Главная > Основная образовательная программа
Образовательная программа
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
";Кодинская средняя общеобразовательная школа ";
1.Общие положения.
МБОУ ";Кодинская средняя общеобразовательная школа "; построена в 1939 году(старый корпус) , пристройка сделана 1957 году (новый корпус), в 1985 году выполнена пристройка спортивного зала.
В школе имеется 13 учебных кабинетов , столовая, библиотека, компьютерный класс, музей, тренажерный зал и другие вспомогательные помещения. Школа имеет филиалы Кодинский детский сад , Мудьюжская основная общеобразовательная школа и Мудьюжский детский сад , расположенные в 25 км. в п. Мудьюга Онежского района.
Здание школы рассчитано на 400 ученических мест.
С 1996 года Кодинская средняя школа является единственным образовательным учреждением в поселке Кодино.
По состоянию на 1 января 2012 года в поселке Кодино проживает 1475 человек , в том числе детей дошкольного и школьного возраста -229 человек. Образовательно-воспитательной работой в школе и детском саду охвачено 186 человек , что составляет 81%.
Таким образом, школа является центром образовательной , воспитательной и культурной жизни, скрепляющим звеном социальной инфраструктуры поселка. В течение ряда лет Кодинская средняя школа успешно проходит государственную аттестацию и получает право на осуществление образовательной и воспитательной деятельности.
Символично уже то, что школа существует с первого дня образования поселка , она пережила и переживает сейчас те же трудности , что и поселок Кодино.
2. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения,
его основных достижениях и проблемах
МБОУ ";Кодинская средняя общеобразовательная школа"; является муниципальным учреждением п.Кодино, Онежского р-на, Архангельской области. Она располагается в центре поселка и размещается в типовом деревянном двухэтажном здании, построенном 1939 году.
В настоящее время в школе обучаются в 11 классах-комплектах 134 ученика, в том числе:
1-я ступень - 51 учащихся, которые обучаются в 4 классах;
2-я ступень - 67 учащихся, которые обучаются в 5 классах;
3-я ступень - 16 учащихся, которые обучаются в 2 классах.
Учебное заведение имеет односменный режим работы. Продолжительность урока-45 минут.
Для реализации предпрофильной подготовки учащиеся 9 класса работают по 6-дневной рабочей неделе.
В образовательном учреждении действует сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 7 объединениях занимаются 115 школьников. В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных недалеко от школы поселковых культурных учреждений: Клуб, библиотека.
Управление школой осуществляют:
Директор школы – Попова Елена Владимировна
Заместитель директора по УВР – Кебикова Юлия Алексеевна
Заместитель директора по ОТ- Распутина Наталья Владимировна
Заместитель директора по АХР – Сумина Галина Аркадьевна
Педагог-организатор – Бокина Светлана Анатольевна
В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов. Из 18 педагогов имеют высшее образование - 12, среднее специальное - 1 ; 3 педагога обучаются заочно в ВУЗ; 3 педагога награждены нагрудными значками «Отличник просвещения Российской Федерации»; 1 учитель имеет звание ";учитель-методист"; и 1 –";старший учитель";; 6 педагогическим работникам присвоена 1-я категория, 3 -2 кв.категория.
К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, все повышающийся уровень общеобразовательной подготовки выпускников , о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и количество выпускников, поступающих в высшие и средние учебные заведения.
Школа успешно прошла очередную аттестацию . За успехи в учебной и воспитательной работе награждена Почетной грамотой Управления образованием МО";Онежский муниципальный район"; . Ежегодно поощряются лучшие педагоги и учащиеся школы.
Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу основных проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:
• низкий качественный уровень образования (нет отличников в старших классах, подавляющее большинство учащихся имеют лишь удовлетворительные оценки по предметам)
• недостаточно высок уровень воспитанности учащихся ;
• низкий уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся, многие допускают возможность ситуационного проявления нравственности ,т.е. в одной ситуации поступают нравственно ,а в другой допускают возможность несоблюдения этических норм и правил;
• в последние годы снизилась активность старшеклассников в жизни школы и класса ";благодаря массовой компьютеризации"; и быстрому ";взрослению";;
• неразработанность технологии мониторинга изменений в развитии личности ребенка и формировании школьного и классных коллективов;
• недостаточный учет педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и внеклассной работы.
- отсутствие эффективной системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки устремлений учащихся к самоутверждению, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности;
Последнее особенно актуально для нашей школы, о чем свидетельствует социальная статистика:
Социальное положение родителей | Уровень образования родителей |
Рабочие -73 чел ( 54%) | высшее -9% |
Служащие – 25 (19%) | среднее специальное (профессиональное)- 44% |
Безработные -37 (27%) | среднее – 68% |
основное – 17% |
Социальный статус семей
Полные семьи – 93 (69%)
Неполные - 42 (31%) , в них детей 78 ( один отец-1 , одна мать – 41)
Многодетные - 19(14%)
Семьи группы риска – 3 (11%)
Малообеспеченные – 24 (18%)
Семьи детей-инвалидов- 2 (1%)
Семьи ,где родители –инвалиды – 4 (2%)
Несмотря на трудный контингент родителей и части учащихся , в школе налажена система работы по профилактике правонарушений , отслеживаются дети , находящиеся в социально опасном (трудном) положении. Результаты этой работы видны по количеству школьников , состоящих на учете в КДН -2 человека , на внутришкольном учете – 3 .
