Главная > Документ


Рост личностной активности и самостоятельности, инициативы и ответственности

обучающихся и педагогов.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Содержание рабочих учебных программ учителей - предметников гимназии обладает значительным воспитательным потенциалом. Педагоги отбирают такой учебный материал, который предоставляет ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. В содержание учебных программ включены часы национально-регионального компонента.

Педагогами гимназии используются современные образовательные технологии, предполагающие организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.

Уроки педагогов гимназии нацелены не только на усвоение обучающимися системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Они отличаются тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. Использование разнообразных форм и методов индивидуальной и коллективной работы создает благоприятный психологический климат в учебно-воспитательном процессе, формирует условия для развития и становления духовной творческой индивидуальности.

Большое внимание классные руководители и учителя-предметники уделяют подготовке учащихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конференциям. Часы школьного компонента, дополнительного образования реализуют идею развития личности в общем интеллектуальном плане, способствуют физическому развитию, укреплению здоровья. Традиционные предметные недели расширяют кругозор обучающихся, стимулируют к самостоятельной деятельности. Подготовка и защита проектов на различных уровнях позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся.

Вся внеурочная воспитательная деятельность обучающихся и педагогов школы организована так, что коллективные творческие дела и традиционные дела объединены в воспитательные модули:

Сентябрь

Месячник безопасности

«За безопасность дорожного движения»

Октябрь

Месячник профессиональной ориентации

Ноябрь

Гражданско – патриотическое воспитание

Месячник «Любимому городу посвящается»

Декабрь

Месячник нравственного воспитания

Январь

Месячник правового воспитания

Февраль

Месячник патриотического воспитания

«Мы за здоровый образ жизни»

Март

«В мире прекрасного»

Апрель

Месячник экологического воспитания

Май

«Памяти павших будем достойны!»

Оценка состояния воспитательной работы с обучающимися

Главное содержание определения результативности воспитательной деятельности школы составляет исследование результатов развития личностного роста обучающегося, по методике П.В. Степанова, которая рассматривается как цель, субъект и результат воспитательной деятельности.

По итогам мониторинга, который проводится в гимназии в конце учебного года наблюдается устойчиво-позитивное отношение обучающихся к Отечеству, труду, к миру, семье. Ситуативно-позитивное отношение наблюдается по шкалам: отношение к другому, к знаниям.

Для обучающихся характерно разделение понятий идей мира и ненасилия, но в то же время они не отрицают формы насильственного разрешения конфликтов как чуждые. Обучающиеся в большей степени приверженцы взглядов, что без насилия в некоторых ситуациях трудно разрешить возникающие противоречия.

Уровень воспитанности обучающихся в гимназии изучается по методике Н.П. Капустина. Анализ уровня воспитанности показывает положительную динамику личностного роста обучающихся, сформированности классных коллективов, уровня комфортности ребенка в классе.

В гимназии проводится анкетирование, тестирование и обучающихся, и их родителей. Темы тестов, используемых классными руководителями: «Мое положение в классе» (11 кл.), «Личность и коллектив» (10 кл.), «Мое мнение о классе» (9 кл.), «Уровень комфортности в классе» (8 кл.), «Приятно ли с вами общаться?» (7 кл.), «Настоящий ли вы друг» (6 кл.), «Любят ли вас окружающие?» (5 кл.). Вместе с социальным педагогом анализируются результаты этих тестов и делаются определенные выводы, важные и для класса, и для всего гимназического коллектива.

Классные руководители проводят проективные тесты: методику незаконченного предложения, рассказа; разыгрывание ситуации; рисование или дополнение рисунка. Часто используется метод незаконченного предложения («Верю, что я еще…», «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…», « Мне очень трудно забыть, но я …», « Чего мне иногда по- настоящему хочется…», «Мне особенно приятно, когда меня…», «Знаю, что это очень трудно, но я…», «Мне бывает стыдно, когда я…», «Иногда люди не понимают меня, потому что я…».

