Главная > Закон


Департамент образования

администрации городского округа город Рыбинск

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей –

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

Утверждаю Директор ЦДЮТЭ

_____ Л.А. Чистякова

Образовательная программа

МОУДОД - Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

2010-2011 учебный год

г. Рыбинск

Содержание

I. Общие положения с.5

1.1.Характеристика учреждения. Основные результаты деятельности с.5

II. Целевой блок

2.1. Миссия учреждения с.9

2.2.Модель выпускника ЦДЮТЭ с.9

2.3.Цель, задачи, приоритетные направления, принципы образовательной

деятельности с.10

III.Содержание, организация и технологии образовательного процесса с.12

3.1.Основные направления образовательного процесса. Учебный план с.12

Содержание образовательных программ с.28

3.1.2.Методическое обеспечение с.40

3.1.3.Воспитательная работа. Массовая деятельность с.40

3.1.4.Инновационная деятельность с.45

3.2.Особенности организации учебного процесса. Технологии обучения

и воспитания детей с.45

IY. Результативность образовательного процесса.

4.1.Ожидаемые результаты с.47

4.2.Показатели результативности образовательного процесса.

Мониторинг образовательных результатов с.47

Y.Материальная база с.55

YI.Управление реализацией образовательной программы с.55

YI.Литература с.60

Лицензия:

1. Общие положения

Основными нормативными документами, положенными в основу Образовательной программы ЦДЮТЭ, являются:

  • Конституция РФ;

  • Конвенция ООН о правах ребенка в РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Федеральная целевая программа развития образования до 2015 года;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Программа развития дополнительного образования в Ярославской области;

  • Постановление Администрации городского округа город Рыбинск от 30.07.2010 №2301 «Организация предоставления дополнительного образования детям в муниципальных учреждениях городского округа город Рыбинск»;

  • Устав Центра детского и юношеского туризма и экскурсий;

  • Положения о структурных подразделениях Центра;

  • Образовательные программы отделов Центра;

  • Образовательные программы педагогов ЦДЮТЭ.

Для ЦДЮТЭ Образовательная программа - это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его к ценностям мировой и национальной культуры, здоровому образу жизни, туризму. Педагогический коллектив ЦДЮТЭ определяет настоящую Образовательную программу как стратегический документ, основой которого является личностно-ориентированная педагогика, принципы взаимодействия с другими учреждениями. Образовательная программа предоставляет возможность обучающимся ЦДЮТЭ свободно выбирать детские объединения, индивидуальные маршруты.

В данной программе учтены результаты работы педагогического коллектива, осуществляющего деятельность в едином социокультурном и образовательном пространстве микрорайона и города.

Образовательная программа является документом, определяющим основные стратегические направления развития, объем и содержание образовательной деятельности, кадровый состав, возможный контингент обучающихся, состояние материально-технической базы. Образовательная программа ЦДЮТЭ в целом сориентирована на потребности и интересы личности, семьи, общества. Программа задает основной вектор содержания дополнительного образования от досуговой занятости и освоения ремесла к развитию человеческого потенциала, человеческих возможностей развития территории.

    1. Характеристика учреждения. Основные результаты деятельности.

ЦДЮТЭ – многопрофильное учреждение. В Центре работают детские объединения по направлениям: туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, естественнонаучное, научно-техническое, социально-педагогическое. Проведенный анализ образовательной деятельности показал, что наибольшее предпочтение обучающиеся отдают туристско-краеведческой направленности.

Государственные требования к дополнительному образованию нацеливают на проектирование учебных программ как на средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведение базиса личностной культуры. В проекте ФГОС раскрываются ресурсы дополнительного образования в развитии воспитательного потенциала, духовно-нраственного развития и воспитания личности.

В Центре сконструировано единое тематико-возрастное программное поле. Реализуется 55 дополнительных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся любого возраста (от 6 до 18 лет). ЦДЮТЭ как учреждение дополнительного образования стремится к гармоничному сочетанию различных форм образовательной деятельности с организацией досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) и, как следствие решает проблему занятости и социальной защищенности детей.

ЦДЮТЭ находится в центре города Рыбинска (ул. Чкалова,25). Троллейбусные и автобусные маршруты связывают центр со всеми отдаленными районами города, поэтому занятия в детских объединениях в здании ЦДЮТЭ доступны обучающимся любого образовательного учреждения. Центр реализует сетевую модель связи с образовательными учреждениями. Детские объединения, работающие на базе ОУ, стали связующим звеном интеграции образовательных систем, позволяющим объединить усилия педагогов общего и дополнительного образования. Открыты объединения на базе следующих ОУ: № 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32,33, 35, 36, 41, 43, 44, кадетской школы- интерната №2, д/с № 14, 105.

Развитие образовательной системы Центра потребовало модернизации образовательной структуры. В рамках оптимизации системы дополнительного образования к ЦДЮТЭ был присоединен Детский экологический центр, что потребовало изменения организационно-штатной структуры. Расширение функционала учреждения привело к появлению экологического сектора на базе СОШ №6 (ул. Ошанина).

