Главная > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа

по курсу

«Информатика в начальных классах»

Авторы: Тур С.Н., Бокучаева Т.П.

(внеурочная деятельность)

для обучающихся 1 -4 классов

Мельниково 2011

Программа курса информатики

для 1-4 классов

начальной общеобразовательной школы

на основе:

  • «Программы курса информатики для учащихся 1-4 классов» / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.. – ССпб.: БХВ-Петербург, 2009;

  • Учебников-тетрадей для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.. – ССпб.: БХВ-Петербург, 2007.

Пояснительная записка

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос: чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе и именно этим определяется его актуальность.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

При обучении учащихся 1-4 классов рассматриваем два аспекта изучения информатики:

  • технологический, когдаинформатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;

  • общеобразовательный, когдаинформатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Выделяются два основных направления обучения информатике:

Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.)

Второе направление обучения информатике – это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Современный урок информатики в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.

Цели и задачи курса «Информатика в начальных классах»

Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса «Информатика в начальных классах»:

1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные на уроках информатики знания.

3. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.

4. Воспитывать интерес к урокам информатики и новым информационным технологиям.

Главная задача уроков информатики в начальных классах – дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, практическим овладением компьютера, освоение компьютерных программ, дать первоначальные основы программирования. На уроках информатики ученики начальных классов учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать, систематизировать полученную информацию.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения в каникулярное время (как внеурочное занятие)

Направления деятельности:

  1. Сделать урок информатики более современным, приближенным к основным интересам учащихся.

  2. Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.

  3. Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.

Говоря об общеобразовательной ценности курса «Информатики в начальных классах» - умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

Данная программа связана с программой А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Целью этой программы является расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

Организация учебно-воспитательного процесса

и состав учебно-методического материала по курсу

Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером учащиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – учащиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 45 минут.

Учебно-методический материал по курсу «Информатика в начальных классах» состоит из цифровых образовательных программ:

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 3-4 год обучения – 1 СD;

- Методическое пособие для учителей 1-4 класс «Первые шаги в мире нформатики»,

СD – ROM содержит пакет педагогических программных средств «Страна «Фантазия»;

Методическое обеспечение:

- С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;

- «Информатика в играх и задачах» А.В Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2002 г.

1 класс (34 урока)

Введение в предмет (9 часов)

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.

Программа графический редактор Paint.(6 часов)

Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.

Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным при­знакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на груп­пы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение множеств. Способы задания множеств.

Введение в логику (10 часов)

Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Слова-кванторы. Введение понятий «дерево», «графы», «комбинаторика».

К концу первого года обучения учащиеся должны:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • знать основные применения компьютеров;

  • знать основные устройства компьютеров;

  • уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

  • уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

  • иметь понятие о множестве;

  • уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

  • уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

  • уметь конструировать фигуру из её частей;

  • уметь находить истинное и ложное суждение;

  • уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;

  • уметь решать задачи с помощью графов;

  • уметь решать задачи комбинаторного типа;

  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint.

2 класс (34 часа)

Повторение изученного материала (3 часа)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Текстовый редактор WordPad (7 часов)

Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.

Графический редактор Paint (4 часа)

Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.

Логика (20 часов)

Информация, виды информации, способы представления информации. Зеркальное отражение. Симметрия. Массивы, работа с массивами. Множества. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств. Алгоритм. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

  • знать основные устройства компьютера;

  • знать основные устройства компьютера, системного блока;

  • уметь решать логические задачи;

  • уметь получать вариативные решения;

  • уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

  • иметь представление о понятии симметрии и видах симметрии;

  • уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

  • знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;

  • уметь работать с несколькими массивами;

  • знать способы представления информации;

  • уметь составлять алгоритмы с условиями (ветвлением);

  • уметь записывать алгоритмы;

  • уметь работать с исполнителем;

  • уметь сравнивать множества;

  • уметь находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением, объединением двух других множеств;

  • уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;

  • уметь создавать текстовые сокументы;

  • уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;

  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» 2 год обучения; «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 2 год обучения; текстовый редактор WordPad, графический редактор Paint.

3 класс (34 часа)

Повторение изученного материала (2 часа)

Техника безопасности. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Компьютерные вирусы.

Текстовый редактор MicrosoftWord (7 часов)

Работа с текстом. Редактирование текста. Списки: маркированный и нумерованный. Вставка номеров страниц, вставка рисунков, объекта WordArt. Создание текста.

Логика (20 часов)

Множества. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Отрицание. Истинность высказывания. Слова-кванторы. Моделирование. Координаты. Граф. Вершины и рёбра графа. Граф с направленными рёбрами. Аналогия и закономерность. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Цикл в алгоритме. Составление разветвлённых алгоритмов. Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Алгоритмы работы с координатной плоскостью.

Программа ПервоЛого (5 часов)

Знакомство с программой ПервоЛого. Создание рисунков в программе ПервоЛого.

