Главная > Документ


Чеховский

вестник №21

Москва, 2007 г.

УДК 82.161.1(048)

ББК 83.3(2Рос=Рус)-8я2

Ч-56

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета

филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

В.Б.Катаев (ответственный редактор),

Р.Б.Ахметшин, И.Е.Гитович, В.В.Гульченко, П.Н.Долженков, Т.К.Шах-Азизова

Чеховский вестник/ Ред.кол.: В.Б.Катаев и др. – М.: МАКС Пресс, 2007. - № 21. – 170с.

ISBN-13: 978-5-317-01860-3

ISBN-10: 5-317-01860-9

«Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках спектаклей и фильмов по его произведениям, о посвященных ему научных конференциях и о жизни музеев его имени; ведет библиографию литературы о Чехове. Издание ориентировано на студентов, аспирантов, специалистов по творчеству Чехова, его читателей и зрителей.

Все цитаты из Чехова приводятся по Полному собранию сочинений и писем в 30 томах (М., 1974-1983).

УДК 82.161.1(048)

ББК 83.3(2Рос=Рус)-8я2

Номер выпущен на средства филологического факультета

МГУ им. М.В.Ломоносова

ISBN-13: 978-5-317-01860-3

ISBN-10: 5-317-01860-9

© Чеховская комиссия Совета по истории

мировой культуры Российской академии

наук, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Книжное обозрение………………………8

- Е. Стрельцова. Pазведчики новых смыслов

[Н.А.Дмитриева. Послание Чехова]

- Татьяна Шах-Азизова. Александр Чепуров. А.П.Чехов и

Александринский театр на рубеже XIX–XX веков …11

- Лия Бушканец. Хочу быть консерватором!

[М.В. Теплинский. Профессия: литературовед] …….

- Гордон Маквей. Chekhov 2004. Chekhov special

issues in two volumes…………………………………

- Э. Орлов. Проблемы атрибуции

[Д.М. Евсеев. «Среди милых москвичей».

Московский быт глазами Чехова-журналиста]………

- Маргарита Горячева. Ибсен, Стриндберг, Чехов …………….

- С. Тихомиров. А.П. Чехов в историко-культурном

пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона …….

М. Теплинский. Шалюгин в наши дни

[Шалюгин Г.А. Чехов в наши дни:

Записки музейного человека] ………………………….

Лана Гарон. Дискуссия …………………………………………

Театральная панорама

Григорий Заславский. Жанна Зарецкая. Алена Карась.

Ольга Егошина. Александринская чайка – 2007 ……98

Кристиан Люпа. Я не хочу убивать Треплева ……………..

Галина Коваленко. Русский Сизиф …………………………..

Роман Должанский. «Дядя Ваня» оказался

роднее аргентинцам …………………………………

Марина Гаевская. Влюбленный майор ……………………..

Маргарита Одесская. Татьяна Шах-Азизова.

Канадский Чехов …………………………………….

Ю.Фридштейн. Режиссерский дебют ………………………

Александра Тухканен. Чехов принадлежит всем! ………….

Татьяна Шах-Азизова. Мелиховская весна – 2007 ……

Татьяна Коньякова «Усадьба приняла нас

в свои объятия…» ……………………………….

Радислав Лапушин. Чехов в ритмах джаза ………………

Конференции

Е. Петухова. Чеховские чтения, 2007 ………………….

Татьяна Шах-Азизова. XXIII Липецкие

театральные встречи ……………………………

Татьяна Шах-Азизова. Чехов в театральном мире ……

Памяти Э.А.Полоцкой

Слова прощания

Андрей Турков ……………………………………

С.Гурвич-Лищинер, Л.Левитан, Л.Цилевич ……

Библиография работ Э.А.Полоцкой о Чехове ………….

Библиография работ о Чехове

2003 г. (третья часть) ……………………………………..

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

РАЗВЕДЧИКИ НОВЫХ СМЫСЛОВ

Н.А.Дмитриева. Послание Чехова.

М.: Прогресс–Традиция, 2007. 368 с.

«Послание Чехова», книга о чеховской прозе, – последняя работа Нины Александровны Дмитриевой (1917-2003), искусствоведа и филолога в одном лице, автора многих статей и книг по истории русского и западного искусства: от Боттичелли и Микеланджело до Ван Гога и Пикассо, от Александра Иванова до передвижников и Врубеля. Один из главных, знаменитых ее трудов – «Краткая история искусств». Эта уникальная книга много раз переиздавалась, была удостоена Государственной премии России.

