Главная > Элективный курс


Адреналин, выделяемый при эмоциях, во время движения «сжигается», уменьшая возможность вредных последствий.

Человек не в состоянии улучшить свою наследственность, не может лично повлиять на уровень здравоохранения в стране, значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который он избирает, целиком зависит от него самого. Раньше, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье также постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Когда семьи были большими, и вместе жили три поколения, здоровье каждого из членов семьи было важным для всей семьи. Теперь же здоровье не всегда и не в должной мере является предметом забот самого труженика. Все предоставлено заботам государства, медицине, которые, как вероятно, думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты питания, промышленные товары и платные услуги. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

К сожалению, у нас в стране нет моды на здоровье. Еще лет десять назад проведенные социологические исследования среди молодежи показали, что среди жизненных ценностей здоровье стоит на 7-10 месте (у американской молодежи на 1-ом месте).

20 лет назад США занимали одно из первых мест в мире по показателям смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Указание медиков на то, что повинен в этом образ жизни, ориентация населения на борьбу с факторами риска привели к тому, что 30 млн. американцев бросили курить, большинство ограничили потребление животных жиров (даже потребление молочных продуктов сократилось на 40%), стали тщательнейшим образом подсчитывать суточное потребление калорий, 118 млн. стали заниматься физкультурой. «Физкультурная лихорадка» захлестнула США. Быть моложавым, подтянутым, не курящим и не пьющим стало модно. И вот летом 1985 г. в Москве состоялась Международная конференция по профилактической медицине - ее разделу профилактической кардиологии. На ней были представлены данные, что в США за последние 10 лет на одну четверть снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Можно сказать, что проведен эксперимент в масштабах большой страны и средняя продолжительность жизни ее населения возросла за этот срок на один год.

Вопрос об обучении здоровью - часть глобальной проблемы человека в современном мире.

Разработка стратегии и тактики обеспечения здоровья всего народа - дело очень большое, трудное и ответственное. Дело это зависит не только от медицины и здравоохранения, но и от многих наук и государственных ведомств. Главным должен быть прямой путь к здоровью, имеющий в качестве цели сохранение и «воспроизводство» здоровья. Средства достижения этой цели хорошо известны. Это сознание (воспитание с детства разумного отношения к своему здоровью), правильный режим труда и отдыха, движение, закаливание, рациональное питание, лекарства для здоровья и т.д. Значительно хуже обстоит дело с третьи элементом триады: нет специалистов по здоровью. Врачи - специалисты по болезням, гигиенисты в основном следят за окружающей средой, а не за человеком, диетологи - за лечебным питанием, спортивные педагоги и тренеры озабочены развитием физических качеств, рекордами. А ведь чтобы необходимость в «ремонте» собственного организма отодвинулась как можно дальше, каждый человек должен иметь возможность без особых сложностей получить консультацию у специалистов по здоровью, а при необходимости и действенную помощь.

В осуществлении государственной программы здоровья интенсивный путь означает замену одних только медицинских мероприятий, поглощающих большую часть национального дохода, на программы, к реализации которых привлекаются менее дефицитные и менее дорогостоящие средства (воспитание здорового образа жизни, обучение здоровью, физическая и психофизическая культура, закаливание, организация отдыха, отказ от вредных привычек и т.д., а также резервы профсоюзов, промышленных предприятий, министерств и ведомств).

Всемирная организация здравоохранения провозгласила цель: достижение к 2000 году здоровья для всех людей планеты. Вряд ли исчезнут болезни, важно, чтобы человек меньше болел, а, заболев, быстрее и полнее восстанавливал соответствующее возрасту состояние здоровья. В этой связи все большее развитие и значение должна приобретать наука о здоровье - валеология.

5. Функциональные возможности проявления здоровья человека

Призыв древних философов познать самого себя сегодня не менее актуален, чем в античные времена. Человеку необходимо знать возможности своего организма, чтобы противостоять болезням и сделать жизнь наиболее активной, полноценной.

Существенной особенностью физических возможностей человека является наличие громадных резервов, которые могут быть развиты и использованы при необходимости.

