Главная > Программа дисциплины


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ";Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова";

Утверждаю

Зав.кафедрой

Н.А. Литвиненко

Решение заседания

кафедры Протокол № 5

«___» ___января_2011.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

«История зарубежной литературы»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Филологическое образование

Квалификация: бакалавр

Составитель: Н.А. Литвиненко – доктор филологических наук,

профессор, зав. кафедрой зарубежной литературы

Москва-2010

Основные цели и задачи курса:

ЦЕЛИ: составить представление о становлении зарубежных литератур, об основных формах и жанрах, в которых осуществляется ее развитие на протяжении веков, о взаимодействии литературных направлений, о международных связя и взаимодействиях, в том числе с русской литературой.

ЗАДАЧИ:

сформировать представление об общих закономерностях развития литературного процесса;

изучить закономерности возникновения и развития литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

овладеть навыками литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-содержательном, структурно-композиционном, жанрово-стилистическом, стиховедческом и т.д.);

выделить круг конфликтов и образов, входящих в состав «вечных» или «мировых»;

сформировать навыки работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями и справочниками;

усвоить основные теоретические понятия, необходимые для работы с явлениями литературы на разных этапах ее развития.

Объем в ЗЕ: ____________10____________________________

Время изучения: курс______1,2,3______семестр_______1,3,5__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Филологический анализ художественного текста, Библия и литература

Групповая принадлежность ОМ:профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

- Имеет представление об основных школах и направлениях отечественного и зарубежного литературоведения.

- Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. знать биографии писателей и тексты художественных произведений зарубежной литературы.

  2. знать основные закономерности возникновения и развития литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, литературоведческий анализ текста

3 уровень сложности: проект, эссе

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Краткое содержание курса

Курс истории зарубежной литературы охватывает литературный процесс от античности до наших дней. В основе его изучение национальных европейских литератур и их взаимодействия, их связей с русской литературой на разных этапах развития. Освоение основных этапов и особенностей литературно-эстетических и жанровых систем стран Европы и Америки во взаимодействии с процессами развития русской литературы позволяет осмыслить типологические закономерности и нравственно-эстетические модели, определяющие логику эволюции литературы и культуры.

Курс истории зарубежной литературы делится на пять частей, соответственно: античная литература, история зарубежной литература Средних веков и Возрождения, история зарубежной литературы XVIIXVIII веков, история зарубежной литературы XIX века, история зарубежной литературы XX века.

Отбор материала основан на принципе системности, отбора репрезентативного и наиболее значимого материала

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Основные разделы, их краткое описание

Античная литература – рассматриваются процессы формирования древнегреческой и древнеримской литератур, основные роды, виды и жанры, формирующиеся в эту эпоху, изучаются последовательно развивающиеся от мифа, на основе мифологического мышления – поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомера, литературное творчество наиболее выдающихся создателей трагедии и комедии – Эсхила, Софокла и Еврипида, а также Аристофана. Изучается роль и особенности «Поэтики» Аристотеля. Изучение римской литературы предполагает особое внимание к «Энеиде» Вергилия, прозаическим жанрам и, в особенности, роману.Античная литература изучается как сокровищница традиций, с опорой на которые развивалась европейская литература все последующие века.

Литература Средних веков и Возрождения изучается на основе осмысления общих процессов и этапов развития феодализма. Исследуется ранний эпос – ирландские и исландские саги, англосаксонский эпос, а также героический эпос в его разнообразных национальных проявлениях: «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песня о Нибелунгах». Изучается рыцарская литература, рыцарская лирика и рыцарский роман, в частности «Тристан и Изольда»

Эпоха Возрождения рассматривается как важнейший этап становления литературы и культуры, развития гуманистической мысли – на основе изучения творчества итальянских мыслителей. Творчество Данте и его «Божественная комедия» знаменует переход от средневековья к Новому времени. Творчество Петрарки и Боккаччо – важнейший этап формирования жанровой системы литературы Возрождения. Студенты изучают особенности возрождения в Германии и Англии. Специальное внимание уделяется изучению творчества Шекспира, различных этапов, различных жанров – и лирика и драматургия, мирового значения его наследия.

Зарубежная литература XVIIXVIII веков осваивается в контексте исторических сдвигов, характеризующих эту эпоху, в связи с формирующимися направлениями в философии, литературными направлениями и жанрами. Центральное внимание уделяется французскому классицизма, драматургии Корнеля, Расина и Мольера.. На английском материале исследуется творчество Мильтона и его поэма «Потерянный рай». Рассматривается проза Мадам де Лафайет и Ларошфуко.