В начале 1980-х годов Н.А. Дмитриева впервые обратилась к творчеству Чехова. Попав в его магнитное поле, писательница (она называла себя «литератором, пишущим об искусстве») не могла не испытать, что эта «сила притяжения со временем не слабеет, а возрастает» (18)1. В последний день жизни на её столе осталась страница, посвященная повести «Убийство»...

В 1990 году была опубликована одна из самых глубоких статей Дмитриевой «Долговечность Чехова»1. Этой статьей открывается сборник «Послание Чехова». Дмитриевой, с её проницательностью, тонкостью искусствоведческой интуиции, редким даром видеть краски слова и передавать точными словами изображение (ранняя её книга так и называлась «Изображение и слово»), надо было разрешить вопросы, ведущие к сути. Что такое бессмертное творение, в том числе чеховское? В чем особенности художественных шедевров?

И она приблизилась к цели. Приведу один из её ответов: «Взгляд на искусство как на «самовыражение» художника едва ли верен – или верен только для художников среднего таланта <…> Испокон веков высшим назначением художника считалось быть глаголом не личности своей, но Бога (в религиозной эстетике) или Природы (в эстетике Возрождения) или Универсума (в романтической терминологии), или Действительности (в терминах эстетики реалистической). В любом случае – передатчиком чего-то высшего, чем он сам, что ему дано было «видеть и слышать». Такие вещи как бы не сочинены, а явлены художнику <…> В этом качестве они и становятся возбудителями активной психической деятельности воспринимающих» (27-28).

Дмитриева долго, внимательно, подробно, отдаляясь и приближаясь (так изучают любимое, навсегда поразившее полотно художника), рассматривала самые странные (будто бы окончательно истолкованные), в своей видимой простоте необыкновенно сложные произведения Чехова: от «Каштанки», «В овраге», «Душечки», «Ариадны», «Студента» – до «Гусева», «Дуэли», «Чёрного монаха». Она видела далеко идущую смысловую их перспективу, изучая прозу Чехова как разомкнутую, открытую систему. Она – чеховед не потому, что «ведает» Чеховым, но потому, что он провоцирует ее на риск сотворчества, на поиск ответов.

В «Послании Чехова» хотелось бы отметить, как минимум, три несомненных достоинства.

Первое: верный, деликатный тон повествования; интонация доверительного диалога с тем, кто возьмёт в руки очередную книгу о творчестве этого таинственного писателя сегодня. Язык общения Дмитриевой с читателем – доступный комментированный пересказ: от сомнения – к прозрению, ясности очевидного смысла. В результате, в процессе чтения, рождается предчувствие личных открытий, а хрестоматийность известных рассказов (от «Каштанки» до, к примеру, «Дуэли») оказывается мнимой.

Здесь нет концептуального давления, жёсткости и однозначности взгляда. Это не означает, что автор не ведёт к определённой цели, – ведёт, и цель ее: Чехов как писатель религиозного сознания. В этой системе координат книга Дмитриевой – одна из тех, какие продолжают (я бы сказала – возрождают) изучение творчества Чехова в традиции, к примеру, Бориса Зайцева (не только его, конечно). Размышления о том, как отношения «человек – Бог», «вера – неверие», «смерть – бессмертие» держат внутренний духовный сюжет чеховской прозы, – основа книги.

Анализ «Гусева», «Дуэли», «В овраге», «Черного монаха» и особенно «Студента» – убедительное и своевременное возвращение к тому, что советским атеистическим временем вытаптывалось и из нашего сознания, и из русской литературы. С помощью «посланий» Чехова в самой исследовательнице растёт и закрепляется религиозное чувство. Вот, например, её признание: «<…> самое главное (для меня, по крайней мере) – всё самое прекрасное, что сделано людьми, так или иначе связано с религиозным сознанием. <…> Все <…> шедевры, от древних до новейших, проникнуты религиозным чувством» (13).

Второе свойство: автор книги последовательно выстраивает во времени систему приспособления творчества Чехова к прагматическим нуждам идеологии – и деликатно, объективно снимает социологические ярлыки, «наставничество» политиков и т.п. Дмитриева размышляет о провидческом даре Чехова (в той же главе «Долговечность Чехова»), о его внутренней свободе; «разгримировывает» его, снимая наслоения внешних вульгарных штампов («нытик», «певец хмурых людей», «бытописательство», «ермиловщина» и т.п.). И открывает лицо русского писателя, метавшегося, как и все самые первые, главные русские писатели, от безверия к вере (34). Именно в силу этих метаний они, собственно, первыми, главными (и таинственными) и становились.

