Главная > Документ


Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК, г. Алматы

За полтора века своей истории лабораторная профессия постоянно находилась в процессе развития своих аналитических возможностей на основе восприятия все новых открытий и изобретений в области биологии, химии, физики, а также их прикладных медико-биологических дисциплин- биохимии, цитологии, микробиологии, иммунологии, молекулярной биологии и др. [1].На сегодняшний день весьма актуальной проблемой для суверенной Республики Казахстан является изучение эффективности внедрения системы дополнительного высшего профессионального образования, поскольку своевременно выявленные недостатки и преимущества сегодняшних реалий на этапе непрерывного преемственного обучения специалистов лабораторной службы способны систематизировать и стабилизировать учебный процесс. Полноценный успех достичь в вопросе формирования у практического врача комплексного, творческого мышления, и наконец, целостного восприятия профессии представляется возможным лишь на основе наличия прочной теоретической базы и практических знаний и умений в выбранной медицинской специальности-бактериологии. Свою жизнеспособность доказала новая форма взаимодействия с клиническими отделениями – проведение диагностических советов. Это значительно уменьшило число необоснованных назначений, дублирование, способствовало выявлению дефектов диагностики на каждом этапе оказания медицинской помощи [2,3]. В работах зарубежных исследователей (2001) подчеркивается перспективность прикладных возможностей лабораторной диагностики. Основными бизнес-организационными изменениями за последние 5-10 лет являются: глобализация, реструктуризация, интеграция, информационная технология, е-бизнес и др. Современная связь характеризуется: факсом, электронной почтой, мобильными телефонами, Интернетом и др [4].

Введенные (2005) на территории республики Казахстан единые требования к уровню профессиональных знаний врачей в организациях медицинского образования и науки [5], позволили нам стандартизировать и обобщить классические сведения в дисциплинах: микробиология, эпидемиология, клинике эпидемических заболеваний и основах гигиены окружающей среды. Между тем, в действующем Государственном стандарте дополнительного образования по специальности «Гигиена и эпидемиологи», утвержденного приказом и.о. Министра здравоохранения РК №778 от 26.11.09г., разработчиками упущена микробиология - интегральная дисциплина, объединяющая ряд самостоятельных предметов, тесно связанных между собой бактериологию, вирусологию, микологию, иммунологию, протозоологию, изучение которых крайне целесообразно планировать и проводить комплексно (в едином алгоритме). Соответственно в результате велика вероятность нарушения формирования у практического врача (эпидемиолога, санитарного врача) комплексности подхода при оценке санитарно-микробиологических исследований объектов окружающей среды, заведомо созданы условия для нежелательных пробелов и гармоничного восприятия профессии. Стандартизации диагностических и профилактических подходов, способствует эффективности проведения эпидемиологического анализа и организации профилактических мероприятий в инфекционном очаге, оптимизацию гигиенической диагностики, следовательно, т. е. способствует грамотному решению производственных задач по результатам микробиологического исследования объектов окружающей среды. Очевидным является и то, что повышение квалификации специалистов медико-профилактической службы, складывается из необходимости постоянного, равноправного контакта специалистов трех профилей профессий (микробиолога, гигиениста/санитарного врача, эпидемиолога) при осуществлении санитарно-гигиенической диагностики и оценки эпид. благополучия объектов окружающей среды. В 2009.09.01 был утвержден и введен в действие Приказом Министра здравоохранения РК от 29 июля 2009г. № 387 Государственный общеобязательный стандарт образования РК, Послевузовского образования магистратуры по специальности 6М 110500- «Медико-профилактическое дело». В образовательных программах магистратуры по специальности 6М110500 – «Медико-профилактическое дело» по профильному направлению полностью отсутствует дисциплина микробиология и бактериология. Эта специальность не упоминается ни как самостоятельный раздел, ни как подраздел, более того, в этом стандарте не упоминаются микробиологические и бактериологические методы исследования, которые носят прикладной характер и являются одними из вспомогательных звеньев в алгоритмах диагностики целого ряда заболеваний. Вероятно, незаслуженно забытая специальность микробиология может претендовать, чтобы ее отнесли к базовым дисциплинам (БД), профильным дисциплинам (ПД) стандартов многих узких специальностей, ведь микробиологические методы могут успешно использоваться в научно-исследовательских работах магистрантов (НИРМ). Думается, что план подготовки многих магистранских работ, безусловно, предполагает наличие междисциплинарной интеграции, реализация которой возможна при знании теоретических основ и практических возможностей нашей дисциплины. Основная цель клинико-микробиологических исследований - это повышение этиологической диагностики и этиотропного лечения инфекционных и неэпидемических заболеваний. Надо сказать, решается эта задача в нашей стране с положительной динамикой. Доступность микробиологической качественной и количественной оценки биологических материалов позволяют с той или иной степенью точности характеризовать состояние органов и физиологических систем организма человека и, следовательно, представляют определенный клинический интерес. На сегодняшний день, многим медицинским организациям, в числе которых врачебные амбулатории, участковые больницы, небольшие поликлиники, центральные районные больницы, приходится обходиться без лабораторного (бактериологического) подразделения, которое отвечало бы повседневным потребностям клинической диагностики, с учетом профиля наиболее часто курируемых видов патологии. Складывается ситуация, при которой современный диапазон прикладных возможностей микробиологических исследований, который широко должен использоваться врачами многих узких специальностей, в действительности, вынужден ограничивать свои диагностические решения без лабораторного подтверждения. В этой связи обеспечение практического здравоохранения квалифицированными лабораторными специалистами – это задача, которую успешно решает непрерывное медицинское образование (НМР).

