Главная > Документ


6. Лабораторно-практические занятия

Лабораторный практикум не предусмотрен.

7. Возможная тематика курсовых работ по итогам работы в спецсеминаре, развивающем тематику курса

Курсовые работы не предусмотрены.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Введение в литературоведение / Под ред Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988.

Богомолов Н.А. Стихотворная речь: Учебно-методическое пособие для факультетов и отделений журналистики. – М., 1988.

Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении / Уч. пособие для студентов факультетов журналистики. – М., 2006.

б) дополнительная литература

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1999.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

Фарино Ежи. Введение в литературоведение. – СПб, 2004.

в) программное обеспечение– не требуется

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Google, Rambler, Yandex

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В зависимости от навыков чтения лекций может использоваться power-point. Для самостоятельной работы студентов вполне достаточно размещенных в Интернете материалов.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Дисциплина входит в профессионально-филологический модуль. Строится на сочетании лекций и семинаров (по наиболее трудным темам). Практикуется подготовка устных докладов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 «Журналистика»

Разработчик

Факультет журналистики МГУ

Заведующий кафедрой литературно-художественной критики

Н.А. Богомолов

Факультет журналистики МГУ

доц., канд. филол. н.

А.А. Ширяева

Эксперты

Журнал «Журналистика и медиарынок»

главный редактор, д-р филос. н., профессор

Д.С. Авраамов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

1. Цели и задачи дисциплины

Курс предназначен сформировать у будущих журналистов адекватное и систематизированное представление о литературном процессе XI – XXI вв., высших достижениях древнерусской, русской классической и литературы начала XXI века; научить самостоятельно анализировать и понимать произведения литературы не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте; познакомить с русской литературой в изгнании – русского зарубежья;. развить чувство языка, умение работать со словом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «История отечественной литературы» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Учитывая особое значение филологической подготовки как важнейшей части фундаментального журналистского образования, в связи со спецификой этой профессии, преподавание этой дисциплины начинается с первого курса. Необходимые входные знания студенты получают из параллельно читаемых курсов («Введение в профессию», «Основы теории литературы» и «История»). Знания, полученные в результате освоения курса «История русской литературы» являются крайне важными для углубленного освоения последующих дисциплин («История отечественной журналистики» и «Культурология»). Знакомство с лучшими образцами русской классической литературы имеет непосредственное практическое значение для изучения курсов «Основы журналистской деятельности», «Стилистика и литературное редактирование», работы студента в профессионально-творческих практикумах.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: культурного багажа будущего журналиста; способность бережно относится к традициям российской словесности; всесторонне оценивать литературные произведения, понимать их художественно-культурную и историческую ценность, убедительно излагать свою точку зрения; умение использовать опыт лучших писателей, обращая особое внимание образной структуре, языку и стилю их произведений, при подготовке своих журналистских материалов; самокритично относится к своему творчеству, совершенствовать свое мастерство – по ФГОС ОК -2, ОК-5, ОК-13, ПК-5, ПК-21, ПК-41, ПК-42.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные этапы развития отечественной литературы, периодизацию, представлять её целостную картину; понимать место русской литературы в мировом литературном процессе, гуманистическое, культурное, цивилизационное значение, связь с жизнью; знать творчество классиков и оценки их произведений критикой;

    Уметь (владеть):анализировать художественные литературные произведения, рассматривать их в историческом и общественно-политическом контексте; на основе знаний произведений выдающихся писателей каждого периода, быть способным выделить главные черты, определяющие их место и роль в национальной и мировой культуре; использовать опыт лучших мастеров словесности при подготовке собственных журналистских материалов в художественно–публицистических и иных жанров, а также в процессе анализа и редактирования работ других авторов; развивать свой художественный вкус, свое журналистское мастерство.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц 324 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

180

36

36

36

36

36

В том числе:

Лекции

180

36

36

36

36

36

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

144

30

28

30

28

28

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Изучение литературы

138

30

28

30

22

28

Реферат

6

6

5. Содержание дисциплины

5.1. Наименование разделов дисциплины

1

Древнерусская литература

1.1

Введение

1.2

Литература Киевской Руси (XI – XII вв.)

1.3

Литература периода феодальной

раздробленности (XIII – XIV вв.)

1.4

Литература периода объединения Северо-Восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец XIV – начало XVI вв.)

1.5

Литература периода укрепления Русского централизованного государства (XVIв.)

1.6

Литература XVII в.

2

Литература XVIII века

2.1

Введение

2.2

Литература первого десятилетия XVIII века

2.3

Литература 30 – 50-х гг. XVIII века

2.4

Литература 60 – 80-х гг. XVIII века

2.5

Литература конца XVIII века

.

3

Литература первой половины XIХ века

3.1

Введение

3.2

Литературно-общественное движение первой четверти XIХ в. Особенности развития литературы начала века

3.3

Закономерности становления и развития романтизма в России первой четверти XIХ века

3.4

А.С. Грибоедов и социокультурный процесс. Общая характеристика творческого пути А.С. Пушкина

3.5

Лирика Пушкина

3.6

Пушкин – автор поэм и романа в стихах

3.7

Драматургия и проза Пушкина

3.8

Значение творчества Пушкина. Поэты Пушкинской эпохи

3.9

Литературно-общественное движение второй четверти XIХ века

3.10

Романтизм в литературе второй половины 20-х – 30-х гг.

