Главная > Документ


В своем послании народу Казахстана 27.01.12г. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» глава государства Н.А. Назарбаев отметил: «Сейчас реализуется Госпрограмма «Саламатты Қазақстан-2015». Качественно развивается система здравоохранения…». В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы отмечено: «Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами образовательной деятельности в области здравоохранения Казахстана остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП), чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах, дисбаланс численности медицинских работников, получивших высшее и среднее профессиональное медицинское образование, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкая конкурентоспособность научных исследований, отсутствие инновационных достижений».

В связи с этим Министерством здравоохранения республики Казахстан был издан приказ №554 от 2011г. «О некоторых вопросах повышения квалификации медицинских работников организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь», где в целях совершенствования образования в августе 2011года создан инновационно-образовательный консорциум «АГИУВ – КАЗНМУ – НЦ - НИИ» по обеспечению комплексного повышения квалификации медицинских работников организаций оказывающих первичную медико-санитарную помощь на основе интегрированных образовательных программ в РК. Утвержденсостав Консорциума, закреплено кураторство по регионам за организациями образования и науки в области здравоохранения. Высшие медицинские учебные заведения регионов являются ответственными за реализацию данного мероприятия по регионам. Координатором выполнения данного плана мероприятий является Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Алматинский государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – АГИУВ).

Основной задачей консорциума является обеспечение комплексного повышения квалификации медицинских работников организаций ПМСП на основе интегрированных образовательных программ разработанная профессорско-преподавательским составом нашего института. Специалистами АГИУВа разработан учебно-методический комплекс: «Организация первичной медико-санитарной помощи населению. Роль ПМСП в реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг. В целях совершенствования образования в ВУЗах организованы клинико-симуляционные центры, для обучения медицинских кадров. Созданы программы и структуры для проведения дистанционного образования с региональными специалистами республики. Проводятся и выездные циклы обучения в областях РК. В ВУЗах определяется потребность в постдипломном образовании для специалистов и разрабатываются программы по потребностям регионов. Повышения квалификации проходят и преподаватели ВУЗов, так за 2011г. прошли обучение 98 специалистов АГИУВа в различных центрах как за рубежом (Израиль, Беларусь, Литва), так и в республике Казахстан. Прошли подготовку и профессорско-преподавательский состав региональных вузов республики на базе АГИУВ для проведения обучения специалистов практического здравоохранения в своих регионах.

Разработанная рабочая учебная программа в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы направлена на повышение квалификации специалистов здравоохранения республики.

Как известно, в республике Казахстан остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, сохраняется высокий уровень заболеваемости туберкулезом и онкопатологий, растет число ВИЧ-инфицированных. В сентябре месяце 2011 года в год двадцатилетия нашего государства, прошел международный семинар с участием ученых из Израиля, республики Беларусь и Казахстана для специалистов первичного звена, преподавателей кафедр высших учебных заведений республики, где повысили свои знания более 100 специалистов Казахстана.

В Государственной программе развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015гг. предусмотрено совершенствование не только методов диагностики и лечения, но профилактики этих социально-значимых заболеваний. Разработанная рабочая учебная программа с учетом замечаний специалистов из Беларусской медицинской академии постдипломного образования, составленная впервые для специалистов первичного звена и впервые интегрированная для среднего звена ПМСП, будет способствовать решению поставленных задач: повышению уровня знаний, умений и навыков по раннему выявлению, профилактике и оказания медицинской помощи специалистами ПМСП, а следовательно улучшению качества медицинской помощи населению.

В настоящее время постдипломное образование включает переподготовку и повышение квалификации. Облегчает работу сокращение времени переподготовки специалистов на один месяц, так, срок переподготовки для специалистов терапевтического профиля составляет 4 месяца, а хирургического – 5 месяцев. Особое внимание уделяется совершенствованию самоподготовки обучающихся специалистов. В 2012 году АГИУВ переходит на модульное обучение.

Изучение зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров показывают эффективность модульной технологии обучения, обеспечивающей постепенное накопление знаний, затем переход к следующему уровню после полного усвоения предыдущего, индивидуальные особенности обучения и обязательное самообразование, обучение в течение всей жизни.

