Главная > Документ


Таблица 2. Динамика прохождения повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим медицинским образованием в 2010 и 2011 годах

Годы

Врачи

Фармацевты

Всего

Из них

Всего

Из них

Бюджет «014»

МБ*

Х/Р**

Бюджет «014»

Х/Р

2010 г.

647

120

3

524

72

11

63

2011 г.

1503

607

126

770

313

16

297

Примечание: * - местный бюджет; ** - хозрасчет

Таблица 3. Динамика прохождения повышения квалификации и переподготовки специалистов со средним медицинским образованием в 2010 и 2011 годах

Годы

Со средним медицинским образованием

Со средним фармацевты образованием

Всего

Из них

Всего

Из них

Бюджет «014»

Местный бюджет

Х/Р

Бюджет «014»

Х/Р

2010 г.

512

496

---

16

43

---

43

2011 г.

2268

2079

---

189

145

---

145

Особого внимания заслуживают организованные руководством академии в 2010 и 2011 годы (по 2 раза в год) мастер-классы по темам: «Актуальные проблемы кардиохирургии, в том числе детского возраста» и «Врожденные пороки сердца» с приглашением зарубежных специалистов. Мастер-класс проводили специалисты из Польшы: детский кардиохирург, 2 детских анестезиолога-реаниматолога, кардиолог-неонатолог, педиатр, детский перфузиолог, реанимационная медицинская сестра из Центра детской кардиохирургии города Катовице, детский кардиохирург Краковской клиники детской кардиохирургии. На проведенных мастер-классах были обучены врачи-хирурги не только из Южного региона, но также врачи из Алматы и Павлодара.

В заключение следует отметить, что в свете современных требований системы здравоохранения страны очень большое внимание уделяется области практической подготовки врача, то есть невозможно только теорией, лекциями и только мастер-классами повышать свои знания, но есть и другие формы обучения, например, симуляционные технологии. Муляжи и современные тренажеры позволяют не только овладеть необходимыми практическими навыками, но и усовершенствовать их. Сегодня современное оборудование учебно-клинического симуляционного центра (УКСЦ) академии используется как система обучения, но в будущем наш УКСЦ может быть применен для оценки знаний и профессиональных практических и клинических навыков медицинских работников высшего и среднего звена.

В настоящее время ФУВиФ академии продолжает работу по НПР медицинских кадров Южного региона на тематических циклах усовершенствования и переподготовки по утвержденным календарно-тематическим планам.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ

С.А.Калкабаева

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г.Шымкент

В последние годы приняты определенные меры по модернизации последипломного медицинского образования. Реформирование его структуры направлено на соответствие подготовки медицинских специалистов европейским принципам системы образования. Задачей службы скорой и неотложной медицинской помощи является постоянная готовность выполнять обязанности врача при любых неотложных ситуациях вне больницы. Готовность означает наличие подготовленного персонала и наличие необходимого оборудования [1]. С целью обучения слушателей для эффективного реагирования на различные неотложные ситуации было разработано в соответствии требованиям типовой программы дисциплин инновационное учебное пособие по скорой и неотложной медицинской помощи. В пособии цели разделены на три категории: познавательные, психо-эмоциональные и психомоторные. Познавательные цели охватывают знание, понимание и применение учебного материала. Психо-эмоциональные цели относятся к чувствам и эмоциональной насыщенности материала. Психомоторные цели включают в себя физическое выполнение навыков. Имеющиеся по тематике скорой и неотложной медицинской помощи высококачественные видеоматериалы является неотъемлемой частью данной программы. Преподаватель цикла должен заблаговременно убедиться в том, что в наличии имеются все необходимые для проведения занятия виды аудио - и видеооборудования. По возможности преподаватель должен обеспечить для слушателей видео-библиотеку. Подача материала должен быть в следующих направлениях: повествование (что), это когнитивный план занятия, та информация, которую подает преподаватель путем использования интерактивных методов, в том числе, лекций, семинаров, использования аудио- и видеоматериалов. Преподаватель может применять демонстрационный показ как способ обучения и должен досконально знать содержание каждого занятия. План занятия должен быть динамичным документом, содержащим основные моменты, которые помогают подавать материал надлежащим образом. Планы занятий должны базироваться на кафедральных практических наработках, государственных стандартах и научных данных, утвержденных заведующим кафедрой. По процедуре (как), это та часть программы, которая касается навыков. Слушатели должны показать владение всеми навыками, указанными по каждому разделу. Если повествовательная (что) часть подана в виде лекции, то прежде, чем спрашивать со слушателя владение навыками, преподаватель должен провести демонстрационный показ. Если преподаватель демонстрирует часть повествовательного компонента, слушатели могут приступать к выработке навыков на практической части занятия. Для проведения этой части занятия необходим один преподаватель на каждые шесть слушателя. Преподаватели должны поощрять слушателей за успехи. Тем слушателям, которым сложно отработать какой-либо навык или навыки, требуются коррективные меры. Хорошо известно, что за демонстрационным показом должна следовать практическая часть, в ходе которой навык должен быть отработан до автоматизма. Если сразу же после демонстрационного показа следует хорошо организованная практическая часть под руководством преподавателя, то это способствует оттачиванию мастерства и успешному применению навыков на практике. По контексту (когда, где и почему), данный раздел предназначен помочь слушателям понять суть применения их знаний и навыков в качестве людей, оказывающих первую неотложную медицинскую помощь. Этот раздел соотносится с мотивационной формулировкой и объясняет почему, где и когда человеку, оказывающий первую неотложную медицинскую помощь понадобится применить свои знания или навыки [2]. Крайне важно, чтобы преподаватель знал назначение данного раздела и мог объяснить это слушателям.

