Главная > Программа


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального социально-гуманитарного образования

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________Т.Н. Шамало

«____» ______________2011 г.

Программа

итогового государственного междисциплинарного экзамена

«Социально-экономическое образование»

по направлению

«050400 - Социально-экономическое образование»,

профиль «Социология»

(ГОС ВПО 2005)

Екатеринбург

2011

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена (ГОС ВПО 2005) «Социально-экономическое образование» для студентов, обучающихся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», степень – бакалавр социально-экономического образования, профиль «Социология» /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. с.

Составители: к. филос.н., доц. С.Н. Айрапетова, к. филос.н., доц. М.А. Арапова, к. соц.н., доц. С.В. Архипова, к. соц.н., доц. М.Г. Бурлуцкая, О.С. Гладких, д. филос.н., проф. Е.В. Грунт, к. соц. н. О.В. Деникаева, к. пед.н., доц. М.В. Епифанцева, к.соц.н. Е.В. Лобова, к. филос.н., доц. Ю.В. Миков, к. соц.н., доц. Л.Е. Петрова, к.соц.н. Д.С. Попов, к. соц. н. Е.В. Прямикова, д. филос.н., проф. Л.Я. Рубина, к.филос.н., доц. И.В. Шапко.

Рецензент: д. филос.н., проф. Е.С. Баразгова.

Программа для подготовки к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - направление «050400 социально-экономическое образование», степень – бакалавр социально-экономического образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ.

Одобрена на заседании кафедры теоретической и прикладной социологии. Протокол от № _____ от ________________ 2011 г.

Зав. каф. И.В. Шапко

Утверждена и рекомендована к печати на заседании Ученого совета Института фундаментального социально-гуманитарного образования УрГПУ. Протокол № ____ от _____________ 2011 г.

Председатель Ученого совета Л.Я. Рубина

Уральский государственный

педагогический университет. 2011.

Содержание

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Настоящая программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социально-экономическое образование» по общепрофессиональным и специальным дисциплинам адресована студентам, обучающимся по направлению 050400 «Социально-экономическое образование», профиль «Социология». Государственный экзамен представляет собой первый этап итоговой государственной аттестации.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом 2005 г., и представляет собой интегрированный вариант отчетности по основным разделам курсов, освоенных студентами в процессе обучения. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен как составная часть итоговой государственной аттестации позволяет выявить уровень подготовки выпускника к решению профессиональных задач. Всего приведено 84 тем с соответствующим числом тезаурусов, объединенных в 6 разделов, которые достаточно подробно раскрывают существо каждого вопроса.

Целью итогового государственного междисциплинарного экзамена является выявление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. Настоящая программа составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяющих сформировать профессиональный облик выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Междисциплинарный характер экзамена означает не только включение в программу содержания основных учебных дисциплин, входящих в общепрофессиональный и специальный циклы. Междисциплинарность, в первую очередь, заключается в конструировании ответа студента. Сочетание, интеграция основных понятий, теорий, методик изучения и преподавания в ответе на конкретный вопрос свидетельствует о высоком уровне профессиональных знаний, умений и навыков выпускника, компетентности будущего специалиста.

Задачи настоящей программы:

  1. Дать основные ориентиры выпускнику при подготовке к государственному экзамену.

  2. Обеспечить интегрированный подход к формированию теоретического и методического уровня специального образования.

  3. Способствовать развитию мотивов и навыков будущего самосовершенствования и самообразования в профессиональной и дальнейшей образовательной деятельности.

В число важнейших принципов, которые положены в основу подготовки специалиста, включены следующие:

  1. Принцип достаточности образования, который реализуется через взаимодополняемость социально-гуманитарной, психолого-педагогической, общепрофессиональной и специальной подготовки.

  2. Принцип отражения в общепрофессиональном и специальном циклах дисциплин достижений современного знания.

  3. Принцип проекции целей и задач профессионального образования в содержании вузовского образования.

