Главная > Автореферат диссертации


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРОБЛЕМЫ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН

8

Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы

Москва, 2006

Russian Academy of Sciences

INSTITUTE OF INTERNATIONAL ECONOMIC AND POLITICAL STUDIES

PROBLEMS OF THE POST-SOVIET COUNTRIES

Issue № 8

Modernization of Economy:

Factors, Instruments, Problems

Moscow, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 11

Л.З. Зевин М.П.Стрепетова 34

2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СНГ 44

Ю.В. Шишков 56

д.э.н., профессор, 56

лавный научный сотрудник ИМЭМО РАН, 56

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 56

Активизация инновационной политики 73

Проблемы перехода к инновационному типу развития 77

Проблемы модернизации экономики Белоруссии 109

Необходимость модернизации белорусской экономики 109

Перспективы инновационного развития 146

Л.Фокина 151

Таблица 1 156

Приоритеты экономической политики 162

Некоторые выводы 170

Годы 198

Дефицит платежного баланса, % от ВВП 198

Государственный долг, % от ВВП 198

Бюджетный дефицит/профицит, % от ВВП 198

Объем грантов в % от ВВП в 2004 г. 207

Фондовый рынок как фактор модернизации 221

Инновационные аспекты интегрирования финансовых рынков 223

Рассчитано по данным статистического сборника Социально-экономическое положение России, январь 2006 г., М., ФСГС, с. 2006 г., с.415-416; статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 г. ФСГС, М.,2006, с.874 -875, 894-897, по «Основным показателям социально-экономического положения субъектов РФ в 2005 г., опубликованным в «Российской газете» от 17.03.2006 г., 245

Contents:

ANNOTATION
INTRODUCTION

Bykov A.N.

INNOVATION POLICY IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Zevin L.Z., Strepetova M.P.

REGIONALIZATION OF THE POST-SOVIET AREA AND MODERNIZATION OF THE NATIONAL ECONOMIES

Shishkov Yu.V.

PROSPECTS OF THE POST-SOVIET INTEGRATION

Vardomsky L.B.

INNOVATION MODERNIZATION IN THE RF

Kossikova L.S.

PROBLEM OF MODERNIZATION OF THE UKRAINIAN ECONOMY AND ITS EXTERNAL ECONOMIC ASPECTS

Shurubovich A.V.

MAIN DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF THE BYELORUSSIAN ECONOMY

Kuzmina E.M.

INNOVATION STRATEGY OF KAZAKHSTAN AS AN INSTRUMENT OF MODERNIZATION OF THE COUNTRY’S ECONOMY

Fokina L.V.

MOLDOVA ON THE WAY TO THE STAGE OF MODERNIZATION OF ECONOMY

Dadabaeva Z.A.

EXTERNAL FACTORS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Savostina L.S.

MODERNIZATION OF THE ECONOMIES OF THE BALTIC COUNTRIES

Lyubsky M.S.

MODERNIZATION OF THE ECONOMIES OF THE CIS COUNTRIES AND INTERACTION OF THEIR FINANCIAL MARKETS

Vardomsky L.B.

MODERNIZATION OF ECONOMY IN THE FRONTIER REGIONS OF RUSSIA

Аннотация

Сборник «Проблемы постсоветских стран» №8 посвящен проблемам модернизации экономики в странах СНГ и Балтии. Интерес к этой проблематике определяется необходимостью анализа изменений происходящих в экономике стран, утративших советскую идентичность. С другой стороны, данное исследование дает пищу для размышлений об общем и особенном в процессах модернизации национальной экономики. В сборнике подробно исследуется подходы ряда постсоветских стран к вопросам экономической модернизации и усилению проинновационного характера экономического развития. Значительное внимание в сборнике уделяется внешним факторам модернизации и особенно взаимосвязи процессов регионального экономического сотрудничества и модернизации национальных хозяйств. Основные выводы, вытекающие из содержания сборника: 1) условия модернизации экономики в постсоветских государствах сильно различаются, существенно они различаются и в пределах отдельных стран; 2) страны Балтии, благодаря членству в ЕС, по темпам модернизации значительно опережают страны СНГ; 3) примитивизация экономики стран СНГ и преобладание в ней производств, выпускающих продукцию низкой степени обработки, задержка процессов модернизации тормозит интеграционные процессы; 4) согласование программ модернизации национальных экономик, создание на совместной основе механизмов их реализации (банков, фондовых рынков, бирж и т.д.) позволит ускорить процессы интеграции новых независимых государств.