На протяжении последних лет стабильно работает экскурсионный отдел, в состав которого входит туристская база на 50 мест (ул. Спортивная, 5).

Структура Центра

  • Туристско-массовый отдел

  • Краеведческий отдел

  • Отдел начального краеведения

  • Естественнонаучный отдел

  • Экскурсионный отдел

  • Эколого-биологический

  • Художественно- эстетический

  • Эколого-социальный

  • Организационно-массовый

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий – координатор методической работы по краеведению экологию и туризму с обучающимися Центра и образовательных учреждений городского округа город Рыбинск. Центр – дипломант II степени Всероссийского конкурса УДОД по Центральному федеральному округу, лауреат Всероссийского смотра туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях РФ. (2002 год).

В Центре создано семь методических объединений по профилям: педагогов-исследователей, художественно-эстетическое, водный туризм и школа выживания, спортивное ориентирование и туристское многоборье, пешеходный туризм. В ходе работы в методических объединениях решаются вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, совершенствования форм и методов обучения, использования местных материалов, новых педагогических технологий, всестороннего использования полученных исследовательских материалов в учебном процессе. Для педагогов-новичков действует «Школа начинающего педагога». Семь педагогов Центра – Лауреаты премии Губернатора Ярославской области в сфере образования: Л.А. Чистякова, И.В. Ларионова, Е.П. Балагуров, И.Н. Потемкина, В.Б. Никитин (2001 г.), Т.М. Жукова ( 2005 г.), И.А. Седова (2007 г.)

Педагоги Центра принимали участие в городских, областных, Российских конкурсах авторских программ. В 2004 году программа Косолобовой Н.В. «Круглый год» – лауреат областного конкурса, программа Балагурова Е.П. «Лаборатория краеведения» в 2004 – лауреат областного и Российского конкурса, авторский коллектив Центра Чистякова Л.А., Тюрин В.Н., Щукина О.Б. стал Лауреатом Всероссийского конкурса авторских программ, проектов и методических материалов «Растим патриотов России» в двух номинациях, в 2006 году – программа Потемкиной И.Н. «Историческое краеведение» - лауреат Российского конкурса программ в2006 году. Никитин В.Б. и Потёмкина И. Н. - лауреаты областного конкурса методических материалов. И.Н. Потёмкина – лауреат всероссийского конкурса методических материалов по туризму и краеведению. Краюхин М. В. – победитель II конкурса на лучшую методическую разработку в области экологического просвещения.

Уровень образования педагогических кадров

Год

Высшее образование

Среднее профессиональное

Получают образование

01.01.2008

77%(57 чел)

17.5 (13 чел)

5.5% (4 чел)

01.01.2009

84.5% (70 чел.)

10.8 % (9 чел.)

4.9 %(4 чел.)

1.01.2010

86.1 % (62 чел)

12.5 % (9 чел)

1.4 % (1 чел)

Уровень образования педкадров остается стабильным. Из 72 человек -62 (86.1 ) имеют высшее образование, 3 человека, бывшие выпускники Центра, получают высшее образование, являясь студентами ЯГПУ, СпбГУ.

На 1.06.2010 года в центре работали 72 педагогов, из них 19 человек – основные работники, 53 – совместители.

Уровень педагогической квалификации кадров (включая совместителей)

Год

Высшая категория

I категория

II категория

Без категории

01.01.2008

17.5% (13 чел)

21.6% (16 чел)

12.6% (9 чел)

32.6% (24 чел)

01.01.2009

22.8 % (19 чел)

37.7 % (31чел)

9.6 % (8 чел)

27.7 % (23 чел)

01.01.2010

29% (40 чел)

41.9%

12.5%

16.6%

Наличие квалифицированных педагогических кадров позволяет реализовать долгосрочные программы, инновационные проекты, сохранять традиционную систему работы, иметь высокие результаты воспитанников на областных и всероссийских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. В 2009-2010 учебном годуувеличился процент педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, уменьшился процент педагогов, не имеющих категории. 9 основных педагогов аттестованы по двум должностям. Педагоги Центра являются участниками спецкурсов, областных стажерских площадок, творческих групп, целевых курсов, курсов повышения квалификации на базе ЯИРО и ИОЦ.

Наши кадры повышают квалификацию через судейство туристских соревнований, участие в семинарах, конференциях.

Контингент обучающихся

На 01.01.2008

На 01.01. 2009

На 01.01.2010

На 01.09.2010

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во

групп

Кол-во

чел

Кол-во

групп

Кол-во

чел

Групп

Чел.

126

2033

146

2272

127

1959

Увеличился контингент обучающихся и количество групп.

Контингент

Дошкольники

Младшие школьники

(7-11 лет)

Среднее

звено

Старшие

школьники

2007-2008

164

1044

536

289

2008-2009

365

979

543

196

2009-2010

85

804

769

301

Контингент обучающихся на базе других ОУ

На 01.01.2008

На 01.01.09

На 01.01.2010

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во

групп

Кол-во

чел

Кол-во

групп

Кол-во

чел

102

1667

116

1842

102

1548

Открытие творческих объединений на базе школ способствует интеграции дополнительного и общего образования.

