Главная > Курсовая


Otrā kursā kursa darbs

2 Course paper

Курсовая работа (2 курс)

1.

Уровень учебной практики

D

2.

Кредитные пункты

3.

Автор

Л.Бабич, Ms.sc.oec., доцент кафедры менеджмента и маркетинга

4.

Форма контроля

зачет

5.

Предварительные знания

Курсовая работа выполняется студентами 2 курса по специальности «Руководитель предпринимательской деятельности».

Микроэкономика – рынок; теории поведения потребителя и производителя (предприятия); понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя среда; выручка, издержки, прибыль, эффективность; неопределенность внутренней и внешней среды.

Макроэкономика – общественное воспроизводство; макроэкономические показатели.

Философия – научные, философские, религиозные картины мира; пространство и время; человек, общество, природа, культура; человек и исторический процесс; глобальные проблемы современности, будущее человечества.

Психология управления – закономерности управления различными системами, в том числе социально-экономическими; уметь дать психологическую характеристику личности; интерпретировать собственное психическое состояние, быть способным к диалогу, владеть основами социологического анализа.

Теория управления – уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами; находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики, понимая значение национальных и культурно-исторических факторов; моделировать ситуации принятия управленческих решений, позволяющих в условиях хаоса и неопределенности разрешать возникающие проблемы.

Основы права – знать основы Латвийской и Европейской правовой системы и законодательства, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.

Менеджмент фирмыпринципы формирования органов управления предприятием; экономический механизм управления предприятием (принципы, функции, методы внутрифирменного управления); методы подготовки, принятия и оптимизации управленческих решений; управленческие процессы на предприятии; управление производством; эффективность управления производством и предприятием в целом.

6.

Аннотация

Целью написания курсовой работы является ознакомление с пакетом документов, регламентирующим деятельность организации, с организационной структурой, взаимосвязями элементов организации, с принципами, методами и стилями управления организацией, целями и задачами организации, внешним окружением организации.

Студенты должны получить знания о менеджменте организации как науке и искусстве управления. Получить практические навыки по управления организацией в целом и ее различными функциональными сферами деятельности.

Задачи курсовой работы – вооружить студентов знаниями

- о структуре предприятия и организационной структуре управления организацией, о принципах формирования организационных структур, органов управления организацией;

- об экономическом механизме управления организацией, о принципах и функциях внутрифирменного управления;

- об основных подходах и методах подготовки, принятия и оптимизации управленческих решений;

- о производственном менеджменте как системе взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, управление стратегией, программой, производством в оперативном режиме, качеством выпускаемой продукции, ценообразованием, расходами;

- об управлении различными функциональными зонами предприятия.

7.

Код

8. Название курсовой работы «Разработка бизнес-плана …………………………»

9.

Требования

к учащимся для получения полного объема кредитных пунктов

Требования стандарта профессий:

Анализировать и оценивать процесс воплощения целей предприятия в жизнь; знать и контролировать основные функциональные сферы деятельности предприятия; понимать внутренне связи предприятия; применять управленческие информационные системы на предприятии для обеспечения процесса управления.

Основные знания и умения:

В результате написания курсовой работы студент должен знать

- иметь целостное представление о предприятии как объекте управления

- пути повышения эффективности работы предприятия

- подходы и методы принятия грамотных управленческих решений

В результате изучения курса студент должен уметь:

- применять различные методы для управления различными функциональными зонами предприятия

- испоьзовать такой инструмент как бизнес-план для совершенствования деятельности предприятия

- разрабатывать бизнес-план

- управлять эффективностью производства и функционирования организацией в целом

Распределение кредитных пунктов:

  • Написание курсовой работы – 60%.

  • Защита курсовой работы – 30%.

10.

Литература

Основная литература

  • V.Praude, I.Beļčikovs. Menedžments. Teorija un prakse. Otrais, pārstrādātais izdevums.- Rīga.: Vaidelote, 2001.-509lp.

  • Zvirbule-Bērziņa Andra. Ražošanas menedžments. – Rīga, Turība.

