Главная > Документ
Курсовые работы по усмотрению вуза.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. – М-Л., 1952.
Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. – М., 1960.
Богомолов Н.А. Поэзия 1917 – начала 1930-х гг.: Пособие для студентов. – М.,. 1996.
Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.
История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980.
История русской литературы ХIХ века.(вторая половина). 4-е изд., испр. и дополн. / Под ред. С.М. Петрова. – М., 1978.
История русской литературы ХIХ века. Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1987.
История русской литературы ХХ века. 20 – 50-е гг. Литературный процесс: Учебное пособие. – М., 2006.
Кусков В. В. История древнерусской литературы. 5-е изд. – М., 1989.
Манн Ю.В. Русская литература XIX в.: Эпоха романтизма. – М., 2001.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). – М., 2001.
Поспелов Т.Н. История русской литературы ХIХ века (1840 – 1860). 3-е изд., испр. и дополн. – М., 1981.
Русская литература XVIII века. – Л., 1970.
Скарлыгина Е.Ю. Неподцензурная культура 1960 – 80-х годов и «третья волна» русской эмиграции. – М., 2002.
Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М., 1985.
б) дополнительная литература
Бабаев Э.Г. Высокий мир аудиторий….: Лекции и статьи по истории русской литературы. – М., 2008.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.
Древняя русская литература: Хрестоматия. / Сост. Н. И. Прокофьев. – М., 1980.
Еремин И. П. Литература Древней Руси. – М.-Л., 1966.
Западов А.В. Поэты XVIII века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. Литературные очерки. – М., 1979.
Западов А.В. Поэты XVIII века. Кантемир, Сумароков, Майков, Херасков. Литературные очерки. – М., 1984.
История русской советской литературы: В 4 т. – Л., 1981 – 82. – Т. 2,3.
История русской советской литературы: В 4 т. 2-е изд. – М., 1967. – Т. 1.
Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. – М., 1999.
Кулешов В.И. Русская критика XVIII – XIX веков. Хрестоматия. – М., 1978.
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: В 2 т. – М., 2003.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (переизд. 1999).
Литература Древней Руси. Хрестоматия. / Сост. Л. Я. Дмитриев. – М., 1990.
Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд. – Л., 1985.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя: вариации к теме. – М., 1996.
Менделеева Д. С. История литературы древней Руси. – М., 2008.
Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь. – М., 1989 – 2007.
Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII веков. / Сост. Н.К. Гудзий. – М., 1973.
Хрестоматия по истории русской литературы XVIII века. / Сост. А.В. Кокорев. 3-е изд. – М., 1961.
Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. Изд. 3, М., 2008
в) программное обеспечение – не требуется
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Google, Rambler, Yandex, библиотечный фонд
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специального обеспечения не требуется.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дисциплина преподается в классической академической форме университетских лекций. В рамках самостоятельной работы студентов возможна организация литературных диспутов. Рекомендуется проведение в каждой учебной группе (не более 20 человек) коллоквиумов по основным разделам дисциплины (по творчеству крупнейших писателей). Студенты пишут рефераты по выбранной теме.
Предусматриваются различные виды контроля: текущий (коллоквиум и тестирование), промежуточный, итоговый по курсу.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»
Разработчики
Факультет журналистики МГУ | Заведующий кафедрой русской литературы и журналистики, профессор | Б.И. Есин |
Факультет журналистики МГУ | Доцент кафедры русской литературы и журналистики | Л.Е. Татаринова |
Факультет журналистики МГУ | Доцент кафедры русской литературы и журналистики | И.Е.Прохорова |
Факультет журналистики МГУ | Профессор кафедры русской литературы и журналистики | В.Я. Линков |
Факультет журналистики МГУ | Профессор кафедры литературно-художественной критики | В.И. Новиков |
Факультет журналистики МГУ | Доцент кафедры литературно-художественной критики | Е.Ю. Скарлыгина |
Факультет журналистики МГУ | ст. науч. сотр., д-р филол. н. | Л.Г. Свитич |
Эксперты
Журнал «Журналистика и медиарынок» | главный редактор, д-р филос. н., профессор | Д.С. Авраамов |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Уровень основной образовательной программы
Бакалавриат
Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
1. Цели и задачи дисциплины
Курс«История отечественной журналистики» является основной частью фундаментального университетского образования, профессионально-исторической подготовки журналистов. Задачи курса: показать значение отечественной журналистики в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, достижения в системе национального просвещения и в социально-политической, культурной жизни страны; познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII – XX веков, историю развития газетно-журнальной периодики, информационных агентств, радиовещания, телевидения как единой системы национальных СМИ.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина«История отечественной журналистики» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть).