3. Цели и задачи образовательного процесса школы.
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика посредством решения следующих задач:
-обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;
- гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней ;
- создать основу для адаптации учащихся в жизни общества , для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности;
- обеспечить социально- педагогические отношения ,сохраняющие физическое , психическое и социальное здоровье учащихся.
-эффективно содействовать актуализации , развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств , формированию его индивидуальности ,субъективности , способности к нравственной и творческой реализации своих способностей.
4. Содержание и организация образовательного процесса
4.1. Содержание и организация начального общего образования
4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.
Нравственный (ценностный) потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».
Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал
Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
4.1.2. Учебный план, (см. приложение №1)
Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
• гуманизации;
• непрерывности и поступательности;
• Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению их субъектности и индивидуальности, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:
• история, чтение для формирования нравственного (ценностного) потенциала и для формирования коммуникативного потенциала;
• музыка, изобразительное искусство и полезный труд для формирования эстетического потенциала;
• физическая культура для формирования физического потенциала;
• все учебные предметы для формирования познавательного потенциала.
4.1.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ:
• традиционной программы для обучения учащихся 1-4-х классов;
В приложении к образовательной программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на первой ступени.
4.1.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы
Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы . Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
• формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;
• овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества;
• развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.
Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы:
• приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
• методы диалога;
• приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
• игровые методы;
• рефлексивные приемы и методы;
• методы диагностики и самодиагностики.
При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и методики, как:
• педагогическая мастерская;
• методики продуктивного, кооперативного, проблемного обучения;
• технология развития критического мышления;
• методики развивающего обучения и др.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:
• урок-экскурсия;
• урок-путешествие;
• урок-зачет;
• урок-соревнование;
• урок взаимообучения;
• интегрированный урок;
• урок-аукцион;
• урок-игра.
4.1.5. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как-то:
• технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;
• формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;
• ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (институт дежурных командиров, система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела).
В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает познавательная деятельность в рамках игры-путешествия «В мир народной культуры».
В таблице №1 представлены основные педагогические средства, используемые для развития потенциалов личности учащегося первой ступени школы.
Таблица №1
Основные потенциалы личности | Педагогические средства | |
Традиционные дела | Дополнительное образование | |
Нравственный потенциал | 1.День знаний. 2.Праздник ";Посвящение в первоклассники"; 3.День матери. 4.День Победы. 5.";Прощай, начальная школа!"; | |
Познавательный потенциал | 1.День знаний. 2.Предметные недели 3.Олимпиады. | Предметные кружки. |
Коммуникативный потенциал | 1.День именинника. 2.8 марта. 3.23 февраля. 4.Классные огоньки. 5.Походы. | |
Эстетический потенциал | 1.Новогодние праздники. 2.Конкурсы. | Танцевальный кружок. Гитара. СОЛО-вейка Глина и береста. |
Физический потенциал | 1.День здоровья. 2.День защиты детей. | ОФП Сп. Игры. |
4.2. Содержание и организация основного общего образования
4.2.1. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т. п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
4.2.2. Учебный план, его инвариантная и вариативная части (см. приложение №1)
Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующий им набор учебных предметов.
В вариативную часть учебного плана включены факультативные и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей.
4.2.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся.
В приложении к образовательной программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на второй ступени.
4.2.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы
Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно ориентированного педагогического взаимодействия:
• приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);
• методы диалога и полилога;
• приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;
• игровые методы;
• рефлексивные приемы и методы;
• методы диагностики и самодиагностики.
Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, дебаты образуют технологический компонент учебных занятий в 5-9-х классах.
Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.
На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:
• внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;
• коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях;
• создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.
4.2.5. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы. Для формирования желаемых интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств ребенка целесообразно использовать следующие педагогические средства (табл. №2).
Похожие документы:
Положение о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы I Общие положения
Конкурс... отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательныепрограммы I. Общиеположения 1. Настоящее положение определяет порядок проведения и критерии ...Образовательная программа начального общего образования содержание
Основная образовательная программа... ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции ...Образовательная программа основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья iv вида
Основная образовательная программа... и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, ... Возможные варианты выбора образовательныхпрограмм. Общеобразовательная программа основного общего образования коррекционно-развивающей ...Программа внеурочной деят i пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Программа... на природу. 1.3.Общая характеристика Образовательнойпрограммы. Образовательнаяпрограмма предусматривает: –достижение планируемых результатов освоения Образовательнойпрограммы всеми обучающимися ...Положение о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся освоивших образовательные программы основного общего образования
Документ... ) аттестации обучающихся, освоивших образовательныепрограммы основного общего образования 1. Общиеположения 1. Настоящее Положение (далее - Положение) устанавливает формы, участников ...