В изучении литературы просветительской эпохи рассматриваются этапы формирования просветительской мысли, разновидности национальных типов просвещения, преломления просветительских идей в литературе. Раннее английское просвещение. Творчество Дефо и Свифта, новый этап, связанный с творчеством Филдинга и Смоллетта, а также непросветительская сентименталистская поэтика произведений Стерна. Студенты получают представление о предромантическом жанре – готического романа.

Французское Просвещение представлено творчеством Монтескье, а затем Вольтера и Руссо. Рассматриваются эстетические идеи, труд и художественные произведения. Роман «Юлия, или Новая Элоиза», «Философские повести», в частности «Кандид», поэмы и драмы. Изучается общественная позиция этих просветителей, значение руссоизма и вольтерьянства. Изучается творчество Дидро и роль «Энциклопедии»

В немецкой литературе основное внимание уделяется изучению творчества Шиллера и Гете, штюрмерскому периоду, произведениям более позднего периода. Рассматриваются разновидности жанра драмы, созданные этими авторами, роман «Страдания юного Вертера», драматическая поэма «Фауст», ее всемирно-историческое значение.

Зарубежная литература XIX века.

. Общая характеристика Литературы 19 века. Периодизация. Социокультурная ситуация. Соотношение с литературой предшествующего этапа. Социальность и историзм. Наполеон и наполеоновская легенда. Миф о народе и индивидуалистический миф.

Основные литературные направления – романтизм и реализм. Современные научные концепции. История терминов. Общие черты. Реальность и романтизм, реальность и реализм.

Романтизм как литературное направление. Генезис романтизма. Философско-эстетическая основа. Основные принципы поэтики. Национальные разновидности романтизма и проблема типологии. Этапы развития.

Реализм как литературное направление. Современные концепции реализма. Реализм и литература предшествующих эпох. Поэтика реализма. Этапы развития реализма в 19 веке.

Французская литература периода революции. Историческая ситуация и процессы развития литературы. Классицизм. Разновидности жанра песни. Песня-гимн и песня частушечного типа. Драматургия Мари-Жозефа Шпенье.. Лирика Андре Шенье.

Литература периода Консульства и Империи. Политический пафос и проблематика. Жанр романа и его разновидности. Наполеон и оппозиционная литература.

.Творчество Шатобриана. Этапы эволюции. Роль в становлении романтизма. Жанры. «Рене» и «Атала» - специфика романтизма. «Дух христианства» и проблема зыбкости страстей. «Мученики» – роман эпопея. «Замогильные мемуары». Творчество Ж. де Сталь. Трактаты и романы. Их значение.

. Немецкая литература 1789-1820-х гг. Основные направления и школы. Творчество Гельдерлина. Иенский романтизм. Творчество Новалиса. Роман «Генрих фон Офтердинген». Гимны к ночи.

. Английская литература 1789-1820-х гг. Жанры и проблемы. Готический и психологический роман. Просветительское и романтическое в литературе. Проза и поэзия. Основные проблемы и имена. Творчество У. Блейка.

Поэты «озерной школы». Основы поэтики. Вордсворт и его эстетическая программа. Стихи. Тема ребенка. Кольридж и его поэма «Сказание о Старом мореходе»

Творчество Байрона. Жизнь и творчество поэта. Этапы эволюции. Байрон ибайронизм. «Восточные» поэмы. «Паломничество Чайльд ГШарольда» как жанр лиро-эпической поэмы. Драмы Байрона. Роман «Дон Жуан». Значение творчества поэта.

Творчество Вальтера Скотта. Роль писателя в становлении жанра исторического романа. Поэтика жанра. Влияние на литературы разных стран.

. Американская литература. Этапы развития, национальное своеобразие. Связи с английской литературой. Тема фронитира.

Творчество новеллистов и романистов. Жанровая специфика, проблема традиций. Особенности романтизма.

* * *

Общая характеристика литературы второго периода и этапов ее развития. Исторические условия возникновения реализма в 30-40-е гг. Утверждение буржуазного порядка в странах Западной Европы. Роль естественнонаучных открытий Кювье и Сент-Илера в формировании нового миропонимания Отличие реализма XIX в. от романтизма

Особенности реализма XIX в. по сравнению с просветительским этапом развития литературы Развитие прозаических жанров. Значение очерка для становления реалистического метода. Центральное место романа.

