Главная > Материалы для подготовки


ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

Исходный текст М.Агеева

Сочинение ученицы:

Передо мной фрагмент из произведения М.Агеева «Роман с кокаином». Писатель рисует образ жалкой женщины, каждое слово вызывает сочувствие: «облысевшая шубёнка», «смешной капор», «седые волосики», «беспомощно вглядывалась». Герой, мальчик Вадим, стыдится своей матери, смеётся над нею вместе со своими одноклассниками. В противостоянии матери сына вырисовывается проблема взаимоотношений между ними, проблема отцов и детей.

Эта нравственная проблема, к сожалению, вечная. О разногласиях, непонимании людей разных поколений мы читаем в произведениях И.С.Тургенева, А.Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Этот вопрос часто становится предметом обсуждения среди психологов, педагогов, журналистов, простых людей в частных беседах, на радио, на телевидении.

Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.

Нельзя не согласиться с мыслями М.Агеева о том, что родители, пусть не до конца понимающие нас, – это самое святое в жизни. К ним мы приходим в трудную минуту за помощью, советом, добрым словом.

Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Вспомним, например, героев из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на всё. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.

Отношения между детьми и родителями не могут быть безоблачными, идеальными. Но самое главное, что надо научиться признавать свои ошибки, не бояться просить прощения и стремиться к взаимопониманию. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» герой Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собою Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется лишь только на его могиле.

Вслед за известным поэтом Расулом Гамзатовым хочется сказать: «Дети мира, берегите мать». Берегите своих родителей, уважайте их и не причиняйте им зла!

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ

Исходный текст С.Соловейчика

Сочинение ученицы:

Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.

Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С.Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».

Автор считает, что синонимом духовности является в некоторой степени интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.

Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, Тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?

В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е.Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

Исходный текст №20 Н.Долининой.

Сочинение ученицы:

Время неумолимо идёт вперёд, меняя мир до неузнаваемости, и лишь одно остаётся неизменным – людские предрассудки и порождаемые ими проблемы.

В своём тексте Н.Долинина раскрывает очень важную проблему, проблему формирования внутреннего мира человека. К сожалению, очень многие считают, что интересный внутренний мир может быть только у образованных людей. Именно это беспокоит автора. Нужно сказать, что поставленная им проблема не нова, всегда находятся люди, «измеряющие» богатство внутреннего мира количеством прочитанных книг и выученных языков.

Н.Долинина доказывает ошибочность этой теории историей из собственной жизни. Она рассказывает о том, как неповторимость и красота окружающего мира нашла отклик в душе городского мальчишки.

Я согласна с автором текста: недопустимо считать, что терпимость, доброту, умение чувствовать можно найти только в среде образованных. Разве правильно рассуждать о бедности внутреннего мира человека, основываясь на том, сколько классов он закончил? По-моему, любой человек, способный видеть и чувствовать прекрасное, может иметь богатый внутренний мир.

Вспомните Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого. Эта героиня удивляет своей детской непосредственностью и умением видеть красоту в малейшем дуновении ветерка, крошечном солнечном зайчике…

К сожалению, часто мы встречаем людей, совершенно лишённых этого качества! Известный писатель Евгений Замятин в своём романе «Мы» чётко показал нумеров, достигших «математически совершенной жизни Единого Государства», но не обладающих даже заурядной фантазией. О каком внутреннем мире в таком случае вообще может идти речь?

Очень важно понимать: богатство внутреннего мира не зависит от возраста и уровня образования. Каждый из нас может стать особенным, нужно только захотеть.

ПРОБЛЕМА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Исходный текст С.Казначеева

Сочинение ученицы:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»- такое завещание оставил нам великий русский писатель И.С.Тургенев. Проблема бережного отношения к русскому языку звучит и в тексте С.Казначеева.

Вопрос, волнующий автора, безусловно, актуален. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности.

С.Казначеев рассматривает данную проблему на примере вторжения в русские слова латинских и иных графических символов. Он приводит примеры присутствия чужеродных букв в обычных словах: «Аllигатор», кур$, Zемфира, бiблiотека и др.

Позиция автора понятна. Он считает, что «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, порче языка, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.