В высшей степени неординарны живые, конкретные наблюдения сравнительного литературоведческого плана в главе «Воры». Описывая картину пляски Мерика и Любки в «Ворах» (71-72), Дмитриева отсылает читателя к полотну Малявина «Вихрь». В результате достигнут едва ли не кинематографический эффект живого изображения чеховского текста. «Кто видел картину Малявина ";Вихрь";, тому она вспомнится: там пляшущие бабы действительно превращены в вихревое красное облако. И уж не чеховской ли плясуньей навеяны стихи Блока:

И в степях, среди тумана,

Ты страшна своей красой –

Разметавшейся у стана

Рыжей спутанной косой». (72)

Лёгкое сравнение «Каштанки» (глава «Каштанка и другие») с рассказами о животных Сетона–Томпсона тоже даёт неожиданный смысловой ключ. «Сближает их тонкое проникновение в психологию существ, так непохожих и вместе с тем чем-то похожих на нас». (163) «Детский» рассказ оказывается серьёзным повествованием о внутреннем – сложном! – мире животного, что вовсе не отменяет «детскости».

В главе «Женский вопрос», рассматривая рассказ «Душечка», исследовательница вводит понятие «священного парадокса» (248). Дмитриева поясняет: «…её [Душечки. – Е.С.] внутренняя пустота, отсутствие собственных мнений, это, разумеется, плохо, а её способность любить и делать любимого счастливым – дорогого стоит. Но, как ни странно, второе зависит от первого» (248-249).

Книга названа точно – «Послание Чехова».

Чехов умел в мгновении видеть вечность. Через мимолётный эпизод, как через оптический прибор, видно размышление над смыслом человеческого бытия. Что оно, для чего оно, имеет ли высшую цель? Вечные вопросы, которыми задавались и великие умы, и рядовые люди, ставятся в прозе Чехова. Вместе с чеховскими героями, вслед за ними автор сборника ищет и находит сложные моменты целительных перемен в духовном созревании человека. Отсюда – поразительно простые, психологически тонкие выводы, например, о чеховских финалах в прозе. Они, якобы искусственные и надуманные (скажем, финал «Дуэли», или «скоропалительный» переворот в сознании Ивана Великопольского в «Студенте»), оказываются, если иметь в виду внутреннюю логику поведения человека, вовсе не таковыми.

В главе «Послание Чехова (";Студент";)» Дмитриева считает необходимым напомнить признание Чехова Бунину: «Какой я «хмурый человек», какая я ";холодная кровь";, как называют меня критики? Какой я ";пессимист";? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – ";Студент"; …» (290-291). «Студент» – рассказ не только вопросов, но и ответов. Доказывая, что в нём, похожем на лирическое стихотворение, не чувствуется отстранения автора от героя (290), исследовательница находит, что у Чехова загаданы ответы – и снимает тем самым ещё один литературоведческий шаблон. По мысли автора, в чеховских посланиях есть и ответы тоже. И каждый читатель или зритель этот «чеховский ответ» ищет и понимает по-своему.

И последнее.

Главу «Роль театра в судьбе произведений Чехова» можно назвать книгой в книге. Театр, как видно уже в заголовке, – лишь одна из красок в палитре чеховских творений. Новации чеховской драматургии рождались, по убеждению Дмитриевой, из аналогов стилистике прозаика. Автор уверена, что проза гораздо более для Чехова органична, нежели драматургия. «Условия драматической формы исключали многое, что составляло его силу как художника» (302). Театр выступает каждый раз своего рода копиистом, нередко «маляром», в процессе освоения подлинника. В такой системе координат копия всегда хуже оригинала.

Эта резкая позиция, я думаю, в поле притяжения Чехова, в театральной его части, необходима, поскольку работает на идею долговечности, играет роль стимулятора для жизни чеховских пьес. И здесь литератор, пишущий об искусстве, выступает «разведчиком новых смыслов». Потому что им, разведчикам (от чеховедов до режиссеров), чтобы расслышать новое слово, надо «замкнуть слух» для чего-то из слышанного прежде» (15).

Н.А.Дмитриеву глубоко занимала проблема интерпретации в разных видах искусства. Но это – другая тема.

Е.Стрельцова

Александр Чепуров. А.П.Чехов и Александринский

театр на рубеже XIX – XX веков.

СПб.: Библиотека Александринского театра, 2006. 318 с.

