Главная > Документ


Применение интерактивных технологий обучения позволяет формировать и закреплять навыки полученных знаний, способность ориентироваться в информационных полях, достижения консенсуса, ориентироваться в мультидисциплинарных ситуациях.

Переход от эпизодического повышения квалификации врача (1 раз в 5 лет) к непрерывному постдипломному образованию с накопительной системой предъявляет требования к индивидуальной мотивации совершенствования профессионального квалификационного уровня врача, способности самооценки, самоанализа, самосознания. Самообучение - самый эффективный подход в непрерывном медицинском образовании. Врач самостоятельно определяет пробелы и потребности. Сегодня освоение большинства навыков и умений, особенно сопряженных с высоким риском осложнений при их проведении, возможно лишь в теоретическом формате. При этом каждый врач обязан достаточно уверенно осуществлять ряд технических приемов, направленных, прежде всего на спасение жизни.

Выход из этой парадоксальной ситуации был найден в учебно-клиническом центре ЮКГФА, где совершенствование обучающих технологий акцентируется на широком внедрении роботов-симуляторов. Современное симуляционное обучение построено на принципах «обучаюсь выполняя». Только многократное повторение различных клинических ситуаций и анализ действия в них ведет к формированию клинического опыта, приобретенного в искусственно созданной, симуляционной среде. Кафедрами созданы модульные программы и проводятся краткосрочные курсы обучения врачей различных специальностей с интеграцией теоретического обучения и клинической практики. Модульные программы охватывают различные разделы кардиологии, реанимации: «Диагностика приобретенных пороков сердца», «Жизнеугрожающие нарушения ритма. Диагностика. Неотложная помощь», «ОКС. Осложнения. Диагностика. Неотложная помощь», «Остановка кровообращения. Сердечно-легочная реанимация» и др. На сегодняшний день прошли обучение 42 врача терапевтического и 32 хирургического профиля областной клинической больницы, а также врачи из районов и областного диагностического центра.

Получены положительные отзывы от практических врачей и руководителей медицинских организаций.

Использование современной симуляционной технологии с компьютерным управлением дает уникальную возможность преподавателю загружать необходимый по тематике клинический сценарий, полный набор которых встретить в клинике невозможно, и четко пошагово отработать практические навыки по диагностике и оказанию неотложной помощи.

Таким образом, становление системы непрерывного образования врачей в современных условиях должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, позволяющих достичь высокого уровня их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Романцов М.Г. Коммуникативная креативность и педагогический процесс. - М., 2005.

2. Лавров О.В., Шешунов И.В., Еликова Е.П., Цапок П.И. Психолого –педагогическая основа подготовки современного врача// Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 4 – С. 28-29

3. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ АГИУВ

Петрова Н.П., Доскожаева С.Т.

