Главная > Документ


Материалы скопированы с официального сайта Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии www/duma.gov.ru/cnature, раздел «Парламентские слушания, конференции, круглые столы»

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний Комитета по природным ресурсам,

природопользованию и экологии на тему на тему:

«Перспективы совершенствования российского лесного законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс»

20 марта 2008 года

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных организаций публичное обсуждение вопросов совершенствования лесного законодательства Российской Федерации в части привлечения инвестиций, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В настоящее время лесопромышленный комплекс обеспечивает около 1% производства ВВП и около 4% общего объема производства промышленной продукции в Российской Федерации.

Основы государственной лесной и лесопромышленной политики заложены в Основных направлениях развития лесной промышленности (распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.02 № 1540-р и от 18.01.2003 № 69-р).

В последние годы проведена работа по формированию нормативной правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционного процесса в лесопромышленной отрасли, в том числе:

- принят Лесной кодекс Российской Федерации;

- отменены импортные пошлины на ввозимое высокотехнологичное оборудование и экспортные пошлины на всю продукцию переработки древесины;

- принят график поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанную древесину.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации, в том числе и в области лесных отношений, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.199 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Особенности инвестиционной деятельности в области освоения лесов регламентируются статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации разработаны и утверждены:

- «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419);

- «Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» (приказ МПР России от 10.05.2007 № 123);

- «Методические указания по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (приказ Минпромэнерго России от 10.10.2007 № 422);

- «Требования по содержанию и порядку подготовки отчета о ходе реализации инвестиционного проекта» (приказ Минпромэнерго России от 10.10.2007 № 421);

- «Порядок ведения в Минпрмэнерго России Перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (приказ Минпромэнерго России от 06.08.2007 № 307).

Установление порядка отбора заявок на реализацию инвестиционного проекта возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (кроме Московской области).

Действующий Лесной кодекс Российской Федерации исходит из понятия о лесе не только как об экологической системе, но и как о природном ресурсе. С учетом этого, в нем существенно расширен перечень видов использования лесов. Введен такой вид лесопользования как «переработка древесины и иных лесных ресурсов», включены статьи, регламентирующие вопросы создания лесоперерабатывающей инфраструктуры и использования лесов для переработки древесины и других лесных ресурсов.

В целях реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации издано 70 нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации, МПР России и Минпромэнерго России.

Таким образом, современное лесное законодательство содержит нормы, направленные на создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, развитие долгосрочных договорных отношений в сфере использования лесов.

Привлечение инвестиций в лесопромышленный комплекс зависит от состояния и перспектив развития отрасли, обеспечения законности и правопорядка при осуществлении лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности. В связи с этим, для решения рассматриваемой проблемы имеет значение совершенствование законодательства по широкому спектру вопросов.

В связи с этим, помимо развития лесного законодательства, требуется совершенствование и иных отраслей законодательства, которые в той или иной мере регулируют отношения в сфере освоения и использования лесных ресурсов, в том числе:

- законодательства о техническом регулировании с целью разработки технических регламентов на отдельные виды деятельности и продукцию лесопереработки;

- таможенного законодательства, направленного на стимулирование переработки древесины на территории Российской Федерации методами таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортной деятельности;

- нормативно-технической, методической документации и документации в области стандартизации;

- Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью ужесточения наказания за несоблюдение лесного законодательства, предотвращения незаконной заготовки и оборота древесины.

Одним из важных вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования использования лесов, является создание в России национальной системы лесной сертификации и обеспечение ее международного признания, а также содействие проведению в Российской Федерации сертификации в соответствии с существующими международными системами добровольной лесной сертификации, признаваемыми на экологически чувствительных зарубежных рынках лесной продукции. В настоящее время основным препятствием для внедрения в Российской Федерации национальных систем добровольной лесной сертификации является отсутствие аккредитованного в международных структурах национального органа по аккредитации, наделенного правом аккредитовывать национальные аудиторские организации (органы по сертификации), осуществляющие работы по лесной сертификации.

На текущем этапе назрела необходимость принятия конкретных решений по созданию и реализации действенных механизмов частно-государственного партнерства в целях эффективного развития лесного сектора, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и граждан Российской Федерации.

Должны быть приняты меры, направленные на повышение инвестиционной конкурентоспособности Российской Федерации в лесопромышленной сфере. С этой целью требуется разработка мер государственной поддержки реализации крупных инвестиционных проектов.

Наибольшее значение имеет привлечение инвестиций инновационной направленности, обеспечивающих структурную и технологическую модернизацию отрасли.

С учетом состоявшегося обсуждения, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Учесть замечания и предложения участников настоящих парламентских слушаний по вопросам совершенствования законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс:

а) в целях создания условий для привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс:

- разработать современные технические регламенты и стандарты в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности;

- выработать единые, признанные на международном уровне понятия и термины в сфере незаконной заготовки и оборота древесины;

- конкретизировать нормы уголовного и административного законодательства, устанавливающие ответственность за хищение, уничтожение и повреждение имущества, контрабанду в целях применения их к противоправным деяниям, связанным с незаконной заготовкой и экспортом лесных ресурсов;

- внести изменения в лесное законодательство в части введения на территории Российской Федерации системы обмера и учета заготовленной древесины, установления требований по составлению лицами, осуществляющими переработку древесины, баланса приобретенной и переработанной древесины.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона № 490497-4 «О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного Правительством Российской Федерации, учесть предложения участников настоящих парламентских слушаний в части ужесточения наказания за несоблюдение лесного законодательства, незаконную рубку или повреждение лесных насаждений.

  1. Правительству Российской Федерации:

С целью привлечения инвестиций в развитие лесопрмышленного комплекса:

3.1. Разработать и утвердить типовое инвестиционное соглашение о реализации проектов создания производственных мощностей по глубокой переработке древесины, предусматривающее стимулирование инвестора в рамках заключаемых инвестиционных соглашений (создание инфраструктуры, налоговые льготы и т.д.).

3.2. Внести изменения в нормативно-правовые акты по таможенно-тарифному регулированию:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 № 75 в части внесения изменений в коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с целью дифференциации субпозиций не только по диаметру древесины, но и с учетом ее качественных характеристик;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718 в части введения отдельных подсубпозиций для новой лесозаготовительной техники и техники, бывшей в употреблении, поэтапного повышения ставок ввозных таможенных пошлин на лесозаготовительное оборудование, бывшее в употреблении, и отмены ввозных таможенных пошлин на комплектующие для лесозаготовительной техники.

3.3. Ускорить решение вопроса о принятии Федеральной целевой программы по развитию мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов на период до 2015 года с целью включения ресурсов по ее финансированию в федеральный закон о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

3.4. С целью внедрения в Российской Федерации национальных систем добровольной лесной сертификации создать национальный орган по аккредитации, наделенный правом аккредитовывать национальные аудиторские организации, осуществляющие работы по лесной сертификации.

3.5. Осуществить меры по совершенствованию противодействия незаконным заготовкам и обороту древесины, рассмотрев целесообразность внедрения требований по осуществлению обмера, учета и транспортировки заготовленной древесины, учету приобретенной и переработанной древесины юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, связанную с переработкой древесины.

3.6. Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», в части:

- установления дополнительных приоритетов, учитываемых при подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов, основывающихся на долгосрочных прогнозах о потребности в лесных ресурсах и продукции из них, а также о наличии лесных древесных ресурсов;

- введения приоритетов для инвестиционных проектов, предусматривающих производство сертифицированной продукции и обеспечивающих устойчивое лесопользование, а также производство импортируемых видов продукции, освоение недоступных в настоящее время территорий;

- определения порядка подготовки и утверждения указанных проектов для случаев, когда инвестиционная заявка предусматривает размещение объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры более чем в одном субъекте Российской Федерации, а также для случаев, когда на один лесной участок претендуют два или более инвесторов;

- снижения допустимого минимального объема капитальных вложений по инвестиционным проектам создания и модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесные дороги и т.д.);

- использования механизма государственно-частного партнерства при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в области глубокой переработки древесины с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других бюджетных источников.

3.7. Включить понятие «лесовозные дороги» в Классификатор дорог, утверждаемый Минтрансом России.

3.8. Дополнить Энергетическую стратегию России на период до 2020 года положениями, предусматривающими использование низкосортной древесины и древесных отходов в качестве одного из источников энергообеспечения.

3.9. Уточнить «Перечень вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков), имеющих карантинное значение для Российской Федерации» в части исключения из него видов вредителей, ареалы которых распространяются практически на всю территорию лесного фонда. Предусмотреть сокращение нормативного срока выдачи фитосанитарных и карантинных сертификатов, установленного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов».

3.10. Разработать концепцию использования страхования и программу его развития в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить:

4.1. Подготовку и издание в кратчайшие сроки нормативных правовых актов, необходимых для привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс, в том числе порядка отбора заявок на реализацию инвестиционного проекта (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»).

