Главная > Документ
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);
Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404).
Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) определяется следующими документами:
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования создан и функционирует сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещения (/edu/oficios/standarty/2004/standart/); консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www.apkpro.ru/). Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www.window.edu.ru).
Система географического образования реализуется на второй и третьей ступени общего образования. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль выполнения этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной школе с 6 по 9 класс, а также в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы. Необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение», который позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии остаются весьма актуальными. В соответствии с ФГОС основного общего образования начальный курс географии будет изучаться в 5 – 6 классах, что, несомненно, решит проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине.
В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс -35 ч., 7 класс - 70 ч., 8 класс - 70 ч., 9 класс - 70 часов. Считаем необходимым, подчеркнуть, что, несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов в 6 классе, на изучение начального курса географии рекомендуется отводить 70 часов. В базисном учебном плане 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо подчеркиваем, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ предполагают изучение учащимися курса географии VI класса в полном объеме.
На ступени среднего (полного) общего образования география входит в состав вариантной части областного базисного учебного плана, являясь предметом по выбору на базовом уровне или профильном уровне. Учебное время, отведенное на изучение предмета на базовом уровне, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов за два года.
Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах.
Особо следует отметить, что школьная география обладает определенным заделом для перехода старшей школы к профильному обучению. Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускников школы. Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориальном-пространственном измерениях.
Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК) по географии
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.
C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней. На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации, что повышает информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании школьных учебников. Формирование учебно-методического комплекса Челябинской области по географии проводится в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. При этом учитываются следующие факторы:
подготовленность учителей к обучению школьников по конкретному УМК, наличие программного и учебно-методического обеспечения;
соответствие УМК государственному стандарту;
соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах;
завершенность учебной линии;
эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации).
Для создания единого образовательного пространства в географическом образовании Челябинской области в 2011/2012 учебном году рекомендуется использовать следующие учебники по географии из федерального перечня:
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство | Год экспертизы |
1 | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География | 6 | Русское слово | 2006 |
2 | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География | 7 | Русское слово | 2007 |
3 | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География | 8 | Русское слово | 2007 |
4 | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География | 9 | Русское слово | 2008 |
5 | Дронов В.П., Савельева Л.Е. География | 6 | Дрофа | 2007 |
6 | Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / Под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны | 7 | Дрофа | 2007 |
7 | Дронов В.П. и др. География России | 8 | Дрофа | 2005 |
8 | Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В .Я., Лобжанидзе А.А. География России. | 9 | Дрофа | 2005 |
9 | Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География | 6 | Просвещение | 2005 |
10 | Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География | 7 | Просвещение | 2007 |
11 | Дронов В.П., Савельева Л.Е. География | 8 | Просвещение | 2008 |
12 | Дронов В.П., Савельева Л.Е. География | 9 | Просвещение | 2009 |
13 | Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География | 6 | Дрофа | 2007 |
14 | Климанова О.А. и др. География | 7 | Дрофа | 2006 |
15 | Алексеев А.И. и др. География России | 8 | Дрофа | 2006 |
16 | Алексеев А.И и др. География России | 9 | Дрофа | 2006 |
17 | Летягин А.А. / Под ред. Дронова В.П. География | 6 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 2006 |
18 | Душина И.В., Смоктунович Т.Л. / Под ред. Дронова В.П. География | 7 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 2006 |
19 | Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. / Под ред. Дронова В.П. География | 8 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 2007 |
20 | Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. / Под ред. Дронова В.П. География | 9 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 2008 |
21 | Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География | 6 | Дрофа | 2007 |
22 | Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География | 7 | Дрофа | 2006 |
23 | Баринова И.И. География России | 8 | Дрофа | 2005 |
24 | Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство | 9 | Дрофа | 2007 |
25 | Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень) | 10-11 | Просвещение | 2007 |
26 | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) | 10 | Русское слово | 2006 |
27 | Максаковский В.П. География (базовый уровень) | 10 | Просвещение | 2007 |
28 | Бахчиева О.А. / Под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень) | 10 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 2007 |
29 | Ким Э.В., Кузнецов А.П. География (базовый уровень) | 10 | Дрофа | 2009 |
30 | Холина В.Н. География. Профильный уровень | 10 | Дрофа | 2008 |
31 | Холина В.Н. География (профильный уровень) | 11 | Дрофа | 2009 |
Похожие документы:
Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) определяется следующими документами
ОбзорПорядоквведения и содержаниеФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартов общего образования (далее – ФГОС) определяетсяследующимидокументами: «О плане действий по модернизации общего ..." Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Документ... стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт ... определятьсодержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением ..." Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения"
Документ... стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт ... определятьсодержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением ..." об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 150415 сварочное производство"
Документ... стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт ... определятьсодержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением ..." Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230111 Компьютерные сети"
Государственный образовательный стандарт... стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт ... определятьсодержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением ...