Главная > Программа дисциплины


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова

Программа дисциплины

ЭЛЕКТРОННЫЙ МАРКЕТИНГ

Москва

2003

Программа дисциплины «Электронный маркетинг» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы (составители):

д.э.н., профессор, член ассоциации АМА, ДАНЬКО Т.П.,

к.т.н., доцент Завьялова Надежда Борисовна,

к. физ.-мат.н., доцент ДЬЯКОНОВА Л.П.,

к. физ.-мат.н., доцент КИТОВА О.В.,

к.э.н., доцент, член ассоциации АМА САГИНОВА О.В.,

к.э.н., доцент, член ассоциации АМА СКОРОБОГАТЫХ И.И.,

к.э.н. ХОДИМЧУК М.А.

Рецензенты учебного пособия по курсу «Электронный маркетинг»:

Чл.-корр. РАН, проф., д..э.н., проф., председатель УМО по маркетингу А.Г Поршнев,

Чл.-корр. РАН, проф., д.ф.-м.н. В.П. Иванненков

I. Организационно-методический раздел

  1. Целью курса является подготовка специалистов в области маркетинга для реализации профессиональной деятельности в условиях развития новых форм бизнеса.

  2. Задачей курса является формирование системного подхода к теоретическим основам и практическим аспектам реализации электронного маркетинга как интегрированному направлению, охватывающему обширный круг вопросов стратегического и операционного маркетинга, развивающихся на электронном рынке в сочетании с широким диапазоном новых возможностей информационных технологий.

  3. Методическая новизна курса «Электронный маркетинг» (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)1 состоит
    в интегрированном подходе к изложению материала, обеспечивающим слияние знаний в области реализации маркетинговой деятельности с новейшими достижениями в области информационных телекоммуникационных технологий. Сочетание лекционных и практических занятий с ситуационным анализом направлено на систематизацию методов и средств решения задач маркетинга.

  4. Место курса в системе социогуманитарного образования определяется как связующий элемент общегуманитарных и социально-экономических дисциплин с математическими и естественнонаучными дисциплинами.

  5. Требования к уровню освоения содержания курса:

Студент, прошедший подготовку по курсу «Электронный маркетинг», должен знать:

основные теоретические и практические аспекты электронного бизнеса;

основы электронного маркетинга как элемента электронного бизнеса;

рынки информационных ресурсов и особенности их использования для решения задач маркетинга.

основы маркетинговой деятельности на электронном рынке.

комплекс электронного маркетинга как совокупность элементов: товар, цена, канал распределения и продвижение;

основные политические, юридические и этические аспекты электронного бизнеса.

Студент, прошедший подготовку по курсу «Электронный маркетинг» должен уметь:

использовать современные информационные технологии в решении задач маркетинга на электронном рынке;

осуществлять экспертно-аналитические операции по анализу различных сегментов электронного рынка, принимать решения по направлениям комплекса электронного маркетинга, проводить структурированные маркетинговые исследования.

II. Содержание курса

  1. Новизна курса «Электронный маркетинг »состоит :

    • в изложении комплекса методик и инструментальных средств, обеспечивающих:

  • поддержку современного бизнеса информацией, необходимой для принятия маркетинговых решений,

  • развитие инфраструктуры, направленной на повышение конкурентоспособности предприятий и организаций в условиях глобализации экономики;

    • в системном подходе к решению задач маркетинга средствами информационных и телекоммуникационных технологий,

Сравнительный анализ курса «Электронный маркетинг» с курсами передовых вузов стран Европы -Университета Вулверхемптона( Великобритания), США –Университета Санта Клара, Международного института маркетинга CIM, Канады –Университета МакМастер и ряда вузов России показал, что большинство учебных заведений реализуют подобные курсы в виде набора модулей, каждый из которых подготовлен в рамках подразделений, специализирующихся на отдельной предметной области. Рассматриваемый курс «Электронный маркетинг» учитывает постоянно растущую востребованность в интегрированных курсах, обеспечивающих подготовку специалистов, будущее которых связано с работой на стыке нескольких областей знаний.

  1. Курс «Электронный маркетинг» включает два раздела:

Раздел 1. Основы электронного маркетинга

Введение в электронный маркетинг

Бизнес и экономическое окружение. Поведение компаний на рынке. Взаимное влияние развития информационных технологий и процессов в экономике.

Современные концепции маркетинга. Маркетинг отношений.

Основы электронного бизнеса и место электронного маркетинга в электронном бизнесе.

Электронный бизнес и стратегия компании.

Cтруктура электронного рынка, модели взаимодействия участников.

Хараткеристика сегмента электронного рынка B2C.

Характеристика сегмента электронного рынка B2B.

Модели получения доходов в электронном бизнесе.

Особенности маркетинговой деятельности на электронном рынке. Комплекс электронного маркетинга.