В последнее время поиски новых подходов к обучению НПР ограничивались изменениями содержания, формы и методов, которые, хотя и приближают, но не обеспечивают достижения поставленных перед образованием задач. В этой связи одной из основных целей инновационного образования является обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития врача, а самое главное максимальное междисциплинарное интегрирование. Современный уровень мировой науки и резко возросший объем знаний требуют создания у слушателей целостной системы углубленного усвоения знаний. Однако, далеко не всегда способны представить себе различные процессы, происходящие в живом организме, не видя их, а процессы на молекулярном и субклеточном уровне порой невозможно проиллюстрировать традиционными способами [6]. Целью работы профессорско-преподавательского состава (ППС) курса микробиологии и бактериологии является наряду с усовершенствованием учебного процесса, поиск путей совершенствования лабораторной практики с учетом интересов клиники. Опыт показывает, что стабильность и успешность проведения циклов повышения квалификации и переподготовки зависит от наличия и полноценного использования высоко квалифицированного ППС, который наряду с научным потенциалом и ученой степенью должен иметь опыт работы в практическом здравоохранении. Длякомпетентного решения производственных задач и проблем, возникающих на практике, к сожалению не всегда достаточно теоретических знаний, т.к. дискуссия с обучаемым, в таком случае будет основана лишь на домыслах и предположениях. Многолетний анализ работы нашего курса (кафедры) по организации и проведению плановых и внеплановых хозрасчётных циклов показал, что несмотря на востребованность проводимых циклов (ПП, ПК) все же имеет место быть стабильная тенденция в сторону уменьшения штатных единиц ППС (менее 2,0 штатных единиц), плюс 2 преподавателя, которые являясь практическими врачами лабораторных баз (г.Алматы), привлекаются нами к учебному процессу лишь эпизодически и то, на хоз. расчетной основе. Безусловно, что наличие сплоченного коллектива на курсе/кафедре способно обеспечить динамичное развитие творческого подхода ППС в своей ежедневной работе. Объем и степень информативности материала, используемого на лекционных, семинарских и практических занятиях кафедры определяет уровень преподавания и привлекательность проводимого цикла. Не секрет, что огромным подспорьем для освещения любой темы специальности-микробиология может явиться «собственный», т.е. кафедральный музей живых бактериальных культур, наличие которых обеспечивает не только детализацию при изучении биологических свойств микроорганизмов, повышая познавательную активность при освоении различных методик, но и создает условия для возникновения коллегиальных дискуссий. Расположение кафедры на клинической лабораторной базе для проведения и практических занятий, и семинарских занятий –это идеальный вариант, ведь такое расположение позволило бы ликвидировать существующую проблему овладения мануальными навыками практических врачей в освоении прикладной специальности. В настоящее время, стать профессионально грамотным врачом бактериологом - это значит уметь объективно применять знания и умения в ежедневной производственной деятельности. Выдача клинико-микробиологического «диагноза» с акцентами в заключении позволит укрепить взаимосвязь между лабораторной службой и клиникой.

