Главная > Документ


Законодательство РФ о средствах массовой информации. М., 1996.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.

МакКафферти Н. Служба информации//Время работать на радио. М., 2002. С. 100-102.

Нерознак В. Новости: репутация и деньги//Время работать на радио. М., 2002. С. 103-105.

Радиожурналистика. Учебник/под ред. А.А.Шереля. М., 2005. Разделы: Информационные жанры. С. 187-216; Формы радиожурналистики. С. 257-265; Работа радиожурналиста. Основы методики. С. 266-357.

Смирнов В.В. Формы вещания. М., 2002. Глава: Типы новостных программ и принципы их верстки. С.82-96.

Тойнби П. Что такое новости?//Время работать на радио. М., 2002. С. 8-17.

Филимоновых Е. Источники информации//Время работать на радио. М., 2002. С. 32-35.

Филимоновых Е. Как писать войсер? //Время работать на радио. М., 2002. С. 71-74.

б) дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М-СПб-Киев, 2004. Глава 9. Установление приоритетности новостей. (С. 161-173); Глава 14. Воздействие новостей. (С.257-270).

Кийт М. Радиостанция. М., 2000.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006.

Лукина М. Технология интервью. М., 2005.

Ляшенко Б. Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору. М., 2007.

Пока микрофон не включен / Из опыта немецких радиожурналистов. М., 1991.

Радио: мы говорим, нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории. М., 2004.

Радио музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А.Сухаревой, А.А.Аллахвердова. М., 2001.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1996.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. М., 2003.

Фэнг И. Теленовости, радионовости. Сент-Пол, 1985. // / catalog.asp?ob_no=5793

интернет-ресурсы

- проект podстанция, созданный для обучения радиожурналистике, обмена мнениями, обсуждения студенческих программ

/

в) программное обеспечение

Компьютерные программы и программные пакеты, предназначенные для создания и редактирования текстов (Microsoft Word), аудиомонтажа (Track, Samplitude, Sound Forge, любая другая).

г) базы данных, справочные и поисковые системы

Для выполнения информационных и коммуникационных задач требуется подключение к Интернету и, желательно, аккаунт в одной из информационно-поисковых баз данных (например, «Интегрум» или др.).

Желательна информационная поддержка со стороны информационного агентства (например, ИТАР-ТАСС).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс (ньюсрум), оборудованный современной техникой и выходом в Интернет, цифровые диктофоны, учебная радиостудия и класс для компьютерного аудиомонтажа.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Дисциплина «Выпуск учебных СМИ» (Радионовости) является необходимой составляющей профессионального обучения студентов. Она является начальной ступенью в практическом освоении журналистской деятельности, как индивидуальной, так и коллективной, как текстовой, так и внетекстовой, как специализированой, так и конвергентной. Её преподавание ведется в условиях, приближенных к работе редакции и проходит как интенсивный тренинг в течение одного рабочего дня (смены информационной службы).

Желательно, чтобы занятия вели преподаватели, которые осуществляют подготовку студентов в рамках дисциплины «Основы журналистской деятельности» по специализации «Радиожурналистика».

В день выпуска студенты освобождаются от других занятий.

Если есть возможность передавать выпуски радионовостей по внутренней трансляционной сети учебного заведения, их целесообразно выпускать в эфир во время перемен. Работу следует спланировать таким образом, чтобы в течение учебного дня в эфир выходило 3-4 информационных выпуска, при этом количество подготовленных группой выпусков зависит от ее численности. Соответственно студенческая группа делится на несколько команд, каждая из которых готовит свой выпуск.

Желательно распределить обязанности в группе таким образом, чтобы каждый студент получил возможность подготовить текст для выпуска и прочитать его в студии, т.е. познакомился со всеми этапами работы над радионовостями. Выпуск новостей состоит из основного текста (6-8 информационных заметок), который готовят ведущие (2 чел.). Он также может включать корреспонденции (расширенная информация), обзоры новостей спорта и культуры, обзоры прессы, эксклюзивные звуковые материалы. При подготовке звуковых включений (стрит-токов, репортажей, коротких интервью) и корреспондентских материалов следует выдерживать хронометраж: до 1 минуты в зависимости от общего хронометража выпуска. Монтаж звуковых включений могут осуществлять студенты старших курсов, освоившие этот процесс.

Важной составляющей обучения является оперативность выполнения редакционных заданий, жесткое соблюдения дедлайнов (для каждого выпуска) и хронометража.

Текущий контроль (зачет) включает не только оценку работы студентов по подготовке собственных материалов для выпуска, но также его участия в производственном цикле, выполнения им той или иной профессиональной роли.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»

Разработчики

Факультет журналистики МГУ

ст. науч. сотр., канд. искусствоведения

Болотова Е.А.

Факультет журналистики МГУ

доц., канд. филол. н.

Ширяева А.А.

