Главная > Основная образовательная программа


Образовательная программа

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

";Кодинская средняя общеобразовательная школа ";

1.Общие положения.

МБОУ ";Кодинская средняя общеобразовательная школа "; построена в 1939 году(старый корпус) , пристройка сделана 1957 году (новый корпус), в 1985 году выполнена пристройка спортивного зала.

В школе имеется 13 учебных кабинетов , столовая, библиотека, компьютерный класс, музей, тренажерный зал и другие вспомогательные помещения. Школа имеет филиалы Кодинский детский сад , Мудьюжская основная общеобразовательная школа и Мудьюжский детский сад , расположенные в 25 км. в п. Мудьюга Онежского района.

Здание школы рассчитано на 400 ученических мест.

С 1996 года Кодинская средняя школа является единственным образовательным учреждением в поселке Кодино.

По состоянию на 1 января 2012 года в поселке Кодино проживает 1475 человек , в том числе детей дошкольного и школьного возраста -229 человек. Образовательно-воспитательной работой в школе и детском саду охвачено 186 человек , что составляет 81%.

Таким образом, школа является центром образовательной , воспитательной и культурной жизни, скрепляющим звеном социальной инфраструктуры поселка. В течение ряда лет Кодинская средняя школа успешно проходит государственную аттестацию и получает право на осуществление образовательной и воспитательной деятельности.

Символично уже то, что школа существует с первого дня образования поселка , она пережила и переживает сейчас те же трудности , что и поселок Кодино.

2. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения,

его основных достижениях и проблемах

МБОУ ";Кодинская средняя общеобразовательная школа"; является муниципальным учреждением п.Кодино, Онежского р-на, Архангельской области. Она располагается в центре поселка и размещается в типовом деревянном двухэтажном здании, построенном 1939 году.

В настоящее время в школе обучаются в 11 классах-комплектах 134 ученика, в том числе:

1-я ступень - 51 учащихся, которые обучаются в 4 классах;

2-я ступень - 67 учащихся, которые обучаются в 5 классах;

3-я ступень - 16 учащихся, которые обучаются в 2 классах.

Учебное заведение имеет односменный режим работы. Продолжительность урока-45 минут.

Для реализации предпрофильной подготовки учащиеся 9 класса работают по 6-дневной рабочей неделе.

В образовательном учреждении действует сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 7 объединениях занимаются 115 школьников. В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных недалеко от школы поселковых культурных учреждений: Клуб, библиотека.

Управление школой осуществляют:

Директор школы – Попова Елена Владимировна

Заместитель директора по УВР – Кебикова Юлия Алексеевна

Заместитель директора по ОТ- Распутина Наталья Владимировна

Заместитель директора по АХР – Сумина Галина Аркадьевна

Педагог-организатор – Бокина Светлана Анатольевна

В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов. Из 18 педагогов имеют высшее образование - 12, среднее специальное - 1 ; 3 педагога обучаются заочно в ВУЗ; 3 педагога награждены нагрудными значками «Отличник просвещения Российской Федерации»; 1 учитель имеет звание ";учитель-методист"; и 1 –";старший учитель";; 6 педагогическим работникам присвоена 1-я категория, 3 -2 кв.категория.

К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, все повышающийся уровень общеобразовательной подготовки выпускников , о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и количество выпускников, поступающих в высшие и средние учебные заведения.

Школа успешно прошла очередную аттестацию . За успехи в учебной и воспитательной работе награждена Почетной грамотой Управления образованием МО";Онежский муниципальный район"; . Ежегодно поощряются лучшие педагоги и учащиеся школы.

Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу основных проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:

• низкий качественный уровень образования (нет отличников в старших классах, подавляющее большинство учащихся имеют лишь удовлетворительные оценки по предметам)

• недостаточно высок уровень воспитанности учащихся ;

• низкий уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся, многие допускают возможность ситуационного проявления нравственности ,т.е. в одной ситуации поступают нравственно ,а в другой допускают возможность несоблюдения этических норм и правил;

• в последние годы снизилась активность старшеклассников в жизни школы и класса ";благодаря массовой компьютеризации"; и быстрому ";взрослению";;

• неразработанность технологии мониторинга изменений в развитии личности ребенка и формировании школьного и классных коллективов;

• недостаточный учет педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и внеклассной работы.

- отсутствие эффективной системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки устремлений учащихся к самоутверждению, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности;

Последнее особенно актуально для нашей школы, о чем свидетельствует социальная статистика:

Социальное положение родителей

Уровень образования родителей

Рабочие -73 чел ( 54%)

высшее -9%

Служащие – 25 (19%)

среднее специальное (профессиональное)- 44%

Безработные -37 (27%)

среднее – 68%

основное – 17%

Социальный статус семей

Полные семьи – 93 (69%)

Неполные - 42 (31%) , в них детей 78 ( один отец-1 , одна мать – 41)

Многодетные - 19(14%)

Семьи группы риска – 3 (11%)

Малообеспеченные – 24 (18%)

Семьи детей-инвалидов- 2 (1%)

Семьи ,где родители –инвалиды – 4 (2%)

Несмотря на трудный контингент родителей и части учащихся , в школе налажена система работы по профилактике правонарушений , отслеживаются дети , находящиеся в социально опасном (трудном) положении. Результаты этой работы видны по количеству школьников , состоящих на учете в КДН -2 человека , на внутришкольном учете – 3 .