В творческих объединениях Центра занимаются дети различных категорий

Социальный состав обучающихся

Год

Дети из неполн. Семей

Дети из многодетн.

Семей

Дети из неблагоп.

Семей

Дети из малообеспеч. Семей

Дети-инвалиды

Дети сироты и опекаемые

Дети, сост. на учете в ИДН

2006-07

134

11

19

76

-

47

8

2007-08

335

44

40

272

10

46

2

2008-09

465

65

32

357

1

28

8

С 1997 года основой краеведческой деятельности с образовательными учреждениями округа является комплексная программа «Волга - исторический путь России» как региональный компонент Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество», туристской – «Туриада», военно-патриотической - «Растим патриотов», геологической – «Я и планета Земля», экскурсионной – «Я познаю Отечество». Программа «Краеведение и туризм - школа просвещенного патриотизма» объединила их в единое целое. Реализация программ позволила вывести дополнительное систему туристско-краеведческой деятельности на качественной новый уровень, о чём красноречиво свидетельствует положительная динамика по основным целевым индикаторам за период реализацуии программы (таблица). Реализация проектно-программного подхода к управлению туристско-краеведческой деятельностью, запуск интеграционных процессов в сферах основного и дополнительного образования позволил сконструировать единое на муниципальном уровне образовательное пространств в сфере туристско-краеведческой деятельности. Все эти программы позволяют школьникам комплексно изучать свой родной край и имеют определенную практическую направленность В тоже время преобразования в системе образования, необходимость создания инновационной интегрированной программы, освоение перспективных образовательных технологий, форм и методов деятельности, оптимизация сети образовательных учреждений стало новым вызовом с которым пришлось столкнуться коллективу Центра.

Развитию и популяризации краеведения и геологии в Рыбинске способствуют городские олимпиады, краеведческие Золотаревские чтения, конкурс «Краеведческая находка». Они позволяют реализовать свои творческие способности и исследовательские навыки обучающимся Центра и других образовательных учреждений.

Творческие работы наших воспитанников публикуются в местных газетах, в сборниках лучших краеведческих работ областных и республиканских олимпиад и конкурсов. Выпускники краеведческих объединений продолжают исследование тем по истории и культуре и природе края, обучаясь в вузах города, области и России.

Воспитанников Центра знают во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, где на краеведческих, палеонтологических и геологических олимпиадах рыбинцы постоянно - в числе лауреатов и дипломантов, что дает право льготного поступления в вузы. Многие выпускники объединения «Юный геолог» являются студентами и аспирантами Санкт-Петербургского университета, МГУ (геологический факультет), выпускники краеведческих объединений – студенты университета им. П.Г. Демидова и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (факультет истории, географии, музееведения). Количество воспитанников Центра, поступивших по профилю, год от года растет. Наших талантливых детей поддерживает Губернатор: Земсков Александр – Губернаторский стипендиат 2005 года, Алексеев Антон, Смирнова Ксения – стипендиаты 2006 года, Ванцева Юлия - стипендиат 2009 года, Смирнова Ксения в 2006 году получила министерскую премию. Это воспитанники геологических объединений.

Для выпускников, освоивших программы «Юный геолог» и «Водный туризм», но желающих продолжать заниматься любимым делом, созданы общественные объединения «Клуб геологов» и «Пилигрим». Эти обучающиеся – первые помощники педагогов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Описательный отчет за 2010-2011 учебный год

    Отчет
    ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношескогоцентра «ЛАД» за 2010-2011учебныйгод Дата открытия ...
  2. 2010-2011 учебный год (1)

    Доклад
    ... оборудован учебно-консультационный центр по ГО и ЧС, в 2010-2011 уч. году создана детская общественная ... образовательными учреждениями, общественными организациями Договор с ПУ № 25 г. Вольска Саратовской области Договор с МОУДОД "Детско - юношеская ...
  3. Анализ работы МОУ ДПО ЦИМПО за 2010-2011 учебный год «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в городе Иркутске

    Документ
    ... к «Основной образовательнойпрограмме» на 2010-2011учебныйгод» 26.10.2010 Морозова О.В. ... по туризму, по ... центром «Дворца детского и юношеского творчества» ... Экскурсионные программыобразовательногоцентра «Экскурс» Белецкая ... СОШ 6, МОУДОД ЦДТТ Зуев ...
  4. Отчет о работе мууо «комитет образования» г междуреченска в 2010-2011 учебном году

    Отчет
    ... № 2», МОУДОД «Центр дополнительного образования ... обзорные экскурсии, так ... «Детско-юношескийцентр» ... Центредетского творчества реализуется открытая образовательнаяпрограмма «Юный спасатель». В течение 2010-2011учебногогода ... и туризмом». Преподавание ...
  5. Гоу московская городская станция юных туристов ассоциация столичных клубов и организаций (аскио) международная федерация спортивного туризма

    Документ
    ... . Академии детско-юношескоготуризма; мастер спорта по туризму, судья республиканской категории по туризму. Директор МОУДОД «Центрдетского и юношескоготуризма и экскурсий г. Брянска» ...

Другие похожие документы..