Главная > Программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Утверждаю
_____________________
Руководитель ООП
по направлению 150400
зав.кафедрой металлургии
проф. В.М. Сизяков
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ»
Направление: 150400 «Металлургия»
Профиль: «Металлургия цветных металлов»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Составитель: доц. Е.В. Сизякова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ
Составитель: доц . Е.В.СИЗЯКОВА
Кафедра металлургии
1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является ознакомление будущих специалистов, избравших для себя профессией металлургическое производство, с ролью и значением горного дела и металлургии как важнейших сфер материального производства, становление и развитие которых неразрывно связано с общей историей человеческой цивилизации. Излагаются основные этапы становления горно-металлургической отрасли со времен древнего мира до наших дней, прослеживается история возникновения и развития основных технологий добычи и переработки металлургического сырья, применение в отрасли значимых технических изобретений, роль выдающихся ученых, инженеров и изобретателей. Особый акцент делается на историю развития металлургической отрасли России, формированию отечественных научных школ и постановке образования в области геологии, горного дела и металлургии. Отдельно освещается роль Санкт-Петербургского горного института как первого в стране высшего технического учебного заведения. Излагаются перспективы дальнейшего развития металлургической науки и производства как продолжения непрерывного поступательного исторического процесса.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к разделу «Дисциплины по выбору студента» гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ.В.01.). Для изучения дисциплины студент должен обладать входными знаниями по истории, физике и химии, уметь пользоваться компьютером, работать с информацией из различных источников. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих предметов: введение в специальность, природа и человек, металлургические технологии производства и обработки металлов, металлургия тяжелых цветных металлов, металлургия легких металлов, металлургия благородных металлов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК -1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: историю развития технологий производства основных металлов; биографии наиболее выдающихся ученых, изобретателей и специалистов в области горного дела; историю становления горнозаводской отрасли России; историю создания главных центров отечественного горнозаводского дела, их современное состояние и перспективы дальнейшего развития; историю создания и развития первого в России высшего технического учебного заведения – Горного училища – Горного кадетского корпуса – Горного института, становления в нем отечественных научных школ в области геологии, горного дела и металлургии.
Уметь: объяснитьроль горнозаводского дела – в полном его масштабе – от усилий по поиску и разведке полезных ископаемых до получения готовых продуктов и изделий, получаемых из минерального сырья, отвечающих запросам той или иной исторической эпохи – в экономическом, политическом, военном, культурном и научном развитии любого государства; расположить в хронологической последовательности основные этапы развития отрасли в целом, связать их с историей развития человеческого общества; подготовить информационные сообщения, рефераты и презентации на темы, связанные с биографиями выдающихся деятелей горнозаводского дела; провести анализ эволюции технологии производства основных металлов; изложить основные этапы становления и развития Горного института и формирования его научных школ; ориентироваться в музейном собрании института; дать пояснения по основным разделам экспозиции музея.
Владеть: навыками выступления перед аудиторией с презентацией и устным докладом; знаниями по истории развития отрасли; знаниями о деятельности выдающихся ученых, инженеров, государственных деятелей в области горного дела и металлургии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
1 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 68 | 68 |
В том числе: | - | - |
Лекции | 34 | 34 |
Практические занятия (ПЗ) | 17 | 17 |
Семинары (С) | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | 17 | 17 |
Самостоятельная работа (всего) | 40 | 40 |
В том числе: | - | - |
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | 20 | 20 |
Другие виды самостоятельной работы | 20 | 20 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | |
Общая трудоемкость час зач. ед. | 108 | 108 |
4 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Введение | Предмет и содержание дисциплины. Краткие исторические и статистические сведения о свойствах, применении и производстве металлов. Роль металлов в человеческом обществе |
2. | Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека. | Краткие сведения о возникновении Вселенной и Земли, строению земной коры, формировании основных видов полезных ископаемых, обзор геологических процессов, сведения по гехронологии, возникновение человека, развитие человеческого общества. |