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК, г. Алматы

Кафедра инфекционных болезней, основанная в январе 1964 года, является одной из ведущих кафедр высшей школы Республики Казахстан. За прошедшие годы сотрудниками кафедры внесен большой вклад в развитие инфектологии, в выполнение ответственной государственной задачи – подготовки кадров для охраны здоровья населения, реализации научных программ с учетом интересов страны и приоритетов науки. Следует признать, что в настоящее время для Казахстана актуальна проблема ВИЧ-инфекции. В нашей стране, также как и в других странах Восточной Европы и Центральной Азии продолжается распространение эпидемии этого заболевания. Занятия по проблеме ВИЧ-инфекции проводятся на кафедре уже 30 лет, с 1982 года, вначале только для врачей-инфекционистов и терапевтов поликлиник. Затем к ним присоединились короткие лекции для слушателей всех циклов усовершенствования и переподготовки. Преподаватели кафедры владеют методами интерактивного обучения, прошли всестороннее образование по проблеме ВИЧ-инфекции и являются признанными в стране и регионе Центральной Азии специалистами, сотрудничающими с многочисленными международными организациями. В учебных планах всех циклов, включая циклы переподготовки и обучение в резидентуре по специальности «Инфекционные болезни», предусмотрены часы обучения по проблеме ВИЧ-инфекции, в том числе по проведению антиретровирусной терапии пациентам с ВИЧ-инфекцией. Преподавателями кафедры впервые в Казахстане разработаны Стандарты дополнительного медицинского образования «ВИЧ-инфекция и ВИЧ-ассоциированные заболевания», «Вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция», «Проблема ВИЧ-инфекции в клинической практике» и «Практический курс по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребёнку», утверждённые Министерством здравоохранения и отражающие современные подходы к оказанию медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ (ЛЖВ). С 2011 года расширен контингент слушателей. Помимо целенаправленного обучения врачей-инфекционистов и врачей Центров по профилактике и борьбе со СПИД, мы проводим обучение слушателей всех циклов переподготовки врачей в институте. За текущий период современные базовые сведения по ВИЧ-инфекции уже получили более 700 врачей всех специальностей. Одновременно с этим проводятся специализированные циклы переподготовки «Медицинские аспекты консультирования до и после тестирования на ВИЧ» - 54/1 часа/неделя, «Психосоциальное консультирование до и после тестирования на ВИЧ» - 54/1 часа/неделя, «Профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери ребёнку» - 54/1 часа/неделя и «ВИЧ-инфекция» - 54/1 часа/неделя. На этих циклах обучаются не только врачи всех специальностей, но и профессорско-преподавательский состав учебных учреждений системы до- и последипломного образования. На занятиях мы помогаем врачам приобрести практические навыки по оказанию помощи ЛЖВ. Широко используются такие интерактивные методы обучения как обсуждение в группе, дискуссии, ролевые игры. Большое значение уделяется самостоятельной работе слушателей с литературой по ВИЧ-инфекции, имеются электронные варианты основных печатных источников. Все лекции иллюстрированы слайдами. В своей работе мы применяет материалы учебных курсов Регионального учебно-информационного центра по проблемам помощи и лечения при ВИЧ/СПИДе в Евразии (РУИЦ) и Балтийского медицинского образовательного центра с адаптацией к местным условиям.

ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПАТОЛОГОАНАТОМОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А.А. Молчанова, В.Б. Гринберг

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК, г. Алматы

Казахстан был интегрирован в Болонский процесс с 11 марта 2010 года, что вызвало необходимость реформирования образовательных программ, в том числе последипломного образования врачей. Преподаватели курса патологической анатомии и судебной медицины Алматинского государственного института усовершенствования врачей ежегодно проводят 5-7 циклов повышения квалификации и 1-2 цикла переподготовки по специальности «патологическая анатомия». С текущего учебного года институт перешел на модульный принцип построения учебных рабочих программ повышения квалификации, что усиливает гибкость системы непрерывного последипломного образования, более конкретно ориентирует ее на индивидуальные потребности обучающихся и производственные запросы. Если заинтересованность к обучению патологоанатомов со стажем ясна и даже предсказуема, то подготовить за 4 месяца специалиста, осуществляющего контроль за качеством лечебно-диагностической работы в современном лечебном учреждении, проблематично. Мы используем опыт учебно-методической работы в преподавании патологической анатомии, накопленный предшественниками почти за 50 лет, подняв его на новый уровень с использованием современных образовательных технологий.

Схема практикуемого обучения не отходит от традиционной. Аудиторное время складывается из лекционных, практических и семинарских занятий. Согласно существующих методических указаний лекционные часы не превышают 10%, что расширяет время работы самого слушателя. Чтобы сокращение времени лекции не влияло на качество изложения материала, выступление лектора сопровождается мультимедийной презентацией, в которой приведены схемы, облегчающие запоминание, микрофотографии и классификации, документальные микрофильмы и др.

На семинарских занятиях устанавливается уровень подготовки слушателя и усвоение им материала. Поскольку треть объема учебной программы отводится на самостоятельную работу слушателя, несомненно, возрастает роль качественного контроля знаний, от которого зависит мотивация и интерес к предмету и профессии. Учитывая продолжительность цикла переподготовки, вполне можно ввести кредитно-модульную систему ЕСТS для оценки всех видов работ с обязательным контролем знаний на каждом занятии. Аудиторная работа состоит из письменного, устного опроса, тестирования, описания макро- и микропрепаратов, докладов или презентаций по темам, конференций, сообщений о проведенных аутопсиях с приближением ролевых ситуаций к заседанию КИЛИ и др.

Для преподавания раздела «Общая патология» нами был введен письменный экспресс-опрос, который включает 5 вопросов по ключевым моментам темы. Ответы на вопросы имеют однозначный характер и состоят от 1-2 до 4-6 слов (или цифр) и одной схемы (строение клетки, гранулемы и др.). Таким образом, уровень подготовки слушателя по определенной теме можно реально выявить за 7-10 минут.

В то же время, письменный вид контроля не заменяет устное опрашивание слушателей. В процессе «выращивания» врача-патологоанатома нами уделяется внимание формированию навыков, способности четко формулировать и лаконично высказывать свою мысль, что совершенно необходимо не только для контакта с коллегами, руководством, больными, но и чуткой беседы с родственниками умерших в самую тяжелую для них минуту.

На практических занятиях нами уделяется большое внимание наглядности обучения. Практически по всем темам, рекомендованным стандартом обучения, у нас имеются наглядные пособия. К ним относится музей макропрепаратов, основанный буквально с момента организации кафедры. Мы бережно храним ценные музейные экспонаты и регулярно вносим пополнение за счет новых препаратов. На сегодняшний день в музее собрано более 400 макропрепаратов. Слушатели не только изучают внешний вид макропрепарата, но и учатся на них описывать патологический процесс.

Важным разделом работы является изучение слушателями тематических музейных микропрепаратов с их описанием по определенному алгоритму. Учебные микропрепараты иллюстрируют типовые проявления наиболее важных и значимых патологических процессов и нозологий, причем нередко на разных стадиях их развития – от начальных до тяжелых осложненных. Кроме того, в музее имеются гистологические препараты заболеваний, редко встречающиеся в практике, с атипичным проявлением клиники, иллюстрируют явления патоморфоза под влиянием лечения, а также ряд специальных методов окрашивания. Учебный микроскопический фонд нашего курса располагает около 3000 видов микропрепаратов, общим количеством около 30000 штук. Работа с микропрепаратами проводится под руководством преподавателя, который совместно просматривает препараты, контролирует полноту описания, акцентирует внимание на деталях.

Большое значение в оптимизации подготовки будущего специалиста уделяется проведению слушателями аутопсий. Согласно принятому стандарту обучения этот процесс отнесен к самостоятельной работе слушателя, что считаем совершенно недопустимым. Только проведение «самостоятельного» исследования трупа под контролем преподавателя в присутствии слушателей всей группы, написание протокола, вырезка материала для проводки, описание гистологических препаратов, составление патологоанатомического диагноза с учетом требований МКБ-10, патологоанатомического эпикриза с объяснением танатогенеза, подготовка случая к разбору в группе в виде ролевой игры с выделением «лечащего врача», «патологоанатома», «рецензента», для чего изготавливают мультимедийную презентацию и реферат по основной изучаемой патологии, с последующим разбором случая с коллегами и защитой своих позиций – полностью имитируют повседневную работу патологоанатома с выступлением его на КИЛИ. В конце игрового занятия оценку происходящему дает не столько преподаватель, сколько коллектив единомышленников, отмечая сильные и слабые стороны докладчика, владение материалом, основательность его доказательной базы, полноту описания препаратов, знание тематической литературы, корректность поведения по отношению к «лечащему врачу» и «рецензенту».

