Главная > Документ


Лабораторный практикум не предусмотрен.

7. Возможная тематика курсовых работ по итогам работы в спецсеминаре, развивающем тематику курса

  1. Судьба Н.М.Карамзина (историко-журналистский аспект).

  2. Типография Кайсарова: ее роль в войне 1812 года.

  3. «Сын Отечества» и «Русский вестник» 1812 года: сравнительная характеристика.

  4. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и его роль в русской духовной традиции.

  5. «Полярная звезда» Рылеева и Бестужева как тип издания.

  6. «Литературная газета» - орган пушкинского круга писателей.

  7. А.С. Пушкин – редактор «Современника».

  8. Полемика А.С.Пушкина с изданиями Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча.

  9. Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч – журналисты.

  10. Пушкин-памфлетист.

  11. В.Г. Белинский в «Отечественных записках» и «Современнике».

  12. Переписка В.Г. Белинского с Н.В. Гоголем.

  13. Личность В.Г. Белинского (духовный тип).

  14. Цензурные истории «Московского телеграфа» и «Телескопа».

  15. «Московский телеграф» и «Телескоп» как типы издания: сравнительные характеристики.

  16. Н.И. Надеждин – критик.

  17. Свобода слова у А.И. Герцена.

  18. Роль аллегории в публицистике Н.Г. Чернышевского.

  19. Сходство и различие в характеристике народничества у В.И. Ленина и Н.А. Бердяева («От какого наследства мы отказываемся?», «Истоки и смысл русского коммунизма»).

  20. М.Е. Салтыков-Щедрин. Механизм бюрократии (по циклу очерков «В среде умеренности и аккуратности», гл. «Молчалины»).

  21. М.Е. Салтыков-Щедрин о морали и нравственности предпринимателя («Благонравные речи», гл. «Столп»).

  22. Что за человек журналист Подхалимов? («Пестрые письма», гл.5).

  23. Журналисты в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова («Мелочи жизни», гл. «В сфере сеяния»; рассказ «Два газетчика»).

  24. Как оценить литератора Крамольникова? (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Приключение с Крамольниковым»).

  25. Что происходит с природой и нравственностью? (Г. Успенский «Книжка чеков»).

  26. Повод написания и проблематика очерка Г. Успенского «Горький упрек».

  27. Полемика о войне. О каких аргументах умолчал Ф.М. Достоевский? (Очерк «Парадоксалист». Дневник писателя за 1876 г., апрель, гл. 2).

  28. Газета «Московский листок» в отзывах В.А. Гиляровского («Мои скитания», гл. «Репортерство»; «Москва газетная»).

  29. Индустрия и нравственность (очерк В.Г. Короленко «Фабрика смерти»).

  30. В.Г. Короленко «Открытое письмо статскому советнику Филонову». Позиция журналиста («Сорочинская трагедия»).

  31. В.Г. Короленко и Л.Н. Толстой против смертной казни («Бытовое явление», «Не могу молчать!»).

  32. В.Г. Короленко. Письма А.В. Луначарскому и «Бытовое явление». В чем сходство?

  33. Что общего в оценке прессы конца ХIХ в. (М. Горький «На арене борьбы за правду и добро»; А.П. Чехов «Корреспондент»).

  34. М. Горький. Размышление о революции и культуре (газета «Новая жизнь» 1917 – 1918 гг.).

  35. Красный террор в России. По страницам газет первых лет советской власти.

  36. Освещение в СМИ политических процессов 30-х годов.

  37. Отражение на страницах «Правды» внутрипартийной дискуссии первой половины 1920-х годов.

  38. М. Кольцов – ведущий публицист советской публицистики.

  39. «Крестьянская газета» в период коллективизации.

  40. Советские издания для детей и юношества (издание и период по выбору).

  41. Публицистика М. Зощенко.

  42. Политотдельская печать как образец тоталитарной журналистики.

  43. Сатирические журналы 1920 – 1930-х годов (издание по выбору).

  44. «Краткий курс истории ВКП (б)» и партийная пропаганда на страницах центральных изданий (по выбору).

  45. Антифашистская пропаганда на страницах центральных газет в 1930-е годы (издание по выбору).

  46. Фельетонисты советской эпохи.

  47. Публицисты русского зарубежья (период и автор по выбору).

  48. Экономическая публицистика в 1930-е годы (по выбору).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Есин Б.И. История русской журналистики 1703 – 1917 / Учебно-методический комплект. 4-е изд. – М., 2009.

История русской журналистики XVIIIXIX вв. 2 изд. – СПб, 2005.

Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000) / Учебный комплект. – М., 2002.

Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века / Учебно-методический комплект. – М., 2008.

Русская журналистика в документах. История надзора / Сборник документов. – М., 2003.

б) дополнительная литература

Есин Б.И. История русской журналистики ХIХ в. 3-е изд. – М., 2008.

История отечественной журналистики (1917 – 1945) / Хрестоматия. – М. 1999.

История русской журналистики / Хрестоматия. – М., 1991.

Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – 90 гг.). – М., 2005.

Публицистика русского зарубежья (1920 – 1945) / Сборник статей. – М., 1999.