Что должен знать и уметь бакалавр социально-экономического образования

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к профессиональной подготовленности выпускника, бакалавр социально-экономического образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

  • участие в исследованиях по проблемам социально-экономического образования;

  • владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления «Социально-экономическое образование» («Социология»);

  • умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

  • владение основами конструирования и осуществления процесса обучения социологии;

  • готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильной дисциплины направления («Социология»);

  • реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Особое внимание следует уделять интеграции знаний из разных дисциплин, то есть собственно междисциплинарности конструируемого ответа. На уровне требований на это указывает тезаурус к определенной теме. Например: описывая социальную девиацию, обязательно указать в ответе на место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения (вопрос № 5); характеризуя социологию культуры, описать социологические методы изучения последней (вопрос № 30) и т.д. Приветствуется самостоятельное включение материала из другой дисциплины в ответе на конкретный вопрос на госэкзамене.

Междисциплинарность при ответе на вопрос, поставленный в экзаменационном билете, означает, что выпускник должен продемонстрировать свои знания в совокупности учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос.

В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

  • сущность феномена, лежащего в основе проблем;

  • место и роль феномена в жизнедеятельности общества, его взаимосвязь и взаимозависимость с другими феноменами;

  • место исследований феномена в истории социологии;

  • основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и значимость;

  • категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

  • наиболее значимые подходы к определению и изучению данного феномена, наиболее значительные исследования и достижения в данной области;

  • основных персоналий, работающих над описанием и объяснением феномена;

  • теоретические и эмпирические аспекты изучения данного феномена.

Каждый раздел для подготовки к госэкзамену сопровождается указанием на литературу – номер источника соответствует номеру в списке основной и дополнительной литературы.

Изучение проблемы целесообразно начать с базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию Учебно-методического объединения, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос.

Поэтому следует, не ограничиваясь базовой учебной литературой, изучить специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого явления, глубже рассмотреть теоретические и эмпирические методы его исследования, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Раздел I. Общая социология

Литература: 10, 22, 40, 53, 87, 119, 130, 138, 154, 161.

Объект и предмет социологии. Специфика социологического знания

Понятие объекта и предмета науки. Представление об объекте и предмете в классической социологии. Проблема объекта и предмета в микросоциологических теориях (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм). Определение объекта и предмета в неклассической социологии на рубеже XX-XXI вв. Основные подходы к определению объекта и предмета в истории отечественной социологии. Дискуссия об объекте и предмете социологии в современной отечественной социологии. Отличие социологии от других наук.

Общество как социокультурная система

Понятие социальной системы. Основные черты системы: структура, сложность, упорядоченность, равновесие, адаптация, саморегуляция. Социальная и социетальная система. Система и подсистемы. Система и окружающая среда.

Существенные черты общества. Устойчивость и упорядоченность социальных отношений, общезначимые цели, дифференциация и взаимодействие частей, длительность существования, самодостаточность. Основы целостности общества.

Проблема сохранения и самовоспроизводства сложных социальных систем. Общество как высший тип органической социальной системы.

Социальные институты

Понятие социального института. Анализ социальных институтов в социологии. Признаки социального института. Функции социальных институтов. Дисфункции. Явные и латентные функции.

Возникновение и изменение институтов Роли и нормы институционального поведения. Дифференциация и интеграция социальных институтов.

Социальное действие. Социальное взаимодействие

Понятие социального действия. Признаки социального действия. Типы социального действия (М. Вебер). Социальное действие как система. Окружающая среда системы социального действия. (Т. Парсонс).

Модели социального действия. Объект действия. Ориентация социальных действий. Парадигма четырех функций (схема AGIL).

Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А. Сорокина и Т. Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, теория управления впечатлениями. Социальные регуляторы взаимодействия.

Социальная девиация

Понятие девиации. Социальные ожидания и девиантное поведение. Делинквентное поведение. Норма и патология: социологический аспект. Типологии отклоняющегося поведения. Девиация как процесс.

Теории происхождения девиантного поведения: биологические теории, психоаналитические теории, социокультурные теории.

Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль средней общеобразовательной школы в регулировании девиантного поведения.

Понятие «социальная норма». Нормативная система общества. Изменение социальных норм.