4.2. Направление инвестиционных проектов в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации для принятия решения о включении их в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

4.3. Формирование органов государственной власти, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Председатель Комитета Н.В. Комарова

С Т Е Н О Г Р А М М А

парламентских слушаний Комитета по природным ресурсам,

природопользованию и экологии на тему: "Перспективы

совершенствования российского лесного законодательства в

части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс"

Здание Государственной Думы. Малый зал.

20 марта 2008 года. 11 часов.

Председательствует председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В.Комарова.

Председательствующий. Уважаемые коллеги!

Начинаем парламентские слушания. Вопрос, который мы сегодня вынесли для обсуждения, звучит следующим образом "Перспективы совершенствования российского лесного законодательства в части привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс".

Сразу договоримся с вами о порядке обсуждения вопроса, поставленного в повестку дня. Список желающих выступить у нас сформирован по предварительным заявкам. В случае, если у кого-то возникнет желание по ходу обсуждения тем не менее ещё расширить этот круг, пожалуйста, сообщите об этом в президиум письменно. Хотя должна заметить, что за нами следующее мероприятие и в этой части мы с вами довольно ограничены.

Материалы, которые предварительно в комитет поступили по поставленной теме, у вас у всех на руках, и я надеюсь, что они будут для вас полезные, включая проект рекомендаций.

Я представлю президиум. Здесь работают сегодня:

Мантуров Денис Валентинович - заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации;

Леви Семён Романович - заместитель Министра природных ресурсов Российской Федерации;

Рощупкин Валерий Павлович - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства;

Кириллов Владимир Владимирович - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и я - ваша покорная слуга.

Выступать предлагаю чётко, конкретно и не тратить на это ни своё, ни чужое время больше, чем 5-7 минут.

Несколько слов позволю себе, как руководителю Комитета, по инициативе которого и организованы настоящие парламентские слушания.

В настоящее время на долю лесопромышленной продукции приходится всего около 1% валового внутреннего продукта страны и около 4% общего объема производства промышленной продукции в Российской Федерации.

В то же время, расчетная лесосека в целом по Российской Федерации осваивается всего на 22 процента. При этом на транспортно-доступных лесных участках запасы спелых насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются.

С другой стороны, современное состояние лесопромышленного комплекса не позволяет эффективно осваивать запасы древесины, накопленные в спелых насаждениях березы, осины и других, так называемых, мягколиственных пород, в том числе и в районах, доступных для эксплуатации. Более того, отмечается увеличение расчетной лесосеки - на 5,2 млн. куб. м в 2006 г., по сравнению с 2005 г., для лесов, находящихся в управлении Рослесхоза, что свидетельствует о продолжающемся накоплении в лесном фонде России спелых и перестойных древостоев, главным образом мягколиственных пород.

Проблемы развития лесопромышленного комплекса, создания мощностей по глубокой переработке древесины, освоения новых территорий лесного фонда возникли не сегодня. Они обсуждаются на протяжении многих лет. Однако до последнего времени их эффективного решения найдено не было.

В последние годы проведена определенная работа по формированию нормативной правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционного процесса в лесопромышленной отрасли, в том числе:

- принят Лесной кодекс Российской Федерации;

- отменены импортные пошлины на ввозимое высокотехнологичное оборудование и экспортные пошлины на всю продукцию переработки древесины;

- принят график поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанную древесину.

Действующий Лесной кодекс Российской Федерации исходит из понятия о лесе не только как об экологической системе, но и как о природном ресурсе. С учетом этого, в нем существенно расширен перечень видов использования лесов. Введен такой вид лесопользования как «переработка древесины и иных лесных ресурсов», включены статьи, регламентирующие вопросы создания лесоперерабатывающей инфраструктуры и использования лесов для переработки древесины и других лесных ресурсов.

Согласно Лесному Кодексу, объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, а предоставление лесных участков для реализации инвестиционных проектов осуществляется без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды. В течение срока окупаемости инвестиционного проекта плата за аренду лесного участка снижается в два раза.

В развитие Лесного кодекса в этой части разработаны и утверждены «Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» и «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации приняты акты, регламентирующие вопросы формирования и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Установление Порядка отбора заявок на реализацию инвестиционного проекта возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. По имеющейся у нас информации, соответствующие нормативные правовые акты приняты пока не во всех субъектах.

Таким образом, современное лесное законодательство содержит нормы, направленные на создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, развитие долгосрочных договорных отношений в сфере использования лесов.