в) программное обеспечение – не требуется

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

библиотечный фонд, Интернет-ресурсы.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специальное материально-техническое обеспечение дисциплины не требуется. Необходимо типовое оборудование лекционной аудитории.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Опираясь на предоставление обучающимся в форме классических академических лекций значительного количества СМИ, публицистических текстов и государственных актов, курс «История отечественной журналистики» дает картину развития отечественных СМИ на протяжении трех веков, характеризует особенности их состава и функционирования, проводится анализ лучших образцов отечественной публицистики. За счет резервов учебного плана (профессиональный цикл – вариативная часть), выделяемых по усмотрению вуза, эффективно проведение итоговых семинаров по завершению крупной темы. Полезна также подготовка студентами рефератов.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется путем тестирования, коллоквиумов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»

Разработчики

Факультет журналистики МГУ

Профессор, зав. кафедрой

истории русской литературы и журналистики

Б.И. Есин

Факультет журналистики МГУ

доцент кафедры

истории отечественных СМИ

О.Д. Минаева

Факультет журналистики МГУ

доц., канд. филол. н.

А.А. Ширяева

Эксперты

Газета «Известия»

гл. редактор

В.Г. Абрамов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

1. Цели и задачи дисциплины

Курс«История зарубежной журналистики» призван рассмотреть историю журналистики зарубежных стран и на этой базе сформировать у студентов представления об исторических закономерностях развития зарубежной журналистики, а также специфике различных национальных медиасистем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина«История зарубежной журналистики» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовой части). Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны иметь представление о журналистике, основных видах средств массовой информации, функциях и назначении журналистской деятельности (параллельный курс «Основы журналисткой деятельности»). В ходе изучения последующих дисциплин («Правовые основы журналистики», «Основы рекламы и паблик рилейшнз», «Экономика и менеджмент СМИ»), соответствующих спецкурсов и спецсеминаров, дисциплин начальной профилизации (печать, радио, телевидение, Интернет), работа в профессионально-творческих практикумах, в ходе учебной и производственных практик студент учится применять полученные знания касающиеся опыта зарубежной журналистики в своей профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины «История зарубежной журналистики» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: понимание роли и места журналистики в истории цивилизации, знание основных факторов её развития (культурологических, экономических, технологических, политических) и традиций –– по ФГОС ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-1, ПК-3,ПК-6, ПК-22, ПК-41.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:основные этапы и тенденции развития мировой журналистики отее истоков до современного состояния как в целом, так и по отдельным ключевым странам, быть осведомленным об организации и практике функционирования наиболее крупных национальных медиасистем, инновациях в их функционировании, важнейших профессиональных стандартах редакционной работы;

    Уметь (владеть): анализировать опыт зарубежной журналистики, ориентироваться на ее лучшие образцы, применять полученные знания в своей журналисткой работе.

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

104

36

32

36

В том числе:

Лекции

80

28

24

28

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

24

8

8

8

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

76

26

26

24

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Реферат

16

6

6

4

Другие виды самостоятельной работы

60

20

20

20

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

5. Содержание дисциплины

5.1. Наименование разделов дисциплины

  1. Введение в мировую журналистику

1.1

Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении

1.2

Устная публицистика

1.3

Предыстория журналистики

1.4

Публицистика реформации в Германии

1.5

Становление политической журналистики во Франции

1.6

Политическая журналистика в Англии XVII-XVIII вв.

1.7

Публицистика североамериканской войны за независимость XVIII в.

1.8

Печать и публицистика Великой французской революции

  1. Журналистика XIX века и первой трети XX века

2.1

Развитие концепции «свободы печати» в XIX вв. европейских странах

2.2

Становление экономики газетного дела

2.3

Совершенствование техники издательского дела и технологий

2.4

Становление и развитие типологии печати

2.5

Развитие журналов

2.6

Появление и развитие информационных агентств

2.7

Французская печать XIX в.

2.8

Английская журналистика XIX в.

2.9

Немецкая журналистика XIX в.

2.10

Печать США XIX в.

2.11

Особенности развития средств информации в XX в. Зарождение и развитие новых каналов информации. Кино. Радиовещание. Телевидение

  1. Журналистика второй половины XX века

3.1

Особенности нацистской пропаганды

3.2

СМИ зарубежных стран накануне и во время Второй мировой войны

3.3

Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 1985 гг.

3.4

Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 1985 гг.

3.5

Экономические факторы развития СМИ Западной Европы и США в 1945 – 1985 гг.

3.6

Средства массовой информации США 1945 – 1985 гг.

3.7

Средства массовой информации Великобритании в 1945 – 1985 гг.

3.8

Средства массовой информации Франции в 1945 – 1985 гг.

3.9

Средства массовой информации Западной Германии в 1945 – 1985 гг.

3.10

Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1945 – 1989 гг.

  1. История зарубежной журналистики конца XX – нач. XXI вв.

4.1

Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв.

4.2

СМИ США на рубеже XX и XXI вв.

4.3

СМИ Европы на рубеже XX и XXI вв.

4.4

Журналистика Центральной и Восточной Европы

В 1989 – 2009 гг.

4.5

Печать стран Азии, Африки и Латинской Америки

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1

Правовые основы журналистики

+

+

+

2

Основы рекламы и паблик рилейшнз

+

+

3

Экономика и менеджмент в СМИ

+

+

+

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1

Введение в мировую журналистику

28

-

-

8

22

58

2

Журналистика XIX века и первой трети XX века

22

-

-

6

14

42

3

Журналистика второй половины XX века

22

-

-

6

14

42

4

История зарубежной журналистики второй половины XX – нач. XXI вв.

12

-

-

4

22

38

6. Лабораторно-практические занятия

Лабораторный практикум не предусмотрен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...

Другие похожие документы..