Главная > Материалы для подготовки


Исходный текст №3:

(1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я.

(2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя.

(3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!

(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!

(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил - и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других. (Ю. Котлярский)

Исходный текст №4:

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22ДНад этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (по В. Солоухину)

Исходный текст №5

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Оп­ределённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд.

(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образова­ния диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консерватив­ной и стабильной, а система воспитания - национально-патриотической (со всеми положитель­ными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либераль­ной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно ста­бильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного простран­ства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лице­ев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Синга­пур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специа­листов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать? (По М. Мартынову)

Исходный текст №6:

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него, - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе. (Н. Гоголь)

Вопросы самоконтроля:

  • Что такое проблема?

  • Назовите способы формулировки проблемы

  • Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

  • С помощью каких конструкций можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста.

Задание для самостоятельной работы: подобрать небольшой фрагмент художественного или публицистического текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором.

Практическая работа по теме « Самостоятельно формулируем проблему, обсуждаемую автором текста».

Цель: 1. Познавательный аспект: научиться понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте;

2. Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление.

3. Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах.

Форма занятия: практическая работа по группам

Оборудование: тетрадь, карточки с заданиями, памятки

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивирование. Сообщение темы занятия, показ практической значимости изучения данной темы. Обсуждение плана работы

3. Актуализация знаний

  • Что такое проблема?

  • Какие известны способы формулировки проблемы?

  • С какими существительными сочетается слово «проблема»?

  • С какими глаголами сочетается слово «проблема»?

  • Назовите конструкции, с помощью которых можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста?

  • В чём отличие темы от проблемы?

4. Самостоятельная работа в группах. Каждая из трёх групп работает с двумя текстами и заданиями.

Задания для практической работы

Группа №1. Тема: «Формулируем проблему, обсуждаемую автором исходного текста»

Текст№7. Выразительно прочитайте текст:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому).

Какая проблема не затрагивается К.Г.Паустовским?

1) проблема отцов и детей;

2) проблема материнской любви;

3) проблема одиночества;

4) проблема старости

Текст №8. Выразительно прочитайте текст:

Орел и воробьи. Сказка-притча

(1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”.

(6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.

(8) И сказал тогда Орел воробьям:

- Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.

(12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”…

(14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

(15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Какая проблема затрагивается в сказке-притче?

1) В чем цель и смысл жизни?

2) Обывательская, мещанская жизнь – это настоящая жизнь.

3) Столкновение двух крайних точек зрения на цель и смысл жизни.

4) Жизнь, наполненная смыслом, есть подлинная, достойная жизнь.

Задание: напишите вступление и сформулируйте проблему по одному из предложенных текстов


Задание для группы №2

Тема: «Формулируем проблему»

Текст№9. Выразительно прочитайте текст:

(1) Есть много книг о «хороших манерах». (2) Эти книги объясняют, как дер­жать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. (3) Но люди обычно мало черпают из этих книг. (4) Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

(5) Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (6) Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

(7) В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы чело­век не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

(8) Надо уметь не мешать друг другу. (9) Поэтому не надо шуметь. (10) По­этому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. (11) Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.

(12) И не надо класть локти на стол - опять-таки, чтобы не мешать соседу. (13) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

(14) Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. (15) И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к природе.

(16) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходи­мость уважительного отношения к другим. (17) А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их при­менять. (По Д. Лихачеву)

Какова основная проблема прочитанного текста:

  1. проблема чтения;

  2. проблема поведения за столом;

  3. проблема этики, хороших манер;

  4. проблема бережного отношения к людям, к природе

Текст №10.

Прочитайте выразительно текст:

(1)Выросла рябинка при дороге.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого до­щатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подрос­ток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как кос­тер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись

на­встречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы по­сле крепкого рукопожатия.

(8)Шла мимо девочка. (9)Увидела рябинку, поахала.

(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка - это ведь так мало, ниче­го с деревцем не случится.

(12)И она была по-своему права.

(13)Ехал на машине усатый дядька.

(14) - Ух ты... (15)Прямо картинка... (16)Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затреща­ли под его сильной рукой.

(19) - Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20)Что ж, он был по-своему прав.

(21)Под вечер шли туристы.

(22) - Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23)Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24)3ря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)Мы народ орга­низованный, должны подавать пример...

(26)Шел в сумерках влюбленный.

(27) - Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и су­мел-таки дотянуться.

(31) - Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32)А Люсень­ка обрадуется.

(33)На другой день приехал хозяйственник.

(34) - Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.(35) - Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит.

(38)И он по-своему был прав.

(39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте?

1) проблема взаимоотношений человека и природы;

2) проблема ответственности каждого за свои поступки;

3) проблема умения ценить красоту;

4) проблема состояния окружающей среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (для старшей школы) i пояснительная записка

    Пояснительная записка
    ... ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ) I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА «Инновационная образовательная программа по английскому языку для ... Материалыдля ... другой формат: ... дидактической ... дляподготовки к ЕГЭ ... , 1998. – 56 с. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / К. Д. ...
  2. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 5 г

    Пояснительная записка
    ... сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение ... графических материалов. Выразительность материаловдля ... представлены дидактические единицы ... товара. Подготовкапояснительнойзаписки. Презентация ... в форматеЕГЭ). Одной ...
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка основу рабочей программы составляют следующие документы

    Рабочая программа
    ... для этих двух классов пояснительнуюзаписку, тематическое планирование, кон­спекты уроков и контрольно-измерительные материалы ... Л.М. Дидактическиематериалы к ... ма­териалыдляподготовки ... Сочинение на основе исходного текста (за­дание С в форматеЕГЭ ...
  4. Русский язык пояснительная записка (2)

    Программа
    ... сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение- ... формате MP3, дополнительные материалы к урокам, проекты, дополнительные тренировочные задания дляподготовки ... и дидактическихматериалов. Электронная ... . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Общая ...
  5. Пояснительная записка рабочая программа для обучения учащихся 10-11 классов моу гимназии № 63

    Пояснительная записка
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа для обучения ... материалом в форматеЕГЭдляподготовки к итоговой аттестации. Учебник Учебные пособия для учащихся Методические и дидактические пособия для ... .26 Мини-диалоги Сочинение-рассуждение по картине ...

Другие похожие документы..