Специалисты ПМСП республики прошли обучение в институте по специально разработанной рабочей учебной программе, был создан учебно-методический комплекс в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 – 2015 годы.

Таким образом, мы надеемся, выше изложенные изменения непрерывного профессионального развития в республике Казахстан даст новый толчок в подготовке квалифицированных специалистов в области здравоохранения.

Литература.

1. Послание Президента страны Н.Назарбаева народу Казахстана 27.01.12г. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011– 2015 годы.

ПОСТДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТСКИХ

АНЕСТЕЗИОЛОГОВ, РЕАНИМАТОЛОГОВ

Б.Д. Журкабаева

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК, г.Алматы

В последние годы возрастает потребность Республики Казахстан в высококвалифицированных кадрах – детских анестезиологах-реаниматологах. Это связано с развитием здравоохранения, увеличением количество лечебных учреждений, где успешно функционируют отделения, палаты детской анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Более того анестезиология уже не относится к числу «узких» специальностей. Количество врачей анестезиологов-реаниматологов находится на четвертом месте после терапевтов, хирургов, акушеров-гинекологов.

У желающих получить квалификацию врача детского анестезиолога-реаниматолога особое внимание привлекает кафедра детской анестезиологии и реаниматологии Алматинского государственного института усовершенствования врачей. Это определяется тем, что данная кафедра единственная на территории Республики Казахстан проводит последипломное обучение детских анестезиологов, реаниматологов. Опыт кафедры в подготовке специалистов в области детской анестезиологии и реаниматологии составляет 24 года. В проведении обучения принимают участие единственные в Республике профессорский состав в области детской анестезиологии, реаниматологии: лауреат Государственной премии РК в области науки, техники и образования д.м.н. Джумабеков Т.А., заведующая кафедрой, д.м.н. Журкабаева Б.Д., а также высококвалифицированный преподавательский состав. Востребованность данной кафедры демонстрирует ежегодный прирост количества курсантов. За период существования на кафедре обучено 3700 курсантов.

Постдипломное образование на кафедре включает переподготовку в объеме 1080 часов, а также повышение квалификации, как по детской анестезиологии, реаниматологии, так и по детской токсикологии, скорой, неотложной помощи продолжительностью 216 часов. По мере становления постдипломная подготовка врачей постоянно совершенствуется. Так, с 2012 года на кафедре проводятся краткосрочные, модульные циклы (54, 108, 162 часов) по наиболее проблемным вопросам детской анестезиологии и реаниматологии.

Кафедрой проводиться обучение в резидентуре с подготовкой резидентов по специальности анестезиология и реаниматология (взрослая и детская).

На кафедре практикуются выездные циклы, которые позволяют одновременно повысить квалификацию большого количества слушателей. Это удобно для специалистов, ограниченных в возможностях обучиться в городе Алматы по тем или иным причинным факторам, экономически выгодно.

Обучение курсантов проводится в кооперации с ведущими детскими лечебными учреждениями г. Алматы.

Кафедра активно сотрудничает с фирмами – производителями анестезиологического, реанимационного оборудования, лекарственных средств, которые находят широкое применение при реализации анестезиолого-реанимационной помощи.

В преподавании дисциплины учитываются разносторонность, фундаментальность, специфика обучения на указанных циклах. В соответствии с Государственным стандартом дополнительного образования по подготовке врачей анестезиологов, реаниматологов, особенно при обучении на циклах переподготовки и резидентуре, особую значимость имеет освоение практических навыков и умений, отраженных в квалификационной характеристике специалиста. Это связано с тем, что врач анестезиолог-реаниматолог в совершенстве должен владеть множеством манипуляций. Освоение практических навыков в клинических условиях подкрепляется на фантомном материале (манекенах, тренажерах) в Центре практических навыков, созданный в Алматинском государственном институте усовершенствования врачей для совершенствования мануальных навыков медицинских работников. Моделирование клинических ситуаций с помощью симуляторов позволяет обучаться на запрограммированных ошибках, от которых не застрахован ни один практикующий анестезиолог, без вреда для пациента. Более того, имеется возможность моделирования редких клинических ситуаций, которые не встречаются в процессе учебы. Курсанты цикла переподготовки, резиденты имеют возможность на манекенах и тренажерах освоить практические навыки пункции периферических вен, интубации трахеи, сердечно-легочной реанимации и др. с компьютерным контролем эффективности действия.

