Главная > Документ
Законодательство РФ о средствах массовой информации. М., 1996.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.
МакКафферти Н. Служба информации//Время работать на радио. М., 2002. С. 100-102.
Нерознак В. Новости: репутация и деньги//Время работать на радио. М., 2002. С. 103-105.
Радиожурналистика. Учебник/под ред. А.А.Шереля. М., 2005. Разделы: Информационные жанры. С. 187-216; Формы радиожурналистики. С. 257-265; Работа радиожурналиста. Основы методики. С. 266-357.
Смирнов В.В. Формы вещания. М., 2002. Глава: Типы новостных программ и принципы их верстки. С.82-96.
Тойнби П. Что такое новости?//Время работать на радио. М., 2002. С. 8-17.
Филимоновых Е. Источники информации//Время работать на радио. М., 2002. С. 32-35.
Филимоновых Е. Как писать войсер? //Время работать на радио. М., 2002. С. 71-74.
б) дополнительная литература
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М-СПб-Киев, 2004. Глава 9. Установление приоритетности новостей. (С. 161-173); Глава 14. Воздействие новостей. (С.257-270).
Кийт М. Радиостанция. М., 2000.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006.
Лукина М. Технология интервью. М., 2005.
Ляшенко Б. Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору. М., 2007.
Пока микрофон не включен / Из опыта немецких радиожурналистов. М., 1991.
Радио: мы говорим, нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории. М., 2004.
Радио музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А.Сухаревой, А.А.Аллахвердова. М., 2001.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1996.
Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. М., 2003.
Фэнг И. Теленовости, радионовости. Сент-Пол, 1985. // / catalog.asp?ob_no=5793
интернет-ресурсы
- проект podстанция, созданный для обучения радиожурналистике, обмена мнениями, обсуждения студенческих программ
/
в) программное обеспечение
Компьютерные программы и программные пакеты, предназначенные для создания и редактирования текстов (Microsoft Word), аудиомонтажа (Track, Samplitude, Sound Forge, любая другая).
г) базы данных, справочные и поисковые системы
Для выполнения информационных и коммуникационных задач требуется подключение к Интернету и, желательно, аккаунт в одной из информационно-поисковых баз данных (например, «Интегрум» или др.).
Желательна информационная поддержка со стороны информационного агентства (например, ИТАР-ТАСС).
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс (ньюсрум), оборудованный современной техникой и выходом в Интернет, цифровые диктофоны, учебная радиостудия и класс для компьютерного аудиомонтажа.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дисциплина «Выпуск учебных СМИ» (Радионовости) является необходимой составляющей профессионального обучения студентов. Она является начальной ступенью в практическом освоении журналистской деятельности, как индивидуальной, так и коллективной, как текстовой, так и внетекстовой, как специализированой, так и конвергентной. Её преподавание ведется в условиях, приближенных к работе редакции и проходит как интенсивный тренинг в течение одного рабочего дня (смены информационной службы).
Желательно, чтобы занятия вели преподаватели, которые осуществляют подготовку студентов в рамках дисциплины «Основы журналистской деятельности» по специализации «Радиожурналистика».
В день выпуска студенты освобождаются от других занятий.
Если есть возможность передавать выпуски радионовостей по внутренней трансляционной сети учебного заведения, их целесообразно выпускать в эфир во время перемен. Работу следует спланировать таким образом, чтобы в течение учебного дня в эфир выходило 3-4 информационных выпуска, при этом количество подготовленных группой выпусков зависит от ее численности. Соответственно студенческая группа делится на несколько команд, каждая из которых готовит свой выпуск.
Желательно распределить обязанности в группе таким образом, чтобы каждый студент получил возможность подготовить текст для выпуска и прочитать его в студии, т.е. познакомился со всеми этапами работы над радионовостями. Выпуск новостей состоит из основного текста (6-8 информационных заметок), который готовят ведущие (2 чел.). Он также может включать корреспонденции (расширенная информация), обзоры новостей спорта и культуры, обзоры прессы, эксклюзивные звуковые материалы. При подготовке звуковых включений (стрит-токов, репортажей, коротких интервью) и корреспондентских материалов следует выдерживать хронометраж: до 1 минуты в зависимости от общего хронометража выпуска. Монтаж звуковых включений могут осуществлять студенты старших курсов, освоившие этот процесс.