Трудно не согласиться с мнением автора. Использование иноязычных элементов должно быть разумным, обоснованным, должно служить обогащению языка. Основу любого языка составляют исконные компоненты, но развитие и обогащение языка и культуры в целом происходит за счёт разных факторов, в том числе и за счёт заимствований.

Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение».

Однако не всегда замена заимствований исконными словами выигрышна для языка. Например, в пушкинскую эпоху иностранные слова были запрещены. Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

Как бы мы ни относились к словам - иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. В противном случае – что выбрать – имидж или образ, саммит или встреча в верхах, римейк или переделка, консенсус или согласие – зависит от каждого человека в отдельности, от уровня его образованности, рода деятельности и многих других факторов. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить».

ПРОБЛЕМА ЗАГАДОЧНОЙ РУССКОЙ ДУШИ

Исходный текст:

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику - к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел - ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России- Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни. (По Ф.И. Шаляпину)

Сочинение ученицы:

«Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными. Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина

На первый взгляд, эта важная философская проблема довольно избитая, традиционная. Многие русские писатели пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски». Об этом мы читаем в произведениях Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Ю.Лермонтова и многих других. Но звучание проблемы в тексте Ф.И.Шаляпина удивляет нас сокровенностью высказанных мыслей. Автор раскрывает проблему на примере странников, представителях бродяжной России.

Куда идут странники- праведники? Ради чего? Что их гонит? Что нужно сделать, чтобы эти люди изменились? Автор не даёт ответов на вопросы, но в одном он убеждён: «эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни».

Невозможно не согласиться с мнением автора. Странники на Руси – это праведники, мудрецы, подвижники, люди, стремящиеся обрести счастье. Гонимый «русской хандрой», желанием найти смысл жизни, Онегин, герой романа А.С.Пушкина, отправляется в путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и лермонтовский Печорин.

Странник Лука из пьесы М.Горького «На дне» стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть человека.

Иван Флягин, герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник», не имеет конкретной цели путешествия. Его бесконечное странствие – целая жизнь. Это человек широкой души, преданный, верный, мудрый, честный, одарённый, ему «за народ очень помереть хочется».

«Каждый в этом мире странник», - писал Лермонтов. Текст Ф.И.Шаляпина заставляет нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из народа.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Исходный текст №15. Л.Павловой

Сочинение ученика:

Жизнь каждого человека порой напоминает закон джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба за свои права и за свою точку зрения по тому или иному вопросу.

В рассуждениях Л.Павловой также затрагивается тема спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою точку зрения любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора.

К Обсуждаемый автором вопрос о культуре ведения дискуссий, диспутов, безусловно, актуален. Культура взаимоотношений – это проблема не только нравственная, она социально значимая вечная проблема и будет такой оставаться, пока существует жизнь на земле. Л.Павлова предлагает читателям самостоятельно разобраться, что является главным в споре, и определить для себя стратегию поведения во время полемики. Она показывает, что спор может обнаружить отрицательные черты характера человека: невежественность, грубость, агрессивность, безразличное отношение к собеседнику. Автор пишет: «…поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения…»

М Не могу не согласиться с мнением Л.Павловой о том, что споры, выходящие за рамки этических норм, никогда ни к чему хорошему не приводят. Лучше избегать словесных поединков тем людям, которые не могут общаться и корректно отстаивать свою точку зрения. Общение самых непримиримых соперников может, наоборот, быть доброжелательным, толерантным. Вспомним, например, героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Встретившись на дуэли, они серьёзно и уважительно ведут деловой разговор о том, как убить друг друга.

Человек не только должен уметь высказывать свою точку зрения, он ещё должен прислушиваться к чужому мнению. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкому нельзя отказать ни в уме, ни в красноречии, но, обличая фамусовское общество, он не пытается услышать никого, кто его окружает, в результате быстро распространился слух о сумасшествии героя.

Заключени Если каждый будет при общении внимательным к собеседнику, будет уважать мнение своего оппонента, то, может быть, тогда мы быстрее придём к согласию, пониманию и примирению? (Брылёв Д.)

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Исходный текст:

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бзтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Сочинение ученицы:

Дети – цветы жизни. А будущее этих «цветов» зависит не только от почвы, на которой проросло семя, но и от множества внешних факторов.

