Главная > Документ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Уровень основной образовательной программы
Бакалавриат
Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Основы теории литературы» имеет своей целью: сформировать у обучающихся систему представлений о структуре и семантике художественного произведения (в первую очередь литературного), о способе функционирования его в историческом развитии художественной культуры, особенно в аспектах, важных для журналистов. Задачи дисциплины: определить место теории литературы в структуре культуры, гуманитарных (в том числе искусствоведческих) науке; охарактеризовать основные понятия и концепции теории литературы в различных исторически сложившихся школах; раскрыть познавательный потенциал дисциплины; дать представление о возможностях применения теории литературы в сфере журналистской деятельности; привить навыки анализа текста (художественного и журналистского) в синхронном и диахронном аспектах, в рамках открытой и закрытой его интерпретации.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс«Основы теории литературы» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть). Для его изучения студент обязан владеть элементами теории литературы, входящими в школьную программу. К входным знаниям относится также представление обучающихся о гуманитарной миссии журналистики, работе журналиста, в том числе как особом роде литературного творчества, требованиях к его фундаментальной филологической образованности, полученное из первых лекций сопутствующего курса «Введение в профессию». Важными являются также положения параллельно читаемого курса «Основы теории журналистики» о функциях СМИ и особенностей текстов массовой информации. Дисциплина «Основы теории литературы» является начальной и основополагающей для циклов истории русской и зарубежной литератур. На ней отчасти основываются также некоторые разделы таких сопутствующих и последующих дисциплин, как «Культурология», «Основы журналистской деятельности», «Стилистика и литературное редактирование» а также дисциплины начальной профилизации по выбору студента (в частности «Литературная критика в прессе»).
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение системой знаний в области теории литературы как важнейшей частью филологического общепрофессионального багажа выпускника, а также навыками подготовки и анализа различного рода текстов – по ФГОС ОК-1, ОК-13, ПК-5, ПК-25.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: общие закономерности исторического развития литературы (её видов и жанров), понимать принципы построения художественного произведения как в теоретическом, так и в практическом аспекте, связанном с подготовкой и анализом различного рода текстов в процессе журналисткой работы;
Уметь: применять полученные знания в практической деятельности, как в прямом виде (для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование теоретических концепций по аналогии);
Владеть: набором теоретических литературоведческих понятий в их логической взаимосвязи и на этой базе навыками самостоятельного анализа художественного (и журналистского) произведения.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 54 | 54 | |||||||
В том числе: | |||||||||
Лекции | 36 | 36 | |||||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||||
Семинары (С) | 18 | 18 | |||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||||
Самостоятельная работа (всего) | 18 | 18 | |||||||
В том числе: | |||||||||
Курсовой проект (работа) | |||||||||
Реферат | 6 | 6 | |||||||
Другие виды самостоятельной работы | 12 | 12 |
5. Содержание дисциплины
Курс состоит из трех основных частей:
а) общие понятия теории литературы (разделы 1 – 5);
б) анализ отдельного литературного произведения (разделы 6 – 10);
в) литературное произведение в различных контекстах (разделы 11 – 16).
5.1. Наименование разделов дисциплины
1 | Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве |
2 | Понятие о художественном мире |
3 | Место литературы в ряду других искусств |
4 | Понятие об интерпретации |
5 | Литературоведение и литературная критика |
6 | Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения |
7 | Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза |
8 | Пространство и время в литературе. Реализм и условность |
9 | Автор – повествователь – персонаж |
10 | Форма и содержание произведения. Предметный мир |
11 | Роды и жанры литературы. «Память жанра» |
12 | Культурная и литературная традиция. Пародия |
13 | Литература и мифология |
14 | Литература – беллетристика – массовая литература |
15 | Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения |
16 | Современная литература как предмет изучения |
17 | Роль теории литературы в формировании мышления журналиста |
18 | Анализ рассказа |
19 | Основы стиховедения |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин) | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
1 | Культурология | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
2 | История отечественной литературы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | История зарубежной литературы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Основы журналистской деятельности | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
5 | Стилистика и литературное редактирование | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го |
1 | Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве | 1 | 1 | ||||
2 | Понятие о художественном мире | 1 | 1 | 2 | |||
3 | Место литературы в ряду других искусств | 2 | 1 | 3 | |||
4 | Понятие об интерпретации | 2 | 2 | 1 | 5 | ||
5 | Литературоведение и литературная критика | 2 | 1 | 3 | |||
6 | Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения | 2 | 2 | 1 | 5 | ||
7 | Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза | 2 | 2 | 1 | 5 | ||
8 | Пространство и время в литературе. Реализм и условность | 2 | 2 | 1 | 5 | ||
9 | Автор – повествователь – персонаж | 2 | 2 | 4 | |||
10 | Форма и содержание произведения. Предметный мир | 2 | 2 | 1 | 5 | ||
11 | Роды и жанры литературы. «Память жанра» | 2 | 2 | ||||
12 | Культурная и литературная традиция. Пародия | 2 | 1 | 3 | |||
13 | Литература и мифология | 2 | 1 | 3 | |||
14 | Литература – беллетристика – массовая литература | 2 | 1 | 3 | |||
15 | Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения | 2 | 1 | 3 | |||
16 | Современная литература как предмет изучения | 2 | 1 | 3 | |||
17 | Роль теории литературы в формировании мышления журналиста | 2 | 2 | 1 | 5 | ||
18 | Анализ рассказа | 2 | 2 | 2 | 6 | ||
19 | Основы стиховедения | 2 | 2 | 2 | 6 |
Похожие документы:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы и задачами профессиональной деятельности, указанными ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник по направлению ... социологических исследований. 3. Требования к результатамосвоения дисциплины: В результате изучения программы курса студенты должны: продемонстрировать ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)
ДокументТребования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... в рамках образовательнойпрограммы бакалавра по направлению Физика. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результатеосвоения дисциплины « ...