Главная > Документ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Основы теории литературы» имеет своей целью: сформировать у обучающихся систему представлений о структуре и семантике художественного произведения (в первую очередь литературного), о способе функционирования его в историческом развитии художественной культуры, особенно в аспектах, важных для журналистов. Задачи дисциплины: определить место теории литературы в структуре культуры, гуманитарных (в том числе искусствоведческих) науке; охарактеризовать основные понятия и концепции теории литературы в различных исторически сложившихся школах; раскрыть познавательный потенциал дисциплины; дать представление о возможностях применения теории литературы в сфере журналистской деятельности; привить навыки анализа текста (художественного и журналистского) в синхронном и диахронном аспектах, в рамках открытой и закрытой его интерпретации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс«Основы теории литературы» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Для его изучения студент обязан владеть элементами теории литературы, входящими в школьную программу. К входным знаниям относится также представление обучающихся о гуманитарной миссии журналистики, работе журналиста, в том числе как особом роде литературного творчества, требованиях к его фундаментальной филологической образованности, полученное из первых лекций сопутствующего курса «Введение в профессию». Важными являются также положения параллельно читаемого курса «Основы теории журналистики» о функциях СМИ и особенностей текстов массовой информации. Дисциплина «Основы теории литературы» является начальной и основополагающей для циклов истории русской и зарубежной литератур. На ней отчасти основываются также некоторые разделы таких сопутствующих и последующих дисциплин, как «Культурология», «Основы журналистской деятельности», «Стилистика и литературное редактирование» а также дисциплины начальной профилизации по выбору студента (в частности «Литературная критика в прессе»).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение системой знаний в области теории литературы как важнейшей частью филологического общепрофессионального багажа выпускника, а также навыками подготовки и анализа различного рода текстов – по ФГОС ОК-1, ОК-13, ПК-5, ПК-25.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: общие закономерности исторического развития литературы (её видов и жанров), понимать принципы построения художественного произведения как в теоретическом, так и в практическом аспекте, связанном с подготовкой и анализом различного рода текстов в процессе журналисткой работы;

    Уметь: применять полученные знания в практической деятельности, как в прямом виде (для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование теоретических концепций по аналогии);

    Владеть: набором теоретических литературоведческих понятий в их логической взаимосвязи и на этой базе навыками самостоятельного анализа художественного (и журналистского) произведения.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

18

18

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Реферат

6

6

Другие виды самостоятельной работы

12

12

5. Содержание дисциплины

Курс состоит из трех основных частей:

а) общие понятия теории литературы (разделы 1 – 5);

б) анализ отдельного литературного произведения (разделы 6 – 10);

в) литературное произведение в различных контекстах (разделы 11 – 16).

5.1. Наименование разделов дисциплины

1

Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве

2

Понятие о художественном мире

3

Место литературы в ряду других искусств

4

Понятие об интерпретации

5

Литературоведение и литературная критика

6

Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения

7

Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза

8

Пространство и время в литературе. Реализм и условность

9

Автор – повествователь – персонаж

10

Форма и содержание произведения. Предметный мир

11

Роды и жанры литературы. «Память жанра»

12

Культурная и литературная традиция. Пародия

13

Литература и мифология

14

Литература – беллетристика – массовая литература

15

Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения

16

Современная литература как предмет изучения

17

Роль теории литературы в формировании мышления журналиста

18

Анализ рассказа

19

Основы стиховедения

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин)

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Культурология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

История отечественной литературы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

История зарубежной литературы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Основы журналистской деятельности

+

+

+

+

+

+

5

Стилистика и литературное редактирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1

Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве

1

1

2

Понятие о художественном мире

1

1

2

3

Место литературы в ряду других искусств

2

1

3

4

Понятие об интерпретации

2

2

1

5

5

Литературоведение и литературная критика

2

1

3

6

Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения

2

2

1

5

7

Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза

2

2

1

5

8

Пространство и время в литературе. Реализм и условность

2

2

1

5

9

Автор – повествователь – персонаж

2

2

4

10

Форма и содержание произведения. Предметный мир

2

2

1

5

11

Роды и жанры литературы. «Память жанра»

2

2

12

Культурная и литературная традиция. Пародия

2

1

3

13

Литература и мифология

2

1

3

14

Литература – беллетристика – массовая литература

2

1

3

15

Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения

2

1

3

16

Современная литература как предмет изучения

2

1

3

17

Роль теории литературы в формировании мышления журналиста

2

2

1

5

18

Анализ рассказа

2

2

2

6

19

Основы стиховедения

2

2

2

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...

Другие похожие документы..