессоров и турбин авиационных ГТД с использованием ЭВМ.: Учебное пособие. - М.: МАИ, 1991. - 88с.

  4. Проектирование самолетов.: Учебник для вузов/ под ред. С.М.Егера - 3-е изд. М.:Машиностроение, 1983. - 616с.

  5. Задябин В.М., Митрофанов А.А., Митрохин В.Т. Расчет на ЭВМ многоступенчатого компрессора по среднему диаметру и высоте лопатки. Учебное пособие./ Под ред. О.Н.Емина.- М.:МАИ, 1986. - 77с.

  6. Югов О.К., Селиванов О.Д. Основы интеграции самолета и двигателя / Под общ. ред. О.К.Югова. - М.: Машиностроение, 1989. - 304с.: ил.

Дополнительная литература:

  1. Двигатели авиационные. Термины и обозначения. ГОСТ 25431-82.

  2. Атмосфера стандартная, параметры. ГОСТ 4401-81.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Образцы авиационных двигателей (см. Приложение)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Двигатели летательных аппаратов» для профиля подготовки «Авиационные ВРД».

9. Список разработчиков ПрООП, экспертов

Разработчики:

МАИ кафедра 201профессорА.Б.Агульник

МАИ кафедра 201доцентС.А.Гусаров

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)

    Основная образовательная программа
    ... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...
  6. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    ... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...

Другие похожие документы..