По результатам анкеты «Мое мнение о классе, гимназии» в 5-11 классах мы определили, что морально – психологический климат в образовательном учреждении, в классах благоприятен для нормальной жизнедеятельности классов и каждого ученика: 90 % наших учащихся чувствуют себя в гимназии хорошо, в кругу друзей, товарищей, и ни один ребенок не написал «Скорее, я здесь одинок». Наиболее комфортно чувствуют себя учащиеся 6,7,8,9,11 классов.

На протяжении последних трех лет наблюдается положительная динамика организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Воспитательная работа в школе строится на созданной в школе гуманистической системе воспитания, которая основывается на человеческих отношениях в принятии ребенка, веры в его уникальность, самобытность, воспитании и развитии ответственности, достоинства, создании оптимальных условий для развития ребенка.

Исходя из поставленных задач, школа определила для себя приоритетные направления воспитательной работы:

гражданско-патриотическое воспитание;

нравственное воспитание;

формирование здорового образа жизни.

  • Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание: одноиз основных направлений воспитательной работы гимназии, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранения и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. По данному направлению традиционно проводятся встречи с ветеранами, организована шефская помощь ветеранам, Уроки Мужества в честь Дня защитника Отечества, Дню Победы, участие в митингах и акциях, концерты для ветеранов войны и труда, тематические классные часы, экскурсии.

  • Формирование здорового образа жизни: участие в различных видах соревнований (волейбол, баскетбол, настольный теннис, мини - футбол, подвижные игры и т.д.), ведётся спортивно- оздоровительная работа (проведение месячника Спорта, Дней здоровья), диагностическая работа по программе «Здоровье», проведение мероприятий в рамках антинаркотической акции «Здоровье детей — неприкосновенный запас нации».

  • В гимназии действует научное общество обучающихся «Инсайт», участники которого ежегодно принимают участие в научно-исследовательских конкурсах различных уровней, предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. Научно-исследовательскую деятельность ребята начинают с начальных классов. В гимназии ежегодно проводится конкурс «Маленький исследователь», где свои исследовательские работы представляют обучающиеся 1-4-х классов. Лучшие работы предлагаются на городской конкурс «Маленький исследователь». Гимназисты — активные участники «Крещенских чтений». Аналогичный конкурс проходит и в гимназии. Наши ученики являются победителями и призерами Республиканских и Всероссийских конкурсов: Республиканская историко-краеведческая олимпиада «Отечество – Земля Коми», «Молодые исследователи – Республике Коми», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Всероссийский конкурс исследовательских работ им. Менделеева, «Национальное достояние России», «Юность-наука-культура», Всероссийский конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО».

  • В гимназии разработана программа профориентационной деятельности «Твоя профессиональная карьера». В октябре проводятся мероприятия в рамках месячника профориентационной работы, организуются экскурсии на промышленные предприятия города Воркуты. Ведется активное сотрудничество с представителями учебных заведений по выявлению интересов и способностей обучающихся с целью их дальнейшего самоопределения, проводится диагностика с привлечением психологов. Ежегодно проводится День самоуправления. К профориентационной деятельности активно привлекаются родители обучающихся.

Работа по формированию традиций

Огромное значение в воспитательной работе уделяется поддержанию традиций образовательного учреждения: дни самоуправления, день рождения гимназии, день встречи выпускников, развитие гимназического музея, Гимназический Бал, систематическая исследовательская работа, сайт гимназии, Награждение лучших гимназистов, педагогов, родителей медалью «За вклад в гимназическое образование».

Формирование традиций гимназии тесно связано с культурно-массовой и творческой деятельностью детей. Традиции гимназии формируются с учетом пожелания самих обучающихся и с опорой на традиционные даты России и школьного календаря. К традиционным можно отнести такие мероприятия, как:

  1. Праздник День знаний.

  2. День самоуправления. День учителя.

  3. Благотворительная ярмарка.

