Главная > Материалы для подготовки


Исходный текст №16.

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Приложение к занятию. Фрагменты работ

Вариант 1.

1. Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному.

Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.

2. Жизнь каждого человека порой строится по законам джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба противоположных точек зрения по тому или иному вопросу.

Текст Л.Павловой также посвящён теме спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою позицию любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора.

Вариант 2

1В.Г.Костомаров рассуждает о значении негативных изменений в обществе. К чему же они приводят? К проблеме, которая заключается в том, что данные процессы отражаются пагубно на культуре и речи человека.

Автор понимает, что многие люди «недовольны языком». Но нет смысла его исправлять.

2Наш язык очень «вместителен». Иностранные слова и выражения легко приживаются в нашей речи, но так ли это хорошо? Какое влияние на самом деле оказывают на неё заимствованные слова?

В данном тексте В.Костомаров раскрывает проблему бережного отношения к родному языку.

3Велик и могуч наш русский язык. Какие громкие слова! Если эту фразу произнесет современный человек, то, вероятно, он не поймёт смысла, который хотел передать автор данного изречения. Из-за негативного изменения в общества происходит негативное изменение русского языка. Как остановить этот быстротечный процесс? Именно над этой проблемой заставляет задуматься нас известный языковед В.Г.Костомаров

Задание для самостоятельной работы

Исходный текст №17:

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним англий­ским фермером, гостеприимством которого я однажды восполь­зовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность! - горячился фермер. - (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заня­ты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений теле­визоры играют не первую роль, я всё же однажды написал ста­тью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в де­ревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребля­ют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я ог­лянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднима­ются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, по­следний - неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте сто­ит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На треть­ем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концер­ты, «Огонек».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (По В. Солоухину)

Перед вами фрагменты сочинений. Какой из фрагментов, на ваш взгляд, наиболее удачен. Предложены ли формулировки разных проблем? В каком(-их) фрагменте(-ах) нет чёткой формулировки проблемы, затрагиваемой автором текста? С чем можно поспорить?

1)На дворе ХХI век, век информационных технологий. Теперь уже никого не удивишь не то что магнитофоном или телевизором, но и компьютером. А так ли это хорошо на самом деле, как думают многие?

В данном тексте Владимир Солоухин касается нескольких проблем, в том числе проблемы пассивного отношения к жизни…

2) В данном тексте автор касается проблемы нравственного воспитания людей. Эта проблема актуальна и в наши дни. Ведь сейчас люди интересуются совсем другими вещами, не такими, как раньше…

3) В прочитанном мною тексте В.Солоухин говорит о техническом прогрессе, который вырабатывает пассивность у человека.

Это очень важная и серьёзная проблема в наши дни. Телевизоры, компьютеры и другие вещи заставляют отказаться человека от активной и развивающей его жизни…

Р. Напишите свой вариант.

Блок 4. Как прокомментировать проблему.

Теоретический материал

Комментировать – объяснять, пояснять.

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.

Концепционный комментарий

Примерные вопросы:

  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)

  • Насколько она злободневна?

  • Что делает её злободневной?

  • Традиционна ли эта проблема или нова?

  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Речевые клише

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …

Текстуальный комментарий

Примерные вопросы:

  • С кем спорит и с кем соглашается автор?

  • Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения)?

  • Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом?

  • На какие авторитетные мнения ссылается автор?

Дидактический материал

Задание №1

Напишите комментарий к проблеме, обозначенной во фрагменте сочинения:

Исходный текст №18:

(1)3олотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг.

(2)Но где же раздобыть такую? (3)Пожалуй, нужно заказать столяру. (4)Но я ограничиваюсь только мечтой, как будто трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. (5)Увы, всё же не зову, и мечта почему-то остается неисполненной.

(6)Может быть, не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? (7)Наверно, теперь её продают (8)Помню эти золотые с тиснёным рисунком листы, которые так украшали детство. (9)Для чего они продавались? (10)Кажется, они применялись при изготовлении ёлочных игрушек. (11)Лист был величиной с нормальный лист писчей бумаги, обратная сторона которого, в данном случае хочется сказать подкладка, была белая и какая-то странная, чуть-чуть пушистая. (12)На ней был тиснёный рисунок с цветами.

(13)Может быть, я не могу осуществить свою мечту потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. (14)Всё же это золотая полка, а на ней долж­ны стоять золотые книги, которые трудно собрать.

(15)Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. (16)Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатле­ние да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подроб­ностях. (17)Нет, этого не происходит. (18)Разумеется, мы знаем, о чём в основ­ном идёт в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. (19)Безусловно, так. (20)Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (21)Каждый из нас в течение всей жизни соби­рает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь. (По Ю. Олеше)

Фрагмент сочинения:

В последнее время чтение, литература утратили своё значение. И это действительно так. Задумайтесь, как часто мы берём в руки книги? Что именно мы читаем? И что значит для нас книга вообще?

Передо мной размышления известного русского писателя Ю.Олеши. Он рассуждает о создании ";золотой полки"; и поднимает проблему роли чтения в нашей жизни.

Возможное продолжение:

Автор находит новый поворот этой, казалось бы, избитой темы. Отталкиваясь от привычного понятия «золотая полка», Олеша создаёт своё, более ёмкое и значительное, и таким образом воздействует на мысли и чувства читателя. Он показывает, насколько важно иметь свой список любимых произведений, ведь сопереживая героям, человек учится тоньше реагировать на эмоции и чувства окружающих, «лучше понимать жизнь».