Одной из оценок итогового контроля служит тестирование. Мы против подмены традиционного педагогического контроля тотальным тестовым контролем. Базовое тестирование для слушателей цикла «переподготовка» вообще бессмысленно, поскольку они приходят со стажем работы в несколько месяцев и, естественно, базовые знания по нашей специальности близки к нулевым, а познания за 1-3 курсы обучения в институте (нормальная и патологическая анатомия, гистология, нормальная и патологическая физиология) благополучно забыты. Для итогового тестирования недостаточно одних лишь текстовых вопросов, связанных с теорией и ситуационных задач, не позволяющих реально оценить понимание патологических процессов и способность к аналитическому мышлению. Для этого около года назад в качестве эксперимента при переработке в очередной раз тестовых заданий мы наряду с ситуационными задачами включили вместо текстового вопроса микрофотографии препаратов патологических процессов, изучение которых проходило в период переподготовки. Несмотря на «эффект неожиданности» при хорошей теоретической и практической подготовке, предложенное нами нововведение особых затруднений не вызвало.

Таким образом, курс патологической анатомии и судебной медицины проводит занятия на высоком методическом уровне с использованием современных образовательных технологий. Все доступные средства обучения слушатель имеет возможность использовать в ходе самостоятельной работы, при подготовке к занятиям и экзамену. Богатая подборка литературы по патоморфологии в библиотеке института помогает осваивать материал приезжим слушателям. Преподавательский состав способен обеспечить индивидуальный подход к обучающимся и помочь им максимально реализовать свои возможности.

Считаем, что самостоятельное проведение аутопсий слушателями без контроля преподавателя недопустимым, как и простое присутствие слушателя при их проведении преподавателем. Внедрение оценки работы слушателей цикла «переподготовка» различными видами опроса поможет выявить «белые пятна» преподавания и в целом повысит объективность результатов. Для патологоанатомов до 50% текстовых вопросов в тестах следует заменить микрофотографиями патологических процессов и специальных окрасок. Тестовый контроль и письменный вид контроля не может заменить устное опрашивание слушателей. Способность четко формулировать и лаконично высказывать свое заключение в беседе с больными, родственниками, коллегами необходима патоморфологу для успешной работы и успешно вырабатывается при проведении обучающих ролевых игр.

РЕШЕННЫЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ЗАДАЧИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

М.А.Баймуратова

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, г. Алматы

За полтора века своей истории лабораторная профессия постоянно находилась в процессе развития своих аналитических возможностей на основе восприятия все новых открытий и изобретений в области биологии, химии, физики, а также их прикладных медико-биологических дисциплин- биохимии, цитологии, микробиологии, иммунологии, молекулярной биологии и др. [1].На сегодняшний день весьма актуальной проблемой для суверенной Республики Казахстан является изучение эффективности внедрения системы дополнительного высшего профессионального образования, поскольку своевременно выявленные недостатки и преимущества сегодняшних реалий на этапе непрерывного преемственного обучения специалистов лабораторной службы способны систематизировать и стабилизировать учебный процесс. Полноценный успех достичь в вопросе формирования у практического врача комплексного, творческого мышления, и наконец, целостного восприятия профессии представляется возможным лишь на основе наличия прочной теоретической базы и практических знаний и умений в выбранной медицинской специальности-бактериологии. Свою жизнеспособность доказала новая форма взаимодействия с клиническими отделениями – проведение диагностических советов. Это значительно уменьшило число необоснованных назначений, дублирование, способствовало выявлению дефектов диагностики на каждом этапе оказания медицинской помощи [2,3]. В работах зарубежных исследователей (2001) подчеркивается перспективность прикладных возможностей лабораторной диагностики. Основными бизнес-организационными изменениями за последние 5-10 лет являются: глобализация, реструктуризация, интеграция, информационная технология, е-бизнес и др. Современная связь характеризуется: факсом, электронной почтой, мобильными телефонами, Интернетом и др [4].