Глубокое понимание истории отечественной журналистики невозможно без серьёзной профессиональной ориентированности, на что направлен читаемый в первом семестре курс «Введение в профессию», обеспечивающий студентов необходимыми входными знаниями. Преподавание дисциплины «История отечественной журналистики» начинается с третьего семестра и осуществляется в тесной связи с рядом параллельно читаемых курсов. Это прежде всего курс российской истории, в связи с тем, что анализ пути, который прошла отечественная журналистика не возможен вне исторического контекста. Не менее важна координация с курсом «История отечественной литературы», так как журналистика уходит своими корнями в российскую словесность, а многие выдающиеся русские литераторы были одновременно и известными журналистами.
Знания, полученные студентами в результате изучения курса «История отечественной журналистики», углубляются в ходе соответствующих спецкурсов и спецсеминаров по данной теме. Они составляют одну из важных частей того багажа, с которым студенты приступают к изучению последующего интегрированного курса «Культурология». Опыт лучших мастеров отечественной журналистики, с которым знакомятся студенты, прослушав данный курс «История отечественной журналистики», является подспорьем для освоения ими журналисткой профессии в процессе прохождения параллельного читаемого курса «Основы журналисткой деятельности», производственных практик и профессионально-творческих практикумов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «История отечественной журналистики» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: умение работать с историческими источниками, способность анализировать процесс развития отечественной журналистики (этапы и реалии), использовать накопленный позитивный опыт редакций и журналистов как ценнейшее профессиональное наследие в практике своей журналисткой деятельности – по ФГОС ОК-1, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-5.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: историю отечественной журналистики, факторы, определяющие её развитие в разные исторические периоды (политические, правовые, экономические, социокультурные), механизмы влияния на неё со стороны власти (важнейшие указы российских императоров, декреты Советского правительства, регламентирующие деятельность прессы), формы ограничивающие её свободу (цензурные и иные); ориентироваться в том, как складывались различные виды и типы отечественной журналистики; понимать суть кардинальных перемен, которые произошли в российской журналистике в конце 80-х-90хх гг. (законодательство, экономическое положение, позитивные и негативные проявления в практике); творчество выдающихся журналистов; представлять особенности российской аудитории на различных исторических этапах существования отечественных СМИ;
Владеть (уметь): учиться у признанных мастеров прошлого при освоении профессии журналиста и в дальнейшей редакционной деятельности, овладевать приемами и методами репортерской работы, осваивать публицистические жанры; при подготовке журналистских публикаций стремиться соответствовать лучшим образцам российской журналистики (актуальность и общественная значимость избранной темы, логичность, аргументированность, яркость и литературный язык её освещения, умение полемизировать, проявленность авторской позиции)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 104 | 36 | 32 | 36 | |||||
В том числе: | |||||||||
Лекции | 76 | 26 | 24 | 26 | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||||
Семинары (С) | 28 | 10 | 8 | 10 | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 76 | 26 | 24 | 26 | |||||
В том числе: | |||||||||
Курсовой проект (работа) | |||||||||
Реферат | |||||||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||||||
Изучение литературы | 76 | 26 | 24 | 26 | |||||
Контрольные работы | |||||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
5. Содержание дисциплины
5.1. Наименование разделов дисциплины
1 | Введение |
2 | Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в. |
3 | Журналистика первой половины XIX в. в России |
4 | Журналистика второй половины XIX в. |
5 | Журналистика начала XX в. (1900 – 1917 гг.) |
6 | Отечественная журналистика в период Временного правительства (февраль – октябрь 1917г.) |
7 | Советская журналистика в 1917-1945 гг. |
8 | Советская журналистика в послевоенный период (1946-1985 гг.) |
9 | Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 90-х гг. |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих ) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | Спецкурсы и спецсеминары по данному курсу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Культурология | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Основы журналистской деятельности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Профессионально-творческий практикум Производственные практики | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го |
1. | Введение | 2 | 1 | 2 | 5 | ||
2. | Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в. | 10 | 3 | 10 | 23 | ||
3. | Журналистика первой половины XIX в. в России | 10 | 3 | 10 | 23 | ||
4 | Журналистика второй половины XIX века. | 10 | 3 | 10 | 23 | ||
5 | Журналистика начала XX в. (1900 – 1917 гг.) | 10 | 3 | 10 | 23 | ||
6 | Отечественная журналистика в период Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.) | 10 | 3 | 10 | 23 | ||
7 | Советская журналистика в 1917-1945 гг. | 8 | 4 | 8 | 20 | ||
8 | Советская журналистика в послевоенный период (1946-1985 гг.) | 8 | 4 | 8 | 20 | ||
9 | Средства массовой информации второй половины 1980-х – начала 90-х гг. | 8 | 4 | 8 | 20 |
6. Лабораторно-практические занятия
Похожие документы:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...