Новая книга А.А. Чепурова, вкупе с предшествующей (с которой она составляет дилогию)1, для современной науки имеет значение большее, чем исследование важного, ключевого момента в судьбе русской сцены или восстановление исторической справедливости, – она предлагает новую методику исследования.

В центре исследования Чепурова – провал чеховской «Чайки» на премьере ее в Александринском театре в 1896 году, ставший непреложной истиной, не подвергавшийся сомнению за минувшее с тех пор столетие, но и не исследованный в своих истоках, театральном контексте и в своем продолжении. Автор не ставит себе задачу опровергнуть репутацию той премьеры; пафос реабилитации чужд ему. Но, углубленно и объективно исследуя саму материю «спектакля-события», «спектакля-катастрофы», он видит в нем симптом «социокультурной катастрофы», рубежа, смены вех в русском и мировом театре (если иметь в виду мировое значение Чехова). И выявляет сложную, «пограничную» ситуацию, у которой было много причин, в которой кроется столько же концов, сколько начал.

Во Введении («Спектакль как театральное событие») он определяет свою задачу: «мы делаем попытку изучить своеобразную эстетическую драму взаимодействия новой, рождающейся в недрах драматургии театральной системы и системы традиционного театра, стремящегося по-новому позиционировать себя в современной эстетической ситуации» (10)1.

Далее пять глав книги образуют как бы особую пирамиду, где совершается восхождение к вершине – к спектаклю 1896 года, и затем отход от него в сферу «последействия» – восприятия и судьбы спектакля. Создается внутренняя драматургия исследования, с экспозицией, завязкой, кульминацией и «возвращением на круги своя» в финале, подобно чеховской драме.

Экспозиция и завязка даны в двух первых главах, где представлены «условия игры», та театральная ситуация, куда входил Чехов, и первый его контакт с петербургской казенной сценой.

В Первой главе («Русская императорская сцена и поиски А.П.Чеховым ";своего театра";») показано начало Александринской Чеховианы (постановка «Иванова» в 1889 году), затем идет анализ «Чайки» в аспекте ее особой театральности, в соотношении с привычным репертуаром. Возникает предчувствие неизбежной «катастрофы», конфликта драмы и сцены.

Предчувствие усиливается во Второй главе («Постановочная система Александринской сцены и драматургия А.П.Чехова»), где видна неготовность старой системы к принятию новой драматургии1, будь то работа с актерами или монтировка спектаклей.

Таким образом, к Третьей главе («Постановка чеховской ";Чайки"; на Александринской сцене. Октябрь 1896 года») читатель психологически подготовлен. Автор мог бы ограничиться декларацией самого факта несовпадения двух театральных систем – той, что укоренилась на казенной сцене, и той, что была предложена Чеховым; архетипов и новизны. Но Чепуров тщательно, спокойно, неторопливо занимается реконструкцией сценического текста спектакля, используя массивный корпус документов. Не только для того, чтобы быть доказательным, но и для того, чтобы найти в сюжете провала скрытые закономерности и позитивный смысл.

Чепуров разбивает ту замкнутость, безысходность, с которой обычно преподносится эта история провала. Он превращает точку в многоточие, снимает ощущение итога и опять-таки готовит нас к предстоящему – к тому развитию собственной чеховианы, той борьбе за Чехова, которая развернется в Александринском театре и будет рассмотрена в пятой главе.

Широта и объективность исследования, стремление автора к справедливости, отсутствие опрометчивых суждений словно впитаны от самого Чехова и сказываются во всем – в том также, как видятся причины происшествия, «катастрофы». В чеховедении и в театральной литературе таких причин признано две: консерватизм старой сцены и поведение премьерной публики, настроенной на комедийную волну. Не отрицая того и другого, Чепуров к обвинительным заключениям не склонен; прокурорские интонации, равно как и адвокатура, чужды ему.

Как сказано во Введении: «Дело состоит вовсе не в том, чтобы оправдать или осудить Александринский театр, воплощающий в себе всю традиционную систему русского сценического искусства, явно нуждавшуюся в реформе своей организационно-творческой и образной системы. Гораздо важнее и интереснее вскрыть механизм взаимодействия художественных законов, устанавливаемых новой драматургией, требующей специфического, авторского театра, с архетипами традиционной сцены. Этот конфликт, эта драматическая коллизия и являются предметом данного исследования» (13-14).