Эксперты

Союз журналистов России

председатель

В.Л.Богданов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ПРИКЛАДНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(Компьютерные технологии в работе журналиста)

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса«Компьютерные технологии в работе журналиста» является формирование у студентов практических умений и навыков в области современных компьютерных технологий,используемых в работе профессионального журналиста. Ставится задача научить их работать с основными компьютерными программами, с различными носителями информации, современной мультимедийной техникой, необходимым минимумом офисного и коммуникационного оборудования, а так же обучить студентов методике поиска информации с помощью информационных баз данных, информационно-справочных и поисковых систем.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Компьютерные технологии в работе журналиста» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Для его изучения в качестве входных знаний студентам необходимо базовое знание основ компьютерной грамотности (предшествующая дисциплина «Современные информационные технологии»).

Навыки, полученные в результате изучения курса, необходимы для освоения дисциплин, которые требуют знания компьютерных программ, умения работать с Интернетом, использования соответствующей техники (диктофона, фотоаппарата и т.д.), в частности – «Основ журналистской деятельности», выпуска учебных газет, радио и телепрограмм, ряда профессиональных прикладных дисциплин (в т.ч. «Техника и технология СМИ» и др.).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность выпускника эффективно осуществлять журналистскую деятельность в условиях определенных технологических требований, принятых в СМИ различных типов, используя современную технику и оборудование – по ФГОС ОК-19, ПК-24, ПК-29, ПК-32, ПК-33, ПК-34, ПК-41, ПК-43, ПК-57, ПК-58.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: особенности работы журналиста в условиях мультимедийной среды;виды и методы работы с современными медиа-технологиями, современным компьютерным оборудованием, беспроводными технологиями, офисной техникой; методику работы с программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации; возможности и различия поисковых систем Интернета (Yandex, Google, Nigma), особенности работы с информационными базами данных: «Интегрум», «Регнум» и др., а также методы поиска информации с их помощью; Интернет-ресурсы помогающие в работе журналиста; современное техническое оснащение профессионального журналиста;

Уметь: использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику; пользоваться программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь и другие коммуникационные технологии; работать с информационными потоками в сети Интернет, использовать информационные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы; уметь задавать грамотные запросы, используя языковую систему поисковых систем;

Владеть: навыками использования различных программных средств,составления презентаций, проведения web-конференций с использованием коммуникационного оборудования; языком составления запросов в различных поисковых системах и информационных базах данных, навыками работы в условиях конвергентной журналистики – подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, аудиовизуальной, фото, графической и т.п.) для размещения на различных мультимедийных платформах, методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета.

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

Практические занятия (ПЗ)

20

20

Семинары (С)

16

16

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

36

36

5. Содержание дисциплины

5.1. Наименованиеразделов дисциплины

1.

Работа с программой MS Word

2.

Работа с программой MS Excel

3.

Ввод в компьютер и обработка фото- и видеоизображений с различных носителей

4

Работа с базами данных ИА «Интегрум»

5

Поисковые системы нового поколения. Персональные новости. RSS-каналы

6

Интернет-радио, Интернет-телевидение, Web-камеры, проведение web-конференций

7

Офисная техника в работе журналиста

8

Работа с программой PowerPoint. Показ презентации с помощью проектора

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последующих ) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Основы журналистской деятельности

+

+

+

2

Выпуск учебных СМИ, теле- и радиопрограмм

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Дизайн СМИ

+

+

+

+

4

Техника фото

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лабор-практ.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1

Работа с программой Word

3

2

5

2

Работа с программой Excel

1

1

2

3

Ввод в компьютер и обработка фото- и

видеоизображений с различных носителей

1

1

2

4

Работа с базами данных И А «Интегрум»

2

2

4

5

Поисковые системы нового поколения.

Персональные новости. RSS-каналы

2

2

4

6

Интернет-радио, Интернет-телевидение, Web-камеры,

Проведение web-конференций

3

2

5

7

Офисная техника в работе журналиста

2

2

4

8

Работа с программой PowerPoint

Показ презентации с помощью проектора

2

2

4

6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.

7. Возможная тематика курсовых работ по итогам работы в спецсеминаре, развивающем тематику курса

Курсовые работы не предусмотрены.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Кодыкарев Н. А. Открытые и бесплатные программы для Windows. – СПб., 2007

Курачева И.В., Погосян Т.Ж. Методическое пособие по курсу «Компьютерный практикум» (в печати)

Леонтьев В.П. Мобильный интернет. – М., 2008

б) дополнительная литература

_/p/perewalow_w_w/hitechjournalism.shtml

в) программное обеспечение

Необходимо использование лицензионного программного обеспечения:

Операционная система Windows XP и выше;

Пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, Power Point) (версия 2003г и выше);

Броузеры: Internet Explorer, Opera, Google Hrome, Firefox;

Adobe Acrobat Reader, Adobe Flash Player, Adobe Fine Reader;

Программа для архивации файлов- WinRAR или аналог;

Программа для записи дисков- NERO или аналог.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://www.wikipedia.org/

http://www.integrum.ru/

http://www.regnum.ru/

http://www.nigma.ru/

http://www.yandex.ru/

http://www.google.com/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Данная дисциплина предусматривает работу в компьютерном классе, подключенном к Интернету, с соответствующим программным обеспечением, поддержкой аудио и видео-форматов, специальным оборудованием для аудиовизиуальной демонстрации материалов, возможностью вывода информации на принтер и ввода информации с внешних носителей. В целях обучения методам современной работы журналиста в медиасреде необходимо оборудование для работы с текстом, видео- и аудиоинформацией, а также мобильным контентом (принтер, копировальный аппарат, сканер, факс, мобильные телефоны, проектор, web-камеры, цифровые диктофоны, цифровые фотоаппараты, различные носители информации).