3. | Возникновение и развитие горного дела. | Зарождение горного дела. Ямное горное дело, возникновение горной технологии. Горное дело с использованием металлического инструмента. Горные работы, механизмы, приспособления и технические изобретения в горном деле в период античности. Горное дело в средние века. Г. Агрикола. Техническая революция в горном деле, связанная с использованием энергии пара. Горное дело в 18-19 веках. Основные тенденции в развитии горно-металлургических предприятий в 20 веке. Современное состояние горнодобывающей промышленности и перспективы ее развития. |
4. | История производства железа. | Первые металлы в жизни человеческого общества. Бронзовый и железный века. Первые технологии производства железа и сырье для него. Сыродутный процесс. От сыродутного горна к домнице и двухстадийной технологии переработки железных руд. Чугун – ковкое железо, эволюция превращения. Процесс производства тигельной стали, пудлингование, переход на использование каменноугольного кокса. Секреты дамасской стали. Зарождение научной металлургии. Изобретения Мартена, Бессемера и Томаса. Легированные стали. Современное состояние черной металлургии. |
5 | Развитие горного дела в России до 18 века. | Состояние горных промыслов и производства металлов в России XVI-XVII вв. Первые горные и металлургические предприятия. Деятельность иностранных концессионеров (Виниус, Марселис, Акема), возникновение металлургии в центральной России (Тула, Подмосковье). Строгановы и их роль в освоении Урала. |
6 | Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России | Характеристика политических и экономических реформ Петра I. Личность Петра I. Становление отечественной горнодобывающей и металлургической промышленности в эпоху Петра I (XVIII в.), реформы Петра I в области управления горным делом, Берг-привилегия. Деятельность Берг-коллегии. Проблема обеспечения горных промыслов металлургических предприятий специалистами и пути ее решения в эпоху Петра I. Роль В.Н.Татищева в подготовке отечественных горных специалистов. Личность В.Н.Татищева и его вклад в отечественную науку, экономику и политику. Деятельность В.Н.Татищева и В.И.Геннина по организации горных школ. Развитие металлургии на Севере России (Олонецкая губерния, Петрозаводск). Освоение горных богатств Урала как важнейший этап развития русского горно-металлургического промысла. Деятельность и история семьи Демидовых. Политическая и экономическая обстановка в России в период ";междуцарствия"; (1725-1741 гг.). |
7 | Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии. | Елизавета Петровна и возврат России к Петровским начинаниям в области политики, экономики и науки. М.В.Ломоносов и его роль в становлении отечественной науки и образования, в том числе горного. |
8 | Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища. | Создание, становление и развитие Горного института в Санкт-Петербурге. Деятели екатериниской эпохи в области горного дела – М.Ф. Соймонов, И.А. Шлаттер, А.Е. Мусин-Пушкин. |
9 | Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела. | Горное училище – Горный кадетский корпус – Институт Корпуса горных инженеров – Горный институт. История развития, программы подготовки горных инженеров. Горный журнал и его роль в распространении научных знаний в горном деле и металлургии. Наиболее выдающиеся управляющие, командиры и директора института. Выдающиеся ученые и выпускники института, их роль в развитии горно-металлургического комплекса России. Формирование ведущих научных школ института. Современное состояние Горного института и основные направления научных исследований ученых-горняков в настоящее время. |
10 | Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время. | Возникновение и развитие направления по металлургии в стенах Горного института. Соединенная лаборатория Горного корпуса и департамента горных и соляных дел, работы по технологии переработки уральской платины. Возникновение и становление кафедры металлургии, династия Иосса. Металлургия России в 19 веке. Выдающиеся металлурги – выпускники института. Биографические сведения, направления научной и производственной деятельности, крупнейшие изобретения, разработки, вклад в развитие российской металлургической промышленности. Цветная металлургия в Горном институте. Металлургическая отрасль в СССР и роль ученых-горняков в ее развитии. Современные направления научных исследований кафедры МЦМ. |
11 | История производства алюминия. | Попытки получения алюминия, опыты Х.Деви, Велера, Эрстеда. Усилия изобретателей и ученых 19 века по разработке промышленной технологии производства алюминия. Изобретение электролитического способа производства алюминия и гидрохимического способа получения глинозема. Работы русских ученых и инженеров в области производства глинозема и алюминия. Возникновение советской алюминиевой промышленности. Современное состояние алюминиевой промышленности России. |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1. | Основы специальности | х | х | х | х | х | ||||||
2. | Природа и человек | х | х | х | ||||||||
3 | Металлургические технологии производства и обработки металлов | х | х | х | х | х | ||||||
4 | Металлургия тяжелых цветных металлов | х | х | |||||||||
5 | Металлургия легких металлов | х | х | |||||||||
6 | Металлургия благородных металлов | х | х |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц., час. | Практ. зан., час. | Лаб. раб. | Семин | СРС | Все-го час. |