Социальный контроль

Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Способы реализации социального контроля. Социальные санкции и их классификация. Особенности социального контроля в различных социальных группах (детский коллектив, ученический коллектив и др.). Динамическая модель социального контроля. Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

Социальные общности и социальные группы

Основные предпосылки формирования социальной общности. Общности, встроенные в социальную систему и ";становящиеся"; общности. Теории возникновения и развития неустойчивых и устойчивых общностей. Многообразие социальных общностей.

Понятие и значение социальной группы. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях. Общие признаки групп. Классификация социальных групп, ее основания и критерии.

Малая группа. Виды малых групп. Формы и структура малой группы, взаимодействия в малой группе.

Социальные изменения

Понятие социальных изменений. Сущность, факторы, формы социальных изменений. Виды социальных изменений. Источники социальных изменений. Социологические теории социальных изменений.

Понятие модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Индустриализация и модернизация. Концепции модернизации.

Социальные изменения в России. Проблемы модернизации современного российского общества.

Личность как социальная система, субъект и предмет социальных отношений

Личность как предмет социологического анализа. Системный подход к анализу структуры личности

Социальные статусы Виды статусов и ";статусный набор";. Демонстрация статусов и символика. Статус и проблема идентификации личности. Связь социального статуса с правами и обязанностями

Понятие социальной роли как динамического аспекта статуса. Теория ролей в социологической теории. Виды социальных ролей. Ролевые предписания, ожидания, исполнения. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Ролевой конфликт.

Социализация личности

Социализация индивида. Первичная и вторичная социализация. Факторы, условия и механизмы социализации индивида. Агенты социализации. Институциональная и внеинституциональная социализация человека. Этапы социализации как практическая и научная проблема. Социализация и индивидуальность.

Раздел II. История социологии

Литература: 3, 8, 17, 23, 32, 42, 44, 46, 47, 50,51, 57, 67, 92-95, 114, 120, 123, 132, 140, 143, 151, 162, 163, 164, 167, 177, 178, 182, 188, 189.

Позитивизм Г.Спенсера

Социологическая концепция Герберта Спенсера. Социология и ее место в системе наук. Позитивизм Конта и позитивизм Спенсера (сходства и отличия). Два общетеоретических фундаментальных основания спенсеровской социологии – эволюционизм и органицизм.

Эволюция как всеобщий динамический принцип развития универсумов природной и социальной реальности. Определение эволюции. Основные параметры и компоненты эволюционных процессов.

Социологический органицизм. Сходства и различия между биологическими и социальными организмами. Военный и промышленный типы общественной организации (сравнительная характеристика принципов устройства и функционирования). Основные типы социальных институтов и их функциональное предназначение.

Развитие социологической теории в работах К. Маркса, Ф. Тенниса

Социологическая концепция Карла Маркса. Единство научного и идеологического в теории Маркса. Теория материалистического понимания истории. Человеческие потребности и их роль в развитии общества. Постулирование примата «общественного бытия» над «общественным сознанием». Производительные силы и производственные отношения: диалектика взаимодействия. Характеристика категорий «способ производства» и «общественно-экономическая формация». «Базис» и «надстройка» как основные конститутивные компоненты социальной реальности. Процесс исторической смены общественно-экономических формаций. Социальный конфликт. Теория классов и классовой борьбы. Классовая борьба как движущая сила исторического развития человеческих обществ. Теория социальной и политической революции. Учение Маркса о государстве. Марксистское учение об идеологии. Марксова теория капитализма. Представления Маркса о будущности европейского капитализма, перспективах его дальнейшего развития.

Социологическая концепция Фердинанда Тенниса. Система социологического знания и ее внутренняя структура: основные задачи и предназначение важнейших подразделов социологической науки. Социальность как порождение объективированной в своих воплощениях человеческой воли. Два типа воли. Два возможных типа солидарного сосуществования индивидов в рамках общественных систем – Gemeinschan («общность», «сообщество», «община») и Gesellschaft («общество»). Противоположность эмоционально-органического характера, присущего gemeinschaft-ному типу социальной связи, и рационально-механического (рассудочного, контрактно-договорного) характера, присущего gesellschaft-ной разновидности связи.