В то же время следует иметь в виду, что привлечение инвестиций в лесопромышленный комплекс зависит от состояния и перспектив развития отрасли, обеспечения законности и правопорядка при осуществлении лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности. В связи с этим, для решения рассматриваемой проблемы имеет значение совершенствование законодательства по широкому спектру вопросов.

Помимо развития лесного законодательства, требуется совершенствование иных отраслей законодательства, которые в той или иной мере регулируют отношения в сфере освоения и использования лесных ресурсов, в том числе:

- законодательства о техническом регулировании с целью разработки технических регламентов на отдельные виды деятельности и продукцию лесопереработки;

- таможенного законодательства, направленного на стимулирование переработки древесины на территории Российской Федерации методами таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортной деятельности;

- нормативно-технической, методической документации и документации в области стандартизации;

- Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью ужесточения наказания за несоблюдение лесного законодательства, предотвращения незаконной заготовки и оборота древесины.

Одним из ключевых вопросов развития лесопромышленного комплекса является расширение внутреннего спроса на продукцию из лесных ресурсов. На сегодняшний день емкость внутреннего рынка сравнительно невелика и характеризуется ограниченным ассортиментом и невысокими потребительскими качествами поставляемой продукции. Это создает условия для импорта бумаги, мебели, строительных и иных материалов. В связи с этим, безусловно, приоритетными являются направления, связанные с наращиванием объемов выпуска продукции глубокой переработки древесины и расширением сферы применения лесных товаров, в том числе развитие биоэнергетики с использованием древесного сырья.

Другой проблемой, без решения которой невозможно эффективное развитие лесопромышленного комплекса, является создание необходимой дорожно-транспортной инфраструктуры в многолесных районах страны. В связи с этим мы ждем конструктивных предложений и по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в части строительства и эксплуатации дорог, используемых при заготовке древесины и вывозке ее из леса.

В заключение хочу отметить, что одновременно с развитием лесопромышленного комплекса, освоением новых лесных массивов и увеличением объемов заготовки древесины, необходимо обеспечить своевременное воспроизводство лесных ресурсов. Это требование должно найти отражение в разрабатываемой Правительством «Концепции стратегии развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года» и других программных документах.

Надеюсь, что в ходе сегодняшнего обсуждения участниками парламентских слушаний будет затронуто немало вопросов совершенствования российского законодательства с целью привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс, что даст возможность нам в последующие годы планомерно, конкретно и надежно обеспечивать их реализацию в российском законодательстве и в дальнейшем применять это на практике.

На этом я своё вступительное слово закончу с тем, чтобы мы перешли уже к конкретному обсуждению. И предоставляю слово Денису Валентиновичу Мантурову для доклада, пожалуйста.

Мантуров Д.В. Спасибо, Наталья Владимировна, за предоставленную возможность выступить на парламентских слушаниях.

Но, во-первых, всем известно, что в настоящее время вопросы развития лесопромышленного комплекса находятся в центре внимания Президента Российской Федерации и Председателя Правительства, который возглавляет Совет по лесу и лесопереработке. И идеология государственной промышленной политики в лесном комплексе сформулирована была Президентом Российской Федерации на совещании в Сыктывкаре в позапрошлом году.

Главная цель - создание условий для организаций в России современных деревообрабатывающих производств и прекращение вывоза необработанной древесины за рубеж. Достижение данной цели возможно посредством комплексного использования механизмов таможенно-тарифного регулирования, о котором Наталья Владимировна упомянула, инвестиционной политики, территориального планирования и правоохранительной деятельности.

И в настоящее время факторами, сдерживающими развитие лесной промышленности, являются: низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных промышленных и производственных фондов, недостаточный объём инвестиций в уставной капитал и отсутствие во многих регионах России мощностей по глубокой переработке древесины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ищите тесты не только по названиям

    Тесты
    ... природных ресурсов и экологии подчинено 55. Федеральная служба РФ по контролю ... обеспечивающее работу сайта, называется 98. Домен ru в имени ... ФС РФ и является представителем нанимателя осуществляет 42. Объединение депутатов Государственной думы ...
  2. Комплекс по маркетингу

    Список учебников
    ... государственном институте международных отношений (университете) МИД РФ ... природных ресурсов ... природопользовании ... www.demo.ru). Ряд проектов по ... скопировать ... www.doc.gov ... материалы по электронной почте; www.admed.com – сайт ... официальными ... ФС ... комитет. – Я думаю ... экологии ...

Другие похожие документы..