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

  • знать историю развития компьютерной техники;

  • знать понятия «множество», «подмножество»;

  • уметь сравнивать множества;

  • уметь использовать слова-кванторы, слова-связки для построения сложных высказываний;

  • уметь решать логические задачи;

  • уметь решать задачи с помощью графов;

  • знать основные характеристики графов;

  • уметь изображать графы по заданным характеристикам, совмещение графов;

  • знать свойства алгоритмов;

  • уметь составлять разветвлённые, линейные алгоритмы;

  • иметь представление о координате точки и координатной плоскости;

  • уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;

  • уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;

  • знать систему команд алгоритмического языка стрелок;

  • уметь редактировать текст;

  • уметь вставлять рисунки, объект WordArt;

  • уметь печатать текст;

  • уметь создавать рисунки в программе ПервоЛого;

  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе за компьютером

4 класс (34 часа)

Интернет (5 часов)

Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта. Просмотр Web-страниц. Поиск информации в Интернете.

Электронная таблица MicrosoftExcel (5 часов)

Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel. Работа с электронной таблицей. Выполнение простейших математических действий.

Логика (13 часов)

Информационное моделирование. Множества. Операции над множествами. Графы. Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах. Массивы. Массив объектов на схеме состава. Решение задач с использованием компьютера. Кодирование, как способ обработки информации. Декодирование информации. Алгоритм. Ветвление в построчной записи алгоритма. Цикл в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами.

Программа Microsoft Power Point (11 часов)

Знакомство с программой Microsoft Power Point. Запуск программы. Окно Microsoft Power Point. Типы презентаций. Контекстное меню. Создание презентаций из нескольких слайдов. Работа с пустой презентацией.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны:

  • знать правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;

  • знать представление о глобальной сети Интернет;

  • уметь работать с электронной почтой;

  • уметь искать нужную информацию в Интернете;

  • уметь работать с электронной таблицей;

  • уметь выполнять простейшие математические действия в электронной таблице Excel;

  • уметь создавать презентации из нескольких слайдов;

  • уметь кодировать, декодировать информацию;

  • уметь выполнять операции над множествами;

  • уметь решать задачи с помощью компьютера;

  • уметь искать пути в графе;

  • уметь определять правильность утверждения по схеме;

  • уметь строить алгоритм с параметрами;

  • уметь работать с алгоритмами;

  • уметь использовать клавиатуру, мышь при работе за компьютером.

Тематическое планирование

1 класс (34 часа)

№ урока

Тема урока

Компьютерная поддержка

Дата

1.

Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения –«Правила поведения в компьютерном классе»

2.

Возможности персонального компьютера. Применение персонального компьютера.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Применение персонального ПК»

3.

Компьютер и его основные устройства.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Компьютер и его основные устройства»

4.

Применение персонального компьютера.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Применение персонального компьютера»

5.

Мышь. Пиктограмма.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Мышь. Пиктограмма»

6.

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Клавиатура. Работа на клавиатурном тренажёре»

7.

Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.

Программа «Страна «Фантазия» - «Собери картинку»

8.

Повторение изученного.

Программа «Страна «Фантазия» - «Раскрась-ка»

9.

Контроль и учёт знаний.

10.

Запуск программы Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов.

Графический редактор Paint.

11.

Применение инструментов карандаш, ластик, кисть, палитра, линия.

Графический редактор Paint.

12-13

Создание, сохранение рисунка.

Графический редактор Paint.

14.

Повторение изученного.

Графический редактор Paint.

15.

Контроль и учёт знаний.

Графический редактор Paint.

16.

Предмет и его свойства.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Укажи лишнего»

17.

Состав предметов. Выявление существенного признака предметов.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Третий-лишний»»

18.

Порядок действий.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Последовательности»

19.

Последовательность событий. Возрастание, убывание.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Последовательности»

20.

Множества и его элементы.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества»

21.

Способы задания множеств.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества»

22.

Сравнение, отображение множеств.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества»

23.

Контроль и учёт знаний.

24.

Анализ контрольной работы. Повторение изученного.

25.

Логика и конструирование.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Элементы логики»

26.

Элементы логики. Суждение истинное и ложное.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Логика. Суждение истинное и ложное».

Презентация «Элементы логики. Суждения истинное и ложное»

27.

Элементы логики. Сопоставление.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Элементы логики. Сопоставление»

28.

Элементы логики. Слова-кванторы.

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Элементы логики. Слова-кванторы»

29.

Отрицание.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Игры со словами»

30.

Понятие «дерево»

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Внимание»

31.

Графы.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Внимание»

32.

Комбинаторика.

Программа «Страна «Фантазия» - программа «Игры со словами»

33.

Контроль и учёт знаний.

34.

Анализ контрольной работы. Повторение изученного.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограмма Дисциплина: «Основы экономики ». Разработал: Конев ... : 44(34) 20(10) 20 4 Программа курса ТЕМА 1. Введение в основы экономики ... на рынке труда. Дефицит рабочих рук и незанятые рабочие места. Эластичность рынка труда ...
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ...
  5. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса
    ... Государственного образовательного стандарта в содержании рабочейпрограммы предполагается реализовать актуальные в ... практическое содержание рабочейпрограммы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочейпрограммы обеспечивает освоение ...
  6. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММА по информатике для 9 класса ... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационным технологиям ... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочейпрограммы учтены рекомендации иструктивно-методического письма ...

Другие похожие документы..