Социологизм Э.Дюркгейма

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. Социология как наука о социальных фактах. Определение социального факта. Разновидности социальных фактов. Концепция социологизма. Теория общественного разделения труда. Типы социальной солидарности. Системы религиозных верований и ритуалов и их социальные функции. Священное и светское. Теория морали. Социальные функции морали. Самоубийство как социальный феномен. Основные типы и причины совершения суицидальных актов. Социологическая интерпретация понятия «аномия». Дефицит солидарности как основной социальный недуг современного общества.

Понимающая социология М. Вебера

Социологическая концепция Макса Вебера. Веберианская методология идеальных типов; идеальный тип как «интерес эпохи», разновидности идеальных типов. Социологическая теория действия. Типология социальных действий, их характеристика. Политическая социология М. Вебера. Теория легитимности политического господства. Определения власти и государства. Типы господства. Теория рациональной бюрократии. Социология религии Вебера. Социокультурологическая характеристика отдельных исторически конкретных религиозно-этических систем.

Веберовская версия теории происхождения современного капитализма. Этика аскетического протестантизма и «капиталистический дух».

Чикагская школа: история, этапы становления, основные исследования и теоретические разработки

Три этапа развития чикагской школы. Роль школы в институциализации социологии как науки. Достижения в развитии теории и методологии исследований, развитие качественных методов исследования. У. Томас и Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и в Америке»: методология исследования и основные выводы. Ситуационный анализ У. Томаса. Социальная экология Р. Парка. Методологические и теоретические достижения Э. Берджеса. Социология города. Социология девиантного поведения.

Структурно-функциональная теория: Т.Парсонс

Основные положения структурно-функционального анализа общества. Проект общесоциологической теории Т. Парсонса. Системный подход к анализу общества. Понимание социального действия как самоорганизующейся системы, структура действия. Социальное взаимодействие: проблема регуляции. Инвариантный набор функциональных проблем и их институциональное решение. Проблема эволюции общества.

Структурно-функциональная теория: Р.Мертон

Ревизия структурно-функционального анализа, разработанного Р. Мертоном. Функциональный анализ Р.Мертона: явные и латентные функции, функции и дисфункции. Функционирование социальных институтов.

Интерпретативная парадигма в социологии: А. Шюц, И. Гофман

Специфика интерпретативного подхода к изучению социального. Определение предмета социологии: социальное действие и жизненный мир. Концепция А. Шюца: социальное действие и акт, проект действия. Типизация как механизм восприятия реальности. Проблема социализации знания. Мотивы человеческого действия. Драматургическая социология И. Гофмана.

Новые структурные теории: П. Бурдье

Проблема социологии постмодерна: синтез структурных концепций и теории социального действия. П. Бурдье: определение социального пространства, объективный и субъективный компоненты конструирования социального пространства. Габитус и капиталы. Формирование социальных групп.

Новые структурные теории: Э. Гидденс

Теория структурации Э. Гидденса как динамическая концепция структуры. Модель действия в теории Э. Гидденса.

Предсоциологический этап развития отечественной социологической мысли

Социально-политические, социально-экономические и идейно-теоретические причины возникновение социологии в России. Качественное отличие российской и западной социологии. Специфические черты, методологические ориентации и основные темы отечественной социологической мысли. Взгляды П.Я. Чаадаева, К.Д. Кавелина. Социологические идеи в творчестве В.Н. Майкова и Э.К. Ватсона.

Позитивизм и натурализм в отечественной социологии

Позитивизм и натурализм в российской социологии: органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); генетическая социология М.М. Ковалевского; географическое направление (Л.И. Мечников); теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Субъективная социология в России

Специфические черты субъективного направления. Идейная платформа субъективной социологии. Причины формирования и развития субъективного направления. Проблема предмета и метода социологии, личности и прогресса в творчестве представителей субъективного направления (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев).

Неокантианство в российской социологии

Методологический кризис на рубеже XIX-XX вв. Формирование новых методологических принципов в рамках неокантианской социологии. Теоретические истоки неокантианства в России. Сближение неокантианства с психологическим направлением. Работа с категорией «норма». Определение объекта и предмета в творчестве основных представителей направления.

