Главная > Документ


Курсовые работы по усмотрению вуза.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. – М-Л., 1952.

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. – М., 1960.

Богомолов Н.А. Поэзия 1917 – начала 1930-х гг.: Пособие для студентов. – М.,. 1996.

Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980.

История русской литературы ХIХ века.(вторая половина). 4-е изд., испр. и дополн. / Под ред. С.М. Петрова. – М., 1978.

История русской литературы ХIХ века. Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1987.

История русской литературы ХХ века. 20 – 50-е гг. Литературный процесс: Учебное пособие. – М., 2006.

Кусков В. В. История древнерусской литературы. 5-е изд. – М., 1989.

Манн Ю.В. Русская литература XIX в.: Эпоха романтизма. – М., 2001.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). – М., 2001.

Поспелов Т.Н. История русской литературы ХIХ века (1840 – 1860). 3-е изд., испр. и дополн. – М., 1981.

Русская литература XVIII века. – Л., 1970.

Скарлыгина Е.Ю. Неподцензурная культура 1960 – 80-х годов и «третья волна» русской эмиграции. – М., 2002.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М., 1985.

б) дополнительная литература

Бабаев Э.Г. Высокий мир аудиторий….: Лекции и статьи по истории русской литературы. – М., 2008.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.

Древняя русская литература: Хрестоматия. / Сост. Н. И. Прокофьев. – М., 1980.

Еремин И. П. Литература Древней Руси. – М.-Л., 1966.

Западов А.В. Поэты XVIII века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. Литературные очерки. – М., 1979.

Западов А.В. Поэты XVIII века. Кантемир, Сумароков, Майков, Херасков. Литературные очерки. – М., 1984.

История русской советской литературы: В 4 т. – Л., 1981 – 82. – Т. 2,3.

История русской советской литературы: В 4 т. 2-е изд. – М., 1967. – Т. 1.

Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. – М., 1999.

Кулешов В.И. Русская критика XVIII – XIX веков. Хрестоматия. – М., 1978.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: В 2 т. – М., 2003.

Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (переизд. 1999).

Литература Древней Руси. Хрестоматия. / Сост. Л. Я. Дмитриев. – М., 1990.

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд. – Л., 1985.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя: вариации к теме. – М., 1996.

Менделеева Д. С. История литературы древней Руси. – М., 2008.

Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь. – М., 1989 – 2007.

Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII веков. / Сост. Н.К. Гудзий. – М., 1973.

Хрестоматия по истории русской литературы XVIII века. / Сост. А.В. Кокорев. 3-е изд. – М., 1961.

Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. Изд. 3, М., 2008

в) программное обеспечение – не требуется

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Google, Rambler, Yandex, библиотечный фонд

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специального обеспечения не требуется.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Дисциплина преподается в классической академической форме университетских лекций. В рамках самостоятельной работы студентов возможна организация литературных диспутов. Рекомендуется проведение в каждой учебной группе (не более 20 человек) коллоквиумов по основным разделам дисциплины (по творчеству крупнейших писателей). Студенты пишут рефераты по выбранной теме.

Предусматриваются различные виды контроля: текущий (коллоквиум и тестирование), промежуточный, итоговый по курсу.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»

Разработчики

Факультет журналистики МГУ

Заведующий кафедрой русской литературы и журналистики, профессор

Б.И. Есин

Факультет журналистики МГУ

Доцент кафедры русской литературы и журналистики

Л.Е. Татаринова

Факультет журналистики МГУ

Доцент кафедры русской литературы и журналистики

И.Е.Прохорова

Факультет журналистики МГУ

Профессор кафедры русской литературы и журналистики

В.Я. Линков

Факультет журналистики МГУ

Профессор кафедры литературно-художественной критики

В.И. Новиков

Факультет журналистики МГУ

Доцент кафедры литературно-художественной критики

Е.Ю. Скарлыгина

Факультет журналистики МГУ

ст. науч. сотр., д-р филол. н.