Л. Вардомский - Руководитель Центра стран СНГ и Балтии

Annotation

The collection «Problems of the post-Soviet countries» N 8 prepared at the Centre of the CIS and Baltic countries of the IE RAS is devoted to the problems of modernization of the economies of the CIS and Baltic countries. Interest to these problems is determined by the necessity of analysis of the changes going on in the economies of the countries which have lost their Soviet identity. On the other hand, the present research feeds reflection of general and specific features in the processes of modernization of the national economy. In the collection there are investigated in detail the approaches of a number of the post-Soviet countries to the questions of economic modernization and strengthening of pro-innovation character of economic development. Considerable attention is devoted in the collection to external factors of modernization and especially to interdependence of the processes of regional economic cooperation and modernization of national economies. The main conclusions arising from the contents of the collection are: 1) conditions of modernization of economy strongly differ in the post-Soviet states, they substantially differ within separate countries as well; 2) the Baltic countries thanks to their membership in the EU, considerably outstrip the CIS countries by the pace of modernization; 3) primitivization of the economies of the CIS countries and predominance of the productions putting out production with low degree of processing, delay of the processes of modernization restrain the integration processes; 4) coordination of the programs of modernization of the national economies, creation of mechanisms of their realization (banks, stock markets, exchanges etc.) on the joint basis will promote acceleration of the processes of integration of the new independent states.

L. Vardomsky – Head of the Centre of the CIS and Baltic countries.

Введение

Очередной – 8 –й выпуск «Проблем постсоветских стран» посвящен вопросам модернизации стран СНГ. Он подготовлен в рамках научного исследования по грантуРГНФ «Структурная модернизация стран СНГ в контексте глобальных вызовов» № 05-02-02132а.

Понятие «модернизация» широко используется в различных науках, в политических декларациях, публицистике, образовании и тесно связано с такими понятиями, предполагающими обновление или позитивные изменения в обществе как «перестройка», «реформы», «нововведение», «развитие». Использование этого понятия естественно в быстро меняющемся информационном обществе.Символами экономической модернизации настоящего времени является «экономика знаний», «экономика разнообразия», «глобализация экономики».

Изначально в западной теории под модернизацией понималась обусловленность индустриализации развивающихся стран переходом к демократическим формам правления. Политическая модернизация страны на основе демократических ценностей рассматривалась как залог встраивания страны в международное сообщество индустриальных демократий1. В настоящее время под политической модернизацией подразумевается формирование, развитие и распространение политических институтов, которые в наибольшей степени способны улучшить позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях. Под экономической модернизацией понимаются структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности.

Процессы модернизации охватывают все виды общественной деятельности, поскольку диктуются конкуренцией, в которую вовлечены все агенты общества, выполняющие те или иные социальные функции.

Политическая и экономическая модернизация находятся в определенном соответствии друг с другом, но их соотношение весьма индивидуально, отражая конкретные особенности осуществляющих ее стран. Как правило, между политической и экономической модернизацией существует временной разрыв, иногда весьма значительный.

Модернизация предполагает изменение правил поведения политических и экономических акторов, зафиксированных в соответствующих документах – декларациях, стратегиях, концепциях. В этих документах определяются цели развития и инструменты их достижения. Разработка таких документов – своего рода «протоколов о модернизационных намерениях», сравнительно быстрый процесс. Значительно дольше идет отладка институциональных норм, деятельности регулирующих организаций, формирование национальных институциональных систем. И еще большего времени требует изменение структуры экономики, внедрение новых технологий, повышение инновационности экономики и общества в целом, существенное повышение конкурентоспособности.

Модернизация имеет континуальный непрерывный характер, но при рассмотрении в исторической динамике приобретает циклический характер. Выявленные Н. Кондратьевым и Й. Шумпетером «длинные волны» в экономике представляют собой сменяющие друг друга технологические уклады, отражающие, с одной стороны, определенный уровень развития науки и техники, а, с другой, время создания и использования на этой основе производственных, сервисных и организационных технологий. Причем фрагменты новых технологических укладов возникают в начале как полюса нововведений в массиве «старой экономики», которые постепенно путем технологической диффузии расширяют ареал «новой экономики».

Мировой опыт показывает, что модернизация экономики осуществляется при одновременном использовании ресурсов государства и частного бизнеса, а также привлекаемых в страну иностранных инвестиций, новых знаний и технологий. При этом модернизация может быть креативной (по В.Полтеровичу – пионерной), т.е. осуществленные в стране технологические или институциональные нововведения получают признание в мировом сообществе и начинают распространяться по миру, принося стране определенный рентный доход.

Другой тип модернизации, который можно назвать адаптивным (по В.Полтеровичу имитационной), происходит путем внедрения заимствованных нововведений (в виде, например, отверточной сборки), что связано с определенными издержками (выплатой инновационной ренты) на приобретение авторских прав, патентов, лицензий, оборудования, на инжиниринг, сервисное обслуживание и т.д. Обычно в экономике сочетается креативная и адаптивная модернизации в разной пропорции, отражающей экономический и инновационный уровень страны.

В странах СНГ все годы после распада СССР преобладают процессы политической модернизации, которые идут по разным моделям, отражающим уровень централизации власти. В экономической сфере происходит формирование рыночных институтов, которое в странах Содружества идет с разной скоростью. Страны, прошедшие этап восстановления экономики после первоначального воздействия рыночных шоков и адаптации к новым геоэкономическим условиям, стоят перед необходимостью модернизации экономики на основе современных технологий производства и организации бизнеса с целью более эффективного участия в глобальной экономики. Все новые независимые государства в большей или меньшей степени испытывают дефицит финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления динамичной и фронтальной модернизации.

Одна из главных проблем стран СНГ сохранение и развитие инновационного потенциала, включающего в себя образование, фундаментальную науку, НИОКР, инфраструктуру внедрения нововведений, или иными словами человеческий капитал - на уровне, позволяющем, как минимум, осуществление адаптивной модернизации. Однако все ННГ утратили значительную или большую часть этого потенциала.

В целом в рассматриваемых странах экономическая модернизация имеет точечный или очаговый характер. Инновационная диффузия идет медленно. Диспропорции, порождаемые неравномерной модернизацией, сопровождаются усилением социального, экономического и регионального неравенства, что вызывает глубокие общественные противоречия. Это сказывается на стабильности и устойчивости новых государств.

Трудности в осуществлении национальной модернизации преломляются в реализации региональных интеграционных процессов, которые трудно наполнить адекватным экономическим содержанием и они поддерживаются на плаву, прежде всего, геополитическими и внутриполитическими соображениями. В то же время современный уровень сотрудничества стран Содружества не содействует модернизации национальных хозяйств.

Глобальный экономический потенциал любой интеграционной группировки все сильнее зависит от ее способности производить, распространять и воспринимать новые товары и услуги, новые технологии производства, организации бизнеса и оценки их эффективности. Большие различия в инновационности в пределах регионального сообщества государств, равно как и национального, выступают основным фактором растущих межгосударственных и межрегиональных различий по многим социальным и экономическим показателям, оказывают сильное влияние на международное экономическое сотрудничество, затрудняют поиск баланса интересов стран и регионов – инноваторов, с одной стороны, и стран и регионов– инновационных аутсайдеров.

Процессы модернизации экономики в бывших постсоветских стран идут с разной скоростью. В одних из них – странах Балтии, обновление экономики под влиянием европейской интеграции продвинулось довольно далеко, в других – Молдавии и Таджикистане - находится на начальной стадии. Слабо диверсифицированная экономика и неразвитый сектор услуг выступают серьезным структурным барьером для интеграционных процессов в рамках СНГ. В целом в странах СНГ экономический рост пока базируется на эксплуатации природных ресурсов и старой технологической основе – своего рода рост без развития.

Данный сборник, естественно не исчерпывает проблематику модернизации в рассматриваемых странах. Многие вопросы остались вне поля зрения авторов. Тем не менее, содержание сборника дает довольно полное представление о том, как воспринимается необходимость модернизации экономики в отдельных странах и каким образом предполагается решать проблему перехода к инновационной экономике.

Л. Вардомский

А.Н. Быков2

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Интерес к инновациям возник и усилился со времени создания современной промышленной корпорации, связавшей свое развитие с повышением роли в нем технологического фактора, освоением прорывных технологий, что в 90-е годы ХХ века стало общепризнанным, а инновационная деятельность превратилась в важнейшее стратегическое условие завоевания мирового рынка, поддержания монопольных позиций на нем, причем уникальные технологии и метатехнологии стали зачастую рассматриваться как более универсальный ресурс, чем деньги, в силу заложенной в них интеллектуальной составляющей и самостоятельного характера собственности, проявляющегося при их передаче и отчуждении. Соответственно основанное на них господство стало рассматриваться как более прочное, нежели основанное на деньгах. Именно в этом наиболее ярко проявляется трансформация международных экономических отношений в сторону развития и закрепления новых технологических отношений.

Экономическая трансформация в России представляет собой одно из проявлений процесса глобализации, тем более что рыночные реформы изначально предусматривали активное включение российской экономики в мирохозяйственные отношения. Однако резкий переход России от командно-административной системы к рыночной обусловил целый «букет» господствующих сегодня негативных тенденций, в том числе и в научно-техническом развитии на данном этапе и, пожалуй, на ближайшие десятилетия.

В современных условиях экономический рост, прежде всего, отождествляется с НТП, творчеством и интеллектуализацией основных факторов производства, а на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, управлении и организации производства в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВВП. Процессы же, происходящие в научно-промышленной сфере России, находятся в вопиющем противоречии с практикой мирового сообщества, в которое наша страна стремится интегрироваться через рыночные реформы и открытую экономику.

Глобализация и научно-технический прогресс

В современных условиях вклад науки и техники, инноваций и новых технологий стал решающим фактором социально-экономического развития, увеличивая объемы производства продуктов, товаров и услуг, их разнообразие, что сопровождается поглощением огромных количеств первичных ресурсов и энергии, нанося недопустимый вред среде обитания, выдвигая на передний план гармонизацию процессов производства и потребления в мировой экономике с использованием различных ценовых и административных инструментов, предъявляя новые требования к уровню научно-технического развития и кооперации.

Вклад инноваций и новых технологий в развитие экономики большинства развитых стран исключительно высок и постоянно возрастает. Так, если в США с 1920 по 1957 год прирост душевого национального дохода за счет прогресса в знаниях составил 40 %, то в последние два десятилетия доля прироста ВВП за счет инноваций и новых технологий приближается к 90 %.3 Даже в СССР, экономический потенциал которого базировался прежде всего на огромных объемах добычи нефти, газа, каменного угля, железной руды, доля вклада интенсивных факторов в экономический рост в 70-80-х годах составляла 60 %.4

Инновации и новые технологии не только обеспечивают рост ВВП, но и его качественное, прогрессивное измерение. Термин «устойчивое развитие», ставший общепринятым после конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года, предполагал гармоничное развитие мировой экономики в целом, учитывая не только последовательный, устойчивый рост ВВП, но и его качественные характеристики, что обеспечивается прежде всего переходом на инновационный путь развития как важнейшего фактора социально-экономического прогресса.