«Много есть чудес на свете, человек - всех чудесней» (Софокл).

Занятия физическими упражнениями, спортом — это самые мощные стимуляторы, обеспечивающие развитие возможностей организма человека. Они позволяют также объективно изучить важнейшую сторону функциональных особенностей нашего организма — его двигательные ресурсы.

Ряд уникальных результатов, показанных спортсменами, характеризуют физические возможности человека.

Посудите сами:

  • рекорд продолжительности езды на велосипеде – 125 ч. - установлен 22-летним индусом Анаандрао Галиалькаром. Он начал езду 14 апреля 1955 года и закончил 19 апреля в 18.00;

  • в том же году, 12 сентября, в г. Мобенс (Франция) Раймон ле Гран
    находился в движении на одноколесном велосипеде 11 час. 21 мин.,
    проехав за это время 134, 22 км;

  • самую продолжительную беспрерывную ходьбу продемонстрировал С.А. Гарриман, прошедший на пари 6-7 апреля 1883 г. в г. Треки (США) 193 км. 34 м;

  • 27-летний французский спортсмен Жак Мартен совершил пробег через пустыню Сахару, преодолев 3000 км. В среднем в день Мартен пробегал около 60 км.

Под влиянием систематических физических тренировок человек приобретает устойчивость к гипоксии, она становится важным слагаемым рекордного достижения. Длительность задержек дыхания у высококвалифицированных спортсменов намного больше, чем у нетренированных людей, она доходит до 4-5 минут.

В 1960 г. в Калифорнии Роберт Форстер установил мировой рекорд в
длительности ныряния, он находился под водой 13 мин 42,5 с. Перед нырянием он в течение 30 мин дышал О2, стараясь поглотить его про запас как можно больше.

Сколько человек может прожить без еды?

В 1986 г. японец Й. Судзуки осуществил восхождение на Фудзияму, но попал на высоте 1900 м в сильную снежную бурю, однако успел спрятаться в шалаше. Там ему пришлось провести 38 дней. Судзуки питался, главным образом снегом. Обнаружившие его сотрудники спасательной службы застали Судзуки в удовлетворительной физической форме.

Каковы возможности пребывания человека при высоких температурах?

Т = 71°С человек может выдержать в течение часа, 82° С – 49 мин, 93° С - 33 мин, а 104° С - только 26 мин. Американские исследователи считают, что предельная Т°, при которой человек в состоянии сделать хотя бы несколько вдохов, равна 116° С. А вот в Парижской академии наук в 1764 г. доктор Тилле сделал сообщения о том, что одна женщина в течение 12 мин. находилась в печи при Т = 132° С. В 1828 г. известен случай пребывания мужчины в печи, где Т° достигала 170° С, в течение 14 мин.

Вызывает интерес и удивительный обряд – нестинарство - люди босиком танцуют на раскаленных углях, Т° которых достигает 500° С, хотя специалисты в области авиационной медицины США определили, что при повышении Т° кожи до 42-44° С у человека возникают болевые ощущения, а при 45° С боль становится невыносимой, но у танцующих не возникает каких-либо ожогов.

Еще один пример устойчивости человека к сильной жаре. 28-летний бегун из Франции Эрик Лауро одолел супермарафон, состоявшийся в Долине Смерти (50° С в тени и около 100° С на солнце). Он пробежал за 5 дней 225 км, за 7-8 часов преодолевая ежедневно около 50 км. За 5 дней бега по пустыне Лауро, весящий 65 кг при росте 1 м 76 см, потерял 6 кг. К концу бега пульс у него участился настолько, что его трудно было сосчитать, а Т° тела достигла 39,5° С.

А вот, казалось бы, невероятный случай. В 1987 г., возвращаясь вечером домой, 23-летний житель германского городка Радшитадт Гельмут Райхерт заблудился и замерз. Лишь через 19 часов он был найден искавшими его братьями. «Видимо, упав в снег, пострадавший так быстро переохладился, - рассказывает Вернер Аумфессер, - что несмотря на острый недостаток О2, мозг не получил необратимых повреждений. В клинике, применив специальный прибор, врачи разогревали кровь замерзшего и разжижали ее. И лишь когда Т° тела повысилась до 27°С, врач с помощью электротока «запустил» сердце пострадавшего. Через несколько дней он был отключен от аппарата искусственного кровообращения и в настоящее время чувствует себя хорошо.