Л.Г. Свитич

Эксперты

Журнал «Журналистика и медиарынок»

главный редактор, д-р филос. н., профессор

Д.С. Авраамов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

1. Цели и задачи дисциплины

Курс«История отечественной журналистики» является основной частью фундаментального университетского образования, профессионально-исторической подготовки журналистов. Задачи курса: показать значение отечественной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII – XX веков, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина«История отечественной журналистики» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть).

Глубокое понимание истории отечественной журналистики невозможно без серьёзной профессиональной ориентированности, на что направлен читаемый в первом семестре курс «Введение в профессию», обеспечивающий студентов необходимыми входными знаниями. Преподавание дисциплины «История отечественной журналистики» начинается с третьего семестра и осуществляется в тесной связи с рядом параллельно читаемых курсов. Это прежде всего курс российской истории, в связи с тем, что анализ пути, который прошла отечественная журналистика не возможен вне исторического контекста. Не менее важна координация с курсом «История отечественной литературы», так как журналистика уходит своими корнями в российскую словесность, а многие выдающиеся русские литераторы были одновременно и известными журналистами.

Знания, полученные студентами в результате изучения курса «История отечественной журналистики», углубляются в ходе соответствующих спецкурсов и спецсеминаров по данной теме. Они составляют одну из важных частей того багажа, с которым студенты приступают к изучению последующего интегрированного курса «Культурология». Опыт лучших мастеров отечественной журналистики, с которым знакомятся студенты, прослушав данный курс «История отечественной журналистики», является подспорьем для освоения ими журналисткой профессии в процессе прохождения параллельного читаемого курса «Основы журналисткой деятельности», производственных практик и профессионально-творческих практикумов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины «История отечественной журналистики» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: умение работать с историческими источниками, способность анализировать процесс развития отечественной журналистики (этапы и реалии), использовать накопленный позитивный опыт редакций и журналистов как ценнейшее профессиональное наследие в практике своей журналисткой деятельности – по ФГОС ОК-1, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-5.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: историю отечественной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти (важнейшие указы российских императоров, декреты Советского правительства, регламентирующие деятельность прессы), формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен, которые произошли в российской журналистике в конце 80-х-90хх гг. (законодательство, экономическое положение, позитивные и негативные проявления в практике); творчество выдающихся журналистов; представлять особенности российской аудитории на различных исторических этапах существования отечественных СМИ;

    Владеть (уметь): учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам российской журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

104

36

32

36

В том числе:

Лекции

76

26

24

26

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

28

10

8

10

Самостоятельная работа (всего)

76

26

24

26

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Изучение литературы

76

26

24

26

Контрольные работы

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

5. Содержание дисциплины

5.1. Наименование разделов дисциплины

1

Введение

2

Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.

3

Журналистика первой половины XIX в. в России

4

Журналистика второй половины XIX в.

5

Журналистика начала XX в. (1900 – 1917 гг.)

6

Отечественная журналистика

в период Временного правительства

(февраль – октябрь 1917г.)

7

Советская журналистика в 1917-1945 гг.

8

Советская журналистика в послевоенный период (1946-1985 гг.)

9

Средства массовой информации

второй половины 1980-х – начала 90-х гг.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих ) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Спецкурсы и спецсеминары по данному курсу

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Культурология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Основы журналистской деятельности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Профессионально-творческий практикум

Производственные практики

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Введение

2

1

2

5

2.

Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.

10

3

10

23

3.

Журналистика первой половины XIX в. в России

10

3

10

23

4

Журналистика второй половины XIX века.

10

3

10

23

5

Журналистика начала XX в. (1900 – 1917 гг.)

10

3

10

23

6

Отечественная журналистика в период Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.)

10

3

10

23

7

Советская журналистика в 1917-1945 гг.

8

4

8

20

8

Советская журналистика в послевоенный период (1946-1985 гг.)

8

4

8

20

9

Средства массовой информации

второй половины 1980-х – начала 90-х гг.

8

4

8

20

6. Лабораторно-практические занятия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...

Другие похожие документы..