Важной составляющей обучения является оперативность выполнения редакционных заданий, жесткое соблюдения дедлайнов (для каждого выпуска) и хронометража.
Текущий контроль (зачет) включает не только оценку работы студентов по подготовке собственных материалов для выпуска, но также его участия в производственном цикле, выполнения им той или иной профессиональной роли.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»
Разработчики
Факультет журналистики МГУ | ст. науч. сотр., канд. искусствоведения | Болотова Е.А. |
Факультет журналистики МГУ | доц., канд. филол. н. | Ширяева А.А. |
Эксперты
Союз журналистов России | председатель | В.Л.Богданов |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ПРИКЛАДНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(Компьютерные технологии в работе журналиста)
Уровень основной образовательной программы
Бакалавриат
Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
Цели и задачи дисциплины
Целью курса«Компьютерные технологии в работе журналиста» является формирование у студентов практических умений и навыков в области современных компьютерных технологий,используемых в работе профессионального журналиста. Ставится задача научить их работать с основными компьютерными программами, с различными носителями информации, современной мультимедийной техникой, необходимым минимумом офисного и коммуникационного оборудования, а так же обучить студентов методике поиска информации с помощью информационных баз данных, информационно-справочных и поисковых систем.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Компьютерные технологии в работе журналиста» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Для его изучения в качестве входных знаний студентам необходимо базовое знание основ компьютерной грамотности (предшествующая дисциплина «Современные информационные технологии»).
Навыки, полученные в результате изучения курса, необходимы для освоения дисциплин, которые требуют знания компьютерных программ, умения работать с Интернетом, использования соответствующей техники (диктофона, фотоаппарата и т.д.), в частности – «Основ журналистской деятельности», выпуска учебных газет, радио и телепрограмм, ряда профессиональных прикладных дисциплин (в т.ч. «Техника и технология СМИ» и др.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность выпускника эффективно осуществлять журналистскую деятельность в условиях определенных технологических требований, принятых в СМИ различных типов, используя современную технику и оборудование – по ФГОС ОК-19, ПК-24, ПК-29, ПК-32, ПК-33, ПК-34, ПК-41, ПК-43, ПК-57, ПК-58.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности работы журналиста в условиях мультимедийной среды;виды и методы работы с современными медиа-технологиями, современным компьютерным оборудованием, беспроводными технологиями, офисной техникой; методику работы с программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации; возможности и различия поисковых систем Интернета (Yandex, Google, Nigma), особенности работы с информационными базами данных: «Интегрум», «Регнум» и др., а также методы поиска информации с их помощью; Интернет-ресурсы помогающие в работе журналиста; современное техническое оснащение профессионального журналиста;
Уметь: использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику; пользоваться программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь и другие коммуникационные технологии; работать с информационными потоками в сети Интернет, использовать информационные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы; уметь задавать грамотные запросы, используя языковую систему поисковых систем;
Владеть: навыками использования различных программных средств,составления презентаций, проведения web-конференций с использованием коммуникационного оборудования; языком составления запросов в различных поисковых системах и информационных базах данных, навыками работы в условиях конвергентной журналистики – подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, аудиовизуальной, фото, графической и т.п.) для размещения на различных мультимедийных платформах, методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 36 | 36 | |||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | ||||
Лекции | |||||||||
Практические занятия (ПЗ) | 20 | 20 | |||||||
Семинары (С) | 16 | 16 | |||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||||