Мировая экономика сегодня представляет собой многоярусную структуру, где на «верхнем этаже» происходит обмен преимущественно высокотехнологичной и готовой продукцией (на нее в развитых странах приходится 80-90 % прироста ВВП)5, а на «нижнем этаже» превалирует торговля природными ресурсами и их производными. Их неминуемая исчерпаемость и рост населения планеты делают неизбежной для человечества дальнейшую интенсификацию своего технологического развития, а, следовательно, для обеспечения устойчивого социально-экономического прогресса необходимо расширять применение достижений науки и техники совместными усилиями всех стран мира, преодолевая растущий разрыв между указанными этажами, грозящий его благополучию.

В последние десятилетия ХХ века процесс осуществления технологических инноваций решительно перешагнул государственные границы, приобретая все больше наднациональный характер, что, как обратная сторона его, ведет к ослаблению и подрыву национально-хозяйственных комплексов и социально-культурных традиций, что не может не активизировать повсеместно антиглобалистские настроения.

Тем не менее, на Западе продолжается поиск форм и методов глобального «управления без государства». При этом ориентир делается либо на ограничение функций государства исключительно социально-политической сферой и охраной правопорядка, либо на передачу государственных функций международным организациям (правительственным и особенно неправительственным) прежде всего в области защиты прав человека, экологии и биотехнологии и т.п. В обоих случаях главными выгодоприобретателями стали бы ведущие страны во главе с США, которые после развала биполярного мира открыто претендуют на роль создателя и охранителя миропорядка исключительно в своем понимании и к выгоде прежде всего своих ТНК как реальных инструментов современной глобализации.

Обобщая выводы крупного коллектива западных исследователей по рассмотренным выше вопросам, его организаторы так подвели итог: «Глобализация оказывает огромное влияние на управление внутри страны, но национальные государства не стали ненужными, как утверждают некоторые прорицатели. Государство еще долго останется главным механизмом управления. Разработка и интерпретация правил, управляющих глобализационными процессами, плюрализируются. Нарождающаяся система глобального управления будет скорее сетевой, нежели иерархической, и будет ставить перед собой скорее минимальные, нежели амбициозные цели. Такой сетевой «минимализм» сможет сохранить демократические процессы и достигнутые либеральные компромиссы, сочетая их с преимуществами, которые могут дать экономическая интеграция и технологическая кооперация. Еще многие десятилетия легитимность решений, принимаемых на глобальном уровне, будет весьма шаткой»6.

Глобализация мирового хозяйства, рост масштабов экономической экспансии ТНК, дальнейший прогресс в развитии электронных технологий и средств связи, а также интернационализация науки обусловили тенденции к расширению и интенсификации международного научно-технического сотрудничества и кооперации в сфере НИОКР и внедрения их результатов, особенно с учетом многократно возросших в связи с этим затрат и сроков их возмещения, а также риска успешного завершения всего инновационного цикла.

Воздействие глобализации на научно-техническую и инновационную деятельность на современном этапе проявляется в формировании стратегических технологических альянсов на межкорпоративном уровне, межфирменных и транснациональных партнерств, региональных и локальных инновационных сетей и кластерных структур. Основная движущая сила их развития – общие экономические, финансовые, оборонные, социальные и экологические интересы континентов, регионов и соседних государств. Особенно отчетливо это просматривается на примере Западной Европы, где научно-техническая кооперация и сотрудничество складываются на многоярусной наднациональной основе, к чему государственные органы адаптируют национальные системы регулирования науки и техники. Усиление научно-технической кооперации стимулируется ростом издержек и рисков, связанных с проведением НИОКР, переориентацией значительной их части с военных на гражданские цели, необходимостью снижения негативных последствий глобального и национального промышленного развития (проблемы экологии, безработицы, обострения социальных противоречий), международной деятельностью ТНК, ужесточением технологической конкуренции.