Не менее важное значение в совершенствовании практических навыков имеет работа в патолого-анатомическом отделении. Объем практических занятий составляет до 60% от общего количества учебных аудиторных часов.

Оставшиеся часы распределяются между семинарскими занятиями и лекционным курсом обучения. Учебный процесс строится из профилирующих дисциплин и компонента по выбору. Наличие последней позволяет слушателям цикла переподготовки кафедры детская анестезиология и реаниматология по окончании обучения трудиться как в отделениях детской анестезиологии и реаниматологии клиник, так и взрослой, что также является отличительной особенностью подготовки курсантов на данной кафедре. На вопросы, не вошедшие в лекционный материал, практические, семинарские занятия, предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа слушателя, включающая участие в научно-практических конференциях, дежурства, работу в интернет салонах, библиотеке, подготовку рефератов и т.д.

На кафедре с целью оптимизации учебного процесса слушатели принимают участие в консилиумах тяжелых больных, освоении инновационных методов интенсивной терапии, анестезиологических пособий с использованием современных достижений в области разработки анестезиологической, реанимационной аппаратуры, лекарственных средств. Кафедра имеет более 200 практических рекомендаций, 52 рационализаторских предложений, 25 изобретений, которые включены в процесс преподавания. В учебном процессе широко используются компьютерные системы, учебные кинофильмы. Лекционный материал в большинстве представляется в виде презентаций. Осуществляется внедрение таких методик, как компъютерный тест-контроль базисных, промежуточных и итоговых знаний. При этом контроль знаний проводится дифференцированно, в зависимости от уровня подготовки, стажа работы специалиста.

Таким образом, постдипломная подготовка врачей на кафедре детской анестезиологии и реаниматологии решает задачу увеличения количества квалифицированных кадров детских и взрослых анестезиологов, реаниматологов, улучшению организации анестезиолого-реанимационной помощи, снижению показателей летальных исходов тяжелых больных.

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ – ОСНОВА

КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Атарбаева В.Ш.

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК, г.Алматы

Несмотря на успехи медицинской науки в открытии и изобретении новых методов диагностики и лечения наблюдается неуклонный рост сердечно-сосудистых заболеваний во всех развитых странах мира [1,2]. В последние четверть века сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин инвалидности и смертности населения земного шара, в том числе в РК, что диктует необходимость принятия эффективных мер по совершенствованию терапевтической службы и системы профилактической медицины [3,4]. Терапевтической наукой пройден сложный путь реформирования. С внедрением огромного количества новых диагностических и лечебных технологий появилась необходимость в разделении терапевтической дисциплины на «узкие» специальности, такие как кардиология, ревматология, пульмонология, гастроэнтерология, аллергология и т.д. Узкая специализация создала реальные предпосылки для серьезных открытий и значительного продвижения в понимании механизмов развития ряда патологических состояний. Эффективная подготовка высокопрофессиональных специалистов отвечает эволюционным этапам развития мирового здравоохранения.

Немаловажное значение имеет повышение качества медицинского образования. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений совершенствования медицинского образования является развитие непрерывного образования, включающего повышение квалификации и переподготовку медицинских кадров. Требование сегодняшнего дня - дальнейшее развитие дополнительного профессионального образования, учитывающее современные тенденции науки, практики и образовательных технологий [5]. XXI век - век информационных технологий. Внедрение информационных технологий первостепенная задача современной медицины. В последние годы приняты определенные меры по модернизации высшего и последипломного медицинского образования. Реформирование его структуры направлено на соответствие подготовки медицинских специалистов европейским принципам системы образования. Казахстан стал первым Центрально-Азиатским государством – полноправным членом европейского образовательного пространства.