Товарные решения электронного маркетинга.

Ценообразование в сети Интернет.

Сеть Интернет как канал распределения.

Маркетинговые коммуникации в сети Интернет.

Маркетинговые исследования в сети Интернет

Первичные и вторичные данные в сети Интернет.

Методы получения данных для реализации маркетинговой деятельности.

Интерпретация данных для принятия решений.

Раздел 2. Технологии электронного маркетинга

Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге

Общая характеристика информационных технологий.

Введение в сетевые технологии.

Корпоративные информационные системы и функции маркетинга.

CRM-системы как средство реализации маркетинга отношений

CRM как новый этап развития корпоративных информационных систем.

Функциональные возможности CRM-систем.

Сеть Интернет как инструмент маркетинга

Принципы построения сети Интернет и сервисы сети Интернет.

Технологии сети Интернет для реализации маркетинговой деятельности.

Технологии хранения и обработки информации

Концептуальное моделирование и задачи маркетолога.

Логическое и физическое моделирование баз данных.

Практика создания баз данных.

Технологии создания Web-сайтов

Web-сайт в электронном бизнесе. Роль и функции Web-сайта в электронном маркетинге.

Принципы проектирования Web-сайтов.

Технические аспекты и практика реализации Web-сайтов

Этические и правовые аспекты электронного маркетинга

  1. Темы и краткое содержание

  1. Основы электронного маркетинга

  1. Введение в электронный маркетинг

    1. Бизнес и экономическое окружение. Поведение компаний на рынке. Глобализация экономики. Информационные процессы в экономики. Трансформация моделей бизнеса. Новая экономика: характерные особенности. Взаимное влияние развития информационных технологий и процессов в экономике.

    2. Современные концепции маркетинга. Изменение маркетинговой парадигмы, усиление роли потребителя в бизнес-моделях маркетинга. Неободимость и возможность индивидуального и персонифицированного подхода к потребителю. Маркетинг отношений. Задачи и цели курса «Электронный маркетинг». Основные понятия и определения. Электронный бизнес, Электронная коммерция. Электронный маркетинг.

  1. Основы электронного бизнеса и место электронного маркетинга в электронном бизнесе

    1. Элеткронный бизнес и стратегия компании.

    2. Структура электронного рынка, модели взаимодействия его участников. Организационные формы электронного рынка. Технологии электронного бизнеса. Web-представительства. Электронные торговые площадки. Классификация электронных торговых площадок. Каталоги on-line. Аукционы. Биржи. Сообщества. Компании-провайдеры решений в области электронного бизнеса.

    3. Характеристика В2С сегмента электронного рынка.

    4. Характеристика В2В сегмента электронного рынка. Горизонтальные и вертикальные модели электронного рынка В2В. Статические и динамические модели электронного рынка В2В. Характеристики рынка. Факторы успеха.

    5. Модели получения прибыли в электронной коммерции В2В. Модель доходов от сделок. Модель доходв от аукциона. Модель экономии затрат. Модель доходов от подписки. Модель доходов от рекламы. Модель доходов от лицензирования программных подуктов. Консалтинг и обучение. Маркетинговые услуги.

  1. Особенности маркетинговой деятельности на электронном рынке. Комплекс электронного маркетинга

    1. Товарные решения электронного маркетинга. Электронный формат товаров и услуг в Интернет. Классификация товаров и услуг электронного маркетинга. Характеристики цифровых информационных продуктов. Виды электронных продуктов. Проблема качества электронных продуктов. Стратегии создания новых товаров в сети Интернет. Услуги на электронном рынке. Финансовые услуги. Электронные платежи в сети Интернет. Туристические услуги в сети Интернет. Информационные услуги в сети Интернет. Образовательные услуги в Интернет.

    2. Ценообразование в сети Интернет. Факторы, способствующие снижению цен на электронном рынке. Ценообразование проникновения. Ценообразование по методу «снятия сливок». Ценообразование продвижения. Сегментированное ценообразование. Договорное ценообразование. Динамичное ценообразование.

    3. Интернет как канал распределения. Интернет и структура канала. Интернет как прямой канал распределения. Интернет как косвенный канал. Интернет как смешанный канал. Интернет в многоканальной стратегии распределения. Информационные посредники. Компании-агрегаторы.

    4. Маркетинговые коммуникации в Интернет. Цели маркетинговых коммуникаций для компаний, работающих на электронном рынке. Модели коммуникации в сети Интернет. Характеристики Интернет для маркетинговых коммуникаций. Реклама в сети Интернет. Рекламные носители в сети Интернет: баннеры, текстовые блоки, ссылки из контента и др. Реклама с использованием электронной почты. Стратегии «проталкивания и вытягивания» в Интернет-рекламе. Стимулирование сбыта в Интернет. Методы стимулирования сбыта. Связи с общественностью (PR) в Интернет. Личные продажи в Интернет. Брендинг в сети Интернет. Потребительский интерфейс бренда. Причины необходимости изменения бренд-стратегии компании, работающей на электронном рынке.