Глобализация проявляется также в расширении участия иностранного капитала в финансировании НИОКР, межфирменной кооперации разных стран в этой области, в сотрудничестве национальных университетов с иностранными промышленными компаниями, межгосударственном сотрудничестве в защите авторских прав и регулировании обменов патентами и лицензиями, взаимном проникновении иностранного капитала путем создания заграничных исследовательских центров для усиления технологических позиций и специализации компании-инвестора. Так, в Великобритании на долю иностранных источников в 2002 году приходилось 14,2 % общих расходов на НИОКР, в основном за счет поступивших прямых инвестиций, концентрируемых в таких наукоемких отраслях как связь, информатика, электроника, автомобильная промышленность, причем на иностранных инвесторов там распространяются все национальные стимулы инновационной деятельности. В ЕС приток иностранного капитала обеспечивается в рамках программы западноевропейской научно-технической кооперации «Эврика» и Рамочной региональной научно-технической программы ЕС.

Потребность в разделении затрат на получение нового научного знания и освоение новых технологий приводит к формированию различных неформальных альянсов в рамках олигополистических группировок. При этом на доконкурентных стадиях преобладают альянсы, нацеленные на проведение НИОКР, а на конкурентных стадиях – на производственные и маркетинговые альянсы. К середине 90-х годов насчитывалось 10000 международных стратегических технологических альянсов, а затем их число утроилось, прежде всего, между США и Западной Европой, из которых более четверти приходится на микроэлектронику, вычислительную технику, автоматизацию производства, телекоммуникации.

Развитие глобализационных процессов в сфере НИОКР неизбежно повлияет на состояние национальных систем нововведений. Некоторые авторы в связи с этим используют термин «техноглобализм», сопоставляя его с «технонационализмом», характеризующим технологическую самодостаточность государства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировой финансовый кризис в постсоветских странах национальные особенности и экономические последствия

    Документ
    ... в распространении кризисных процессов в постсоветскихстранах, что обусловлено внутренними проблемами их национальных экономик (недостаточное ... постсоветскихстран в условиях углубления мирового кризиса имеет еще одну негативную сторону. Это проблема ...
  2. Россия и постсоветское пространство в 2020 г прогнозы американских аналитиков

    Документ
    ... нестабильности.28 Внутренние этнические и региональные проблемыпостсоветскихстран Предполагается, что к 2020 г. в России сохранится ... против мирового исламского терроризма. Другие постсоветскиестраны, например, Украина, получают возможность ...
  3. ПОСТСОВЕТСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ Наброски к теории

    Документ
    ... рода классификация порождает новые методологические проблемы, связанные, в частности, с практическим определением реального ... и Восточной Европой, а внутри региона — между постсоветскимистранами и отдельными территориями России. В поисках ответа ...
  4. Эксперты по постсоветским странам 4 северная америка - сша 11 непризнанные республики 12 украина 13

    Документ
    ... 260 Прочее 267 Эксперты по постсоветскимстранам Скаков Александр Юрьевич руководитель отдела ... (ранее - заместитель начальника управления по проблемам соотечественников и международного сотрудничества Министерства по ...
  5. Эксперты по постсоветским странам 4 северная америка - сша 11 непризнанные республики 12 украина 13

    Документ
    ... 259 Прочее 266 Эксперты по постсоветскимстранам Скаков Александр Юрьевич руководитель отдела ... (ранее - заместитель начальника управления по проблемам соотечественников и международного сотрудничества Министерства по ...

Другие похожие документы..