Но это все уникальные случаи. А вот П.К. Иванов, который создал и опробовал на себе оздоровительную систему, которую назвал «Детка», круглый год в любую погоду ходил в одних шортах, босиком, купался в проруби, длительное время мог обходиться без пищи и воды, сохраняя при этом бодрость, оптимизм и работоспособность. Сотни его последователей бегают по снегу босиком, ежедневно утром и вечером обливаются холодной водой, используют любую возможность, чтобы почаще летом и зимой бывать на воздухе с открытым телом.

Руководствуясь советом «пусть тело дышит и учится брать тепло от холода», последователи этого метода закаливания научились не ощущать стужи даже в самый сильный мороз.

Хотя далеко не все в физиологических механизмах этого метода закаливания ясно, однако польза его для здоровья несомненна. Вот что говорит специалист в области термодинамики, один из последователей П.К. Иванова, кандидат технических наук И. Хвощевский: «В результате своего беспримерного опыта П.К. Иванову удалось показать, что в человеческом организма в условиях холода начинают появляться процессы, связанные с постоянной выработкой внутренней энергии. Не исключено, что это перекликается с гениальной, но пока не получившей убедительного основания гипотезой К.Э. Циолковского о медленном и бесплатном отнятии энергии от окружающих холодных тел. Может быть, в экстремальных условиях в организме открываются неведомые нам качества; пока мы можем только догадываться о них».

Функциональные резервы, формирующиеся в организме человека под влиянием спортивной тренировки, во много раз превосходят возможности нетренированных людей. Так, по степени учащений сердечной деятельности высококвалифицированные спортсмены превосходят нетренированных лю-дей почти в 10 раз, а по способности увеличивать частоту дыхательных движений - в 20 раз! 300 уд/мин - именно такую частоту сердечных сокращений зарегистрировали немецкие медики у спортсмена-бегуна. В 1 секунду сердце делало у него 5 сокращений. В медицинских руководствах указывается, что при физических нагрузках ЧСС может подниматься до 180 уд/мин, а свыше 220-250 является прямым указанием на расстройство деятельности сердца, и врач, исследовавший спортсмена с ЧСС 300 уд/мин посчитал его тяжело больным.

Сегодня опытные медики знают: высокая работоспособность спортсмена связана с необходимостью крайне резких изменений деятельности внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, выделения и др., обеспечивающих повышенный обмен веществ в мышцах. В процессе тренировки спортсмен не только приспосабливается к большим физическим нагрузкам, но и - что особенно ценно! - приобретает способность развивать и безболезненно переносить такие реакции организма, которые могут быть гибельными для нетренированного человека.

Если к физической тренировке присоединить психологические воздействия с использованием метода самовнушения, в результате этого значительно увеличивается экономизация жизнеспособности. Так, ЧСС можетснижаться до 12 уд/мин, дыхания - до 1-2 вдохов и выдохов.

Основные резервные возможности организма приведены в таблице:

Резервные возможности организма

нетренированного человека и спортсмена

Показатель

Период

В покое

После макс.

нагрузки

Функциональный

резерв

Абсолют.

величина

% прироста

от исходного

Систол. АД

мм рт.ст.

До трен.

После

120

100

180

280

60

180

50

180

ЧСС в

1 мин

До трен.

После

72

30

140

300

68

270

94,4

900

Систолич.

объем

крови, мл

До трен.

После

60

70

190

200

30

130

50

185

Минутный

объем

крови, л

До трен.

После

6

4,5

16

40

10

35,5

167

788

Частота

дыхания в

1 мин

До трен.

После

18

8

30

120

12

112

66,7

1400

Дыхатель-

ный объем,

мл

До трен.

После

600

600

1200

5000

600

4400

100

733

Минутный

объем вен-

тиляции, л

До трен.