С целью реализации государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 - 2015 годы разработана программа повышения квалификации медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) населению. Впервые МЗ РК дляобеспечения комплексного повышения квалификациимедицинских работников организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на основе интегрированных образовательных программ созданинновационно-образовательный консорциум как новая ступень в модернизации последипломного обучения. В программу международного семинара, проходившего в сентябре 2011г. в г. Алматы, включены приоритетные направления развития здравоохранения Республики Казахстан, практические занятия и «Мастер-класс» по закреплению навыков клинического мышления, раннего выявления, профилактики и оказанию неотложной помощи населению на уровне ПМСП. Программа построена на мультидисциплинарной основе, в разработке которой участвовали специалисты инновационно-образовательного консорциума: Алматинского государственного института усовершенствования врачей, Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней, Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии, Национального центра проблем туберкулеза Республики Казахстан, Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, Национального центра формирования здорового образа жизни. АГИУВ совместно с НИИ и Научными центрами МЗ РК был организован международный семинар, с участием профессорско-преподавательского состава из Израиля, Республики Беларусь и Казахстана, разработана учебно-методическая программа: «Организация первичной медико-санитарной помощи населению. Роль врача ПМСП в реализации государственной программы развития здравоохранения РК, функции и задачи среднего медицинского персонала». Как известно, во всем мире параллельно существуют два, одинаково важных звена одной цепи медицинского образования: врачебное и сестринское. И если врачебное образование направлено на диагностику и лечение заболеваний, то сестринский персонал, как правило, занят в оказании доврачебной помощи и квалифицированном уходе за больными. Во многих странах мира медицинские сестры с высшим образованием занимаются преподавательской и научной деятельностью. Применение инновационно-образовательного консорциума с использованием единой программы обучения, построенной на мультидисциплинарной основе, позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров для республики и развивать технологии лечения больных с переходом от лечебно-ориентированной к профилактико-ориентированной модели.

Таким образом, необходимо дальнейшее реформирование системы образования, широкое внедрение инновационных технологий, что позволит повысить уровень теоретических знаний и практических навыков медицинских работников.

Литература:

1 Ошакбаев К.П., Идрисов А.С.. Абылайулы Ж., Аманов Т.И., Атарбаева В.Ш. и др. Терапевтическая служба РК: показатели, тенденции, проблемы, научно-обоснованные подходы к совершенствованию, современные модели профилактической системы здравоохранения. Алматы, 2010.-304с.

2 Абдукаримов Б.У., Ошакпаев К.П., Рысмендиев А.Ж. Специализированная кардиологическая помощь населению Казахстана. Монография, Алматы, 2004.-120с.

3 Аканов А.А., Тулебаев К.А., Назирова Н.И. и др. Руководство по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний. Мет.рук-во, Астана, 2007.-115с.

4 Ошакбаев К.П.. Аманов Т.И., Слажнева Т.И. и др. эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний, ранжирование факторов риска. Современные модели профилактической системы здравоохранения. Алматы, 2008.- 170с.

5 Алматинскому Государственному институту усовершенствования врачей - 40 лет. Медицина.-2003.-№5.-С.2-4.

Мұнай өңдеу өндірісіндегі негізгі кәсіптегі жұмысшылардың жоғарғы тыныс алу жолдары ауруларыНЫҢ ерекшеліктері

Г.М. Датқаева, А.Д.Тулемирзаева, Қ.М.Ботаева

Қ.А.Ясауи атындағы халықаралық қазақ-түрік университеті, Шымкент қ.

Аурушаңдық көрсеткіштері ірі әлеуметтік топтардың денсаулығын сипаттайтын негізгі көрсеткіштердің қатарына жатады. Сондықтан бұл көрсеткіштер тек қана жұмысшылардың денсаулығын сипаттауда немесе емдеу-профилактика мекемелерінің жұмысын бағалауда да жиі қолданады.

Жеке аурулар бойынша туындайтын аурушаңдық көрсеткіштері қауіпті себептердің нақты қай жүйеге қысым түсіретіндігін көрсете алады.

Осыған байланысты мұнай өңдеу зауыты жұмысшыларының еңбек ету ортасында жоғары дәрежеде шоғырланған көмірсутектері тыныс алу жүйесінің негізгі патологияларының қалыптасуындағы алатын орнын анықтау үшін, жоғары тыныс алу жолдарымен бронх-өкпе жүйесін жеке-жеке алып қарастырдық. Оның себебі тыныс алу жолдарында көмірсутектер ерекше өзгерістер туғызып, белгілі бір нозологиялық ауруларды туындататындығын жеке зерттеушілердің еңбегінен айқын байқауға болады.