  • Reismanis Ē. Biznesa plāna veidošanas pamatprincipi. – Rīga.: Junior. 2007.

  • У. Бреддик. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 1997.-344с.

  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.-280с.

  • Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ, 2006,-511с.

  • Дафт Р. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Питер, 2006.-84с.

  • Р.Джей, Р.Темплар. Энциклопедия менеджера. Алгоритмы эффективной работы. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.-678с.

  • П.Ф.Друкер. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. – М.: изд. дом Вилльямс, 2004.-432с.

  • Кнорринг В.И, Теория, практика и искусство управления: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2004.-544с.

  • Лукичева Л.И.Управление организацией / Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006.-360с.

  • Мескан М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2004.-720с.

  • Новицкий Н.И, Пашуто В.П. Организация, планирование и управление производством: Учебно-методическое пособие.– М.: Финансы и статистика, 2007.-576с.

  • Е.Р.Орлова. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок. – М.: Омега-Л, 2007.-160с.

  • Пейли Н. Успешный бизнес-план от стратегических целей к плану действий на один год. – М.: Эксмо, 2007.-416с.

  • Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского. – М.: ИНФРА-М, 2005.–574с.

  • Резник С.Д., Игошина И.А., Резник В.С. Введение в специальность менеджмент организации / Учебное пособие – М.: Логос, 2005.-319с.

Дополнительная литература

  • Вершигора Е.Е, Менеджмент / Учебное пособие. 2-е издание.– М.: Инфра-М, 2002.-283с.

  • Джон В. Ноюстром, Кейт Дэвис. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб., Москва-Харьков-Минск.: Питер, 2000.-448с.

  • П.В.Забелин, П.В,Нестеров, В.Г.Федцов. Предпринимательский менеджмент. М.: ПРИОР, 1999.-223с.

  • А.К.Казанцев, В.И.Подлесных, Л.С.Серова. Практический менеджмент / Учебное пособие. – М.: Инфра – М., 1998.-368с.

  • Л.И.Лукичева. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2007.

  • Основы управления предприятием. Модели и методы управления в условиях неопределенности. В 3 книгах. Книга 2. Под ред. Г.И. Андреева, В.А.Тихомирова – М.: Финансы и статистика. 2006.

  • Румянцева С.А. Менеджмент организации. – М.: КноРУс, 2003.

  • Управление предприятием. Конспект лекций. – М.: Феникс, 2005.-224с

  • Управление организацией: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007.

  • Управление организацией: Энциклопедический словарь – М.: Инфра-М, 2001.

  • Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – М.: Питер, 2004.– 496с.

  • Чейз Р. Операционный и производственный менеджмент. – М.: Изд.дом Вильямс, 2005.-704с.

  • Hollett V.  Business objectives / Vicki Hollett. - 8th ed. - Oxford : Oxford University Press, 2002.-191p. 

  • Smith H.  Business process management : the third wave / Howard Smith, Peter Fingar. - Tampa, Florida : Meghan-Kiffer Press, 2003.-292p.   

Wallwork A.  Business Vision / Adrian Wallwork. - Oxford : Oxford University Press, 2002.-158p

  1. Задание на курсовую работу

Разработать бизнес-план предприятия.

При написании бизнес - плана необходимо отразить следующие моменты:

  • Бизнес-план предприятия, его сущность, структура, характеристика

основных разделов.

Бизнес-план – это документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (на 3 – 5 лет) с разбивкой по годам.

  • Характеристики проекта, отражаемые в бизнес-плане:

- сущность проекта (вид деятельности);

- обоснование проекта (состояние спроса и предложения);

- обеспечение (производственный, маркетинговый и организационный планы);

- необходимые для реализации средства;

- конечные финансовые итоги осуществления проекта.

  • Круг пользователей бизнес-плана.

Разработчики, для которых полезным является сам процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров;

Сотрудники предприятия, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста;

Потенциальные инвесторы, которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проектаю

  • Типовая структура бизнес-плана.

Титульный лист – сведения о предприятии, стоимость проекта, потребности в финансировании.

Вводная часть – обоснование перспективности проекта, необходимый объем инвестиций.

Анализ положения дел в отрасли – динамика продаж, тенденции ценообразования, характеристика конкурентов, потребителей, влияние научно-технических, социальных факторов и т.д.

Сущность проекта – основные цели предприятия, подробное описание изделия, патентная защита, характеристика предприятия, её степень готовности к реализации проекта, общая стоимость проекта, включающая размеры и график капиталовложений.

План по маркетингу – программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществить в ходе реализации проекта: определение общего объема и ассортимента реализуемый продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта, направлений совершенствования продукции с учетом прохождения этапов её жизненного цикла, требований к упаковке, внешнему виду; обоснование ценовой политики, планирование сбыта, его стимулирования; планирование рекламной кампании, сервиса, система маркетингового контроля.

Производственный план – определение себестоимости, производственных мощностей, потребностей в сырье, производственных площадях, описание всего технологического процесса, субподрядчиков.

Организационный план – описание организационно-правовой формы, организационной структуры управления, характеристика руководящего состава, работа с персоналом, материально-техническая обеспеченность управления, местонахождения предприятия.

Оценка рисков – изложение всех возможных проблем, которые могут осложнить реализацию проекта, определение комплекса предупреждающих мер, сценариев поведения в случае наступления неблагоприятных событий.

Финансовый план – сводный баланс доходов и расходов, план денежных поступлений и расходов, балансовый план на конец года в его традиционной форме, план по источникам и использованию средств.

Приложения – документы, использованные при подготовке бизнес-плана.

Бизнес – план является основным документом для реализации многих целей. Например, это может быть план развития нового предприятия, нового направления деятельности на предприятии, план привлечения инвестиций для реализации нового проекта и пр.

Когда проведены все необходимые исследования и научно-исследовательские разработки, предшествующие принятию управленческого решения, выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ, возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, позволяющем предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес - проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющейся главным инструментом для предпринимателя. От правильности составления этого документа зависит, получит ли проект одобрение, а также его жизнеспособность.

Роль бизнес-плана значительна: он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще "на бумаге", а не в реальности, рассмотрев своё предприятие со всех сторон - маркетинга, финансов и производственной деятельности.

Основным предназначением бизнес-плана является необходимость привлечения или добывания денежных средств. Большинство заимодавцев или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана.

Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого намерено придерживаться предприятие в определенный промежуток времени.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной стадией в деловом планировании, как процесса обоснования любого дела.

В последние годы уровень планирования на предприятиях сни­зился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъек­тивных причин. Объективные причины заключаются в недостатках старой централизованной системы планирования, которая оказалась неадекватной изменившимся ус­ловиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии пос­тановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построе­ние идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятия.

Так как бизнес – план в настоящее время, в основном, выполняет роль заявки на получение инвестиций, порядок его создания и оформления формализовался и унифицировался. Бизнес – план, чтобы быть принятым к рассмотрению, должен содержать следующие разделы:

  1. Резюме, аннотация или вводная часть.

  2. Характеристика предприятия:

    • История.

    • Экономическая и географическая оценка.

    • Юридичекое основание – форма капитала, собственники и владельцы предприятия.

    • Стратегические цели или миссия предприятия.

    • Описание отрасли, в ктотрой работает предприятие.

  3. Характеристика продукции:

    • Планирование процесса производства.

    • Необходимое оборудование.

    • Описание продукта – вид, упаковка, качество.

    • Необходимое сырье, поставщики.

    • Планируемый объем производства.

  4. Персонал:

    • Необходимое количество персонала.

    • Организационная структура предприятия.

    • Мотивация персонала.

    • Система оплаты.

  5. Анализ рынка:

    • Определение потенциала потребителей.

    • Основные факторы покупательской способности.

    • Конкуренты.

    • Определение конъюнктуры рынка.

  6. Маркетинговые стратегии:

    • Определение концепции продукции.

    • Ценообразование.

    • Планирование каналов сбыта.

    • Реклама.

  7. Определение рисков, SWOT анализ:

    • Главные факторы риска.

    • Мероприятия по снижению рисков.

  8. Финансовое планирование:

    • План возврата кредита.

    • Финансовые документы.

    • Баланс, расчет прибыли-убытков, отчет о денежном потоке.

  9. Выводы и предложени

  1. Методические указания по выполнению курсовой работы

Требования и указания к созданию бизнес-плана.

  1. РЕЗЮМЕ.

Бизнес-план предназначен для потенциальных инвесторов, через которых, как правило, ежедневно проходит не один бизнес-план. Поэтому для изучения предлагаемого проекта используется резюме, представляющее собой краткий обзор бизнес-плана. Задача резюме – в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера, инвестора или кредитора.

С первых слов они должны убедиться в экономической эффективности реализуемого проекта. Основное требование резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2-3 страниц.

Пишется резюме в последнюю очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана. Но при оформлении резюме помещается в начале плана с тем, чтобы знакомясь с планом можно было охватить суть дела и иметь ясность во всех вопросах.

В резюме должны быть четко определены возможность для открытия бизнеса, в чем его привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок и т.д.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

В данной главе необходимо охарактеризовать предприятие как субъект хозяйственно- экономической деятельности. Необходимо указать краткую информацию об истории развития предприятия, обратив особое внимание на преследование и достижения стратегических целей развития и связав историю предприятия с будущими стратегическими целями. То, насколько последовательным и свяхзным будет выглядеть развитие предприятия, и насколько оно отвечает требованиям стратегического менеджмента, также будет являться условием понижения или повашения рисков предоставления инвестиций.

Также в этой главе освещаются экономические аспекты географического положения предприятия и дается юридическая информация о форме собственности и владельцах предприятия.

В этой же главе характеризуется отрасль в целом. Нужно обратить внимание на такие характеристики, как

  • Перспективность отрасли

Является ли отрасль приоритетной для развития с точки зрения государства, Европейского Союза; есть ли возможность получения поддержки от фондов развития; возможны ли льготы в налогообложении?

  • Темпы развития отрасли

Темпы развития отрасли разные на каждой ступени цикла развития: когда отрасль молодая, развитие происходит бурно, норма прибыли высока, конкурентов сравнительно немного. С дальнейшим развитием темпы роста замедляются, повашается конкуренция, прибыль становится меньше, растут требования к профессионализму работников. На последней стадии развития отрасли, когда роста прекращается, инвестировать в проекты не имеет смысла.

  • Степень консолидации

Этот показатель характеризует доли рынка, принадлежащие крупным предприятиям в отрасли. Если этот показатель высок (70 – 75%), и предприятие не относится к числу крупных, снижаются шансы на успех инноваций в отрасли, завоевания долей рынка с новым продуктом.

3. ХАКТЕРИСТИКА ТОВАРА.

Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Недостаточно четкое и полное представление о них может стать неудачей предпринимательского бизнеса. Идея продукта может быть оригинальной (новой), а может и не быть новой, уже реализуемой кем-то. Однако это не помеха для успешного бизнеса. Идея бесплодна, если в ее основе лежит производство бесполезного, не имеющего спроса товара или услуги. Идеальным для предпринимателя является продукт, позволяющий уйти от конкуренции – абсолютно уникальный или нишевый. Но в развитой рыночной системе идея такого продукта встречается редко.

Чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги), необходимо дать не только представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д. Описание продукта должно содержать технические характеристики товара. При необходимости следует приложить фотографии, рисунки или рекламный проспект, позволяющие наглядно увидеть будущий продукт.

На этом этапе бизнес-плана необходимо наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью разработанной технологии предприятия, поскольку трудно получить деньги под идею, которая не привела еще к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара.

Также должна быть определена примерная цена нового товара и стоимость затрат, которые пойдут на его производство. Из этого ориентировочно можно определить и размер прибыли, которую будет приносить каждая единица товара.