Задание №2. Прочитайте фрагмент сочинения и дополните п.3 текстуальным комментарием:

Исходный текст №19:

(1)…Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. (2) Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. (3) Часто бывает так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. (4) Часто, в душевном бессилиии, воскликнешь: «Боже! Где же наконец берег всего?». (5) Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь, - ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.

(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучше прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.

(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников…

(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.

(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла. (Н.В.Гоголь)

Фрагмент сочинения:

1. Вступление

Жизнь каждый миг готовит нам сюрпризы – приятные и неприятные. От того, насколько достойно мы преодолеем все невзгоды, зависит наш характер, наша судьба. Именно этой теме, на мой взгляд, посвящён прочитанный мною текст известного русского писателя Н.В.Гоголя.

2. Проблема

Автора волнуют конкретные вопросы: какова роль недугов, болезней в жизни человека? Всегда ли физические страдания изнуряют нас, делают бессильными?

3. Комментарий

Проблема, обсуждаемая писателем, безусловно, относится к категории нравственных. Более того, её можно назвать и философской, поскольку она связана с жизнью человека, его предназначением в этом мире. В данном тексте обозначенная проблема предстаёт в новом свете. Повествование ведётся от лица самого автора, что придаёт рассуждениям особую проникновенность…

Блок 5. Формулируем позицию автора

Теория

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …

Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор)…

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)…

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…

Автор показывает негативную сторону нашей жизни…

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы…

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…

В словах автора звучит мнение большинства людей…

Автор пытаться найти в читателе единомышленника…

Автор пытается понять, почему …

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо…

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Авторская позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…

Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…

Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…

Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.


Дидактический материал

Задание 1. Продолжите рассуждения по тексту Н.Долининой, дополнив его определением авторской позиции.

Исходный текст №20 :

(1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2)Во всяком случае, я не знала. (3)Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4)И ещё: духовное богатство. (5)Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6)Внутренний мир - это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству - так я думала.

(7)И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8)Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9)Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10)Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11)Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12)Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13)Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман - из тумана вдруг послышались звуки. (14)Я не сразу поняла: это был рожок. (15)Древний пастушеский рожок - почти забытое искусство. (16)Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17)И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение - всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18)Глаза мальчика заблестели. (19)Он смотрел и смотрел и слушал - не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка - или вдохновенное лицо мальчика.

(20)Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (21)С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу. (Н. Долинина)

Фрагмент сочинения:

От чего зависит богатство внутреннего мира человека? От возраста? От образования? От умения постичь человеческую психологию? Именно над вопросом об истинном содержании понятия духовного богатства размышляет известный литературовед, исследователь русской классики Н.Долинина.

Эта нравственная проблема актуальна во все времена и будет оставаться такой, пока существует на земле жизнь. «Человек – целый мир», - сказал кто-то из великих. Чтобы постичь этот мир, не хватит и вечности.

Звучание этой проблемы в тексте Н.Долининой удивляет нас свежестью и новизной. Автор отталкивается от традиционного представления о духовности как интеллигентности, воспитанности, образованности и выводит свою формулу понятия богатого внутреннего мира на основании личного жизненного опыта.

Таким образом, по мнению автора, …

Вариант выполнения задания:

Таким образом, по мнению Н.Долининой, богатство души человека зависит не от степени его образованности, не от количества прочитанных книг, объёма знаний по музыке и театральному искусству. Духовно богатым человеком, как считает автор, будет тот, кто исполнен доброты и терпимости, кто понимает и принимает душой красоту мира.

Задание 2. Определите авторскую позицию по проблеме: Может ли счастье человека, смысл его жизни зависеть от того, кто его окружает, от того, в каком обществе он живёт?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (для старшей школы) i пояснительная записка

    Пояснительная записка
    ... ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ) I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА «Инновационная образовательная программа по английскому языку для ... Материалыдля ... другой формат: ... дидактической ... дляподготовки к ЕГЭ ... , 1998. – 56 с. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / К. Д. ...
  2. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 5 г

    Пояснительная записка
    ... сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение ... графических материалов. Выразительность материаловдля ... представлены дидактические единицы ... товара. Подготовкапояснительнойзаписки. Презентация ... в форматеЕГЭ). Одной ...
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка основу рабочей программы составляют следующие документы

    Рабочая программа
    ... для этих двух классов пояснительнуюзаписку, тематическое планирование, кон­спекты уроков и контрольно-измерительные материалы ... Л.М. Дидактическиематериалы к ... ма­териалыдляподготовки ... Сочинение на основе исходного текста (за­дание С в форматеЕГЭ ...
  4. Русский язык пояснительная записка (2)

    Программа
    ... сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение- ... формате MP3, дополнительные материалы к урокам, проекты, дополнительные тренировочные задания дляподготовки ... и дидактическихматериалов. Электронная ... . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Общая ...
  5. Пояснительная записка рабочая программа для обучения учащихся 10-11 классов моу гимназии № 63

    Пояснительная записка
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа для обучения ... материалом в форматеЕГЭдляподготовки к итоговой аттестации. Учебник Учебные пособия для учащихся Методические и дидактические пособия для ... .26 Мини-диалоги Сочинение-рассуждение по картине ...

Другие похожие документы..