  1. Маркетинговые исследования в сети Интернет

    1. Маркетинговые исследования. Поиск информации в Интернет. Первичные и вторичные данные в сети Интернет.

    2. Методы получения данных в Интернет для реализации маркетинговой деятельности. Опросы в режиме on-line. Web-опрос. E-mail-опрос. Преимущества и недостатки опросов on-line. Проблемы контроля при проведении исследования в Интернет. Фокус-группы в режиме on-line. Фокус-чаты. Фокус-форумы. Видео-аудио-конференции. Преимущества и недостатки фокус-групп в режиме on-line. Глубинные интервью. Интернет-панели. Экспертные опросы в сети Интернет.

    3. Интерпретация данных для принятия решений. Организация и хранение маркетинговой информации, полученной в Интернет. Анализ данных и использование информации.

  1. Технологии электронного маркетинга

  1. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в маркетинге

    1. Общая характеристика информационных технологий. Информационные технологии в экономике. Основные понятия и определения. Этапы развития и области применения информационных технологий. Инновационные направления развития информационных технологий.

    2. Введение в сетевые технологии. Понятие вычислительных сетей. Классификация вычислительных сетей. Эталонная модель взаимодействия открытых систем. Сетевые протоколы и уровни. Топология сетей. Локальные и глобальные сети. Сети Интернет и Интранет. Сетевые технологии и задачи маркетинга.

    3. Корпоративные информационные системы и функции маркетинга. Основные понятия и определения. Классификация информационных систем. Понятие корпоративной информационной системы. Стандарты управления предприятием (MRP, MRP II, ERP, CSRP). ERP-системы (системы планирования ресурсов предприятия) и их функциональные возможности. Корпоративные информационные системы и факторы, влияющие на их развитие. Области применения и примеры реализации корпоративных информационных систем. Oracle E-Business Suite: функциональные блоки Oracle ERP.

  1. CRM-системы как средство реализации маркетинга отношений

    1. CRM как новый этап развития корпоративных информационных систем. Основные принципы, лежащие в основе технологии CRM. Классификация CRM-систем.

    2. Функции CRM-систем. Обзор современных решений CRM-систем. Oracle E-Business Suite: Oracle CRM.

  1. Сеть Интернет как инструмент маркетинга

    1. Принципы построения сети Интернет и сервисы сети. История создания Интернет. Терминальный режим. Электронная почта. Списки рассылки. Службы телеконференций. Основные понятия WWW. Основные программы для работы в Интернет.

    2. Технологии получения маркетинговой информации в сети Интернет. Поисковые системы. Каталоги. Рейтинги. Информационные ресурсы сети.

  1. Технологии хранения и обработки информации

    1. Основные направления развития методов обработки и хранения информации. Организационный аспект разработки и сопровождения базы данных. Архитектура баз данных. Принципы проектирования баз данных. Модели баз данных. Основные функции систем управления базами данных (СУБД). Эволюция систем управления баз данными. Функции и задачи сотрудников службы марктеинга этапах проектирования, внедрения и эксплуатации СУБД.

    2. Концептуальное моделировании баз данных. Логическое и физическое моделирование баз данных. Базовые понятия реляционных базы данных. Управление реляционными базами данных. Язык SQL ( структурированный язык запросов).

    3. Практика создания баз данных. База данных Интернет-магазина. Проект реляционной базы данных Интернет-магазина. Базы данных в компьютерных сетях. Коммерческие системы управления базами данных для решения задач маркетинга.

  1. Технологии создания Web-сайтов

    1. Роль и функции Web-сайта в электронном бизнесе и электронном маркетинге . Корпоративные порталы в реализации электронного бизнеса.

    2. Принципы построения Web-сайтов для решения задач маркетинга. Классификация Web-сайтов. Этапы проектирования Web-сайтов.

    3. Технические аспекты и практика реализации Web-сайтов Основы Web-программирования. Основы HTML. Основы XML. Средства Microsoft Office для создания Web-сайтов. Создание Web-страницы средствами Word. Создание Web-страницы средствами Excel. Создание Web-страницы средствами PowerPoint. Создание Web-страницы средствами MS FrontPage.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... и цели дисциплины «Проектные связи с общественностью». Социально-экономическая сущность связей с общественностью (PR) в управлении проектом. Функции ...
  2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов Программадисциплины История социологии Москва 2003 Программадисциплины ...
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов Программадисциплины История социологии Москва 2003 Программадисциплины ...
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины (4)

    Программа
    ... КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Программадисциплины СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Томск 2003 Программадисциплины ...
  5. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины (9)

    Программа дисциплины
    ... ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Программадисциплины Экономика общественного сектора ...

Другие похожие документы..