Литература Франции 30-40-х гг. Поэзия Беранже: отклик на революцию 1789 г. и Реставрацию; тема Наполеона. Воспевание «честной бедности» – протест против буржуазных идеалов. Жизненная правдивость и сатирическая окрашенность песенных зарисовок.

Творчество Ф.Стендаля. Интерес к идеям французских просветителей; увлечение историей живописи, музыки, итальянской культурой. Главный предмет изображения – незаурядная героичная натура (новелла «Ванина Ванини»). Историческая достоверность и полнота картины действительности в романах «Красное и черное» и «Пармская обитель». Двойственное освещение фигуры Наполеона. Эволюция образа карбонария. Мастерство изображения военных сцен, их влияние на Л.Толстого. Глубокий психологизм романов, выразительность психологической детали. Значение метода Стендаля для литературы XX в.

Творчество О.де Бальзака. Расширение рамок романа – объединение произведений в циклы. Замысел «Человеческой комедии» как истории нравов, разносторонней картины общественной жизни послереволюционной Франции. Исторический роман «Шуаны». Изображение деформации человеческих душ под властью денег («Евгения Гранде», «Гобсек»). Тема молодого человека: становление личности под воздействием социальной среды («Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок»). «Человеческая комедия» как цельное творение Бальзака, ее «возвращающиеся персонажи». Многоплановость сюжета, рамочное повествование в бальзаковских произведениях, значение того и другого для представления описываемого как социально-типичного.

Творчество В.Гюго. Этапы развития. Предисловие к «Кромвелю». Поэзия и драматургия. Новаторство в романе «Собор Парижской богоматери». Гюго и Революция 1848 г. Творчество писателя в 1850-1880 –е гг. Толстой об «Отверженных». Роман «93-й год». Значение творчества Гюго.

Творчество Жорж Санд. Этапы эволюции. Женская тема в романах 1830-х гг. Проблема романтизма и реализма. Социалистические романы. Новаторство в романе «странствующий подмастерье». Социальная тема в романе «Орас». Дилогия Жорж Санд «Консуэло» и « Графиня Рудольштадт». Сельские повести. Жорж Санд и Россия.

Творчество П.Мериме. Литературные мистификации, их романтическая основа («Гюзла», «Театр Клары Газуль»). Пушкинские переводы Мериме («Песни западных славян»). Произведения исторического жанра (драма «Жакерия», роман «Хроника времен Карла IX»). Реалистический характер новелл Мериме: показ нравственного облика высших сословий («Арсена Гийо», «Этрусская ваза»), мастерство психологической характеристики («Двойная ошибка»). Создание сильного характера в «экзотических» новеллах («Маттео Фальконе», «Кармен», «Коломба»), драматичность их ситуаций.

Творчество Виньи. Проблема художника. Поэзия и проза. Новеллистические романы. «Неволя и величие жизни военных». Особенности романтизма. Значение творчества. А. де Виньи.

Литература Англии 30-60-х гг. Специфика реализма. Социальная тема. Публицистика эпохи. Основные жанровые модификации романа. Влияние на литературу чартистского движения; Образы людей из народа, романтические традиции (Ш.Бронте, Э.Гаскелл).

Творчество Ч.Диккенса. Становление творчества Диккенса – от очерка к роману. Своеобразие композиции романа «Записки Пикквикского клуба», роль юмора в романе. Произведения о юношестве – косвенное отражение педагогических идей чартистов. Традиция английского романа XVIII в. в «Оливере Твисте»: полемика с романтизацией деклассированных элементов. Роман «Домби и сын»: образ английского буржуа-джентльмена. Особенность романов 50-60-х гг.: уменьшение эмоционально-субъективной окрашенности повествования, смягчающая роль юмора в изображении буржуазного мира. Своеобразие художественной манеры Диккенса: принцип деления персонажей на положительные и отрицательные (бедные – богатые), «просветление» образа отрицательного героя, прямая характеристика и выражение авторской оценки персонажа, «счастливый» конец (не снимающий социальных противоречий).

Творчество У.М.Теккерея. Высокая оценка Теккерея английской критикой 40-х гг. (противопоставление Диккенсу). Предмет изображения писателя – жизнь буржуазных кругов; отсутствие персонажей из низших классов. Сатирический образ английского буржуа («сноб»). Роман «Ярмарка тщеславия» и полемика с Диккенсом; смысл подзаголовка «Роман без героя». Образ Бекки Шарп – один из ярчайших в галерее реалистических героев XIX в. Особенности сатирического изображения. Поворот в творчестве Теккерея в 50-е гг.: попытка создания положительного героя (роман «Ньюкомы»).