3. Цели и задачи образовательного процесса школы.

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика посредством решения следующих задач:

-обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;

- гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней ;

- создать основу для адаптации учащихся в жизни общества , для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности;

- обеспечить социально- педагогические отношения ,сохраняющие физическое , психическое и социальное здоровье учащихся.

-эффективно содействовать актуализации , развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств , формированию его индивидуальности ,субъективности , способности к нравственной и творческой реализации своих способностей.

4. Содержание и организация образовательного процесса

4.1. Содержание и организация начального общего образования

4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Нравственный (ценностный) потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

4.1.2. Учебный план, (см. приложение №1)

Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

• гуманизации;

• непрерывности и поступательности;

• Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению их субъектности и индивидуальности, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

• история, чтение для формирования нравственного (ценностного) потенциала и для формирования коммуникативного потенциала;

• музыка, изобразительное искусство и полезный труд для формирования эстетического потенциала;

• физическая культура для формирования физического потенциала;

• все учебные предметы для формирования познавательного потенциала.

4.1.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе

В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ:

• традиционной программы для обучения учащихся 1-4-х классов;

В приложении к образовательной программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на первой ступени.

4.1.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы . Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

• формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

• овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества;

• развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы:

• приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

• методы диалога;

• приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

• игровые методы;

• рефлексивные приемы и методы;

• методы диагностики и самодиагностики.

При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и методики, как:

• педагогическая мастерская;

• методики продуктивного, кооперативного, проблемного обучения;

• технология развития критического мышления;

• методики развивающего обучения и др.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:

• урок-экскурсия;

• урок-путешествие;

• урок-зачет;

• урок-соревнование;

• урок взаимообучения;

• интегрированный урок;

• урок-аукцион;

• урок-игра.

4.1.5. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как-то:

технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;

формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;

ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (институт дежурных командиров, система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела).

В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает познавательная деятельность в рамках игры-путешествия «В мир народной культуры».

В таблице №1 представлены основные педагогические средства, используемые для развития потенциалов личности учащегося первой ступени школы.

Таблица №1

Основные потенциалы личности

Педагогические средства

Традиционные дела

Дополнительное образование

Нравственный потенциал

1.День знаний.

2.Праздник ";Посвящение в первоклассники";

3.День матери.

4.День Победы.

5.";Прощай, начальная школа!";

Познавательный потенциал

1.День знаний.

2.Предметные недели

3.Олимпиады.

Предметные кружки.

Коммуникативный потенциал

1.День именинника.

2.8 марта.

3.23 февраля.

4.Классные огоньки.

5.Походы.

Эстетический потенциал

1.Новогодние праздники.

2.Конкурсы.

Танцевальный кружок.

Гитара.

СОЛО-вейка

Глина и береста.

Физический потенциал

1.День здоровья.

2.День защиты детей.

ОФП

Сп. Игры.

4.2. Содержание и организация основного общего образования

4.2.1. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т. п.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

4.2.2. Учебный план, его инвариантная и вариативная части (см. приложение №1)

Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующий им набор учебных предметов.

В вариативную часть учебного плана включены факультативные и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей.

4.2.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся.

В приложении к образовательной программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на второй ступени.

4.2.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно ориентированного педагогического взаимодействия:

• приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);

• методы диалога и полилога;

• приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

• игровые методы;

• рефлексивные приемы и методы;

• методы диагностики и самодиагностики.

Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, дебаты образуют технологический компонент учебных занятий в 5-9-х классах.

Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:

• внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;

• коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях;

• создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.

4.2.5. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы. Для формирования желаемых интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств ребенка целесообразно использовать следующие педагогические средства (табл. №2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы I Общие положения

    Конкурс
    ... отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательныепрограммы I. Общиеположения 1. Настоящее положение определяет порядок проведения и критерии ...
  2. Образовательная программа начального общего образования содержание

    Основная образовательная программа
    ... ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции ...
  3. Образовательная программа основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья iv вида

    Основная образовательная программа
    ... и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, ... Возможные варианты выбора образовательныхпрограмм. Общеобразовательная программа основного общего образования коррекционно-развивающей ...
  4. Программа внеурочной деят i пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

    Программа
    ... на природу. 1.3.Общая характеристика Образовательнойпрограммы. Образовательнаяпрограмма предусматривает: –достижение планируемых результатов освоения Образовательнойпрограммы всеми обучающимися ...
  5. Положение о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших образовательные программы основного общего образования

    Документ
    ... ) аттестации обучающихся, освоивших образовательныепрограммы основного общего образования 1. Общиеположения 1. Настоящее Положение (далее - Положение) устанавливает формы, участников ...

Другие похожие документы..