Слушатели обучаются с помощью различных методов. Существует три стиля аудио- визуальное и кинестетическое обучение. Этот раздел отвечает за то, чтобы данная учебная программа была подана так, чтобы удовлетворить потребности слушателей во всех трех стилях обучения. Эти три метода не должны быть оторваны от тематического плана занятия, аиспользоваться как приложение к нему. Преподаватели могут по собственному желанию включать в занятие дополнительную информацию, исходя из собственного опыта.

Аудирование (прослушивание), данный вид работы дает возможность преподавателю подавать материал устно. Наилучший эффект от применения данного вида работы будет наблюдаться у тех слушателей, которые лучше всего воспринимают информацию на слух. Визуальное восприятие (просмотр), данный вид работы дает возможность преподавателю подавать материал визуально. Наилучший эффект от применения данного вида работы будет наблюдаться у слушателей, которые лучше всего воспринимают информацию визуально. Кинестетическое восприятие (выполнение), данный вид работы дает возможность преподавателю обучать слушателей путем практической отработки ими определенного навыка. Наилучший эффект от применения данного вида работы будет наблюдаться у тех слушателей, которые лучше всего обучаются с помощью такого метода.

Один из эффективных методов обучения – это обыгрывания в ходе занятия ситуаций оказания помощи пациентам. Этот метод заключается в том, чтобы сымитировать вызов к больному, чтобы дать слушателям возможность отреагировать на него и применить оборудование, оценить ситуацию на месте происшествия, оценить состояние пациента. Остановить процессы, угрожающие его жизни, провести необходимое лечение и обозначить дальнейшую тактику ведения больного. Такие обыгрывания дают возможность слушателям продемонстрировать воплощение познавательных, психо-эмоциональных и психомоторных задач курса обучения в реальные жизненные ситуации в ходе работы командой скорой медицинской помощи. Такой вид работы соединяет в себе всё вместе - умение слушать, видеть и делать, а кроме того, показывает важность работы в коллективе и обладания качествами лидера. Философия обучения слушателей заключается в том, что лица, обучающиеся по данной программе, считаются взрослыми. Взрослые сами несут ответственность за свою учебу. Одной из задач данной редакции учебного пособия является изменить методы обучения, применяемые преподавателями. Данная учебная программа была создана и разработана так, чтобы сократить время на семинарские занятия и больший упор сделать на практикумы. При этом слушатели и преподаватели активно участвуют в процессе обучения. Для выдачи допуска к экзамену необходим опыт клинической работы и работы в реальных условиях.