Введенные (2005) на территории республики Казахстан единые требования к уровню профессиональных знаний врачей в организациях медицинского образования и науки [5], позволили нам стандартизировать и обобщить классические сведения в дисциплинах: микробиология, эпидемиология, клинике эпидемических заболеваний и основах гигиены окружающей среды. Между тем, в действующем Государственном стандарте дополнительного образования по специальности «Гигиена и эпидемиологи», утвержденного приказом и.о. Министра здравоохранения РК №778 от 26.11.09г., разработчиками упущена микробиология - интегральная дисциплина, объединяющая ряд самостоятельных предметов, тесно связанных между собой бактериологию, вирусологию, микологию, иммунологию, протозоологию, изучение которых крайне целесообразно планировать и проводить комплексно (в едином алгоритме). Соответственно в результате велика вероятность нарушения формирования у практического врача (эпидемиолога, санитарного врача) комплексности подхода при оценке санитарно-микробиологических исследований объектов окружающей среды, заведомо созданы условия для нежелательных пробелов и гармоничного восприятия профессии. Стандартизации диагностических и профилактических подходов, способствует эффективности проведения эпидемиологического анализа и организации профилактических мероприятий в инфекционном очаге, оптимизацию гигиенической диагностики, следовательно, т. е. способствует грамотному решению производственных задач по результатам микробиологического исследования объектов окружающей среды. Очевидным является и то, что повышение квалификации специалистов медико-профилактической службы, складывается из необходимости постоянного, равноправного контакта специалистов трех профилей профессий (микробиолога, гигиениста/санитарного врача, эпидемиолога) при осуществлении санитарно-гигиенической диагностики и оценки эпид. благополучия объектов окружающей среды. В 2009.09.01 был утвержден и введен в действие Приказом Министра здравоохранения РК от 29 июля 2009г. № 387 Государственный общеобязательный стандарт образования РК, Послевузовского образования магистратуры по специальности 6М 110500- «Медико-профилактическое дело». В образовательных программах магистратуры по специальности 6М110500 – «Медико-профилактическое дело» по профильному направлению полностью отсутствует дисциплина микробиология и бактериология. Эта специальность не упоминается ни как самостоятельный раздел, ни как подраздел, более того, в этом стандарте не упоминаются микробиологические и бактериологические методы исследования, которые носят прикладной характер и являются одними из вспомогательных звеньев в алгоритмах диагностики целого ряда заболеваний. Вероятно, незаслуженно забытая специальность микробиология может претендовать, чтобы ее отнесли к базовым дисциплинам (БД), профильным дисциплинам (ПД) стандартов многих узких специальностей, ведь микробиологические методы могут успешно использоваться в научно-исследовательских работах магистрантов (НИРМ). Думается, что план подготовки многих магистранских работ, безусловно, предполагает наличие междисциплинарной интеграции, реализация которой возможна при знании теоретических основ и практических возможностей нашей дисциплины. Основная цель клинико-микробиологических исследований - это повышение этиологической диагностики и этиотропного лечения инфекционных и неэпидемических заболеваний. Надо сказать, решается эта задача в нашей стране с положительной динамикой. Доступность микробиологической качественной и количественной оценки биологических материалов позволяют с той или иной степенью точности характеризовать состояние органов и физиологических систем организма человека и, следовательно, представляют определенный клинический интерес. На сегодняшний день, многим медицинским организациям, в числе которых врачебные амбулатории, участковые больницы, небольшие поликлиники, центральные районные больницы, приходится обходиться без лабораторного (бактериологического) подразделения, которое отвечало бы повседневным потребностям клинической диагностики, с учетом профиля наиболее часто курируемых видов патологии. Складывается ситуация, при которой современный диапазон прикладных возможностей микробиологических исследований, который широко должен использоваться врачами многих узких специальностей, в действительности, вынужден ограничивать свои диагностические решения без лабораторного подтверждения. В этой связи обеспечение практического здравоохранения квалифицированными лабораторными специалистами – это задача, которую успешно решает непрерывное медицинское образование (НМР).