Неопозитивизм в отечественной социологии

Синтез направлений объективного и субъективного характера. Активное внедрение в российскую социологию западных теорий. Перенос акцентов с изучения с индивидов на социальные действия, социальные взаимодействия, социальные связи и отношения. Методологическая программа неопозитивизма: наблюдение, строгое описание результатов, индукция сциентизм. Усиление эмпирической стороны социологических исследований. Социологические взгляды А.С. Звоницкой, К.М. Тахтарева, П.А. Сорокина.

Отечественная социология в 10-30-х гг. ХХ века

Дискуссия о марксистской и немарксистской социологии, о характере взаимосвязей социологии и философии. Идеологизация социологического знания советского периода. Конкретно-социологические исследования в 20-30-х гг. ХХ в.: изучение социальных проблем управления, труда и производства (А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Витке); исследование деревни и крестьянства (М. Феноменов); исследование бюджетов времени (С.Г. Струмилин); изучение проблем в области образования и воспитания (Н.А. Бухгольц, В.Е. Смирнов и др.). Совершенствование методики и техники социологического исследования. Становление отраслевой социологии (социология труда, социология семьи и брака, социология народонаселения и др.).

Отечественная социология в конце 50-х – начале 80-х гг. ХХ века

Возрождение отечественной социологии в конце 50-х – начале 70-х гг.: попытки институционализации (участие во Всемирном социологическом конгрессе, создание Советской социологической ассоциации, открытие Института конкретных социологических исследований, создание журнала «Социологические исследования»). Конкретно-социологические исследования рабочего класса, трудовых коллективов, брака и семьи, села, личности, свободного времени, молодежи.

Особенности развития отечественной социологии с конца 80-х гг. ХХ в. до наших дней

Основные особенности развития отечественной социологии в перестроечный и постперестроечный период. Усиление интеграционных процессов в социологии. Новое социологическое мышление. Основные направления социальных исследований. Институционализация социологии в системе высшего образование, создание научных общественных объединений, интеграция в мировую социологию. Развитие рынка социологических услуг. Проблемы теоретической социологии.

Социология на Урале в ХХ веке

Социологические исследования на Урале в 20-30-х гг. Появление Уральской социологической школы. Социологические исследования в Свердловской области в 60-80-е гг. Социология на Урале с конца 80-х гг. до наших дней. Уральская социология в перестроечный и постперестроечный период. Основные представители Уральской социологической школы.

Глобализация социальной жизни

Глобальная система. Исторические этапы ее становления. Теории (модели) мировой системы. Институционализация ";глобальной социологии";. Глобализация и локализация. Социальные последствия глобализации. Антиглобализм. Россия в глобальной системе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена (ГОС ВПО 2005) «Социально-экономическое образование» для студентов

    Программа
    ... «050400 - Социально-экономическоеобразование», профиль «Социология» (ГОСВПО2005) Екатеринбург 2010 Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена (ГОСВПО2005) «Социально-экономическоеобразование»длястудентов, обучающихся по ...
  2. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «социально-экономическое образование» по направлению

    Программа
    ... «050400 - Социально-экономическоеобразование», профиль «Социология» (ГОСВПО2005) Екатеринбург 2010 Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена (ГОСВПО2005) «Социально-экономическоеобразование»длястудентов, обучающихся по ...
  3. 3 программа итогового государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... ПРОГРАММАИТОГОВОГОГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА 3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Комплексный государственный ... Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОСВПО ... социально-экономические ... 2005 ... длястудентов ...
  4. ПРОГРАММА проведениЯ итоговОГО государственнОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

    Решение
    ... и кредит»; Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена; приказ о допуске студентов к итоговойгосударственной аттестации; экзаменационные ведомости и экзаменационные листы для ответов; сведения ...
  5. Итогового государственного междисциплинарного экзамена

    Программа
    ... . Программаитоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена составлена в соответствии с Рекомендациями по итоговойгосударственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования ...

Другие похожие документы..