Таким образом, представлены профессиональный опыт преподавателей кафедры скорой и неотложной медицинской помощи, которые сделали шаг к изменению своей методики преподавания. Необходимо шире внедрять новые модели медицинского образования, в частности, инновационно-образовательные методы обучения, что улучшит уровень подготовки слушателей, повысит их оперативность при эффективном реагировании на различные неотложные ситуации и будет гарантом здоровья населения.

Литература

1. Калкабаева С.А.Новые технологии профессиональной подготовки курсантов по скорой и неотложной медицинской помощи. Вестник КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, Алматы, 2008. с.127-131.

2. Калкабаева С.А.Проблемы применение инновационных методов обучения. «Наука и образование». Шымкент, 2009. с.152-154.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

М.Ш. Латыева, С.М Саркулова, Л.Ц. Миронова, Р.А. Сметова, А.К. Жиен.

Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия, г. Шымкент

В последние годы, в Казахстане, как и во всем мире, сформировалась потребность в непрерывном профессиональном развитии врача. Основной целью непрерывного профессионального развития является сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков. Сегодня появилась потребность не просто в новых, постоянно обновляемых знаниях, а и в новых технологиях приобретения знаний [1].

Реформа медицинского образования в РК нацеливает на подготовку специалиста с высокой профессиональной компетенцией, обеспечивающего должное качество медицинской помощи.

Для внедрения в образовательный процесс в интернатуре новейших инновационных методов был изучен опыт применения инфокоммуникационных технологий в ряде стран. Новые инновационные технологии используются в нашем ВУЗе как в учебном процессе, так и для контроля уровня теоретических знаний и практических навыков. В программу обучения в интернатуре по специальности «Терапия» на кафедре были введены мультимедийные интерактивные лекции с обратной связью, проблемно-ориентированные факультативные лекции по редко встречающимся заболеваниям и осложнениям. Материалы лекции свободно доступны интернам во вне учебное время и могут быть использованы для дистанционной формы обучения. Наряду с этим на кафедре внедрены другие инновационные методы обучения как: круглые столы, деловые игры, конференции, презентации, взаимный аудит и др., с полным самостоятельным участием интернов. На кафедре разработаны различные виды проведения деловых игр: в форме клинико-патологоанатомических конференций, сюжетно-ролевая игра и «консилиум». Особое внимание в образовательном процессе интернов уделяется внимание самоподготовке, самореализации каждого интерна – важного аспекта в становлении личности врача. Практически на каждом занятии интерны имеют возможность видеть «тематических» больных, присутствовать при специальных методах обследования и лечения и получить исчерпывающие комментарии. Кроме того, интерны видят своего наставника не только в роли преподавателя, но и в роли практикующего врача, а это существенно повышает его авторитет в студенческой среде.

Самообучение - самый эффективный подход в медицинском образовании. Его основным элементом становится инициатива обучающегося. Посещение конференций, виртуальные и реальные консультации преподавателей по неясным вопросам являются неотъемлемой частью системы самообразования [2].

Одним из инновационных подходов, используемых на кафедре и направленных на повышение качества организации подготовки интерна, относится создание ими портфолио - блока документов, отражающих основные результаты обучения и заверенное преподавателем. Оно включает записи слушателей о клинических случаях в практике, об освоенных клинических и деловых навыках, числе их повторений, о посещении дополнительных образовательных мероприятий различного уровня (семинаров, конференций, школ и др.). Для отработки практических навыков интернов используется Учебный центр по совершенствованию практических навыков. Целевое предназначение - это обеспечение безопасной, надежной образовательной среды для обучения клиническим навыкам, приобретение знаний и навыков по разработке, выбору и использованию симуляций в учебной программе, предоставление обучающимся возможности развития, поддержания, улучшения и формирования клинической компетентности. Организация и внедрение интегрированного обучения и преподавания клинических навыков проводится с применением различных методов обучения, используя в процессе освоения и усовершенствования клинических и практических навыков манекены, модели, муляжи, автоматизированные виртуальные модели, интерактивные обучающие компьютерные программы, аудио-видео материалы, а также привлекая для обучения и оценки клинических навыков стандартизированных пациентов.

Для рубежного и итогового контроля клинических навыков в УКСЦ проводится объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) с использованием всего арсенала аппаратуры и оснащения центра с привлечением стандартизированных пациентов и независимых экзаменаторов в лице специалистов практического здравоохранения и преподавателей смежных дисциплин [3].