В данном публицистическом тексте автор говорит о проблеме нравственного воспитания. Огромное влияние на формирование личности человека оказывают люди, а также предметы, окружавшие его в детстве, например: картины, книги, игрушки и т.д.

По мнению автора, игрушка существует не только для развлечения: она учит видеть и понимать красоту, различать понятия добра и зла, способствует зарождению таких нравственных качеств, как милосердие, справедливость, сочувствие, сострадание.

Моё мнение полностью совпадает с мнением автора текста. Условия, в которых растёт ребёнок, оказывают непосредственное воздействие на его психику. Думаю, нет ничего удивительного в том, что человек, повзрослев, захочет воплотить эту игру в жизнь. Психика ребёнка не может справляться с потоком информации, обрушивающимся на него с невероятной силой и скоростью. Благодаря постоянно идущим вперёд науке и технике каждый родитель может приобрести для своего чада кучу самых разнообразных игрушек. Но, к сожалению, не все из нас задумываются о том, насколько в действительности полезны детям всевозможные роботы, солдатики и мультяшные монстры. Ведь за всем этим буйством красок и форм дети перестают замечать реальность, их представления о добре и зле, справедливости и эгоизме искажаются.

Когда я прочитала данный текст, то сразу вспомнила одного персонажа из серии книг английской писательницы Джоан Роулинг. Дадли, двоюродный брат Гарри Поттера, всегда был окружён морем игрушек благодаря родителям, выполнявшим любую прихоть своего сына. И что получилось в итоге? Этот герой вырос эгоистичным, капризным и абсолютно неуправляемым.

Современные игрушки могут повлиять на детскую психику так, что ребёнок сам захочет стать игрушкой. Героиня одного из выпусков программы А.Малахова «Пусть говорят» в детстве была настолько очарована куклой Барби, что поставила перед собой цель добиться полного сходства с ней.. Эта девушка много лет переделывала себя под выбранный ею образ, пренебрегая родными, друзьями, учёбой… Надо сказать, что ей это удалось. С виду девушка – вылитая Барби, только вот боюсь, что внутри у неё такая же пустота, как и у куклы…

Я не предлагаю построить гигантскую печь и сжечь в ней все игрушки без исключения. Но мне хочется, чтобы, выбирая между Бэтманом и зайчиком, родители и их дети всё-таки отдали предпочтение второму.(Распопова Е.)

ПРОБЛЕМА СВЯЗИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ

Исходный текст:

(1)Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно.

(2)В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. (3)Низенькие эти трёхногие столики, да диван-кровать с поролоновой начинкой, да полки, где те же книги, что и у всех, - новые, новёхонькие. (4)Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (5)Такие вещи стоят столько, сколько они стоят... (6)Из них не составишь цепь времён.

(7)Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера, и Николай Иванович, учитель истории, показал мне местный музей. (8)Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. (9)Музей был создан руками Николая Ивановича. (10)Четверть века он собирал всё, что относилось к истории края. (11)Оружие времён Гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. (12)Но больше всего занимали его предметы быта. (13)Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. (14)Из дальней деревни он притащил на себе тяжеленный почтовый ящик александровских времён, фонарь, вывеску земской больницы. (15)Чего тут только не было! (16)Старая деревянная посуда, берестяные игрушки, вплоть до берестяного мячика. (17)Детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпансье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи...

(18)Из этого складывался быт, который я уже не застал или который застал лишь краешком. (19)Вещи, среди которых вырастали наши родители, были незаметной обыденностью, а ныне они диковинные, даже непонятные: сапожные колодки, ухват, песочница. (20)По ним можно было представить, как они жили, - и бедность, и тяжесть работы, и веселье.

(21)Это была не только этнография и не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, которая у каждого поколения своя и которая уходит с ним... (По В. Астафьеву)

Сочинение ученика:

В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.

Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.

Герой В.Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.

Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.

Невозможно не согласиться с мыслями автора. В.П.Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён. Вспомним героя А.И.Куприна Желткова. Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью.

Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой хранит, несмотря на то что на нём нет его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

В заключение хотелось бы сказать, что у каждого человека должна быть сокровенная вещь из прошлого, которая поможет ему сохранить связь между поколениями и передать память своим детям и внукам.