Для полноценных практических занятий каждый студент должен быть обеспечен отдельным компьютером.

Также необходимо обеспечение расходными материалами (бумага для принтера и факса, картриджи, маркеры).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Дисциплина предусматривает чередование семинарских и лабораторно-практических занятий.

На практикуме предлагается выполнить следующие виды заданий:

  1. Набор текстов с использованием форматирования. Задания: «Оформление сносок», «Титульный лист реферата», «Оглавление». «Таблицы в программе WORD».

  2. Составление таблиц и диаграмм в программе EXCEL.

  3. Работа с диктофоном – запись аудиотекста, копирование текста в компьютер.

Работа с цифровым фотоаппаратом и другими устройствами, позволяющими

делать фото. Примитивная обработка фотографий. Запись информации на диски

с помощью программы Nero или аналога.

  1. Работа с 206нформационным агенством «Интегрум». Поиск информации. Построения графиков относительной и сравнительной упоминаемости.

  2. Работа с поисковыми системами. Сравнение возможностей и языка запросов.

Подписка на RSS-каналы, подкасты.

  1. Изучение ресурсов интернет-радио, интернет-телевидение (на примерах).

Наглядное изучение web-камер, проведение web-конференции.

  1. Наглядное изучение офисного оборудования (на примерах). Распечатка таблиц из Excel, сканирование изображений, распознавание текста с помощью программы Adobe FineReader или аналога, тиражирование информации с помощью копировального аппарата, отправка факсимильного сообщения.

  2. Создание презентаций в программе PowerPoint.

Данные задания можно использовать и как конечный вид контроля освоения дисциплины. Для этого необходимо включить в презентацию элементы аудио- и видео-изображений, созданных студентами с помощью цифровых фотоаппаратов, диктофонов или мобильных телефонов либо переданных с помощью сканера. Необходимо добавить в нее тексты, таблицы или диаграммы, созданные с помощью программ Word и Excel, а также аналитической информации, полученной с помощью информационных агентств и поисковых систем.

Рекомендуемые темы презентаций:

1. Полезные новинки на рынке компьютерных технологий (на выбор или обзор);

2. Сравнения поисковых систем (на выбор);

3. Интернет-ресурс, полезный в работе журналиста (на выбор);

4. Беспроводные технологии в помощь журналисту (на выбор) и т.д.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»

Разработчики

Факультет журналистики

МГУ

инженер

Т. Ж.Погосян

Факультет журналистики

МГУ

инженер

И. В.Курачева

Факультет журналистики МГУ

доц., канд. филол. н.

А.А.Ширяева

Эксперты

Факультет журналистики МГУ

доц., канд.филол.н.

М.М.Лукина

Список разработчиков ПООП, экспертов

Факультет журналистики МГУ

ст. науч. сотр., д-р филол. н.

Л.Г. Свитич

Факультет журналистики МГУ

доц., канд. филол. н.

А.А. Ширяева

Учебно-методический Совет по журналистике УМО по классическому университетскому образованию

зам. председателя УМС по журналистике (до сентября 2008 г.), зав. кафедрой редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ. доцент

М.И. Алексеева

Учебно-методический совет по журналистике УМО по классическому университетскому образованию

зам. председателя УМС по журналистике (с сентября 2008 г.), зам декана факультета журналистики МГУ, доцент

М.М. Лукина

Факультет журналистики МГУ

декан факультета, профессор

Е.Л. Вартанова

Факультет журналистики Уральского государственного университета

декан факультета, профессор

Б.Н. Лозовский

Факультет журналистики Воронежского государственного университета

зав. кафедрой, профессор

Л.Е. Кройчик

Институт массовых коммуникаций Дальневосточного государственного университета

Филиал ВГТРК «ГТРК «Владивосток»

директор института массовых коммуникаций,

директор филиала ВГТРК «ГТРК “Владивосток”»,

профессор

В. В. Бакшин

Факультет журналистики Алтайского государственного университета

декан факультета, профессор

В.Д. Мансурова

Факультет журналистики МГУ

зам. декана по учебной работе, доцент

А.В. Груша

Факультет журналистики МГУ

зам. декана по магистратуре, доцент

О.В. Смирнова

Факультет журналистики МГУ

зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета, доцент

А.Г. Качкаева

Факультет журналистики МГУ

кафедра периодической печати, доцент

Т.И. Фролова

Факультет журналистики МГУ

кафедра телевидения и радиовещания, преподаватель

В.А. Сухарева

Факультет журналистики МГУ

кафедра периодической печати факультета журналистики, доцент

Г.В. Лазутина

Факультет журналистики МГУ

кафедра телевидения и радиовещания, доцент

Г.В. Перепечина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...

Другие похожие документы..