1. | Введение | 2 | 1 | - | 3 | ||
2. | Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека. | 2 | 2 | 4 | 8 | ||
3 | Возникновение и развитие горного дела. | 4 | 4 | 8 | |||
4 | История производства железа. | 4 | 2 | 3 | 4 | 13 | |
5 | Развитие горного дела в России до 18 века. | 2 | 4 | 4 | 10 | ||
6 | Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России | 4 | 2 | 4 | 10 | ||
7 | Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии. | 2 | 2 | 4 | 8 | ||
8 | Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища. | 2 | 2 | 2 | 6 | ||
9 | Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела. | 4 | 2 | 4 | 10 | ||
10 | Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время. | 4 | 4 | 4 | 6 | 18 | |
11 | История производства алюминия. | 4 | 2 | 4 | 4 | 14 |
6. Лабораторный практикум:
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (час.) |
1 | 1. | Вводное занятие | 1 |
2 | 4 | Термическая обработка сталей. | 4 |
3 | 5 | Изучение микроструктур чугунов и сталей | 4 |
4 | 10 | Обжиг сульфидных концентратов. | 4 |
5 | 11 | Литье алюминиевых сплавов. | 4 |
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) |
1. | Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека. | Посещение Горного музея (отдел геологии) | 2 |
2. | История производства железа. | Подготовка сообщений: знаменитые металлурги в области черной металлургии. | 2 |
3 | Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России | В.Н. Татищев и его роль в развитии горного дела и горного образования в России. История семьи Демидовых. | 2 |
4 | Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии. | Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. | 2 |
5 | Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища. | Посещение Горного музея (отделы минералогии и горно-заводской техники). | 2 |
6 | Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела. | Подготовка сообщений о выдающихся ученых Горного института. | 2 |
7 | Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время. | Сообщения о выдающихся ученых-металлургах – выпускниках института в 19 и 20 вв. | 4 |
8 | История производства алюминия. | Выдающиеся ученые-алюминщики. | 2 |
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Первое высшее техническое учебное заведение России – Горный институт (1773-1998). СПГГИ. ";Медиа-маркет";, 1998.
2. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. СПГГИ, 1998.
3. Гаврилова Л.М.. Афанасьев В.Г., Севастьянов Ф.Л. Развитие горного дела в эпоху Екатерины II. СПб, ";Галарт";, 1999.
4. Генерал от металлургии Павел Аносов. Под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург, Уральский университет, 1999.
5. Сизяков В.М. Современное состояние и проблемы развития алюминиевой промышленности России. СПб., Записки Горного института. Т.165. 2005.
6. Чиркст Д.Э. Содружеству металлургов и химиков Горного института свыше 230 лет. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.
7. Сизяков В.М. Состояние, проблемы и перспективы развития способа комплексной переработки нефелинов. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.
8. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование деятельности основоположников металлургической школы России и оценка ее влияния на современное развитее металлургической отрасли 1.17.07 Ц. 2007 .
9. Розен Б.Я., Розен Я.Б. Металл особой ценности. М. Металлургия, 1980.
10. М.Беккерт. Мир металла. М. Мир, 1980.
б) дополнительная литература
9. Журнал ";Цветные металлы"; № 2, 194.
10. Горный журнал, № 6, 2000.
11. С. Венецкий Наследники Гефеста. М., ГУП «Издательский дом «Руда и металлы», 2001.
Материалы сети Internet
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Коллекции Горного музея, экспонаты зала горной и заводской техники, зала истории Горного института, стенды, посвященные главным деятелям российского горнозаводского дела и горной науки, размещенные в специализированных аудиториях, многочисленные портреты, экспонированные в конференц-зале и портретной галерее, мультимедийное оборудование ауд. 3223, 6402; презентации и видеофильмы по тематике курса.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В качестве средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается проведение контрольных работ в форме тестов по каждому из разделов дисциплины, подготовка информационных сообщений и презентаций, защита рефератов по выбранным темам. Программа курса предусматривает посещение Горного музея и Храма горных инженеров.
Похожие документы:
Первое высшее техническое учебное заведение россии (188)
Рабочая программа... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (170)
Программа... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...Первое высшее техническое учебное заведение россии (464)
Рабочая программа... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... бурения скважин. Первоевысшее горное учебноезаведение в России. Проф. ...Первое высшее техническое учебное заведение россии (31)
Рабочая программа... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... освоения специальных дисциплин высшегоучебногозаведения. В задачи ...Первое высшее техническое учебное заведение россии (68)
Рабочая программа... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... предприятии : учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Одинцова. – М. ...