Самостоятельная работа (всего) | 36 | 36 | |||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | ||||
Курсовой проект (работа) | |||||||||
Расчетно-графические работы | |||||||||
Реферат | |||||||||
Другие виды самостоятельной работы | 36 | 36 | |||||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Наименованиеразделов дисциплины
1. | Работа с программой MS Word |
2. | Работа с программой MS Excel |
3. | Ввод в компьютер и обработка фото- и видеоизображений с различных носителей |
4 | Работа с базами данных ИА «Интегрум» |
5 | Поисковые системы нового поколения. Персональные новости. RSS-каналы |
6 | Интернет-радио, Интернет-телевидение, Web-камеры, проведение web-конференций |
7 | Офисная техника в работе журналиста |
8 | Работа с программой PowerPoint. Показ презентации с помощью проектора |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспе-чиваемых (последующих ) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Основы журналистской деятельности | + | + | + | |||||
2 | Выпуск учебных СМИ, теле- и радиопрограмм | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Дизайн СМИ | + | + | + | + | ||||
4 | Техника фото | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Лабор-практ. зан. | Семин. | СРС | Всего |
1 | Работа с программой Word | 3 | 2 | 5 | ||
2 | Работа с программой Excel | 1 | 1 | 2 | ||
3 | Ввод в компьютер и обработка фото- и видеоизображений с различных носителей | 1 | 1 | 2 | ||
4 | Работа с базами данных И А «Интегрум» | 2 | 2 | 4 | ||
5 | Поисковые системы нового поколения. Персональные новости. RSS-каналы | 2 | 2 | 4 | ||
6 | Интернет-радио, Интернет-телевидение, Web-камеры, Проведение web-конференций | 3 | 2 | 5 | ||
7 | Офисная техника в работе журналиста | 2 | 2 | 4 | ||
8 | Работа с программой PowerPoint Показ презентации с помощью проектора | 2 | 2 | 4 |
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен.
7. Возможная тематика курсовых работ по итогам работы в спецсеминаре, развивающем тематику курса
Курсовые работы не предусмотрены.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Кодыкарев Н. А. Открытые и бесплатные программы для Windows. – СПб., 2007
Курачева И.В., Погосян Т.Ж. Методическое пособие по курсу «Компьютерный практикум» (в печати)
Леонтьев В.П. Мобильный интернет. – М., 2008
б) дополнительная литература
_/p/perewalow_w_w/hitechjournalism.shtml
в) программное обеспечение
Необходимо использование лицензионного программного обеспечения:
Операционная система Windows XP и выше;
Пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, Power Point) (версия 2003г и выше);
Броузеры: Internet Explorer, Opera, Google Hrome, Firefox;
Adobe Acrobat Reader, Adobe Flash Player, Adobe Fine Reader;
Программа для архивации файлов- WinRAR или аналог;
Программа для записи дисков- NERO или аналог.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www.wikipedia.org/
http://www.integrum.ru/
http://www.regnum.ru/
http://www.nigma.ru/
http://www.yandex.ru/
http://www.google.com/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Данная дисциплина предусматривает работу в компьютерном классе, подключенном к Интернету, с соответствующим программным обеспечением, поддержкой аудио и видео-форматов, специальным оборудованием для аудиовизиуальной демонстрации материалов, возможностью вывода информации на принтер и ввода информации с внешних носителей. В целях обучения методам современной работы журналиста в медиасреде необходимо оборудование для работы с текстом, видео- и аудиоинформацией, а также мобильным контентом (принтер, копировальный аппарат, сканер, факс, мобильные телефоны, проектор, web-камеры, цифровые диктофоны, цифровые фотоаппараты, различные носители информации).
Для полноценных практических занятий каждый студент должен быть обеспечен отдельным компьютером.
Также необходимо обеспечение расходными материалами (бумага для принтера и факса, картриджи, маркеры).
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дисциплина предусматривает чередование семинарских и лабораторно-практических занятий.
На практикуме предлагается выполнить следующие виды заданий:
Набор текстов с использованием форматирования. Задания: «Оформление сносок», «Титульный лист реферата», «Оглавление». «Таблицы в программе WORD».
Составление таблиц и диаграмм в программе EXCEL.
Работа с диктофоном – запись аудиотекста, копирование текста в компьютер.