Немецкая литература второй половины века. Жанровая система. Проблема творческого метода. Творчество Берне, Геббеля. «Молодая Германия»

Творчество Г.Гейне. Эволюция творчества. Лирический сборник «Книга песен». В эмиграции Философско-эстетические и публицистические труды Гейне. «Путевые картины» Специфика лирического героя и романтизма.

Литература 50-60-х гг. Значение событий 1848-1849 гг., полной победы буржуазного класса на Западе (спад чартизма в Англии, революция в ряде стран). Неприятие откровенно буржуазного характера действительности творческой интеллигенцией.

Кружок прерафаэлитов в Англии, идея приоритета формы, а не содержания – стремление обособить искусство от нормативности буржуазного бытия. Провозглашение «искусства для искусства» во Франции; лирика парнасцев, ее эстетические принципы (отказ от общественной проблематики, совершенствование стихотворных форм). Принципиальное различие позиции «чистого искусства» на Западе и в России 60-х гг.

Французская литература Особенности реализма 50-60-х гг. Тенденция к более тщательному описанию реальной обстановки, отказ от гротескных зарисовок, от прямой характеристики персонажа и выражения авторской оценки, от масштабности образов и остроты сюжетов. Утверждение термина «реализм» (сборники Шанфлери – Дюранти). Критическое отношение к реалистам первой половины века. Г.Флобер об «объективном стиле», о необходимости сближения литературы с естественными науками. Близость Флобера к эстетической позиции парнасцев (идея «башни из слоновой кости») Ш.Бодлер. Его связь с парнасцами в эстетических воззрениях (стихотворение «Альбатрос») и отличие от них в творческой практике: картины жизни в сборнике «Цветы зла», эмоциональная окрашенность изображения, сознательная подмена «правильности» стихотворения музыкальностью. Идея разрушительной порочности существующего мира, поэтизация зла – органической силы, разлагающей несовершенный мир. Контрасты прекрасного и безобразного. Реакция буржуазной общественности на «Цветы зла».

Творчество Флобера. Роман «Госпожа Бовари» – итоговая оценка идеалов, вдохновлявших французов в минувшие десятилетия («Мадам Бовари – это я»), их искусственности и несостоятельности. Показ нравственного убожества послереволюционной буржуазии. Новый уровень психологизма (психологическая индивидуальность героини), разработка приемов психологической характеристики. Крах иллюзий и драматичность человеческой судьбы в романе «Саламбо»; появление импрессионистической манеры в литературном описании. Дегероизация героя и в романе «Воспитание чувств»; резко отрицательное отношение к революции. Повесть «Простая душа»: образ «маленького человека», черты натуралистического изображения.

Литература США. Новые тенденции. Творчество трансценденталистов. Эмерсон и Торо. «Уолден или Жизнь в лесу».Творчество Лонгфелло. «Песня о Гайавате». Аболиционистское движение. Творчество Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома». Поэзия У. Уитмена. Сборник «Листья травы». Новаторство и значение творчества.

Творчество Мелвилла. Этапы творческого пути. Жизнь писателя. Роман «Моби Дик» Библейский пласт. Миф и символ. Добро и зло в романе. Особенности поэтики. Романтическая специфика. Своеобразие жанра. Значение романа. Значение литературы 19 века.

5. Зарубежная литература XX века.

Эпоха декаданса. Основные концепты эпохи: «конец века», «закат Европы», конфликт культуры и цивилизации, кризис познания, философия жизни. Протест против буржуазной культуры. Тип декадентского героя в романах Ж.-К. Гюисманса «Наоборот», О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Герой-художник в литературе декаданса. Понятия «искусства для искусства», «чистого искусства». Роль субъективного начала творчества. Приоритет «формы» над «содержанием».

Литературные течения эпохи декаданса: символизм, импрессионизм, натурализм, неоромантизм и их взаимосвязи. Символизм и натурализм – центральные направления рубежа веков. Национальные варианты: французский символизм, английский неоромантизм, особенности натурализма во Франции, Германии, Великобритании, США.

Восприятие декаданса русскими поэтами-символистами. Д. Мережковский, В.Ходасевич, Вяч. Иванов, А. Белый о декадансе.

Натурализм как крайнее выражение реалистических методов в литературе. Влияние на эстетику натурализма эволюционной теории Дарвина, философии позитивизма, экспериментальной психологии, достижений в области естественных наук. Близость к натурализму культурно-исторической школы И. Тэна, основанной на понятиях расы, среды, момента.

Натурализм как отрицание романтизма.