ПРОБЛЕМА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Воробей

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И.С.Тургеневу)

Сочинение ученика:

Передо мной известное стихотворение в прозе «Воробей», написанное И.С.Тургеневым.

В этой миниатюре автор рассказывает о том, как старый черногрудый воробей спасает своё детище от собаки охотника. Эпитеты («взъерошенный», «искажённый», «отчаянным и жалким писком») и глаголы «камнем упал», «ринулся», «заслонил», «трепетал от ужаса», «замирал, жертвовал собою») передают самоотверженность, героизм воробья. Таким образом, на мой взгляд, писатель поднимает проблему родительской любви.

Эта актуальная проблема вечна, поскольку взаимоотношения отцов и детей волнуют каждого неравнодушного человека. Вопрос о родительской любви часто становится предметом обсуждения на радио, телевидении, он волнует писателей, психологов, политиков, педагогов.В произведении И.С.Тургенева эта проблема звучит особенно лирично, поскольку автор словно бы сопоставляет мир человеческих отношений и мир природы.

Повествование ведется от первого лица, и отношение рассказчика к происходящему ярко выражается в словах «благоговея», «благоговел». Таким образом, вырисовывается авторская позиция: родители готовы на любую жертву ради благополучия своих детей, их любовь «сильнее смерти и страха смерти».

Невозможно не согласиться с мыслями И.С.Тургенева. Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят. Так, Николай Ростов из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», проиграв большую сумму денег Долохову, ищет поддержки у почти разорившегося отца, и граф Ростов понимает, что карточный долг – это дело чести всей семьи.

Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Марфа Игнатьевна Кабанова из пьесы А.Островского «Гроза» говорит о том, что дети должны почитать своих родителей, но на самом деле она пытается заставить своих домочадцев жить по её грубым законам, подавляет волю Тихона, Катерины, контролирует их каждый шаг, что приводит к трагической гибели Катерины и разрушению всей семьи.

В заключение хотелось бы сказать, что произведение И.С.Тургенева заставляет нас, своих читателей, задуматься о том, что родительская любовь, с одной стороны, бывает самоотверженной, героической, несущей добро своим детям. С другой стороны, слепая любовь, необдуманные поступки взрослых людей губят лучшее, что может быть в отношениях между отцами и детьми.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОМОЩИ

Сочинение по исходному тексту К.Паустовского

Подвиг…Поступок… В какой-то степени эти слова синонимы, хотя есть и различия. Но как часто человек готов на этот самый Поступок с большой буквы и какие побуждения, причины его толкают совершить Подвиг? Желание помочь ближнему или жажда выгодного вознаграждения?

В данном тексте К.Паустовский раскрывает проблему человеческой взаимопомощи. Эта проблема, несомненно, является высоконравственной и весьма актуальной в нынешнее время, когда дружбу и уважение можно купить так же, как стиральную машину: быстро, беспроблемно и за умеренную плату. Автор в качестве примера бескорыстия и подлинного желания помочь другому рассказывает об Аркадии Гайдаре. К.Паустовский описывает трудные жизненные ситуации, в которых известный писатель стремился всегда поддержать людей, помочь им и словом, и делом, при этом не требуя благодарности (даже в устной форме).

Авторская позиция чётко прослеживается. К.Паустовский восхищается бескорыстием поступков Гайдара, но точно так же писатель бы восхищался любым другим человеком, способным на отважный поступок ради другого. Ведь даже заткнуть рукой трубу, чтобы вода не погубила сад, – это тоже поступок.

Я согласна с автором: люди должны помогать друг другу. Если не мы, то кто? Правда, сейчас всё больше людей предпочитают жить по принципу «своя шкура ближе к телу». Эта ситуация пугает. Примеров проявления взаимопомощи миллионы как в литературе, так и в реальной жизни. Вспомните хотя бы Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского и случай, когда герой спас пьяную девушку от домогавшегося её мужчины. Казалось бы, какое кому дело до чужой жизни, когда собственное благополучие нарушено, когда сам Раскольников является убийцей и терзается муками душевными и физическими? Но нет, не совсем, значит, погибла в нём человечность.