Литература.

1.Меньшиков В.В. Лабораторная профессия в современных условиях.- Клин.лаб. диагностика.- 2007.- № 4.- С.43

2. Россия, Главного управления Здравоохранением Администрации Самарской обл. Лабораторная служба Самарского региона в условиях обязательного медицинского страхования: Докл. национальных днях лабораторной медицины России – 2000 JI (6) Конгресс специалистов клинической лабораторной диагностики России, Москва, 2-6 окт., 2000/Павлов В.В., Краснова Н.Н., Скуратова Н.М., Водопьянова Н.В.// Клин.лаб. Диагност.-2000, №9.- С.34-35;

3. Руководство по медицинской микробиологии. Частная медицинская микробиология и этиологическая диагностика инфекций микробиология. Книга II/Колл. авторов// Под редакцией Лабинской А.С., Костюковой Н,Н., Ивановой С.М. – М.:Издательство БИНОМ, 2010. - 1152с.:ил.

4. The total laboratory solution: A new laboratory E-business model based on a vertical laboratory meta-network /Friedman Bruce A.// Clin.Chem.-2001.-47, №8.-C.1526-1535

5. Хамзина Н. К., Каптагаева А. К, Смаилова А. Н. «О стандартах дополнительного медицинского и фармацевтического образования, Клиническая медицина Казахстана № 1(2) 2005., С. 14-15

6. Воробьев В.В., Калуцкий П.В., Хруслов М.В. Современные технологии в преподавании микробиологии и иммунологии в медицинских вузах .- Журн. Микробиол. -2004.-№3.-С.120-122).

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО СПЕЦИАЛИСТА

С.А.Сейтмагамбетова, Б.К.Жолдин

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М.Оспанова, ФДМФО, г.Актобе

Непрерывное медицинское профессиональное развитие в Республике Казахстан согласно государственной программы «Саламаты Казахстан» рассматривается как метод повышения, обновления и восстановления профессиональных знаний врачей.

Это этический долг каждого медицинского работника, участвующего в оказании качественных медицинских услуг.

Концепция развития медицинского и фармацевтического образования РК 2011- 2015 гг. - предусматривает дальнейшую реализацию принципов непрерывности медицинского образования: внедрение практики прохождения специальных дисциплин (резидентуры, магистратуры, докторантуры) в лучших зарубежных вузах в рамках международного сотрудничества; внедрение гибких программ краткосрочного обучения, ориентированного на актуальные проблемы здравоохранения, создание 16 региональных симуляционных центров для отработки навыков практикующими врачами и средними медицинскими работниками.

На базе региональных симуляционных центров и вузов привлекать ведущих клиницистов Республики Казахстан, ближнего и дальнего зарубежья для проведения мастер-классов и семинаров по актуальным проблемам клинической медицины.

Повысить потенциал преподавателей медицинских организаций образования путем внедрения системы непрерывного профессионального развития преподавателей, системы мониторинга уровня развития компетенции, усиления поддержки и стимулирования труда преподавательского состава.

Показатели повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров в Республике Казахстан (за счет средств республиканского бюджета)

Наименование показателя

2007

2008

2009

Повышение квалификации

14592

14642

14242

в том числе за рубежом

425

335

282

Другая проблема – врачи из хорошо оснащенных центров вынуждены проходить обучение на кафедрах повышения квалификации врачей, которые оснащены хуже, чем учреждения, в которых они работают. Общеизвестна также низкая информационная обеспеченность медицинских работников: нет специализированных библиотек, не везде имеется доступ в Интернет.

Что необходимо сделать?

Прежде всего создать необходимую законодательную базу для регулирования непрерывного медицинского образования.

Необходимо совместно с профессиональными ассоциациями разработать программу внедрения непрерывного медицинского образования в РК:

  • пересмотреть стандарты дополнительного образования и длительности программ обучения на ФУВах и в АГИУВе для подготовки специалистов, адаптированных к высокотехнологичной медицинской помощи;

  • разработать методическую основу о порядке осуществления непрерывного медицинского образования;

  • вовлечь профессиональные ассоциации в процесс обучения и оценки знаний медицинских работников.