  4. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

  5. Литературно-музыкальные вечера (совместные с клубом авторской песни «Баллада»).

  6. Новогодний Гимназический бал.

  7. Крещенские чтения.

  8. Выпуск газеты «Гимназический вестник».

  9. Творческие отчеты педагогов дополнительного образования.

  10. Чествование лучших спортсменов гимназии.

  11. Спортивно – развлекательное шоу «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни».

  12. Конкурс «Мисс Гимназия».

  13. Концерт для родителей, посвященный Дню 8 Марта.

  14. Дни здоровья.

  15. Награждение лучших педагогов, гимназистов, родителей медалью «За вклад в развитие гимназического образования».

16. Праздник Последнего звонка.

17. Выпускной бал в ДКШ.

Традиционно яркие мероприятия в гимназии носят массовый характер, происходит единение разных поколений, преемственность начальной, средней и старшей школы, обучающиеся разных возрастов лучше узнают друг друга, младшие подражают старшим.

Организация психолого-консультационной и профилактической работы.

В соответствии с темой работы гимназии сформулирована методическая тема работы педагога-психолога: «Организация психологического сопровождения процесса индивидуализации и дифференциации обучения». Реализация данной темы осуществляется через достижение следующей цели: создание условий для личностного развития обучающихся, сохранения психологического здоровья, свободного и эффективного развития способностей и решение задач:

  1. содействовать реализации комплексного подхода к развитию личности для дифференциации и индивидуализации процесса обучения и воспитания;

  2. расширять психологические знания всех участников образовательного процесса;

  3. способствовать созданию условий для осуществления профессионального самоопределения обучающихся.

Деятельность педагога-психолога осуществляется в пяти направлениях:

  • психологической диагностике

  • коррекции и развитии

  • психологическом просвещении

  • консультировании

  • психологической профилактике.

В основе всей деятельности педагога-психолога лежит идея психологического сопровождения, которая предусматривает комплексный подход к процессу сопровождения личностного развития обучающихся на различных возрастных этапах. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения является сопровождение процесса адаптации к обучению на новой ступени обучения: (первый, пятый и десятый классы). В рамках организации данного сопровождения проводятся адаптационные тренинги с целью формирования новой позиции: 1-й класс – «Я школьник», пятый – «Я ученик среднего звена», 10-й – «Я старшеклассник». Критериями адаптации к обучению на новой ступени являются: уровень тревожности как показатель психологического здоровья обучающихся, уровень сформированности мотивации к обучению, характер взаимоотношений в классном коллективе.

В течение учебного года осуществляется психологическое сопровождение протекания подросткового периода обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение подросткового периода включает изучение особенностей развития акцентуаций характера обучающихся, проведение психолого-педагогического консилиума с педагогами по организации психолого-педагогического сопровождения протекания подросткового периода, проведение родительских собраний по теме «Подростковый возраст», проведение индивидуальных консультация для обучающихся и их родителей по коррекции детско-родительских взаимоотношений.

С родителями обучающихся 10 класса проводится родительское собрание по психологическим особенностям адаптации к обучению, с родителями обучающихся 11 класса – «Психология ранней юности и профессиональное самоопределение подростка».

Деятельность социального педагога строится в соответствии с целями и задачами плана воспитательной работы гимназии.

Цель социально-педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели решаюnся следующие задачи:

- изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;

- выявление причин возникновения у учащихся проблем в обучении, проблем в поведении, правонарушений

- принятие мер по их устранению;

- оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

- обеспечение сохранения и укрепления физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.

В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач социальный педагог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии, социальными службами города.

Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, инспектором ОПДН. С вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем Совете Гимназии, МО классных руководителей, общешкольном родительском собрании, на родительских собраниях в классных коллективах. Одна из функций социального педагога - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:

- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Деятельность социального педагога гимназии строится на основе Программы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних на 2008 — 2013 гг., совместного Плана работы с ОПДН, Плана работы социального педагога. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в рамках Закона «Об образовании», Федерального закона № 12ОФ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Конвенции ООН по правам ребенка.