Принцип документального письма в натурализме. Близость художественных методов натурализма и импрессионизма. Основные жанры натурализма: роман, драма. Французский натуралистский роман. Творчество братьев Гонкур. Роман «Жермини Ласерте». «Дневники» Гонкур.

Творчество Эмиля Золя. Первый натуралистский роман «Тереза Ракен». Эстетические взгляды Золя. Сборник «Меданские вечера». Теория натурализма («Экспериментальный роман», «Натурализм в театре»). Цикл романов «Ругон-Маккары. Символико-аллегорический смысл натуралистских романов Золя.

Эстетические взгляды Ги де Мопассана. Мопассан и Флобер. Мопассан и натурализм. Своеобразие мопассановского психологизма. Место романа «Жизнь» в творчестве писателя. Эволюция романа Мопассана, поздние романы («Сильна как смерть», «Наше сердце»). Новеллистика Мопассана. Философский роман А. Франса. Особенности поэтики. «Современная история». «Остров пингвинов».

«Роман-река» Р. Роллана «Жан-Кристоф». Жанровое своеобразие, проблематика романа. Образ главного героя.

Натуралистский роман в английской литературе. Романы «характеров и среды» Томаса Харди. Отображение эпохи научно-технического прогресса в романах Харди. Антагонизм города и деревни. «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (1891). Конфликт любви и общества, истинной добродетели и ханжеской морали. Тема кризиса религиозного сознания в конце викторианской эпохи. Тэсс как трагическая героиня, «чистая женщина, правдиво изображенная». Переход от частной истории героини к истории рода, нации.

Натуралистский роман в немецкой литературе. Роман Г. Манна «Учитель Унрат».

Натурализм в американской литературе. Творчество Т. Драйзера. Романы «Сестра Керри», «Финансист», «Американская трагедия». Натуралистические элементы в малой прозе Джека Лондона.

Неоромантизм в английской литературе.

Неоромантизм: связь с традицией романтизма и полемика с ней. Неоромантизм и натурализм, неоромантизм и символизм. Особенности художественного метода писателей-неоромантиков: экзотичность темы; место действия – «другая страна» (Индия, Африка, Восток). Тип неоромантического героя.

Творчество Р.Л. Стивенсона. Приключенческие романы. Детективные, фантастические сюжеты в творчестве Стивенсона. Повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Тема двойничества, темной стороны человека.

«Колониальная романтика» Р. Киплинга. Обыденная экзотика Индии в прозе Киплинга. Воспевание жертвенности, верности долгу, нравственной силы. Роман «Ким».

Неоромантический герой Дж. Конрада: герой-одиночка, отчужденный от мира. Проблема нравственного самоопределения героя. Борьба со своим собственным внутренним злом. Поиски природы зла. Морская повесть «Сердце тьмы». Антагонизм цивилизации и первобытного состояния, развенчание теории прогресса.

Символизм. Этимология понятия «символизм». Символизм и символ. Символ, аллегория и метафора. Символ в средневековой литературе, литературе Возрождения и Просвещения. Преемственность романтического и символистского понимания символа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «история зарубежной литературы» (1)

    Решение
    ... заседания кафедры Протокол № 5 «___» ___января_2011. Аннотированнаяпрограммадисциплины/ модуля «Историязарубежнойлитературы» Направление: Педагогическое образование Профиль: Филологическое ...
  2. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «история зарубежной литературы» (2)

    Решение
    ... заседания кафедры Протокол № 5 «___» ___января_2011. Аннотированнаяпрограммадисциплины/ модуля «Историязарубежнойлитературы» Направление: Педагогическое образование Профиль: Филологическое ...
  3. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «история русской литературы»

    Решение
    ... __ «___» ___________20_г. Аннотированнаяпрограммадисциплины/ модуля «История русской литературы» Направление: Педагогическое образование Профиль ... зарубежного литературоведения. - Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста. Модуль ...
  4. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «символы культуры в русской литературе»

    Решение
    ... ___» ___________20_г. Аннотированнаяпрограммадисциплины/ модуля «Символы культуры в русской литературе» Направление: Педагогическое ... модулей: История русской литературы, Историязарубежнойлитературы, Введение в литературоведение Данный модуль ...
  5. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «творчество »

    Решение
    ... __ «___» ___________20_г. Аннотированнаяпрограммадисциплины/ модуля «Творчество М.А. Шолохова» Направление ... модулей: Введение в литературоведение, История русской литературы ... Развитие научного направления. Зарубежная критика о творчестве М.А. ...

Другие похожие документы..