Работа с цифровым фотоаппаратом и другими устройствами, позволяющими
делать фото. Примитивная обработка фотографий. Запись информации на диски
с помощью программы Nero или аналога.
Работа с
206 нформационным агенством «Интегрум». Поиск информации. Построения графиков относительной и сравнительной упоминаемости.Работа с поисковыми системами. Сравнение возможностей и языка запросов.
Подписка на RSS-каналы, подкасты.
Изучение ресурсов интернет-радио, интернет-телевидение (на примерах).
Наглядное изучение web-камер, проведение web-конференции.
Наглядное изучение офисного оборудования (на примерах). Распечатка таблиц из Excel, сканирование изображений, распознавание текста с помощью программы Adobe FineReader или аналога, тиражирование информации с помощью копировального аппарата, отправка факсимильного сообщения.
Создание презентаций в программе PowerPoint.
Данные задания можно использовать и как конечный вид контроля освоения дисциплины. Для этого необходимо включить в презентацию элементы аудио- и видео-изображений, созданных студентами с помощью цифровых фотоаппаратов, диктофонов или мобильных телефонов либо переданных с помощью сканера. Необходимо добавить в нее тексты, таблицы или диаграммы, созданные с помощью программ Word и Excel, а также аналитической информации, полученной с помощью информационных агентств и поисковых систем.
Рекомендуемые темы презентаций:
1. Полезные новинки на рынке компьютерных технологий (на выбор или обзор);
2. Сравнения поисковых систем (на выбор);
3. Интернет-ресурс, полезный в работе журналиста (на выбор);
4. Беспроводные технологии в помощь журналисту (на выбор) и т.д.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»
Разработчики
Факультет журналистики МГУ | инженер | Т. Ж.Погосян | |
Факультет журналистики МГУ | инженер | И. В.Курачева | |
Факультет журналистики МГУ | доц., канд. филол. н. | А.А.Ширяева |
Эксперты
Факультет журналистики МГУ | доц., канд.филол.н. | М.М.Лукина |
Список разработчиков ПООП, экспертов
Факультет журналистики МГУ | ст. науч. сотр., д-р филол. н. | Л.Г. Свитич |
Факультет журналистики МГУ | доц., канд. филол. н. | А.А. Ширяева |
Учебно-методический Совет по журналистике УМО по классическому университетскому образованию | зам. председателя УМС по журналистике (до сентября 2008 г.), зав. кафедрой редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ. доцент | М.И. Алексеева |
Учебно-методический совет по журналистике УМО по классическому университетскому образованию | зам. председателя УМС по журналистике (с сентября 2008 г.), зам декана факультета журналистики МГУ, доцент | М.М. Лукина |
Факультет журналистики МГУ | декан факультета, профессор | Е.Л. Вартанова |
Факультет журналистики Уральского государственного университета | декан факультета, профессор | Б.Н. Лозовский |
Факультет журналистики Воронежского государственного университета | зав. кафедрой, профессор | Л.Е. Кройчик |
Институт массовых коммуникаций Дальневосточного государственного университета Филиал ВГТРК «ГТРК «Владивосток» | директор института массовых коммуникаций, директор филиала ВГТРК «ГТРК “Владивосток”», профессор | В. В. Бакшин |
Факультет журналистики Алтайского государственного университета | декан факультета, профессор | В.Д. Мансурова |
Факультет журналистики МГУ | зам. декана по учебной работе, доцент | А.В. Груша |
Факультет журналистики МГУ | зам. декана по магистратуре, доцент | О.В. Смирнова |
Факультет журналистики МГУ | зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета, доцент | А.Г. Качкаева |
Факультет журналистики МГУ | кафедра периодической печати, доцент | Т.И. Фролова |
Факультет журналистики МГУ | кафедра телевидения и радиовещания, преподаватель | В.А. Сухарева |
Факультет журналистики МГУ | кафедра периодической печати факультета журналистики, доцент | Г.В. Лазутина |
Факультет журналистики МГУ | кафедра телевидения и радиовещания, доцент | Г.В. Перепечина |
Похожие документы:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...