Реакция публики и критики, где катастрофизм ситуации проявился с особой силой, рассмотрены в Четвертой главе («";Чайка"; в восприятии зрителей и в оценках критики»). В духе того, что называют теперь исторической социологией, выделяя ее в новую научную дисциплину, исследован состав публики, стереотипы восприятия, воспитанные старым театром, – по существу, борьба зала с пьесой. При этом публика предстает отнюдь не однородной; сюжет ее отношений с пьесой изменчив и драматичен: от попытки принять незнакомое по утвердившимся уже клише – к активному неприятию.

Еще сложнее – состав и совокупность критических откликов, где были, помимо столь же агрессивного неприятия, и догадки о новом театре, и (вольная или невольная) подготовка к восприятию его.

Чепуров отрицает фактор случайности, доказывая неизбежность провала, и трактует его неоднозначно, видя в нем возможность развития, историческую перспективу, как в масштабах театра в целом, так и в самом Александринском театре, что доказано в последней главе.

Пятая глава («";Реабилитация"; пьес А.П.Чехова на Александринской сцене и движение театральной эстетики») возвращает нас к петербургской чеховиане. Здесь прослежена, вплоть до 1902 года, история присвоения Чехова старой сценой: в «прокате» спектаклей, создании новых версий «Иванова» и «Чайки», во внутреннем движении навстречу новой драматургии. Движение это было непростым; помимо адаптации чеховских пьес применительно к себе или попытки использовать опыт Художественного театра, был намечен свой путь.

Все подытожено в Послесловии («Чеховская традиция Александринской сцены»). Здесь говорится о чеховских спектаклях Александринки в первом десятилетии ХХ века, о «творческой «перестройке» его (305), о переходе к полистилистике, ставшей залогом открытости новому и сохранившейся, как эстетический закон, по сей день.

Закрывая определенную брешь в истории Александринской сцены и чеховского театра как такового, Чепуров не только демонстрирует свободное владение разными научными методами, но соединяет их и направляет к достижению намеченной цели. Тем самым он дает образец нового, комплексного и чрезвычайно перспективного театроведения, перед лицом которого будут бессильны все еще существующие мнения скептиков о том, что театр – не предмет для настоящей науки.

Сила методологии Чепурова еще и в том, что наука здесь напитана практикой. Опыт работы в Александринском театре не просто предоставил в его распоряжение редкие материалы, но обострил чувство сцены, обратил внимание на те внутритеатральные моменты, которые часто от театроведов ускользают. Отсюда – внимание к содержательной стороне монтировки или кропотливое изучение пометок на ходовых экземплярах пьесы, которые становятся базой для анализа. И то доверие к театру как к мощному и живому организму, что позволяет угадывать и извлекать из ситуации «катастрофы» элементы будущего развития.

Та же ситуация «двойного гражданства» автора, его принадлежности к миру науки (в Санкт-Петербургской театральной академии) и к миру театра, увеличивает актуальность работы. Актуальна (всегда, но в особенности сегодня) проблема соотношения старого театра с новой драматургией, возможность их встречного движения или победы одной из сторон. И судьба этого театра, который стремится соответствовать новому времени, не изменяя себе, – речь идет о масштабном проекте обновления классики на Александринской сцене. И, наконец, постоянно актуальна, а сейчас уже и тревожна участь чеховского театра в условиях новой культуры и нового века.

В связи с этим хотелось бы пожелать автору не оставлять тему «Чехов и Александринский театр», где им сделано столько нового. Данное исследование принципиально ограничено историей первых контактов театра и драматурга, прижизненными чеховскими спектаклями, столкновением двух театральных эпох. Но Александринский театр и дальше не оставит своей чеховианы, пополняя ее с разной мерой успеха, верности автору, и себе, и новому театральному времени. Здесь будут спектакли значительные как своим актерским составом, так и режиссерским решением, и значительные в другом плане – в плане урока, который дает даже отрицательный опыт. Такое исследование позволит воссоздать новейшую историю Александринского театра и чеховского театра как такового в их раздельном, параллельном существовании и в нечастых, но существенных встречах.

Татьяна Шах-Азизова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чеховский вестник №21

    Документ
    «Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках
  2. Чеховский вестник №20 москва 2006 г

    Документ
    «Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках
  3. Чеховский вестник № 19

    Документ
    «Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках
  4. Чеховский вестник № 19

    Документ
    «Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках
  5. Чеховский вестник № 23

    Биография
    «Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание. Он готовится Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках
  6. ЧЕХОВСКАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Документ
    Думаю, что всякий, причисляющий себя к когорте чеховедов, не может не приветствовать то, что выпуск сборника «Чеховские чтения в Ялте» становится ежегодной традицией.

Другие похожие документы..