После

10

6

45

200

35

194

350

3233

Потребле-

ние кисло-

рода в

1 мин, мл

До трен.

После

250

180

2500

6000

2250

5820

900

3233

Как видно из таблицы, функциональные резервы различных органов у нетренированных и у высококвалифицированных спортсменов по своей величине существенно отличаются. Так, нетренированные люди могут увеличивать частоту пульса по сравнению с уровнем покоя примерно вдвое, а показатели АД и систолического объема, т.е. количества крови, выбрасываемого сердцем при каждом сокращении, лишь наполовину. Наиболее значительны у нетренированных людей резервные возможности дыхательной системы: минутный объем вентиляции, т.е. количество воздуха, проходящее при условии усиленного дыхания, проходящее в течение минуты, у них увеличивается на 350%, а потребление кислорода организмом — на 900%.

6. Литература:

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.- М.: ФиС, 1987.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-ое изд., доп. и перераб.- М.: ФиС, 1990.

3. Грибина Л.Н. Категория «Здоровый образ жизни» и ее значимость в подготовке студентов-медиков //Здоровье студентов: Сборник тезисов международ. научной конференции.- М., 1999.- С.14-15.

4. Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни.- М.: RETORIKA, 1999.

5. Жолдак В.И. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы /В.И. Жолдак , Л.А. Калинкин //ТиПФК.- 1997.- №8.

6. Зусманович Ф.Н. Валеология: Учебное пособие.- Курган, 1998.

7. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие.- М.: Гуманит: Центр ВЛАДОС, 2000.

7. Контрольные вопросы:

1. Толкование термина «Валеология».

2. Предмет изучения науки «Валеология».

3. Валеология – наука интегративная.

4. Определение ВОЗ – здоровья.

  1. Определение ВОЗ – болезни.

  2. Составляющие рационального образа жизни современного человека.

  3. Здоровье среди жизненных ценностей современной молодежи в России.

  4. Примеры наивысших показателей функциональных возможностей человека.

9. Резервные возможности организма тренированного и нетренированного человека.

Лекция-беседа №2

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЗАКАЛИВАНИЮ»

План лекции

  1. Введение.

  2. Исторические корни закаливания.

  3. Правила классического закаливания по И.Р. Тарканову.

  4. Закаливание по С. Кнейпу.

  5. Зимнее плавание - высшая форма закаливания.

  6. «Испарительное» закаливание К.В. Плеханова.

  7. Закаливание йогов.

  8. Литература.

9. Контрольные вопросы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина ЭЛЕКТИВНЫЙКУРС «ПУТИФОРМИРОВАНИЯЗДОРОВОГООБРАЗАЖИЗНИСТУДЕНТОВ» (длямедицинских и фармацевтическихвузов) Волгоград ...
  2. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции

    Доклад
    ... медицинскому и фармацевтическому образованию, авторская программа элективногокурса по физической культуре длястудентовмедицинских и фармацевтическихвузов «Формированиездоровогообразажизнистудентов». Материал элективногокурса является ...
  3. «здоровье для всех профилактика лечение реабилитация»

    Документ
    ... для всех модульный блок; - вариативный базовый модуль; - элективныекурсы ... подготовке студентовмедицинскихвузов диссертация кандидата ... Фармацевтическая Академия, г. Шымкент Охрана здоровья населения и формированиездоровогообразажизни ...
  4. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (10)

    Программа
    ... медицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская ... ВУЗах показывает, что дляформирования ... элективныйкурс длительностью ... для врачей и студентов / пер. с нем. – М., 1912-1920. – Т.1-2. Кречмер Э. Медицинская психология. – М.: Кооп. изд-во “Жизнь ...
  5. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)

    Государственный образовательный стандарт
    ... методическое объединение медицинских и фармацевтическихвузов Московский ... на элективныхкурсах); стернальная пункция (освоение на элективныхкурсах) ... здоровогообразажизни. 2. Медицинская психология. Этика и деонтология. Основы медицинской ...

Другие похожие документы..