3.11

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Лирика и драматургия поэта

3.12

Лермонтов: от поэмы к роману. Значение его творчества

3.13

Творческий путь Н.В. Гоголя. Ранняя проза

3.14

Гоголь – драматург и автор «Петербургских повестей»

3.15

«Мертвые души» Гоголя. Место его творчества в истории литературы

3.16

Литературный процесс 40-х – первой половины 50-х гг.

3.17

Творчество А.И. Герцена

4

Литература второй половины XIХ века

4.1

Литературный процесс середины 40 – 60-х гг. XIX в.

4.2

И.А. Гончаров – типичный писатель 3 части XIX в.

4.3

Творческий путь и структура творчества И.С. Тургенева

4.4

Драматургия А.Н. Островского

4.5

Лирика Н.А. Некрасова

4.6

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

4.7

Ф.И. Тютчев. Судьба и путь поэта

4.8

«Чистая» лирика А.А. Фета

4.9

Литературно-общественная ситуация 1870 – 1890 гг.

4.10

Творчество Ф.М. Достоевского

4.11

Философско-религиозный роман «Братья Карамазовы»

4.12

Личность и творчество Л.Толстого

4.13

«Анна Каренина» семейный роман

4.14

Кризис Толстого конца 70-х гг. Новый этап творчества

4.15

Писатель-сатирик Салтыков-Щедрин

4.16

Н.С. Лесков

4.17

Чехов – самый крупный писатель поколения 80 – 90-х гг.

5

Литература ХХ века

5.1

Литературный процесс 1900-х гг.

5.2

Пути прозы 1900-х гг.

5.3

Символизм в русской литературе

5.4

Поэтическое и прозаическое творчество символистов

5.5

Творческий путь А.А. Блока

5.6

Акмеизм в русской поэзии

5.7

Футуризм в русской поэзии

5.8

Развитие прозы в 1910-е гг.

5.9

Октябрьская революция и литература

5.10

Литературный процесс в России после 1917 г. Литературные группировки 1920-х гг.

5.11

Жанровые и стилевые искания прозы 1920-х гг.

5.12

Гротеск и фантастика в сатирической прозе 1920-х гг.

5.13

Основные черты поэзии 1920-х гг.

5.14

Творческий путь В. Маяковского после революции

5.15

Творчество Сергея Есенина

5.16

Эмиграция «первой волны»: основные имена и центры рассеяния

5.17

Творческий путь Марины Цветаевой

5.18

Творчество Владимира Набокова

5.19

«Страна философов» Андрея Платонова

5.20

Художественный мир Михаила Булгакова

5.21

Творческий путь Осипа Мандельштама

5.22

Основные черты поэзии и прозы 1930-х гг.

5.23

Поэзия А.Ахматовой в 1920 – 1960-е гг.

5.24

Творческий путь Бориса Пастернака

5.25

Общественно-литературная ситуация 1940 – начала 1950-х гг.

5.26

«Оттепель»: черты поэзии и прозы

5.27

«Новый мир» А. Твардовского как литературная эпоха

5.28

Творчество А. Солженицына и В. Шаламова

5.29

Социальное и экзистенциальное в «деревенской прозе» 1960 – 1970-х гг.

5.30

«Военная проза» 1960 –1970-х гг. её значение

5.31

Поэзия 1960 – 1980-х гг.: многообразие поэтических систем

5.32

Развитие драматургии 1960 – 1980-х гг.

5.335.34

Литературный процесс 1970 – 1980-х гг.: расширение изобразительных возможностей

5.35

Поэтический мир Иосифа Бродского

5.36

Итоги исторического развития русской литературы. Место русской литературы в мировой культуре

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин)

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

История отечественной журналистики

4, 5

3-8, 13-17

2-6, 17

5, 10, 11, 13-16, 18, 19, 23, 26-36

2

Культурология

+

+

+

+

+

3

Основы журналисткой деятельности

8, 12, 15

2, 3, 5, 6, 10-17

1, 2, 5, 11, 12, 14, 17, 19, 23, 25, 27

4

Стилистика и литературное редактирование

8, 12, 15

2, 3, 5, 6, 10-17

1, 2, 5, 11, 12, 14, 17, 19, 23, 25, 27

5

Профессионально-творческий практикум

8, 12, 15

2, 3, 5, 6, 10-17

1, 2, 5, 11, 12, 14, 17, 19, 23, 25, 27

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

1

Древнерусская литература

18

15

33

2

Литература XVIII века

18

15

33

3

Литература первой половины XIХ века

36

28

64

4

Литература второй половины XIХ века

36

30

66

5

Литература ХХ века

72

56

128

6. Лабораторно-практические занятия

Лабораторный практикум не предусмотрен.

7. Возможная тематика курсовых работ по итогам работы в спецсеминаре, развивающем тематику курса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...

Другие похожие документы..