Или, например, Гавриловна из «Людочки» В.Астафьева. Зачем ей было брать к себе в помощницы, да и ещё и в постоялицы, бедную деревенскую девушку? Отчим Людочки дров, которые были платой за проживание, не привёз, а Гавриловна не выгнала героиню, ещё и помогала ей во всём. Что это, если не пример настоящей взаимопомощи?

Люди - это, пожалуй, самые загадочные существа, но и на них распространяется один простой закон: друг без друга мы погибнем. (Распопова Е.)

ПРОБЛЕМА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Исходный текст

Сочинение-рассуждение по тексту А.Сухотина

Существует распространенное мнение: для достижения цели все средства хороши. Всегда ли эти средства и сама цель благородны, этичны?

Передо мной размышления А.Сухотина на острую, животрепещущую тему. В данном тексте затронута очень серьёзная проблема: какой путь надо избрать для достижения своей цели? Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Она относится, прежде всего, к категории нравственных, этических проблем. А.Сухотин рассматривает интересующий его вопрос на примере соотношения лженауки и истинной науки, лжеучёных и подлинных учёных.

Изучая проблему, публицист приходит к выводу, что на пути к истине, на пути достижения цели человек может заблуждаться, совершать ошибки, выдвигать гипотезы. Даже если этот человек не прав, его нельзя назвать псевдоученым. Авторская позиция ясна: настоящий исследователь должен оставаться во что бы то ни стало честным, порядочным, а не поддаваться соблазну «дешёвой славы».

Нельзя не согласиться с мнением А.Сухотина. Если человек для достижения цели избирает ложный путь, путь тщеславия, обмана, расчёта, эгоизма, то его дело, без сомнения, будет обречено на провал. Так, в 2005 году в средствах массовой информации часто сообщали об известном корейском учёном в области клонирования и медицины стволовых клеток Хване. Хван подделал результаты своих экспериментов и отчеты о них, опубликованные в журналах. Что руководило этим человеком? Желание сделать открытия в науке или всё же получить славу учёного, которому впервые успешно удалось клонировать собаку и стволовые клетки человеческих эмбрионов?

В конце прошлого, двадцатого века, на экранах телевизоров часто появлялись чудотворцы типа А.Чумака, Кашпировского. Разве не было в этом массового внедрения лженауки и, как следствие, массового одурманивания людей? Я думаю, что подобные медики, «психотерапевты», вряд ли руководствуются благородной целью. К сожалению, их так много, что эта проблема выросла до государственных масштабов. Несколько лет назад Российская академия наук организовала даже Комиссию по борьбе с лженаукой.

В заключение хотелось бы отметить, что настоящий успех любой области знания, деятельности, любого вида искусства определяется всё-таки, на мой взгляд, нравственными принципами, этическими нормами людей. (Бригаденко Ю.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (для старшей школы) i пояснительная записка

    Пояснительная записка
    ... ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ) I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА «Инновационная образовательная программа по английскому языку для ... Материалыдля ... другой формат: ... дидактической ... дляподготовки к ЕГЭ ... , 1998. – 56 с. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / К. Д. ...
  2. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 5 г

    Пояснительная записка
    ... сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение ... графических материалов. Выразительность материаловдля ... представлены дидактические единицы ... товара. Подготовкапояснительнойзаписки. Презентация ... в форматеЕГЭ). Одной ...
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс пояснительная записка основу рабочей программы составляют следующие документы

    Рабочая программа
    ... для этих двух классов пояснительнуюзаписку, тематическое планирование, кон­спекты уроков и контрольно-измерительные материалы ... Л.М. Дидактическиематериалы к ... ма­териалыдляподготовки ... Сочинение на основе исходного текста (за­дание С в форматеЕГЭ ...
  4. Русский язык пояснительная записка (2)

    Программа
    ... сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение- ... формате MP3, дополнительные материалы к урокам, проекты, дополнительные тренировочные задания дляподготовки ... и дидактическихматериалов. Электронная ... . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Общая ...
  5. Пояснительная записка рабочая программа для обучения учащихся 10-11 классов моу гимназии № 63

    Пояснительная записка
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа для обучения ... материалом в форматеЕГЭдляподготовки к итоговой аттестации. Учебник Учебные пособия для учащихся Методические и дидактические пособия для ... .26 Мини-диалоги Сочинение-рассуждение по картине ...

Другие похожие документы..