Оснастить рабочие места медицинских работников современными информационными системами, создать электронную медицинскую библиотеку с бесплатным доступом к ее ресурсам.

Разработать конкретные мотивационные стимулы по прохождению непрерывного медицинского образования: через систему аккредитации лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ), трудовые контракты, систему сертификации медработников, систему оплаты труда, внедрение накопительной системы обучения.

Привлечь организаторов здравоохранения всех уровней к подготовке и реализации программ непрерывного медицинского образования; обеспечить качество преподавания образовательными учреждениями и профессиональными медицинскими обществами.

Затраты на профессиональное последипломное образование требуют значительных вложений, но это дешевле, чем лечить больных с осложнениями или ликвидировать ошибки в диагностике и лечении.

Следует, сохраняя лучшие традиции системы высшего медицинского образования, внедряя принципы, методологию, технологию непрерывного медицинского образования войти в систему единого образовательного пространства с общеевропейскими требованиями.

Вклад ЮКГФА в Непрерывное профессиональное развитие медицинских кадров Южного Региона

Нурмашев Б.К., Анартаева М.У., Торланова Б.О.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент

Сегодня новые требования к врачу и медицинскому работнику среднего звена мотивируют их не только на то, чтобы они регулярно участвовали в конференциях, симпозиумах, публиковались в признанных журналах, но и повышали свои знания в плане образования, повышения своего квалификационного уровня. Если раньше врачу или медицинской сестре нужно было один раз за пять лет пройти цикл повышения квалификации, то сегодня уже функционирует система непрерывного профессионального развития (НПР), которая кардинально меняет систему повышения квалификации медицинских кадров, делая ее более приближенной к международным стандартам, к современной практике медицинского образования. Такой подход к профессиональному росту врачебных кадров и медицинского персонала послужит улучшению качества оказания медицинских услуг.

Кроме того, следует отметить, что необходимость и непрерывность профессионального роста обусловлена в настоящее время тем, что, во-первых, врач сам заинтересован и мотивирован на то, чтобы периодически повышать свою квалификацию; во-вторых, обновляемость медицинских технологий сегодня очень быстра и динамична. Последнее ставит перед факультетами повышения квалификации медицинских кадров задачу сделать так, чтобы образовательные программы усовершенствования квалификации врачей и медицинского персонала соответствовали требованиям современности, требованиям сегодняшнего дня. Это уже нашло отражение в коротких гибких программах, в модульном построении циклов обучения, а также планировании большого количества выездных циклов.

Факультет усовершенствования врачей и провизоров (ФУВиФ) Южно-Казахстанской государственной медицинской академии был создан еще в 1998 году. Сегодня факультет работает на базе 20 ведущих кафедр общественного здравоохранения, сестринского дела, интернатуры и фармацевтического факультета в соответствии с 53 Государственными стандартами дополнительного образования по медицинским и фармацевтическим специальностям Республики Казахстан. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, ведущий занятия на ФУВиФ (49,75% от общего числа ППС академии), состоит из большого (остепенненность составляет – 61,3%) числа докторов медицинских наук, профессоров, доцентов, врачей-преподавателей высшей и первой категорией.

На ФУВиФ академии в 2010 и 2011 годы проводились циклы тематического усовершенствования продолжительностью от 108 до 234 часов и циклы переподготовки с продолжительностью от 432 (для среднего звена) до 1080-1890 часов (высшего звена). Календарно-тематические планы тематических циклов усовершенствованийи переподготовки пересматриваются и дополняются ежегодно с учетом требований практического здравоохранения и фармацевтического сектора экономики страны. Для формирования календарного плана ФУВиФ проводится предварительная работа с Областными Управлениями Здравоохранения Жамбылской, Кызылординский и Южно-Казахстанской областей, принимаются заявки как от медицинских организаций, так и от индивидуальных специалистов.

При формировании групп учитывается приказ МЗ РК№ 434 от 23.07.2007 г. На циклах повышения квалификации количество слушателей в группах составляет от 4 до 10 человек. Собственно циклы проводятся при поступлении заявок в количестве от 6 до 30. Обучение курсантов производится на государственном и русском языках.