Широкое распространение получили тестовые технологии для текущего, рубежного и итогового контроля учебных достижений интернов. В академии активно работает центр тестирования. Тестовый контроль проводится как в КТИЦ (компьютерно-тестовый информационный центр), так и в бланковом виде и позволяет быстро и объективно оценить знания студентов по всему материалу курса или его части. Результаты позволяют не только оценить уровень подготовки интернов, но и выявить пробелы в преподавании отдельных разделов дисциплины.

В настоящее время в академии проводится огромная работа по реализации основных положений Болонского процесса. Ориентация на Болонский процесс содействует более глубокому осмыслению образовательной системы [4].

Использование инновационных технологий в учебном процессе ЮКГФА направлено на повышение качества подготовки интернов, усиление роли самостоятельной работы, оптимизацию контроля учебных достижений интернов. Таким образом, становление врачей-интернов в современных условиях должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, позволяющих достичь высокого уровня их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Межведилова, Луиза Бремовна. Инфокоммуникационные технологии в профессиональной подготовке студентов медицинских вузов диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Ставрополь, 2005. - 148 с.

2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : учеб. для вузов / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 83 с.

3. Саркулова С.М. Инновационный метод контроля знаний и навыков – OSCE. Учебно – методическое пособие. Шымкент 2003 г. с. 67

4. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 3-е испр. и допол. / В.И. Байденко // М.: Российский Новый Университет, 2003. - 128 с.

МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА

С.М. Саркулова, Б.К.Нурмашев, Г.К. Асанова, Л.Ц. Миронова, М.Ш. Латыева,

Р.С. Маханбетов.

Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия, г. Шымкент

В течение последнего времени непрерывное медицинское образование претерпело значительные изменения как в плане теоретические основы, используемой методологии, так и в перспективах образовательного процесса.[1,2]. Долгий многолетний процесс медицинского образования превращается в пожизненный, отражая реальные требования жизни. Меняется идеология, педагогическая стратегия образования, вырабатывается стиль постижения знаний, ориентированный на полноценное овладение проблемой с глубоким, активным, стойким контекстуализированным освоением материала реальных жизненных ситуаций при максимальном использовании доказательно обоснованных мировых информационных ресурсов.

На кафедре терапии в ЮКГФА усовершенствование последипломной подготовки проводится путем внедрения и широкого использования современных интерактивных технологий обучения на курсах повышения квалификации и первичной переподготовки врачей терапевтических дисциплин. Для формирования и совершенствования профессиональных навыков и умений широко используются мультимедийные интерактивные, проблемно- ориентированные лекции с обратной связью со слушателями, семинары в малых группах, проведение тематических конференций, ролевых игр с моделированием клинических случаев мультидисциплинарного характера по типу клинико-патологоанатомической конференций, врачебного консилиума, самоподготовки с изучением литературы и тематическими презентациями, взаимный аудит. Слушатели участвуют в клинических разборах тяжелых, сложнодиагностируемых случаев, просматривают видеозаписи с редкой атипично протекающей патологией. Одним из инновационных подходов является создание слушателем портфолио – блока документов, отражающих основные результаты обучения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Здоровье для всех – потребность в медицинских информационно-коммуникационных системах

    Документ
    ... 36-43 Задачи по достижению здоровьядлявсех. Европейская политика здравоохранения. Пересмотренное ... профилактики, диагностики, качественного лечения, реабилитации после заболеваний и травм, здорового образа жизни и, главное, содержательно здоровой ...
  2. Высшее образование в і дсканував mag n@t физическая реабилитация

    Список учебников
    ... длялечения, реабилитации и профилакти­ки различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации ... особенно в группах «Здоровье» и для занятий с лицами пожилого ... уп­ражнения длявсех мышечных групп. Для ...
  3. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  4. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  5. Общественного здоровья и здравоохранения» к м н к м н сабанчиева здоровье

    Методические рекомендации
    ... населения доступными службами профилактики, лечения и ухода -: пропаганда и поддержка благоприятных дляздоровья форм поведения ... в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии -: во всех случаях санаторного лечения листок нетрудоспособности ...

Другие похожие документы..