Жоғары тыныс алу жолдары көмірсутектердің әсерінен терең өзгерістерге ұшырайды.

Көптеген ғылыми зерттеулердің нәтижелері жоғары тыныс жолындағы патологиялар бронх-өкпе жүйесінде туындайтын аурулардың негізі болып табылады. Жоғары тыныс алу жүйесі патологияларының жұмысшылар арасында таралуын анықтау үшін олардың амбулаторлық мекемелерге қаралу жағдайлары зерттелді. Жұмысшыларды екі топқа бөліп қарастырдық, олардың негізгі тобына мұнай өңдеу зауытындағы негізгі кәсіптегі жұмысшылар алынды.

Екінші бақылау тобына мұнай өңдеу зауытының қосалқы жұмыстарында еңбек ететін адамдар алынды. Сонымен, бақылау тобында жұмыс істейтін адамдар арасында құрғақ риниттер (100 жұмысшыға балап есептегенде) 0,2-0,5 оқиғаға дейін жетеді, ал негізгі топтағы жұмысшыларда оның деңгейі 0,8-1,2 оқиғаға дейін жетіп отыр. Ал катаральдық ринит ауруы негізгі топтағы жұмысшылар арасындағы 17,1-17,4 оқиғаға дейін жетті, бақылау тобындағы жұмысшылардың көрсеткішінен нақты жоғары болып шықты және оның артықшылығы 2,6-2,8 есеге дейін жоғары болып қалыптасқан.

Атрофиялық ринит тек қана негізгі топтағы жұмысшылардың арасында кездесіп отыр. Оның деңгейі 0,4-0,8 оқиғаға дейін жетті. Бұл жағдай атрофиялық риниттің мұнай өңдеу зауытының еңбек ету жағдайына тікелей байланысты ауру ретінде айтуға негіз болып отыр. Біздің зерттеу нәтижелерімізде негізгі кәсіптегі жұмысшылардың вазомоторлық ринит ауруларының да жоғарғы деңгейде қалыптасқанын көрсетіп отыр. Ол негізгі жұмысшылар тобында 32,3 оқиғадан 34,1 оқиғаға дейін жетеді. Ал бақылау тобында оның деңгейі аса жоғары емес, 2,1-2,9 дейін жетті. Катаральды фарингит және атрофиялық фарингит негізгі кәсіптегі жұмысшылардың арасында, бақылау тобындағы жұмысшылардың көрсеткішіне қарағанда 2,2-2,3 есеге дейін жоғары болып қалыптасқан.

Дәл сол жағдайды созылмалы тонзилиттерге байланысты байқауға болады. Катаральді ларингит ауруы негізгі топтағы жұмысшыларда 9,0-9,4 оқиғаға дейін таралған. Ал бақылау тобында оның деңгейі нақты және бес есеге төмен болып шықты. Атрофиялық ларингит ауруы тек қана негізгі топтағы жұмысшыларда байқалады. Әрбір 100 жұмысшыға балап есептегенде 0,2-0,4 оқиғаға дейін жетеді, ал бақылау тобында мүлдем жоқ. Гипертрофиялық ларингит ауруы негізгі топта 13,9 оқиғаға жетсе, бақылау тобында 2,2 оқиғадан артқан жоқ. Алынған ғылыми деректер мұнай өңдеу зауытында еңбек ету жағдайында жұмысшылардың арасында атрофиялық ринит пен ларингит және вазомоторлық ринит ауруларының да қалыптасқанын көрсетіп отыр. Осыған қарағанда негізгі кәсіптегі жұмысшылардың арасында жоғарғы тыныс алу жолдарының атрофиялық ауруларын және аллергиялық жағдайды қалыптастыратынын көрсетіп отыр. Өндірістік орта себептерінің әсеріне тәуелді жоғары тыныс алу жолдарының патологияларына катаральді ринит, атрофиялық ларингит, вазомоторлық ринит және атрофиялық ринит ауруларын жатқыздық.