В этом же разделе описываются поставщики продукции или сырья для его производства, особенности его поставки, транспортировки и т.д.

Очень важно упомянуть особенности его легализации на местном рынке в соответсвии с нормами законодательства. Например, нотификация составов косметических средств, регистрация фармацевтических препаратов и др.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.

Организационная структура управления бизнесом, лично­стные характеристики и квалификация персонала, формы юридического и банковского обслуживания - все это ключевые моменты, особенно в малом бизнесе, для успеха дела в целом. Особенностью малой формы бизнеса является то, что в органи­зационном плане формальная структура предприятия может быть в максимальной степени совмещена с конкретными характерис­тиками и требованиями к ключевому персоналу.

При формировании структуры управления необходимо по­мнить, что наиболее существенное отличие установления орга­низационной структуры от выработки технических решений зак­лючается в решающей роли человеческого фактора на всех ста­диях деятельности. Индивидуальные и групповые интересы, опыт и традиции, квалификационные и социально-психоло­гические характеристики руководителей и специалистов сле­дует учитывать уже на ранних этапах подготовки структу­ры проекта. Если предприятие небольшое, то вовлечение ключевых работников и специалистов в творческий процесс форми­рования структуры управления служит залогом эффективной работы коллектива.

При формировании организационной струк­туры небольшого коллектива важно обратить внимание на ос­новные принципы эффективных структур управления: опти­мальное распределение обязанностей, информационную обес­печенность руководителя, заинтересованность исполнителя в результате, наличие контроля и, наконец, единоначалие. В малом бизнесе эффективную организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. При этом следует помнить, что работа персонала предприятьия успешна лишь в том случае, когда интересы производства, способности и интере­сы работника согласованы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. OTRĀ LĪMEŅA PROFESIONĀLĀS AUGSTĀKĀS IZGLĪTĪBAS STUDIJU PROGRAMMA

    Документ
    ... skaits studiju programmā…………………………………………….12 1.kursā imatrikulēto skaits……………………………………………………..12 ... Pētnieciskais darbs ietverts gan atsevišķu studiju kursu saturā, gan 7.2. OTRĀ LĪME ... ar dzirdes problēmām. 7.5.2. 1.KURSĀ IMATRIKULĒTO SKAITS Studiju gads ...
  2. Profesionālā bakalaura grāda un datordizainera kvalifikācijas iegūšanai

    Документ
    ... apguvē u.c.. 6.1. Studiju programmas mērķi un uzdevumi Otrā līmeņa profesionālās augstākās izglītības ... ārizglītojošie studiju kursi) nodrošina otrā līmeņa profesionālajai ... . Kursa anotācija: Kursā paredzētas gan lekcijas, gan studentu praktiskais darbs. ...
  3. Baltijas krievu institūts

    Документ
    ... apguvē u.c.. 6.1. Studiju programmas mērķi un uzdevumi Otrā līmeņa profesionālās augstākās izglītības ... ārizglītojošie studiju kursi) nodrošina otrā līmeņa profesionālajai ... . Kursa anotācija: Kursā paredzētas gan lekcijas, gan studentu praktiskais darbs. ...
  4. Latvijas Republikas Izglītības un zinātnes ministrijai

    Документ
    ... , atskaitot haotisko. Kādā valodā rakstāms kursa darbs? Kursa darbs jāraksta latviešu valodā. Tas formul ... ģijas bakalaura programmas studiju kursā „Ievads studijās” (Biol1190). Otrā līmeņa profesionālās augst ...
  5. Augstākās izglītības iestādes juridiskā adrese un telefons

    Документ
    ... apguvi bibliotēkās. Kopš 20. gadsimta otrās puses arvien vairāk sāk veidoties ar ... ība organizācijās 4 Kursa darbs 4 Kursa darbs 4 Bakalaura darbs 10 Bakalaura darbs 10 56 (67%) 20 ... programmā ir vismaz 25 studenti kursā. 6.5.2. Infrastruktūras nodrošinā ...

Другие похожие документы..