Клинические базы и учебно-лабораторные кабинеты, где проводятся занятия со слушателями ФУВиФ, оснащены соответствующим современным медицинским оборудованием, приборами, оргтехникой, что обеспечивает необходимые условия для проведения учебного процесса. Слушатели имеют возможность заниматься в компьютерных классах с выходом в Интернет,для них также являются доступными фонды Библиотечно-информационного центра с услугами электронной библиотеки. Ежегодно составляется карта обеспеченности учебной литературы соответствии с учебным планом и программой.

На 2010 и 2011 годы было запланировано 132 цикла тематических усовершенствований для высшего звена (из них для врачей – 113, для фармацевтов высшего звена – 19) и 47 циклов для работников среднего звена, а также 20 циклов переподготовки для высшего звена. В 2010 и 2011 годах согласно государственному закупу услуг выделено на обучение слушателей на циклах повышения квалификации и переподготовки 1114 мест и 60 мест по местному бюджету.

В 2010 году по просьбе Управления здравоохранений Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей ведущие специалисты (профессора, доценты) академии выезжали в Тараз, Кызылорду, районные центры ЮКО для проведения на местах таких тематических циклов, как «Актуальные проблемы хирургии», «Актуальные проблемы педиатрии», «Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии», «Роль главной медсестры в деятельности в ЛПУ», «Работа медсестры централизованного стерилизационного отделения», «Работа медсестры в процедурном кабинете», «Инфекционный контроль. Роль медицинский сестры в профилактике внутрибольничной инфекции» и др.

В 2011 году по просьбе Управления здравоохранении Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей проведены следующие выездные тематические циклы: «Актуальные проблемы фтизиатрии», «Актуальные проблемы педиатрии», «Актуальные проблемы невропатологии», «Актуальные проблемы в акушерстве и гинекологии», «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», «Сестринские технологии в анестезиологии интенсивной терапии», «Менеджмент в сестринском деле», «Актуальные вопросы физиотерапии», «Современные методы диагностики, профилактики и лечения в стоматологии», «Актуальные вопросы рентгенологии», «Актуальные вопросы терапии» и др.

Проведены в трех областях Южного региона (Жамбылская, Кызылординаская и ЮКО) также выездные каскадные семинары-тренинги на темы: «Разработка и оценка качества клинических руководств по ПМСП в РК» в объеме 54 часов, «Экстрагенитальные патологии при беременности» в объеме 60 часов.

Работа ФУВиФ академии за два календарных года отражена в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1. Показатели заказа на обучение на ФУВиФ ЮКГФА по республиканскому и местному бюджетам за 2010 и 2011 годы

Годы

По РБ*

(«014» программа)

По РБ

(«014» программа)

По МБ**

(Перепод-готовка)

Итого за

год

с высшим образо-ванием

со средним образо-ванием

Специалисты КГСЭН с высшим образованием

Специалисты КГСЭН со средним образованием

2010

244

820

20

30

60

1174

2011

607

2079

28

98

-

2812

Примечание: * - республикнский бюджет; ** - местный бюджет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Здоровье для всех – потребность в медицинских информационно-коммуникационных системах

    Документ
    ... 36-43 Задачи по достижению здоровьядлявсех. Европейская политика здравоохранения. Пересмотренное ... профилактики, диагностики, качественного лечения, реабилитации после заболеваний и травм, здорового образа жизни и, главное, содержательно здоровой ...
  2. Высшее образование в і дсканував mag n@t физическая реабилитация

    Список учебников
    ... длялечения, реабилитации и профилакти­ки различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации ... особенно в группах «Здоровье» и для занятий с лицами пожилого ... уп­ражнения длявсех мышечных групп. Для ...
  3. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  4. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  5. Общественного здоровья и здравоохранения» к м н к м н сабанчиева здоровье

    Методические рекомендации
    ... населения доступными службами профилактики, лечения и ухода -: пропаганда и поддержка благоприятных дляздоровья форм поведения ... в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии -: во всех случаях санаторного лечения листок нетрудоспособности ...

Другие похожие документы..