Направления социально-педагогической службы:

1.Организационно- профилактическое:

- с несовершеннолетними «группы риска» и их родителями;

- составление плана работы по профилактике негативных явлений;

- составление плана и проведение мероприятий по профилактике преступлений, правонарушений, безнадзорности, наркомании, других видов зависимости, пропаганде здорового образа жизни.

- взаимодействие с субъектами профилактики.

2. Научно- методическое:

- создание базы данных по профилактической работе (различных списков, отчетной документации, методических разработок);

- подбор информации по вопросам профилактики негативных явлений (алкоголизма, табакокурения, наркомании, правонарушений и т. д.) для родителей, классных руководителей.

3.Организационно - методическое:

- диагностическая и коррекционная работа с обучающимися;

- проведение совещаний, семинаров, лекториев по вопросам совершенствования профилактической деятельности социального педагога с родителями и педагогами;

- организация и проведение координационных советов и Совета профилактики.

Ее результативность определяется оптимизацией воспитательных мер со стороны педагогов и родителей, слаженным взаимодействием с различными общественными организациями города.

Социально - психологической службой школы изучаются нравственные ориентиры личности детей «группы риска», воспитательный потенциал семьи. Система работы с ребенком и семьей строится с использованием возрастной педагогики.

Классными руководителями, социальным педагогом, составляется социальный паспорт класса, намечается контингент несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении, разрабатывается план работы с ними и с их семьями в течение всего учебного года, включая внешкольное и каникулярное время.

Проводится работа по просвещению в правовых вопросах. В каникулярное время организуются оперативно – профилактические рейды в рамках профилактической операции «Каникулы», совместные рейды с работниками полиции в микрорайоне гимназии.

В течение учебного года ведется ежедневная работа по учету пропусков занятий без уважительной причины, проводятся беседы с родителями (по мере необходимости с привлечением медицинского работника школы) по организации режима дня школьника.

В учебном заведении создана система социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся на различных этапах обучения.

За последние три года наблюдается снижение количества правонарушений, совершенных учащимися гимназии.

2008 -2009 уч. год

2009 — 2010 уч. год

2010 — 2011 уч. год

8 правонарушений

7 подростков

4 правонарушения

4 подростка

2 правонарушения

2 подростка

Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся.

За достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающиеся и педагоги поощряются грамотами, призами, благодарственными письмами, подарками. Традиционно по итогам учебной четверти проводятся линейки, на которых награждаются лучшие гимназисты по итогам успеваемости, участия в гимназических, городских, Республиканских и Всероссийских творческих и спортивных конкурсах, фестивалях. Памятные подарки от Парламента старшеклассников получают наиболее активные члены классных органов самоуправления. Ежегодно проводится праздник «Чествование лучших спортсменов гимназии», приуроченный к закрытию Спартакиады народов Севера России. В конце учебного года (в мае) проводится гимназический праздник «Детство. Творчество. Успех», на котором по итогам конкурсов «Портфолио ученика», «Портфолио учителя», «Портфолио семьи» медалью «За вклад в развитие гимназического образования» награждаются лучшие педагоги и гимназисты. Родители получают памятные знаки «За вклад в развитие гимназического образования».

Лучшие обучающиеся по итогам учебной, научно-исследовательской, творческой деятельности становятся стипендиатами Главы РК, Главы МО ГО «Воркута», Совета МО ГО «Воркута». Также в гимназии создана галерея портретов учеников, которые своими успехами приносят славу гимназии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гражданско-правовая конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9

    Документ
    ... образования, ныне – Министерством образования и науки Российской Федерации (пункт 18 статьи 28 ЗаконаРФ «Обобразовании»от10.07.19923266-1 (с послед. изм ... законовот02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ, от02.12.2000 № 139-ФЗ, от10.01 ...

Другие похожие документы..