Катаральды ринит ауруының 100 жұмысшыға балап есептегендегі деңгейі бастапқы жылы 12,9 оқиғаны құраса, 15 жылдан кейін 22,9 оқиғаға дейін жетіп отыр. Атрофиялық риниттің бастапқы деңгейі 0,12 оқиғаны құраса, 15 жылдан кейін осы топтағы жұмысшыларда 0,99 оқиғаны түзеді. Вазомоторлы ринит негізгі топтағы жұмысшылардың еңбек өтілі жоғарлаған сайын тез өсіп,15 жылдан кейін бастапқы деңгейден (4,7 оқиға) 14,4 есеге дейін артып кеткен.

Дәл осы жағдай атрофиялық ларингиттердің қалыптасуында да анықталып отыр. Алынған деректер жоғарыда аталған патологиялардың еңбек ету ортасы себептерінің әсерінен нақты жоғарлайтынын көрсетіп отыр. Сонымен зерттеу барысында алынған деректер төмендегідей қортынды жасауға негіз болды. 1-ден мұнай өндірісіндегі еңбек ету жағдайы жоғары тыныс алу жолдары патологияларының деңгейін жоғарлатады, бұл жағдай барлық патологияларда байқалады. 2-ден негізгі кәсіптегі жұмысшылардың арасында атрофиялық фарингит, ринит, ларингит және вазомоторлық ринит аурулары еңбек өтілінің артуына байланысты нақты жоғарлау үрдісін байқатады. 3-ден еңбек ету ортасының тыныс жолдарына тигізетін зияндарын азайтуға бағытталған профилактикалық шараларды жүргізуде аты аталған патологиялардың түзілу заңдылықтарын еске ала отырып жүзеге асыру керек.

Біздің жүргізген эпидемиялогиялық зерттеулеріміздің барысында жұмысшылар арасында таралған тыныс алу органдары патологияларының түзілуіндегі жастық және жыныстық ерекшеліктері тексерілді (кесте 1).

Кесте 1 – Мұнай өңдеу зауытының негізгі кәсіптерінде еңбек ететін жұмысшылар арасында созылмалы обструктивті емес бронхиттің пайда болуына алып келтетін қауіпті себептердің таралуы (%)

Қауіп факторлары

Жиілігі

Ерлер n 481

әйелдер n 535

Барлығы n 1016

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Темекі тарту

302

62,9

92

17,2

394

80,1

Материалдық тұрғыда қамтамасыз етудің нашарлығы

21

4,3

27

5,1

48

9,4

Спирттік ішімдікті қабылдау

188

39,2

38

7,1

226

46,3

ЖРА жиі қайталануы

93

19,4

115

21,5

208

40,9

Бронх-өкпе ауруының тұқым қуалағыштық оқиғалары

442

9,2

49

9,1

491

18,3

Аллергиялық оқиғалар

58

12,1

86

16,1

144

28,2

Лор- ағзаларының ауруының кездесу жиілігі

127

26,3

133

24,9

260

51,2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Здоровье для всех – потребность в медицинских информационно-коммуникационных системах

    Документ
    ... 36-43 Задачи по достижению здоровьядлявсех. Европейская политика здравоохранения. Пересмотренное ... профилактики, диагностики, качественного лечения, реабилитации после заболеваний и травм, здорового образа жизни и, главное, содержательно здоровой ...
  2. Высшее образование в і дсканував mag n@t физическая реабилитация

    Список учебников
    ... длялечения, реабилитации и профилакти­ки различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации ... особенно в группах «Здоровье» и для занятий с лицами пожилого ... уп­ражнения длявсех мышечных групп. Для ...
  3. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  4. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    ... информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, ... достижение к 2000 году здоровьядлявсех людей планеты. Вряд ... в рамках единой системы реабилитации. “Реабилитация” - переводится с латинского ...
  5. Общественного здоровья и здравоохранения» к м н к м н сабанчиева здоровье

    Методические рекомендации
    ... населения доступными службами профилактики, лечения и ухода -: пропаганда и поддержка благоприятных дляздоровья форм поведения ... в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии -: во всех случаях санаторного лечения листок нетрудоспособности ...

Другие похожие документы..