В последнее время поиски новых подходов к обучению НПР ограничивались изменениями содержания, формы и методов, которые, хотя и приближают, но не обеспечивают достижения поставленных перед образованием задач. В этой связи одной из основных целей инновационного образования является обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития врача, а самое главное максимальное междисциплинарное интегрирование. Современный уровень мировой науки и резко возросший объем знаний требуют создания у слушателей целостной системы углубленного усвоения знаний. Однако, далеко не всегда способны представить себе различные процессы, происходящие в живом организме, не видя их, а процессы на молекулярном и субклеточном уровне порой невозможно проиллюстрировать традиционными способами [6]. Целью работы профессорско-преподавательского состава (ППС) курса микробиологии и бактериологии является наряду с усовершенствованием учебного процесса, поиск путей совершенствования лабораторной практики с учетом интересов клиники. Опыт показывает, что стабильность и успешность проведения циклов повышения квалификации и переподготовки зависит от наличия и полноценного использования высоко квалифицированного ППС, который наряду с научным потенциалом и ученой степенью должен иметь опыт работы в практическом здравоохранении. Длякомпетентного решения производственных задач и проблем, возникающих на практике, к сожалению не всегда достаточно теоретических знаний, т.к. дискуссия с обучаемым, в таком случае будет основана лишь на домыслах и предположениях. Многолетний анализ работы нашего курса (кафедры) по организации и проведению плановых и внеплановых хозрасчётных циклов показал, что несмотря на востребованность проводимых циклов (ПП, ПК) все же имеет место быть стабильная тенденция в сторону уменьшения штатных единиц ППС (менее 2,0 штатных единиц), плюс 2 преподавателя, которые являясь практическими врачами лабораторных баз (г.Алматы), привлекаются нами к учебному процессу лишь эпизодически и то, на хоз. расчетной основе. Безусловно, что наличие сплоченного коллектива на курсе/кафедре способно обеспечить динамичное развитие творческого подхода ППС в своей ежедневной работе. Объем и степень информативности материала, используемого на лекционных, семинарских и практических занятиях кафедры определяет уровень преподавания и привлекательность проводимого цикла. Не секрет, что огромным подспорьем для освещения любой темы специальности-микробиология может явиться «собственный», т.е. кафедральный музей живых бактериальных культур, наличие которых обеспечивает не только детализацию при изучении биологических свойств микроорганизмов, повышая познавательную активность при освоении различных методик, но и создает условия для возникновения коллегиальных дискуссий. Расположение кафедры на клинической лабораторной базе для проведения и практических занятий, и семинарских занятий –это идеальный вариант, ведь такое расположение позволило бы ликвидировать существующую проблему овладения мануальными навыками практических врачей в освоении прикладной специальности. В настоящее время, стать профессионально грамотным врачом бактериологом - это значит уметь объективно применять знания и умения в ежедневной производственной деятельности. Выдача клинико-микробиологического «диагноза» с акцентами в заключении позволит укрепить взаимосвязь между лабораторной службой и клиникой.

Литература:

1.Меньшиков В.В. Лабораторная профессия в современных условиях.- Клин. лаб. диагностика .- 2007.- № 4.- С.43

2. Россия, Главного управления Здравоохранением Администрации Самарской обл. Лабораторная служба Самарского региона в условиях обязательного медицинского страхования: Докл. национальных днях лабораторной медицины России – 2000 JI (6) Конгресс специалистов клинической лабораторной диагностики России, Москва, 2-6 окт., 2000/ Павлов В.В., Краснова Н.Н., Скуратова Н.М., Водопьянова Н.В.// Клин. лаб. Диагност.-2000, №9.- С.34-35;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Здоровье для всех – потребность в медицинских информационно-коммуникационных системах

    Документ
    ... 36-43 Задачи по достижению здоровьядлявсех. Европейская политика здравоохранения. Пересмотренное ... профилактики, диагностики, качественного лечения, реабилитации после заболеваний и травм, здорового образа жизни и, главное, содержательно здоровой ...
  2. Высшее образование в і дсканував mag n@t физическая реабилитация

    Список учебников
    ... длялечения, реабилитации и профилакти­ки различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации ... особенно в группах «Здоровье» и для занятий с лицами пожилого ... уп­ражнения длявсех мышечных групп. Для ...
  3. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  4. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  5. Общественного здоровья и здравоохранения» к м н к м н сабанчиева здоровье

    Методические рекомендации
    ... населения доступными службами профилактики, лечения и ухода -: пропаганда и поддержка благоприятных дляздоровья форм поведения ... в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии -: во всех случаях санаторного лечения листок нетрудоспособности ...

Другие похожие документы..